Оставив на время в стороне раскольников, митрополит Иосиф деятельно продолжал борьбу с латинством. Нередко он сам непосредственно сносился, по епархиальным делам, с латинским епархиальным начальством, если только предвидел малейший успех от подобных сношений. Латинскому митрополиту Жилинскому и Тельшевскому епископу Волончевскому высокопр. Иосиф сделал представления, по поводу часто доходивших до него сведений и жалоб на то, что ксендзы разными способами затрудняют смешанные браки католиков с православными. В то же время высокопр. Иосиф постепенно, но настойчиво, уничтожал остатки латинства, уцелевшие среди воссоединенной паствы. В униатской церкви вывелись было из употребления молебны и панихиды. Взамен их обыкновенно давали на обедни за живых и за умерших, предварительно делая облигации, или записи, у священника, со внесением 15-ти, 20-ти коп. и более. Эти, так называемые, закупные мши совершались, по обычаю римской церкви, отдельно по каждой записи и на одном и том же престоле, по нескольку раз в один день, особенно в большие праздники, или, так называемые „фесты», чтоб занять собравшийся на праздник народ непрестанным богослужением. В 1853 году Иосиф потребовал, чтобы как белое, так и монашествующее духовенство немедленно устранило из православного богослужения этот латинский обычай и расположило прихожан подавать просфору для поминовения на обеднях и чтобы, вместо многократного повторения одной обедни, были совершаемы и прочие церковные службы, почти вышедшие из употребления, как то: вечерни, заутрени, молебны, акафисты и проч. В присутствии Иосифа преданы были сожжению, поступившие в консисторию из разных церквей, богослужебные книги униатских изданий, употреблявшиеся и после воссоединения, – скорее, впрочем, как древность, нежели как святыня. Высокопр. Иосиф сделал также распоряжение о том, чтобы духовенство бывало на исповеди ежегодно во все четыре поста; чтобы все священники произносили проповеди на русском языке или на белорусском наречии, а не по-польски; чтобы наставники Литовской семинарии и духовных училищ аккуратно произносили назначавшиеся им по расписанию проповеди, чтобы священно- и церковно- служители просили о переводе на новые приходы не иначе, как по выслуге десяти лет сряду на одном и том же месте; чтобы опись церковного имущества велась по новой, Высочайше утвержденной, форме и чтобы духовные лица не предавались табакокурению, столь неприличному их сану и убыточному в материальном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В чем привлекательная сила акафиста? Почему народ полюбил этот вид религиозной поэзии? Очевидно в понятии и доступности акафиста, пониманию среднего по духовному уровню человека. Короткие молитвенные воззвания, разнообразие содержания, приближение образа святого к молящемуся делают акафист не только понятным, но и молитвой сердца человека. Многочисленные «Радуйся», умиляют сердце верующего, вселяют его дух в селения высшей, неземной любви. Лишить современного церковного человека акафиста нельзя. Однако, регулировать, направлять церковную жизнь верующих не только право, но и обязанность священника. Добавлять чтение акафиста к праздничному бдению без ущерба для чина службы невозможно. Совершать же полностью всенощное бдение с прибавлением акафиста – значит чрезмерно затягивать службу и тем отрицательно действовать, как на физические, так и духовные силы человека средней выносливости. Церковный Устав, предназначенный для монашествующих, твердых духом и телом, и тот не допускает самовольного увеличения продолжительности службы. Жизнь сама подсказывает наилучшие возможности чтения акафиста. Во многих епархиях читают акафисты: A) В воскресение вечером. Желательно не читать постоянно один и тот же акафист, а менять их. Например, читать акафист предстоящего на седмице празднования иконе Божией Матери или святого. Разнообразные акафисты вызывают живой интерес у прихожан, а вместе с тем облегчают службу предстоящего празднования Божией Матери или святого. Б) Выделяются один или два седмичных вечера для чтения акафистов Божией Матери и Святителю Николаю Чудотворцу. Особенной любовью среди прихожан пользуются акафисты, исполняемые общенародным пением всей церковью. B) О чтении акафистов на молебнах написано ниже в главе 3, молебны и освещение воды, раздел 1. В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что чтение акафистов на всенощном бдении под воскресенье недопустимо, а на других праздничных всенощных – нежелательно. Приложение Фото и звукозапись богослужений А. Фотографирование

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Начальник сектора по обеспечению деятельности Антинаркотической комиссии в Санкт-Петербурге Михаил Коржик также поприветствовал собравшихся, рассказав о ситуации с наркозависимостью в нашем городе. По его словам, за год в Санкт-Петербурге совершается около десяти тысяч преступлений, связанных с производством, сбытом. употреблением наркотиков, изымается около тонны наркотических веществ. " С одной стороны, такая работа антинаркотических организаций обнадеживает, с другой - к сожалению, говорит о повышенном обороте наркотиков " . Михаил Михайлович подчеркнул важность взаимодействия городских структур и Церкви в деле уменьшения числа наркозависимых. Он рассказал, что в городе создана система реабилитации и оказания помощи таким людям. На официальном уровне ведомство рассматривает предложения и рекомендации представителей Церкви по совершенствованию программы реабилитации, решению других проблем в этой сфере. Пленарное заседание началось с доклада протоиерея Максима Плетнева о работе координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму. Отец Максим рассказал об отличиях церковного служения от светского: " Религиозное сознание рассматривает жизнь христоцентрично. Духовное видение жизни (не материалистическое) говорит о добре и зле, о добродетели и грехе. Человек, употребляющий те или иные психоактивные вещества, находится в глубочайшем состоянии духовного падения. И все формы церковного служения (общества трезвости, церковные реабилитационные программы, группы взаимопомощи и другие) направлены не только на то, чтобы человек избавлялся от зависимости, но в большей степени на то, чтобы человек обретал Бога. Это основное отличие от светских реабилитационных программ " . " Мы занимаемся сугубо душой человека, стараемся повлиять на нее, - продолжил он. - Мы не просто естественно проявляем христианскую любовь, мы помогаем другим людям прийти к Богу. Это очень ответственно и сложно, но в этом и заключается спасительность нашего служения " . Отец Максим подвел краткие итоги проведенной за год работы центра: был организован прием нуждающихся в помощи зависимых людей, которым предлагается участие в программе дневного стационара и других реабилитационных программах. Работает телефон доверия. Были проведены четыре крестных хода трезвенников, организовано празднование Дня трезвости, в рамках которого во всех храмах были совершены молебны и чтение акафистов. Сотрудники центра также оказывают помощь людям, живущим с ВИЧ, в международные дни борьбы со СПИДом проходят молебны и панихиды.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Согласие трезвости. Тех людей, которые будут постоянно приходить на молебны (это, скорее всего, родственники или сами страждущие), можно в последующем объединить в Согласие трезвости. Форма Согласия на начальном этапе предпочтительнее Общества, так как не предполагает участия большого количества людей. «Согласие» означает всего лишь то, что несколько человек соглашаются между собой жить трезво и скрепляют своё намерение подписями, поставленными под текстом согласия (см. Приложение 5). За страждущих людей можно включать особые прошения в молебны (см. Приложения 9, 10), принимать записки на проскомидию (см. Приложение 8) и на Литургию (см. Приложение 9) — на сугубую ектенью («Рцем вси…»). На этом этапе важно заложить традиции, на которые в последующем будет опираться Общество трезвости. Объединяющим и сплачивающим началом должна стать совместная деятельность, инициаторами которой будут члены Согласия и которая будет включать в себя, кроме молебнов, акафистов и канонов, проведение трезвых праздников, издание листков трезвости, создание сайта, проведение лекций, распространение трезвеннической литературы, организацию встреч для совместного пения, просмотра фильмов с обсуждением, мероприятий для детей, паломничества и т.д. Любая инициатива, исходящая от членов Согласия, должна только приветствоваться. В дальнейшем из этих мероприятий сформируются разные направления деятельности будущего Общества трезвости. РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРУ-МИРЯНИНУ Если вы имеете намерение организовать у себя на приходе Общество трезвости, начать необходимо с того, чтобы испросить на эти труды благословение у священноначалия. Необходимо написать прошение на имя настоятеля вашего прихода, подробно изложив свою просьбу. Хорошо, если настоятель благословит священника вашего храма окормлять эту деятельность, — эту просьбу необходимо специально вставить в прошение. Следующим этапом должен стать поиск единомышленников, разделяющих ваши стремления и готовых потрудиться вместе с вами. Ими могут быть родственники страждущих или сами страждущие, имеющие опыт духовной и церковной жизни.

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

Дела общая. Зде двое смотреть подобает, по вышеписанному предложению. Первое, аще все правилно и по закону Христианскому деется, и не деется ли что и где закону оному противное. Второе же, аще доволное Христианом наставление употребляется. К первому насмотрению последующие пункты суть потребны: 1. Розыскать вновь сложенные и слагаемые Акафисты и иные службы и Молебны, которые наипаче в Наша времена в Малой России сложены суть не малое число, суть ли оная сложения Писанию священному согласная, и не имеют ли нечто в себе слову Божию противное, или хотя нечто непристойное и празднословное? 3. Смотреть Историй Святых, не суть ли некия от них ложно вымышленные, сказующие чего не было, или и Христианскому православному учению противные, или бездельные и смеху достойные повести. И таковые повести обличить и запрещению предать со объявлением лжи во оных обретаемой. 6. О мощах святых, где какие явятся быть сумнительные, разыскивать: много бо и о сем наплутано. 8. Еще сие наблюдать, чтоб, как деялось, впредь бы того не было: понеже сказуют, что неции Архиереи, для вспоможения церквей убогих, или новых построения, повелевали проискивать явления иконы в пустыне, или при источнице, и икону оную за самое обретение свидетельствовали быти чудотворную. 9. Худый и вредный и весьма богопротивный обычай вшел службы церковные и молебны двоегласно и многогласно петь, так что утреня или вечерня на части разобрана, вдруг от многих поется, и два или три молебна вдруг же от многих певчих и чтецов совершаются. Сие сделалось от лености клира, и вошло во обычай, и конечно должно есть перевесть таковое богомоление... ...Вторый же общих дел вид есть, якоже предречеся, осмотреть, есть ли у нас доволное ко исправлению Христианскому учение? Ибо хотя известно есть, что самое Священное Писание содержит в себе совершенные законы и заветы ко спасению нашему нужные..., обаче, понеже немногие умеют честь книги, и от книжных немногие могут вся собрать от писания, яже суть нужнейшая ко спасению; того ради требуют руководства совершеннейших мужей...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зато появилось сестричество по монашескому уставу. Оно было здесь и раньше, еще в девятнадцатом веке, до того, как храм в годы безбожия был закрыт. Матушка Маргарита в своем мирском прошлом — человек ученый, ректор крупного, с множеством филиалов института, она и до своего пострижения в монахини была прихожанкой храма, и в какой-то момент, решив, что все основные дела в миру уже завершены, решила все оставить и далее жить монашеской жизнью. Так было положено начало монашескому сестричеству. Небольшая община делает много доброго. Сестры заботятся о престарелых и болящих монахинях; помогают раненым воинам в госпиталях; по субботам здесь ежемесячно совершаются молебны Спасителю и Божией Матери о всех кающихся в грехе детоубийства, и на эти молебны едут с самых разных районов Московской области. Ежедневно читается акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одно время матушка с присущей ей деловитостью и энергией взялась за создание, по всем правилам, по науке, подсобного хозяйства — храм-то Флора и Лавра, этим святым молятся о благополучии всякой домашней живности. Одно, другое, третье — вот уже в хозяйстве полтора десятка коров. А это огромный труд — уход за животными, заготовка кормов, дойка, что-то надо делать с молоком. Молиться стало некогда! Так мы опять возвращаемся к вопросу о многозаботливости человеческой, которая отвлекает от главного, отдаляет человека от Бога. И вот когда встал вопрос, куда бы теперь деть это стадо, ставшее для небольшой монашеской общинки неподъемной обузой, то выяснилось, что желающих взять к себе во двор корову в селе просто нет. Люди привыкли жить без забот, без раннего вставания по утрам, без тяжелой работы по хозяйству. Все продукты они купят в магазине, даже если они не очень хорошего качества. Свое молочко, конечно, лучше, но такой ценой — нет-нет, большое спасибо. Про компьютерных детей Разговор у нас незаметно перешел на животных, а это такая благодатная тема! Тем более, что на терраске, где мы сидели, за нашим разговором все время очень внимательно следила грациозная серая кошка. А встретил меня у калитки лохматый и очень доброжелательный пес. Он даже не гавкнул — он что-то добродушно буркнул мне, ткнувшись носом в колени, и повел к крыльцу, оглядываясь, не отстала ли я.

http://pravmir.ru/zolotye-lyudi-vokrug/

Новое Курманаево предприимчиво, но горелка все взяла. По запрещении ее овчинники и скорнячники стали поправляться. Почти во всех деревнях большинство пожилых еще строго блюдет посты, и некоторые даже понедельничают. Пожившее на стороне молодое поколение начинает есть скоромное в постные дни. Но вообще едва ли особенно ухудшилось религиозно-нравственное состояние, если не считать пронесшейся по всей Русской Земле за время между японской и великой мировой войной эпидемии хулиганства, Везде еще держится наследие татарщины и прочей кабалы, отмеченное переписными книгами XVII и XVIII века: «Ванька, Васька»... Статистические сведения о движении народонаселения показывают сильное дробление дворов (семей) из-за ослабления родительского авторитета с 70 годов XIX ст. В рабочее время весной и летом по обычаю в храме бывает мало молящихся, а в зимнее, особенно в великий пост, очень много, конечно, если не задержит вьюга и распутица. Некоторые опасаются причащаться – «не снесут», могут прегрешить и после принятия св. Таин. Ради соблюдения себя в чистоте 40 дней говеют, главным образом, на первой неделе великого поста, отчасти на второй и на крестопоклонной. На прочих – мало, несмотря на чтение канона св. Андрея Критского в четверток, и акафиста в субботу пятой недели. В храме еще блюдется то благочиние, про которое И.С. Аксаков сказал: Службы Божии богато справлены. Икон подножия свечми уставлены, И стар, и млад войдет: Сперва помолится, Поклон земной кладет, Кругом поклонится... После Пасхальной недели начинаются общественные молебствия по приходу. Перед выгоном скота и началом пашни служат полевые молебны жители Алат и М. Алат. В Иванов день 8 мая бывает ход с иконами в Топкино и служатся молебны в полях, на ключах и по домам, на другой день – 9 мая, в соседнем Малом Починке. В Вознесенье – в Вирлях. В Пятидесятницу – Посреди Межевой Ключ, Старое Курманаево, Малые Алаты и Алатбаш. В Духов день – Бексер, и в Петров день – в самых дальних деревнях прихода – М. Починке и Байчуге. Местно чтимые праздники, в которые съезжаются гости: в Алатах, М. Алатах, Ср. Алатах (Ст. Курманаено), Алатбаше. Межевом Ключе и Бексери – Богоявление, Троица и осенняя Казанская (22 октября). В Топкине и Бирлях – Рождество Христово. Кроме того, в первом еще – Иванов день вешний, а во вторых – Вознесение Господне. В Малом Починке и Байтуге – Петров день и Никола (9 мая, а в Байчуге – зимний) и Казанская – в первом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женщина исцелилась от рака по молитвам в Киево-Печерской Лавре Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак»… 21 декабря, 2015 Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак»… Эту статью прислала читательница, которая подписалась псевдонимом. По её словам, у нее собраны и записаны чудеса, произошедшие в Киево-Печерской Лавре за последнее время. В этой истории поражает не только то, что женщина выздоровела после смертельной болезни, но и с каким христианским отношением проходила она своё нелёгкое испытание. Диагноз …Совсем по-другому ощущается течение времени, когда выходишь от врача с диагнозом «рак шейки матки» и понимаешь, что денег на лечение нет, и родственникам о болезни ты сказать не можешь. С этого момента каждый день, прожитый на земле, становится бесценным. Так произошло с Ниной, которая в 38 лет вышла от гинеколога из больницы на Красном хуторе (Дарницкий район Киева) с назначенной операцией по удалению опухоли. Сообщить о болезни маме, которая с повышенным давлением тяжело переносила недавнюю смерть мужа, Нина не могла, да и сестре, которая была на 8-м месяце беременности, говорить не стала. Лечение. Начало… Работа Нины находилась на территории Киево-Печерской Лавры, и она, не имея особой веры, не причащаясь, просто посещала молебны у мироточивых глав в Дальних пещерах и молебны у преподобного Агапита Печерского. Ей нравилось иногда постоять в церкви. И именно в Лавре на молебне накануне дня операции воцерковленные знакомые подсказали ей взять благословение у священника. После молебна какая-то женщина посоветовала Нине еще раз обследоваться, и та обратилась в областную больницу на Ломоносова, где предложили попробовать безоперационное лечение. Родственникам Нина сказала, что у нее незначительное воспаление, и нужно всего лишь немного подлечиться. Доверить свою беду смогла только куму – священнику. Посоветовалась с ним, что делать, и он принес Нине акафист святителю Феодосию Черниговскому, сказал читать. Она и не знала, что такое акафисты, а этот читала больше года.

http://pravmir.ru/zhenshhina-istselilas-...

Находя некоторые вновь составленные акафисты неудовлетворительными в том или другом отношении, духовная цензура имеет в виду и нередко ссылается в своих определениях о них на приведенное нами место из Регламента: «Розыскать вновь сложенные и слагаемые акафисты и иные службы и молебны, которые наипаче в наша времена в Малой России сложены суть не малое число, суть ли оные сложения Писанию Священному согласные и не имеют ли нечто в себе Слову Божию противное или хотя нечто непристойное и празднословное? Також определить, что оные многочисленные моления, хотя бы и прямые были, однако не суть всякому должные, и по воле всякого наедине, а не в соборе церковном употреблять оных можно, дабы по времени не вошли в закон и совести бы человеческой не отягощали». «Боясь сего последнего», по выражению цензора, то есть дабы слабые акафисты по времени не вошли в закон и совести бы человеческой не отягощали, духовная цензура, отметив в рукописях неудовлетворительных акафистов промахи и недостатки, отклоняет поступившие ходатайства о разрешении печатать их, а иногда берет на себя труд исправить рукописи. Так, в отзывах цензоров встречаются замечания о рукописях акафистов: «Акафист сей не раз поступал на рассмотрение Санкт-Петербургской цензуры, но ввиду бывших в нем недостатков разрешения к печати до сих пор не получал. Однако неоднократные исправления и указания слабых мест акафиста, деланные читавшими его о.о. цензорами и другими заинтересованными лицами, настолько улучшили его первоначальную форму, что ныне уже нельзя указать в нем каких-либо резких и бросающихся в глаза шероховатостей». Или: «Настоящий акафист представляет собой результат работы целого ряда лиц, которые своим посильным трудом желали сообщить ему наиболее совершенный вид». Или: «Настоящая редакция (акафиста) есть уже третья, над выработкой которой много поработала наша духовная цензура. Теперь, после неоднократных цензорских замечаний и исправлений, оказываются уже устраненными почти все резкие шероховатости языка и другие недостатки акафиста, мешающие его дальнейшему движению».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

И это несмотря на то, что каждый день множество самых разных людей приходили к отцу Антипе на исповедь, за советом, а то и просто поговорить, отвести душу. За эту доброту многие стремились попасть к нему на исповедь. А он и рад — все грехи простит и своей священнической властью от них навеки разрешит! То–то было счастье! Еще отец Антипа был начальником Неусыпаемой Псалтири. Если случалось, что кто–то из братии по болезни или по послушанию, а то и по нерадению пропустит свой час чтения, отец Антипа сам все исполнит за него и никогда никого не упрекнет. Хотя у самого ночью было не меньше трех часов чтения Псалтири. И все же отрадой отца Антипы были молебны с акафистами. Он прямо весь сиял на этих нескончаемых службах и при этом обязательно добавлял еще и чтение трех– пяти синодиков, каждый — в добрый килограмм весом. Так уж он радовался и так глубоко чувствовал, сколь важны для живых и усопших церковные молитвы! Народ эти его службы очень любил. Но вот пришел день, когда отец Антипа со своими больными ногами уже не мог больше подолгу стоять на молебнах. Отец благочинный объявил, что архимандрит Антипа освобождается от исполнения этих треб. Последнюю свою службу батюшка совершал со слезами. Плакали и прихожане. Они жалели, что больше не будет на акафистах такого молитвенника. Не на шутку закручинились и молодые иеромонахи, сразу прикинув, сколько долгих молебнов им теперь придется служить без отца Антипы. Радовались только послушники–пономари: среди священников больше не оставалось охотников читать акафисты да синодики так, что им конца–края не видно. И теперь послушники наконец–то вовремя будут поспевать на обед. Но все же больше всех скорбел отец Антипа. Ведь он не только служил свой последний молебен, но и в будущем лишался возможности читать любимые акафисты. Дело заключалось в том, что книги с акафистами (они так и называются — акафистники) тогда в нашей стране не издавались, а в монастыре были только старательно переписанные прихожанами толстые тетради с этими текстами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010