Неужели власть денег оказалась лучше, чем власть Господа? Почему же мы не ищем этой последней, а мечемся во все стороны, чтобы найти себе очередного земного господина, чтобы сделаться ему рабами?    Но ведь и это еще — не конец! «Я... возвращу плен Египта, и обратно приведу их в землю Пафрос, в землю происхождения их, и там они будут царством слабым. Оно будет слабее других царств, и не будет более возноситься над народами; Я умалю их» (Иез. 29:13—15). И нас ведь «демократия» без Бога завела почти что в «землю Пафрос», и только Божией милостью не оказались мы в рубежах Великого княжества Московского...    А сколько повредила она душам нашим? Не станем вспоминать о приезжих «проповедниках», Бог им Судья. Но — как мы научились лицемерить! При советской власти в церквах всегда было «малое стадо»: оно не боялось, ибо всегда знало, что «Отец их благоволил дать им Царство» (Лк. 12:32). Но сейчас-то советской этой власти давно уж нету, а зайдите-ка в церковь на службу в будний день — там опять всё то же «малое стадо», а то и его-то нет, стоят две-три старушки, и слава Богу.    Почему? Чего теперь боимся?    Всего — работу потерять, без хлеба остаться, идти далеко, дома дела не сделаем, кино пропустим, дождь пошел, метель вроде обещали, да и вообще — что за фанатизм, мы же не монахи!    Всего — только не Бога... А потому — оправдываем себя, леность свою, нерадение свое.     «Всё мне позволительно, но не всё полезно, — учит нас святой апостол; — всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12; разрядка наша. — иг. Ф.).    Всё, что обладает мною, становится идолом, истуканом для меня.    И самый страшный истукан — это я сам, со своеволием моим, со всеми пустыми стремлениями моими, с себялюбием, с приверженностью ко греху, в коем я всегда готов прибегнуть к самооправданию.     «Кто не берет креста своего и [не] следует за Мною, тот не достоин Меня», — сказал Христос (Мф. 10:38).    А как взять свой крест, если не «отвергнешься себя» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Однажды демон явился мне в привидении необыкновенной величины и осмелился сказать: Я — Божия сила, я — Божие провидение: могу даровать тебе благо; чего ты хочешь? Но я, призвав имя Христа, дунул на него, и покусился подвергнуть его побоям; на самом деле представилось мне, что я подверг его побоям, тотчас этот великан, со всеми его демонами, исчез. Однажды, в то время, как я постился, диавол пришел ко мне, приняв на себя образ монаха; он как бы держал в руках хлебы, и сделал мне следующее предложение: Прекрати великое пощение твое, и вкуси пищи, потому что ты — человек, и подвергаешься опасности впасть в болезнь. Поняв лукавство его, я встал на молитву. Не вынесши этого, он исчез, и в подобии дыма проник сквозь дверь. Сколько раз диавол представлял мне в пустыне привидение золота с тем, чтоб я хотя прикоснулся к нему или поглядел на него! Но я прибегал к оружию псалмопения, и привидение пропадало. Многократно они жестоко били меня и покрывали ранами; но я восклицал: Ничто не отлучит меня от любви Христовой (Рим. 8:35). Тогда они кидались друг на друга, и поражали друг друга. Не я укрощал и прогонял их: совершал это Господь, сказавший: «Видех сатану яко молнию с небесе спадша» (Лк. 10:18). Чада мои! помня изречение Апостола, «преобразих сия на себе» (1 Кор. 4:6), чтоб вы научились не упадать духом, протекая поприще подвижничества, и не страшиться привидений диавола и его демонов.    Поведал я это, как несмысленный, выслушайте же и следующее, чтоб проводить нам жительство без страха и преткновения. Веруйте моему нелживому сказанию. Однажды кто-то постучался в дверь моего уединенного жилища. Я вышел: предо мною стоял исполин высочайшего роста. Я спросил его: кто ты? Я — сатана, — отвечал он. Опять спросил я: для чего пришел ты сюда? Он отвечал: Напрасно обвиняют меня монахи и все христиане! Напрасно не престают ни на час проклинать меня? Я сказал ему: они делают это потому, что ты преследуешь их, и не даешь им спокойствия. — Не я, — возразил он на это, — но они сами смущают себя, а я окончательно потерял всю силу. Неужели они не читают: «Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси» (Пс. 9:7). В моем владении не осталось никакого места, ни страны, ни города. Повсюду принято христианство, и ныне и пустыни наполнились монахами. Пусть они наблюдают за собою, и не обвиняют меня напрасно. Тогда, удивившись благодати Господа, я сказал демону: Ты — ложь, всегда пребываешь ложью, и никогда не говоришь правды. Но ныне невольно сказал ты правду: потому что Христос пришествием Своим расслабил тебя, низверг и обнажил. Демон, услышав имя Спасителя и не терпя огня, исходящего из этого имени, исчез.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

   Потому-то и темны одежды монаха, что он помнит о смерти и необходимости вечного плача, и живёт нездешней жизнью, и жаждет иной — нетленной, к которой стремится всеми силами.    Поэтому тот, кто является истинным монахом, по Павлу, и здесь любит Христа так, что ничто не может его отлучить от любви (Рим. 8:35) ко Христу, и желает «разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Это монах доказывает делом, удаляясь ради Христа в пустыни, горы, уединённые обители, и старается быть одно со Христом, чтобы обитал в нём Христос со Отцом и Святым Духом.    Потому всей своей жизнью инок подражает Христу, и смиряется, и находится в нищете, и несёт подвиги послушания, и не помышляет ни о чём здешнем, и распинает себя в подвигах аскетической жизни.    Потому даёт обеты девства, нестяжания, подвигов поста и молитвы, молитвенных предстояний пред Господом, пребывания во всех этих подвигах до смерти и терпения во всём Христа ради.    Всё это — дела покаяния, и всякий должен подвизаться в них, кроме разве одного только девства, которое свойственно монахам. Ибо, по преимуществу, именно монахи связаны обетом девства. Но и миряне, ещё не сочетавшиеся браком, и все, давшие обет девства, также обязаны хранить его.    То же и с покаянием: всякий верующий, особенно впавший в грехи (а кто чужд какого-либо падения?), должен идти вослед Господу и творить дела покаяния. Этому учил и Креститель, который, после Илии, первым показал этот образ жизни. Он говорил: «сотворите же достойный плод покаяния, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2, 8), и каждого призывал жить так. 21. О том, что Сам Спаситель в Себе Самом явил нам этот святой образ    Спаситель и Бог наш даровал нам великий дар покаяния. Он проповедовал его и через пророков, и через Иоанна Предтечу, и Сам, и через учеников Своих. Наконец, Своей жизнью и на примере Своих апостолов показал нам этот святой образ и заповедал его нам, сказав: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Но эти слова обращены ко всем верующим не только в том смысле, что все верные должны до конца, даже до смерти крестной стоять за Христа, «Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1 Тим. 6:13) об Отце, и Себе, и Святом Духе. Эти слова являются еще и заповедью о тех, которые должны являть на деле свидетельство совести, состоящее в жизни по Христу, преимущественно в образе жизни монашеской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   С конца XVIII – начала XIX века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе – не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце XVII – начале XVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.    До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский Патриарх Макарий подарил Патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки.    Современный монашеский клобук – это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется «шлем надежды спасения», а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает «шлем спасительного упования».    Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8), и в другом месте: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6:14-17). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при Крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

      «Господь славословится во святых храмах, а монахи-пустынники славят Бога в сердцах своих. Сердце пустынника — храм, а ум его служит престолом, ибо Господь любит обитать в сердце и уме человека».       И еще говорил он, что когда непрестанная молитва утвердится в глубине сердца, тогда весь мир превращается в храм Божий.   О уподоблении человека Христу       СТАРЕЦ много и говорил, и писал, что хранящие заповеди Господни похожи на Христа. Уподобление Христу может быть и большим и меньшим, но пределов этому уподоблению не положено; так непостижимо велико призвание человека: он воистину становится подобен Богу.       Старец говорил:       «Так возлюбил Господь создание Свое: человек подобен Богу».       Он вспоминает при этом слова Св. Иоанна Богослова: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3, 2).       Старец бесконечно любил слова Христа:       «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Иоан. 17, 24).       Бог есть любовь, и как бесконечная любовь. Он всего Себя хочет отдать человеку: «Слава, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Иоан. 17, 22).       И если слава сия будет дана человекам, то хотя по сущности своей человек остается тварью, но по благодати становится богом, т. е. получает образ божественного бытия. Подобно тому, как Христос, имеющий образ божественного бытия, в воплощении своем воспринял образ человеческого бытия, и человек, имеющий образ рабского бытия, во Христе воспринимает образ Божественного бытия (Филин. 2, 6—7).       Об этом в своей целомудренной сдержанности не любит говорить даже Священное Писание.       Почему?.. Быть может потому, что слышащие возбуждаются в своем воображении и устремляются мечтанием в заоблачные высоты, забывая, или не ведая, что Бог есть Смирение.         Сознавая Господа самым близким, самым дорогим, самым родным Отцом, Старец говорил, что «сроднил нас Дух Святый».       Дух Святый Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу: О т ч е.

http://isihazm.ru/1/?id=1445

– Тут только что проходили монахи, неужели они не заметили тебя? – Заметили, – ответил несчастный, – но узнав, что произошло, ушли, сказав: «Ничем не можем помочь тебе, авва, – мы пешие». – Ты сможешь хоть чуть-чуть ходить – так мы вместе дойдем потихоньку? – Не могу, – сказал пострадавший. – Тогда я возьму тебя на плечи, и с помощью Божией доберемся. – Разве ты сможешь пройти такое расстояние? Лучше пойди, помолись обо мне. – Я тебя не оставлю. Видишь рядом камень. Сначала я затащу тебя на камень, а потом взвалю на плечи. Он так и сделал. Сначала авва еле передвигался под его тяжестью. Но с каждым шагом ему становилось все легче и легче, нести его стало удобно и, наконец, совсем легко. Он удивлялся, как это может быть, и вдруг пострадавший стал невидим. Тут, – продолжал свой рассказ старец, – Христос обратился к авве и сказал; «Ты всегда молился о своих учениках, чтобы они вместе с тобой удостоились Царства Небесного. Но одна мера у тебя, а другая у них. Убеди их достичь меры твоих дел и получишь то, чего ты просишь, ибо Я правосуден и воздаю каждому по Его делам». Брат пришел к старцу в Лавру Совки, что выше Иерихона 16 , и спросил его: – Как поживаешь, отче? – Плохо, – ответил старец. – Почему, авва? – Вот уже тридцать лет как я каждый день становлюсь на молитву пред Богом, сам себя проклинаю и говорю Богу: Не пощади ни одного из нечестивых беззаконников ( Пс. 58:6 ), и Ты укротил... проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих ( Пс. 118:21 ), а сам каждый день уклоняюсь от заповедей и творю беззакония. Богу говорю: Ты погубишь говорящих ложь ( Пс. 5:7 ), а сам всякий раз лгу. Держу зло на брата, Бога же прошу: Прости нам долги наши, как и мыпрощаем должникам нашим ( Мф. 6:12 ). На деле забочусь лишь о том, как бы поесть, а устами твержу: Я забываю есть хлеб мой ( Пс. 101:5 ). Сам сплю до утра, а пою в псалме: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). Я вовсе не стяжал умиления, тем не менее говорю: Утомлен я воздыханиями моими ( Пс. 6:7 ) и стали слезы мои мне хлебом днем и ночью ( Пс. 41:4 ). Сам преисполнен всяких лукавств, а говорю Богу: Да будут слова уст моих и помышление сердца моегоблагоугодны пред Тобою ( Пс. 18:15 ). Совсем не пощусь, а лицемерно хнычу: Колени мои изнемогли от поста ( Пс. 108:24 ). И весь исполненный превозношением и поблажками плоти, я притворно воспеваю: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои ( Пс. 24:18 ). Совершенно не готовый к встрече с Богом, тем не менее утверждаю: Готово сердце мое, Боже ( Пс. 56:8 ). Одним словом, все мои действия и молитвы стали моим обличением и позором».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Адам преступил заповедь Божию и смерть стала уделом людей. Не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды ( Пс.48:9–11 ). Одна участь праведнику и нечестивому… они отходят к умершим ( Еккл.9:2-3 ). Смерть – неизбежна и час ее скрыт от нас. Но страшно, если она застанет нас врасплох. Вы, братие, спросите, как же готовиться к ней? Ответ на это можно найти в житиях святых. Достигнув глубокой старости, преподобный Никон, ученик преподобного великого аввы Сергия Радонежского, когда почувствовал упадок сил и приближение смерти, причастился Тела и Крови Христовых и сказал братии: «Отнесите меня в светлую храмину, которую уготовили мне святого отца молитвы, потому что здесь я не могу больше жить». «И тако на мног час глаголя и братии мир дав, душу свою предаде Господеви». Вот и другой пример. Когда святителю Иоанну Златоусту было открыто Богом через апостолов Петра и Иоанна о близости смертного часа, то он совлек с себя все бывшие на нем одежды, облекся в светлые церковные ризы, причастился Тела и Крови Христовых, сотворил молитву и, сказав поучительное слово, уснул блаженным сном. А вот как готовился к смерти святой благоверный князь Александр Невский. Возвратясь из татарской орды, он через некоторое время почувствовал приближение смерти: тогда он изъявил желание постричься в монахи и принял великую схиму. Затем испросил у всех находившихся при нем прощение, простил всех сам, причастился Тела и Крови Христовых, благословил всех, осенил себя крестным знамением, воздел руки, помолился и предал дух свой Господу. Так, братие, готовились к смерти святые: все они считали непременным долгом причаститься Тела и Крови Христовых, так как твердо помнили слова Господа: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). Кто будет так готовиться к смерти, для того она не страшна. Аминь (21) . Ад. Беседа преподобного Макария с черепом о вечных муках Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Бог исполнил то, чего он желал всю свою жизнь: умереть на Афоне и быть погребённым вместе со своими отцами.   хранящаяся в этом монастыре. башни в монастырях Афона строили несколько веков назад, когда существовала реальная угроза нападения с моря пиратов: венецианцев, генуэзцев или турок. Быт. 2:15. на Афоне монахи одеваются лишь идя в церковь или встречая епископа или игумена. из Акафиста Богородице, означающее дерево с роскошной кроной, дающей хорошую тень. 18:19 (по переводу LXX). заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом» (Мф. 6:31–32). словами на Афоне принято выражать свою готовность исполнить повеление старца. получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Ин. 4:36). византийской музыке первый глас один из самых простых, а седьмой, название которого переводится как «тяжёлый, низкий», – самый трудный для исполнения. 5:14. описание одной из казней египетских в Исх. 10:21. графа в греческих паспортах была упразднена в 2000 г. под давлением Евросоюза. Греческое правительство пошло на это, несмотря на протесты населения и на то, что в истории современной Греции были даже мученики, пострадавшие за возможность исповедовать себя православными посредством подобных документов. Ин. 17:20-23. кондака Великого покаянного канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?..» Комментарии Всего комментариев: 11 2014/05/28, 08:58:57 Отче Дионисий, моли Бога о нас! Спаси Господи, за наставление, и да сохранит Матерь Божия отцы и братья вас, и Святую Гору Афон, за неоценимую помощь! Упокой Господи, душу монаха Дионисия, и нас грешных помилуй! 2014/05/25, 14:21:47 Покорно благодарю за мудрость и истины Святых Афонских Отцов Православия!!! Упокой Господи душу усопшего отца Дионисия Колицу! Царствие ему Небесное!Спаси Господи и помилуй нас грешных! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! р.б.Инна 2014/05/06, 20:20:01 Спасибо! Поучительные зерна Православия и для верующих и для неверующих! Христос Воскресе отче Дионисий! Николай 2014/05/05, 18:23:12 Искренне благодарю за замечательный рассказ об истинном воине Христовом! Пусть его святая жизнь будет для нас, немощных, примером и поддержкой в духовных трудах.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1811

Брат опять пришел к старцу и сказал: «Не нахожу покоя и среди людей». Старец отвечал ему: «Если ты ни один, ни с другими не находишь покоя, то зачем пошел ты в монашество? Не для того ли чтобы переносить скорби? Скажи мне, сколько лет ты монахом?» – «Восемь», – отвечал брат. Старец сказал ему: «Я семьдесят лет монахом и ни в один день не находил покоя; а ты через восемь лет хочешь иметь покой?» Услышав это, брат ободрился и пошел. 3 . Брат пришел однажды к авве Феодору и пробыл при нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал ему, и брат пошел печальный. Ученик аввы говорит ему: «Авва! Почему не дал ты брату наставления? Он пошел с печалью». Старец отвечал ему: «Правда, я не говорил с ним; ибо он торговец, и хочет прославиться чужими изречениями». 4 . Авва Феодор говорил: «Если ты будешь иметь с кем-нибудь дружбу, и случится ему впасть в искушение блуда, то, если можешь, подай ему руку и подними его; если же он впадет в ересь и, несмотря на твои убеждения, не обратится, то скорей отсекай его от себя, чтобы, если замедлишь, и самому тебе не упасть с ним в яму». 5 . Сказывали об авве Феодоре Фермейском, что многих превосходил он тремя главными добродетелями: нестяжанием, подвижничеством и удалением от людей. 6 . Авве Феодору случилось некогда быть в ските вместе с братиями. Во время обеда братия с благоговением брали чаши молча, и не приговаривали: «Прости!» Авва Феодор сказал: «Монахи потеряли свое благородство – не говорят уже: «Прости! " » 7 . Один старец пришел к авве Феодору и сказал ему: «Вот такой-то брат возвратился в мир!» Авва Феодор отвечал ему: «Ты дивишься этому? Не удивляйся, но подивись лучше, когда услышишь о ком-либо, что сумел он избежать врага». 8 . Один брат, пришедши к авве Феодору, начал говорить и рассуждать о таких делах, которых он еще не делал. Старец говорит ему: «Ты еще не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков, и прежде плавания уже прибыл в город. Не так надобно, – а когда сперва сделаешь дело, тогда приходи говорить о том, о чем теперь говоришь».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В связи с вышесказанным есть любопытное наблюдение. При жизни Христа учеников Его обвиняли в том, что они не постятся: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» ( Мк.2:18 ). Сегодня протестанты обвиняют их уже в обратном, что они постятся и запрещают «употреблять в пищу то, что Бог сотворил». Разумно ли это? Действительно, какие только нападки не терпят от врагов истинные последователи Христа. Хоть постись, хоть не постись, а духу противления всё равно не угодишь, как говорил о том Христос: «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мф.11:16–19 ). Итак, Христос говорил, что когда Он отойдёт к Отцу, то Его ученики будут поститься. И смотря на то, какое внимание уделяют посту православные и протестанты, легко понять, что не на последних исполняется данное пророчество, поскольку сказать о протестантах, что «они постятся», или «часто бывают в постах», или, тем более, «пребывают в постах» никак нельзя, зато всё это легко можно сказать о воцерковлённых православных. На основании Библии возможны как общие для всех посты, так и частичное пощение – воздержание от вкусной пищи. Человек может поститься по своему усердию и сверх положенного, как делают это многие монахи и другие подвижники благочестия, но для всех своих чад Церковь установила общецерковные посты, главнейшие из которых ведут своё начало от самих Апостолов. Протестанты же ничего этого не знают, и это есть очередная причина, по которой человеку, любящему Истину, невозможно быть протестантом. Послание к филиппийцам, гл. 7. Пастырь. Кн. 3, подобие 5/1–3. Беседы на Деяния Апостольские, 1/6. Беседа 1, о посте 1-я. С. Санников. Двадцать веков христианства. Том Ι, с. 147.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010