Вопрос: Здравствуйте! А что говорят сами иудеи про это: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Также и другие места (Быт. 3:22; 11:6-7)? Каково их отношение к тому, что Бог един в разных лицах (не пишу в трёх по понятным причинам)? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Учение о Пресвятой Троице составляет краеугольную истину христианского богословия. Человек не может возвыситься до нее своими естественными силами. Она дана нам в новозаветном Божественном Откровении. Однако и в священных книгах Ветхого Завета об этом есть прикровенные указания. Святые отцы отмечают, прежде всего, те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе. – И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему , и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1:26-27). Сотворим человека (1:26) говорит о множественности лиц, а сотворил его (1:27) указывает на единство Бога. – И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22). – И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:6-7). – И явился ему Господь у дубравы Мамре Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, – и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши (Быт.18:1-4). Явились три мужа, а Авраам обращается как к одному: Владыка! не пройди мимо раба Твоего. Все святые отцы воспринимали эти места с точки зрения тринитарного учения. Так, святитель Василий Великий говорит: «Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, чрез Которого и веки сотворил. Сей… держит все словом силы Своей (Евр. 1:2-3)» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9. О животных земных). Также пишет и блаженный Августин: «Сотворим человека, по образу нашему и по подобию. Этими словами внушается нам мысль, как выразился бы я, о множественности лиц, ради Отца, Сына и Святаго Духа. Но вслед затем [бытописатель] внушает нам мысль и о единстве Божества, говоря: и сотворил Бог человека по образу Божию. Слова эти имеют не тот смысл, будто бы Отец [сотворил человека] по образу Сына, или Сын — по образу Отца (в таком случае изречение по образу нашему было бы неверно, если бы человек сотворен был по образу одного только Отца, или одного Сына), а будто бы, вместо слов: сотвори Бог по образу Божию, сказано было: по образу своему. А раз теперь говорится: по образу Божию, между тем как выше было сказано: по образу нашему, этим означается, что упомянутая множественность лиц должна быть представляема не так, чтобы мы или называли, или верою содержали, или разумели многих богов, а так, чтобы Отца, Сына и Святаго Духа, ради каковой Троицы сказано: по образу нашему, мы принимали за одного Бога, для чего и сказано: по образу Божию» (О Книге Бытия буквально. Гл. XIX).

http://pravoslavie.ru/7031.html

Прощайте, друг мой. Обнимаю всех вас. Н. Гоголь. На обороте: Сергею Тимофеевичу Аксакову. Письмо твое от 27 генваря получил . От Аксакова тоже получил (от 23 генв ), с присовокуплением стихов Ив Серг , из которых мне особенно понравились стансы: «Среди удобных и ленивых, Упорно-медленных работ…» В юноше виден талант решительный, стремлен приспособить поэзию к делу и к законному влиянию на текущие современные события, хотя сам поэт для этого еще не воспитался и, вероятно, будет долго еще ходить и колесить около, пока не попадет на самое дело. Здоровье мое так же плохо, и с каждым днем прибавляется какой-нибудь новый недуг. Но, слава богу, не ропщу и не до конца унываю. Авось дорога поможет, и бог будет так милосерд, что вновь освежительным проездом чрез множество климатов и воздухов освежит меня, сколько нужно для подъятия труда. О прочем нечего заботиться. Молиться мы должны только о том, чтобы хоть сколько-нибудь дал бог возможность выполнить долг свой или хотя даже часть долга. Еду через месяц. Письма адресуй на имя Жуковского, с которым спешу увидеться до его отъезда в Россию. Летом, если бог поможет, объезжу Голландию, Англию, включая сюда купанье в море или греффенбергские проделки, к осени в Италию, зимою, если святая сила удостоит, в Иерусалим, ко времени пасхи. Но об этом еще будет время переговорить. Передай письмо Серге Тим , а другое — Надежде Николаевне . Бог да сохранит тебя во всем. Твой Г. На обороте: Moscou. Russie. Николаю Михайловичу Языкову. В Москве, на Пречистенке, у Троицы, в Зубове, в доме Наумовой. Благодарю вас, добрый друг мой Надежда Николаевна, за вашу посылку. Образ и молитвы я, наконец, получил. То и другое пришло весьма кстати: накануне великого поста, накануне моего говения. Бог удостоил меня приобщиться святых таин. Хотя бы и лучше мне хотелось говеть, хотя бы и более хотелось выполнить высокий обряд, хотя бы, наконец, желалось сколько-нибудь более быть достойным его милостей, но благодаренье ему и за то! Благодаренье и за то, что помог привести дух мой даже и в такое состояние! Без его милости и того бы нельзя было мне сделать, и я в несколько раз был бы еще недостойнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Из Символа веры почему то убрали определение " Истиный " о Духе Святом и " Царю небесный, Утешителю, Душе !истиный! " теперь " ..., Душе истины " и т.д.). Далее продолжение... Димитрий 3 июля 2011, 20:56 Некоторые люди, которые оставили отзывы, говорят о недопустимости перевода Богослужебных текстов на современный язык. Далее продолжение... Александр Колчин 3 июля 2011, 19:24 Зачем вдруг понадобились языковые реформы и почему именно сейчас? В нынешней взрывоопасной обстановке любая мелочь может повлечь за собой раскол, так стоит ли рисковать лишний раз, тем более такими важными понятиями, как церковнославянский язык? Например, если официально изменить «живот» на «жизнь», то придется и пасхальную службу перекраивать («и сущим во гробех живот даровав…»), и текст Евангелия. Далее пойдет цепная реакция, и будет совсем другая Пасха, не то что «исправленная» для нужд «понятности», а искаженная, покалеченная. И это на примере только одного слова, которым вряд ли всё ограничится. Есть ли гарантия, что богослужение и догматика не подвергнутся искажениям? Потому что уступая — нельзя остановиться. Искушение обновленчества может стать более серьезным испытанием, чем гонения советского времени. Тогда опасность была извне, и не дай Бог, чтобы сейчас пошла изнутри — тогда последствия будут поистине катастрофическими. Единственное, что мы можем и что должны сделать, — передать в неприкосновенности наш церковнославянский язык, великое богатство и сокровищницу веры. И оставить наконец его в покое. Сергей Рябуха 2 июля 2011, 20:35 Сергею С. Согласен с Вами, Уважаемый Сергей С., что " Нужно " просто " захотеть спастись.. " и тогда непонятность нашего богослужения не будет нисколько мешать. Спасались ведь и раньше несмотря ни на что. Согласен с Вами и в том, что само присутствие на богослужении должно помогать жить в повседневной жизни по заповедям Христа, но подавляющее большинство текстов нашего богослужения не воспринимаются слушающими. Наше богослужение кем-то,где-то названо училищем благочестия, оно и должно им оставаться. Церковь правильно делает, что приближает богослужение к пониманию верующих.

http://pravoslavie.ru/47105.html

Наталья 2014/05/29, 14:20:46 О, Блаженная Матушка Матронушка! Прости все мои согрешения и прошения к тебе. Помоги моему сыну Дмитрию сдать экзамены на летней сессии, найти работу по душе. Помоги чтобы Дмитрий помирился со своим отцом. Спасибо тебе, родненькая , низкий поклон тебе. Аминь. р.б. Елена 2014/05/26, 08:50:20 Святая Матронушка, благодарю за молитвы о нас грешных, за всяческую помощь. Помолись о даровании рБ Николаю работы в хорошем коллективе с хорошей оплатой. Прости нас. Спасибо Тебе. Наталья 2014/05/26, 08:29:22 Матушка Матронушка Спасибо тебе что услышала мои молитвы и помогла направить на путь истиный мою сестру р б Светлану Помоги теперь и брату моему р б Александру стать на путь истиный Он сейчас в м л свободы пусть не будет ему тяжко чтобы люди окружали его хорошие И освободившись пусть начнет совсем другую жизнь Во имя ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ татьяна 2014/05/22, 21:18:52 Святая Матронушка, помоги тяжкоболящему Юрию Димитрий 2014/05/22, 07:17:21 Святая Матронушка, моли Бога о нас! Прости нам грехи вольные и невольные. Помолись о здравии младенца Нины, пусть у нее будут здоровые суставы. Прости нас. Спасибо Тебе. Наталья 2014/05/21, 19:33:20 Любимая моя Матронушка, спасибо тебе за молитвенную помощь обо мне. Прошу тебя о помощи,умоли Господа Бога даровать мне оставление всех моих грехов, которые согрешивши в юности, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами :избавь меня, р.б. Екатерину от мытарств, одиночества, болезней, смилуйся над р.б. Николаем, помоги ему избавиться от курения, блуда, воровства, обрести душевный и телесный покой, гармонию с окружающим миром, наставь его на путь праведный. Я в трудной жизненной ситуации р.б. Николай изменяет мне с р.б. Натальей, занимающейся оккультной магией, она старше его на 16 лет, ровесница его матери. Прошу твоих теплых молитв перед господом Богом нашим о предрешении судьбы моей,если его нахождение со мной угодно Богу для построения крепкой семьи и рождения детей, то пусть он вернется и встанет на путь исправления. А если же не угодно Богу, то пусть уйдет из моей жизни раз и навсегда.Да прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=1853&c_pid=37

поиск:   разделы   рассылка Марк Смирнов " Как приблизить эру милосердия? " Церковь должна занимать более активную позицию по социально-политическим вопросам, считает кинорежиссер Станислав Говорухин Источник:  НГ-Религии Режиссер Станислав Говорухин, автор многих выдающихся работ отечественного кинематографа, таких, как " Место встречи изменить нельзя " , " Ворошиловский стрелок " , " Россия, которую мы потеряли " , сейчас снимает новую картину по роману Владимира Дудинцева " Не хлебом единым " . По словам режиссера, его привлекает в этой истории то, что ее героями являются люди, посвятившие себя служению другим. В наше время такие люди – большая редкость! О том, почему современный кинематограф предпочитает развлекать публику, а не ставить перед ней серьезные вопросы духовной жизни и нравственности, о том, какие именно проблемы стоят не только перед нашим кино, но и перед всей страной, Станислав Говорухин рассказал в интервью ответственному редактору " НГ-религий " . - Станислав Сергеевич, один из самых ваших популярных фильмов " Место встречи изменить нельзя " был снят по роману братьев Вайнеров со знаковым названием " Эра милосердия " . Когда же, по вашему мнению, она все-таки наступит в России? Как можно ее приблизить и какую роль в этом могла бы сыграть Церковь? - Приблизить эру милосердия можно только служением людям. К сожалению, большая часть общества этого не понимает. Но у нас еще остались люди, на которых можно опереться. Мы переживаем сейчас очень трудное время, так как хотели совершить демократическую революцию, а получилась криминальная. Я думаю, что Церковь, видя, что творится в стране, должна занять более активную, даже жесткую позицию по вопросам, связанным с жизнью общества. Я не понимаю, почему в октябре 1993 года Патриарх не вышел с иконой перед Белым домом и не остановил кровопролитие! Граждане по реакции Церкви должны видеть, что страна гибнет, что происходит геноцид. Я часто встречаюсь с моими зрителями, на этих встречах люди буквально умоляют " остановить телевидение " , потому что Россию можно уничтожить только одним способом – переломить духовный хребет нации.

http://religare.ru/2_18185.html

Пояс Пресвятой Богородицы ЖМП 1 январь 2012 /  30 декабря 2011 г. 01:00 Под благодатным покровом Пресвятой Богородицы На X выставке-форуме " Православная Русь – ко Дню народного единства " в Москве были подведены итоги 20-летия церковного возрождения. Православные и светские СМИ живо обсуждали тему духовного обновления в России, начавшегося в нашей стране после празднования 1000-летия крещения Руси, и этот разговор, конечно, еще будет продолжен, в том числе и на страницах ЖМП. Провожая уходящий год, вспомним о том, какими событиями церковной жизни он был отмечен. Архиерейский собор Решения состоявшегося в феврале 2011 года Архиерейского Собора определили задачи церковной жизни на ближайшее будущее. Собор дал исчерпывающие разъяснения по вопросам участия священнослужителей и мирян в общественной жизни и политических кампаниях, поднял темы публичного богохульства и клеветы, сформулировал основные принципы организации социальной и миссионерской работы в Церкви, обратил внимание на проблемы малообеспеченных клириков и членов их семей. Примечательно, что к разработке проектов документов были привлечены широкие круги церковной общественности. В рамках работы Межсоборного присутствия священники и миряне самых разных специальностей скрупулезно обсуждали ключевые вопросы жизни Церкви в современных условиях. Беспрецедентным стало и открытое обсуждение документов в сети Интернет за несколько месяцев до соборных заседаний. Возможно, поэтому принятые решения прямо или косвенно касаются каждого члена Церкви и требуют максимально серьезного осмысления. Выделение новых епархий и создание митрополий Практически на каждом заседании Священного Синода в 2011 году принимались решения о разделении крупных епархий. Одна из главных целей – приблизить архиерея к пастве в условиях стремительного развития миссионерской, благотворительной и катехизаторской деятельности Церкви. В ситуации, когда территория епархии включает тысячи километров, на которой действуют несколько сотен храмов, активная работа епископа с приходским духовенством сталкивается с серьезными препятствиями. Разукрупнение епархий позволяет и приблизить архиерея к пастве.

http://e-vestnik.ru/analytics/pod_blagod...

Вдруг распахнулась дверь, и в коридоре появляется мой редактор Евгений Львович Шварц — молодой, стройный, красивый и такой возбужденный, распаренный, как будто он только что танцевал или в снежки играл. Через плечо у него перекинуты длинные типографские гранки, он направляется в корректорскую. Но прежде чем открыть дверь, он делает шаг в мою сторону, прямо и весело взглядывает на меня большими радостными глазами и спрашивает: —    Ты в Бога веришь? Отвечаю без малейшего стеснения, не задумываясь: —    Да. Верю. —    Я — тоже, — говорит он. И с той же веселой, счастливой, совсем еще юношеской улыбкой сжав мою руку, слегка тряхнув ее, он бежит со своими бумажными лентами к дверям корректорской. Что же — этот коротенький разговор получил какое-нибудь развитие, был продолжен? Нет, никогда он не был продолжен. Почему же? А думаю, прежде всего потому, что оба мы (особенно Шварц) пуще смерти боялись громких слов, велеречия, ханжества, оба мы хороший юмор почитали за четвертую христианскую добродетель, а можно ли с юмором говорить о Боге?! Весело — да, не только можно, но, пожалуй, и нужно, а с юмором — разве что кощунствовать впору. И вот все долгие тридцать пять лет нашей дружбы мы довольствовались тем, что знали друг о друге самое значительное, что может узнать один человек о другом, понимали, что мы единомышленники, братья, дети одного Отца... А говорить об этом не говорили. Как никогда, кстати, не говорили мы и о нашей дружбе. Кажется, только один раз Шварц произнес это слово, и мне больно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было сказано. По легкомыслию ли, по небрежности, по лености я не прочел за ночь рукопись его пьесы, которую он мне принес вечером, и, осерчав, покраснев, даже задрожав, он сказал мне: — Так друзья не поступают!.. ...Бывал ли он в церкви? Думаю, что только при случае — на венчанье, на панихидах, на крестинах. Молиться же в церковь на моей памяти не ходил. Но не только без усмешки, а с большим уважением рассказывал о людях богомольных, — например, о Владимире Ивановиче Смирнове, о нашем прославленном математике, академике, — о том, как тот каждую субботу ездит из Комарова в Никольский Морской собор ко всенощной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот разговор будет продолжен, хотя он может быть нелегким» На пресс-конференции, посвященной итогам Архиерейского Собора, обсудили позицию Церкви по ИНН, клевете и богохульству, участию духовенства в работе органов законодательной власти 08.02.2011 1008 Время на чтение 3 минуты Пресс-конференция, посвященная итогам работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви , прошла в понедельник, 7 февраля 2011 года, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ru. Перед журналистами выступили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов). Как отметил митрополит Александр, «Собору предшествовала очень серьезная работа Межсоборного присутствия», тщательно подготовившего соборные документы и проанализировавшего вопросы и предложения, которые поступали от «мирян, духовенства, всех активных членов нашей Церкви, светского сообщества». Протоиерей Всеволод Чаплин подробно разъяснил представителям СМИ позицию Церкви по таким острым вопросам, как отношение к клевете и богохульству , использование электронных средств идентификации граждан , участие духовенства в работе органов законодательной власти . Как полагает отец Всеволод, в России в обозримом будущем не предвидится необходимости выдвигать представителей духовенства в органы законодательной власти, однако иная ситуация уже давно сложилась на Украине . Говоря об отношении Церкви к клевете и богохульству, отец Всеволод сообщил, что количество таких случаев в последние годы увеличилось и верующим необходимо понимать, когда лучше выдержать паузу и не вступать в полемику с оппонентами, а когда — вести диалог, требовать опровержений и даже обращаться в суд. Коснувшись проблем, связанных с введением электронных документов, глава Синодального отдела подчеркнул, что «тема, которую ставят верующие люди, — серьезная, и ее не следует карикатуризировать». По его словам, особое беспокойство верующих вызвало принятое в конце прошлого года положение о социальном страховании, предписывающее введение обязательной универсальной электронной карты в качестве медицинского полиса.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/08/et...

– Ты в Бога веришь? Отвечаю без малейшего стеснения, не задумываясь: – Да. Верю. – Я – тоже, – говорит он. И, с той же веселой, счастливой, совсем еще юношеской улыбкой сжав мою руку, слегка тряхнув ее, он бежит со своими бумажными лентами к дверям корректорской. Что же – этот коротенький разговор получил какое-нибудь развитие, был продолжен? Нет, никогда он не был продолжен. Почему нет? А думаю, прежде всего потому, что оба мы (особенно Шварц) пуще смерти боялись громких слов, велеречия, ханжества, оба мы хороший юмор почитали за четвертую христианскую добродетель, а можно ли с юмором говорить о Боге?! Весело – да, не только можно, но, пожалуй, и нужно, а с юмором – разве что кощунствовать впору. И вот все долгие тридцать пять лет нашей дружбы мы довольствовались тем, что знали друг о друге самое значительное, что может узнать один человек о другом, понимали, что мы единомышленники, братья, дети одного Отца… А говорить об этом не говорили. Как никогда, кстати, не говорили мы и о нашей дружбе. Кажется, только один раз Шварц произнес это слово, и мне больно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было сказано. По легкомыслию ли, по небрежности, по лености я не прочел за ночь рукопись его пьесы, которую он мне принес вечером, и, осерчав, покраснев, даже задрожав, он сказал мне: – Так друзья не поступают!.. …Бывал ли он в церкви? Думаю, что только при случае – на венчании, на панихидах, на крестинах. Молиться же в церковь на моей памяти не ходил. Но не только без усмешки, а с большим уважением рассказывал о людях богомольных, – например, о Владимире Ивановиче Смирнове, о нашем прославленном математике, академике, – о том, как тот каждую субботу ездит из Комарова в Никольский Морской собор ко всенощной. И с еще большим почтением (даже с некоторым трепетом) отзывался Евгений Львович (да и он ли один?) об архиепископе Крымском и Симферопольском Луке – об этом удивительном человеке, который в юные годы учился на медицинском факультете университета, работал врачом, хирургом, в трудные для Церкви двадцатые годы, не оставляя врачебной деятельности, принял сан священника, овдовев, постригся в монахи, был хиротонисан во епископы, был арестован, без малого двадцать лет провел в заключении и в ссылке, а когда в годы войны его освободили, он сана не снял, до самой смерти возглавлял Крымскую епархию, продолжая одновременно научную, врачебную и преподавательскую работу. В 1946 году преосвященный Лука (в миру проф. В. Ф. Войно-Ясенецкий) получил Сталинскую премию первой степени за научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Архиепископ Лука – это один из тех немногих, кто не только не таил своих высоких убеждений и не ставил свечу под сосудом, но, претерпев все гонения, все испытания жестокого века, до последнего дня служил Богу и словом и делом… В доме Шварцев я познакомился с сыном преосвященного Луки – М. В. Войно-Ясенецким, известным патологоанатомом. Евгений Львович любил его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Церковь исповедует приобщенность к образу Божию человеческого тела в самогласнах Иоанна монаха при отпевании: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту " 115 . А ведь во гробе лежит уже оставленное душой человеческое тело. И старообрядцы были в своем споре со св. Димитрием Ростовским о грехе брадобрития все-таки правы. Да и отцы Стоглавого собора, осуждая брадобритие, вовсе не были антропоморфитами, но целомудренно хранили веру в приобщенность человеческого тела к образу Божию. Не в телесном сходстве – да не будет! – а в богоносности телесного устроения человека образ Божий. Не знаете ли, – спрашивает св. апостол Павел, – что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа ( 1Кор. 6:19 )? Человек – образ Сына Божия У св. отцов встречается различение понятой образ Божий и по образу Божию. «Образ Божий» – это Сын Божий, а «по образу Божию» сотворен человек, т.е. человек уже при своем творении уподоблен Сыну Божию. Еще в книге Премудрости Соломона говорится о премудрости Божией, как об образе Божием. К тому же, довольно отчетливо проступает ипостасная природа Премудрости. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия, и образ благости Его ( Прем. 7:26 ). Отчетливо учит о Сыне Божием, как образе Бога св. апостол Павел: Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Бога)... ( Евр.1:3 ). Св. Василий Великий : «Кому говорит: по образу Нашему? Кому иному, как не Сиянию славы и Образу ипостаси Его ( Евр. 1:3 ), Иже есть образ Бога невидимого ( Кол. 1:15 )? Итак, говорит собственному Своему Образу, Образу живому, вещающему: Аз и Отец едино есми ( Ин. 10:30 ); и: видевый Мене, виде Отца (14:9). Ему говорит: сотворим человека по образу Нашему» 116 . Блаж. Августин также рассуждает о том, что по существу. равным Отцу образом, может быть только Сын, только Он чистое зеркало действия Божия, в человеке же не может быть этой полноты и чистоты отражения, хотя к ней он и призван по творению своему. Блаж. Августин пишет: «Слова Писания, в которых, как читаем, Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию… выражают ту мысль, что подобие Божие, по которому сотворен человек, может быть принимаемо за Само Слово Божие, т.е. единородного Сына Божия, хотя, с другой стороны, человек, конечно, не представляет собою самого этого образа и подобия, равного Отцу» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010