Глава VII. Сущность православного монашества Молитва монаха, особенно умная сердечная молитва, свидетельствует о том, что сердце такого монаха очистилось от всех помыслов; что ум его освободился от мечтаний, умствований и страстей, возвратился в сердце и соединился с ним в Святом Духе. Таким образом творится молитва, и энергия ума ( νοερ νργεια) поселяется в сердце. Это просвещение ума, о котором много писали святые отцы. Однако умная молитва неотделима от православного Предания и православного подвижничества. Мне приходится говорить об этом, потому что иногда рассматривают умную молитву в отрыве от всей аскетической традиции Церкви и представляют ее как христианскую йогу. В действительности же, когда молитва оторвана от покаяния и плача о своих грехах, от соблюдения Христовых заповедей, от церковных таинств, тогда, с православной точки зрения, такая молитва теряет свою ценность, она превращается в механическое, внешнее упражнение, напоминающее практику буддийских монахов. Святой Григорий Палама в своих трудах показывает нам, что молитва связана со всей аскетической жизнью Церкви. Кратко он излагает свое учение в послании «Ко всечестной во инокинях Ксении», в котором он говорит «о страстях и добродетелях и о плодах умного делания». В этом послании Григорий Палама раскрывает сущность православного монашества и показывает, чем оно отличается от любого другого «монашества». Цель православного монашества – в исцелении человека, а не в спасении Церкви или подборе подходящих людей для миссионерской работы. Конечно, мы не отрицаем того, что, исцелившись, христианин может стать миссионером, но все-таки главная цель православного монашества – в исцелении человека. Монахи в Православной Церкви стремятся к спасению своей души, а это означает, прежде всего, что они возвращают ум в сердце и оттуда возносят его к Богу, после чего ясно и чисто воспринимают все творение. С этой точки зрения можно сказать, что монастыри являются лечебницами души. Таков опыт Святой Горы. Афонские монахи живут простой жизнью. Они отказываются от всего, принимают на себя обет послушания настоятелю, чтобы их сердце могло очиститься от страстей, они претерпевают скорби и в результате становятся причастными очищающей, просвещающей и обоживающей энергии Бога. Этот путь, который ведет к истинной жизни, – не выдумки, не логические измышления, а плод покаяния, послушания и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Молитва «Выше терпения, выше всех добродетелей, богомудрый старец (иеросхимонах Илиодор, †1895) ставил молитву, через которую можно испросить себе у Бога всякие дары Божественной благодати» Глинский патерик В Глинской пустыни первостепенное значение придавалось молитве – и домашней (келейной), и, тем более, церковной. Молитвенный подвиг строился по образцу строгого Устава Святой Афонской Горы (54, 567). Согласно ему, неопустительно совершались все богослужения, непрерывно читалась Псалтирь, «совершались постриги в монашество и в великую схиму» (569). Понятие о молитве Святитель Московский Филарет (Дроздов , †1867) в своём Пространном Христианском Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви даёт такое определение молитвы: «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Принимая это определение, глинские старцы наполняют его духовным содержанием. «Молитва, – по слову их, – есть дыхание души... Душа посредством молитвы дышит святым, таинственным воздухом» (658). Молитва – это « пластырь 3 , врачующий язвы греховные, и орудие, которым побеждаются враги плотские и бесплотные» (178). Для всякого человека молитва «есть источник жизни» (182). Духовная сущность молитвы, – «возношение ума и сердца человека к Богу» – открывает для спасающегося возможность постоянно в ней упражняться (549). Какая должна быть молитва Молитва должна возноситься от смиренного сердца . Именно смирение способно проникнуть через облака ( Сир.35:17 ). Отсутствие его при молитве «есть признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия» (658). Бог слышал молитвы смиренного старца Архиппа (†1896). Вот пример: один послушник попросил старца помолиться о том, чтобы увидеть во сне загробную участь еще живых родных. Старец помолился, – и послушник увидел своих отца и мать, «веселящихся в каком-то красивом доме». Но бабушка предстала его взору мрачная. Выслушав сон, старец «велел 40 дней молиться за бабушку, а бабушке на 40 дней затвориться и поститься, чтобы избежать участи грешных за гробом» (450).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» Отзыв о книге " Щит духовный. Молитва задержания и иные молитвы, чтомые в напастях и скорбях " «Молитва задержания» «Молитва задержания» (ее текст см. в «Приложении» ) в последние годы получила широкое распространение в среде как воцерковленных, так и далеких от Церкви людей. «Молитву задержания» рекомендуют использовать для «задержания диавола в его действиях, а также как молитву избавления от всякой людской злобы, зависти и подлости». В народе «Молитва задержания» популярна в качестве «сильного средства», помогающего в случае проблем на работе (например, при угрозе увольнения), да и вообще в разных сложных жизненных обстоятельствах. «Молитва задержания» имеет значительное сходство с каноническими (церковными) молитвами. Однако многие православные авторы отзываются о ней критически. Они указывают на то, что «Молитва задержания» включает прошения, противоречащие заповедям Евангелия, а также обращают внимание на сомнительное происхождение этой молитвы . Действительно, не каждый текст, внешне похожий на церковную молитву, содержащий обращение к Богу и Пресвятой Богородице, упоминание святых и т. д., может считаться молитвой. Например, Церковь отвергла имевшие хождение в народной среде так называемые апокрифические (или неканонические, «ложные») молитвы: «Молитву Киприана», «Молитву от трясовицы», «Молитву от всех болезней», «Сон Богородицы» и др. . И. Каратыгин писал о молитвах апокрифического характера: «Молитвы эти иногда более напоминают формы суеверных заговоров, чем освященных Церковью молитвословий, и вообще содержат указания на апокрифические верования и отличаются понятиями, вовсе не гармонирующими с ясным церковным представлением о христианстве». И. Я. Порфирьев отмечал, что «как в апокрифах к истинным представлениям… священной истории постоянно примешиваются вымыслы народной фантазии и древние мифические предания еще языческой старины, так и в апокрифических молитвах посреди воззваний к Спасителю, Богоматери, ангелам и святым постоянно встречаются представления из народных поверий и суеверий» .

http://azbyka.ru/fiction/shhit-duxovnyj-...

От самого своего рождения христианин в общении с Богом; он входит даже в Завет или Союз с Богом: посредник этого завета – Сам Христос, Который Своей Кровию разрушил преграду между Богом и человечеством, воздвигнутую грехом. Свидетель завета – Дух Святой, Который изливает на человека дары и этим свидетельствует, что прощение Божие действенно и что мы усыновляемся Небесному Отцу. Наконец, местом заключения этого завета является крещальная купель, в которой человек рождается к новой жизни в Церкви. Крещение – духовное событие в жизни человека; но как часто оно, увы, воспринимается как непонятный и лишь благочестивый обряд. Крещением мы пробуждаемся к духовной жизни и входим в реальное и нерушимое общение с Богом. Естественная стихия христианина в Церквимолитва . Молитва определяет самое бытие Церкви и каждого ее члена в отдельности. В предстоянии перед Богом и находит Церковь свое назначение и подлинное бытие. Потому храмовая молитва выше домашней молитвы, сколь бы искренней и горячей последняя ни была. Храмовая молитва возносится от всех верующих, собранных воедино во имя Христа, и составляющих Церковь , Тело Христово; Глава Церкви – Сам Христос, Который невидимо, но реально присутствует в Церковном собрании. Храмовая молитва не противоречит частной, а наоборот, ее предполагает и требует. Для Бога неизмеримо ценны наши личные молитвенные движения и излияния, ибо Он обращается к каждому из нас в отдельности, и мы Его слушаем и втайне отвечаем. Но, входя в храм, мы расширяем свои молитвы до пределов всей Церкви, перестаем быть замкнутыми в себе, «погруженными в свою печаль», «не только сливаемся с другими людьми в этом молитвенном единстве, но и вбираем в себя, в глубину своих личных и интимных движений все неисчислимое богатство молитв, в которых Церковь себя выразила». Эти чужие молитвы, составленные издревле великими подвижниками, познавшими и полюбившими Бога до конца, становятся своими привычными; мы в них вживаемся и постепенно до них вырастаем. Наконец, в церковной молитве мы молимся не одни, а вместе с Самим Христом, сливаясь с Его Первосвященнической молитвой за мир, и «Сам Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными... ибо мы не знаем, о чем молиться как должно» ( Puм. VIII, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Разделы портала «Азбука веры» Непрестанная молитва – 1) определенное молитвенное состояние православного верующего, описываемое в православном восточно-христианском богословии как высшая степень обращенности, устремленности к Богу; 2) буквально – молитва, совершаемая постоянно, без перерыва. Непрестанная молитва может осуществляться в рамках общественного (церковного) или частного (келейного) молитвенного делания. История явления Уже в Священном Писании Нового Завета встречается идея о том, что жизнь православного верующего – это постоянное богослужение ( Рим.12:1 и пр.). В послании же апостола Павла к Фессалоникийцам содержится прямой призыв к верующим: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Хотя некоторые современные библеисты допускают, что выражение  «непрестанно молиться» является гиперболой, с помощью которой святой апостол подчеркивает важность молитвы в контексте скорого ожидания прихода Христа, однако, буквальное содержание этого призыва не дает оснований понимать его иносказательно. Необходимо отметить, что многими древними христианскими авторами непрестанная молитва понималась как состояние постоянной обращенности, устремленности верующего к Богу. Кроме того, понятие «непрестанная молитва» связывалось церковными богословами с понятием «постоянное памятование о Боге». Вот, например, что говорил об этом свт. Григорий Богослов : «вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». А вот слова блж. Диадоха Фотикийского : «… Желающим сбросить с себя гнилость свою не так следует вести себя, чтоб иногда молиться, а иногда нет, но всегда должно упражняться в молитве с блюдением ума… Ибо как взявший очистить золото, если хоть на короткое время оставит горнило без огня, делает, что очищаемая руда опять ожестевает: так и тот, кто иногда памятует о Боге, а иногда нет, что кажется приобретает молитвой, то теряет пресечением ее ». Идея постоянного памятования о Боге отражается в православной аскетике на всем её протяжении. Ярким примером организационной формы непрестанного моления является практика совершения непрерывного псалмопения, осуществлявшаяся в обители «неусыпающих», основанной на рубеже IV–V вв. св. прп. Александром на берегу реки Евфрат. Впоследствии эту практику переняли многие другие монастыри.

http://azbyka.ru/molitva-neprestannaja

Скачать epub pdf Мы находим существенную двойственность в христианской жизни и в особенности в молитвенной жизни. С одной стороны вся наша духовная жизнь зиждется на личном отношении к Богу, но вместе с тем, по своей природе христианство соборно и человеческая личность немыслима без отношения и общения с другими личностями. Можно говорить о соборной природе человеческого духа, человеческого творчества, языка, искусства и т.д. Эта тема была значительно углублена в русской религиозной мысли в особенности среди поздних славянофилов, в частности у С.Н. Трубецкого. Мне бы хотелось особенным образом остановиться на видимом противоречим, но реальном сродстве личной молитвы и молитвы церковной, «Когда ты молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф 6; 18 ). Подлинная молитва нуждается в моменте одиночества в состоянии внутреннего уединения. Это состояние не есть лишь привилегия монашеского или отшельнического призвания, но есть потребность всякой подлинной молитвы, как условие брачного общения человеческой души с Небесным Женихом. Вместе с тем, Господь напоминает нам, что где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18, 20 ). Как писал протоиерей Георгий Флоровский : «оба аспекта христианской жизни, личный и соборный, неразрывно связаны друг с другом. По этому поводу, хотелось бы еще вспомнить замечательный доклад отца Сергия Четверикова , произнесенный в Печерском монастыре в 1929 году: «В Церкви равно необходимы и молитва индивидуальная – единоличная и молитва соборная. Иисус Христос особенно отмечает умный, внутренний, эмоциональный характер той молитвы, о которой Он говорит здесь. И не напрасно Отцы Церкви в этом случае под комнатой разумеют внутренность сердца, потому что именно там, в глубине сердца, должна происходить истинная, сокровенная, глубочайшая молитва христианина. Но наряду с единоличной, тайной молитвой совершенно необходима и молитва соборная? церковная, возносимая едиными устами и единым сердцем множеством верующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Скачать epub pdf Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Митрополит Лимассольский Афанасий , Кипрская Православная Церковь : – В греческом языке есть пословица, схожая с русской: аппетит приходит во время еды. Чтобы научиться молиться, надо себя понуждать к этому деланию. Господь в Евангелии говорит: «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» ( Мф. 11:12 ) – то есть силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его. Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Тогда молитва сама от этого усилия начнет действовать в нас. И в каждом она будет действовать неповторимо, потому что все мы уникальны, а молитва – это выражение конкретной души в ее общении с Богом. Что нам помогает молиться? Соблюдение заповедей. Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве. Для исправления нам даны таинства церковные. Покаяние и особенно Причастие. Помогают молитве пребывание в духе послушания, сосредоточение, молчание. Бодрость духа. Новоначальный, как учили нас старцы, больше должен думать не о качестве, а о количестве молитвы. Просто постоянно повторяйте молитву, и всё. Потом обязательно наступит момент, когда молитва уже станет вашим достоянием сердечным, душа вкусит сладости молитвы и почувствует, что нет в этом мире уже ничего желаннее. Так все эти проблемы научения молитве и решаются. А потом уже сама молитва действует в нас. Геронда Ефрем Катунакский говорил: «Не я руковожу молитвой, а молитва мною руководит». И молитва нас поведет туда, куда хочет Господь. Новоначальным Господь во всем помогает Схиархимандрит Илий (Ноздрин): – Апостолы просили Господа научить их молитве, и Он дал нам очень действенную и простую молитву «Отче наш». Тут и славословие, и покаяние, и благодарение, и прошение. Хотя Отец наш Небесный знает всё, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения к Нему. Если и медлит исполнять, то для того, чтобы мы сами ничтожность наших просьб осознали. В самой молитве всё уже заключено: и питание, и защита, и исцеление наших душ, и спасение наше в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Молитва о здравии. Как правильно подавать записки «О ЗДРАВИИ» и » О УПОКОЕНИИ». Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»? В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме? Кого нужно и можно поминать в записках? Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии? Что такое заказная записка? Почему надо молиться об усопших? Как правильно поминать усопших? Как часто следует подавать записки для поминания? 17 мая, 2005 Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»? В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме? Кого нужно и можно поминать в записках? Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии? Что такое заказная записка? Почему надо молиться об усопших? Как правильно поминать усопших? Как часто следует подавать записки для поминания? Молитва о здравии и успокоении: как правильно писать и подавать записки в храме? Что такое обедня, проскомидия, молебен? Обо всём этом — в нашей статье! Молитва о здравии и о упокоении, как подавать записки Ежедневная молитва о здравии Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. ( Поклон )

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podavat-z...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 39. О церковности богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы уже много говорили о различных способах совершения домашнего богослужения. Сегодня мне хочется поговорить с вами о том, как любой вид богослужения сделать церковным! Почему это важно? — Потому что, говорят, что «церковная молитва выше домашней»… А почему она выше? — Потому что в храме совершается? Или потому что ее совершают совместно, а не по одиночке? Несомненно то, что всякая вообще молитва, где бы и при каких обстоятельствах она ни была возносима, как возносимая верным и послушным чадом Православной Церкви, есть по существу молитва церковная. Обратите внимание, что такая молитва возносится «верным и послушным чадом Православной Церкви», а значит, по ее правилам! Церковной молитва становится не от того, что она совершается в Церкви, как здании (в храме), а от того, что совершается церковными людьми (членами Церкви) в Церкви Христовой (как обществе верующих) и по правилам Церкви (т.е. по Уставу). Достоинство молитвы церковной главным образом и заключается, в том, что молящимуся по правилам Церкви приходится ограничивать себя, стеснять свою свободу, вводить в известные рамки свое настроение, подчинять свои желания общему чину и порядку, творить молитву не как хочется, а Церковь велит. Причем, не важно, где ты это делаешь – в храме ли, или дома, или у кого-либо в гостях. О прп. Савве Освященном (зачинателе того Устава, которым мы пользуемся до сих пор) рассказывают характерный эпизод, как он однажды, находясь на аудиенции у имп. Юстиниана, пока тот обсуждал со своим квестором его ходатайство, он, желая соблюсти время суточного богослужения, «отойдя в сторонку стал тайно совершать службу 3 часа», и на упрек своего диакона в невнимании к царю ответил: «Они, сын мой, делают свое дело, а мы должны делать свое» (§ 73). Когда же этого нет, а есть лишь самоугождение, требующее в угоду себе нарушения уставов, тогда МАЛА ЦЕНА такой МОЛИТВЫ, которая становится нецерковной, хотя бы совершалась и церковными людьми и целым их сообществом, и в храме или в самом прославленном монастыре.

http://azbyka.ru/video/39-o-cerkovnosti-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛИТВА Способ общения с Богом и духовными существами, к-рый представлен в человеческой истории в большинстве религий. М. занимает значительное место в великих древних религиях: китайской, ведической, вавилонской, египетской. В Др. Греции и Др. Риме существовали уже письменные собрания М. О М. в древнегреч. мире свидетельствует Гомер, напр.: «Он произнес эту молитву, и бог внял мольбе его» ( Homer. Il. VI 311). Рим. М. нередко входила в принудительный ритуал: публичные церемонии совершались большей частью во время наказаний перед магистратом, в присутствии верховного жреца, к-рый диктовал чтецу формулы М. С М. римляне обращались к древним богам, Марсу, Юпитеру, Церере, Весте и др. В христианстве М. является орудием спасения; это активное состояние человека, когда его духовное начало входит в тáинственное и непосредственное общение с Богом; в христ. М. человек ощущает присутствие Бога Живого. М. в широком смысле есть опыт целостного богосозерцания, вовлекающего в себя всего человека. Предстояние Богу, встреча с Ним и есть главное содержание христ. М. Молитвенная жизнь человека происходит в различных формах: главное место занимает литургическая молитва, богослужение как основной критерий церковной жизни, важна также личная молитвенная практика. М. может быть словесной, т. е. произноситься вслух, и может быть умной - безмолвной. М. может возрастать от словесного произнесения до мистического озарения. М.- это разговор с Богом. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, в чем есть нужда» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 24(68)). Отцы Церкви называли М. также «пребыванием и соединением человека с Богом» ( Ioan. Climacus. Scala. 28. 1), «свободой и упразднением ума от всего здешнего» ( Isaac Syr. Sermones. 48), «вместилищем и поприщем всей духовной жизни, или самой духовной жизнью в движении и действии» ( Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 1998р. С. 405-406). «Как солнце - свет для тела, так для души потребно непрестанное памятование о Боге», т. е. М. ( Ioan. Chrysost. De orat. I). «Как для тела необходимо потребен воздух, чтобы дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, то есть молитва» ( Sym. N. Theol. Serm. 8. 3). Свт. Игнатий (Брянчанинов) понимал М. как «путь к Богу» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве: Ст. 1//Творения. [М.], 1996. Т. 1: Аскетические опыты. С. 140).

http://pravenc.ru/text/2564062.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010