В труде архим. Амвросия (Орнатского) К. отождествлен с игум. Хутынского мон-ря Ксенофонтом, умершим в 1262 г. (ИРИ. Ч. 6. С. 639; Строев. Списки иерархов. Стб. 49). Хотя в тексте Жития нет прямых хронологических указаний, упомянутые имена и реалии позволяют сделать определенные выводы о времени основания Ксенофонтова монастыря. В Лисицкой обители, упоминаемой в источниках начиная с 1389 г., в кон. XIV - нач. XV в. действительно был игум. Варлаам, а в летописях XV в. впервые говорится о строительстве в Ксенофонтовой пуст. деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца в 1417 г.: «Поставиша 4 церкви древяны: Въскресение Христово на Варейской улици, Въскресение Господне в Савин пустын, святаго Николу в Селифонтов пустын, Святаго Николу на Вежищахъ» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2). Контекст летописного упоминания «Селифонтовой» (Ксенофонтовой) обители сразу после «Савиной пустыни» ( Саввина Вишерского мон-ря , основанного в нач. XV в.) позволяет полагать, что К. был современником не прп. Варлаама Хутынского, а прп. Саввы Вишерского и лисицкого игум. Варлаама. По всей видимости, несохранившийся источник Жития К. сообщал о том, что святой был выходцем из Лисицкого мон-ря и принял постриг при игум. Варлааме. Агиограф ошибочно отождествил этого игумена с прп. Варлаамом Хутынским, жившим на 2 столетия раньше. Впосл. Ксенофонтов мон-рь упоминается в качестве землевладельца в писцовых книгах 1497/98 г. (НПК. Т. 5. Стб. 173-174) и 1563/64 г. 28 апр. 1563 г., при игум. Мисаиле, для монастыря был отлит колокол ( Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122. С. 155-156; Арне Т. Русские колокола в шведских церквах//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 298). Древнейшее описание мон-ря содержится в писцовой книге Обонежской пятины 1582 г.: в обители находилась ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделом в честь Сретения, в 6 кельях жили 5 монахов и черный священник, 8 келий стояли пустыми ( Неволин. 1853. Прил. 6. С. 138-139). Согласно сообщению писцовой книги Обонежской пятины 1620 г., в 1613/14 г.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

И. упоминается в новгородских грамотах 1405 г. Юрьеву (ГВНиП. С. 85, 48; ср.: Там же. С. 86; Янин. 1991. С. 98) и 1411 г. Колывани (ныне Таллин; ГВНиП. С. 88, 50; Янин. 1991. С. 35-36, 98-99). Его печать имеется на мировой грамоте купцов И. Кочерина и И. Вреде 1411 г. (ГВНиП. С. 89, 51; Янин. 1991. С. 99). Благословение И. упоминается в данной и купчей грамоте Спасского Верендовского мон-ря 1389-1391 гг. (ГВНиП. С. 164-165, 107-109; Янин. 1991. С. 215-217). И. упоминается в грамоте 1415-1417 гг. как участник продажи земли Хутынского мон-ря «за Волоком» (в Подвинье) (ГВНиП. С. 184, 127; Янин. 1991. С. 300-301). Есть сведения о владениях И.: осенью 1401 г. сгорел «владычень городок Молвотице» (НПЛ. 1950. С. 396), известна вотчина И. на Вели (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 141), в 1414 г. в Деревяницком мон-ре, бывшем в то время, видимо, загородной резиденцией Новгородского архиепископа, сгорели «владычне хоромы». В 1413 г. Новгород посетил переодетый купцом бургундский рыцарь Жильбер де Ланнуа (Г. де Ланноа), оставивший обстоятельное достоверное описание города. Путешественник отметил, что «это свободный город, имеющий общинное управление», в то же время «епископ является как бы их государем (souverain)» (цит. по: Мунд С. Описание Новгорода и Пскова в мемуарах «Voyages et Ambassades» рыцаря Гильбера де Ланноа (1413)//ДРВМ. 2002. 1(7). С. 49). Ко времени управления И. Новгородской епархией исследователи относят устроение в Новгородской земле первых общежительных монастырей - пригородных Лисицкого (в 1393 в нем была построена ц. Пресв. Богородицы), Ксенофонтова, Видогощинского (в 1402 там поставлена деревянная ц. св. Троицы), Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 в нем построена ц. Рождества Пресвятой Богородицы) и Спасо-Преображенского Валаамского , где общежительный устав был введен между 1389 и 1403 гг., Клопского Михайловского Веряжского во имя Святой Троицы (в 1412 в нем поставлена деревянная ц. Св. Троицы), Вяжищского во имя святителя Николая Чудотворца (в 1411 там построена деревянная ц. свт. Николая), Мостищского, Воскресенского на Красном поле, Саввина Вишерского , Никольского на Холопьем городке, Богоявленского на Водской дороге, Отенского , возникших как общежительные в 10-х гг. XV в. ( Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 36). Кроме того, деревянная ц. свт. Николая была поставлена в 1412 г. на впадающей в оз. Ильмень р. Веряже «у мосту... в манастыре», а в 1407 г. И. освятил каменную Спасо-Преображенскую ц. на Верёнде и основал там мон-рь. По летописным данным, при И. создавались мон-ри и в Новгороде: свт. Николая на Людогощей (Легощей) и Чудинцевой улицах, «на скудельнице» (1390), Успенский на Коломцах (в Колмове) (1392), Спасский на Космодемьянской ул. (1394).

http://pravenc.ru/text/469552.html

Пострадавший от пожара в 1703 г. Благовещенский храм указом Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) был вновь освящен, антиминс заменен новым. Стенопись расписанного в XVII в. храма неоднократно поновлялась, в т. ч. в 1860 г. артелью палехских иконописцев Н. М. Сафонова . В 1892 г. был поновлен и вызолочен иконостас. Вязниковский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Вязниковский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1792-1793 гг. была построена и в 1794 г. освящена надвратная ц. во имя Всех святых, богослужения в к-рой совершались в день престольного праздника. 2-этажная, в стиле классицизма, вытянутая по продольной оси постройка с проходом в 1-м ярусе (заложен с юж. стороны), фланкированным колоннами, и собственно церковью во 2-м ярусе увенчана куполом с главкой на 3-ступенчатом барабане. Располагавшиеся к северо-западу от колокольни др. каменные кельи пострадали от пожара в 1750 г. и долгое время оставались недостроенными. Вероятно, именно в них, в 1791-1795 гг. находилось Вязниковское ДУ. В посл. четв. XIX в. кельи были расширены, в них проживали настоятель и часть братии, находились трапезная, кухня. В кон. XVIII - нач. XIX в. вместо деревянной была построена каменная ограда с 4 круглыми башнями. В связи со строительством шоссе Москва - Н. Новгород в 1839 г. юж. часть ограды была разобрана и построена параллельно шоссейной дороге. В 1883 г. за оградой близ юж. ворот была поставлена каменная часовня в память кончины имп. Александра II . В XIX в. на месте ц. Трех святителей (XVII в.) стояла небольшая каменная часовня. В Благовещенском соборе хранилось почитаемое распятие Господне (высота 3 аршина 11 вершков), по преданию приплывшее по р. Клязьме. С 1863 г. распятие износилось из В. м. по окрестным селениям (местонахождение после 1925 неизвестно). В соборе также хранились напрестольный крест и икона (после 1925 местонахождение неизвестно) с частицами от Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей апостолов Марка, Луки, Филиппа, Андрея Первозванного, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, святителей Иоанна Златоуста, Лазаря, еп. Кипрского, Фотия, Алексия и Филиппа Московских, преподобных Ефрема Сирина, Александра Свирского, Никона Печерского и др. По случаю избавления г. Вязники от холеры в 1831 г. в В. м. каждое воскресенье служили молебен с акафистом св. Животворящему Кресту. Ежегодно 25 марта и 30 янв. из Казанского собора Вязников в В. м. совершался крестный ход. В сент. 1812 г. по распоряжению Владимирского еп. Ксенофонта (Троепольского) в В. м. была привезена Максимовская икона Божией Матери . В нач. нояб. 1812 г. образ был возвращен в кафедральный собор Владимира. В мон-ре хранились синодики 1651 (вклад протопопа Стефана Вонифатьева ), 1679 и 1686 гг.

http://pravenc.ru/text/161157.html

С 30-х гг. XIX в. число насельников К. п. м. стало увеличиваться: 53 чел. в 1834 г., 67 - в 1846 г., 93 - в 1873 г., 134 - в 1884 г. В ХХ в. К. п. м. вместе с др. афонскими обителями пережил период упадка, вызванный национализацией в 20-х гг. ХХ в. его владений на п-ове Халкидики в связи с размещением малоазийских беженцев. Возрождение мон-ря началось с заселения в 1976 г. братией Б. Метеорского мон-ря под рук. игум. Алексия. В 1992 г. часть монашеской общины переселилась в Ильинский скит мон-ря Пантократор. В 1998 г. был торжественно отмечен 1000-летний юбилей мон-ря. В наст. время численность братии К. п. м. составляет 40 чел., игумен - архим. Алексий. Монастырский комплекс и архитектурные памятники Расположенный на береговой террасе ансамбль монастыря имеет ступенчатый подъем. Такое местоположение вызвало необходимость сооружения больших укреплений. Здание арсанаса (пристани) не является самостоятельным сооружением, как у др. афонских обителей, а встроено в монастырскую ограду. В наст. время братия использует новый арсанас, который находится справа от впадения в море потока Неврокопос. Наиболее ранними изображениями мон-ря, передающими его древний облик, являются рисунок Григоровича-Барского (1744) и печатные гравюры 1-й пол. XIX в. с композицией Чуда вмч. Георгия о змии (Георгия-драконоборца), в нижней части к-рой изображен мон-рь. Древняя часть К. п. м. теперь составляет его южную более узкую территорию, в самой северной точке к-рой располагается небольшой по размеру старый кафоликон XI в., посвященный вмч. Георгию Победоносцу. Он первоначально был выстроен как храм типа вписанного креста без певниц (обычные для афонских соборов боковые апсиды с севера и юга, предназначенные для певчих). Здание имеет ребристый купол над наосом, опирающийся на 4 колонны, а также 3-гранную апсиду, узкий нартекс. Тип храма на 4 колонках, техника кладки «с утопленным рядом» и оформление указывают на следование древнейшему типу афонского храма и повторение столичных образцов. Полихромный узор напольного оформления в наосе также восходит к к-польской архитектуре X-XI вв., использованы мотивы креста, а также круги и рамы-бордюры.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Зыков Василий Иосифович; 28.02.1870, пос. Нижнетагильский Завод Верхотурского у. Пермской губ. (ныне г. Н. Тагил Свердловской обл.) - 2.12.1937, Казахстан), прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архидиак. Из семьи кузнеца. В 1894 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая мон-рь , 1 янв. 1896 г. зачислен в число братии. Вскоре переведен в екатеринбургский архиерейский дом. В 1899 г. пострижен в монашество, 11 апр. того же года рукоположен во иеродиакона. 6 дек. 1903 г. по собственному прошению возвращен в Верхотурский мон-рь. В послужном списке В. за 1913 г. отмечено, что он «качеств очень хороших, к послушаниям способен и усерден». Отличался ревностью в монашеской жизни, прямым характером. 12 сент. 1907 г., в день памяти перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского , Екатеринбургский и Ирбитский еп. Митрофан передал в дар настоятелю мон-ря игум. Ксенофонту (Медведеву) и В. священническое и диаконское облачения, сшитые имп. св. Александрой Феодоровной . Во время кощунственного вскрытия мощей прав. Симеона Верхотурского, устроенного властями 25 сент. 1920 г., в день празднования перенесения мощей святого, В. был единственным, кто громко возгласил: «А мы верили и будем верить угоднику Божиему праведному Симеону, и прошу вас не кощунствовать!» В тот же день инок был арестован по обвинению в «открытой агитации и сопротивлении вскрытию мощей», доставлен в ГубЧК. Следователь написал заключение о том, что «архимандрит Ксенофонт и архидиакон Зыков Вениамин являются непримиримыми контрреволюционерами, определенно ведущими классовую борьбу против освобождения человечества, а потому... заслуживают применить высшую меру наказания - расстрел». 2 окт. 1920 г. В. было предъявлено обвинение в «контрреволюционной деятельности», неподчинении распоряжениям власти и призывах к восстанию. 24 нояб. к обвинениям добавили расхищение монастырского имущества, и дело было передано в Губревтрибунал. 28 июня 1921 г. коллегия Екатеринбургской ГубЧК приговорила архим. Ксенофонта и В. к 2 годам принудительных работ без содержания под стражей.

http://pravenc.ru/text/150269.html

Конак мон-ря прп. Павла Конак мон-ря прп. Павла Павла преподобного монастырь - конак-келлия ап. Андрея Первозванного и 2 келлии: великомучеников Феодоров Стратилата и Тирона (недалеко от конака) и Сретения Господня (справа от дороги, перед поворотом на Ватопед из Дафни), известная с 1456 г. Ставроникита - конак-келлия Всех святых (рядом с Андреевским скитом) и 8 келлий, расположенных в местности Като-Капсала (к востоку от К.), к-рую относят к К.: св. Архангелов, упоминаемая в источниках с 1661 г., в храме келлии сохранились фрагменты фресок 2-й пол. XVIII в.; прор. Илии, подаренная Симонопетре деспотом Иоанном Углешей и купленная Ставроникитой в нач. XVIII в.; Честного Креста, где подвизался старец Тихон (Голенков) и 11 лет жил его ученик Паисий Святогорец (1924-1994), а в наст. время - писатель и поэт иером. Симеон из Перу; мучеников Кирика и Иулитты (XVII в.); прп. Онуфрия; Трех святителей; Воскресения Христова, где принимает на исповедь чад старца Паисия иером. Евфимий, ученик почившего старца келлии иером. Исаака (Атталаха), автора книги «Житие старца Паисия Святогорца»; сщмч. Климента Римского. Ксенофонта преподобного монастырь - конак-келлия ап. Андрея Первозванного. Григория преподобного монастырь - конак-келлия мч. Трифона с храмом 1773 г. (с вост. стороны от К.), являвшаяся в XI в. самостоятельной обителью, и 5 келлий: свт. Филофея Коккина, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная в 1661 г. и отстроенная заново в 1995 г.; Сретения Господня, или Иоасафеев (на площади, где останавливаются автобусы), в к-рой размещается братство иконописцев Иоасафеев и открыта иконная лавка; св. Бессребреников, или Пахомеев (1-й поворот направо по дороге от К. в Иверский мон-рь, немного далее конака), предоставленная другому братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца (Коммену, το Κομμνου) в местности Коммени, образованная в 1901 г. и населенная рус. монахами, восстановлена недавно мон. Александром из Австрии; святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийских на границе с Капсалой, рядом с к-рой в небольшой каливе свт. Афанасия Великого нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Ист.: Ксенофонтов Х. Описание Кавтисхевского мон-ря//Кавказский вестник. Тифлис, 1848. 40-43; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Слово на погребение сиятельного кн. полковника Иоане Луарсабовича Тархан-Моурави, 5 мая 1856 г.//Цискари (Заря). Тифлис, 1858. 11. С. 174-186 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Кватахевский Успения Богородицы//Грузинский духовный вестник. Тифлис, 1864. 9. С. 85-89 (на груз. яз.); он же. Гуджары мон-ря Кватахеви//Моамбе (Бюллетень). Тифлис, 1903. 9. Ч. 2. С. 1-36 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1873. (ЗОЛКА; Вып. 1); Ведение Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Предложение статского советника Чиляева Грузино-Имеретинской синод. конторе от 28 окт. 1816 г., 98//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 364; Всеподданнейший доклад Свят. Синода от 4 нояб. 1921 г., 18//Там же. С. 418-421; Мы сообщаем: Груз. надписи церкви Кватахеви//Там же. 1877. 172. С. 2 (на груз. яз.); Чичинадзе З. Б-ка Кватахеви//Там же. 1877. 190. С. 3 (на груз. яз.); Чичинадзе З., Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Сегодняшнее//Там же. 1882. 152. С. 1-2; 162. С. 2 (на груз. яз.); Новая история: О школе в Кватахеви//Иверия. Тифлис, 1888. 156. 27 июля. С. 2; 1890. 198. 18 сент. С. 2 (на груз. яз.); Джанашвили М. Вынос из Кватахеви архим. Кирионом и перенесение в Тифлисский церк. музей 96 рукописей//Иверия. Тифлис, 1898. 179. 21 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), архим. Надписи Квабтахеви//Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1898. 612. 22 авг. С. 2 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Экспедиции на Кавказ: 1892, 1893 и 1895 гг. М., 1898. (МАК; Вып. 7); Икона Богородицы мон-ря Кватахеви//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. 8-9. С. 923 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Меликсет-Бек Л. Из археол. путешествия в Кавтурское ущелье в 1923 г. Тифлис, 1925. Вып. 5 (на груз. яз.); Иосиф (Саакадзе), митр. Дидмоуравиани. Тбилиси, 1939 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1684021.html

11 окт. церковноприходской совет при храмах Верхотурского мон-ря обратился в ЧК с ходатайством об освобождении архим. Ксенофонта и В. и разрешении им вернуться в Верхотурье. 28 нояб. 1921 г. ГубЧК вынесла постановление о досрочном освобождении иноков. В. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1924 г. он был снова арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей , заключен на 6 месяцев в тюрьму. В авг. 1925 г. В. был арестован в числе братии Верхотурского мон-ря в ходе следствия по делу о распространении «контрреволюционного» письма обновленческого (см. Обновленчество ) «епископа» Николая Соловья (Соловейчика), в кон. 1923 г. эмигрировавшего из России и публиковавшего за границей заявления антисоветского характера. (Письмо, найденное в Верхотурском мон-ре, было написано Соловьём в Сан-Франциско и содержало фразы о том, что ряд важнейших мероприятий и реформ обновленческого синода «создаются и вырабатываются под давлением секретного отдела ОГПУ».) Верхотурские иноки были помещены в тюрьму в Н. Тагиле, обвинялись «в сношениях с белогвардейщиной, находящейся на содержании американских янки в Сан-Франциско, и в распространении контрреволюционного воззвания с призывом к вооруженной борьбе против советской власти». На заседании Уральского областного суда, к-рое проходило 20-22 окт. 1925 г., часть обвиняемых была приговорена к различным срокам заключения, В. признали невиновным в «антисоветской деятельности», но как «социально-опасный элемент» он был лишен права проживания в течение года в Кунгурском, Ирбитско-Туринском и Нижнетагильском округах Уральской обл. В. поселился в пос. Касли Уральской обл., служил в местной церкви, до 1932 г. поддерживал переписку с архим. Ксенофонтом. 13 марта 1937 г. В. был арестован вместе с др. клириками каслинского храма, заключен в тюрьму в Челябинске. На допросах он не отрицал, что в связи с участившимися закрытием церквей и арестами священнослужителей вел «антисоветские и контрреволюционные» разговоры: «Пользуясь авторитетом как монах, я приводил верующим изречения из Священного Писания и в разъяснениях хулил советскую власть, призывая укреплять веру и протестовать против арестов священнослужителей». 13 июня 1937 г. особое совещание при УНКВД СССР приговорило В. к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в пос. Майское Бескаргайского р-на Восточно-Казахстанской обл. В нояб. 1937 г. преподобномученик вновь был арестован. На допросе он сказал: «В Майском трудовом поселке я жил на одной квартире со ссыльными, также служителями религиозного культа… Часто пели божественные песни... При разговорах мы всегда вспоминали царскую власть, одновременно осуждали советскую власть». В. был расстрелян по постановлению тройки при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. от 1 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150269.html

В 90-х гг. XII в. в В. жили Симеон (в миру серб. вел. жупан Стефан Неманя) и его сын Савва (буд. серб. архиепископ). Они подвизались в В., пока ими не был выкуплен принадлежавший В. заброшенный мон-рь Хиландар (хрисовул 1198 г. визант. имп. Алексея III Ангела -Actes de Chilandar. 1911. N 3 и 4). На средства Симеона и Саввы в В. был воздвигнут ряд построек: келлии, параклисы в честь Рождества Богородицы, Преображения Господня, во имя св. Бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста и др.; возобновлена разрушенная пиратами ц. Симеона Богоприимца в местности Просфорион; приобретено неск. запустевших метохов ( С. 17-19). Симеон и Савва чтились в В. и считались ктиторами мон-ря. Болг. правители также оказывали покровительство мон-рю. В апр. 1230 г. болг. царем Иоанном Асенем II В. была подарена дер. Семалто около г. Серры (Actes de Vatopédi. T. 1. Appendice I). Падение К-поля в 1204 г. и распад Византийской империи отрицательно сказались на жизни афонских обителей. Кроме того, в XIII в. расположенный на побережье В. страдал от нападений морских разбойников ( Μαμαλκης. Σ. 96, 101-102). Испытания продолжались и после перехода Афона под власть Никейской империи и последующего восстановления Византийской империи (1261). В 1259 г. часть владений В. подверглась конфискации, хотя впосл. эта вынужденная мера компенсировалась новыми имп. пожалованиями. В 1270 г. хрисовул Михаила VIII Палеолога закрепил за В. все его владения (Actes de Vatopédi. T. 1. N 19). Прозап. политика этого императора, одобрившего заключение церковной унии на Лионском Соборе (1274), вызвала его противостояние с афонскими монахами, отказавшимися поминать императора-униата во время литургии. Святогорское предание рассказывает, что имп. Михаил в сопровождении сторонника унии К-польского Патриарха Иоанна XI Векка (1275-1282) посетил Афон с целью убедить монахов одобрить его политику. Он был принят в Великой Лавре и мон-ре Ксенофонта, но столкнулся с оппозицией Протата, В., Иверского и Зографского мон-рей. Несогласные с политикой императора иноки подверглись гонениям. Ватопедский игум. Евфимий был утоплен в море, а 12 иноков были повешены (см. в ст. Ватопедские мученики ).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Германов сборник от 1358/1359 г.: Изслед. и изд. на текста. София, 2006. С. 365-386; Попов А. Н. Библиографические материалы. 20//ЧОИДР. 1889. Кн. 3. С. 25-33), а также в Минеях Четьих и многочисленных сборниках XV-XVII вв., включено в состав ВМЧ (Окт. Стб. 1883-1891). Известна и др. редакция перевода этого «Мученичества», отличающаяся большей близостью к греч. тексту,- в рус. пергаменном сборнике РГБ. Беляев. 54, нач. XV в. ( Творогов. Древнерусские четьи сборники. С. 206-207). Вероятно, в сер.- 2-й пол. XIV в. в Болгарии или в К-поле был сделан перевод Passio prima Д. С. (BHG, N 496, известный по славяно-молдав. списку XV в. из б-ки румын. мон-ря Драгомирна, 1789 ( Hannick. Maximos Holobolos. S. 128. 75), и Жития, написанного прп. Симеоном Метафрастом. Последний содержится в 2 сборниках Владислава Грамматика - минейном Торжественнике (Панегирике) 1478-1479 гг. (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря, 4/8 - Ibid. 76) и в рукописи 80-х гг. XV в., почти целиком состоящей из сочинений, посвященных Д. С. (РНБ. Вяз. Q. 279 - Христова Б. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Вел. Търново, 1996). В сборнике Драгомирна 1789) наряду с Passio prima находится еще одно переводное «Мученичество» Д. С. (нач.: «В времена же Максимиана мучителя...»), текстология которого остается неисследованной ( Hannick. Maximos Holobolos. S. 127. 73). Все эти переводы XIV в.- в отличие от древнейших - получили, насколько можно судить, лишь локальное распространение и не были известны на Руси. Вмч. Димитрий Солунский. Икона на фасаде кафоликона мон-ря Ксиропотам на Афоне. XII в. Вмч. Димитрий Солунский. Икона на фасаде кафоликона мон-ря Ксиропотам на Афоне. XII в. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт на Афоне) Краткое Житие Д. С. переведено не позднее сер. XII в. в К-поле или на Руси в составе Пролога Константина, еп. Мокисийского, др. редакция (в составе Стишного Пролога и корпуса проложных чтений в Минеях служебных) дважды или трижды переводилась юж. славянами в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010