Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМЕНТИАН (нач. XIII в.- после 1264), серб. иером., духовник мон-ря Хиландар на Афоне, агиограф. Жизнь О жизни Д. сохранились скудные сведения, к-рые он сообщил в агиографических произведениях. Исследователи считают, что Д. был благородного происхождения и получил хорошее образование, принял монашество, вероятно, в монастыре Жича , где стал учеником св. архиеп. Сербского Саввы I . Д. сообщает, что был младшим, т. е. вероятно последним учеником архиепископа. Очевидно, Д. сопровождал учителя во 2-м паломничестве на Св. землю (1233 - нач. 1235), находился в Тырнове во время его предсмертной болезни, участвовал в погребении и перенесении его мощей в мон-рь Милешева. Потом он удалился на Св. Гору, где в карейской келлии по желанию кор. Уроша I, внука Немани и племянника Саввы и, возможно, брата короля, буд. архиеп. Сербского Саввы II , к-рый монашествовал на Афоне во время пребывания там Д., к 1243 или к 1254 г. составил Житие св. Саввы. Ок. 1260 г. Д. был избран духовником братии Хиландара и поселился в горах над монастырем, в пирге Преображения Спасителя, где в 1263-1264 гг. написал Житие Симеона Мироточивого, отца своего учителя и объединителя серб. земель. Нек-рые сведения о последних годах жизни Д. содержат записи книгописца Феодора (которого в лит-ре принято отождествлять с агиографом Феодосием Хиландарцем ) в «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского (1263) (ГИМ. Син. 345). Повествуя о постигших его в молодости невзгодах на Афоне, Феодор благодарит Д. за неоднократное заступничество и заботу. Последнее упоминание о Д. относится к 1264 г., точных сведений о времени его кончины нет. Сочинения Житие св. Саввы превосходит по объему все средневек. серб. биографии и является одним из наиболее значительных и сложных произведений серб. лит-ры. В 33 главах подробно излагается биография «первоучителя сербского» и в переработанном автором виде представлены грамота о провозглашении автокефалии Сербской Церкви, ряд посланий, проповеди св. Саввы; впрочем, вопрос об авторстве последних (св. Савва или Д.) из-за отсутствия независимой традиции остается открытым.

http://pravenc.ru/text/178799.html

Сведений о строительной активности в П. м. в XVII в. мало. Известно, что в янв. 1627 г. иером. Исаия соорудил царские врата в кафоликоне; в 1640 г. на средства греч. свящ. Матфея был построен иконостас и обновлена роспись кафоликона ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 321). К кон. XVII в. П. м. был в числе сравнительно богатых и благополучных мон-рей Афона. Среди высоких покровителей П. м. в это время был Иоанн Маврокордат (1684-1719), великий драгоман и логофет К-польского Патриархата. По сведениям кавалера Рико, посетившего Св. Гору в кон. XVII в., афонские обители ежемесячно платили османскому султану 1000 экю (талеров). Из этой суммы П. м. платил 57 талеров; больше него вносили Великая Лавра - 110, Ватопед и Хиландар - по 100, Ивирон - 85 и Дионисиат - 60. Остальные мон-ри платили меньше П. м. или вообще не платили ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 296). В. Г. Григорович-Барский, посетивший Афон в 1744 г., оценил П. м. как мон-рь бедный и разоренный. «В Пантократоре иноков бяше число мало, иже ради скудости и долга монастырскаго, инны же ради непостоянства разбегошася» ( Григорович-Барский. 1887. С. 208). «В Пантократоре иноки в чинах монастырских и церковных, елико мощно, последуют прочим монастырям главным, аще и не во всем, наипаче же с небрежением приимуют странных, и то ради общаго обычая, а не от благаго произволения, якоже искусом познавши многие, мне свидетельствоваша, аще мене и добре угостиша» (Там же. С. 206). Обобщая свой опыт проживания на Афоне, Григорович-Барский заявил, что вопреки обычаям большинства афонских обителей монахи Дионисиата, Кутлумуша и П. м. недружелюбны к паломникам и странникам и принимают их у себя неохотно (Там же. С. 320-321). Тем не менее финансовые затруднения не останавливали развития и строительства в П. м., к-рое заметно активизировалось с сер. XVIII в. Большинство ныне существующих жилых помещений и малых храмов П. м. построены в период 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. В 1744 г. было перестроено зап. крыло монастырского комплекса, состоящее из трапезной и келий. Трапезная была расписана художниками Серафимом, Космой и Иоанникием из Янины на средства мон. Тимофея Лемносца и освящена 5 авг. 1749 г. ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 321; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1152). В 1770 г. было перестроено зап. крыло келий. В 1773 г. П. м. частично пострадал от пожара, после чего были проведены работы по его восстановлению и новой перестройке. В 1781 г. скевофилак и иером. Кирилл и Георгий перестроили наружную стену сев. келий. Одновременно ими был устроен парекклисион св. Андрея Первозванного и св. Иоанникия в сев.-вост. углу келий; в помещении над парекклисием был освящен храм св. Архангелов.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Славянские рукописи Собрание слав. рукописей XIV-XIX вв. и старопечатных книг в б-ке В. Л. является крупнейшим среди неслав. мон-рей Афона и 4-м на Св. Горе после Хиландара, Зографа и Пантелеимонова мон-ря. Его каталогизированная часть (секция Z б-ки) включает 58 кодексов. Число некаталогизированных рукописей составляет еще ок. 30 кодексов (информация X. Микласа и А. А. Турилова), среди к-рых имеются как пергаменные, так и написанные на бумаге (напр., серб. сборник аскетического содержания рубежа XIV-XV вв.). Среди каталогизированных рукописей особого внимания заслуживают болг. Минея служебная на февраль нач. XIV в. на бумаге (Z-53), содержащая особую сокращенную редакцию службы равноап. Кириллу Философу ( Нихоритис. С. 183-198); серб. Минея праздничная сер. XIV в. (Z-42); 2 сборника аскетических сочинений 2-й пол. XIV в.- болг. (Z-36) и серб. (Z-41); серб. Богородичник посл. четв. XIV в. (Z-51) - один из древнейших слав. списков этого богослужебного сборника, украшенный заставкой визант. стиля, напоминающей белокаменную резьбу; монастырский синодик-помянник (Z-23), написанный в Москве в 1641-1642 гг., во время пребывания там лаврского посольства; Псалтирь с рисунками-миниатюрами (Z-29), переписанная в 1650 г. в Адрианополе иереем Захарией Брусленовским «из повету Киевского», попавшим в плен к татарам в начале национально-освободительной войны, проданным в Турцию и выкупленным местными христианами; мистико-дидактическое соч. «Вечность адская, или Узы и огнь вечный» (Z-35) в укр. списке 1748 г., сделанном иером. Даниилом (Пучковским). Лит.: Нихоритис К. Службата на Св. Кирил Философ: Светогорска ръкописна традиция//Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. Vol. 8/9. Р. 183-198; Slavic Codices of the Great Lavra Monastery/A Description by M. Matejic and D. Bogdanovic. Sofia, 1989; Слав. рукописи афонских обителей/Сост. А. А. Турилов и Л. В. Мошкова, под ред. А.-Э. Н. Тахиаоса. Фессалоники, 1999. А. А. Турилов Иером. Дионисий (Шлёнов) Прп. Геронтий. Гравюра XIX в. (греч. Σκτη Αγας ρδβλθυοτεΑννης), особножительный, самый большой и древний на Афоне, находится на склоне зап. отрогов горы Афон, за Новым Скитом и недалеко от Пустыни. Келлии располагаются на высотах от 450 м и ниже, кириакон (скит-ский соборный храм) - на высоте 300 м. Ранее в этой местности, именовавшейся Вулевтирии, находился мон-рь в честь Божией Матери или сщмч. Елевферия, основанный ок. 1007 г. Евстратием, 2-м игум. В. Л. Описание Вулевтирий и одноименного мон-ря сохранилось в истории эсфигменского игум. Феодорита (опубл.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие. С. 469-470).

http://pravenc.ru/text/150059.html

Собор преподобных отцов, на Афоне просиявших. Икона. 1849 г. Иконописец Макарий из Галатисты (мон-рь Протат) Наиболее раннее изображение П. находится в составе образов святых, занимающих нижний ярус стен Успенской ц. Протата в Карее. В отделенной от основного пространства юго-зап. ячейке (камере) близ прохода в наос сохранилась лишь верхняя половина его образа; на соседней стене - образ прп. Онуфрия Великого, через пролет - изображение прп. Афанасия Афонского (ок. 1300, мастер Мануил Панселин). Уже в этом фресковом образе П. отличительные черты его внешности определяют индивидуальность облика: седые волосы, короткие спереди и волнистые на затылке, отсутствие бороды и невыделенная графика морщин придают лицу П. моложавость, к-рая контрастирует с белым цветом волос. Куколь синей схимы опущен, на плечах коричневый плащ, трижды скрепленный впереди, в руках - закрытый свиток. Эти черты внешности П. сохраняются во всех известных «портретных» изображениях святого, как в стенописях, так и на иконах. В нач. XX в. это изображение, как и др. росписи Панселина в Протате, были известны в России: сохранилась фототипия 1913 г. с образом П. из собрания В. Т. Георгиевского (ГМЗК). В чине преподобных П. появляется в росписях купольных нартексов (лити) кафоликонов афонских мон-рей: Хиландара (1321/22) - на 2-м ярусе на сев. стене; Дионисиата - на нижнем ярусе, на арке окна на юж. стене (1-я пол. XVII в.), рядом с прп. Максимом Кавсокаливитом. Фреска в лити Дионисиата по рисунку и цвету повторяет образ, созданный Панселином, с той лишь разницей, что лицевые морщины подчеркнуты контрастом цвета основы и белильной разделкой. В нартексе парекклисиона вмч. Георгия мон-ря св. Павла, который находится на верхнем этаже сев. братского корпуса (по выражению В. Г. Григоровича-Барского - «на столпе») и украшен фресками (ок. 1552-1555, мастер Антоний Афонский), П. изображен на зап. стене рядом с афонскими святыми, преподобными Петром и Афанасием, а также с преподобными Кириаком Отшельником и Нилом Синаитом.

http://pravenc.ru/text/2581813.html

2-й, не зависящий от 1-го полный перевод хроники Г. А., известный в лит-ре под названием «Летовник» («Лтовникь ськращень от различнïихь лтописьць же и повдателïи избрань и сьставлень от Георгïа грешнаа инока»), был выполнен, как считается, в Болгарии не позднее 2-й четв. XIV в. (учитывая рукописную традицию памятника, нельзя исключать возможность его перевода болгарами, но в Сербии или по серб. заказу на Афоне), сохранился только в серб. списках XIV-XVI вв. общим числом не менее 13 (их перечень см.: Weingart. S. 168-230; Турилов А. А. К истории второй (македонской) рукописной колл. А. Ф. Гильфердинга//Слав. альманах, 2002. М., 2003. С. 133-134). Старший (пергаменный) список, содержащий 2-ю часть хроники (Вена, Австрийская национальная б-ка. Слав. 10), датируется 2-й четв. XIV в. и происходит из Хиландарского мон-ря (в XIV-XV вв., судя по записям, находился в одном из крупных серб. рудничных центров - см.: Сп. Творци и дела старе српске Титоград, 1963. С. 271-273). «Летовник» был весьма популярен у серб. правителей 2-й пол. XIV в.- наследников царства Стефана Душана; список 70-х гг. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 183; РНБ. Вяз. F. IX/1. Л. 28) был переписан для правителя Эпира Карло Топиа; рукопись 1386 г. (ГИМ. Син. 148) - в Хиландаре для вельможи Константина Деяновича «господина Радована»; кодекс 1387 г. (Афон. Пантелеимонов мон-рь. Слав. 17) - для Вука Бранковича ; пергаменный кодекс 1388-1389 гг. (Прага. Народный музей. IX D 32) - для неустановленного правителя или иерарха (лист с записью писца сильно поврежден). В кон. XIV в. сокращенный текст «Летовника» был использован в качестве введения к серб. летописям (т. н. старшим). В нач. XV в. (ок. 1408) памятник был привлечен в Хиландарском мон-ре иноком Григорием для создания по поручению деспота Стефана Лазаревича сокращенной редакции («Паралипомена») хроники Иоанна Зонары ( Азбучник српских nojмoba. Београд, 19902. С. 366). Болг. орфографическая традиция памятника представлена только поздним (2-й четв. XVI в.) списком молдав. или (менее вероятно) валашского происхождения (РГБ. ф. 178 (Муз.). 921), для к-рого нельзя полностью исключить серб. посредство. На Руси этот перевод известность не получил: список 1387 г. (ГИМ. Син. 148) был приобретен на Афоне в сер. XVII в. Арсением (Сухановым) .

http://pravenc.ru/text/164333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucaja] (Исаия Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» , автор пространного лит. рассказа о сербско-тур. сражении на р. Марице в 1371 г. В научной лит-ре (прежде всего сербской) И. отождествляется с соименным игуменом Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне, но болг. исследователи эту гипотезу не поддерживают, т. к. в сохранившейся части Жития игум. Исаии (повествование доходит до 1375) о его лит. трудах не упоминается. Согласно Житию, И. (светское имя неизв.) род., судя по продолжительности жизни и известным фактам биографии, ок. 1300 г. (в лит-ре есть маловероятные предположения о его рождении между 1310 и 1315 - Podskalsky. 2000. S. 414), «при благочестивем и христолюбивем самодрьжци всее Срьпские земле и Подунавские и Поморские и Арбанашкие светом крали Уроше» (см. Милутин Стефан Урош II, св. кор.). Местом рождения названа «епархия, глаголемая Лиман», под к-рой, вероятно, подразумевается «Липлян», епископия на Косовом поле с центром в мон-ре Грачаница (недостаточно оснований считать, что речь идет о долине р. Лим). И. происходил из знатной семьи, его родителей звали Георгий и Калина. Юноша получил хорошее образование, и ему прочили придворную карьеру. Но, собираясь стать монахом, он недолго оставался при дворе и принял постриг в Осоговском мон-ре . Очевидно, до 1330 г. И. ушел на Афон в мон-рь Хиландар . Неск. лет спустя он навестил родителей и уговорил их принять постриг под именами Герасим и Феодосия. Между 1345 и 1348 гг. И. стал послушником старца Арсения, бывш. игумена Хиландара, к-рый представил его приехавшему в 1347 г. с семьей на Афон серб. царю Стефану IV Душану ; впосл. И. стал другом и советником правителя и его жены Елены (см. Евгения , прп.). После смерти наставника И. удалился в пуст. прп. Павла Ксиропотамского вместе с учеником Сильвестром и с «советником и сподвижником» Дионисием (последний в серб.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.) Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.) В системе декорации крестово-купольного храма изображения Е. помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света. Иконы Е. могли входить в состав деисусного ряда темплона (ок. 1360, мон-рь Хиландар на Афоне). Один из ярких примеров воплощения в визант. искусстве классических традиций - портретные миниатюры Е. в Четвероевангелии из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 43. Fol. 10v, 11r, 12v, 13r, X в.). Е. представлены на фоне архитектурного c элементами пейзажа задника - разнообразных массивных античных построек, акцентирующих глубину пространства. Фигуры Матфея и Иоанна развернуты влево, Марка и Луки - вправо. Е. сидят в свободных позах на табуретах с подушками, ногами опираясь на подножия, перед столиками с письменными принадлежностями и пюпитрами, на к-рых лежат книги. Матфей глубоко задумался перед раскрытой книгой, приложив палец к углу рта; Марк держит стило, готовый писать, но пока его рука покоится на колене; Лука окунает стило в чернильницу, раскрытый для письма кодекс лежит на коленях, через закрытую книгу на пюпитре перекинут длинный свиток, его конец находится на полу; Иоанн со свернутым свитком в левой руке сосредоточенно размышляет перед раскрытой на пюпитре книгой, прижав палец к губам, около пюпитра - коробка со свитками. На столах - чернильницы, прозрачные сосуды с черными и красными чернилами, циркули. Обстановка работы над рукописью передана с большой точностью и эмоциональной достоверностью. Вероятно, рукопись копирует ранний визант. образец. Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV - нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v) Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV - нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v) В это же время создаются миниатюры др.

http://pravenc.ru/text/180937.html

Ветхозаветные цари Д. и Соломон, предсказавшие сошествие Христа во ад, всегда присутствуют в сцене «Сошествие во ад» (напр., на иконе 1494-1504 гг., ГРМ). Их руки в этой композиции часто скрыты складками одежд. В составе пророческого чина высокого иконостаса Д. занимает место справа от Богоматери (главный иконостас и иконостас придела арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.) или в центре ряда (иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГТГ)). Д. представлен в композиции «Похвала Богородицы» (роспись свода Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (1481), икона «Похвала Богородицы, с Акафистом», сер. XVI в., ГРМ), на иконах «Богородица с Младенцем и избранными святыми на полях» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Богородица с Младенцем, двумя ангелами и пророками» (1-я пол. XV в., Галерея Академии во Флоренции); реже - среди праведников в композициях «Страшный Суд» (икона новгородской школы, 2-я пол. XVI в., ГИМ - Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 381. С. 36-37), «Достойно есть» (икона моск. школы, 2-я пол. XVI в., ГТГ - Там же. Т. 2. 477. С. 97-98), «О Тебе радуется» (икона круга Дионисия, нач. XV в., ГТГ). Образ Д. как пророка, предвозвестившего Воплощение Христа, встречается на царских вратах: полуфигура с развернутым вверх свитком над фигурой Богоматери (врата: 2-я пол. XVI в., Нац. исторический музей Софии; капелла монастыря Хиландар на Афоне (1773); часовня св. Архангелов в Рильском мон-ре (1786) и др. болг. памятники XVII-XVIII вв.). Образ Д.-царя, из рода к-рого происходит Спаситель, включается в композицию «Древо Иессеево» (роспись сев.-зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля, 60-е гг. XVI в.). Образ Д. присутствует в рельефной декорации храмов Владимиро-Суздальской Руси. Если в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском это ростовая фигура с развернутым свитком в руке, то в ц. Покрова на Нерли (1165-1166) и Димитриевском соборе во Владимире - Д.-псалмопевец, сидящий с гуслями - в руках. В последнем из перечисленных памятников фигура Д. занимает ведущее положение на всех 3 фасадах. Д. с гуслями как часть самостоятельного сюжета в различных композициях: в росписи ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1346), иллюстрирующей 3 последних псалма, в частности Пс 149, а также в клейме на сюжет притчи о богатом и бедном Лазаре на иконе «Спас Смоленский, с притчами» (XVI в., ГММК). Образ Д. присутствует в неск. композициях юж. и зап. т. н. Золотых врат Рождественского собора Суздаля 30-х гг. XIII в.: «Пророк Нафан обличает царя Давида», «Царь Давид перед битвой» и «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/168470.html

С. 164, 170-171, 174, 181-183, 191, 193, 199-200; Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI-XII вв.//Bsl. 1947. Vol. 9. S. 55-85; 1950. Vol. 11. S. 32-60; он же. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X-XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 28-106; То же: Русь и южные славяне: Сб. ст. СПб., 1998. С. 7-114; Μυλωνκος Ν. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος κα ο Σλαοι. Αθναι, 1960; Smolitsch I. Le Mont Athos et la Russie//Le Millénaire du Mont Athos (963-1963): Etudes et Mélanges. Chevetogne, 1963. Vol. 1. P. 279-318; Duj ev I. Le Mont Athos et les Slaves au Moyen Âge//Ibid. 1964. Vol. 2. P. 121-143; Kampfer Fr. Ivan Groznyj und Hilandar//JGO. 1971. Vol. 19. N 4. S. 499-519; idem. Die russische Urkunden im Archiv des Kloster Hilandar//Хиландарски зб. Београд, 1986. Т. 6. С. 271-296; Μαμαλκης Ι. Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος (ρδβλθυοτεΑθως) δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1971; Дуйчев И. Русский Пантелеимоновский мон-рь на Афоне как центр русско-болг. связей в период средневековья//АДСВ. 1973. 10. С. 95-98; Питирим (Нечаев), архиеп. Братские визиты предстоятеля Русской Церкви: Паломничество на Святую гору//ЖМП. 1973. 4. С. 10-18; Просвирнин А. , свящ. Афон и Русская Церковь//Там же. 1974. 3. С. 2-25; 4. С. 5-15; 5. С. 8-12; 6. С. 12-28; То же: Библиогр.//БТ. 1976. Т. 15. С. 185-256; Tachiaos A. -E. Mount Athos and the Slavic Litteratures//Cyrillomethodianum. Thessal., 1977. T. 4. P. 1-35; Dagron G. Chronologie de Saint-Pantéléèmôn des origines à 1500//Actes de Saint-Pantéléèmôn. P., 1982. P. 3-19; Tché ré missinoff K. Les archives slaves médiévales du monastère de Zographou au Mont-Athos//BZ. 1983. Bd. 76. S. 15-24; В. Света гора и Хиландар до шеснаестог века. Београд, 1985; Nastase D. Les débuts de la communauté oecuménique du Mont Athos//Σμμεικτα. 1985. T. 6. σ. 251-319; Nikolaou T. Der heilige Berg Athos und die orthodoxe Kirche in Russland//Orthodoxes Forum. 1988. T. 2. S. 209-226; Todorovich S. The Chilandarians: Serbian Monks on the Green Mountain.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Никодима Святогорца, написанная в 1958 г. (Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. М., 2005). Др. известный насельник Д. м.- Иосиф Дионисиатский, совр. писатель и агиограф. На рус. язык переведена его книга об игум. Д. м. Харалампии, духовным чадом к-рого был мон. Иосиф (Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского/Пер. с греч. братии пустыни Новая Фиваида Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2005). Подворья Д. м. в разные периоды истории владел многочисленными подворьями (47), расположенными большей частью за пределами Св. Горы, в основном на п-ове Халкидики. Подворья не только служили аграрными угодьями, но и являлись духовными и культурными центрами. Моноксилит - единственное подворье Д. м., расположенное на Св. Горе между пределами Хиландара и рус. подворьем Хрумица. Название восходит к местному подвижнику, использовавшему для общения с внешним миром лодку из цельной сосны (моноксил, т. е. однодревку). В документах упоминается мон-рь Моноксилит, к-рый пришел в запустение и был приписан к Великой Лавре, а затем, не позднее нач. XVII в., к Д. м. На подворье возделывались виноградники и производилось вино. Сюда направляли молодых послушников, пока у них не отрастет борода. Подворье сильно пострадало от наводнения 1911 г., землетрясения 1933 г. и пожаров 1922, 1927, 1937 и 1938 гг. Имеет храмы во имя свт. Василия Великого (центральный), при к-ром есть кельи, винные погреба и скрипторий, во имя вмч. Артемия и свт. Николая Чудотворца, в честь Рождества Пресв. Богородицы на пристани и во имя св. Бессребреников в винограднике. Наиболее значимые подворья за пределами Афона: Касандра (п-ов Касандра, земля пожалована имп. Иоанном VIII Палеологом в 1407), Мариана (близ совр. Полийироса), Метангици (п-ов Халкидики), Орфани (близ совр. г. Элефтеруполи) с визант. времени, подворья на островах Закинф, Тасос и Лесбос, в Кидонии (совр. Айвалык, Турция), в г. Филиппополь (совр. Пловдив, Болгария), Хотэрани (совр. Румыния). Все подворья пережили 2 тяжелых события: секуляризацию внешних монастырских владений в 1568 г.

http://pravenc.ru/text/178494.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010