А потом, когда свершается то, что должно было свершиться, когда Господа арестовывают, – они разбегаются в страхе, и этот страх так сковывает их, что ни один из них, кроме Иоанна, не идет ко кресту. Сила Божья в немощи совершается А Он прощает их. А Он нисходит к их слабости. Оставленный и брошенный ими – Он не оставляет и не бросает их. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! (Ин 20:19) Христос остается верен тем, кто не нашел в себе сил и мужества остаться верным Ему. Тем, кто спрятался плакать за дверь, кто не поверил свидетельству жен-мироносиц о воскресении из мертвых. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им (Лк. 24:10-11). Никто не поверил, кроме двух – отступника Петра и вернейшего Иоанна, побежавших ко гробу проверять слова женщин. Омовение ног апостолам. Византийская мозаика начала XI века. Греция И Его любовь, верящая и верная, творит чудо и преображает апостолов. Уверовавшие в Воскресение, узревшие Вознесение, принявшие Святого Духа в Пятидесятницу, они словно становятся другими людьми и выходят на самую дерзкую проповедь в истории человечества: проповедь Христа распятого и воскресшего, проповедь о Сыне Божьем, Спасителе. Еще недавно перепуганные и унывавшие – они вдруг заговорили так громко и так убедительно, что им поверили. Хотя говорили они такое, что верить им было попросту невозможно. До чего ж огромная сила была в их словах, действительно, огонь и ветер! Для них это не первая проповедь, Господь уже посылал их в города перед Своим лицом, и они уже знают, что такое дары Духа: уже исцеляли больных, уже изгоняли бесов и, возвращаясь, радостно говорили Ему: – Господи, и бесы повинуются нам об имени Твоем. (Молодцы, отвечал им Иисус, но это не главное – главное, что имена ваши написаны на небесах.) Но теперь другое. Раньше услышавшие слова апостолов могли прийти ко Христу, коснуться Его и уверовать окончательно. А теперь сначала вера их словам, огню и ветру – а потом уже дар Духа уверовавшему.

http://blog.predanie.ru/article/dvenadts...

Беда Достопочтенный пишет: «Лестница, виденная Иаковом, – это Церковь, рождение которой на земле, а жительство – на небесах. По ней восходят и нисходят ангелы, когда евангелисты в одно время открывают совершенным слушателям превосходящие все другие сокровенные таинства Божественности [Христа], в другое – возвещают еще не окрепшим о хрупкости Его человечности. Они восходят, когда обращаются разумом к горнему, и нисходят, когда наставляют слушателей в том, как жить на земле» . И действительно, Бог, Который возводит одних к вершинам Богопознания и Богооткровенния, нисходит к другим, открывая им человеческими словами и образами начатки веры. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им (Ос. 11, 4). И далее мы читаем: Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28, 16–18). По этому отрывку существует, подобно предыдущему, целая мозаика истолкований и изъяснений. Помазание камня елеем – символ Божия Помазанника Христа (Ефрем; Августин), Его Воплощения, смерти и Воскресения (Кирилл Александрийский; Беда). Камень указывает на народы, которые поверят в Христа (Афраат). Верующие призваны не только узнавать параллели между Ветхим и Новым Заветом, но и жить по заповедям (Цезарий). Иаков сооружает камень в память о виденном и с надеждой на будущее. Его молитва и действия учат тому, как следует искать Царство Божие (Златоуст) . Кирилл Александрийский учит: «Камень был поставлен как памятник, был помазан елеем и почтен как образ Христа, поскольку Еммануил был помазан Богом и Отцом елеем радости более соучастников Его . К тому же Он восстал из мертвых, хотя и добровольно сошел к смерти. Вот что, по моему мнению, означает поставление камня» .

http://pravoslavie.ru/111837.html

— Беда наша в том, что мы подходим к жизни и смерти с чисто земными мерками, можно сказать — утилитарно. Мы все пытаемся представить себе, что было бы, если бы этот человек остался в живых, что бы он делал… Мы исходим из того, что главное — то, что этот человек делал, кем он был, что он значил именно здесь, в этой жизни. Мы разделяем единую, неразрывную человеческую жизнь — жизнь, которая начинается здесь и не заканчивается никогда — на две части, первая из которых, земная, представляется нам главной уже потому, что она нам известна, потому что мы сами пока в ней, а там — «Кто знает, что там…». Но такой подход говорит о нашей теплохладности в вере, об отсутствии у нас доверия к Богу. Главное — не то, что человек на этом свете сделал, главное — каким он перешел в вечность. Потому что вектор, заданный во времени, в вечность направлен. Правильный ответ на вопрос о жизни и смерти конкретного человека, о том, когда эта смерть, то есть переход в вечность, должна произойти, может дать только Тот, Кто человека сотворил, Кто дал ему жизнь. А любое наше суждение об этом — лишь предположение. Я не хочу сказать, что мы не имеем на него права. Мы — живые люди, мы испытываем боль, страдаем не только тогда, когда внезапно умирают наши близкие, но и тогда, когда узнаем о чьих-то жизнях, вот так трагически оборвавшихся. Мы можем, конечно, предположить, что Господь забирает человека из этой жизни либо тогда, когда он максимально готов к переходу в иной мир, либо когда, наоборот, становится ясно, что этот человек никогда не будет к нему готов, что он не изменится, сколько бы лет ни прожил еще. Но это лишь предположение: есть масса такого, чего мы не можем знать, что в нашем сознании не уложится. Мы можем думать, что Господь предвидел какие-то скрытые от людей немощи, какие-то внутренние опасности этого молодого человека, о котором Вы говорили, и забрал его именно в тот момент, когда он находился в устремлении горе, к Нему, предупредив, таким образом, его падение. Ведь сколько мы видели молодых людей с горящими глазами, хороших, чистых, которые становились священниками и на чем-то спотыкались, что-то их подламывало, и то движение вверх, в котором они находились, переходило сначала в горизонтальное, а потом в стремительное движение вниз. Что мы можем об этом заранее знать? А Господь знает все. Но то, что я сказал, не объясняет всего в целом, конечно, потому что, помимо этого мальчика, есть еще его родители, есть другие люди, которые его знали, общались с ним. Это такая огромная мозаика, которую мы не сложим, не объясним себе всего этого. Потому что мы смотрим на все только вот с этой стороны, из этого маленького, ограниченного мира, из которого нам всем предстоит выйти. А Господь смотрит из Вечности, и смотрит совершенно иначе.

http://pravoslavie.ru/110510.html

Библия, изложенная для семейного чтения. Заговор иудеев против Павла Павел в Иерусалиме у Иакова Св. апостол Павел. Мозаика константинопольского монастыря Хора, XIV в. По прибытии в Иерусалим Павел был принят братьями с великой радостью. На другой день он пошел к Иакову, предстоятелю Иерусалимской Церкви, и сообщил ему и собравшимся у него пресвитерам, «что сотворил Бог у язычников служением его» (Деян. 21, 19), и они прославили Бога. Однако же не все верующие относились к Павлу с полным сочувствием и доверием; многие из них негодовали на него за то, что он не требовал от обращенных язычников исполнения всех иудейских обрядов, постановленных Моисеевым законом. Но они не понимали в этом отношении Павла: он только не хотел сразу и насильственно действовать на прекращение некоторых обязательных постановлений Ветхого Завета. Он говорил: «Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезайся. Обрезание ничто, и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7, 17–20). Иудеи-фанатики не могли простить Павлу его великодушия к установленному религиозному строю в его внешнем проявлении; не могли понять, что он действовал так потому, что свободный духом он «всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19–22). Находя нужным для успокоения народа доказать ему, что сам Павел не пренебрегает исполнением обрядов по иудейскому закону, Иаков и пресвитеры посоветовали ему присоединиться к четырем человекам, которые в то время приступали к исполнению взятого на себя обета назореева, состоящего в том, что налагающий обет остригал себе голову, соблюдал пост, отказывался от вина и исполнял некоторые обряды в продолжение известного времени, после чего, очистившись, оплачивал все издержки на очистительную жертву в храме. Не находя в этом ничего противного христианскому учению, Павел, лично расположенный соблюдать отеческие обычаи, согласился последовать их совету, так как он не считал только обязательным принуждать к ним иноплеменников, для которых эти обычаи не могли иметь того смысла, который они имели для иудеев.

http://pravoslavie.ru/3221.html

Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. ( Лк.1:68–75 ). Нетрудно увидеть, что этот монолог составлен по тому же принципу, что и речь Марии, – как мозаика вариантов хорошо известных выражений, заимствованных в основном из ветхозаветной литературы. Но здесь интересно еще одно обстоятельство. Перед началом монолога евангелист пишет, что Захария «исполнился Святого Духа и пророчествовал, распевая» (в традиционном русском переводе: «говоря»). Однако в тексте речи Захарии нет ничего такого, что мы понимаем под «пророчеством», то есть отсутствует предсказание будущего. Наоборот, Захария говорит о том, что было прежде: как Господь посетил «народ Свой» и спас его. При чем же здесь пророчество? Вспомним, что во всем древнем мире пророчество было постоянно связано с музыкой, вернее, она являлась постоянным атрибутом тех, кто занимался пророчеством. Так, архаичные древнегреческие музы-прорицательницы Мелета (обучение), Мнема (память) и Аойда (песня) предсказывали будущее в песне. Вспомним также, что Пифия, жрица Аполлона в Дельфах, пророчествовала не только одурманенная парами, выходившими из расселины в скале, но и в сопровождении музыки. Она предсказывала будущее в своеобразной форме, где плавная повествовательная речь чередовалась со стихами или с пением. И древнеримская пророчица нимфа Кармента (буквально: «поющая»), и причисленные к сонму прорицателей полулегендарные музыканты Орфей и Мусей, и многочисленные пророки у различных древних народов постоянно использовали музыку во время своих прорицаний. В ветхозаветной литературе также присутствуют пророки, профессиональная деятельность которых связана с музыкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В горнице, где мы собрались (ν τ περ ο μεν συνηγμνοι), было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились ( Деян.20:7–12 ). Раннехристианская трапеза. Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Рим.2 -я пол. III в. – 1-я пол. IV в. Событие происходит в тот момент, когда община собралась для преломления хлеба, то есть для совершения Евхаристии. В первохристианской Церкви Евхаристии совершались в частных домах ( Деян.2:46 ), куда христиане собирались по приглашению их хозяев. В данном случае дело происходило «в горнице», то есть в помещении на верхнем этаже. Наличие в комнате большого количества людей потребовало обилия светильников, которые горели и коптили, что, в свою очередь, требовало, чтобы окна были открытыми. На одном из таких окон и сидел юноша, которого разморило, пока Павел беседовал до полуночи 63 . Рассказ проливает свет на то, как совершалось евхаристическое собрание в древней Церкви. Оно начиналось с вечера и могло длиться до утра. Преломление хлеба (собственно Евхаристия) происходит в данном рассказе не под утро, когда пора расходиться, а глубокой ночью. Беседа Павла предшествует ей и продолжается после нее. Ап. Павел. Мозаика кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами), Константинополь. Ок. 1316–1321 гг. Некоторые ученые предполагают, что евхаристическое собрание, описанное у Луки, совершалось не в ночь с субботы на воскресенье, а в ночь с воскресенья на понедельник, и что оно не было связано с воспоминанием воскресения Христова, а было специальным собранием верующих для встречи с Павлом, который планировал отъезжать на следующий день. Основанием для этого является предположение, что Павел вел счет дней не в соответствии с иудейской традицией, в которой день начинался с заката, а в соответствии с римским календарем, в котором день начинался с рассвета (в подтверждение этого указывают на Деян.3:1; 4:3–5, 10:3, 23:12, 31–32 ) 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В этом и смысл ответа Иисуса на вопрос Иоанна: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Отвечая Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:14–15), Иисус словом теперь (ρτι) подчеркивает временный, переходный характер той ситуации, в которой оказываются они оба — Иоанн, сознающий превосходство Иисуса и потому пытающийся воспрепятствовать Его крещению, и Иисус, Который принимает от Иоанна крещение, потому что видит в этом исполнение воли Отца. Омовение ног апостолам. Византийская мозаика Данная ситуация напоминает нам другой момент той же истории самоистощания Сына Божия, тоже связанный с водой: умовение ног ученикам на Тайной Вечере. Здесь в аналогичной роли оказывается Петр, который пытается воспрепятствовать Иисусу умыть его ноги, говоря: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Но Иисус отвечает ему: Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после (Ин. 13:6–7). Параллелизм между двумя историями усматривает Григорий Богослов (IV в.), который дает следующее богословское истолкование события: Свт. Григорий Богослов Креститель не принимает — Иисус настаивает. Мне надобно креститься от тебя (Мф. 3:14), говорит светильник Солнцу, глас — Слову, друг — Жениху, тот, кто выше всех рожденных женами (Мф. 11:11), Рожденному прежде всякой твари (Кол. 1:15)… Ибо Креститель знал, что будет креститься мученичеством или что у Него будут очищены не только ноги, как у Петра (Ин. 13:9). И Ты ли приходишь ко мне? И в этом пророчество. Ибо Креститель знал, что как после Ирода будет неистовствовать Пилат, так за отошедшим Предтечей последует Христос. Что же Иисус? Оставь теперь… Ибо Иисус знал, что вскоре Сам будет Крестителем Крестителя . Евангелисты описывают Иисуса как Человека, Который четко знает, что делает, идя по пути, предначертанному для Него Отцом. Это осознание не приходит к Нему в какой-то определенный момент: оно с самого начала Ему присуще. Уже двенадцатилетним отроком Он уверенно говорит о Боге как Своем Отце, о храме как месте, которое принадлежит Его Отцу (Лк. 2:49). Непоколебимое стремление исполнить волю Отца приводит Его на Иордан. То же стремление приведет Его на крест.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Вечны ли адские муки? Часть 1 Семь лет назад сайт «Православие.Ру» опубликовал мою статью «Святые отцы и “оптимистическое богословие”». Поступившие после этого отзывы читателей, а также более серьезное знакомство со святоотеческим наследием и с затронутой в статье проблемой позволили мне существенным образом переработать и расширить ее: появилась новая глава, другие дополнены святоотеческими свидетельствами; рассмотрены некоторые аргументы противников церковного учения о вечности загробного воздаяния, исправлены отдельные неточности. Кроме того, учтено, что некоторые авторы, упомянутые в первоначальной версии статьи, в течение последних лет существенно скорректировали свои взгляды по данному вопросу. Адские муки. Мозаика в Торчелло, Италия В Священном Писании о вечности грядущего наказания для грешников говорится неоднократно и вполне определенно: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46); «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3: 29); «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1: 8, 9). С особой силой эту истину подтвердили впоследствии святые отцы и Соборы Церкви. «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема», – так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим и принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года. Идея всеобщего спасения (всех людей и всех бесов) была осуждена и 12-ым анафематизмом V Вселенского Собора: «Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Бог-Словом, в котором нет никакого вещества… – да будет анафема». Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Трулльского Собора 692 года, а также VI и VII Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/4198.html

Возраст зрелости Христос Эммануил. Мозаика собора Св. Марка в Венеции «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати», – говорит евангелист Лука (Лк. 3: 23). 30 лет – это возраст Солнца в зените. Это уже не восход созревающей юности и не начавшийся закат, где в зрелости уже угадывается грядущая старость. Старость Христу не угрожала. Старик Христос невозможен. Он – Агнец, приносимый в жертву, а Агнец по определению не должен быть ни стар, ни хром, ни болен. Поэтому Он молод, совершенен, красив и безгрешен. «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих» (Пс. 44: 3). Но младенчество, детство, отрочество и юность в свой черед были прожиты Иисусом Христом. А раз прожиты, то и освящены были эти возрасты человеческой жизни жизнью Богочеловека. До Христа мудростью хвалилась в основном седина и многоопытная старость. Детство казалось невинным, но бесполезным. Юность была шумна, дерзка и похотлива. Зрелость склонялась к житейскому прагматизму. Она говорила, что закон Господень хорош, однако шепотом добавляла: «Мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3: 15). Мы до сих пор болеем всеми этими болезнями, потому что не хотим лечиться во Христе и Христом. Врач пришел, и кто хочет, может идти за исцелением. А у кого огрубело сердце, кто ушами с трудом слышит и очи свои сомкнул, те, говорит Господь, «не уразумеют сердцем и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10). Детству свойственна немощь ума, неведение. В отношении предметов Божественных человек может оставаться совершенным ребенком даже до глубокой старости. Но при правильном развитии детство должно перейти в отрочество, и у этого отрочества в руках должна быть Книга. В 13 лет по иудейской традиции мальчик становится «сыном завета». В присутствии взрослых и – обязательно – родителей он читает отрывок из Книги закона. С этого момента он считается взрослым и обязанным исполнять все заповеди. Детство – и вместе с ним неведение – кончились.

http://pravoslavie.ru/45039.html

Вопрос: 1. Почему на иконах святители символизируются животными (напр. Лука, по-моему, быком)? 2. Почему " Одежды кожаные " это только грехи, а не само земное тело? Ведь логично предположить, что смерть есть если есть тело, которое может умереть. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: 1.Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех»(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.  И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел). Самое раннее изображение этих символических животных – мозаика начала 5 века в церкви св. Пуденцианы в Риме (в апсиде). 2. В святоотеческой экзегетике имеется два понимания упоминаемых в книге Бытия «одежд кожаных» («И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», 3:21). Святитель Григорий Богослов под ними понимал грубую и смертную плоть, которую приобрел человек в результате грехопадения. Другие говорят о реальных одеждах, которые стали прикрывать наготу прародителей.     27 августа 2003 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6171.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010