Многочисленные поствизант. изображения Д. С.-воина продолжают традиции палеологовской эпохи, которые в XVIII-XIX вв. дополняются цитатами из западноевроп. искусства. Среди них есть произведения с традиц. поясной фигурой: миниатюра из Стихираря (Sinait. gr. 1234. Fol. 60v, 1469 г.); образ сер. XVI в. (Византийский музей в Афинах); 2 иконы 2-й пол. XVI в. (Национальный музей средневек. искусства в Корче, Албания) - одна из ц. вмч. Д. С. в Берате, к-рая приписывается мастеру Онуфрию; другая с надписями: Ο Μυροβλτης (Мироточивый) и Μγας Δοξ - его сыну Николаю; икона 2-й пол. XVIII в. (мон-рь Ксиропотам) и мн. др. К сер. XIX в. появилось неск. примеров трансформации этого типа под воздействием искусства барокко: Д. С. изображается в активном развороте, в доспехах западноевроп. типа и в фигурном шлеме (икона 1844, мон-рь Кастамонит на Афоне; гравюра, 1864). Примеры икон с изображениями в рост: царские врата критской работы, 2-я пол. XV в. (Музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос),- на створках фигуры великомучеников Георгия и Д. С., попирающих змея и скорпиона; образ 1632 г. (мон-рь Хиландар) - ориентирован на памятники раннего XIV в.; икона XVII в. (мон-рь Эсфигмен). Многочисленны произведения с парными изображениями великомучеников Георгия и Д. С. или с изображением неск. св. воинов (икона 1515-1538 гг. с Георгием, Д. С. и Феодором из Протата), иконы Д. С. и Нестора, попирающих соответственно царя Калояна и гладиатора Лия (икона XIX в. из представительства Иверского мон-ря в Карее на Афоне). Среди копирующих палеологовские образцы изображений святого в поствизант. монументальной живописи - росписи кафоликонов мон-рей Кутлумуш (1540) и Ставроникита на Афоне (1546, Феофан Критский); ц. Панагии Влахернитиссы в Берате, Албания (кон. XVI в.),- с надписью: Μγας Δοξ; парекклисиона Панагии Горгоэпикоос в мон-ре Дохиар на Афоне (1744) и др. Изображения Д. С. на престоле Изображения святого, восседающего на престоле, существовали уже в ранневизант. время (вотивные мозаики базилики в Фессалонике), но широкое распространение получили в комниновском и палеологовском искусстве.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Ко 2-й пол. XVII в. относится появление греч. религ. гравюры. Ее возникновение и распространение в первую очередь было связано с крупнейшими греч. мон-рями. Гравюры с видами мон-рей, священных мест, образами святых, религ. сценами, чудотворными иконами, предназначавшиеся прежде всего для паломников, заказывались мон-рями или их торговцами-комиссионерами в Европе (Венеция, Вена, Львов, Москва, С.-Петербург). Но изготавливались и греч. мастерами, как правило представляя собой копии европ. гравюр. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Самыми ранними из известных ныне гравюр правосл. греч. мира являются ксилографии 1665-1700 гг., хранящиеся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (виды Синайского мон-ря и горы Синай, изображения Неопалимой Купины, вмц. Екатерины, прор. Моисея, первосвящ. Аарона и др.). Часть гравюр исполнена львовскими мастерами (иером. Никодим Року (Збуржицкий) и Дионисий Синкевич) по заказу комиссионера Хадзикириакиса из Вурлы (М. Азия), остальные - работы монахов Синайского мон-ря (граверы мон. Акакий, иером. Матфей). В 1-й четв. XVIII в. на смену ксилографии - гравюре на дереве - пришла гравюра на меди. Синайский мон-рь заказывал их в мастерских Венеции, Вены, Москвы и С.-Петербурга («Вид горы Синай», С.-Петербург, 1723). Крупнейшими центрами по производству религ. гравюры в посл. трети XVIII-XIX в. были афонские мон-ри. Точная дата возникновения гравировальных мастерских на Афоне неизвестна, есть упоминания о создании гравюр в 1779 г. в Иверском мон-ре, неск. позднее в Карее. Активное производство гравюр существовало также в мон-рях Хиландар, Кутлумуш, в Великой Лавре. Наряду с этим гравюры для афонских мон-рей заказывались и в европ. центрах гравировального дела. Среди афонских граверов этого времени известны: иером. Парфений из Элассона (исполнил в 90-х гг. XVIII в. 8 гравюр на меди); мон. Никифор (в 1798 награвировал вид мон-ря Ксенофонт с вмч. Георгием на коне). Часть гравюр раскрашивалась от руки, чаще всего использовались красный (малиновый), желтый и зеленый цвета.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Для алтарных завес разрабатывались уникальные сюжеты, по происхождению связанные с композицией алтарной апсиды «Служба св. отцов». Примером может служить алтарная завеса (1399, мон-рь Хиландар на Афоне), вложенная в мон-рь Хиландар серб. мон. Евфимией (в миру Елена, жена деспота Йована Углеши Мрнавчевича). На ней изображены Иисус Христос Великий Архиерей, сослужащие Ему ангелы с рипидами и святители Василий Великий и И. З. в крещатых фелонях, со свитками (на свитке И. З. текст тайной молитвы священника во время Херувимской песни: «Никтоже достоин от связавших се плотьскими похотми и сластми приходити или приближати се или служи(ти)»). Образ И. З. помещался на священнических одеждах (епитрахилях) или на покровах служебных сосудов (воздухи), напр. на воздухе с композицией «Поклонение Жертве» (XV в., мон-рь Хиландар на Афоне) - в центре потир с Младенцем Христом, по сторонам к-рого служащие ангелы и святители Василий Великий и И. З. Этот извод получил также распространение в оформлении богослужебных книг, сосудов. Изображения И. З. различной иконографии есть на миниатюрах, сопровождающих тексты литургии в средневек. Служебниках, имевших форму свитка (в Византии XI-XIII вв.) или кодекса. На визант. литургических свитках образ И. З. может быть помещен в неск. сценах, напр.: на свитке из б-ки Греческого Патриархата в Иерусалиме (Hieros. Patr. Σταυρο 109, 3-я четв. XI в.) вместе со свт. Василием Великим в молении по сторонам Богоматери; И. З. сидит и пишет в книге на коленях, за его спиной - ап. Павел (инициал К); стоящий И. З. держит свиток (инициал К); И. З. служит в храме (надпись: ϒιος νας), стоя под киворием, он держит над престолом раскрытое Евангелие (инициал Е) (см.: Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses peintures//DOP. 1954. Vol. 8. P. 161-199). И. З. представлен в начале свитка XII в. (Athen. Bibl. Nat. 2759); его поясная фигура может быть заключена в узорчатую рамку, имитирующую храм (Patm. 22 (728), XIV в.), или изображена в рост (Patm. 14 (720), XV в.; Patm. 9 (715), 2-я пол. XV в.).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Гробница прп. Афанасия. Фотография. Кон. ХХ в. Согласно «Завещанию» прп. Афанасия, эпитропами В. Л. стали прп. Иоанн Мтацминдели († ок. 1005-1006) (а затем его сын прп. Евфимий Святогорец , духовное чадо прп. Афанасия) и патрикий Никифор Уран, военачальник и секретарь имп. Василия II. В 1052 г. после смерти эпитропа Никифора визант. имп. Константин IX Мономах поручил попечение о В. Л. препозиту Иоанну (Actes de Lavra. Pt. 1. N 31). 2-м игуменом В. Л. после прп. Афанасия стал Антоний (ок. 1000), затем Феоктист (до апр. 1010), Феодорит (1010-1016), Евстратий (1016-1018) и др. Рост числа братии В. Л. происходил стремительно: в 976 г. в ней подвизалось 120 монахов, в 978 г.- 150, а в сер. XI в.- более 700, как явствует из хрисовула 1030 г. и из Типикона 1045 г. Имп. Михаил VI хрисовулом 1057 г. добавил к получаемой мон-рем от прежних императоров сумме 3 литры золота (Actes de Lavra. Pt. 1. N 32). Эти права и привилегии В. Л. подтвердил имп. Исаак I Комнин. В первые века своего существования к В. Л. отошли владения небольших афонских обителей: мон-рь Гомату, или Орфану (989), на месте совр. г. Иериссо; мон-рь Моноксилиту (996); бухта Платис (991); небольшой п-ов от Хиландарского мон-ря до Неа-Рода; местность Вулевтирии (1030); мон-рь Калика и Ксирокастро (1259); Амальфитанцев мон-рь (1287). Постепенно В. Л. стала крупным землевладельцем, также получавшим доходы от ряда светских земельных владений. В 1098 г. имп. Алексей I Комнин во время визита к нему делегации 60 афонских игуменов пожаловал игум. Феодору солидную денежную сумму ежегодно на расходы обители. В 1115 г. мон-рь получил в дар от Никифора Кефаласа, племянника игум. Феодора Кефаласа, земельные владения в Моглене, Траянополе и Делкосе (Actes de Lavra. Pt. 1. N 60). В начале правления Алексея I на Афоне произошел серьезный конфликт, связанный с поселением на Св. Горе неск. сот семей влахов. Соседство мирян, особенно влашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли стада, привнесло нестроения в жизнь иноков и вызвало их негодование.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря. 1786 г. Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря. 1786 г. Несмотря на общую тенденцию к особножительству (идиоритмии), возобладавшую на Афоне с XIV в. и закрепившуюся в период тур. владычества, в янв. 1449 г. В. по решению игум. Геннадия и братии был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) мон-рь. Этот документ был заверен игуменами др. афонских мон-рей: Романом Хиландарским, Марком Зографским, Харитоном Русским, Василием Кастамонитским и Захарией, дикеем мон-ря св. Павла. Причины и продолжительность общежительного устроения мон-ря неизвестны ( Χρυσοχοδης. Σ. 61-62). Тип монастырского устройства, описываемый прп. Максимом Греком, подвизавшимся в В. ок. 1508-1518 гг., можно охарактеризовать как полуобщежительный. Монастырские дела решались игуменом вместе с «собором честнейших старцев», помимо игуменской предусматривалось 8 должностей: первый после игумена - экклисиарх, затем типикарь (уставщик), скевофилакс (сосудохранитель, хранитель казны), эконом, носоком (надзиратель больницы), дохиар (келарь), трапезарь и хортуларий (конюший) ( Синицына. С. 130-134). Иоаким, игум. Пантелеимонова мон-ря (1560), делит афонские обители на 3 типа: общежительные, особножительные и промежуточный между ними тип - «лавра», где монахи имели частную собственность, но жили по келлиям внутри мон-ря и собирались на общую службу в соборную церковь (Сказание игум. Иоакима. С. 23-24). Новая попытка установить общежительный порядок (1574/75) была предпринята Патриархами Иеремией II К-польским и Сильвестром Александрийским в русле их политики по преобразованию мон-рей в киновии, коснувшейся также Великой Лавры, мон-ря Иоанна Богослова на Патмосе, мон-ря Лимонос на Лесбосе и др. ( Αλξανδρος Λαυριτης. 1892-1893. Σ. 371-372). Новый Афонский Типикон был утвержден в 1574/75 г. сигиллием К-польского Патриарха ( Meyer. S. 215-218). До завоевания турками Сербского гос-ва его правители оказывали покровительство В. (напр., 2 документа деспота Георгия Бранковича, 1427 и 1432, о ежегодной выплате В. 60 литр серебра) ( Laskaris. 1935. P. 180-183). Один из вельмож Георгия Бранковича, вел. чельник Радич (1432), пожаловал мон-рю с. Бело-Поле на р. Мораве виноградники и содержание по 100 золотых дукатов ежегодно. В 1457 г. Лазарь Бранкович пожаловал своему фисаврофилаксу (хранителю сокровищ) Радославу 3 деревни, к-рые затем были переданы В. ( Laskaris. 1935. P. 181-184; Regel. 1898. Р. 54-55). В 1474 г. Мара Бранкович, вдова Мурада II, подарила мон-рю дом в К-поле.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. Название (засвидетельствовано в сер. XVI в.) икона получила вслед. того, что г. Серры (ныне Серес, Греция) в греч. Македонии в средние века у юж. славян ошибочно отождествлялся с малоазийскими Евхаитами. Единственным источником исторических сведений об иконе служит монастырское предание, записанное в 1559 г. в Москве в числе др. рассказов о святынях Хиландарского мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным») со слов участников хиландарского посольства и представленное уникальным списком 3-й четв. XVI в. (ГИМ. Хлуд. 147Д. Л. 80-97; Турилов. 1996); в южнослав. традиции (включая афонскую) не засвидетельствованы ни цикл сказаний, ни отдельное сказание о Е. и. Согласно этому преданию, Е. и. была взята серб. царем Стефаном Душаном из г. Битола (Пелагония) в Юго-Зап. Македонии во время военного похода на Серры (1345). Город был сильно укреплен, и серб. войско приступило к его осаде. Осажденные вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Е. и., когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел ее участникам вернуться. В это время греч. вельможа, по имени Каваларь (вероятно, от франц. cavalier - рыцарь), итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик), прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение прор. Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул несших его в обратном направлении, устремился к городским воротам и с силой ударил в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися».

http://pravenc.ru/text/187896.html

Правители Неманичи и представители серб. знати основали много монастырей-усыпальниц ( Жича , Милешева , Сопочани и др.), многие из правителей и их близких принимали постриг: напр., кор. Стефан Урош I , его супруга Елена (см. Елена Анжуйская ), их сын кор. Драгутин (см. Феоктист , серб. король), супруга царя Душана IV Елена (см. Евгения , местночтимая прп.). Серб. мон-ри помимо духовного имели важное социальное и культурное значение и были своеобразными научными центрами того периода: в них действовали лечебницы, школы и скриптории. Помимо богатых ктиторских обителей возникали и небольшие обители отшельников, о распространении в XIII-XV вв. пустынножительства в Сербии свидетельствуют Жития преподобных Петра Коришского и Иоанникия Девичского . Южнослав. М. с кон. XIII до XV в. находилось под влиянием исихазма и учения прп. Григория Синаита. Главным центром исихазма в Болгарии считались мон-ри в обл. Парория (локализуется возле с. Воден, близ г. Болярово, в горном массиве Странджа, недалеко от черноморского побережья Болгарии). Одним из учеников прп. Григория Синаита был прп. Ромил (ок. 1385), к-рый принял постриг в Тырнове, жил в Парории, подвизался на Афоне, но, желая избежать славы, ушел в Сербию. В Сербии сложилась группа исихастов, живших уединенно либо в скитах (см. в статьях Синаиты сербские , Григорий Новый ). В этот период много мон-рей возникло в удаленных местах (напр., скальные комплексы близ г. Шумен, г. Тервел, мон-рь Аладжа и др.) и в городах. Одним из значимых мон-рей этого периода был Килифаревский мон-рь (см. Килифаревский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), его монахи-книжники заложили основы тырновской книжной школы и воспитали ок. 400 учеников. В XIII-XIV вв. многочисленное южнославянское М. играло весьма заметную роль на Афоне. Афонские монахи славянского происхождения (в т. ч. болгары Дионисий Дивный , Закхей (Философ) и Иосиф ) осуществили т. н. афоно-тырновскую справу (редакцию) большого числа литургических и богословских текстов на славянском языке и способствовали распространению святоотеческой книжности среди всех славян. Зограф и Хиландар способствовали распространению в болг. и серб. обителях визант. духовной культуры, иногда их насельники участвовали в решении конфликтов между К-полем, властями Болгарии и Сербии. Когда Св. Гора фактически входила в Сербское царство (1345-1371), сербские монахи часто возглавляли афонский Протат, а в кон. XIV в. серб. иноки благородного происхождения Герасим и Арсений восстановили афонский Павла святого монастырь .

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г. [Болг. Онуфрий Габровски] (в миру Матей; ок. 1786, с. Габрово - 4.01. 1818, о-в Хиос), болг. нмч. (пам. 4 янв.). Род. в богатой семье Делчо (впосл. принял монашество на Афоне в мон-ре Хиландар с именем Даниил) и Анны и получил строгое воспитание. В возрасте 8-9 лет в обиде на родителей за наказание после проступка он публично заявил, что примет ислам. С большим трудом родители спасли ребенка от обрезания, к-рое совершалось в подобных случаях. Мальчика направили в Троянский монастырь , откуда, достигнув совершеннолетия, он ушел на Афон в мон-рь Хиландар. Там принял монашество с именем Манассия и был рукоположен во диакона. Затем он перешел в скит св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне и стал учеником старца Никифора, к-рый ранее подготовил к мученичеству монахов Евфимия Нового из Димицаны и Игнатия († 1814), а также Акакия Нового († 1816). Подобно этим и др. новомученикам , мон. Манассия пожелал претерпеть мученичество и очистить свой юношеский грех отречения от Христа. После 4 месяцев аскетической жизни, когда готовность претерпеть мучения окрепла, он принял великую схиму с именем Онуфрий. Старец Никифор решил направить О. Г. на о-в Хиос вместе с опытным мон. Григорием, ранее сопровождавшим Евфимия, Игнатия и Акакия на их мучение в Стамбул. В болг. версии Жития нмч. Онуфрия уточняется, что святой хотел пострадать в г. Тырново, где в детстве отрекся от Христа, но по благословению К-польского патриарха сщмч. Григория V , в то время находившегося в заточении в Иверском мон-ре на Афоне, местом мученичества был выбран Хиос. На этом острове ранее уже прославились новомученики Марк († 1801) и Ангелис († 1813). О. Г. и мон. Григорий прибыли на Хиос 29 дек. и провели 7 дней в молчании, молитве и посте, ожидая пятницы, когда мученик планировал пойти в тур. суд и открыто исповедать веру во Христа «в суде нечестивцев». Григорий остриг ему бороду и волосы и крестообразно помазал маслом из церковной лампады. О. Г. поклонился мощам мн. святых, в т. ч. новомучеников, и причастился на литургии Преждеосвященных Даров. В суд он пришел в зеленой чалме и красной обуви. Открыто исповедав Христа, О. Г. осудил ислам, а затем бросил чалму на пол. О. Г. схватили, заковали в вериги и бросили в темницу. Ему предложили признать Коран священной книгой, чтобы избежать наказания. После отказа О. Г. отрубили голову. Казнь состоялась на берегу моря, на месте мучения нмч. Марка. О. Г. было 32 года. Чтобы воспрепятствовать почитанию останков О. Г. как мощей, их вместе с одеждой бросили в море. Обстоятельства обретения его мощей неизвестны, ныне их частица хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Габрове (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2581423.html

[македон., болг. Кирил] (Пейчинович) (ок. 1771, с. Теарце близ Тетова, совр. Республика Македония - 12.03.1845, мон-рь свт. Афанасия, близ с. Лешок, там же), болг. иером., книжник. О молодых годах жизни К. сведений не сохранилось. Возможно, он был учеником Иоакима Кырчовского . К. принял монашеский постриг в Хиландарском мон-ре на Афоне вместе со своим отцом Пейчином (в монашестве Пимен) и дядей (в монашестве Далмат) и впосл. жил в мон-ре Пресв. Богородицы в Кичеве. В 1801-1818 гг. он был игуменом Маркова мон-ря во имя вмч. Димитрия Солунского близ Скопье. Восстановил мон-рь после разграбления и возродил в нем духовную жизнь. Здесь в традициях болг. дамаскинов на простом болг. языке он составил «Зерцало, написанное для использования на простейшем и некнижном языке болгарском Нижней Мёзии» (Огледало: Описася ради потребы и ползования препростейшим и не книжним языком болгарским долния Мисий. Будим, 1816), в которое включил различные проповеди, поучения, нравственные наставления, толкования библейских чтений, молитвы и оригинальное «Поучение каждому христианину, как следует отмечать праздники Господские и в честь святых и как подобает причащаться Святым Причастием». «Поучение...» получило широкое распространение в болг. книжности XIX в. В 1818 г. стал игуменом мон-ря во имя свт. Афанасия Александрийского (см. Лешокский мон-рь ), к-рым управлял до 1830 г., а после жил в нем как простой монах. Основал при обители келейное уч-ще, собрал богатую б-ку (сейчас рукописи из ее собрания хранятся в архивах Москвы, Белграда, Софии и др.) и планировал открыть типографию. В 1831 г. К. составил «Книгу глаголемую утешение грешным», к-рая была напечатана в Фессалонике (Солуни) в 1840 г. в типографии Феодосия Синаита (автограф хранится в НБКМ). Также К. написал Краткое житие кн. Лазаря и ряд записок летописного, исторического (в основном об истории мон-ря свт. Афанасия) и автобиографического характера, сохранившихся на полях рукописных и печатных книг (напр., Кичевского сборника (ГИМ. Хлуд. 123), Цветной триоди 1488 г. (София. БАН. 46), Сборника с творениями Псевдо-Дионисия Ареопагита 1553 г. (НБКМ. 1032) и др.). На надгробной плите К. выбита написанная им краткая автобиографическая стихотворная эпитафия, к-рая считается ранним образцом болг. поэзии периода Возрождения. Имя К. носят 3 средние школы в Республике Македонии.

http://pravenc.ru/text/1840337.html

На З. мон. Анны (Агнии) (размер 176×124 см) в центре вышит золотой нитью крест, по сторонам к-рого - буквы «ИС ХС Н К». Вокруг креста - 12 праздников, от них по 3 сторонам размещены фигуры ветхозаветных пророков (сверху поясные, по сторонам ростовые) со свитками в руках с текстом соответствующих пророчеств. Под сценой «Успение Пресв. Богородицы» - имя вышивальщицы: «монахиня Анна» (Там же. С. 34), по др. источникам - Агния (Там же. Примеч. 32; в каталоге музея Сербской Православной Церкви З. мон. Анны названа работой мон. Агнии и датирована XVI в.- С. Музе Српске Православне Цркве. Београд, 2001). Императоры Андроник и Роман. Завеса. 1673 г. (мон-рь Ксиропотам, Афон) Императоры Андроник и Роман. Завеса. 1673 г. (мон-рь Ксиропотам, Афон) Русская З. 1556 г. царицы Анастасии (1-й жены царя Иоанна Грозного) в мон-ре Хиландар на Афоне (размер 242,5×168 см) в центре имеет изображение Деисуса, где Спаситель, представленный как Великий Архиерей, с надписью: «Ты есть иерей вовек по чину Мельхиседекову», в саккосе, благословляет обеими руками. Справа от Спасителя Пресв. Богородица в царских одеждах с короной на голове, согласно изводу «Предста Царица одесную Тебе…» (Пс 44. 10), слева - св. Иоанн Предтеча. Фигуры представлены в рост на облаках, под ногами Спасителя 6-крылый серафим, что буквально соответствует т. н. молитве катапетасмы: «...на Престоле херувимском носимый» ( Успенский. 2003). Над Богоматерью и св. Иоанном Предтечей изображены летящие архангелы Михаил и Гавриил с орудиями Страстей, что необычно для такого Деисуса. На кайме З.- Богоматерь Оранта и 30 погрудных изображений пророков, апостолов, святителей, среди которых - Савва и Симеон Сербские, князей, мучеников, преподобных (см.: Смирнова. 2000). Судя по надписи, содержащей также дату (видимо, окончания работ) «20 ноября в лето 7064» (1556), З. была шита по воле «царя государя и великого князя Ивана Васильевича» при «великой княгине Анастасии и при их сыне благородном царевиче Иване Ивановиче». З. 1673 г. из мон-ря Ксиропотам на Афоне упомянута Н. П. Кондаковым: на ней «изображены императоры Андроник и Роман, с неграмотною надписью, которая назначена пояснить такое соединение». В руках императоров модель обители, «вокруг них из двух кантаров подымаются разводы виноградной лозы, представляющей образ процветающей обители и покрытой тюльпанами, колокольчиками и иными фантастическими цветами», нехарактерными для визант. орнамента. По мнению Кондакова, это «благочестивая монастырская подделка, во вкусе пышных завес и надгробных покровов молдовлахийских господарей, если даже не от них и происходит» ( Кондаков. 1902. С. 248).

http://pravenc.ru/text/182423.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010