279 Относительно обрядового благочестия и религиозного суеверия в Регламенте сделаны следующие, весьма важные замечания: 1) Разыскать вновь сложенные и слагаемые акафисты и иные службы и молебны, суть ли они писанию согласные? 2) Эти многочисленные моления не суть всякому должные, наедине, а не в соборе церковном употреблять их, дабы не вошли в закон, и совести не отягощали. 3) Смотреть истории святых, не суть ли ложно вымышленные? Напр. в житии Ефросина спор о двойственном аллилуия ложный от некоего бездельника вымышленный. Не подобает, вместо здравой духовной пищи отраву людям представлять, наипаче, когда простой народ не может рассуждать, но что видит написанное в книге, того крепко и упрямо держится. 4) Прилежно разыскивать вымыслы, которые образ ко спасению лестный предлагают. Напр. не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на не празднующих и с великим угрожением наступает. Тако ж поститися неких 12 пятниц; тако ж аки важнейшие службы почитати: обедню благовещенскую, утреню воскресенскую и вечерню пятидесятницы. 5) Могут обрестися некие церемонии вредные. В полку стародубском, в ходе церковном водят простоволосую женку, под именем Пятницы. Тако ж попы с народом молебствуют пред дубом, и ветви этого дуба поп раздает на благословение. 6) Разыскивать о мощах святых, где какие явятся сомнительные, много бо и о сем наплутано. 7) О иконах смотреть; понеже иецыи, для вспоможения убогих церквей и построения новых повелевали проискивать явления иконы, и оную свидетельствовали быть чудотворную. 8) Вельми срамное и это: молитвы людем далече отстоящим, давать через посланников их в шапку. 9) Словом рещи, что-либо именем суеверия может нарещися, это лишнее, на интерес от лицемеров вымышленное, простой народ прельщающее, и аки снежные заметы правым путем идти возбраняющее». (Дух. Реглам. стр. 16–20) . 288 Лет. литер. Тихонр. IV, 93. Паис. сбор. Злат. цепь. Рукоп. соф. библ. 1285. Златоустник 1523. 332 Подробный разбор апокрифов, бывших в употреблении на Руси, изложен в истории рус. словесности Порфирьева. (Стр. 178–212) .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

5. Приступить к «отравлению себя табаком». Набрать в полость рта дым, не глотая. Закрыть глаза, зажать нос и запрокинуть голову вверх. Тщательно «пережевать» дым (10–15 жевательных движений) и проглотить, сосредотачиваясь на своих ощущениях. 6. Полученные ощущения прописать в блокноте, который теперь всегда нужно иметь при себе. Записи нужно делать по следующей схеме: Примечания к заполнению таблицы В столбце сигареты» нужно указывать не только количество сигарет, но и количество затяжек с каждой сигареты. В столбце «Ситуация, в которой возникло желание» нужно указать не просто место (например, «на работе»), а проанализировать и сформулировать сложившиеся обстоятельства, причину, мотивацию к совершению данного действия. Столбец «Степень желания» необходим для того, чтобы человек сам мог отслеживать динамику в избавлении от вредной привычки и видел позитивный эффект своих усилий. В столбец «Полученные ощущения» можно добавить определения своего состояния, выписав их из раздела медицинской энциклопедии «токсическое отравление». При этом важно вписывать в блокнот собственные ощущения именно в процессе «отравления себя табаком», а не после того, как действие завершится. Фиксация внимания на негативных изменениях состояния помогает преодолевать привычное желание. 7. Важно на каждом занятии Школы трезвости отчитываться в индивидуальной беседе с лектором о том, как выполняется данная инструкция. Индивидуальные консультации Консультации для зависимых и их родственников проводят люди, которые сами избавились от зависимости и дали обет трезвости, являются активными членами Общества трезвости, имеют необходимый духовный и жизненный опыт, прошли специальное обучение и получили благословение духовника Общества трезвости. Причем консультации обычно устраивают не только и не столько для учеников Школы трезвости, сколько для тех, кто пока не выбрал, как именно начать бороться с зависимостью. Во время консультации подробно отвечают на волнующие вопросы, обсуждают варианты решения проблем, рассказывают, каких результатов достигли те, кто обращался за помощью ранее и уже прошёл этим путём, приглашают на мероприятия Общества трезвости. Задача консультантов — обсуждая конкретные проблемы человека, объяснить ему, что зависимость имеет в первую очередь духовные корни, поэтому и решать её необходимо соответствующими средствами. Зачастую после консультаций люди приходят на ближайшие занятия по избавлению от зависимости или беседы с родственниками страждущих, начинают посещать молебны с акафистом в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», принимать активное участие в деятельности Общества трезвости. Беседы с родственниками страждущих

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

Благословение кольцами называется обручением. Оно совершается в западной части храма. Священник при этом читает особые молитвы. В них он просит Бога благословить обручение. После обручения священник приводит обрученных на середину храма и начинает венчание, а перед этим спрашивает: «По охоте ли женятся обрученные?». Если который-нибудь из них скажет, что не по своей воле, то венчать нельзя. За венчанием также читаются молитвы, потом священник надевает на жениха и невесту венцы, благословляет обоих обрученных и говорит главные слова таинства. Какие? Венцы надеваются в знак того, что люди выше всех созданий Божиих, как будто цари над ними. В знак того, что у мужа с женой все общее: и радость и горе, они пьют при венчании вино из одного ковшичка и потом ходят вокруг аналоя. Что означает хождение вокруг купели при крещении? Так же означает радость и хождение при венчании потому, что новобрачные получили благодать Божию для семейной жизни. Для чего нужна благодать Божия при браке? Как называется иначе это таинство? Почему оно называется так? Что бывает перед венчанием? Что означает обручение кольцами? Что означают венцы? Зачем новобрачные пьют из одного ковшичка? Что означает хождение вокруг аналоя? Над тяжелобольными, как вы знаете, совершается таинство елеосвящения. Что называется елеосвящением? Для совершения этого таинства нужно приготовить деревянного масла, красного вина и семь деревянных палочек. Концы этих палочек обертываются ватой и ставятся по краям блюда с пшеницей, а в середину ставится стакан с маслом и вином. Во время елеосвящения читаются семь раз Апостол и семь раз Евангелие, а между ними читаются семь молитв, и одна молитва повторяется семь раз. Во время чтения ее священник помазывает больного елеем с вином. Это помазание с молитвой и составляют главные слова и действия в таинстве елеосвящения. Над кем совершается елеосвящение? Что для совершения его нужно приготовить? Какие в нем главные слова и действия? Кроме девяти служб и семи таинств, у нас совершаются еще молебны, акафисты, отпевание умерших и панихиды[ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Во отправлении богослужения о. Феодор был положительно великолепен, как по осанистой своей, серозной натуре, так и по особенному благоговейно и безусловно аккуратному выполнению уставов церковных. Когда положено было совершать напр. литургию с вечернею, то о. Феодор выходил из церкви не иначе, как вечером, а в Великую Субботу положительно оканчивал литургию при свечах. Такому позднему окончанию Велико-Субботней службы между прочим содействовал обычай, свято соблюдаемый о. Феодором в течении всей жизни, – в этот день прочитывал всю Псалтирь до конца в возмещение тех пропусков, которые иногда допускаемы были в церкви в течении Великого поста. Накануне всякой литургии о. Феодор почти никогда не ужинал; церковное же правило пред литургией всякий раз вычитывал, стоя на коленях в своем кабинете пред семейною иконою. С таким же вниманием относился о. Феодор и ко прочим, так называемыми церковными требам, готовый денно и нощно служить спасению духовных чади своих. За браки, похороны т. п. он никогда с прихожанами не торговался, получая, что дадут, а случалось, что по старинному обычаю, целую литургию служил за 20 коп., полагая в том числе 7, коп. на прочих членов причта. За то с своей стороны о. Феодор строго относился к жизни и поведению прихожан. Тогда еще было в обычай, что невеста, потерявшая девство, предавалась на суд духовный, и о. Феодор бывало поставит провинившуюся на колени на большом камне у паперти церковной, а сам в это время ляжет отдохнуть, чтобы дать почувствовать провинившейся всю тяжесть ее проступка. Случалось, что виновной при этом подсыпали гречу под колени, или прямо наказывали ее тут же на погосте церковном так называемыми «посторонками», т. е. веревками, снятыми от колоколов, и никто не восставал против этого, считая суд о. Феодор не подлежащим ни малейшему противоречию. Иное дело было просить о помиловании виновной; тогда если были уважительные причины, о. Феодор преклонялся на милость, ограничивая все дело соответствующим выговором. Не менее того о. Феодор преследовал в своем приходе разные языческие игры, в роде Купайла, так называемое колдовство, разные бабские нашептывания и т. п., убеждая вместо этого нуждающихся притекать к помощи угодников Божиих, из числа коих особенно уважали Святителя Митрофана, и других научали обращаться к нему. Вследствие этого уважение к святителю в приходе о. Феодора дошло до того, что день его памяти, 23 ноября, сделался приходским праздником и часто не только днем, но и ночью, многие приходили просить служить ему молебны с акафистом в горе – злосчастии. Другой праздник, заведенный о. Феодором в его приходе, был праздник в чест Преподобного Иова Почаевского 28 октября и в особенности 28 августа. В этот последний день, по наставлению о. Феодора, крестьяне нарочито устрояли так называемые «обеды», т. е. складочные столы для кормления нищих, соединяемые всегда с поминовением покойников, какой обычай между прочим содержится в Полонном и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Вот, например, пьянствует, развратничает кто из родственников, а к монаху приходят и говорят: – Ведь ты же монах! А твой родственник пьяница, развратник. Помолись за него! Монах становится на молитву и говорит: – Господи! Ты дал мне дерзновение принять монашество. Молю Тебя, сделай так, чтобы мой родственник не пьянствовал, не развратничал, сделай его честным тружеником для семьи и для общества. Господь слышит эту молитву ради благодати монашества, и тот человек изменяется, делается честным тружеником. Вот какое благородное назначение монаха, тем более священноинока! Возлюбленные, сейчас я перечислю, какие акафисты и молебны заказаны. 22 акафиста. Если мы будем читать их полностью, то придется читать до вечера, поэтому будем сокращать, но зато усердно, горячо будем молиться и петь будем молитвенно. Вот, например, можно пропеть быстро, мажорно: «Радуйся, Корнилие... или вот так: Ра-а-дуй-ся, Корни-и-ли-е...» Правда, молитвеннее? Лучше меньше читать, но всем существом своим петь и молиться? Постараемся не на форму обращать внимание, а на сущность, чтобы все в нас молилось: и зрение, и слух, и обоняние... Вот вы приехали к неверующим людям, уж тут поклоны класть нельзя, над вами только смеяться будут, а может быть, далее и выгонят, скажут: «Приехали какие-то мракобесы, уходите отсюда!» – и вместо молитвы получится соблазн, будет хулиться имя Божие. В таких случаях не рекомендуется неверующих наводить на соблазн. Что ж делать? Сегодня пропустил поклоны, завтра и т.д., и набирается 5–6 дней, а то и больше. Некоторые усердные молитвенники стараются потом все восполнить: – Я задолжал перед Богом 1000 поклонов – и начинает их бить все в один день. И, конечно, эти поклоны кладутся механически, лишь бы долг выполнить. А Богу это даже противно, когда без усердия молимся. Молиться надо осмысленно и поклоны класть надо с молитвой Иисусовой или с другой молитвой. Когда мы читаем 150 раз «Богородице, Дево...», то тоже не механически должны читать, а осмысленно. Если пропустить за 5 дней Богородичное правило, то не нужно читать залпом 750 раз, чтобы восполнить долг (наш долг заключается в том, чтобы усердно молиться), а нужно один раз прочитать правило, но с усердием, прочитать так осмысленно, с такою верою, чтобы всем существом прочувствовать, и этим покроется долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Господи, под прикрытием христианского учения на спиритических сеансах незаметно для человека приходит сатана и своей сатанинской лестью заводит человека на такие ухабы и в такие дебри, из которых нет ни возможности, ни сил выйти самому, ни даже распознать всю опасность своего положения. Через это проклятое Богом деяние сатана овладевает человеческим умом и сердцем настолько, что то, что кажется неповрежденному грехом уму преступлением, то для человека, отравленного ядом спиритизма, кажется нормальным, естественным. У спиритов появляется страшная гордыня и часто сатанинская озлобленность на всех им противоречащим. Господи, прости нас, что, слушая рассказы о них, мы попадаем под влияние их страшной гордыни и озлобляемся на других. Таким образом, последовательно, сам того не замечая – уж очень тонко (нигде так тонко не действует сатана, как в спиритизме!) – отходит человек от Бога, от Церкви, хотя заметьте! – в то же время дух тьмы настойчиво через своих духов посылает запутываемого человека в храмы Божии служить панихиды, молебны, читать акафисты, приобщаться Святых Тайн и в то же время понемножку вкладывает в его голову мысли, что все это ты мог бы делать и сам, в домаш­ней обстановке и с бóльшим усердием, с бóльшим благогове­нием... Господи, уж очень тонко сатана воздействует на человека в спиритизме, и он начинает отходить от Бога, от Церкви. Господи, эта психология ухода от Церкви, от Бога, складывается в нас и при совершении других грехов, и мы, не замечая этого тонкого обмана, перестаем ходить на богослужения и замыкаемся в самостийности. Господи, прости нас, что мы позволяем духу тьмы обманывать нас. И по мере того, как невдумывающийся человек все больше и больше опускается в бездну своих падений, все больше запутывается в сложных изворотах и лабиринтах духа тьмы, от него начинает отходить Господь. Он утрачивает Божие благословение. Если бы он был еще не поврежденным сатаной, он бы прибег за помощью к Богу и святым угодни­кам, к Царице Небесной, к Святой Апостольской Церкви, к священнослужителям, и те помогли бы ему своими молитва­ми, а он со своими скорбями идет к тем же духам, к бесам, и они еще больше втягивают его в засасывающую тину греха и проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Неизвестный пророк ассоциируется с пророком Исайей, олицетворяющим в русской повести, подобно изображенному против него Моисею, милость Божию к верному народу и предстательствующим перед Богоматерью за моление «сущих во тьме» в «мертвнемъ». Изображение Исайи имеется и в среднике иконы, но хотя иконографическое сходство между Исайей в клейме φ и в среднике безусловно есть, без литературной ассоциации подтвердить его невозможно по причине плохой сохранности этой части центральной композиции. 165 5.1. Клеймо φ. Мария – свеча «сущим во тьме» – обращение к Богоматери с мольбой о заступничестве Таким образом, в первом клейме иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» представлена сцена моления людей, находящихся в предсмертном мраке, обращающихся к единственному в этой тьме спасительному источнику света – Богоматери «светоприемной свече», пророки же укрепляют надежду людей на милость Божию: Моисей, указующий на Марию, держит свиток, на котором написаны слова, напоминающие о чуде в Исходе, Исайя – одну руку протягиваем к Богородице, другую – поднимает к небесному сегменту, и этот жест можно интерпретировать как знак того, что обращение к Богоматери – предстательнице о людских молениях перед Всевышним – единственная надежда на спасение. В тексте «Повести о Темир-Аксаке» клеймо ф может соответствовать следующим словам: «Сия же намъ страшныа и грозныа вести слышаще (о приближении Темир-Аксака. – Е. Г.) велми быша народи христианьстии в печали и съ воздыханиемъ и с слезами моляхуся Богу... Тогда Киприянъ митрополит заповеда всем людемъ поститися и молитися, молебны пети. Все людие хрестианстии съ радостью, и съ тщанием, и съ усердием, и с верою и сотвориша пост и молитву, покаание, слезы, обещания, заветы, кто же по силе своей, от мала и до велика и вси же моляхуся Богу». 166 Этот текст относится к началу повествования и следует за подробным описанием многочисленных завоеваний Тамерлана, покорившего народы от Индии до Дамаска, разбившего недавнего врага московского князя – Тохтамыша, теперь же пришедшего на Русь, взявшего град Елец и замучившего в нем многих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

4 декабря – 40 дней со дня кончины Нины Павловой – замечательного писателя и духовно чуткого человека. Публикуемые в рубрике «Мониторинг СМИ» рассказы – с сайта христианской газеты Севера России «Вера» . Они объединены одной темой: помощь святых и значение их «непомощи», которое открывается по прошествии порой многих лет, Промысл Божий в жизни людей. Нина Александровна Павлова. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Чудо в перьях Позвонила мне знакомая по храму преподавательница английского языка и попросила купить ей лекарство: «Такая ангина, что в лежку лежу». Привезла я ей из аптеки все необходимое и, сготовив обед, предложила: – Давай почитаем акафист великомученику Пантелеимону ? – Не хочу я молиться твоему Пантелеимону и даже слышать о нем не хочу! – залилась вдруг слезами болящая. Взрыв отчаяния был невероятный, а стояло за ним вот что. Как раз в эти дни в Москву привезли с Афона мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона. И когда однокурсница «англичанки» исцелилась у мощей, преподавательница в восторге решила: с ней тоже произойдет чудо исцеления – а болезней там был букет. В очереди к святым мощам тогда стояли, бывало, сутками. Но преподавательница дважды побывала у мощей, выстояв часов по двенадцать. Ожидание чуда было столь напряженным, что, несмотря на простуду, она встала в очередь в третий раз. И тут ее подвела педагогическая привычка сеять разумное, доброе, вечное. Привычка, надо сказать, была въедливой. Говорит, например, один браток другому: – Децл, блин, это вааще! – Деточка, – корректирует его речь преподавательница, – употребление арготизмов – это… – Это, мамань, – перебивает ее деточка и крутит пальчиком у виска, – тихо шифером шурша, крыша едет не спеша. То же самое в храме. Ст о ит кому-то начать перешептываться, как она на весь храм: «Положу хранение устам моим!» Да так громко, что батюшка вздрагивает в алтаре. Вот и теперь, увидев, как тощие юные нахалы протиснулись между прутьями церковной ограды и устремились без очереди в храм, она тоже протиснулась в эту дырку исключительно с целью вразумить молодежь. И надо же было такому случиться, чтобы именно ее взял за шиворот милиционер и вытолкал обратно в дырку со словами:

http://pravoslavie.ru/88362.html

То было мгновение, подобное описанному в Святом Евангелии, когда Ангел Господень сходил и возмущал воду в Силоамской купели, и, кто первый спускался в нее, тот получал выздоровление ( Ин. 5:4 ), с той только разницей, что здесь не один, а многие исцелялись. Нами при этом была замечена комиссия, составленная из нескольких докторов, гражданских чиновников и духовных лиц, которая все время ходила среди страждущих и записывала все случаи Божественной помощи. Между тем всенощная окончилась. Первые счастливцы, успевшие приложиться к новооткрытым многоцелебным мощам, стали выходить, а находящиеся вне храма – постепенно входить. Заняли очередь и мы и скоро также достигли неоцененного сокровища, с трепетом и радостью припали к нему, молясь за себя и всех близких. По выходе из храма, после двадцатичасового напряженного стояния почувствовав, наконец, изнеможение, поспешили уйти на ночлег к своему доброму монаху отцу Петру. Пришлось проходить среди массы богомольцев и опять наблюдать дивную исключительную картину, которую, быть может, не всем участникам происходящих духовных торжеств удалось видеть. Перед нами открылось всенародное «саровское моление». В разных местах слышалось громогласное, истовое чтение акафиста: группы людей, очевидно, избирали из своей среды благоговейных грамотеев и вместе с ними возносили хвалу новоявленному угоднику. Доносилось отовсюду плавное, расстилавшееся в воздухе пение «Воскресение Христово видевше», «Хвалите имя Господне» и других песнопений. Около часовни густая толпа продолжала стоять: там только что отслужили всенощную, и шли безпрерывные молебны. Была уже полночь, но никто не хотел идти на отдых, все продолжали молиться. Представьте себе при этом тихую летнюю ночь, вообразите каждого стоящего со свечой лицом к обители, купола храмов, которые блестели в ночном полумраке от множества зажженных огней, и вы поймете, сколь умилительным и необычайным являлось Саровское торжество. Воистину осуществлялось предсказание Преподобного: «Придет время, когда в Сарове среди лета запоют Пасху».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Затем молись о всех, прощай всех, смиряйся перед всеми, говори с ними кротко, и всё, что, как ты видишь, идет на пользу брату твоему, делай, а что, видишь, огорчает его, того не делай. Итак, вот что я предлагаю тебе: идти впредь по пути жизни твоей с этой священной любовью к Богу и ближнему, ибо только так ты спасешься. 2) Послушание. С любовью тесно связано послушание. Так что, душе моя, предлагаю тебе быть более послушной, более ревностной в этом святом служении, с большей любовью стремиться к нему, с большим смирением исполнять его. Будь доброй слугой всем, будь Марфой для этой общины, всем и каждому в отдельности. Не противься, не ропщи, но с любовью исполняй всякое послушание. Оно – твое спасение. Только послушанием ты спасешься, им достигнешь небес, им тебе простятся грехи, им обретешь рай. Так что усердствуй, душе моя, служить всем, умиротворять каждого, быть искренним слугой общины Христовой. Так восхотел Благий Бог – вывести тебя из мира и привести сюда. Так восхотел Он, чтобы ты спаслась, так восхотела Матерь Божия, чтобы ты служила избранным Ее, обитающим в этом священном саду духовном. Не противься же, не ропщи, не беги, не тяготись, не малодушествуй, не ослабевай в рвении, но с новыми и возросшими силами иди на священный бой в прочее малое время жизни твоей. Так поступай, и спасешься молитвами твоих отцов. Ты не сможешь любить Бога, если не будешь Ему молиться непрестанно 3) Молитва. Ты не сможешь любить Бога, если не будешь Ему молиться непрестанно. Не сможешь оказывать послушание, если не будешь испрашивать помощи свыше. Не сможешь плакать, познавать себя, полагать благое начало, смиряться, если не будешь просить у Бога всего святой молитвой. «Просите, и дастся вам», – говорит Господь. Ты не сможешь спасти свою душу, если не будешь жить только жизнью святой молитвы. Ничего не узнаешь, ничего не сможешь, нисколько не преуспеешь в духовном восхождении, если не будешь молиться непрестанно. Так что предлагаю тебе больше усердствовать в молитве. Как сможешь, как найдешь более полезным, более мирным, как хочешь, говорю, только молись все время. В пути, в городах и селах, на послушаниях и в своей келлии, всегда молись. Устами ли, умом ли, вслух или втайне, молись всегда. Твори молитву Иисусову, читай псалмы, читай молитвенное правило, акафисты, молебны, каноны, что можешь и что хочешь читай, только молись всегда и с великим смирением. Молитва – твоя пища в жизни, она укрепит тебя во всем. Она сведет росу милости и благодати Божией в твое сердце. Итак, делай так, и пребудешь жива молитвой.

http://pravoslavie.ru/157444.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010