Значительно перестроенную однонефную сводчатую церковь вмч. Феодора в с. Ватилакас традиционно датируют XIV в. ( Θ. Σ. Μ. Βαθλακας//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 122). Однако, по мнению Ходзакоглу, она относится к средневизантийскому периоду ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 438-439). Свод поддерживают 2 поперечные подковообразные арки. В наст. время визант. свод заменен 2-скатной цементной крышей, храм оштукатурен цементным раствором. В апсиде сохранились фронтальные фигуры святителей. Ходзакоглу датирует их не позднее кон. XI в. (Ibid. Σ. 438-439). Церковь вмч. Георгия Победоносца Саккаса ( Σακκς) близ Ялусы представляет собой маленькую однонефную постройку кон. XI - нач. XII в. с цилиндрическим сводом, который поддерживает поперечная арка. В период правления династии Лузиньянов западная стена была разобрана и пристроен нартекс кубической формы с полукруглым куполом без барабана ( Π[απαγεωργου] Α. Γεωργου Αγου του Σακκ εκκλησα, Γιαλοσα//ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 54-55). К древнейшему слою росписей кон. XI - нач. XII в. принадлежит изображение неизвестного святителя на сев. стене и свт. Фирса, еп. Карпасийского, на юж. стене ( Παναγιωτδη Μ. Οι τοιχογραφες του Αγου Γεωργου του Σακκ στο Ριζοκρπασο//Τταρτο Διεθνς Κυπρολογικ Συνδριο: Περιλψεις. Λευκωσα, 2008. P. 127). Рядом со свт. Фирсом изображены вмц. Варвара (XIII в.) и неизвестная святая (более поздняя фреска, которую Илиадис датирует 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 473)). При визант. храме в 40-х гг. XX в. возник жен. мон-рь и вокруг церкви были построены кельи. Церковь Пресв. Богородицы в Трикомо нач. XII в. представляет собой синтез «купольного зала» и храма типа «компактно вписанного креста». Для сооружения древнейшей части храма использовались блоки туфа от саламинского водопровода с небольшим добавлением плинфы, что является редкостью для этого региона. Северная и южная стены снабжены 3 пристенными арками, средняя имитирует рукав креста; арки разделены опорами, имеющими не прямоугольную, а круглую форму. В высоком барабане прорезаны 12 окон, как и в построенном в кон. XI - нач. XII в. парекклисионе Св. Троицы Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса . Все окна, включая апсидные, снаружи окружены плоскими нишами.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Махерасский монастырь [Греч. Ιερ Μον Μαχαιρ], действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви . Находится в 40 км к югу от Никосии (Лефкосии), расположен в вост. части горного массива Троодос, на высоте 870 м над уровнем моря. М. м. возник в XII в., но из-за пожаров визант. постройки не сохранились. Чудом уцелели 2 реликвии визант. периода: палладиум мон-ря - чудотворная икона Божией Матери «Махериотисса» (приписываемая кисти ап. Луки ; искусствоведы датируют ее Х в. или 2-й пол. XI в.) и рукописный монастырский устав прп. Нила (1201-1210), благодаря к-рому стала известна история основания обители. Палестинские монахи прп. Неофит и его ученик прп. Игнатий ок. 1145 г. покинули Иорданскую пустыню и приплыли на Кипр. Сначала они остановились в свт. Иоанна Златоуста монастыре близ Куцовендиса , а затем основали собственный мон-рь на одной из вершин напротив горы Кьония (высота 1423 м). Устав 1201-1210 гг. умалчивает об обретении иконы, однако по местному преданию, изложенному В. Г. Григоровичем-Барским, на месте основания мон-ря, в пещере, по-видимому со времени иконоборческих гонений, была оставлена икона Божией Матери, к которой был привешен нож ( Григорович-Барский. 1886. С. 318). Из-за него икона и получила свое необычное название «Махериотисса» (Μαχαιριτισσα, Παναγα το Μαχαιρ; от греч. μαχαρι - нож). В более поздних легендах история с ножом изложена по-иному (преподобные Неофит и Игнатий при помощи ножа расчистили вход в пещеру, где затем обрели икону - Победимская. 2007. С. 42) или вообще обретает переносный смысл (зимой здесь задували пронизывающие, как нож, ветры - Parthog. 1995. P. 200). Хранящийся в М. м. образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритисса , на котором Божия Матерь представлена без Младенца, в повороте 3/4, с молитвенным жестом рук. Первоначальная киноварная надпись ΑΓΙΟ/ΣΩΡΙΤΗΣΑ изменена на выполненную более темной краской ΜΑΧ /ΡΙΩΡΙΤΗΣΑ.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

Пресв. Богородицы Елеусы в Велюсе (1085-1093 или ок. 1080), свт. Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса на Кипре (1099-1103 или 1111-1118), храмов Пресв. Богородицы Космосотиры в Фересе (1152), вмч. Пантелеимона в Нерези (1164). Др. редкие черты имеются во фресках зап. стены: фигуры Церкви и синагоги и изображение сильного изгиба тела Иисуса Христа в композиции «Распятие», которые до XIII в. встречаются только на миниатюрах в рукописях и на рельефах слоновой кости. В «Успении Пресв. Богородицы» представлен эпизод с иудеем Афонием; это изображение также получило распространение в монументальной живописи с XIII в., хотя единичные примеры его появления есть и в более ранних памятниках (Йыланлы-килисе в долине Ыхлара в Каппадокии, IX-X вв.). Необычно также расположение апостолов и ангелов по разные стороны ложа Богоматери, аналогии находятся на Кипре ( Амасгу Богородицы жен. мон-рь , слой росписи рубежа XII и XIII вв.) и в Кастории (ц. св. Бессребреников). В композиции «Страшный Суд» наряду с группами грешников изображены 3 фигуры с подписями и атрибутами их грехов: ростовщик - с кошельком, клеветник и обманывающий при взвешивании - с весами на шее, а также блудницы, терзаемые змеями. Стиль фресок 1-го слоя в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы обладает ярко выраженной индивидуальной окраской и не имеет точных аналогов. Плотные композиции заполнены крупными фигурами и массивной архитектурой. Яркие цвета часто диссонируют друг с другом. Притом что во всех сценах преобладает торжественное величие, художник попытался внести в них драматизм, придав движениям нек-рых образов энергичность и порывистость. Пропорции и структура тел и лиц часто смело искажаются и переходят в гротеск. Лица весьма экспрессивны, с крупными, тяжелыми и резкими чертами, обведенными темными линиями, с акцентированной мимикой. В целом образам ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы присущи суровость, напряжение, дисгармония. Однако, несмотря на заметное своеобразие, и техника письма, и отдельные приемы, и образное содержание этих фресок вписываются в ход развития визант.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Инициатором строительства парекклисиона Св. Троицы был известный военачальник имп. Алексея I Комнина Евмафий Филокал. Он был хром на обе ноги, с чем связана этимология названия Куцовендис (от κουτσς - хромой и αθντης - господин). В 1098-1099 гг. в И. З. м. останавливался по пути из Св. земли Феоктист, буд. игум. Иоанна Богослова мон-ря на Патмосе , а в нач. XII в.- основатели Махерасского мон-ря преподобные Неофит и Игнатий . Между 1152 и 1159 гг. в И. З. м. подвизался прп. Неофит Затворник , затем его младший брат Иоанн, ставший в 1176 г. экономом, а ок. 1214 г.- игуменом монастыря. К этому времени И. З. м. и Неофита Затворника преподобного монастырь входили в число наиболее влиятельных обителей на Кипре. Имеется неск. свидетельств существования в XII-XIII вв. маронитского монастыря св. Иоанна в окрестностях Куцовендиса, однако недавние исследования показали, что его невозможно отождествлять с одноименным греч. мон-рем. Об истории И. З. м. после установления на Кипре лат. владычества (1192) известно мало. Неск. упоминаний XIII-XV вв. свидетельствуют о том, что он продолжал действовать как православный. В 1301 г., во время путешествия по Кипру, в И. З. м. провел неск. месяцев францисканский монах и философ Раймунд Луллий, написавший трактат «Новая риторика». Возможно, в XV в. (точная дата неизв.) в И. З. м. была перенесена из заброшенной церкви в г. Хитры (близ совр. Китреи) глава прп. Епифания , одного из т. н. Аламанских святых. В период венецианского владычества (1489-1570/71) И. З. м. продолжал существовать, хотя уже не был независимым и подчинялся находящемуся неподалеку мон-рю Пресв. Богородицы «Апсинфиотиссы». В это время в И. З. м. были проведены нек-рые ремонтно-строительные работы, однако нет никаких сведений о работе художников или скриптория. Вскоре после захвата турками Никосии 9 сент. 1570 г. И. З. м. был разграблен, а его здания и земли конфискованы. Но уже в 1589 г. мон-рь снова действовал: некий Луциос заказал для него икону свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ХРИЗОСТОМАТ [греч. Κοσμς Χρυσοστματος] (XII в.), прп. (пам. кипр. 19 янв.). Упоминание об этом святом содержится в кипрском Типиконе Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса (Paris. gr. 402). В нем под 19 янв. указано, что в обители «совершают поминовение преподобного отца нашего Космы Хризостомата, так же как и поминовение пресвитера и кафигумена господина Никифора» (Fol. 101), др. сведений о К. Х. не сохранилось. Из его именования Хризостоматом следует, что он был монахом мон-ря свт. Иоанна Златоуста (Хризостома) и, возможно, его игуменом, как предположил Т. Папакостас. Др. насельник этой обители (впосл. Иерусалимский патриарх Иоанн IX ) именуется в Типиконе Иоанном Хризостомитом, а не Хризостоматом (Fol. 145r). Время жизни К. Х. несомненно относится к XII в., т. к. мон-рь свт. Иоанна Златоуста был основан в 1090 г., а Типикон, содержащий сведения о святом, датируется нач. XIII в. Почитание К. Х. носило местный характер. Лит.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 123; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 258; Papacostas T. The History and Architecture of the Monastery of St. John Chrysostomos at Koutsovendis, Cyprus//DOP. 2007. Vol. 61. P. 52. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: НЕОФИТ ЗАТВОРНИК (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?)), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря

http://pravenc.ru/text/2458843.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иерусалимская Православная Церковь ИЛИЯ I (II) (ок. 430 - 518), свт. (пам. зап. 4 июля (Римский мартиролог), 18 февр. (Мелькитская католическая Церковь); в греч. и рус. синаксарях не упом.), патриарх Иерусалимский (494 - 516) ИМЕНЕЙ [Гименей], еп. Иерусалимский (ок. 260-298); принимал участие в Антиохийских Соборах 264 и 268 гг. ИОАНН еп. Филадельфии (ныне Амман) (рукоположен, вероятно, до 644), местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Православной Церкви (649 - 50-е (?) гг. VII в.) ИОАНН II (до 356 - 417), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана КАТАМОН мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КЛЕОПА (Кикилидис) (1866-1929), митр. Назаретский (с 1922), архиеп. Диокесарийский (1921-1922), церковный историк, агиолог

http://pravenc.ru/rubrics/121460_2.html

Образование кантарской монашеской общины началось в Махерасском мон-ре , когда туда пришли иноки Иоанн и Конон с Калон-Орос (Καλν Ορος, т. е. Добрая или Прекрасная гора), под которой традиционно подразумевали Св. Гору Афон. Однако Дж. Меркати высказал предположение, поддержанное Пападопуллосом, что речь идет о малоазийском порте Аланья (одно из средневек. названий которого было Канделор). В Махерасском мон-ре к Иоанну и Конону присоединились мон. Матфей и мирянин Феодор. Подвижники решили поселиться в более уединенном месте. Ненадолго они остановились в Иоанна Златоуста мон-ре близ Куцовендиса , а затем отправились в Кантарский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице, к-рый находился недалеко от замка Кантара. Сразу после того, как они поселились в Кантарском мон-ре, иноческий постриг с именем Варнава принял брат Феодора Василий, а через нек-рое время и Феодор - с именем Фома. Вскоре к общине присоединился иером. Климент из неназванного кипрского мон-ря, позднее - мон. Иеремия с Калон-Орос, а затем - миряне с Калон-Орос братья Михаил и Феодор (впосл. в монашестве Макарий и Феодорит) с пресвитером и просмонарием никосийского монастыря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы Иоанном (впосл. мон. Иларион). После них в монастырь был принят мон. Геронтий. Слава об их аскетической жизни вскоре распространилась среди местного населения. Когда о монашеской общине стало известно лат. властям, в Кантарский мон-рь прибыли доминиканцы: протопр. Андрей, ответственный за собор в Никосии в случае отсутствия лат. архиепископа, и мон. Гильерм. Согласно кипрским законам, община не имела офиц. статуса (для монашеского пострига было необходимо разрешение феодала, к-рый также контролировал численность насельников обители, а избрание игумена утверждал местный лат. епископ). Между доминиканцами и кантарскими монахами возник спор о зап. обычае использования для совершения литургии опресноков. Кантарские монахи предложили доминиканцам испытание огнем, чтобы убедиться, кто из прошедших через костер останется невредимым - православные с квасным хлебом или католики с опресноками. Доминиканцы отказались от испытания и велели монахам дать объяснение перед лат. архиепископом в Никосии. Причастившись, К. п. на следующий день отправились в столицу, по пути в Никосию правосл. киприоты просили благословения подвижников. В Никосии монахи остановились в мон-ре св. Георгия Манганского, где к ним присоединились еще 2 инока из Махерасского мон-ря - Игнатий и Григорий.

http://pravenc.ru/text/1470281.html

В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. З. м. в 1735 г., записал монастырское предание, согласно к-рому ранее подчинявшийся архиепископу мон-рь после захвата турками был продан в частное владение некоему знатному киприоту. Тот через нек-рое время отправился в паломничество на Св. землю и пожертвовал свое имущество Иерусалимскому Патриархату ( Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 247), к-рому мон-рь принадлежит по сей день. В 1735 г. в И. З. м. было 5 или 6 монахов, и теперь уже мон-рь Пресв. Богородицы «Апсинфиотиссы» находился в его подчинении. Григорович-Барский также передает легенду об основании мон-ря некой принцессой, исцелившейся от болезни в близлежащем источнике, однако эти сведения ничем не подтверждаются (Там же. С. 245-246). Др. путешественники XVII-XVIII вв. оставили интересные сведения о мон-ре. Голландец Корнелис де Брёйн, посетивший И. З. м. в 1683 г., сообщил, что в обители кроме игумена было 11 монахов и 3 священника и что кельи были недавно перестроены после пожара. Он выполнил замечательное описание кафоликона с позолоченным иконостасом, установленным 5 годами раньше, и рисунок общего вида монастыря. Количество насельников на протяжении XVIII-XIX вв. оставалось небольшим, а монастырские здания, включая оба храма, стояли в полуразрушенном состоянии. В кон. XIX в. было решено снести кафоликон. На его месте в нояб. 1891 г., при Иерусалимском патриархе Герасиме I и архим. Кирилле (Карагеоргакисе), был построен новый храм. К этому времени община насчитывала 13 чел. (в число к-рых, возможно, входило неск. мирян). В 1937 г. монастырский комплекс был включен в число кипрских памятников древности. С этого времени и до 60-х гг. ХХ в. Кипрский департамент древностей вел в И. З. м. реставрационные работы. В 1974 г., после оккупации Турцией Сев. Кипра, все мон-ри, включая И. З. м., были закрыты. Вплоть до наст. времени на его территории находится тур. военная база и доступ в него невозможен. Имеются сведения о том, что часть фресок в парекклисионе заштукатурена.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иерусалимская Православная Церковь. Монастыри ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана КАТАМОН мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121472.html

Екатерины на Синае), в эмалевом медальоне на раме пластины «Арх. Михаил» алтаря Пала д " Оро (1105) в соборе Сан-Марко в Венеции, а также на створке иконы-минеи на дек. (ок. 1200, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Сохранилась большого размера (100×72см) 2-сторонняя икона кон. XII в. «Богоматерь с Младенцем. Св. Иаков Перский» из ц. Богородицы Феоскепасты на Пафосе (Кипр). На ней И. П. представлен в воинских доспехах, в ярко-красном плаще, маленькой «фригийской» шапочке, с серьгой в ухе, в руках щит и меч. Икона, вероятно, являлась процессионной; существует предположение, что первоначально обе стороны иконы были частями диптиха и стояли в местном иконном ряду кипрской церкви, посвященной И. П. (The Glory of Byzantium. Сат. 75. P. 127-129). И. П. редко изображали в средневизант. период, хотя известно о существовании на Кипре посвященных ему 3 храмов ( Delehaye H. Les légendes grecques des saints militairs. P., 1909; Idem. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 267-271). Образ И. П. был включен в роспись храма монастыря свт. Иоанна Златоуста в Куцовендисе на Кипре (кон. XI - нач. XII в.). В визант. искусстве с XIII в. И. П. обычно изображали в вост. платье с тюрбаном на голове, как, напр., на фресках ц. св. Власия в Веррии (XIII в.). На Балканах, где также было распространено почитание святого, сосуществовали мученический и воинский тип его изображения. В живописи XIV в. независимо от иконографического извода уделялось большое внимание костюму И. П. со множеством деталей. На фреске в ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) он представлен с крестом в руке, в лиловом плаще, украшенном орнаментом, и в шапке с меховой опушкой. В Печке Патриаршей он изображен дважды: как мученик в медальоне в ц. св. Апостолов (ок. 1260) и как воин в ц. Богоматери Одигитрии (ок. 1337) - в рост, в красной рубахе, поверх короткая верхняя одежда со спущенными рукавами, украшенная вост. орнаментом, на голове вост. тюрбан, левой рукой он опирается на меч, в правой держит копье. На фресках ц.

http://pravenc.ru/text/200345.html

   001   002     003    004    005