1 Коллиандер Тито. Узкий путь. М.: Даниловский благовестник, 1995. С. 31. 2 Цит. по: О молитве Иисусовой. Сборник, составленный игуменом Харитоном. Сортавала, 1936. С. 31. 3 Св. Григорий Синаит. Главы, 113. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С.205. 4 Цитата из: «Время Господу действовать: завет твой разорили» (Пс. 118:126). Некоторые комментаторы толкуют это место как «время принести (жертву) Господу», но наше толкование богаче по смыслу и также имеет множество сторонников. В греческом оригинале стоит слово kairoz: «....наступил kairoz для Господа действовать». Под kairoz подразумевается решающий момент: молящийся использует этот момент, дабы начать молиться. 5 Св. Григорий Синаит. Главы, 113. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С.205. 6 Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим в сотне глав 4. Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С. 307. 7 Об Иисусовой молитве ничего не говорится, к примеру, ни в подлинных текстах св. Симеона Нового Богослова, ни в объемной антологии духовных писаний Эвергетинос (Evergetinos) (оба XI в.). 8 Горячее почитание святого Имени Иисусова существовало, конечно же, и в средние века на Западе, в том числе и в Англии. И хотя византийская традиция Иисусовой молитвы имеет свои особенности, между ней и средневековой практикой прослеживаются очевидные параллели. См. Kallistos Ware. The Holy Name of Jesus in East and West: the Hesychasts and Richard Rolle/Sobornost 4:2, 1982. P. 163—184. 9 Те, кто знаком с романами Сэлинджера, наверняка помнят, как подействовала на Фрэнни книжка «небольшого формата в зеленом матерчатом переплете в горошек». 10 A Monk of the Eastern Chuch. On the Invocation of the Name of Jesus/The Fellowship of St Alban and St Sergius, London, 1950. P. 5—6. 11 Св. Григорий Синаит. О безмолвной молитве, 2, Добротолюбие. Т. 5. ТСЛ, 1993 (репринт). С. 228. 12 Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994. Письмо 739. Т. IV. С. 230.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3482...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как научиться непрестанной молитве при повседневных делах. Десять советов 07.07.2019 962 Время на чтение 4 минуты 29 июня Церковь празднует память святителя Феофана (Говорова,1815-1894) Вышенского Затворника. Плодотворный, выдающийся духовный писатель, богослов и подвижник, он поддерживал тесные контакты с монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне . Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений святителя Феофана о том, как научиться непрестанной молитве при множестве повседневных дел. 1. Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов. 2. Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию, на вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете. Если при хлопотах мысли разбегаются, ворочайте их назад. И как только, кончив дела, останетесь одни, сядьте и молитвою Иисусовою соберитесь в себя. С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и успех.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/08/kak_...

Закрыть Об Иисусовой молитве И о православно-патриотическом общественном движении (конец 1980-х гг. - наши дни). Часть 3 18.11.2019 2099 Время на чтение 19 минут Часть первая Часть вторая Отец Павел возле Тихвинского храма в Алексеевском Часть Третья Посвящается светлой памяти Иеромонаха Павла (Лысака) 5 Июня 1941 года — † 28 Января 2019 года 12. Заключение и предварительный вывод 21 Декабря 2018 года Игумен Алексий (Просвирин) сообщил мне, что в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами в рамках ежегодных Рождественских Чтений решено провести годовое отчетное собрание в виде конференции, посвященной Исихазму. 28 Января 2019 года в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами И даже доверительно поведал мне о том, что на конференции уже выразил свое намерение выступить выдающийся современный ученый, профессор, доктор юридических наук, генерал-лейтенант Алексей Михайлович Величко с докладом « Исихазм как политическое явление ». Алексей Михайлович Величко 28 Января 2019 года Сам я, как мне тогда показалось, ничего предложить для данного научного форума от себя не мог. Но в связи с формулировкой доклада А.М.Величко сразу после разговора с Игуменом непроизвольно стал размышлять над темой о значении ИИСУСОВОЙ Молитвы в современной православно-патриотической общественной жизни России. А 23 Декабря ближе к полуночи мой старинный Друг, директор издательства «Благословение» Юрий Григорьевич Самусенко по электронной почте прислал мне ссылку на такую публикацию от 22 Декабря 2018 года, также посвященную ИИСУСОВОЙ Молитве: « Вставай, Россия, на молитву! Обращение к православным о даровании покаяния народу » . Разместил данную ссылку без малейших собственных комментариев на своих страницах в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фасбук», а на «Фасбуке» ещё и в нескольких группах — «Безсмертный полк: Пахра», «Царское Дело», «Царство и Церковь», «Русская Нива», «РусСербия», где являюсь администратором. На «Фасбуке» сразу же появилось более сотни репостов, сделанных даже не моими друзьями по соцсети, а совершенно незнакомыми мне людьми. Однако через несколько часов всё то множество публикаций было заблокировано администрацией «Фасбука». Через двое суток после моего протеста руководству «Фасбука» блокировку с публикации сняли, но сам факт такой блокировки, на мой взгляд, является духовным свидетельством того, что ИИСУСОВА Молитва и призыв к ней вызывают резкое противодействие в современном м i ре.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/18/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо» Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо» Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Добрый делатель виноградника Господня, он потрудился, сдав на отлично экзамены на ристалище духовных состязаний. Старца Амфилохия я не могла встретить – он окончил свой земной путь, когда я еще не родилась, в 1970-м году. Но то, что я верю и как я верю, – это его присутствие в моей жизни. Я попала в основанный им Благовещенский монастырь в 1997-м году и там впервые ощутила дух подлинного христианства – дух живой веры, смирения, свободы, радости, любви. Встречая духовных чад старца на островах Додеканеса, я их узнавала по этим свойствам. Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить.   И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ Христа и ради Него готов принести в жертву все ». Стяжанию любви отец Амфилохий посвятил свою жизнь, избрав с 17 лет путь монашества, а духовными ориентирами – Иоанна Богослова и Серафима Саровского (о котором, видимо, узнал от русских эмигрантов, приезжавших на Патмос). Главное, чего желал старец приходившим к нему людям, – молиться: «Молитва – основа совершенства. Нет иного способа очищения и освящения, кроме умной молитвы: она наполнила рай святыми. И я прошу Бога даровать вам ее, ибо хочу передать вам то, что считаю драгоценнейшим». Святой ученик святого учителя, Нектария Эгинского, он тот, о ком можно сказать: если есть старец Амфилохий, значит, есть Бог.   Воспоминания о старце Монахиня Христонимфия, игумения Благовещенского монастыря: «Я увидела, как старец приподнялся на метр над полом» В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа – Блаженной памяти старец отец Амфилохий был одним из делателей Иисусовой молитвы. Его молитва достигала высоты духовного созерцания, и его ум часто воспарял на молитве, видел такие небесные явления и таинства, которых «ум не видывал» и о которых «ухо не слыхивало». В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа. Эти состояния, переживаемые нашим старцем, отражались на сладости его лица и на внутреннем свете, который он источал вокруг себя. Однако и многие события свидетельствовали нам о его внутреннем делании и святости.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Гавриил Афонский. О Иисусовой молитве. Старец Гавриил Афонский. О Иисусовой молитве.   Как правильно молиться? Почему мы много молимся, но не получаем плодов? Почему нужна именно Иисусова молитва? На эти и другие вопросы отвечает старец Гавриил в беседе с монахами... Старец Гавриил в настоящее время является одним из самых уважаемых старцев на Святой Горе Афон . Поток паломников в келью старца становится все больше с каждым годом. Как когда-то людская река текла в Панагуду к прп. Паисию, так и теперь люди стремятся поделиться своими проблемами с о. Гавриилом. Но не только паломники - частые гости его кельи, находящейся как раз напротив Панагуды. Многие монахи приходят к старцу с вопросами о духовной жизни. В фильме опубликована беседа старца с монахами на Пасху. Старец неожиданно оказался в таком хорошем здравии и бодром состоянии, что беседа переросла целую речь, выстроенную по всем законам античной риторики. Удивительно, что в наше время на Святой Горе Афон есть такие старцы. Это ли не обличение праздношатающихся русских монахов, которые " страдают " годами и не могут найти, у кого духовно окормляться? Бог не оставляет своих овец. Это овцы убегают от пастыря. + Комментарии Всего комментариев: 18 2017/08/30, 10:56:20 С практической стороны для Спасения нужно делать два дела Добро и Смирятся. После Добра приходит искушение (чужие грехи) и здесь нужно Смирение что бы отбиться от уже твоей гордости, а после приходит Благодать, так как Бог гордым противится а смиренным дает благодать. В Цикле Добра, искушения , Благодати Смирение необходимо что бы не застрять в искушении. В Благодати легко делать Добро но без Смирения невозможно потом пройти искушения. Лучше делать добро по чуть чуть или по многу сразу не знаю. Малое добро малое искушение но и малая Благодать. Большое Добро большое искушение и большая Благодать. :) Михаил 2017/07/28, 21:05:38 ВОИН ХРИСТОВ Дай мне меч-молитву в руки, Зоркий ум и сердце чисто. Веры щит, шелом науки,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2551

протоиерей Николай Успенский 2. О молитве и силе её Как мы должны относиться к читаемой молитве Когда мы хотим помолиться Богу и испросить у Него чего-нибудь, то прежде всего должны оставить все житейские заботы, отбросить все дурные мысли, всецело предаться Богу и предстать перед Ним со страхом и благоговением, то есть думать только о Боге. Второе требование от молитвы и не менее важное – это то, чтобы молитвы произносились не торопясь, но со вниманием, с пониманием того, что произносится, иначе не только молитвы не будут нам полезны, но, напротив, могут послужить во вред и осуждение. Молитва, произносимая без внимания, все равно что кадильница без огня, светильник без масла или тело без души. Но для того, чтобы наша молитва или просьба была услышана Богом, кроме правильного ее совершения необходима еще вера – уверенность в том, что наша молитва будет услышана и исполнена. Поэтому когда мы молимся, то должны быть уверены, что все наши молитвы непременно услышаны будут Богом. Но какие же это молитвы, в которых мы высказываем или свою просьбу, или выражаем свою благодарность Богу? Хотя у всех и каждого может быть своя молитва, отличающаяся от других, так что молитв может быть и очень много, но есть и такие молитвы, которые по заповеди Святой Церкви должен знать каждый христианин. О том, какие молитвы надо узнать каждому христианину, даже неграмотному, заповедает нам наша мать Святая Церковь , говоря: «Всеконечно подобает и нужно уметь всякаго возраста и пола человеку молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дево» и «Верую во единаго Бога» – и читать по нескольку раз в день. Желательно было бы, чтобы эти молитвы каждый христианин читал три раза в день: утром, в полдень и вечером. При чтении всякой молитвы надо осенять себя крестным знамением, иначе сказать, креститься и делать малые и земные поклоны усердно, так, чтобы и душа, и тело молились Творцу своему. Если же кто-нибудь не знает этих необходимых, только что перечисленных нами молитв, то как можно чаще повторяйте молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Скачать epub pdf Для того, чтобы приблизиться к пониманию того или иного святого, нам непременно нужно обратиться к тому, что составляло средоточие жизни всех святых во все времена – к молитве. Молитвословия святых, в которых они выразили свой опыт Богообщения, открывают для нас внутренний мир отцов и учителей нашей Церкви и позволяют соприкоснуться с его великой красотой. Кроме того, эти молитвенные тексты являются своего рода «камертоном», по которому мы только и можем задать верный тон нашей собственной молитве и духовной жизни; вне всякого сомнения, любое изучение святоотеческих творений без хотя бы малого уподобления им в жизни оборачивается профанацией. Одним из наиболее значимых молитвословий поздневизантийского периода было так называемое «Последование Трезвения и Очищения», составленное в своей изначальной форме свт. Феолиптом Филадельфийским ; по частоте призывания имени Иисусова оно приближается к самой Иисусовой молитве и потому использовалось в практике исихастов. Большая распространенность Последования привела к тому, что оно неоднократно дополнялось при переписывании. Канон (так называемый Умилительный) и некоторые стихиры из этого Последования были известны и в славянской традиции; они и сейчас печатаются в составе Канонника . Это Последование, очевидно, составляло важную часть молитвенной жизни и свт. Марка Евгеника , который лично переписал его (в некоторых местах отредактировав) для молитвенного использования и сам составил для него четырнадцать дополнительных стихир 1 . Время составления св. Марком авторской редакции Последования определить трудно 2 , однако представляется наиболее вероятным, что она была создана до Флорентийского собора и отражает внутреннее духовное делание святителя в годы его монашеской жизни, которое и сделало его в конце концов способным к духовной борьбе за Православие. Все последование в личной редакции святителя было издано по автографической рукописи в 2000 г. Эвелиной Миневой; мы предлагаем его вниманию благочестивого читателя в славянском переводе, частично взятом из Канонника, частично выполненном к. и. н. О. А. Родионовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

III. СУЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ 112 . Обращают внимание на христианское воспитание, но не доводят его до конца, или оставляют без внимания существеннейшие и труднейшие стороны христианской жизни, останавливаясь на легчайших, видимых, внешних. Это недоконченное, или не как следует направленное воспитание дает лиц, которые тщательно соблюдают все установившиеся порядки благочестивой жизни, но мало обращают, или и совсем не обращают внимания на внутренние движения сердца и на истинное преспеяние внутренней духовной жизни... Они чужды смертных грехов, но за движениями помыслов сердечных не смотрят. От того иногда и посудят, и потщеславятся, и погордятся, и посерчают в чувстве правоты своего дела, увлекутся иногда красотою и утехами, иногда даже обидят в порывах неудовольствия, поленятся молиться, и в молитве расхищаются в помышлениях суетных, и прочее подобное – и ничего им. Движения эти малозначительны для них. Сходили в церковь , или дома помолились, по заведенному порядку, исправили свои обычные дела, – и совершенно довольны и покойны. А что при этом происходит в сердце, им мало заботы; между тем, оно может ковать злая, и тем отнимать всю цену у их исправной благочестивой жизни... Берите теперь этот случай: совершавший дело спасения неполно, пришел в чувство этой неполноты, увидел неверность своего пути и ненадежность своего труда. Таким образом, кто-нибудь обращается от внешнего благочестия к внутреннему. Наводят его на это или чтение книг о духовной жизни, или беседа с знающими – в чем существо христианской жизни, или недовольство своими трудами, чутье, что чего-то не достает, и все будто не так идет. При всей исправности, он не имеет покоя внутреннего; нет в нем того, что обетовано истинным христианам – мира и радости о Дусе Святе ( Рим.14:17 ). Когда зародится в нем это беспокойное помышление, тогда беседа с знающими или книга растолковывают ему, в чем дело, и указывают существенный недостаток в строе его жизни, недостаток внимания к внутренним движениям и самоуправлению. Уразумевает он, что существо жизни христианской состоит в том, чтобы стать умом в сердце пред Богом в Господе Иисусе Христе, благодатию Святого Духа, и оттуда управляя всеми движениями внутренними и всеми действиями внешними, все в себе, и малое и великое, обращать в служение Богу Триипостасному, пожершись Ему всецело сознанием и свободою.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

     29 июня Церковь празднует память святителя Феофана (Говорова,1815-1894) Вышенского Затворника. Плодотворный, выдающийся духовный писатель, богослов и подвижник, онподдерживал тесные контакты с монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений святителя Феофанао том, как научиться непрестанной молитве при множестве повседневных дел. 1. Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов. 2. Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию, на вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете. Если при хлопотах мысли разбегаются, ворочайте их назад. И как только, кончив дела, останетесь одни, сядьте и молитвою Иисусовою соберитесь в себя. С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и успех. 3. Вас гости рассеивали. Жалею вас. Но попробуйте принимать их как посланцев Божиих и заботу об их довольстве и удовольствии быть у вас, как бы лично Самому Господу служили, – и будете всегда с Господом. Можно навык приобрести справлять все требуемое течением дел как службу Божию, ибо Бог везде и все видит и всякое обращение мысли к Нему не пропускает незамеченным.

http://pravoslavie.ru/114083.html

А. Г. Дунаев ПС.– Симеон Новый Богослов Знаменитый трактат Метод священной молитвы и внимания ( Μθοδος τς ερς προσευχς κα προσοχς) привычен для русского читателя под названием О трёх способах молитвы. Этот небольшой текст является одним из немногих дошедших до нас свидетельств об умной молитве и – не будет преувеличением сказать – самым важным, достаточно подробно описывающим технику такой молитвы. Как хорошо известно, именно сам способ умной молитвы послужил предлогом для начала паламитских споров, когда монахи, практиковавшие такую молитву, презрительно назывались сторонниками Варлаама и противниками св. Григория Паламы «омфалопсихами» (т. е. «пуподушниками») 247 . Между тем сочинение О трёх способах молитвы пользовалось таким авторитетом среди афонских (и, добавим, русских) монахов, что в церковной традиции авторство сочинения прочно укрепилось за прп. Симеоном Новым Богословом 248 . Без учёта этого текста никакое серьёзное знакомство с восточной духовной традицией, прежде всего поздневизантийского периода, просто немыслимо. Между тем, как раз в этом трактате все самые важные места были опущены свт. Феофаном Затворником в русском переводе (сделанном с новогреческого переложения, поскольку древнегреческий подлинник не был тогда ещё издан) в Добротолюбии с пояснением: Приём св. Семён указывает некие внешние приёмы, коииных соблазняют и отбивают от дела, а у других покрывают само делание. Так как эти приёмы, по недостатку руководителей, могут сопровождаться не добрыми последствиями, а между тем суть не что иное, как внешнее приспособление к внутреннему деланию, ничего существенного не дающее, то мы их пропускаем 249 . В одном из писем к иноку O. N. 250 еп. Феофан высказывается о мотивах такого решения пространнее и откровеннее: О молитве я говорил то, что говорил, потому, что из молитвы Иисусовой не знать, что сделали. Думают, что как только стал кто творить сию молитву, то этим одним уже все сделал. Молитва эта стала у них, как заговор какой: твори её, приложив к всему и те телесные положения, о коих Инде говорится, и все получишь. Вот и мурлычут, а сердце остаётся пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. – У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот благодать! – И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придёт лёгкая теплота, не дивись, это от естества, а не от благодати 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010