В 1795-1801 гг. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мужском монастыре на пожертвования гр. Н. П. Шереметева строился Димитриевский собор, в к-рый благотворитель с архимандритом решили перенести из Зачатиевской ц. мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) . Однако этому намерению «воспротивился» П., напомнив, что по прибытии в 1702 г. в Ростов свт. Димитрий сам указал на место своего буд. погребения - там, где впосл. был освящен Зачатиевский храм. Самолюбие Шереметева было «сильно оскорблено этим правдивым ответом преосвященного», и он на время «прекратил дальнейшую постройку этой церкви». Тем не менее 28 окт. 1801 г. П. освятил Димитриевский храм ( Титов А. А. Спасо-Яковлевский Дмитриевский мон-рь в Ростове Великом//ИВ. 1888. Т. 31. 2. С. 428, 429). П. инициировал дело о растратах прежнего Ярославского архиеп. Арсения (Верещагина) , опечатал имущество архиерея и предписал «до учинения расчета» его родственникам «ничего не выдавать» (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 1. Д. 525; Ф. 232. Оп. 1. Д. 832). Указами П. в 2 девичьих обителях, ростовском Рождественском и угличском Богоявленском мон-рях, вводилась общая трапеза для сестер, несмотря на сопротивление настоятельниц. В сент. 1803 г. по требованию П. в обители Ярославской епархии были разосланы «Правила монашеского жития», к-рые предписывалось раз в месяц после субботней трапезы читать на собрании всей общины. На П., отличавшегося «цветущим здоровьем», «неблаговоление государя так подействовало», что вскоре после удаления из Синода в 1804 г. он заболел. 28 марта 1806 г. тело почившего П. перенесли из храма архиерейского дома в ярославский Успенский собор, где состоялось погребение (собор взорван 26 авг. 1937, восстановлен в 2004-2010). Над гробом П. был установлен памятник с 2 надписями (см.: Лебедев А. Н. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль, 18962. С. 38). П. перевел «Histoire d " Epaminondas pour servir de suite aux hommes illustres de Plutarque» (1739) - историческую компиляцию из сочинений Ксенофонта, Полибия, Юстина, Плутарха , Корнелия Непота, Диодора Сицилийского, составленную франц. аббатом Сераном де ла Туром, пользовавшуюся популярностью в кон. XVIII в. («История о Епаминонде, фивском полководце, с примечаниями историческими и критическими» (1774)). В посвящении наследнику престола вел. кн. Павлу Петровичу П. утверждал, что премудрость монарха гарантирует его подданным благоденствие и что цель издания этого сочинения - «побудить российское юношество к ревностнейшему подражанию описываемому в ней великому мужу». Также П. выполнил перевод труда франц. ученого Л. С. Ленена де Тиймона ( Le Nain de Tillemont L. S. Mémoires pour servir á l " Histoire ecclésiastique des six premiers siécles, justifies par les citations des auteurs originaux. P., 1693-1712. 16 т.), но «перевод этот в печать цензурой не был пропущен» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 182). Множество поучений П. не изданы, опубликованы лишь нек-рые извлечения из противораскольнических проповедей (Там же. С. 185-187).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

169. Дивногорский – Успенский , мужской, общежительный, Воронежской г., Острогожского у., в 18 вер. к сев.-вост. от Острогожска и в 7 вер. к вост. от Коротояка, около версты ниже впадения в Дон р. Тихой Сосны, в небольшом ущельи между двух меловыхъ гор, в одной из коих высечена небольшая церковь св. Иоанна Предтечи. Основан в первой половине XVII ст. (около 1640 г.) схимонахами Ксенофонтом и Иоасафом, память которых доселе чтится монастырем и окрестными жителями. В 1786 г. упразднен, и церкви его обращены в приходские слободы Селявной, лежащей в 2 вер. от монастыря. В 1828 г. восстановлен переводом сюда упраздненного в тоже время монастыря Вознесенского, что в Коротояке. В монастыре находится явленная икона Божией Матери, именуемая Сицилийскою, которая ежегодно носится с крестным ходом в г. Коротояк с 1 по 14 августа, в гор. Острогожск с 29 августа по 29 октября, в слободу Алексеевку (за 60 вер.) с 20 ноября по 20 февраля и в гор. Бобров. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 31 и 36; Ратшин, 91; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 182; “Опис. монаст.”, 1817 г., 37; Бол- ховитинов, “Ист.-геогр. опис. Воронеж. губ.”, 181; “Опис. чудотвор. икон в России”, 1824 г. 74; “Воен. стат. обозр. Воронеж. губ.”, 61; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 282; “Стат. очерки Воронеж. губ.”, I, 22, 41; Гмелин, “Путеш. по Росс.”, I, 144; “Воронеж. губ. вед.”, 1861 г., 15; “Памят. кн. Ворон. губ. на 1856 г.”, Отд. III, 10, 34, 88 (описание крестных ходов); на 1863–64 г., 1–12 (Дивногорский Успенский мон.); на 1887 г., 313 (история и материальн. обеспечение); И. Н., “Опис. Ворон. Алекс. Окатов. мон.”, 33; “Извл. из отч. Об. Пр. св. Син.”, 1840 г., 92 (наделен лесом); 1850 г., 29 (учрежд. крест. хода в Острогожск); 1867 г., 95 (учр. крест. хода в Бобров); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 843, 5 (показан во 2-м классе); “Матер. по истор. Воронеж. и соседн. губ.”, VIII, CCCXXXI (Челобитн. 1692 г. архим. Тихона о даче проезжей памяти лица, отправлен. им на бударке с хлебн. запасами на Дон), (Поручн. запись 1692 г. Острогож. жителей по лицам, отправлен. архим. Тихоном с хлебн. запасами на Дон); XII, 483 (Челобитн. 1679 г. старца Варсонофия о разреш. ему вернуться со стругом в м-рь и поручн. запись того же старца с монастыр. рабочими людьми); “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 17 (Акты 1685 г., относящ. к ист. Дон. казаков и раскола на Дону; стр. 136, распросн. речи черн. попа Германа); Второв, “Воронеж. акты”, I, 46 (поездка певчих под Азов, 1696 г., архим. Амвросий).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По прибытии 24 дек. 1891 г. в обитель он был принят начальником Иоанна Предтечи скита прп. Анатолием (Зерцаловым) (прп. Амвросий к этому времени скончался), 10 февр. 1892 г. включен в состав братии. Находясь под духовным руководством прп. Анатолия, послушник Павел составлял жития святых, описания чудотворных икон, писал духовные стихи, статьи о монашестве, старчестве , Иисусовой молитве. 26 марта 1893 г. был пострижен в рясофор. После кончины прп. Анатолия духовным отцом инока в 1894 г. стал прп. Иосиф (Литовкин) . По его благословению инок Павел до апр. 1902 г. служил письмоводителем, вел «Летопись скита», собирал материалы для жизнеописания преподобных Оптинских старцев Макария (Иванова) , Амвросия и Анатолия. Во многом основываясь на записях В., схиархим. Агапит (Беловидов) впосл. составил жизнеописания старцев Амвросия и Макария. В дек. 1900 г. во время сильной болезни инок Павел был тайно пострижен в мантию с именем в честь прп. Варсонофия Великого , 29 дек. того же года был рукоположен во иеродиакона, 1 янв. 1903 г.- во иеромонаха. В 1903 г. назначен помощником скитоначальника, духовником скита и Шамординского жен. мон-ря , а также паломников, приходивших в скит. Поселился в келье прп. Макария у св. ворот скита. После начала русско-япон. войны В. весной 1904 г. был направлен в действующую армию, служил при солдатском госпитале, в котором устроил церковь (антиминс привез из Москвы). За усердие в духовном окормлении воинов получил неск. наград, в т. ч. в мае 1904 г. наперсный крест. После окончания войны 1 нояб. 1905 г. вернулся в Оптинский скит. В апр. 1906 г. В. был назначен и. о. начальника Предтеченского скита, сменив на этой должности старца Иосифа, 14 мая 1907 г. возведен в сан игумена, 29 июня назначен скитоначальником. Открывшиеся к этому времени у В. дары старчества привлекали к нему множество людей. Перед началом исповеди старец обычно проводил беседу, в которой иносказательно открывал присутствующим их грехи. Преподобный умел расположить к себе кающегося, подвигнуть к чистосердечной исповеди и, показав ему всю тяжесть грехов, вложить в душу надежду на спасение. Часто исцеления по молитвам В. совершались прикровенно - В. посылал страждущих на св. источники в Пафнутиев боровский мон-рь , Тихонову калужскую пуст. Старец обладал особым даром общения с представителями интеллигенции. В 1910 г. преподобный ездил на ст. Астапово для напутствия умирающего Л. Н. Толстого , впосл. с грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Просил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». 11 июля 1910 г. В. тяжело заболел, опасались, что старец умрет. Прп. Нектарий (Тихонов) , архим. Ксенофонт, иером. Феодосий, взяв у прп. Иосифа (Литовкина) благословение, постригли В. в схиму. 13 июля старцу стало лучше.

http://pravenc.ru/text/154329.html

1552-1555 гг. мастером Антонием, украсившим до того старый кафоликон монастыря Ксенофонт. Работы были вкладом Молдавского господаря Александру Лэпушняну, о чем была сделана надпись в наосе (на греч. языке) и в нартексе (на кириллице). Простота архитектуры (сводчатый неф и нартекс без куполов и арочных перекрытий) не лишили программу росписей обязательных элементов: на склонах свода - цикл Великих праздников (событий НЗ), по центру - медальоны с образами пророков, в люнете зап. стены - Богородичные праздники: Рождество, Введение во храм и Успение. На стенах размещены фигуры святых, в юго-вост. углу - серб. святых: прп. Симеона и свт. Саввы. В нартексе парекклисиона по стенам написаны фигуры преподобных, к-польских, афонских и синайских святых, а также обязательные для монастырских храмов сюжеты с явлением ангела прп. Пахомию, Зосимой и Марией Египетской; в стилистике росписей угадывается попытка подражать принципам монументальной живописи Византии 1-й четв. XV в., прежде всего росписям храмов Мистры. В 1686/87 г., при игум. Луке, в нартексе бывш. старого кафоликона были сделаны росписи по заказу серб. ктитора, митр. Михаила Бачковского (Бачка), надпись о вкладе известна теперь по упоминанию еп. Порфирия (Успенского); сохранились фрагменты с фигурами святых. Распятие. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». XIV в. (мон-рь св. Павла на Афоне) Среди икон П. м. есть древнейшие на Св. горе, напр. оглавная икона Богородицы (кон. XII в.) небольшого размера (44×35 см), называемая как Богоматерь Зерцало, некогда, вероятно, бывшая частью складня с композицией оглавного Деисуса. Подобные иконы, восходящие к доиконоборческим образцам, послужили в поствизант. время источниками таких рус. иконографических изводов, как Богоматерь Огневидная. К числу выдающихся произведений визант. мастеров принадлежат неск. выносных 2-сторонних икон Божией Матери, написанных на золотых фонах: «Одигитрия» с особым эпитетом Высокочтимая (Υπερευλογημνη) кон. XIII - нач. XIV в. (по монастырскому преданию, доиконоборческого времени; почитается как Мироточивая (Μυροβλτισσα) с композицией Собор архангелов Гавриила и Михаила на обороте; выносная с образом «Одигитрия» и Распятием на обороте позднего XIV в., написанная в мастерских К-поля или Фессалоники (Treasures.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Михайлов Иаков Евдокимович; окт. 1798, с. Никольское (Ольшаны) Орловского у. и губ.- 17.03.1879, Боголюбовский мон-рь, близ Владимира), еп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье дьячка (впосл. диакона) местного храма, имел 4 братьев. В 11 лет поступил в Орловское духовное уч-ще, в 16 лет - в Орловскую ДС, находившуюся в г. Севске. В сент. 1819 г., по окончании высшего отд-ния семинарии и успешной сдачи экзаменов, был направлен в открытую тогда же КДА. Окончил академию 28 июня 1823 г. по 1-му разряду. На курсе с И. учились будущие свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Кишинёвский Антоний (Шокотов) , еп. Орловский Поликарп (Радкевич) . 17 сент. 1823 г. комиссией академии утвержден магистром богословия, бакалавром по классу богословских наук, преподавателем библейской герменевтики. 25 февр. 1824 г. в Киеве был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа, 3 марта того же года рукоположен во диакона, 30 марта - во иерея. Иустин (Михайлов), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) Иустин (Михайлов), еп. Владимирский и Суздальский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ) Сохранилось 11 писем (нояб. 1823-1827) И. проф. Кишинёвской семинарии А. И. Белюгову, в к-рых молодой монах делится рассказами о повседневной жизни Киевских Духовных школ, событиях, связанных с иерархами, с преподавателями и со студентами, в т. ч. с митр. Киевским Евгением (Болховитиновым) , архиеп. Подольским Ксенофонтом (Троепольским), еп. Чигиринским Афанасием (Протопоповым) , архимандритами Кириллом (Куницким) , Смарагдом (Крыжановским) , ректором Моисеем (Антоновым) и буд. еп. Христофором (Эмаусским) . В письмах И. содержатся также размышления об ученом монашестве, о супружестве, жалобы на тяготы монастырской жизни, «искусе первых лет», сомнения в верности выбранного пути и проч. (Мат-лы для истории КДА: Письма Я. Е. Михайлова (впосл. Иустина, еп. Владимирского) к А. И. Белюгову//Киевская старина. 1882. Т. 3. 7. С. 106-136).

http://pravenc.ru/text/1237939.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Кукша (Величко). Икона. 1990 г. Иконописец А. В. Мельникова (Величко Косма Кириллович; 12.01.1875, с. Арбузинка Елисаветградского у. Херсонской губ.- 24.12.1964, Одесса), прп. (пам. 11 дек., 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схиархим. Из крестьянской семьи. В 1895 г. вместе с односельчанами отправился в паломничество в Иерусалим, на обратном пути посетил Афон, где принял решение стать монахом. Вернувшись в Россию, посетил киевского старца архим. прп. Иону (Мирошниченко) , который благословил его поступать в монастырь на Афоне. Получив согласие родителей, вновь отправился на Афон и в 1897 г. стал послушником в Русском вмч. Пантелеимона монастыре . При поступлении в мон-рь был назначен на послушание в просфорню. В 1898 г. был отправлен в Иерусалим в порядке очередности нести послушание у Гроба Господня . По возвращении на Афон был назначен гостиником в гостинице для паломников. Вскоре он был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 г.- в мантию с именем Ксенофонт. В 1912-1913 гг. оказался вовлечен в беспорядки среди рус. монашеской братии на Афоне, вызванные спором об имяславии . В июле 1913 г. в числе других сторонников имяславия насильственно вывезен в Россию. Прп. Кукша (Величко). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Прп. Кукша (Величко). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Возвратившись на родину, он в составе большой группы афонских монахов проживал на подворье ц. Феодосия Печерского в Киеве. По разрешению Киевского и Галицкого митр. Флавиана (Городецкого) с кон. сент. 1913 г. был принят на временное послушание в странноприимницу Киево-Печерской лавры . Во время первой мировой войны вместе с другими монахами был направлен братом милосердия на санитарный поезд. В 1917 г. вернулся в Киево-Печерскую лавру, где был принят на испытательный срок. 12 марта 1918 г. зачислен послушником в лаврскую хлебню. 29 окт. 1919 г. переведен в Дальние пещеры сторожем. 4 июня 1922 г. подал прошение в Духовный Собор лавры о признании действительным его афонского пострига; положительное решение было принято 18 июня того же года.

http://pravenc.ru/text/2462221.html

Г. попытался расследовать обвинения, выдвинутые против философа Иоанна Итала , обвиненного в том, что он будто бы учил о переселении душ, о вечности материи и идей, о воскресении людей с др. телами. Эти мнения уже были осуждены при предшественнике Е. Г. патриархе Косме, но без указания на личности. Из-за многочисленности явившихся свидетелей обвинения рассмотрение дела было отложено, патриарх же обратился к императору с просьбой разрешить ему вместе с нек-рыми митрополитами изучить вопрос. 20 и 21 марта того же года была объявлена анафема всем порицающим решение Алексея I, а постановление об учениках философа было отложено до того времени, пока не будет принесено его исповедание веры и не соберутся все епископы. 11 апр. 1082 г. в том же помещении Свящ. Синод под председательством Е. Г. и с участием Иерусалимского патриарха Евфимия допросил 5 учеников Итала, которые объявили себя непричастными к ошибкам учителя и к его посланиям императору и были оправданы. Синод заново потребовал от выступившего обвинителем против Итала некоего Каспакеса, чтобы тот подписал свое заявление и привел свидетелей своего обвинения, согласно к-рому Итал оскорбил образ Христа. Следующий синод под председательством Е. Г. рассмотрел запрос Афинского и Фиванского митрополитов по поводу брака, при к-ром мать супруги была ранее замужем за троюродным братом супруга. Брак был объявлен незаконным, заключившие его стороны разведенными, а несостоявшуюся супругу было определено постричь в монахини. Когда Анкирский митр. Никита потребовал вернуть ему в подчинение, согласно имп. хрисовулам, кафедру г. Василеона, хартофилакс Великой ц. вместе с др. священнослужителями выступил против, за это Е. Г. лишил их должностей. Е. Г. одобрил привилегии, предоставленные императором Дриинопольскому архиеп. Мефодию. В 1082 г. Лакедемонская епископия, прежде находившаяся в подчинении у митрополии Патр, была преобразована в самостоятельную митрополию. В мае 1083 г. епископии Пароса и Наксоса, подчинявшиеся митрополии Родоса, были объединены в одну митрополию. В 1084 г. Атталия, епископия Силейской митрополии, стала самостоятельной митрополией. Во время Патриаршества Е. Г. на Афоне был построен мон-рь Ксенофонт. По сообщению Иоанна Зонары, Е. Г. лишился Патриаршества по воле «властителей», т. е. Алексея I и его формального соправителя малолетнего Константина Дуки. Е. Г. заявил об уходе с престола из-за стремления к спокойной жизни. Сохранилась его печать. Ист.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 335-337; RegPatr, N 921-937. Лит.: Κωνσταντνιδης Ι. Χ. Εστρτιος Γαριδς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1099-1100; Darrouz è s J. Eustrate de Constantinople//DHGE. T. 16. Col. 48-49. А. В. Бармин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187520.html

В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов И. и ее супругу, иконы святых были изъяты из Лазаревского храма. В 1811 г. мощи святой пострадали при пожаре в Лазаревской ц. В том же году вместо сгоревшего храма был выстроен каменный с главным престолом во имя арх. Михаила, в котором поместили мощи И. В 1867-1868 гг. служение молебнов И. и прав. Георгию возобновилось. В 1888 г. в церкви была устроена рака из кипариса, обложенная позолоченной и посеребренной медью, внутри которой стоял дубовый гроб с мощами И. В 1861 и 1865 гг. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) включил жизнеописание И. в свой труд «Русские святые, чтимые общецерковно и местно». В 1893 г. при церкви с. Сергиевского Калужского у. по инициативе потомков святой было основано братство во имя И. Позже в Томской губ. было организовано такое же братство в память подвижницы. Среди учредителей обоих братств был св. Иоанн Кронштадтский . 24 февр. 1924 г. мощи И. были впервые вскрыты (см. Вскрытие мощей ). По рассказам прихожан Михаило-Архангельской ц. в с. Лазареве, свящ. Михаил Георгиевский тяжело переживал свое участие в этом событии. По преданию, ему неск. раз являлась И., плачущая и произносящая: «Господи, что сделали!» Священик уехал из села и 4 года не мог служить ( Епанчин. 2002. С. 40). После 2-го обследования мощей, состоявшегося 14 дек. 1930 г., гробница И. была передана в атеистический отдел Муромского краеведческого музея, где уже были выставлены раки с мощами святых Константина, Михаила и Феодора (см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ), Петра (Давида) Георгиевича и Февронии (Евфросинии) Муромских. Верующие шли в музей на поклонение святыням, поэтому мощи через некоторое время были скрыты в запасниках музея. 20 янв. 1989 г. рака с мощами И. была передана в муромский Благовещенский собор (см. в ст. Муромский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь ), 9 июля 1993 г. перенесена в Николо-Набережную ц. в Муроме, где ведется запись чудес, совершающихся по молитвам к И.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Государственный архив Калужской области. Ф. 903, оп. 1, ед. хр. 339, л. 3–3 об. 34. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Калужской Духовной Консистории. Настоятелю Козельской Введенской Оптиной Пустыни игумену Ксенофонту . Государственный архив Калужской области. Ф. 903, оп. 1, ед. хр. 285, л. 49. 141 Печатается по изданию: «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву». Из наставлений Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Шамордино, 1913. 144 Так в русском переводе. А по-славянски: «потече прямо лицу своему». Кажется, мысль здесь такая: «устремился по своему смышлению...» 145 В славянском: «О словесех телесных и безтелесных». Старец Макарий слово «о словесех» пояснил словом «о разумении». 146 Не по простому обычаю так называемых, но в повиновении находящихся у духовного отца с отсечением своей воли и разума. 150 В предисловии к Жизнеописанию указан один из источников, использованных при его составлении: «устные рассказы оптинских монахов-старожилов, которые теперь уже все отошли в жизнь вечную». Последний современник старца Макария дожил до революционных потрясений. После того как. по дневниковой записи С.А. Нилуса, «окончил подвиг своего земного жития один из коренных столпов Оптинского благочестия, игумен Марк, старейший из всех подвижников Оптинских» («На берегу Божьей реки»), таких «монахов-старожилов» оставалось трое, как это отмечено в скитской летописи: «1909 г. Март 18. Скончался в монастыре живший на покое игумен Марк, глубокий старец, современник покойного Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Таких Оптинских старожилов, состоявших в числе Оптинского братства при жизни о. Макария, остается в настоящее время трое, а именно: иеромонах о. Иоанникий, поступивший в обитель в 1859 г., и монахи: о.Феофан – в 1857 г. и о.Антоний – в 1858 г. (согласно данным канцелярии о. Оптинского настоятеля) » Первым из них отошел ко Господу о. Иоанникий: «1912г. Ноябрь 8.Св Архнстр Михаила. На трапезу скитяне ходили в мон рь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Уже существовал в XVII столетии, так как оставшиеся от него церкви построены св. Николая в 1678 г. и св. Илии в 1656 г. До упразднения своего в 1764 г. был приписан к Духову Новгор. мон. У Ратшина неправильно назван Крупецким. “Ист. Росс. Иер.», IV, 876; Ратшин, 406; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.», прилож., 31; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., (список вещам, взятым в Новгор. архиер. дом). 902. Ксенофонтов – Троицкий – Робейский, мужской, ныне камен. церковь во имя Ксенофонта, приписанная к церкви села Змейска, Новгородской губернии и уезда, в 25 вер. от Новгорода и в 15 вер. от Хутынского мон., при рч. Робейке. Основан учеником Варлаама Хутынского, преп. Ксенофонтом, скончавшимся в 1262 г., 28 июня, в каковой день и чтится его память. Мощи его почивают здесь под спудом. Упразднен в 1764 г.; церковь первоначально была во имя св. Троицы, выстроена каменною в 1418 г., а в 1845 г. перестроена во имя преп. Ксенофонта. В 1653 г. м-рь был приписан к Хутынскому. “Ист. Росс. Иер.», IV, 878; Ратшин, 401; “Словарь ист. о свят. в России», 162; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», в прилож. 85; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 183; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 137; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 44; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 354; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 31; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 44, 134; Строев, “Спис. иер. и наст.», 108, 44; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 201. 903. Лазарев, женский, ныне приписная церковь во имя правед. Лазаря к Зверину-Покровскому мон., в Новгороде, на Софийской стороне. Гр. Толстой говорит, что он основан в 1300 г., но из летописей этого не видно, и под этим годом значится, что в Новгороде была построена в числе 4 и церковь Лазаря, но без монастыря. В 1339 г. в монастыре совершилось знамение от иконы пресв. Богородицы, «на вечерни, из обию очию яко слезы течаху“. Монастырь упразднен в 1764 г., и церковь обращена в приходскую, по после приписана к Зверину мон., в котором хранится древняя храмовая икона прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010