Разделы портала «Азбука веры» По благословению Архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия Священник Иоанн Анурьев, 1884 Вместо предисловия Предисловие 1. Что значит молиться Богу? 2. Как установила Святая Церковь молиться Богу?  3. Почему так установлено молиться Богу? 4. Когда нужно молиться Богу? 5. Как нужно креститься? 6. Начинательная молитва 7. Иисусова молитва  8. Краткое славословие  9. Молитва Святому Духу 10. Трисвятое 11. Полное славословие 12. Молитва к Пресвятой Троице о помиловании. 13. Молитва Господня 14. Утренняя молитва  15. Вечерняя молитва 16. Молитва за Отечество 17. Молитва о живых и умерших  18. Молитва перед принятием пищи 19. Молитва после принятия пищи 20. Ангельское приветствие Богородице 21. Похвальная песнь Богородице 22. Беседа о чудотворных иконах Божией Матери 23. Молитва Ангелу Хранителю 24. Молитва соименному святому 25. Беседа об именах Христос и христианин Впервые изданная в XIX столетии книга священника Иоанна Анурьева не утратила своей актуальности и в наше время. На ее страницах представлено: как объяснить ребенку соответственно его возрасту и развитию первые молитвы, которые он учится произносить; как вместе с живым пониманием молитвы преподнести основы христианской веры, сведения о Боге как Творце мира, рассказать о Божественных свойствах, Промысле Божием, Ангелах, грехопадении, пришествии в мир Господа Иисуса Христа, о Боге Духе Святом; и наконец, как донести до ребенка смысл молитвы и разбудить в нем живую потребность общения с Богом. Вопросы, приведенные в конце каждого раздела помогают закрепить пройденное и усвоить молитву не только умом, но и сердцем. Книга «Объяснение церковных молитв детям» будет полезна для родителей, преподавателей Закона Божия и православных педагогов. Вместо предисловия В объяснительной записке к программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ между прочим сказано: «В первый год учения предполагается пройти повседневные молитвы. Молитв перечислено немного. Требование знания наизусть большого числа молитв было бы обременительно для детей, поступающих в училище безграмотными, и нецелесообразно в религиозно-педагогическом отношении. Так как в молитвах выражаются христианские верования, чувства и стремления, то дитя, изучив их, с доступным своему возрасту пониманием, получит первые элементарные знания о христианской вере в полном, хотя и не обширном объеме».

http://azbyka.ru/molitvoslov/obyasnenie-...

О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. 28 марта, 2020 Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью. Панихида, поминальная молитва, родительские субботы Поминовение усопших — дни особого поминовения усопшего Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом. Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

http://pravmir.ru/o-pominovenii-usopshix...

Скачать epub pdf Беседа первая Говорить о необходимости, о пользе молитвы, кажется, незачем. Все то, чем мы живем в этом мире, – книги святых отцов, церковное богослужение, даже Священное Писание – все это прекратится в том мире, останется только одно – молитва. Без молитвы мы не можем жить духовно. Святые отцы говорят, что «молитва... есть пребывание и соединение человека с Богом» 1 , они называют молитву дыханием духовной жизни. Какова молитва наша, такова и духовная жизнь. «Как тело наше, по удалении души, – говорит авва Евагрий, – бывает мертво и смрадно, так и душа, в которой не действует молитва, мертва и смрадна. Но что лишение молитвы должно считать горшим всякой смерти, этому явно учит нас пророк Даниил, который готов был лучше умереть, нежели лишить себя молитвы в какой-либо час. Бога надобно вспоминать чаще, нежели дышать» 2 . В 28-м слове своей «Лествицы» Иоанн Лествичник называет молитву «зеркалом духовного возрастания», а в другом месте говорит: «Устроение твое покажет молитва; ибо богословы утверждают, что молитва сеть зеркало иноков (спасающегося. – О.С.)» 3 . Но святые отцы постоянно говорят, что нужно научиться молиться. Молитва – это не только те радостные минуты, когда мы, становясь на нее, чувствуем Бога, но и труд. Учиться молиться – но разве молитва не дар Божий? Святые отцы говорят, что всякая добродетель, в том числе и молитва , является, конечно, даром Божиим, но тем не менее мы ко всему должны прилагать и свое старание, должны научаться и молитве. У преосвященного Феофана есть брошюра под заглавием «Как научиться молиться». Прочитав лишь это заглавие, многие могут сказать: посмотрите, до какого «ремесленного» состояния дошло Православие. Многим не только может показаться странным, но они назовут это хулой на Бога – молиться, когда не хочется, когда нет настроения: да как же я буду молиться, какая же это будет молитва? Опыт святых отцов говорит, что это не так. «Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве... Ибо она (молитва. – О.С.) в самой себе имеет учителя – Бога, учащего человека разуму, дающего молитву молящемуся и благословляющего лета праведных (ср.: Пс.93:10 , 1Цар.2:9 )» 4 . Не мы сами будем учить себя молитве, даже и не святые отцы, а Сам Бог будет нас учить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Молитва, как выражение внутренней жизни Церкви Духовная связь членов Церкви в молитве Молитва является проявлением жизни Церкви и духовной связи ее членов с Богом во Святой Троице и всех между собой. Она настолько неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитва – нити живой ткани церковного тела, идущие во всех направлениях. Молитвенная связь пронизывает все тело Церкви, вводя каждую его частицу в общую жизнь тела, оживляя ее и помогая ей питанием, очищением и другими видами взаимодействия ( Ефес. 4:16 ). Она соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и с ее небесными членами. Она не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии. Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы. «Непрестанно молитесь» (1 Фесс. 5:17). «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом» ( Ефес. 6:18 ). «Сказал им также притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). Совершенный пример личной молитвы дал Сам Господь Иисус Христос. Он оставил, как образец, молитву Отче наш – молитву Господню. Молитва есть а) форма жизни Церкви, б) орудие, или способ ее действия, в) ее побеждающая сила. Молитва различается: общая и частная; бывает молитва словесная, в частности – песенная, и молитва внутренняя, «умная» или умносердечная. Содержанием молитв служат: а) хвала или слава, б) благодарение, в) покаяние, г) просьба о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных. Покаяние перед Богом иногда имеет форму беседы с собственной душой (напр. в молитвенных последованиях – «канонах»). Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Так как, по апостолу, «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ), то члены Церкви, не только земные молятся друг за друга, но, по закону христианской любви земные молятся об отошедших, т.е. усопших братьях, нуждающихся в молитвенной помощи. Наконец, мы сами обращаемся к небесным с просьбой молиться о нас и о наших братьях. На этой же связи небесных с земными основано и попечение ангелов о нас и молитвы им.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Ответы священников на вопросы Проекты «Правмира» Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Навигация Учение Церкви Священное Писание Ветхий Завет Новый Завет Вопросы о Церкви Календарь Праздники Вопросы о Боге Таинства Церкви Крещение Имена Крещен ли я? Крещение детей Крестные родители Соборование Венчание Исповедь Духовный отец Епитимия Причастие Таинство священства О священниках Пост Праздник в пост Постная пища Детский пост Смысл поста Послабления поста Супружеские отношения в пост Святыни Икона Нательный крест Святая вода Святые Символика Церковный этикет Церковные каноны Храмы и монастыри Монашество История Церкви Церковная свеча Священное Предание и церковная традиция Толковый словарь Человек Брак и семья Знакомство. Поиск супруга Взаимоотношения до брака Отношения в семье Измена Рождение и воспитание детей Церковная жизнь детей Дети и современный мир Вопросы воспитания Неверующие близкие Внебрачная связь Второй брак беременность Аборт, прерывание беременности и нерожденные дети Беременность и Церковь Вдовство Усыновление Брак с иноверным Развод Бесплодие Супружеская близость Брак с инославным Одиночество Отношения с окружающими Духовная жизнь На пути к Церкви Добродетели Беснование Помыслы Грехи и греховные зависимости Уныние Блуд Что считать грехом? Курение Алкоголизм Наркомания Гомосексуализм Обида Наказание или испытание? Духовный рост Черты характера Молитва Молитва об усопших Богослужение. Церковная молитва. Иисусова молитва Молитва об инославных и иноверных Домашняя молитва Кому молиться? Молитва о некрещеных Молитва о самоубийцах Здоровье Психология Творчество Смерть Погребение Самоубийство Поминовение усопших Общество Работа Литература СМИ Телевидение Интернет Братья наши меньшие Спорт Наука Музыка Благотворительность. Милосердие Кино и театр Образование Политика История Паломничества и путешествия Религии Секты Инославие Католицизм Протестантизм Старообрядчество Армянская Апостольская Церковь Иноверие Ислам Буддизм Индуизм Иудаизм Язычество Православие Смена вероисповедания Оккультизм и суеверия Оккультизм Астрология, нумерология Суеверия Магия, колдовство Сновидения Ясновидение Знахарство, целительство, экстрасенсорика Гадания Задать вопрос священнику Наши священники протоиерей Александр Ильяшенко протоиерей Михаил Самохин священник Александр Петров священник Антоний Лынов священник Антоний Скрынников священник Дионисий Свечников священник Игорь Дудко священник Филипп Парфенов Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Доброго времени суток! Недавно я прочла в Интернете статью о взаимосвязи христианства и экологии.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pravda-li...

Молитва Иисусова: необыкновенная сила 22 февраля, 2014 Содержание статьи Что такое Молитва Иисусова? Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале. Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.  Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, помилуй. Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть. Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой. Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой. Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование. Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

http://pravmir.ru/molitva-iisusova/

ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О МОЛИТВЕ У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва. Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое. Вот и умная молитва! Но такова и должна быть всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово, или форму; душу же, или существо молитвы, носит всякий сам в себе, в своем уме и сердце. Весь церковный молитвенный чин наш, все молитвы, сложенные для домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если он хоть мало внимателен, не может избежать этого умного обращения к Богу, разве только по совершенному невниманию к совершаемому им делу. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом (Еф. 6, 18). Указывая на необходимость молитвы, апостол тут же указывает и на то, какова должна быть молитва, чтобы быть услышанной. Первое — молитесь, говорит, всякою молитвою и прошением, то есть всеусердно, с болезнью сердца, с пламенным к Богу устремлением... Второе — молитесь, говорит, во всякое время. Этим заповедует он неотступность и неусыпность молитвы.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Глава 22. О молитве Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта 1 Живая религиозность невозможна без молитвы. Ибо религиозность есть обращенность души к Богу, и как только это обращение осуществляется, так начинается молитва. Надо признать, что представление о молитве, распространенное среди людей нашего века, не выражает ее сущности и не охватывает ее объема. Это представление так же отдаленно, беспомощно и внешне, как все отношение наших современников к явлениям Духа. Люди отвыкли от молитвы, разучились молиться и знают об этом жизненно-драгоценном и благодатном состоянии только из внешнего наблюдения. Люди, чуждые религии и не понимающие религиозности, думают, что верующие молятся только в церкви и что их домашняя жизнь протекает без молитвы. Они не знают, что Евангелие завещало нам прежде всего тайную, одинокую молитву в «комнате с закрытой дверью» (Мф.6:6); они не знают и того, что величайшими молитвенными пламенниками были отшельники, годами и десятилетиями пребывавшие в своем уединилище. Иные люди, лишенные личного молитвенного опыта, думают, что молитва состоит в умственном перебирании предписанных слов; и не знают того, что эти драгоценные, церковно-отобранные и сохраненные слова указывают молящимся только верный и чистый уровень молитвенного парения. Церковь есть школа молитвы: школа учит и готовит к жизни, но не заменяет и не отменяет жизни. Научившись молиться, человек непременно должен самостоятельно осуществлять в жизни свое умение. И церковные молитвы отнюдь не возбраняют человеку слагать в своем сердце свои, личные молитвы; церковь дает только образец, мерило, направление и верный акт. Но надо знать и помнить еще, что возможна и бессловесная молитва. Иные думают также, что молиться надо по праздникам, да еще утром - вечером, перед едой - после еды; и не знают, что молитва может быть неугасающей, вечно теплящейся в глубине человеческого существа. И еще думают, что молитва есть домогающаяся просьба, выпрашивающая у Бога то, что данному человеку нужно, приятно или полезно; и не знают, что молитва совсем не связана с прошением, что молитва имеет бесчисленное множество форм и содержаний, ибо она сопровождает человека через всю жизнь и в каждый новый, иной миг жизни слагается и восходит по-новому, по-иному.

http://sedmitza.ru/lib/text/432257/

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Молитва «Выше терпения, выше всех добродетелей, богомудрый старец (иеросхимонах Илиодор, †1895) ставил молитву, через которую можно испросить себе у Бога всякие дары Божественной благодати» Глинский патерик В Глинской пустыни первостепенное значение придавалось молитве – и домашней (келейной), и, тем более, церковной. Молитвенный подвиг строился по образцу строгого Устава Святой Афонской Горы (54, 567). Согласно ему, неопустительно совершались все богослужения, непрерывно читалась Псалтирь, «совершались постриги в монашество и в великую схиму» (569). Понятие о молитве Святитель Московский Филарет (Дроздов , †1867) в своём Пространном Христианском Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви даёт такое определение молитвы: «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Принимая это определение, глинские старцы наполняют его духовным содержанием. «Молитва, – по слову их, – есть дыхание души... Душа посредством молитвы дышит святым, таинственным воздухом» (658). Молитва – это « пластырь 3 , врачующий язвы греховные, и орудие, которым побеждаются враги плотские и бесплотные» (178). Для всякого человека молитва «есть источник жизни» (182). Духовная сущность молитвы, – «возношение ума и сердца человека к Богу» – открывает для спасающегося возможность постоянно в ней упражняться (549). Какая должна быть молитва Молитва должна возноситься от смиренного сердца . Именно смирение способно проникнуть через облака ( Сир.35:17 ). Отсутствие его при молитве «есть признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия» (658). Бог слышал молитвы смиренного старца Архиппа (†1896). Вот пример: один послушник попросил старца помолиться о том, чтобы увидеть во сне загробную участь еще живых родных. Старец помолился, – и послушник увидел своих отца и мать, «веселящихся в каком-то красивом доме». Но бабушка предстала его взору мрачная. Выслушав сон, старец «велел 40 дней молиться за бабушку, а бабушке на 40 дней затвориться и поститься, чтобы избежать участи грешных за гробом» (450).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010