В Екатеринбурге канонизирован преподобный Василиск Сибирский Екатеринбург, 13 января 2004 г. Великая и благодатная радость пришла на уральскую землю. После долгих трудов Комиссии по канонизации святых, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в воскресенье, 11 января, в монастыре Спаса Всемилостивого в Екатеринбурге состоялся чин канонизации нового святого земли уральской - преподобного Василиска Сибирского, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Преподобный Василиск (в миру - Василий) родился в середине 18-го века в Тверской губернии, в семье крестьянина. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре, с согласия жены, оставил семью и начал вести монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях. Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского). Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, возрастая духом в монашеских подвигах и, особенно, в молитве Иисусовой. Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни. Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, - отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: " Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на другое место " .

http://pravoslavie.ru/8643.html

Духовные беседы преподобного Варнавы Еще при жизни преподобный Варнава был назван «старцем-утешителем». К месту его подвигов – Гефсиманскому скиту при Троице-Сергиевой Лавре – стекались паломники со всей Руси. Невозможно пересказать случаи прозорливости преподобного Варнавы. Многим старец предсказал их будущую жизнь и заповедал, как им поступать в затруднительных случаях, когда они не смогут уже приезжать и спросить его лично – его не будет в живых. Многие и в 30-е, 40-е, 50-е, 60-е годы XX века продолжали жить по его старческим советам. Эти пророческие указания и назидания, в свое время часто непонятные, впоследствии, после революции, в годы гонений, помогали людям жить и спасаться, когда мудрого руководителя в духовной жизни найти стало трудно. Служение преподобного Варнавы Иверской Выксунской обители было для него подобно служению преподобного Серафима Саровского Дивеевской обители. Основав эту обитель в 1863 году, старец никогда не переставал заботиться о сестрах, ввел в ней строгий устав, духовно окормлял сестер в своих многочисленных письмах. Шесть-семь раз в году преподобный Варнава приезжал в обитель и в устных беседах, которые и приводятся в нашем издании, показывал себя истинным окормителем своей огромной духовной семьи. Духовные беседы преподобного Варнавы Разъясняя подробно в своих письмах, как сестры должны идти к конечной цели своего жизненного подвига – спасению, отец Варнава и в своих устных беседах с ними делает немало самых полезных и благоразумных советов. Убеждая сестер стараться научиться молитве Иисусовой и денно и нощно прославлять Пречистую Богородицу, старец нередко приводит следующий замечательный рассказ. Из этого рассказа особенно ясно видно, как велика награда и сколько великих искушений представляется имеющим непрестанно в уме и сердце молитву Иисусову. «Один благочестивый инок, – рассказывает старец, – старался научиться молитве Иисусовой и наконец после великих усилий приобрел себе этот дар непрестанного призывания всесильного имени Иисусова, коим всю жизнь нещадно поражал невидимыхдухов злобы. Не имея возможности лично приступить к подвижнику лукавый враг поселил ненависть и злобу к нему в сердце другого брата-инока, который с той поры всячески старался повредить и досадить своему брату.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4041...

Закрыть Об Иисусовой молитве И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980 гг. - наши дни). Часть 1 31.10.2019 2772 Время на чтение 38 минут 28 Января 2019 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами прошло совещание с представителями епархиальных «военных» отделов в рамках секции «Церковь и Армия» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Участие в совещании приняли 135 человек из 107 епархий Русской Православной Церкви. Ключевой темой форума стали доклады и выступления о значении духовной практики Исихазма в современных условиях . Докладчики отметили уникальность поднятой темы, выразив живую заинтересованность в проработке духовных вопросов пастырского служения в воинских формированиях и развитии Святоотеческой традиции умного делания в современных условиях. С докладами выступили: председатель Синодального отдела, Протоиерей Сергий Привалов — ныне уже Епископ Клинский Стефан (Привалов) «Актуальность просвещения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов вопросам внутреннего духовного делания» , духовник Высокопетровского монастыря Москвы Игумен Петр (Пиголь) «Основные особенности Исихазма: методология и практика»; доктор юридических наук, генерал-лейтенант юстиции Алексей Михайлович Величко « Исихазм как политическое явление »; насельник исихастириона Святителя Иннокентия Иркутского, Каруля (Афон) Игумен Алексий (Просвирин) «О практике современного Исихазма на Святой Горе»; сотрудник военного отдела Рыбинской епархии Протоиерей Игорь Петров «Святоотеческая традиция умного делания в современной пастырской практике»; председатель Отдела Мурманской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Андрей Амелин « Духовно-нравственное и патриотическое воспитание Российского воинства на современном этапе военно-церковного взаимодействия »; историк Леонид Евгеньевич Болотин «Иисусова Молитва и православно-патриотическое общественное движение со второй половины 1980-х годов и по нынешнее время»; преподаватель воскресной школы Николо-Бирлюковского мужского монастыря Алексей Иванович Сазонов «Съемка серии фильмов популяризирующих Исихазм»; Павел Геннадьевич Фокин «Опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе проектов кинокомпании Союз Маринс-групп»; а так же историк Вячеслав Михайлович Катков и помощник председателя Синодального отдела Борис Михайлович Лукичев.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/31/...

М.В. Лодыженский Глава шестнадцатая. Духовное сверхсознание в созерцательной молитве. Безмолвие (бесстрастие) и высший духовный экстаз «Непрестанно пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце и будут два сии воедино». Изречение св. Иоанна Златоуста . Что есть духовное сверхсознание. Виды созерцательной молитвы. Молитва духовная. Неизреченность ощущений духовной молитвы. Молитва умная и приемы к ее достижению. Молитва Иисусова. Стояние ума в сердце. Практическое осуществление умной молитвы. Условия достижения созерцательной молитвы. Душевный процесс этой молитвы. Рассказы странника своему духовному отцу. Молитва непрестанная. Трезвение. Безмолвие (бесстрастие). Высший духовный экстаз. Духовное сверхсознание, о котором мы будем теперь говорить, есть состояние мистическое. Для выяснения этого сверхсознания, мы прежде всего скажем, какими главными признаками характеризует мистическое состояние профессор Гарвардского университета Вильям Джемс. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» Джемс, на основании собранных им многочисленных данных, главными признаками мистического переживания считает неизреченность и интуитивность. Об неизреченности он говорит так: самый лучший критерий для распознавания мистических состояний сознания – невозможность со стороны пережившего их найти слова для их описания, вернее сказать, отсутствие слов, способных в полной мере выразить сущность этого рода переживаний. Что же касается интуитивности, то Джемс понимает ее в мистических переживаниях следующим образом: «хотя мистические состояния и относятся к сфере чувств, говорит Джемс, однако, для переживающего их они являются особой формой познавания. 709 При помощи их человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка. Они являются откровениями – моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для того, кто их пережил и над чьей жизнью власть их остается незыблемою до конца. 710 Такие же приблизительно мысли мы находим и у А. Безант. Мистика, говорит она, это особое состояние души, в котором отсутствует наблюдение и рассуждение, в котором человек непосредственно видит и воспринимает. 711 При этом А. Безант разъясняет, что духовность человека проявляется в мистицизме. Далее, говоря о мистике-христианине, А. Безант высказывает, что по мере того как такой мистик растет внутренне, он все больше сливается с Духом Христа, живущим в нем, и Христос для него действительно Искупитель, Спаситель и Освободитель. 712

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Матфей (Швецов). Фотография. Нач. XX в. (Швецов Митрофан Кузьмич; 23.05.1855, Вятка - 29.05. 1927, хутор Ершово Яранского у. Вятской губ. (близ совр. с. Беляева Кикнурского р-на Кировской обл.)), прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых), иером. Из семьи башмачника. В 12 лет лишился отца, начал рано работать - сначала подмастерьем по сапожному делу, затем был в услужении у купца И. В. Столбова, у к-рого прошел путь от посыльного до приказчика, заслужив трудолюбием и достойным поведением уважение хозяина. В 1889 г. при содействии Столбова открыл собственную бакалейную лавку; занимался самообразованием, много внимания уделял чтению духовной лит-ры. Его духовным наставником стал известный старец иеросхим. прп. Стефан (Куртеев ; † 15 авг. 1890), основатель монашеской общины близ с. Филейского (ныне в черте г. Кирова), в 1886-1889 гг. по решению епархиальных властей пребывавший в вятском Трифоновом в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре. М. К. Швецов часто посещал прп. Стефана, к-рый, отлучаясь из обители, говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Он все более склонялся к тому, чтобы принять монашество, но этому мешала необходимость заботиться о младшей сестре Елизавете. Прп. Стефан советовал не торопиться с решением, а научиться сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией и не принимать свое «я» за призыв Божий. М. К. Швецов следовал советам наставника и старался много времени проводить в молитве. В его лавке были развешаны листочки с Иисусовой молитвой, чтобы всегда помнить о ней. С течением времени он сумел уладить семейные дела, мешавшие ему уйти в монахи. Он отписал бакалейную лавку сестре Елизавете, достигшей совершеннолетия, и положил в банк на ее имя все сбережения, так чтобы она ни в чем не нуждалась и в дальнейшем сама занималась торговлей. 24 июня 1891 г. поступил в братию Филейского во имя благоверного Александра Невского мужского монастыря , учрежденного на месте скита прп. Стефана вскоре после кончины святого. 15 авг. того же года принял монашеский постриг с именем в честь прп. Матфея Киево-Печерского. 17 нояб. был рукоположен во диакона. Благодаря предпринимательскому опыту М. оказался незаменимым помощником в обустройстве Филейского монастыря. Уже в 1892 г. его имя и подпись значатся в финансовых документах обители вместе с именами строителя иером. Августина (Дементьева) и и. д. казначея иером. Никодима. Монастырь стал местом духовного возрастания М.; согласно преданию, уже здесь он стяжал дар прозорливости, и молва о нем распространилась за пределы монастырских стен.

http://pravenc.ru/text/2562636.html

О четках Я помню, как в 60-х годах, во время моего пребывания в Сухумской епархии, между духовенством произошел спор: имеет ли право мирянин молиться по четкам. По моему мнению, этот спор показал только одно: насколько бездуховным стало наше время. Люди, которые по своему сану и долгу призваны учить молитве, перестали понимать, что значит внутреннее молитвенное предстояние перед Богом, которое называется также «трезвением», «тайным поучением», «памятью Божией» и Иисусовой молитвой. Они считают, что слова апостола Павла: непрестанно молитесь 115 – относятся не ко всем христианам, а только лишь к избравшим особую аскетическую жизнь, то есть в настоящее время к монахам. Четки – это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, четки являются постоянным напоминанием человеку о молитве. В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад четки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по четкам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного – сочетания сердца с Богом – привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на четки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде четок на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить четки; что он – монах? Это нарушение правил!» – а каких, не знают сами. Надо сказать, что древнее предание – молиться по четкам – осталось не только у православных на Востоке, но также и в таких конфессиях, как монофизитство и католичество, кроме того, в старообрядчестве, представляющем собой консервацию обрядов Русской Церкви XVI–XVII столетий; четки существуют также у мусульман, буддистов и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2017 г. 02.08.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое Богородичное правило? Кто его должен соблюдать? Обязательно ли оно для всех верующих? Евгения Николаева, г. Тула В Церкви существует так называемое Богородичное правило. Нам дано неотступно обращаться к Божией Матери — к Той, Которая с самого начала окружает Своими молитвами Церковь и Которая сейчас возвеличена превыше всех святых и всех ангелов. Зимой и летом мы украшаем Ее иконы цветами, потому что подобает приносить Ей самое прекрасное, что есть на земле, и потому что любовь всегда находит новые возможности выразить себя. Ни одна наша молитва не остается без ответа. И в каждой нашей молитве — новое приглашение почтить Божию Матерь, Которая без конца избавляет нас от бед и зол и утешает новыми милостями. В день Богородичных праздников самые благочестивые из нас после службы в своем приходе спешат в храм, где престольный праздник, чтобы помолиться и приложиться к чудотворному образу. Опытные пастыри дают такой совет: хорошо навестить в честь праздника наших болящих, дать более щедрую, чем обычно, милостыню нищим, позаботиться об исполнении почти забытого нами обещания начать более внимательно исполнять наше молитвенное правило. Так естественным образом будут постепенно возрастать в нас более близкие отношения с Божией Материю, Которая есть наша духовная Мать. Все святые имели с Ней общение как с живой Личностью. В самом деле, смерть утратила всякую власть над Той, Которая встала живой душой и телом рядом с Богом Отцом, Его Сыном и Святым Духом. Как должен вести себя сын или дочь со своей земной матерью? Всегда — с любовью и доверием, и никогда — с холодным равнодушием. В наших отношениях с Небесной Материю всегда можно найти то, что выражало бы нашу сыновнюю любовь к Ней. Мы должны всегда, как впервые, с изумлением произносить Богородичные молитвы, которые веками произносились в Церкви. Будь это «Богородице, Дево, радуйся!» или «Ангел вопияше Благодатней», или хвалы Акафистного пения, вдохновлямые Ее Божественным Материнством. Или в Иисусовой молитве, которую мы завершаем словами: «Богородицею помилуй нас!» Или, согласно завету преподобного Серафима Саровского, посвящать вторую половину дня краткому молитвенному обращению к Божией Матери. Душа не устает произносить одни и те же слова молитвы, как любящие не устают повторять одни и те же слова любви. Или размышлять умом и сердцем при чтении Богородичной Псалтири, составленной святителем Димитрием Ростовским.

http://moral.ru/dom_08_2017/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Господу помолимся «»Господу помолимся» Размышления о церковной поэзии и молитвах» — написанная для самиздата, в последствии существенно измененная книга отца Георгия Чистякова о богослужении, молитве, религиозной поэзии. Глубокое богословие и знания соединяется здесь с блестящим стилем. Поэзиея Псалмов Давидовых, анализ обоих вариантов Иисусовой молитвы, пасхальные песнопения, латинские гимны; поэзия Ефрема Сирина, молитвенное безмолвие, личные наблюдения и рассказы о молящихся. «Церковные песнопения, некогда созданные для того, чтобы они звучали под сводами храмов, это, если так можно выразиться, воздух храма, его атмосфера, без которой тот мгновенно превращается в груду мертвого камня.» «В трудные моменты нашей жизни, когда «душа моя мрачна», как вслед за Байроном говорит М. Лермонтов, нередко именно церковное пение, именно слово молитвы пробуждает в груди волнение и заставляет пролиться застывшую каплю слез, поэтому все мы вслушиваемся в его звуки с особым чувством. Именно церковное пение с его строгой аскетической красотой открывает нам нечто сердцевинное в нас самих.» «Как поднимается ввысь пламя свечи перед иконой, так и молитва. Она всегда устремляется к Богу, уходит под купол храма вместе с кадильным дымом или поднимается к небу словно линии готического собора. Молитвенная поэзия (ее обычно называют гимнографией) лучше любого другого источника говорит о том, что таится в человеческом сердце, это, наверное, самый живой из всех жанров церковной литературы, и это не случайно, ибо в молитве человек никогда не лукавит и стремится раскрыться максимально.» «Молитва — это всегда исповедь. Поэт–гимнограф, как правило, предельно откровенен, и при этом он говорит не только от своего лица, но как бы прокладывает дорогу для тех, кто будет затем использоваться его текстами для собственной молитвы, читать их от своего имени, причем не один раз, как читаешь роман или статью в газете, а постоянно, быть может, даже ежедневно. Такой читатель становится своего рода соавтором поэта–гимнографа.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Предисловие Глава первая. Детство Глава вторая. Отрочество Поступление в Духовную Академию и учеба в ней Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества Глава четвертая. Двадцать лет в стенах Духовной Академии Глава пятая. Валаам в жизни Владыки Феофана Глава шестая. Преклонение перед духоносными старцами Эсхатологические предсказания Старцы Исидор и Варнава Глава седьмая. Монах Иллиодор Глава восьмая. Ложь и клевета – оружие грешного мира Глава девятая. «Дело Распутина» и его последствия для Архиепископа Феофана. Распутин и высшее общество Посещение Саровской обители. Глава десятая. Посещение Дивеевского монастыря. Старицы Саровские Глава одиннадцатая. Искушение мирскою славою Глава двенадцатая. Переезд в Полтаву Глава тринадцатая. Слава Господня в жизни Святителя. Благодатные знамения Глава четырнадцатая. Политический переворот в России Глава пятнадцатая. Участие в Соборе 1917–18 гг. Арест Владыки петлюровцами Глава шестнадцатая. Большевистский переворот в России и его последствия Глава семнадцатая. Дивная помощь Глава восемнадцатая. Переезд в Болгарию. Начало раскола в Русской Зарубежной Церкви Глава девятнадцатая. Спор Архиепископа Феофана с Митрополитом Антонием по догматическим вопросам Глава двадцатая. Раскол в Заграничной Церкви Глава двадцать первая. Митрополит Евлогий и его окружение Глава двадцать вторая. Раскол Православной Церкви в России Глава двадцать третья. Софианство, его идеологи и апологеты Глава двадцать четвертая. Страхования, или духовная брань Глава двадцать пятая. Невидимая брань в сонном состоянии Глава двадцать шестая. Дивный воин Христов Глава двадцать седьмая. Болгарский период Архиепископа Феофана Глава двадцать восьмая. О чуде исцеления Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице Глава двадцать девятая. Письма и проповеди Архиепископа Феофана О монашестве О борьбе против страстей и помыслов О молитве внутренней, сокровенной О молитве Иисусовой О благодати Божией О благодатных действиях Пресвятой Троицы Прелесть первая – нечувствие своей греховности Прелесть вторая – воображение своей праведности Святых Отцев учение о Пресвятой Троице Первое обетование о Христе Спасителе Откровение Царствия Божия Крест Христов Непоколебимость Церкви Христовой Наставления к христианам Ненависть мира к христианству Значение веры Таинственное действие благодати Наивысшая молитва: «во Имя Мое» Глава тридцатая. Приезд во Францию Глава тридцать первая. Последние годы жизни Дополнения: К главе 3. Профессора Духовной Академии К главе 14. Посещение Государем Полтавы в 1916 году К главе 19 К главе 21. Тайная политика Архиепископа Евлогия К главе 22. Из автобиографии катакомбного схиепископа Петра (Лодыгина) К главе 26. «Всенощное славословие» в жизни Святителя К главе 29 Секретный ход из дома Ипатьева Дом Романовых – великая тайна К главе 30 Опровержение Архиепископа Феофана на заявление Митрополита Антония Загадочная странность поведения Митрополита Антония  

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Преподобный Герман (1844–1923) В молодости отец Герман провел три с половиной года в Гефсиманском скиту в послушании у старца Тихона и семь лет – у старца Александра. Отец Герман был иконописцем. Ему выпало счастье расписывать пещерный храм и реставрировать Черниговский образ Божией Матери, так дивно прославившийся. Написанные старцем иконы внушали особенное молитвенное чувство. Старец сам рассказывал: «Был я однажды в Киеве. Захожу по пути в часовню и спрашиваю: „Какая у вас здесь святыня“ – „А вот чудотворный Черниговский образ Божией Матери“. Подхожу и вижу, что он писан моей грешной рукой, гляжу, а на нем уже много различных привесок – ручек, ножек, глаз и других эмблем исцелений, полученных болящими в разное время». Отец Герман в течение всей своей подвижнической жизни искал молитву Иисусову. Он не успел ей научиться у своего наставника, вследствие его скорой кончины, а еще более потому, что этот старец по смирению не брался обучать других. Господь, видя со стороны отца Германа искреннее и усердное искание, внушил ему обратиться за разъяснениями к святителю Феофану. Завязавшаяся между ними по этому поводу переписка издана отдельной брошюрой под заглавием: «Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». В последующее время отец Герман так утвердился в мыслях Вышенского затворника о молитве, что не иначе говорил о ней, как словами своего великого наставника, перед памятью которого весьма благоговел. Свою любовь к нему он засвидетельствовал потом сооружением неугасимой лампады на его гробнице. Тихо, мирно проходила иноческая жизнь отца Германа в Гефсиманском скиту. Он успел стать монахом, иеродиаконом, иеромонахом и даже братским духовником. Узнала о нем Московская Духовная академия. И вот келья его сделалась уютным уголком, где многие ученые иноки находили себе окормление и утешение. Такие видные деятели того времени, как ректор академии Антоний Храповицкий (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий; был первым кандидатом на патриаршество на Всероссийском Поместном соборе 1917–1918 годов; с 1919 года – в эмиграции, возглавлял Русскую Православную Церковь за границей), инспектор Григорий Борисоглебский , и другие были духовными детьми отца Германа. Но Господь готовил старца к иному деланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010