Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 187. О том, что дозволено монахам Теперь нам надлежит рассмотреть то, что дозволено монахам, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) вправе ли они наставлять, проповедовать и тому подобное; 2) вправе ли они вмешиваться в мирские дела; 3) должны ли они заниматься телесным трудом; 4) вправе ли они жить подаянием; 5) вправе ли они производить сбор подаяний; 6) вправе ли они носить более грубые одежды, чем другие люди. Раздел 1. Вправе ли монахи наставлять, проповедовать и тому подобное? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что монахи не вправе наставлять, проповедовать и тому подобное. Так, в постановлении Константинопольского собора 879 сказано, что «монастырская жизнь состоит в послушании и ученичестве, а не в наставничестве, властвовании или пастырском попечительстве». И Иероним говорит, что «обязанностью монаха является не наставлять, а сокрушаться». И папа Лев говорит: «Никому, ни монахам, ни мирянам, какими бы знаниями они не похвалялись, проповедовать не дозволяю; дозволяю только священникам Господа». Но выходить за границы своего служения или нарушать постановление Церкви непозволительно. Следовательно, похоже, что монахи не вправе наставлять, проповедовать и тому подобное. Возражение 2. Далее, в постановлении Никейского собора сказано: «Собор без изъятия положил, что монахи не должны никого исповедовать, за исключением друг друга, равно как не должны погребать умерших, за исключением тех, кто обитал в монастыре или если случится умереть в нём какому-либо из посетивших его братьев». Но помимо всего вышеозначенного в обязанности клириков входят также проповедование и наставление. И коль скоро, согласно написанному Иеронимом [монаху Илиодору], «иное дело монахов, иное клириков», то дело представляется так, что монахи не вправе проповедовать, наставлять и тому подобное. Возражение 3. Далее, Григорий говорит: «Никто не может исполнять церковные обязанности и соблюдать монашеский устав». Но монахи обязаны соблюдать монашеский устав. Поэтому дело представляется так, что они не могут исполнять церковные обязанности, к которым помимо прочего относятся наставление и проповедование. Следовательно, похоже, что они не вправе проповедовать, наставлять и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XV. Старчество и аскетизм XVIII–XIX вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 6. Оптина пустынь и ее старцы В духовно-религиозной жизни России XIX столетия совершенно особое место занимает Оптина пустынь. Сама пустынь и скит, в котором подвизались оптинские старцы, со временем прославились на всю страну. Здесь сложилась та оптинская школа, которая почти целое столетие (1828–1922) оказывала могучее воздействие на духовную жизнь России. В первую очередь следует упомянуть старцев Леонида (1828–1841), Макария (1841–1860), Амвросия (1860–1891), Иосифа (1892–1911), Варсонофия († 1913), Нектария († 1928) и Анатолия († 1922). Пустынь жила по строгому общежительному уставу: и настоятель, и монахи ничего не имели в личной собственности, все вместе с настоятелем вкушали пищу в трапезной, даже такую мелочь, как чай или сахар, монахи получали от пустыни, не говоря уже об одежде и обуви. Лишь для старцев в скиту пища готовилась отдельно и приносилась им в келью. У каждого инока была своя келья; послушники и монахи, число которых в начале XIX в. составляло около 300, получали послушания от настоятеля или келаря. Богослужебный устав соблюдался с особой строгостью: в надлежащей последовательности совершались все предусмотренные Типиконом богослужения, и братия обязана была на них присутствовать; внутренний дух пустыни был настолько единым, он так глубоко проникал в сознание и души насельников, что настоятелю или старцам не было надобности к чему-либо принуждать иноков или делать им выговоры. Этот дух воздействовал на богомольцев и посетителей обители, которые, пребывая в монастыре, тоже регулярно приходили к богослужениям. Такой строй внутренней жизни монастыря сложился лишь в XIX в., хотя Оптина основана была еще в древности. Протоиерей Сергий Четвериков, который внутренне был тесно связан с Оптиной, да и внешне, своей аскетической наружностью, походил на старца, неоднократно бывал в обители и, опираясь на свои собственные наблюдения и впечатления, написал прекрасную книгу об Оптиной пустыни .

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

Вступление Глава I. ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ 1. Законодательство империи и христианская вера 2. Культурный плюрализм 3. Император и Церковь Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ 1. Поместная церковь: епископ, духовенство, миряне 2. Духовенство: брачное или целибатное? 3. Региональные первоиерархи 4. Первенство Рима к 451г. Глава III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: БОГОСЛУЖЕНИЕ, МОНАШЕСТВО, СВЯТЫЕ 1. Богослужебные традиции: единство и многообразие 2. Богослужение и искусство 3. Развитие монашества 4. Святые, мощи и святые места Глава IV. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК 1. Сирийская традиция 2. Христианство на Азиатском субконтиненте 3. Армения и Грузия 4. Арабские христиане 5. Египет, Эфиопия и Нубия 6. Туземные христианские церкви и Византия как центр Империи Глава V. ЗАПАД В ПЯТОМ СТОЛЕТИИ 1. На Дунае и за ним 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина 3. Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи 4. Испания. Ариане и православные 5. Африка. Арианские гонения 6. Святой Лев Великий и самосознание папства 7. Преемники Льва и Лаврентиевский раскол Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Халкидонский собор: вероучительные результаты 2. Халкидонский собор: церковный порядок 3. Оппозиция собору на Востоке 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом 5. Рост монофизитства при Анастасии Глава VII. ЭПОХА ЮСТИНИАНА 1. Союз с Римом 2. Юстиниан и Феодора 3. Оригенистские споры 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор 5. Наследие Юстиниана Глава VIII.XPUCTUAHCKUЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ЮСТИНИАНА 1. Внутренние расколы в монофизитстве 2. Имперская политика после Юстиниана 3. Антиохия и яковиты 4. Александрия и копты 5. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО 1. Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол 3. Миссия у англосаксов: ирландские монахи и святой Августин 4. Национальные церкви в Испании и Франции 5. «Западный патриархат»? Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО 1. Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм 2. Церковные унии на Востоке и в Египте 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство 4. Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет 5. Святой Максим Исповедник и папа Мартин 6. Шестой Вселенский собор ЭПИЛОГ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Десница Георгия Победоносца привезена в Москву На день святого Георгия по всему храму разошлось благоухание и благовоние. Мощи мироточили несколько часов. 6 мая, 2015 На день святого Георгия по всему храму разошлось благоухание и благовоние. Мощи мироточили несколько часов. Десница Георгия Победоносца привезена в Москву. Как долго она там пробудет? Где еще можно будет прикоснуться к святыне? Ответы в нашей статье! Десница Георгия Победоносца 6 мая — день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Издревле он — небесный покровитель Москвы. Его знаменитая победа над змеем увековечена на ее гербе. Примечательно, что в этот праздничный день на московскую землю прибыла великая православная святыня — десница (правая кисть) Георгия, которой он держал меч, копье, совершал свои воинские подвиги и крестные знамения. Все юбилейные торжества 70-летия Победы она останется в столице России. До 12 мая все желающие могут приложиться к ней в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе. Вместе с десницей монахи Святой горы Афон привезли список с древней чудотворной иконы великомученика Георгия. — С нее-то и начинается в конце IX века история православного монастыря Ксенофонт, — рассказал «Комсомолке» настоятель этого монастыря архимандрит Алексий (Мадзирис), сопровождающий святыню в России. — В Константинополе иконоборцы хотели сжечь ее в огне. Но пламя оказалось бессильно. Попытались изрезать кинжалом. Случилось чудо — из иконы истекла кровь. И на образе до сих пор отметина клинка. Но лик остался невредимым. Иконоборцы, испугавшись, бросили ее в море. Но Богу было угодно, чтобы чудотворная икона прибыла к берегу Афона, где устраивался монастырь Ксенофонт. Монахи благоговейно обрели икону. Монастырь стал называться обителью святого Георгия. Великая святыня христианского мира — десница святого Георгия тоже хранится в нашем монастыре. — Подробности можно? — К сожалению, в 1817 году в монастыре Ксенофонт случился страшный пожар. Много книг сгорело. Были уничтожены и древние рукописи, хроники монастыря. Но церковное предание сохраняет, что вместе с обретением иконы в нашей обители пребывают и мощи святого. Не все в жизни поддается и исследуется разумом. У нас много святынь. Надо верить. А святой Георгий — великий помощник людям, кто с верою к нему обращается.

http://pravmir.ru/desnitsu-georgiya-pobe...

Содержание Православный палестинский сборник Том 1, выпуск 1-й 1881 г. Православие в Святой Земле Издание В. Н. Хитрово 1. Предисловие 1.1 Нынешний Иерусалим – это ли тот Иерусалим Горний или же это та Святая Земля, неизменившаяся со времен Вознесения спасителя? 1.2 Обширность Святой Земли, население и смена религий за последние 12 веков. 2. История создания протестантской общины на Святой Земле, начиная с 1820гг. 2.1 Первые английские и американские протестантские миссионеры: Чуди, Вольф, Дальтон, Николайсон и др. 2.2 Прусское предложение к пяти державам об единении защиты протестантов в Иерусалиме в 1840 гг. 2.3 Попытка учреждения соединенного англикано-евангелического епископства на Святой земле в 1841 году. 2.4 Первые протестантские епископы: М. С. Александер, С. Гобат. 2.5 Протестантская пропаганда на примере деятельности пастора Флиднера с 4-мя кайзерскими диакониссами. 2.6 Протестантская колонизация Святой земли. 2.7 Роль английских и германских учёных экспедиций и путешествий в культурной пропаганде протестантского мира. 3. История развития латинской общины на Святой Земле. 3.1 Средина 14 столетия – первые францисканские монахи. 3.2 Постоянная и нескончаемая их борьба с православными и армянами. 3.3 Кармелитские монахи: история монаха фра Джиованни Баптист из Фраскати, восстановившего монастырь на горе Кармел. 3.4 Восстановление латинского иерусалимского патриархата, 1846 г. 3.5 Первый латинский патриарх Иосиф Валерга и его деятельность. 3.6 Латинская пропаганда на примере сотрудников Валерги: А. М. Ратисбонна и общины сионских сестер в Палестине. 3.7 Как латиняне использовали ситуацию во время последней войны России с Турцией. 3.8 Краткая схема возникновения в Святой Земле латинской общины. 3.9 Сравнительная схема возникновения протестантской общины. 3.10 Политическая подкладка английских, немецких, французских ученых экспедиций на Святую Землю. 3.11 «Сила не в силе, сила в любви». 4. История православного Иерусалимского патриархата с 15 века и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

4. Цель и содержание настоящей работы ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 1. Священное Писание в православной Традиции 2.Учение преподобного Симеона о Священном Писании 3. Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона 4. Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона 5. От буквы к духу 6. От аллегории к мистической типологии ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И БОГОСЛУЖЕНИЕ 1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве 2. Монастырское богослужение в Константинопо­ле времен преподобного Симеона 3. Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона 4. Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались? 5. Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона 6. Годичный круг церковных праздников у преподобного Симеона ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СТУДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 1. Студийский монастырь и его просветительская деятельность 2. Духовное руководство в студийской традиции 3. Сведения о жизни преподобного Симеона Студита 4. Аскетическое учение преподобного Симеона Студита А. Покаяние и слезы Б. Молитва В. Духовное руководство и исповедь Г. Различные аспекты аскетической практики 5. Развитие аскетических идей преподобного Симеона Студита в творениях преподобного Симеона Нового Богослова 6. Сравнительный анализ мистицизма преподобных Симеона Студита и Симеона Нового Богослова ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях 2. Преподобный Симеон и агиографическая литература Б. Современные святые ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ТВОРЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. «Отец Мой более Меня» 2. «Как ты отделяешь Сына от Отца?..» ГЛАВА ШЕСТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Истинный богослов 2. Непостижимость Бога 3. Божественные имена 4. Апофатическое богословие 5. «Бог есть свет» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Двойная природа человека 2. Образ и подобие 3. Предназначение человека ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Церковь и спасение 2. Церковная иерархия 3. Таинства ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ 1. Слезы и покаяние 2. Боговидение 3. Божественный свет 4. Экстаз 5. Бесстрастие 6. Обожение ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Мистический опыт и церковное Предание. Место преподобного Симеона в Православной Церкви 2. Влияние преподобного Симеона на последующее развитие восточно-христианского Предания Библиография Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1861 год 6 Я в Петербурге Октябрь. 22 день . Продолжительно было мое путешествие из Одессы в Питер через Москву; только сегодня я приехал в нашу северную столицу, а остановился в Знаменской гостинице, что против вокзала Николаевской железной дороги, и прожил тут неделю, потому что в Александроневской лавре не отведено было мне удобное помещение. 28 день. Наконец-то поместили меня здесь в просторной и теплой квартире лаврского эконома. Сегодня получено мной вчерашнее письмо от князя Урусова. Высокопреподобный отец архимандрит, Милостивый Государь! По желанию Вашего Высокопреподобия спешу уведомить Вас, что в Азиатский департамент не доставлена еще от князя Лобанова церковная рукопись на пергаменте из Солунского монастыря. 7 При сем имею честь сообщить Вам, Милостивый Государь, что Директору Азиатского департамента весьма желательно иметь с Вами свидание, и что его от 12-ти до 3 часов дня во всякий присутственный день можно найти в департаменте. С совершенным .... и проч. Ноябрь. 1 день. Сегодня я обедал у синодального обер-прокурора графа Толстого и в часы обеда говорил ему вот что. На Афоне пять монастырей: Лавра, Ксиропотам, Свято-Павел, Кутлумуш и Каракалл отдались под покровительство Англии. Нынешний константинопольский патриарх Иоаким не любит Афона, потому что тамошние монахи не очень почтительно обращались с ним тогда, когда он еще в сане епископа за что-то сослан был туда. Он усиливается подчинить своему контролю доходы и расходы святогорских монастырей, а они не слушают его. Только один Каракалл повинуется ему. Афоно-греко-русский монастырь Св. Пантелеймона тайно имеет в России 500 сборщиков подаяний и, нам говорят, всюду рассылает свое причастие. Местные средства к содержанию его скудны; однако, он непрестанно расширяет свои постройки и содержит 300 братий, да в каждое воскресенье и в большие праздники поит и кормит многих греков, которые приезжают на своих лодках в пристань его для того, чтобы даром покормиться. Их зазывают греческие монахи этого монастыря, дабы противопоставить их русским поклонникам, получающим там даровое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

[Греч. Νικτας, Θεδωρος, Γρηγριος κα Δανιλ] (XI в.), преподобные Фиванские (пам. греч. 23 июня). Ф., Г. и Д. считаются учениками Н. Он род. в нач. XI в. в беотийских Фивах в семье богатых и благочестивых Андрея и Феодоры. Во время крещения ребенка над ним парил Св. Дух в виде голубя, свидетельствуя о милости, к-рую Н. обретет у Бога. В 5 лет он был отдан на воспитание учителям. Вопреки воле родителей юноша не хотел жениться, поэтому в 16 лет вместе с братом он тайно покинул дом и пришел в мон-рь Феоклита, где был пострижен в монахи. Проводя все время в молитве и практически не смыкая глаз, Н. желал уединения и просил об этом Бога. Однажды ночью игумену мон-ря явился ангел и велел отпустить Н. из обители. Утром игумен благословил монаха на отшельническую жизнь и тот отправился искать подходящее место. Н. пришел на юго-зап. побережье Беотии и поселился в пещере; 10 лет он провел в аскетических подвигах. Молва о добродетелях подвижника распространилась по окрестностям, многие приходили к Н. за советом и оставались жить под его руководством. Тогда Н. принял священнический сан, чтобы совершать богослужения для общины, к-рая начала образовываться вокруг него. Всю ночь святой проводил в молитве и, чтобы бороться со сном, ходил по окрестным горам. На рассвете он возвращался в пещеру, где была устроена церковь, и вместе с братией продолжал молиться. Н. редко покидал обитель, жил в крайней бедности: имел только одну одежду, довольствовался хлебом и водой, во время Великого поста вкушал лишь по субботам и воскресеньям, а в остальные дни воздерживался от пищи. Однако, если к нему приходили посетители, он ел все, что ему предлагали, чтобы не обидеть гостей. Н. получил от Бога власть над дикими зверями, к-рых кормил с рук. Он всегда был приветлив, с радостью и благорасположением встречал посетителей, учеников наставлял остерегаться козней диавола, не допускать дурных помыслов. За духовным наставлением к нему приходили не только миряне, но и монахи, священники и даже епископы. Подвижник исцелял душевные и телесные недуги, в т. ч. изгонял бесов. Однажды он посетил соседний мон-рь, игумен к-рого погрузился в заботы о мирском благосостоянии и не радел о духовной жизни мон-ря. Святой советовал ему возложить все надежды на Бога и вернуться к исполнению монашеского правила. Н. торжественно пообещал игумену перед Богом и ангелами, что, если тот будет совершать положенные богослужения и усердно молиться, Господь дарует ему не только небесные блага, но и все необходимое в земной жизни. Святой заночевал в обители и долго просил Бога о спасении настоятеля и братии. Ему явился ангел, подал небесный хлеб и велел напомнить монахам слова из Евангелия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33). Когда насельники мон-ря вернулись после работ на поле, они увидели Н. в трапезной, где столы были заставлены изысканными блюдами. Оставшиеся после этого обеда продукты чудесным образом хранили мн. лет и раздавали больным как лекарство.

http://pravenc.ru/text/2565426.html

Закрыть itemscope itemtype="" > И архимандрит когда-то был ребенком 27.04.2006 423 Время на чтение 6 минут Когда мне приходится брать интервью у священнослужителей, меня всегда переполняет чувство благодарности за то, что они своими молитвами хранят наш хрупкий мир, пока мы, миряне, грешим и в сиюминутной сутолоке дня не всегда даем себе труд задуматься над своей жизнью, покаяться. И пока стоят на Руси церкви, пока звонят колокола, созывая люд православный на службу, пока есть священники и монахи, которые молятся за Россию, за каждого из нас, будет Россия жива, будет жив русский народ. Но ведь и батюшки, и монахи - такие же люди, как мы с вами, и они тоже были когда-то детьми. Так каким должен быть ребенок, какое должно у него быть детство, чтобы, возмужав, он стал служителем Божиим? - эти вопросы не раз приходили мне в голову. Их я и задала настоятелю храма Воскресения Христова, что близ Варшавского вокзала, архимандриту Сергию (Стурову). И батюшка, глянув на меня добрыми голубыми глазами, рокочущим басом начал рассказ: - Я рос в верующей семье, поэтому никакого " чудесного " прихода к вере не было. Все было естественно и просто. Жили мы в деревне Оранжерейной Астраханской области, где, к сожалению, не было церкви. А до ближайшего храма было более ста километров, да и то добраться до него можно было только летом, пароходом по водному пути. Но хотя мы и были оторваны от храма физически, духовно мы были вместе с православной церковью. Семья была большая, семь человек, я - младший. Папа, Михаил Иванович, был начальником тони - рыбу ловили, потому летом его практически не бывало дома, мама, Пелагия Павловна, вела хозяйство. У нас все было свое - соленья, варенья, мясо... но и работать приходилось немало. - Но вам как самому младшему, верно было послабление? - Куда там! Старшие братья не намерены были давать мне послабления. Работы много было - скотный двор, огород. Печи топить приходилось камышом, потому летом его заранее заготавливали, а зимой на санях возили. Но времени на все хватало - и на труд, и на радости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Скит во имя св. Иоанна Предтечи близ Козельска. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. (Архив Оптиной пуст.) Идея открытия И. П. с. принадлежала еп. Филарету, к-рый посещал Оптину пуст., стремился духовно укрепить обитель и «доставить желающим средство к безмолвнейшему житию». 15 дек. 1820 г. еп. Филарет через мон. Моисея обратился с письмом к отшельникам, жившим в Рославльских лесах в Смоленской губ. под рук. иеросхим. Афанасия (Степанова) . От своего имени и от имени настоятеля игум. Даниила (Александрова) епископ пригласил их переселиться в Оптину пуст. и основать скит в любом месте принадлежавшего ей леса, обещал выстроить для них кельи и освободить от монастырских послушаний. Рославльские монахи на общем совете решили принять приглашение. 1 апр. 1821 г. иеросхим. Афанасий написал еп. Филарету письмо, в котором просил, чтобы скит имел отдельное от мон-ря содержание, причем избыток средств следовало отдавать монастырю, а недостаток, «сколько можно понести терпением»; чтобы миряне не могли посещать скит, а монастырская братия приходила только в субботу и воскресенье; чтобы статус скита был «формальным и всегдашним». В ответном письме от 24 апр. того же года еп. Филарет сообщил, что поручил игум. Даниилу (Александрову) отвести для скита место и позволил благотворителю Д. В. Брюзгину строить кельи. 6 июня рославльские монахи Моисей, его брат прп. Антоний (Путилов) , Савватий и послушник Иван Дранкин приехали в Оптину пуст. и были размещены на монастырской пасеке. Иеросхим. Афанасий решил остаться на прежнем месте до окончания устройства скита (он так и не перешел в Оптину пуст.). Для скита избрали место близ малой монастырской пасеки, где в нач. XIX в. жил в келье схим. Иоанникий. Скит был отделен от монастыря густым сосновым бором. Мон. Моисей вместе с игум. Даниилом составил план строительства в скиту, к-рый 17 июня 1821 г. был утвержден еп. Филаретом. Первые средства на строительство выделили благотворители Брюзгин и Ф. Т. Третьяков. В том же году братия скита и наемные рабочие приступили к рубке леса и корчеванию пней. В качестве временного жилища они выстроили на юго-вост. стороне скита общую келью, затем обнесли скит дощатой оградой и приступили к возведению ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи. Посвящение церкви святому, почитаемому как 1-й пустынножитель, дало название и скиту. Игум. Даниил напутствовал монахов: «Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!» (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16). 18 авг. из мон-ря в скит был совершен крестный ход, состоялась закладка храма, под престол к-рого была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февр. 1822 г. церковь была освящена игум. Даниилом.

http://pravenc.ru/text/577926.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010