Праздник Преображения Господня является одним из двенадцати главных праздников и совершается 19 августа, за сорок дней до Воздвижения Креста Господня. Ведь, по Преданию, само это событие было за сорок дней до Распятия. В этот день в храмах освящаются плоды нового урожая, напоминая верующим о полноте райского блаженства. Притча о безумном богаче (Лк. 12, 13–34) Однажды ко Господу подошел человек, который просил, чтобы Тот убедил его брата дать ему наследство. Видя сребролюбие, таящееся в его душе, Христос сказал притчу о том, что жизнь человека не зависит от его имения. У одного богача поля принесли большой урожай. И перед ним встал вопрос: что делать? Житниц не хватает для плодов. «Вот что я сделаю, – решил он, – сломаю старые житницы и построю большие. И скажу душе моей: много добра лежит у тебя на многие годы. Ешь, пей веселись!..» Как будто долголетие связанно с урожаем его полей! Бог же сказал ему в ответ: – Безумец! В эту ночь душу твою страшные ангелы вырвут из тебя. Кому достанется то, что ты приготовил? Так будет со всяким, кто для себя, а не для Бога богатеет. (Богатеть же для Бога – это значит давать нищим, как сказал Блаженный Феофилакт: «Утробы нищих – вот тебе житницы», и помнить, что все – Божие и должно служить к Его славе.) Поэтому не заботьтесь о жизни своей – что есть, пить или во что одеться. Бог питает и воронов, украшает лилии полевые, тем более Он знает вашу нужду. Ищите прежде Царства Божия – и все это приложится вам. Отец решил дать вам Царство, поэтому раздавайте имения ваши нищим, чтобы иметь сокровище на Небесах, недоступное ни для воров, ни для моли. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Притча о заблудшей овце и потерянной драхме (Мф. 18, 10–14; Лк. 15, 3–10) Ко Христу приходили грешники, чтобы слушать Его. А фарисеи роптали, что Господь принимает грешников и ест вместе с ними. Но Он сказал им притчи о благодати Божией: – Кто из вас, если имеет сто овец и потеряет одну в горах, не пойдет, чтобы найти ее? И найдя, берет себе на плечи, и приносит домой, и радуется вместе с соседями, что нашлась погибшая овца. Так же и на Небесах бывает больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Диавол (то есть клеветник) непрестанно клевещет во мне на домашних моих, особенно на вдову и сироту и на жену, и на нищих и раздражает против них, точно огненными бодцами пришпоривая меня гневаться, сердиться на них. Вооружаться надо против себя и страстей своих, а не против людей. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [ Евр. 12, 14 ]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем [ 1Тим. 6, 8 ]. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? [ Иак. 4, 1 ]. Господи! Даждь мне всегда помнить слово, сказанное мною в Соборе 14 сентября, в день воздвижения Креста Твоего, на текст: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе [ Ин. 12, 32 ]. Тут я обещал совершенно изменить образ моей жизни. Молчать больше дома, хранение устом моим положи, Господи, и дверь ограждения о устнах моих [ Пс. 140, 3 ]. Не будь слишком требователен и взыскателен относительно своих домашних, но предоставь их Богу и своему их благоразумию. Бог их вразумит. А ты сохраняй мир. Все беспокойные претензии – от диавола, ищущего вражды между тобою и ими. Благодарю Господа, спасшего меня от сильной агонии злобы после многократной молитвы покаяния моего. Слишком ревниво я желаю, чтобы трудилась моя нахлебница Анна Константиновна, живущая праздно; уже то нехорошо, что я при этом ревнивом, настойчивом желании чувствую к ней нерасположение и вражду, как к ленивой и праздной и любящей сварливость. Отчего не чувствую к ней христианского чувства кротости, незлобия, снисхождения, терпения, миролюбия?.. Господи! Ты вся веси, Ты помилуй нас. Ты направи жизнь нашу по воле Твоей! 16 сентября. Один час пополудни. Как прилагать к обыденной нашей жизни слова молитвы Господней: да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя? А вот как: например, положим, ты скуп домашним – оставь свою скупость; если алчен, сребролюбив, из-за денег гонишь кого-нибудь из домашних, считая его лишним в доме человеком, – оставь свою алчность и сребролюбие; если своенравен, капризен, раздражителен – перемени себя и не позволяй себе впредь быть таким.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2Кор.4:7 .   Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, Поскольку сказал о неизреченной славе много великого и высокого, то, дабы кто не сказал: как же мы, получив такие, как ты говоришь, блага, останемся в смертном теле? – говорит: глиняный сосуд вмещает такие сокровища силой Божиею. чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Чтобы преизбыточная сила, являющаяся в нас, была Божией и чтобы не подумали, что мы совершаем что-нибудь сами собой, но чтобы все, кто видит, говорили, что все это Божие. Намекает на лжеапостолов, которые все приписывали себе. 2Кор.4:8 .   Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены, В такой мере, говорит, все есть дело силы Божией, что хотя мы скудельные сосуды и подвергаемся стольким и столь разнообразным искушениям, однако не разбиваемся и не теряем находящегося в нас сокровища. Ибо подвергаемся скорбям во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи, между друзьями, между врагами,  «но не стеснены», потому что Бог расширяет сердца наши. мы в отчаянных обстоятельств а х, но не отчаиваемся, То есть, хотя подвергаемся бедствиям и стеснениям, однако, стоя твердо, не отчаиваемся и не побеждаемся, но в Боге находим помощь и побеждаем. 2Кор.4:9 .   мы гонимы, но не оставлены, Люди гонят нас, но Бог не оставляет нас. Ибо это попускается для того, чтобы мы упражнялись в борьбе, а не для того, чтобы мы пали. низлагаемы, но не погибаем. Противники, говорит, низлагают нас по телу и в вещах внешних, но мы не погибаем, благодушествуем и наслаждаемся постоянством духа, и при этом сохраняем при помощи Божией самое тело. 2Кор.4:10 .   Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. То есть ежедневно подвергаясь смерти и всегда подражая смерти Господа, свидетельствуем таким образом о жизни или о воскресении Его, телом своим. Ибо, если кто не верует, что Господь воскрес, он не будет иметь предлога к неверию, когда увидит, что мы ежедневно умираем и ежедневно же остаемся в живых. 2Кор.4:11 .   Ибо мы живые непрестанно предаемся на  смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Ведь у апостола Петра не было ничего такого, чем он мог бы гордиться. Он был простым рыбаком, женатым человеком. Хотя он был, надо полагать, праведной жизни, но, видимо, думал о себе как о грешнике, поскольку у иудеев считалось, что истинным праведником может быть только глубокий знаток закона Моисеева, а он был даже неграмотным и, как ему казалось, просто не знал, что нужно исполнять. Осознавая свое ничтожество, Петр одновременно и обнимает у Господа колена, воспылав любовью к Нему, и говорит: «Выйди от меня». «Ибо, — объясняет далее евангелист Лука, — ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (ст. 9). «Всех, бывших с ним», то есть бывших в лодке. Видимо, это были какие-то слуги Петра или друзья, имена которых не названы потому, что в дальнейшей евангельской истории эти люди не имеют никакого значения, как бы исчезают из нашего поля зрения. «Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону» (ст. 10). В этих словах поясняется, что в другой лодке были как раз Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, друзья Симона, отныне ставшие ему товарищами и по служению Господу, по апостольской проповеди. «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 10). Апостол Петр ловил рыбу и считал, что для него это, как обычно бывает, занятие на всю жизнь, ведь, по словам Библии, человек должен в течение всей жизни в поте лица своего добывать хлеб свой (см. Быт.3:19). И вдруг он слышит слова о том, что отныне он будет ловить уже не рыбу, а людей: «Отселе будеши человеки ловя». Господь показал Своим будущим ученикам, Своим сослужителям, апостолам, что Он является Вседержителем, что Он повелевает тварью: рыба по невидимому повелению Господа устремилась в сеть и тем самым как бы доказала, что все повинуется Ему. Он пребывал с учениками, говорил с ними как человек, но вся тварь, покоряясь непостижимому, сверхъестественному Божественному гласу, служила Ему, и было очевидно, что Тот, Кто повелевает рыбами, живущими по непонятным для человека законам в совсем другой, чуждой для нас стихии, может повелевать и всем остальным творением.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

2Кор.4:12 .   так что  смерть действует в нас, а жизнь в вас. Из смерти или из телесных страданий, доводящих Павла до смерти, истекает жизнь – конечно, духовная – для Церкви как общества верующих. Его самопожертвование приносит верующим новые силы для жизни. 2Кор.4:13–18 .  Такое противоречие между внутренним величием своим и внешним унижением, однако, не смущает Апостола. Он надеется на то прославление, какое ожидает его в будущем вместе со Христом, и потому спокойно относится к своим страданиям. 2Кор.4:13 .   Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, Ап. имеет тот же, что и Коринфяне,  «дух веры», т. е. Духа Святаго, Который подается всякому верующему при принятии крещения (ср. Гал 3и сл.), когда человек исповедует, высказывает свою веру во Христа. Вера же есть, несомненно, и у Апостола (это Ап. говорит в ироническом тоне, для постыждения слишком гордившихся своим христианским состоянием Коринфян –  1Кор.4:7–8). Выражаясь словами псалма 115-го (по переводу 70-ти), Ап. указывает на свою проповедь, которая являлась результатом его твердой веры. Он верил во Христа – потому и не мог молчать, а постоянно говорил о Нем. 2Кор.4:14 .   зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами. Но зачем Ап. сказал, что он имеет Духа Святаго? Этим он хочет указать, насколько основательна его надежда на будущее прославление. Дух этот является залогом этого прославления (ср.  2Кор.1:22). Что касается самого прославления, то Ап. приписывает его Богу. Который призовет к Себе не одних Коринфян (опять ирония), но и Павла вместе с ними. – О выражении  «Воскресивший Господа» см.  Рим 8:10–11. 2Кор.4:15 .   Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Если в настоящее время внешнее состояние Апостола очень неблагоприятно, то этим Коринфяне смущаться не должны: ведь это Господь попускает для их же благополучия. Коринфяне увидят, как велика благодать Божия, проявляющаяся в делах Апостола, столь ничтожного по внешнему виду, и это побудит их с большим чувством благодарности прославлять Бога. Это замечание, однако, не стоит в прямой связи с течением мыслей, и далее Ап. снова обращается к речи о своей уверенности в будущем прославлении.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Подвиги ап. Павла (2кор.6:1–10). 2Кор.6:1 .   Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. 2Кор.6:2 .   Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Апостол увещает Коринфян, как соработник у Бога (ср.  1Кор 3:9), чтобы они не напрасно приняли благодать Христову, а использовали бы ее для своего усовершения в добродетели. Теперь для этого самое благоприятное, удобное время, потому что Раб Иеговы (ср.  Ис 49:8) т. е. Господь наш  Иисус Христос, услышан Иеговою-Отцом Своим в Своих ходатайствах за людей, и людям открыта полная возможность к тому, чтобы совершать богоугодные дела. Господь Иисус Христос молился за нас, и Отец небесный, по Его молитве, отверзает пред нами сокровища Своей благодати (ср. толк. на  Ис 49:8). 2Кор.6:3 .   Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 2Кор.6:4 .   но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 2Кор.6:5 .   под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели –  «терпения». Первый вид «терпения» – перенесение «бедствий», т. е. внешних преследований, второй – перенесение  «нужд», т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят «тягостные обстоятельства», которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об  «ударах», какие получал (Деян 16 и сл.), о заточении своем  «в темницу», о необходимости часто переселяться из одного места в другое ( «изгнания». По другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал в своих усиленных  «трудах» на благо Церкви ( 1Кор 3:8),  «в бдении» по ночам, когда это было нужно ( Деян 20:31) и  «в постах» ( Деян 14:23, 13и сл.). 2Кор.6:6 .   в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Это не последняя ошибка Ап. Петра, который никак не хотел, чтобы Иисус Христос шел на Голгофу: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф. 16, 21-23 ). Особенно часто с облаком как знаком присутствия Божия мы встречаемся в ветхозаветном рассказе об Исходе из Египта и странствии по пустыне. Облако сопровождает евреев в странствии, являет славу Господа перед ниспосланием манны, наполняет и покрывает (осеняет) скинию – палатку, в которой совершались богослужения. Греческий перевод, осуществленный в III в до Р. Х., по преданию, 70-ю еврейскими переводчиками. О Исходе напоминает еще одна деталь. Марк замечает, что Преображение произошло по прошествии дней шести (очевидно, по прошествии шести дней после исповедания Петра). Именно шесть дней требовались для подготовки Моисея к принятию откровения и лицезрению славы богоявления ( Исх. 24, 16 ). Церковь прекрасно понимает этот аспект Преображения. Не говоря уже о песнопениях праздника, святоотеческих поучениях об этом событии, с идеей крестной искупительной смерти Христа праздник Преображения связан даже своим местоположением в богослужебном календаре. Преображение Господне (6 авг. по старому стилю), последний Господский праздник уходящего церковного года, находится на расстоянии 40 дней от дня Воздвижения Креста Господня (14 сентября) – первого господского праздника наступающего года. Так связаны последний и первый праздники церковного года. Праздник, напоминающий о явлении славы Божией, и праздник, напоминающий о крестной искупительной смерти Спасителя. Псалмы со 120-го по 134-й. Рекомендуемые статьи Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Если первая часть гимна говорит о воплощении и спасительной смерти Иисуса Христа, то его вторая часть – весть о спасительном Воскресении и Вознесении Спасителя. «Бог превознес Его». Заметим: не просто «вознес», а « пре вознес». Иисус из Назарета стал Превознесенным! Такой необычайный статус в Ветхом Завете мог иметь только Бог. Ныне эта честь дана Христу. Она отражается также в дарованном Ему Имени, которое выше всех земных имен. Это может быть только Имя Божие. Человеку даровано Имя Божие, которому поклоняется всякое колено небесных, то есть ангелов, земных, то есть обитателей земли, и преисподних, то есть душ почивших. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр.5:13 ). Всякий язык будет исповедать, что Имя Божие отныне неотъемлемо принадлежит Иисусу Христу, Сыну Божию и Спасителю. Имя это – Кириос, Господь! Когда же произойдет поклонение всех сил? Когда раздастся исповедание всех языков? Окончательно это произойдет в конце времен, когда для всех станет видима слава Иисуса Христа, и они присоединятся к исповеданию Иисуса Господом. Ныне же Его слава и владычество еще скрыто от мира. Только верующие знают, что со Христом уже произошла смена веков, уже пришло Царство Божие. Только верующие уповают на то, что сокрытое ныне, безграничное владычество Христа, однажды станет явным для всего мира в славу Бога Отца. Только верующие знают: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим..10:9). Воздвижение Креста, 27 сентября 2007 г. ( 1Кор.1:18-24 ) 18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. 19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 21 Ибо когда мир  своею  мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Но Господь не оставил Свое творенье. Человек захотел быть Богом, но Им не сделался, но Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и явился на земле как Богочеловек. Он принял на Себя нашу человеческую природу настолько, что теперь уже на всю беспредельную вечность не будет иного Сына Божия, как Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, Который благоволил в Свое беспредельное Божественное Естество воспринять наше человеческое естество, нашу человеческую природу. Бог сошел с неба на землю, как Бог, а на небо вознесся, как Богочеловек, т.е. нашу человеческую природу не только искупил, очистил от греха и освятил, но посадил одесную Бога Отца. Теперь, превыше всего сотворенного, превыше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов восседает на Божественном Престоле Бог и в то же самое время Человек, во всем подобный нам. Только премудрость Божия, бесконечная любовь Божия, благость Божия, премудрость и сила могли осуществить это претрудное дело. Поэтому помните, когда мы славим Господа Спасителя, вознесшегося и сидящего одесную Бога Отца, то мы славим в Нем и нашу человеческую природу. Но и этого мало, Он не только с нами. Мы в Апокалипсисе читаем, что Господь говорит: «Побеждающему дам сесть со Мной на Престоле Моем, как... Я победил и сел со Отцом Моим» ( Откр. 3:21 ). Об этом и мечтать страшно, не то что сказать, а это – слова Спасителя, Который никогда не говорил неправды, никогда не говорил никаких преувеличений – если Он так говорит, значит, это и будет именно так, как Он говорит – иначе и быть не может. Поэтому, мы не только за Него радуемся, что Он воссел одесную Своего возлюбленного Отца, но радуемся тому, что и наша человеческая природа не только очищена и освящена, но и возвышена превыше небес. И поэтому, праздник Вознесения Господня должен быть не день печали, а радостью бессмертной духовного торжества. Аминь. Господь Сошел на землю, как Сын Божий, а Вознесся на небеса, как Богочеловек Те, кто бывают в храме Божием на всенощной, в канун Воздвиженья Животворящего Креста, видят глубоко содержательный обряд в соборе, где архиерейская служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Нам надлежит жить так, чтобы никогда не споткнуться о Камень Краеугольный, отверженный людьми, но избранный Богом. К этому призывает нас и апостол Пётр в своём первом послании: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом... Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2, 1–5, 7 ). Мы все призваны из кромешной тьмы и должны быть истинными лозами виноградника Христова. Как эти чистые лозы источают чистый сок винограда, чудное вино, так и из нашего сердца, из наших уст должны истекать только слова благие: слова благословения, слова правды, слова любви. Да будем все мы праведниками и проповедниками единого, истинного света, воссиявшего над миром, – Господа нашего Иисуса Христа. 20 сентября 1944 г. Крест Господень Праздник Воздвижения Креста Господня – один из самых великих праздников. Он так велик, что воскресенье перед этим праздником и воскресенье после него Святая Церковь посвящает приготовлению христиан к нему и утверждению в помышлении о нём. Так установлено и перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Как же готовит нас Святая Церковь к этому великому празднику? Она предлагает нам сосредоточить ум и сердце на Кресте Господнем. Слышали вы ныне в апостольском чтении, что сказал о себе св. апостол Павел: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Вот чем был для святого апостола Крест Христов. Он проникся таким благоговением перед Крестом Христовым, что ни о чём больше не думал, всё на свете забыл. Крест Христов всегда неизменно стоял перед его очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010