Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: " Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего " (Исх. 23, 19); " Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику " (Лев. 23, 10); " Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих " (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо " Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней " (Пс. 23, 1). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте) 16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

Евангелие третьей недели поста Какое евангелие третьей недели поста В этот день на утрени, как в день Воздвижения, выносится из алтаря и полагается на аналое святой крест Христов для поклонения, от чего и название недели «Крестопоклонную», и воспоминаются страдания Спасителя на кресте, для того, чтобы видением креста, орудий страданий Спасителя, и воспоминанием страданиями его до распятия и по распятии на кресте, облегчить трудное и для нашей природы неприятное прохождение поста. Господь страдал и страдал ужасно не за свои (у Него их не было), а за наши грехи, мы ли не пострадаем несколько, те не попостимся, за свои собственные грехи? Господь со креста, по вознесении, возшел на небо; и для нас от подвигов поста и покаяния путь на небо, в царство Христово. И евангелие читается о кресте последователей Христовых. Мар. 8. 34–38; 9, 1 . Зач. 37. 34 Кто хочет идти за Мною; отвергнись себя, и возьми крест свой. И следуй за мной. 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и евангелия, тот сбережет ее. 36 Ибо какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит? 37 Или какой выкуп даст человек за душу свою? 38 Ибо кто постыдиться Меня и Моих слов в роде сем прилюбодейном и грешном; того постыдится и Сын человеческий, когда приидет во славе Отца своего со святыми Ангелами. Гл. 9,1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие, пришедшее в силе. Ст. 34. Что значат слова: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест, свой, и следуй за Мною? Отречься, или , по славянски, отвергнуться себя значит отказаться о себя, т. е. жить и действовать не по своей греховной воле, но покориться совершенно воле Божией; ради Христа быть готовым на все, – на скорби и страдания, если Богу будет угодно послать их. Взять крест свой значит решиться начать борьбу со своими страстями, предпринимать подвиги для их искоренения, и все случающиеся скорби, огорчения, беды переносить терпеливо, без ропота, с преданностью воле Божией, подобно тому, как Господь Иисус Христос добровольно принял крестные страдания и безмолвно переносил оные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Некоторые из комментаторов полагают, что это было дешевое кислое вино, которое и сейчас иногда называют уксусом. Если так, то это придает дополнительный смысл: вино, впервые появляющееся у Иоанна в рассказе о свадебном пире в Кане, вино, а не уксус делается крестным питьем Того, Кто претворил в него – но другое, лучшее, – простую воду. Но и вода у Иоанна – не просто вода, а библейский символ благодати, милости Божьей, она течет в жизнь вечную , она – вода живая , стихия Святого Духа. «Кто жаждет – иди ко Мне и пей», – обращается Иисус к иудеям, здесь же Он жаждет Сам и утоляет эту жажду «уксусом», пропитавшим губу, протянутую Ему на острие копья. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Можно было бы долго рассуждать о символике крови и воды, столь важной для четвертого евангелиста, но лучше обойтись без комментариев. Сын Человеческий сходит во ад, в последнюю бездну человеческого страдания. Быть Его учеником – значит следовать в этом за Ним, и все это очень конкретно, это называется «социальным служением», однако, у нас оно не считается первостепенно значимым. Церковные приюты для бомжей, например, защита от несправедливости, от насилия, от растления – действенное сострадание, где оно? Но если нет дел любви , то, что такое христианство, как не «медь звенящая или кимвал бряцающий»? И здесь мы подходим к евангельскому отрывку следующего воскресения, связанного с Воздвижением Креста Господня. НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ (МК. 8.34 – 9,1)

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Во время мучительной смерти Господа, по мысли святителя Иоанна Златоуста , высказываемой им в «Гомилиях на Евангелие от Иоанна», на Кресте «родился новый человек» – христианин. В этом смысле, по убеждению Златоуста, именно Распятие Господа на Кресте стало главнейшим моментом духовного рождения в вечность всех нас. Да, совершившееся на Кресте рождение спасаемых было для Самого Рождавшего гораздо мучительней, чем любые, даже самые тяжелые, физические женские роды. Но то страшное смертное мучение, что перенес на Кресте Спаситель, обратилось для Него, как для роженицы, в величайшую радость и ликование, ибо посредством Крестной муки Он исполнил главнейшую цель Воплощения: даровал начало жизни множеству призванных к спасению христиан – всем тем, кто составили Его Церковь. И потому-то Господь отныне уже не помнит муки Креста, ужаса Распятия, обратившихся для Него в наслаждение и радость мистического соединения с Собственным Церковным Телом, в нескончаемое ликование о приобретенных Им чадах. Родив нас посредством Крестной муки для жизни в Боге, Христос ныне радуется о новорожденных той любовью, что, конечно же, бесконечно превосходит собой любую земную любовь, даже и любовь материнскую. Ведь Он Сам, Сын Божий, Истинный Бог – и есть подлинный Источник и Начало всякой любви и даже Сама эта Любовь (ср. 1Ин.4:8 ). Крест Христов: евангельский рассказ о событии Распятия Известно, что о важнейшем в истории нашего спасения событии – Крестной Смерти Сына Божия – повествуют все четыре евангелиста: святые Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Однако первые три из них в целом повторяют рассказы друг друга, мало расходясь в деталях описываемого. Вот что говорит апостол Матфей: …И повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

После больших трудов были обнаружены три креста. Рядом с ними лежала табличка, написанная Пилатом: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Иерусалимский патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест Господень. Узнав об этом, собралось огромное количество христиан. Все желали видеть Крест, на котором был распят Богочеловек Иисус Христос. Тогда патриарх Макарий взял Крест и стал его высоко поднимать, благословляя на все четыре стороны. Народ в радости и благоговении взывал: «Господи, помилуй!», — и поклонялся Честному Кресту. На следующий день был установлен праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Иисус Христос сказал: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 14–16). О какой змее говорит Господь? Когда за двенадцать веков до Рождества Христова евреи под предводительством пророка Моисея выходили из Египта, они согрешили перед Богом. Тогда на них стали нападать ядовитые змеи. Очень много людей умирало, и Моисей стал молить Бога о спасении своего народа. Господь повелел пророку поставить посреди палаточного городка, в котором жили евреи, высокий шест с изображением медного змея. Когда укушенный змеей с верой обращал свой взгляд к этому медному змею, яд переставал действовать, и человек выздоравливал. Таким образом у евреев прекратились смерти от змеиных укусов. То, что несло смерть (змеи), стало источником победы над смертью (изображение медного змея). Так и с крестом. Крест — орудие казни, а Крест Христов — орудие победы над смертью и адом. Вопросы: 1. Какая планета является духовным центром мира и почему? 2. Когда и как нашли Крест, на котором был распят Богочеловек?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

О любви Божией к нам и о конце света, объявленном концом христианской любви Слово перед Воздвижением Святого Креста Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб (Ин. 3: 16). Возлюбленные верующие! Совсем мало времени отделяет нас от праздника Воздвижения Креста Господня. Поэтому Святая Церковь напоминает нам гласом нынешнего Евангелия о воплощении Господа, Его добровольном страдании, о Кресте и безмерной любви, которую Он проявил к нам ради нашего спасения. Сам Господь Иисус Христос открывает нам неизреченную тайну Своего воплощения, когда говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). То есть никто другой не восходил одесную Отца, кроме Сына, воплотившегося ради нас, претерпевшего Крест за всех. Однако не станем понимать это так, будто Сын, сойдя с небес, какое-то время не находился возле Отца. Он, как Бог, одновременно был и на небе, и на земле, и на Кресте на виду у всех людей, словно самый провинившийся человек, осужденный на смерть. Ибо Спаситель пришел не только для того, чтобы исцелить больных или изгнать из храма меновщиков денег. Он пришел, чтобы претерпеть за нас смерть. И не обычную смерть, а крестную. Не в каком-нибудь укромном месте, не в пустом поле, а там, наверху, на горе Голгофе, чтобы быть видимым и ангелам, и людям, и бесам. Чтобы все уверовали, что Он Спаситель мира, и избавились от осуждения за грех. Вот почему Он приводит нам в пример Моисея. Ведь когда Моисей проходил с избранным народом через аравийскую пустыню Едом, полчище ядовитых змей ринулось на народ, и кого жалили, тот сразу умирал. И вот, когда Моисей молился, Бог велел ему отлить медного змия и затем вознести его на столп и прибить на самом высоком месте. И кого ужалит змея, тот пусть тут же посмотрит на этот столп и медного змия и останется жив (см.: Чис. 21: 8). И когда Моисей сделал так, он спас весь народ от такой лютой смерти. Моисей прообразует Христа, пришедшего, чтобы вывести нас из рабства сатане

http://pravoslavie.ru/156289.html

Мы бы нашли совершенно естественным, а потому нисколько бы не удивились, если бы подобное же сотрясение и естественный ужас объяли присутствующих в минуту Христовой агонии, но увы! что мы здесь видим! Все тихо, все подавлено ужасом и состраданием под двумя крестами разбойников, распятых по правую и левую руку Спасителя и принявших достойное возмездие за свои преступления; между тем как под средним крестом, под Его крестом, толпится олицетворенная ярость и ненависть, извергающая наглые поругания. Мы видим, как проходящие кивают головами и отравляют последние минуты Божественного Страдальца разными неистовыми телодвижениями, всячески выражая свою ненависть к Христу. Мы с ужасом видим, что не только грубая, необузданная толпа народа, не только жестокие свирепые воины преследуют Спасителя поруганиями и язвительными насмешками, но что даже первосвященники и старейшины с учеными книжниками не уступают им в жестокости; стало быть, самые просвещенные и знатнейшие из народа заняты теперь злоречием и преследованием. Каждый по-своему выражает свою жестокость и ненависть, следуя внушению внутреннего ожесточения и злобы. Воины, слышавшие о царском достоинстве Христа и читавшие надпись на кресте Его, кричали: «Если Ты Царь Израильский, то сойди с креста, и мы уверуем в Тебя!» Первосвященники и книжники, которые не могли простить Спасителю Его чудес, праведной жизни и великих дел любви и милосердия, возбуждавших в них зависть к Христу, насмехались, взывая: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти!» Старейшины и верховные судьи, ожесточенные против Спасителя за то, что Он признал Себя Христом, Сыном Бога живого, издевались над Ним и восклицали: «Он уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему!» Народ, не знавший ничего превыше храма Иерусалимского, припомнил в это время пророчество Христа о воскресении Своем, выраженное в притче о разрушении и воздвижении храма, и восклицал: «Разрушающий храм и в три дня созидающий его, спаси Себя Самого, Если Ты Сын Божий, сойди с креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

А вот и честь, которой сподобишься, если изберёшь Христа и возьмёшь свой крест: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Но даже если эта цель покажется недостижимой, если у нас выбор? Ведь о тех, кто упорно противится Божией премудрости, сказано, что, «если бы познали, что не распяли бы Господа славы». Значит: либо перед Крестом, либо – заодно с распинателями, с этими «властями века сего». И хотя средоточие Креста кажется недоступным и как бы нематериальным, но лучи его простираются до бесконечности и в широту, и в высоту, и в глубину, чтобы охватить и привлечь весь мир, чтобы даже самое отдалённое сдвинуть с мёртвой точки. И даже до такой степени, что «кто напоит из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей…». Уж куда проще и доступнее? – только с такой простоты конкретности и начинается путь к истинной премудрости: именно с простого дела, с простой милости, оказанной ради Христа, а особенно тому, кто несёт нам слово Христово. О точках и контуре Неделя перед Воздвижением Ин. 3:13–17 Гал. 6:11–18 Продолжая стояние перед тайной Святого Креста, мы читаем, как «один из начальников Иудейских» по имени Никодим пришёл к Иисусу ночью и сказал: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Господь же стал говорить о необходимости заново родиться, о Духе, который «дышит, где хочет». Никодим спрашивает: как? Почему? – но ответы Иисуса не опираются на живой духовный опыт слушателя, и поэтому они – как вехи, как точки, которые ещё не обведены контуром и не стали рисунком. Вот Господь ставит первую такую точку: «Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах». Но для Никодима вся новозаветная история ещё впереди. Поэтому Господь просто ставит точку: теперь Он напоминает один эпизод из прошлого, «как Моисей вознёс змию в пустыне…» Тут уже Никодим должен вспомнить, как евреи в очередной раз возроптали, и «послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И далее Господь, опять не объясняя, кто такой Сын Человеческий, ставит третью точку, открывая уже о Сыне Божьем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Для Никодима и это – загадка, но Господь все же сказал то, что сказал. Потому что слово истины, даже вне исторического и духовного опыта, все равно – слово истины, исполненное внутренней силы. Вот и Никодим: сначала пришел ночью, скрываясь от всех; потом не побоялся в синедрионе сказать слово в защиту Иисуса; и вот уже он вместе с Иосифом дерзает просить у Пилата тело Учителя. Совсем как в притче: бросит человек «семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» ( Мк.4:26–28 ). Пусть ты еще мало что понимаешь в Евангелии, все равно читай и запоминай. Придет время, и сам от всего сердца скажешь вместе с Апостолом: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира». О православном сознании. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Ин.12:28–36, 19, 6–11, 19:13–20, 25–28, 30–35 1Кор.1:18–24 Праздник Воздвижения связан с именем Елены, святой матери равноапостольного императора Константина. В начале четвертого века, после прекращения гонений на христиан, ей пришла мысль – посетить ту землю, по которой ходил когда-то Господь Иисус Христос, и отыскать крест, на котором Он был распят. С трудом нашли хранителей тайны. Разрушили построенный на этом месте языческий храм, раскопали насыпанный холм и нашли три креста. Царица верила, что Господь не допустит поклониться кресту разбойника, и дерзновенно велела возложить каждый из трех на проносимую умершую девицу. От прикосновения одного из них девица ожила. И ни у кого не возникло сомнений, чей это крест. Тут же он был воздвигнут над толпой, и все только и могли без конца восклицать: «Господи, помилуй»! Впервые орудие страшной казни (а ведь и тогда, спустя триста лет, еще казнили на крестах) было воздвигнуто не для позора и смерти, а для всемирного прославления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Последнее евангельское чтение, завершающее наше осеннее поклонение обретенному святой Еленой Кресту Христову – короткий отрывок из Евангелия от Марка. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Господь говорит парадоксами: кто хочет спастись – тот погибнет, а кто погибнет ради Него и принесенной Им Благой Вести – тот спасется. Важна также последовательность: сначала – отвергнись себя. Но что это значит? Речь идет об отвержении того, что святитель Феофан Затворник называет «самостью». О смирении. Но не игре в смирение, подменяющей его сплошь и рядом. О покаянии как перемене ума, что дословно и означает это понятие. Ницше назвал бы это «переоценкой всех ценностей». Богу приносят в жертву самое ценное, а самое ценное – это так называемый «ум». Или «плотское мудрование», говоря словами апостола Павла. И он же, обращаясь к христианам, пишет «а вы имеете ум Христов». Отказаться от своего «ума», чтобы иметь ум Христов. Что невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу. Важно лишь упорное желание отказа от «своего», вменение его ни во что по примеру того же апостола. При принятии своей судьбы (взятии креста), а с ней и всего ужаса этого мира, что и будет означать наше следование за Христом. Спасение только в этом. История каждого – каждая история – может стать историей спасения, священной историей, но может и оказаться всего лишь одним из бесчисленных сериалов с бездарным сценарием, бездарной режиссурой и бездарными актерами. Ничем. Как когда-то заметил А. Ф. Лосев: «Жизнь или бессмыслица, или жертва». Разумеется, эта позиция – крайняя. Но разве не таковы требования Христа, если читать их незамыленным взглядом, не сводя Его учение к благостной мыльной опере с религиозным антуражем?

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010