Монастырский комплекс В наст. время кафоликон 1891 г. и соединенный с ним средневек. парекклисион Св. Троицы стоят посреди монастырского двора, с 3 сторон окруженного новыми жилыми и хозяйственными корпусами. Как именно эти корпуса соотносятся со старыми постройками, упомянутыми в Типиконе, неизвестно. Планировка монастырского комплекса в целом, видимо, следует за средневековой. Из рисунков и свидетельств путешественников можно заключить, что в период османского владычества монастырь окружали крепостные стены, которые, возможно, были построены еще до турецкого завоевания. Из всех упомянутых храмов только первоначальный кафоликон имеет относительно точную датировку (ок. 1090). Как показали исследования, парекклисионы Св. Троицы и Спасителя были возведены вскоре после кафоликона. Кафоликон посвященный свт. Иоанну Златоусту, был снесен и отстроен заново в 1891 г. Сохранился план, выполненный незадолго до этого У. Уильямсом. На основании плана можно заключить, что храм принадлежал к распространенному в визант. архитектуре XI в. типу октагона на тромпах. Он имел большой купол (ок. 6,5 м), к-рый опирался на 8 полукруглых опор, с севера, запада и юга приставленных к стенам, а с востока - к 2 квадратным столбам в виме. С востока был 3-частный алтарь, с запада к подкупольному пространству примыкал нартекс, в к-рый вели 3 прохода. Он имел сводчатое перекрытие и завершался апсидами с севера и юга. К юж. стороне диаконника примыкала небольшая капелла с апсидой, а к юж. апсиде нартекса - еще одно небольшое помещение (возможно, упомянутый в Типиконе скевофилакион (ризница), где хранилась частица Животворящего Креста). Оба помещения, вероятно, появились немного позднее, чем кафоликон и нартекс. Кроме того, с зап. стороны в неизвестное время была сделана пристройка с лестницей. Главная особенность кафоликона И. З. м.- купол на 8 пристенных опорах. Вероятно, в углах подкупольного квадрата переход к кругу барабана обеспечивали конические тромпы, а по сторонам света были плоские ниши с чуть более узкими полуциркульными арками.

http://pravenc.ru/text/577890.html

В молдав. росписях последующего времени обе эти композиции будут интегрированы в состав композиции «Страшный Суд». В нижнем регистре церкви в Лужанах представлены святые в рост. На сев. стене изображены св. мученики Сергий и Вакх, Вонифатий, Пров, Тарах и Андроник, на западной, по более ранним свидетельствам, было 6 фигур преподобных. Сопоставляя данные этих свидетельств с сохранившимися фрагментами, можно идентифицировать преподобных Варлаама и Иоасафа, а также предположительно свт. Василия Великого в монашеском облачении. Последнее изображение необычно как по типу представления, так и по месту расположения, однако подобные изображения святителей встречаются: в нартексе Троицкой ц. монастыря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса на Кипре; в нартексе Преображенской ц. мон-ря Зрзе в Македонии; а в поствизант. период изображения святителей в монашеских облачениях известны в афонских трапезных Великой Лавры и монастыря Ставроникита , в нартексе церкви в Пэтрэуци. На сев. стене помещены изображения 4 мучениц, из которых идентифицируется по надписи только мц. Кириакия. За ними следует надпись, к-рая относится к портрету ктитора, расположенному далее. Изображение ктитора, уникальное для молдавского искусства, редко и в общеправославном искусстве: верхом на коне, с копьем и со щитом в руках. В данном контексте можно только упомянуть изображение в виде всадника Владислава (Ягайло) в Троицкой капелле в Люблине (1418). Можно встретить подобные конные изображения и в Валахии, но не в росписях, а в виде скульптур, рельефов на могильных плитах господаря Раду де ла Афумаци († 1529) и его родственника Албу Голеску († 1574), а также Строе Бузеску († 1602) в момент битвы с татарином Гиреем. Знаменательно и то, что ктиторский портрет в Лужанах расположен в непосредственной близости от сцены «Лоно Авраамово» («Рай») из композиции «Страшный Суд». В нефе были расчищены только росписи зап. стены, можно идентифицировать 5 регистров. В верхнем регистре сохранилась нижняя часть неизвестной сцены.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Фрески церквей Богородицы Форвиотиссы в Асину , Св. Троицы мон-ря Хризостома (свт. Иоанна Златоуста) близ с. Куцовендис и Богородицы в Трикомо на Кипре свидетельствуют о распространении столичной живописи на тех территориях, к-рые входили в сферу политических интересов В. и., и где осуществлялась активная ктиторская деятельность. В памятниках визант. провинции черты нового стиля доведены до простой и ясной схемы, а в иконографии акцентирована смысловая сторона сюжетов. Роспись ц. Богородицы Форвиотиссы, как следует из надписи над входом в нартекс, была выполнена по заказу магистра Никифора в 1105-1106 гг. Первоначальная живопись (фрески поновлялись в кон. XII и XIV в.) сохранилась в алтарной апсиде - «Евхаристия» и фронтальный ряд св. отцов, в виме - «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», на зап. стене, над входом,- «Успение», над ним в люнете «Вход в Иерусалим» и «Тайная вечеря». На стенах и сводах - «Воскрешение Лазаря», «Умовение ног», «Сошествие Св. Духа», «Сорок мучеников Севастийских», а также фигуры святых: равноапостольных Константина и Елены, воинов-мучеников, целителей, преподобных. Композиции отличаются нек-рыми иконографическими особенностями. Так, в сцене «Причащение» первым к Христу подходит юный ап. Иоанн Богослов (на этом месте, как правило, находится ап. Павел); последний в ряду апостолов - Иуда, к-рый убегает в противоположную сторону, вынимая изо рта частицу, он изображен в профиль, движения резкие, угловатые. Редкий мотив - красный плат, к-рым покрыта рука Спасителя, держащая большой золотой евхаристический сосуд. Значение Евхаристии и Причащения помимо композиции «Причащение апостолов» акцентировано изображением причащения прп. Марии Египетской прп. Зосимой, расположенным рядом с жертвенником и диаконником, а также изображением в композиции «Тайная вечеря» рыбы - символа Христа. Помимо иконографических элементов, имеющих содержательное значение, использованы детали, усиливающие эмоциональное напряжение, напр. кровавые отпечатки следов ног в сцене «Сорок мучеников Севастийских». Удлиненные пропорции фигур, тонкий и точный рисунок, цветовое богатство, мягкая объемная моделировка ликов придают росписи изысканный характер. Однако заметно, что художники пользуются определенным набором штампов: однотипные лики, повторяющийся рисунок складок, единообразные позы фигур.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Единогласно избранный вместо Дамаскина Панарет (1827-1840) расплатился с долгами Архиепископии и добился существенного сокращения налогов. В 1830 г. на собрании епископов, духовенства и прокритов в Никосии были приняты решения об организации местного самоуправления (комиссия из 4 чел. при серале, комиссия из 24 чел., включая архиепископа и митрополитов, ежегодное Общее собрание, созываемое архиепископом), о назначении постоянного представителя киприотов в К-поле, об открытии лепрозория и учреждении среднеобразовательных школ в Ларнаке и Лимасоле и центральной «Греческой школы» в Никосии на пожертвования мон-рей Киккского, Махерасского, Синайского и свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса. Становление офиц. структур общинного самоуправления, в которых все более возрастала роль мирян - характерная черта жизни всех Вост. Церквей в XIX в., особенно с началом реформ Танзимата. Иоанникий, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Иоанникий, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Архиеп. Панарет осудил вспыхнувшие в 1833 г. в разных частях Кипра восстания под рук. Николаоса Фисевса, Гяур-имама и иером. Иоанникия из Махерасского монастыря. В окт. 1837 г. архиепископ отправил в К-поль миссию в составе митрополитов Дамаскина Китийского и Харалампия Киринийского, Хаджи-Киргениса Сариполоса и Хаджи-Иоанниса Викиса, которая добилась установления точной суммы налогов и жалованья наместника, что предотвращало злоупотребления местных чиновников. Созванное в июле 1838 г. в Никосии совещание духовенства и влиятельных киприотов решило, что раз в году будет проходить Общее собрание, на к-ром должны присутствовать уполномоченные представители всех городов и члены общественной комиссии сельских старост. Они будут рассматривать все султанские указы и общую сумму выплат в султанскую казну для составления бюджета. Члены общественной комиссии сельских старост избираются Общим собранием (20 представителей: 8 от Никосии, 8 от Ларнаки, 4 от Лимасола), они осуществляют надзор за сельскими общинами, общественными финансовыми счетами, проведением общественных работ и мероприятий в области здравоохранения и образования. Общее собрание также избирает Центральную димогеронтию, а жители городов - епархиальные димогеронтии, к-рые должны контролировать общественные работы и сбор налогов с христиан. Однако в 1840 г., в ходе проводимых в Османской империи реформ Танзимата, КПЦ была отстранена от сбора налогов с правосл. населения.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

паствой. Кафедру Фамагусты занял неизвестный по имени настоятель ц. прав. Симеона в этом городе, уроженец Крита; Лимасольскую кафедру - игум. мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса Герман (Кускунарис) (в 1580 переселился в Италию, принял католицизм, последние годы жизни провел в Испании; † 1604). Т. о. была восстановлена иерархия КПЦ. Архиепископ, резиденция которого находилась в Никосии, управлял Церковью вместе со Свящ. Синодом, число членов которого в XVI в. нам неизвестно. Очевидно, что не все епископии, существовавшие в визант. период, были восстановлены. В 1572 г. упоминаются епископы Пафосский, Лимасольский, Солийский и Фамагустский (в 1575 также - Амафунтский), в 1600 г.- Тамасский, Пафосский, Солийский и Китийский, в 1609 г.- Фамагустский, Лимасольский, Пафосский, Киринийский и Амафунтский, в 1618 г.- Солийский, Арсинойский, Пафосский, Киринийский ( Hill. 1972. P. 312). Во 2-й пол. XVII в., видимо с 1651 г. ( Χρυσστομος (Παπαδπουλος). 1929. Σ. 45, 47; Hill. 1972. P. 313), на Кипре осталось 4 епархии, к-рые поглотили остальные и были возведены в ранг митрополий: архиепископский округ (куда кроме Никосии входили бывшие Саламинская (Констанцийская), Карпасийская, Тримифунтская, Тамасская и Хитрская епархии) и 3 митрополии - Пафосская (включившая древнюю Арсинойскую епископию), Китийская (с присоединенными Амафунтской, Курийской, Лимасольской епископиями; кафедра в Ларнаке) и Киринийская (с упраздненными Лапифской-Ламбусской и Солийскими епископиями; в XVIII в. кафедра в монастыре Скуриотисса, в XIX в.- в мон-ре вмч. Пантелеимона в Мирту), а остальные епископии замещались лишь на незначительное время (напр., Тамасская и Тримифунтская, Ламбусская). Никифор, архиеп. Кипрский. Фрагмент иконы «Богоматерь на престоле». 1650 г. (Музей Киккского мон-ря) Никифор, архиеп. Кипрский. Фрагмент иконы «Богоматерь на престоле». 1650 г. (Музей Киккского мон-ря) Османские власти признали ведущую роль КПЦ в организации сбора налогов и поддержании порядка на острове. Об ответственности духовенства за сбор налогов с православного населения впервые упоминает в 1589 г.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

К промежуточному варианту типа храма с купольным залом и вписанного креста принадлежит ц. вмч. Феодора близ Сотиры (нач. XI в.), где с юж. стороны купол опирается на развитые пилястры, а с северной - на колонну и столб. В XII в. ц. Пресв. Богородицы Канакарии в Литрангоми перестроили в купольную базилику. В качестве особых, поздних вариантов крестово-купольного храма можно отметить типы, известные также в греч. провинции и на о-вах Эгейского м.: «вписанный крест» без зап. столбов (ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии, сер. XI в.) или без вост. столбов (ц. вмч. Евстафия Плакиды в Колоси, кон. XII в.), церковь с 3 куполами по центральной оси (прав. Лазаря в Ларнаке, кон. XI - нач. XII в.), церковь с куполами над рукавами креста (преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне). Реже встречается тип свободного креста в виде греческого креста с удлиненными зап. и вост. рукавами (церкви Пресв. Богородицы Киры близ Ливадии, перестроена, XII в. (?); прп. Феодосия Великого в Ахелии; Пресв. Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе; прп. Евфимиана в Лиси и Честного Креста в Месокипу, кон. XII в.) или латинского креста (церкви Пресв. Богородицы Хриселеусы в Эмбе и Честного Креста в Куке, XII (?) в., свт. Епифания в Лурукине). Собор груз. мон-ря Жалия (Ялья) (1184-1207) имеет уникальную для К. форму триконха. Этот тип в простом варианте (без обхода) начинают строить на К. только в кон. XI в.; вероятно, он был заимствован с Хиоса и распространился на Сев. и Сев.-Вост. К. ( Papageorghiou. 2010). С. Чурчич ( ur i . 2000) называет ранним примером средневизантийского октагона на тромпах ц. прп. Илариона (кон. Х в.) в замке св. Илариона. К 1090 г. относится строительство храма свт. Иоанна Златоуста в одноименном мон-ре близ Куцовендиса, ц. Пресв. Богородицы Марги в Мирту. В храмах святых Варнавы и Илариона (нач. XII в.) и Христа Антифонита близ Калогреи (кон. XII в.) вост. и зап. пары столбов (полукруглые или колоннообразные) смещены к западу, что придает куполу яйцевидную форму. Из данного типа храма развился его гексагональный вариант (ц. Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы), имеющий отдаленную параллель только с храмом в Като-Пендели близ Афин.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Церковь Христа Антифонита близ Калогреи. Кон. XII в. Церковь Христа Антифонита близ Калогреи. Кон. XII в. Начиная с периода кондоминиума церковная архитектура К. носит ярко выраженный локальный характер с налетом провинциальности (см: Megaw. 1974; Чурчич не согласен с этой т. зр.- ur i . 2000). Не встречается практически никаких черт столичного зодчества: нет храмов на 4 колонках (исключение - ц. вмч. Георгия в Киринии), типичных и для Греции, и для М. Азии, хотя сполий было достаточно, к-польских усложнений (типа апсидиолей или триконхиальных пастофориев), стремлений к иллюзионизму и «развоплощению» материи, изысканной декорации (из мрамора и мозаики). Кирпич используется в возведении арок и сводов преимущественно в кон. XI - нач. XII в. (кирпичные стены есть только в ц. свт. Иоанна в Куцовендисе); строятся в основном невысокие купола; окна небольшие и узкие. Кладка стен преимущественно каменная, из тесанных квадров или под штукатуркой; декорация, включая расчленение стен, почти отсутствует, максимально возможная сводится к 2-уступчатым аркам вокруг окон и входов, как в барабанах церквей вмч. Георгия «Фарангу», свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» и Христа Антифонита, на зап. стене церквей прп. Андроника во Френаросе, Пресв. Богородицы в Трикомо, преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне. Стены ц. Честного Креста в Анойире расчленены лопатками снаружи и внутри. Чуть более развита декорация лишь в 2 группах памятников. Фасады карпасийских храмов свт. Филона, арх. Михаила в Ялусе и свт. Синесия (XI-XII вв.) украшены 2 типами глухих 2-уступчатых ниш: занимающих всю травею больших и широких или поставленных в ряд малых и узких (несколько иной характер носят ниши на апсидах ц. Честного Креста в Ано-Лефкаре; они близки к оформлению фасадов малоазийских храмов в Алакилисе и Дерекёе (Фисандоне)). Кладка opus mixtum в храмах кон. XI - нач. XII в. свт. Иоанна Златоуста и Св. Троицы в мон-ре свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса и преподобных Илариона и Варнавы имеет аналоги в М. Азии (Чанлы-килисе и храм в Чельтикдереси); в храмах в мон-ре свт. Иоанна Златоуста и вмч. Георгия в Киринии сделаны наборные мраморные полы.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Особую версию купольного зала представляет 2-апсидная церковь вмч. Георгия в Афендрике (IX-X вв.) и вмч. Георгия в Хулу (нач. XI или кон. XII в.; возможно, копия 1-й), а также его вариант с отсутствием углублений в торцах крайних травей (церкви вмч. Георгия и Спасителя в монастыре свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, нач. XII в.; Агия-Напа близ Канду, X-XII вв.; св. Параскевы в Криту-Тере, 2-я пол. XII в.) и его 5-травейный извод (ц. Пресв. Богородицы в Кофину, нач. XI или XII в.). Др. вариант небольшого купольного храма на К. близок к типу «компактно вписанного креста», но с удлиненными зап. и вост. рукавами (ц. прп. Евфимиана в Лиси, кон. XII - нач. XIII в.; вмц. Анастасии в Полемидии) (Ibidem). Собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе. XI в. Собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе. XI в. Другой наиболее популярный тип церковного здания на средневизант. К. (как и во всей Византии) - простой (без вим) храм типа вписанного креста на 4 квадартных или прямоугольных опорах; как в визант. провинциальных храмах, угловые ячейки слегка удлинены по продольной оси, имеют арки разной высоты и перекрыты продольными коробовыми сводами. К этому типу относятся церкви прп. Антония Великого в с. Келье и Честного Креста в Анойире (IX-X вв.), ц. вмч. Прокопия близ Синграсиса (кон. Х в.), Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ Аканфу (XI в.), собор прп. Иоанна Лампадиста мон-ря в с. Калопанайотис (XI в., купол позднее убран под 2-скатную крышу), церкви вмч. Георгия Победоносца «тон Хортакьон» в Сотире, свт. Синесия в Ризокарпасо и св. Тихика в Палодии (XI - нач. XII в.), свт. Филона на п-ове Карпасия (XI-XII вв.), мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу (XII в.). Иногда в таких храмах отсутствуют боковые апсиды, напр. в соборе свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии, нач. XI в.; ц. вмч. Георгия в Киринии, кон. XI - 1-я пол. XII в. Значительное удлинение по продольной оси обычно вызвано перестройкой из ранневизант. базилики, как в церквах Ахиропиитос в Лапифе (Лампусе), Панагия Ангелоктиста в Кити (XI в.), ап. Варнавы близ Саламина (с удвоением подкупольного квадрата, кон. XI - нач. XII в.), свт. Епифания в Саламине (с 3 куполами над центральным нефом, XI - нач. XII в.- Papacostas. 2001).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

В софите подпружной арки было 7 медальонов с погрудными изображениями святых на красном и зеленом фонах; из них хорошо сохранился один (мч. Викентий?). На северной стене росписи располагались в 3 регистра. В люнете было «Предательство Иуды» (справа - хорошо сохранившаяся фигура неизвестного пророка), в среднем регистре, вероятно, «Суд Пилата» и «Несение креста», в нижнем регистре справа от двери, напротив «Сошествия во ад» на юж. стене,- огромное «Распятие» (сохр. фрагменты фигур скорбящих ангелов и ап. Иоанна Богослова с надписью). В софите арки - 7 медальонов с погрудными изображениями неизвестных святых. В софите арки над сев. дверью - медальоны с погрудными изображениями 3 отроков (хорошо сохр. изображение св. Мисаила). Росписи зап. подкупольных столбов также располагаются в 3 регистра. В верхних регистрах - фигуры пророков со свитками, обращенные к востоку, в средних - фронтальные фигуры преподобных, в нижних - имитация мраморной облицовки. Особо следует отметить хорошо сохранившиеся изображения прор. Иезекииля с пророчеством о Воскресении (на вост. грани юго-зап. столба) и прор. Моисея с пророчеством о Распятии (на вост. грани сев.-зап. столба). В зап. компартименте также сохранились фрагменты сцен и отдельные изображения святых. В своде - остатки 8 композиций. На юж. склоне в верхнем регистре было «Рождество Христово», в нижнем - «Рождество Богородицы» и «Введение». На северном склоне в верхнем регистре помещался «Вход Господень в Иерусалим», в нижнем - «Успение» (сохр. группа скорбящих апостолов у ног Пресв. Богородицы). Росписи зап. стены размещались в 3 регистра: одна композиция в люнете, 2 - в средней части и отдельно стоящие фигуры - по сторонам двери в нижней зоне. От них почти ничего не сохранилось. Ниши на сев. и юж. стенах целиком заняты изображениями святых. В софитах арок - по 5 мучеников в медальонах (идентифицируются с юж. стороны великомученики Димитрий, Георгий, Прокопий и мч. Евсигний; с сев. стороны - вмч. Иаков Персянин, далее предположительно святые Феодор Тирон, Арсений или Никита, Феодор Стратилат), в люнетах ниш - погрудные изображения преподобных (с юж.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Д. Уинфилд предположил, что ц. Асину и церковь в Трикомо расписал ученик мастеров из И. З. м. (и, следов., парекклисион Св. Троицы расписан ранее ц. Асину (1105/06), т. е. в 1-й период наместничества Евмафия Филокала). Фрески парекклисиона Св. Троицы по сравнению с остальными работами этой артели отличаются большей утонченностью и изяществом. К сожалению, ни одна из этих росписей не сохранилась как комплекс. Парекклисионы Спасителя и Пресвятой Богородицы «Афендрики» Ниже мон-ря, на кладбище, находятся 2 примыкающих друг к другу парекклисиона. Судя по свидетельству де Брёйна, уже в XVII в. они были в полуразрушенном состоянии. Сев. парекклисион Пресв. Богородицы «Афендрики» может быть идентифицирован с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней Пресв. Богородицы на кладбище. Он принадлежит к тому же архитектурному типу, что и парекклисион Св. Троицы. Внутреннее пространство с помощью лопаток и арочных ниш у боковых стен расчленено на 3 компартимента. Центральная часть, возможно, была увенчана куполом. Зап. фасад завершается щипцом, над порталом сделана плоская ниша с арочным завершением. Постройка возведена из грубо отесанного камня с применением кирпича. Имеются фрагменты росписей кон. XII - нач. XIII в. в очень плохом состоянии. В юго-зап. нише изображен вмч. Георгий на коне, в кольчуге и с копьем; за ним сидит юноша с кувшином, чашей и полотенцем, перекинутым через руку (об этом чуде см. в ст. Георгий , вмч., разд. «Чудеса», подразд. «Чудеса об избавлении отрока из плена»). Подобные изображения вмч. Георгия с юношей нередко встречаются в кипрских росписях в более позднее время. Судя по стрельчатым формам арок и по стилю фресок, парекклисион относится к кон. XII в. Юж., меньший по размеру парекклисион посвящен Спасителю. Вероятно, его следует идентифицировать с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней прав. Лазаря. Парекклисион построен из необработанного местного известняка, песчаника и кирпича. Возведенный скорее всего одновременно с парекклисионом Св. Троицы, он аналогичен ему по структуре: однонефный, с арочными нишами у боковых стен; возможно, над центральной частью был купол. С зап. стороны пристроен небольшой нартекс. Сохранились фрагменты росписи, расположение и иконография к-рых соответствуют назначению храма как погребальной часовни. На северной стене находятся фрагменты композиций «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», в арочной нише - полностью сохранившаяся композиция «Положение во гроб». По иконографии и эмоциональной выразительности она напоминает знаменитое «Оплакивание» из Нерези (1164). В виме - хорошо сохранившееся погрудное изображение прп. Симеона Столпника. Эти фрески по трактовке фигур и одеяний, типам лиц, технике письма, начертаниям букв в надписях аналогичны росписям парекклисиона Св. Троицы. Очевидно, парекклисион Спасителя был расписан той же артелью.

http://pravenc.ru/text/577890.html

   001    002    003   004     005