А. Г. Дунаев Анонимное догматическое толкование на Иисусову молитву Ниже публикуется русский перевод анонимного византийского комментария к Иисусовой молитве. Формула молитвы в этом толковании (VII-VIII вв.) несколько отличается от употребительной ныне («Боже наш» вместо «Сыне Божий» 218 ; «помилуй нас» вместо «помилуй меня»; отсутствует также позднейший эпитет «грешного») 219 . В толковании же свт. Марка Эфесского (XV в.), помещённом в настоящем сборнике ещё ниже и составленном на основании одной из версий анонимного комментария, молитва имеет уже привычный для нас вид. Анонимный комментарий был издан Р. Синкевичем в 1987 г. в трёх вариантах, из которых первый 220 является полным, а два других – более краткими. По мнению публикатора, исходным является пространное толкование («the longer version is most likely prior to the shorter» 221 ), поскольку сокращение представляется вполне естественным после того, как детали ушедших в историю догматических споров были сочтены излишними. (Фрагменты Commentary of Jesus Prayer==CJP 1, отсутствующие в CJP 2 и 3, выделены в переводе курсивом.) Допустив приоритет CJP 1, затем при датировке толкования Р. Синкевич вполне логично исходит из упоминания в тексте монофелитов и моноэнергитов и определяет время происхождения комментария концом VII – началом VIII в. 222 Ввиду того, что краткие редакции (CJP 2, CJP 3) не добавляют к содержанию ничего нового, а только сокращают его, мы публикуем перевод лишь пространной редакции толкования Иисусовой молитвы (CJP 1), с помощью шрифтовых выделений (см. выше) и сносок предоставляя, тем не менее, возможность судить и о второй редакции, непосредственно использованной свт. Марком Эфесским . Особо следует коснуться вопроса о датировке анонимного толкования к Иисусовой молитве. В 1997 г. в комментариях к труду протопресвитера Иоанна Мейендорфа В. М. Лурье предложил пере датировать анонимное толкование VI веком 223 . Статья, в которой представлена более по дробная аргументация (с более точной датировкой периодом 484–553 гг.), была издана лишь недавно 224 . Согласно В. М. Лурье, ключевым для датировки и объяснения возникновения текста комментария и соответствующей формулы Иисусовой молитвы (со словами «Боже наш») 225 служит упоминание о Петре Валяльщике. По мнению учёного, это имя было в «прототипе» комментария, а сам текст молитвы (как и гимн «Единородный Сыне») появился в качестве православного ответа на монофизитское христологическое Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, распятый за нас, помилуй нас»), введённое в употребление антиохийским патриархом Петром Валяльщиком в 484 г. Лурье сближает также с Трисвятым слова Иисусовой молитвы «Боже наш» (а не «Сыне Божий») и «помилуй нас» (а не «помилуй мя»).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Беседа четвертая. Писания молдавских старцев – схимонаха Василия и схиархимандрита Паисия (Величковского) об умном делании и об Иисусовой молитве Иерей. Приведенные вами в последней беседе многочисленные свидетельства великих древних отцов Церкви и прп. Серафима Саровского всесторонне и подробно разъясняют учение Православной Церкви об умном делании и о Иисусовой молитве. Они дополнили то, что было вами сказано в первых беседах, и дали полную и ясную картину делательной, или трудовой, молитвы. Мне вполне ясны теперь значение, смысл, важность и необходимость внутреннего молитвенного делания для христианина. Этим именно деланием, имея непрестанную в сердце своем молитвенную память о Господе Иисусе Христе и постоянно прибегая к Его помощи, христианин охраняет чистоту своей внутренней духовной жизни от засорения пустыми и греховными помыслами и от нечистого движения страстей. Он совершает ту необходимую внутреннюю работу, без которой и его внешняя жизнь, его поведение не может быть христианским, как учит об этом св. Исихий, пресвитер Иерусалимский : «Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповедей Его, то он и вовне не сможет этого сделать». После всего выслушанного для меня по-новому раскрывается задача жизни христианской, и я ясно вижу тот основной недостаток, который делает столь малоплодной религиозную жизнь нашего христианского общества – этот недостаток заключается в слабости нашей внутренней борьбы за чистоту и упорядоченность жизни нашего сердца, или, иначе сказать, в нашем равнодушии к его духовному состоянию. Отсюда, из этого именно пункта, должно начинаться наше религиозное возрождение, если мы действительно хотим его. Скажите, правильно ли я понял значение Иисусовой молитвы? Инок. Мне кажется, вы правы. Иерей. Возвращаясь к содержанию наших предыдущих бесед, я хочу обратить ваше внимание на то, что до сих пор мы почти всецело занимаемся рассмотрением и изучением делательной, или трудовой, молитвы. Мы очень мало касаемся молитвы созерцательной и ничего до сих пор не говорили о тех опасностях, которые возникают при неправильном прохождении Иисусовой молитвы. Поэтому я хочу снова просить вас – расскажите подробнее, насколько это возможно, о том, что такое созерцательная молитва и в чем заключается ее отличие от делательной молитвы, а также и о том, что такое «прелесть», в чем она состоит, отчего она происходит и как предохранить себя от нее делателю Иисусовой молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Одна ночь в пустыне Святой Горы Святая гора Афон, как много тайн и чудес скрывает она в монастырях своих, и келлиях пустынников, разбросанных по ее благословенным склонам. Удел Божией Матери – святая земля. Митрополит Иерофей, рассказывает о своем путешествии на Афон. И передает свой разговор со святым старцем о молитве, духовной борьбе, искушениях и Нетварном Божественном Свете. Читает Станислав Федосов Радио «Благо» www.radioblago.ru Содержание 1. Достоинства Иисусовой молитвы 2. Этапы обучения Иисусовой молитвы 3. Пути к стяжанию Иисусовой молитвы 4. Война диавола и противоборство ему 5. Приход и исчезновение благодати 6. Плоды Иисусовой молитвы 7. Ошибки во время обучения Иисусовой молитвы и их устранение 8. Молитва необходима для клириков и всех, живущих посреди мира 9. Молитва о других Одна ночь в пустыне Святой Горы Предисловие Под действием божественной любви оживляется в наши дни тяга к отеческому и мистическому богословию, к посту, аскетике и непрерывной сердечной и умной молитве. Каким образом среди бесконечных антропоцентрических, материалистических и светских идей пробуждаются души, стремящиеся к истинной жизни во Христе, к совершенству, единению с Богом, к сохранению святого церковного святоотеческого Предания Богочеловека Иисуса Христа? “Сия измена десницы Вышняго”. Это действие Святого Духа, всегда животворящего и всегда освящающего души в Теле Христовом, в нашей Святой Православной Соборной и Апостольской Церкви. После многих испытаний люди сегодня осознают, что Предание преподобных отцов наших — не бесполезная реликвия, но истинное и подлинное православное сознание и жизнь. Великим благодеянием Божиим является то, что внутри Церкви Всемилостивый Господь насадил райский сад Богоматери, Святую Гору, с целью оживить в ней таинственное излияние благодати Божией, которая почивает в древних и новых святых Его, в непрерывной и доныне действенной традиции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: епископы Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы, валаамский старец Агапий, кронштадтский протоиерей о. Иоанн Сергиев и другие отечественные подвижники XIX века Инок. Переходим, с помощью Божией, к ближайшим наставникам умного делания, т. е. к тем, которые жили в середине и в конце девятнадцатого века. Из них прежде всего остановимся на епископе Феофане, Вышинском затворнике, сочинения и письма которого имеют широкое распространение и большую известность в нашем православном обществе среди любителей духовного чтения. Мы уже не раз упоминали имя этого святителя и проводили выдержки из его писаний. Среди наставников духовного делания и Иисусовой молитвы епископ Феофан отличается особенной простотой, ясностью и жизненной деловитостью своих наставлений. Он требует прежде всего благоговейной установки внимания в сердце пред лицом Божиим и затем – неспешного, терпеливого, постепенного и неустанного упражнения в делательной, трудовой молитве, пока не возникнет в сердце благодатью Божией молитва постоянная, самодвижная. Епископ Феофан избегает говорить подробно о высших степенях молитвы, а также и о состояниях прелести, предоставляя это времени и опыту. Из многочисленных наставлений святителя, имеющихся в его сочинениях и в его письмах, мы остановим наше внимание прежде всего на ряде писем к одной из его духовных дочерей, проходившей умную молитву под его письменным руководством. По этим письмам можно проследить, как велось это руководство, какие трудности возникли при молитве у его духовной дочери, как они преодолевались по указаниям епископа Феофана, каково вообще было ее духовное состояние и к каким результатам она в конце концов пришла. Опыт этой духовной дочери может послужить уроком и для других занимающихся духовным деланием. Письма епископа Феофана, о которых идет речь, полностью помещены в его книге: «Письма к разным лицам о разных вопросах веры и жизни» под 43–85. Мы приводим из них выдержки. Прежде всего мы остановим наше внимание на письме 66-ом, в котором говорится о молитве Иисусовой вообще и о возможности заниматься ею мирянам, а потом вернемся к письму 43-му и следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма Собрание писем оптинского старца Анатолия (Зерцалова), ученика преп. Макария и Амвросия, современника старцев Антония, Моисея, Илариона, Иосифа. В письмах преп. Анатолия мы не найдем такого богатства содержания как у его учителя Амвросия. Но в них есть свои достоинства. Видевшие старца всегда отмечали его необыкновенною милость и сострадательность, даже нежность. С другой стороны преп. Анатолий знаменит как делатель молитвы Иисусовой. Эти черты, вместе с большой начитанностью  в Святых Отцах читатель найдет в письмах преп. Анатолия. Содержание 1 Предисловие к письмам преподобного Анатолия (Зерцалова) 2 Письма к А. Ф. 2.1 1. Принимай укоризны, как достойная их 2.2 2. Нужно надеяться не на свои добродетели, а на Божие милосердие и на крестную жертву Сына Божия 2.3 3. Болезнь полезна для души 2.4 4. Оставаясь наедине, упражняйся во Иисусовой молитве 2.5 5. Надо жить не по своей воле, а по Божией 2.6 6. Прежде чем украшать душу, надо ее очистить 2.7 7. Враг не простит полюбившим Иисусову молитву 2.8 8. Нужно смиряться, терпеть и молиться 2.9 9. Смерти полезно бояться, но не должно унывать 2.10 10. Надо служить Богу, не ожидая награды в этой жизни 2.11 11. Надо терпеть, ожидая воздаяния в будущей жизни 2.12 12. О порядке совместной работы 2.13 13. Надо пострадать со Христом, чтобы с Ним и прославиться 2.14 14. Наставление о молитве Иисусовой 2.15 15. О том же в день Рождества Христова 2.16 16. Надо терпеть скорби. 2.17 17. Без скуки прожить нельзя 2.18 18. Воскресший Христос всех воскрешает 2.19 19. Терпения надо просить у Бога. 2.20 20. О терпеливом переношении болезни 2.21 21. Еще о молитве Иисусовой 2.22 22. О терпении ради Родившагося Христа 3 Письма к Т. 3.1 23. Внутренний рай обретается терпением и смирением 3.2 24. Христианское совершенство достигается постепенно 3.3 25. Все надо делать с благословения 3.4 26. В каком разуме должно принимать ангельский образ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Скачать epub pdf Содержание Часть первая Часть вторая Часть третья Приложение     Более десяти лет назад в России возник спор об Иисусовой молитве или, точнее, о значении имени Иисуса Христа в деле нашего спасения. Группа монахов во главе с Антонием Булатовичем была обвинена в ереси. Настоящая книга никакого отношения к этому спору не имеет. Теоретический вопрос о том, содержится ли спасительная сила в самом имени Сына Божия или в том молитвенном состоянии, которое переживает призывающий это имя, мною не затрагивается. Молитвой Иисусовой подвизались сонмы православных святых, поэтому учение о спасительности самого подвига никем не заподозривалось и никем не осуждалось. Цель этой книги религиозно-практическая: когда больной получает от какого-либо лекарства облегчение, он, естественно, хочет передать это лекарство другому. В этом единственное объяснение и оправдание, почему я дерзаю писать о «Тайном поучении». ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Святой Марк Подвижник говорит «Что за надобность дьяволу бороться с теми, которые всегда лежат на земле и никогда не встают». По словам аввы Исаии : «Много смущает и тревожит бесов то, когда инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в следующей молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Желающий подвизаться молитвой Иисусовой встает с земли, и потому дьявол сейчас же начинает бороться с ним и бесы приходят в тревогу. Начинающему надо знать опасности, которые его ожидают: 1) если начинать без руководителя, 2) если сразу начинать со многого, 3) если постоянно ждать результатов, 4) если пренебрегать установленной общецерковной молитвой, 5) если не бороться со страстями. Надо иметь руководителя . Как только человек «встанет с земли» и начнет творить молитву Иисусову – так дьявол сейчас же приближается к нему. Если человек нетерпелив, дьявол действует на него так: отравляет его «окамененным нечувствием». Исчезает всякая, даже ранее бывшая молитвенность. Холодеет сердце. Состояние тяжелой скуки, как бы оцепенения, кажется проистекающим именно от этой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Сочинение о молитве Иисусовой Введение В настоящий сборник включены две работы свт. Марка Эфесского 1 , как нельзя лучше соответствующие исихастской тематике, поскольку они касаются как Иисусовой молитвы, так и паламитских споров, проблематика которых все еще была актуальной для византийского богословия на протяжении многих десятилетий после Соборов XIV в. Комментарий к Иисусовой молитве, составленный свт. Марком Эфесским уже на закате Византийской империи на основании раннего анонимного толкования (помещенного в настоящем сборнике выше), впервые был опубликован в Венеции в 1782 г. в греческом Добротолюбии 2 в новогреческом парафразе, местами значительно отличающемся от оригинального текста, и по дефектной рукописи (с утраченным именем Марка), однако в славянском и русском (до 1988 г.) переводах это произведение отсутствует. С новогреческого текста были выполнены и переводы на современные европейские языки: впервые (фрагментарно, с приложением обеих графических схем) на французский 3 , затем (полностью, в составе Добротолюбия ) на французский и итальянский. Русский перевод сделан с новогреческого в 1988 г. – вероятно, архимандритом Амвросием (Погодиным) 4 . Первое (критическое) издание древнегреческого оригинала осуществил иеромонах (ныне епископ Бачский) Ириней (Булович) в 1975 г. 5 на основании трех рукописей 6 . С этого текста был сделан английский перевод 7 . Русский перевод с древнегреческого толкования свт. Марка Эфесского выполнен А. Г. Дунаевым, ему же принадлежат и сноски к переведенному сочинению (разбивка на параграфы сделана согласно переводу Н. Констаса). Произведение свт. Марка Эфесского Силлоги(сти)ческие главы ( κεφλαια συλλογιστικ κατ τς αρσεως τν κινδυνιστν περ διακρ σεως θε ας οσ ας κα νεργε ας) было издано впервые 1849 году в качестве приложения к editio princeps Жизни во Христе св. Николая Кавасилы 8 . Затем это издание было повторено в Лейпциге в 1899 9  году. Проблематика сочинения свт. Марка находится в русле проблем, находившихся в центре паламитских споров 10 . Достаточно назвать трактаты свт. Григория Паламы О божественном единении и различении ( διακρ σεως) и антипаламитов Мануила Калеки (PLP 10289) О сущности и энергии и Иоанна Кипариссиота (PLP 13900) О различии ( διαφορ ς) божественной сущности и божественной энергии. Поскольку другое основное сочинение свт. Марка в защиту паламитского богословия (О различении божественной сущности и энергии – 2 трактата против Мануила Калеки) до сих пор не издано 11 , данный трактат остается одним из важнейших для знакомства с наследием свт. Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Однажды я посетил ее пустыньку и стал расспрашивать об Иисусовой молитве и о схимонахе Иларионе. Монахиня Акиндина рассказывала, что схимонах Иларион до самой своей смерти считал себя чадом Православной Церкви и говорил, что имяславские споры – это какое-то страшное недоразумение; он не вступал в эти дискуссии, а как бы стоял в стороне. Несколько раз он обращался к епископу с попыткой разъяснить учение об Иисусовой молитве, но словно петля все туже и туже затягивалась вокруг этого вопроса. Это принесло схимонаху Илариону большие скорби и отчасти послужило причиной его смерти. У него началась болезнь сердца, а затем водянка, от которой он умер. Он завещал своим ученикам быть в послушании Церкви, а некоторых из них, в том числе монахиню Акиндину, благословил на пустынножительство. После революции гонение на Церковь на Северном Кавказе приняло особо жестокие формы, так как к нему присоединилась еще борьба с казачеством, в результате которой были уничтожены многие станицы и села. Вместе с несколькими монахинями мать Акиндина пришла в Грузию и поселилась в сухумских горах. Она затруднялась отвечать мне на некоторые вопросы об Иисусовой молитве или же не хотела обнажать того, что было для нее самым святым и сокровенным,– не знаю. Но, как я понял, она считала, что слова «имя Иисуса есть Бог» означают, что в имени Иисуса присутствует и открывается Бог или, другими словами, в молитве через священное имя Божие открывается сердце для благодати Духа Святого и присутствия Иисуса Христа. Не всякий молящийся достигает такого состояния, напротив, теперь это удел немногих. В Псалтири написано: Господь во храме святем Своем 94 , но это не значит, что храм есть Бог, и далеко не все входящие в храм ощущают присутствие Божие. Храм – это место, где вездесущий Господь открывается душе человека, а имя Иисус – это то имя, через которое Господь – выше всякого слова и имени – открывается душе, и тогда имя Иисус и благодать Божия в сердечной молитве воспринимаются нераздельно, как соединенные воедино друг с другом. Но это область мистического, субъективного переживания, а не богословских определений. Подобную мысль я услышал от схимонаха Серафима 95 , который был выслан с Афона по обвинению в имяславстве. Он говорил: «Схимонах Иларион родился слишком поздно», имея в виду, что его не поняли ни те, кто его обвинял, ни те, кто его защищал.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. О способах обучения деятельной Иисусовой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Беседа четвертая. Писания Молдавских старцев: схимонаха Василия и преподобного Паисия Величковского об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве прп. Паисия Величковского Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в Беседа шестая  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Предисловие Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина и прп. Серафима Саровского Св. Василий Великий Св. Макарий Египетский Св. Иоанн Златоуст Ефрем Сирин Прп. Иоанн Лествичник Прп. Исихий Иерусалимский Прп. Филофей Синайский Свв. Варсонофий и Иоанн Прп. Исаак Сирин Прп. Серафим Саровский Беседа четвертая. Писания молдавских старцев – схимонаха Василия и схиархимандрита Паисия (Величковского) об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие на главы, блаженного Филофея Синайского Предисловие на книгу блаженного Исихия Надсловие на книгу блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве старца Паисия (Величковского) Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно вначале обучаться действованию умом в сердце этой божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: епископы Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы, валаамский старец Агапий, кронштадтский протоиерей о. Иоанн Сергиев и другие отечественные подвижники XIX века Заключительная беседа  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010