Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРИХОН [Ариха; евр.  ; араб.  ], город, расположен на 250-260 м ниже уровня моря, в 10 км к северо-западу от Мёртвого моря , в долине р. Иордан, и в 22 км к северо-востоку от Иерусалима , в оазисе при источниках Элиша (араб. Эс-Султан), Эль-Кельт, Эд-Дуюк, Эн-Нувайима. Климат неблагоприятен из-за засушливого лета и дождливой зимы, однако почвы здесь плодородны, а близость к Иерусалиму, где зимой довольно холодно, позволяла правителям Палестины в древности использовать И. как одно из мест для постройки зимних дворцов. Вплоть до рим. эпохи окрестности И. славились своим виноградом, овощами, финиками и растениями, из которых получали ароматические масла и благовония (ср.: Песн 1. 14; Ios. Flav. De bell. I 6. 6). И.- древнейший из ныне известных центров возникновения цивилизации, возможно из городов мира (монументальные сооружения, раскрытые здесь в ходе раскопок, на 5 тыс. лет старше егип. пирамид). В Священном Писании Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Падение стен Иерихона. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. В ВЗ И. упоминается многократно, прежде всего в связи с историей завоевания Ханаана. Перед вступлением народа Израиля в землю обетованную Господь показал Моисею, взошедшему на гору Фасгу, «что против Иерихона», землю, в т. ч. «полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора» (Втор 34. 1-3). Согласно ВЗ, И. был 1-й крепостью, взятой вторгшимися в Ханаан израильскими племенами. В Книге Иисуса Навина подробно рассказывается о засылке в И. лазутчиков (скрывшихся у блудницы Раав, от к-рой они узнали, что жители напуганы) и о чудесном взятии города. Шесть дней воины Иисуса Навина в сопровождении священников обходили И. с ковчегом. «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Нав 6. 15). «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ весь вместе громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город» (Нав 6. 19).

http://pravenc.ru/text/293672.html

Особый статус Пятикнижия в евр. традиции связан с 2 фактами. Во-первых, с тематикой первых 5 книг Библии. Пятикнижие повествует о возникновении евр. народа, о Завете (Договоре) евр. народа с Богом, а также излагает нравственные, религ. и гражданские законы и заповеди, которые Бог дал евр. народу. Последнее особенно важно: для иудаизма Пятикнижие - это прежде всего собрание необходимых для жизни предписаний. Начиная с эллинистического времени слово «Тора» (букв.- «Учение») в применении к Пятикнижию воспринимается прежде всего как «закон». Об этом говорит тот факт, что слово «Тора» в эллинистическом иудаизме последовательно переводится на греческий не как «учение» (что соответствовало бы евр. этимологии), а именно как «номос» («закон»). Предписания Пятикнижия детально регулируют всю жизнь иудея; это отличает Пятикнижие от книг «Пророков» и «Писаний», которые такой функцией не обладают. Во-вторых, Пятикнижие (или большая его часть) вложено традицией в уста Моисея, о к-ром сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор 34. 10-12). Именно через Моисея Бог заключил с евр. народом Завет и даровал народу законы и заповеди. Соответственно книги Моисея настолько же выше книг др. пророков, насколько Моисей ближе их к Богу. Со смертью Моисея заканчивается и повествование Пятикнижия. Прор. Исаия. Мозаика ц. Успения Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. Прор. Исаия. Мозаика ц. Успения Богородицы в Дафни. Ок. 1100 г. Необходимость сделать предписания Торы доступными для евреев, т. е. переписываемыми и регулярно читаемыми, а также необходимость тщательно следить за соответствием разных копий Торы друг другу привели к тому, что функционирование Торы в жизни евр. народа приобрело также черты, к-рыми до того не обладал ни один религ. текст древнего Ближ. Востока. Текст Торы стал функционировать как канонический в смысле, близком к тому, который известен позднейшей иудейской и христ. традициям. Тем самым Тора задала модель для канонизации др. книг евр. Библии, а впосл.- и НЗ.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Последние 14 имен: Иехония – «утвержденный Ягве»; Салафиил – «я просил Бога»; Зоровавель – «родившийся в Вавилоне»; Авиуд – «(мой) отец – это Он»; Елиаким – «Бог утвердил»; Азор – «помощник»; Садок – «Он (Бог) показал Себя праведным»; Ахим – «брат»; Елиуд – «Бог восхваляемый»; Елеазар – «Бог помогает»; Матфан – «дар»; Иаков – «обманщик»; Иосиф – «Он прибавит»; Иисус – «Ягве спасает». Мозаика смысла имен подвела нас к самому Пришествию Христову и Его Рождеству Духовная характеристика поколений от Вавилона до Христа была такова: (Иехония) – надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге; (Салафиил) – поэтому необходимо было умножать моления ; (Зоровавель) – ведь дух Вавилона продолжал жить в народе; (Авиуд) – но надо было помнить о Духе Бога; (Елиаким) – ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине; (Азор) – человечество нуждалось в помощи ; (Садок) – Он (Господь) утверждал и в праведности ; (Ахим) – верующий становился братом для другого верующего; (Елиуд) – необходимо было восхвалять Бога ; (Елеазар) – помощь от Бога приближалась; (Матфан) – обещанный от Бога дар спасения приближался; (Иаков) – вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому; (Иосиф) – Бог Сам мог восполнить все; (Иисус) – спасение от Бога пришло. Подобная мозаика смысла разных имен подвела нас к самому Пришествию Христову и Его Рождеству, раскрыв духовный смысл ожиданий и переживаний рода человеческого в преддверии явления своего Спасения. Имя как символ для библейской экзегетики обычное явление, для примера можно привести и следующие слова апостола Павла: В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму... (Гал. 4, 24–25). Как и сказано в Писании: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6); и еще: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).

http://pravoslavie.ru/109598.html

Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Разд. 7 (29. 31 - 30. 24) начинается словами: «Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна». Потом рассказывается о рождении 4 сыновей у Лии - Рувима, Симеона, Левия, Иуды, после чего она «перестала рождать». Рахиль, видя свое бесплодие, отдает И. свою служанку Валлу, «чтобы и я имела детей от нее». Валла рожает 2 сыновей - Дана и Неффалима. Лия также перестала рожать и дала И. свою служанку Зелфу, от к-рой появились на свет Гад и Асир. Выменяв за мандрагоровые яблоки у Рахили ночь с И., Лия зачала и родила 5-го сына - Иссахара, а затем 6-го - Завулона и дочь Дину. В завершение говорится, что «вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее». Рахиль родила Иосифа. Разд. 8. 30. 25 - центральный стих с кульминацией в повествовании об И.: «После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю». Однако Лаван упрашивает И. остаться служить ему и предлагает, чтобы тот назначил себе вознаграждение. И. соглашается при условии, что всякий скот с крапинами и пятнами, а также овцы черного цвета будут составлять его имущество. Используя прутья с вырезанными на них белыми полосками, к-рые И. клал в корыта, «куда скот приходил пить, и где... зачинал перед прутьями» (30. 38), И. удается сделать так, что в стаде Лавана стал рождаться скот пестрой окраски. Разд. 9 (31. 1-55; MT: 31. 1 - 32. 1). И. вновь решает вернуться домой. Несмотря на то что его мать обещала послать за ним (27. 45), в повествовании об этом не говорится. Вместо этого приводится 3 причины, повлиявшие на решение И.: враждебность сыновей Лавана, «которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего...» (31. 1), ухудшение отношения к нему Лавана, а также непосредственное повеление от Господа (31.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Сотворение рыб и птиц. Мозаика собора св. Марка. Венеция. 13 век Не все верят, что вселенная сотворена Богом: некоторые полагают, что она появилась сама собой и что ею никто не управляет. Присутствие Творца во вселенной открывается людям через веру, благодаря которой «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). Своим великолепием и разнообразием мир свидетельствует о том, что у него есть Творец. Подобно картине, которая не может появиться сама собой, без художника, вселенная не могла появиться без Создателя. Подобно часам, которые не могут быть произведены на свет без мастера и не смогут идти, если их не будут заводить, вселенная не может существовать без Того, Кто ее создал и Кто ею управляет. Адам нарекает имена животным. Мозаика. Собор св. Марка. Венеция. 13 век Почему Бог создал мир? Христианское богословие отвечает на это так: причиной сотворения мира была благость Бога, для которой «недостаточно было того, чтобы двигаться лишь в созерцании себя самой, но надлежало благу разливаться и двигаться далее» 19 . Бог «не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости» 20 . Будучи абсолютным добром, Бог возжелал, чтобы появились создания, которые приобщались бы к этому добру. Будучи любовью, Бог пожелал, чтобы Его любовь распространилась и на созданный Им мир. Сотворение мира и человека О сотворении мира и человека рассказывается в Библии. Она открывается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). И далее повествуется о том, как Бог создал свет и отделил его от тьмы, создал небо, море и сушу, светила на тверди небесной, рыб в море, пресмыкающихся и животных на земле, птиц в небе ( Быт.1:2–25 ). Наконец, «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сцена творения. Мозаика собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Сицилия. 80–90-е гг. XII в. Сцена творения. Мозаика собора Санта-Мария-Нуова в Монреале, Сицилия. 80–90-е гг. XII в. Дж. Данн перечисляет ряд формальных и содержательных особенностей текста Кол 1. 15-20, свидетельствующих о нем как о самостоятельном поэтическом произведении с 2 параллельными строфами (1. 15-18а и 1. 18б - 20), в которых в одной и той же последовательности повторяются сходные мотивы. Это следующие особенности: а) богословский тезис о том, что Христос предшествует и первому, и новому творению («рожденный прежде всякой твари» (1. 15); «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (1. 18б)); б) похожие синтаксические конструкции («Ибо Им...» (1. 16)/«Ибо... в Нем...» (1. 19)); в) утверждение, что во Христе и через Христа творение обретает полноту бытия («Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано» (1. 16), «...чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него... и земное и небесное» (1. 20)). Идея полноты, всеохватности неоднократно повторяется в обеих строфах: мир во всей своей полноте был создан Христом, и в Нем же он достигает полноты бытия, в Нем получает всецелое примирение с Богом ( Dunn. 1996. P. 83-84). Деление на 2 строфы в общем принимается большинством исследователей. Альтернативное деление предложил Э. Швайцер: 2 главные строфы (1. 15-16 и 1. 18б - 20) разделяются 2 промежуточными стихами (1. 17-18а), имеющими одинаковое начало («И Он есть прежде всего...», 1. 17; «И Он есть глава тела Церкви...», 1. 18а). Эти промежуточные стихи могут выделяться по др. признаку - на основании параллелизма выражения «и всё»: (1-й ст.) «Всё Им и для Него создано, и Он есть прежде всего»; (2-й ст.) «И все Им стоит, и Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 16-18; пунктуация синодального перевода изменена) ( Burger. 1975. S. 12-15; Balchin. 1985. P. 78-79; Dunn. 1996. P. 83-84; Schweizer. 1997. S. 295). Помимо 2 центральных идей - творения и искупления - гимн излагает учение об отношении Христа к Отцу.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

19: 39). Смирна – сильно благоухающая смола миррового дерева. Из алоэ вырабатывалась ароматическая мазь. В приведенном евангельском тексте речь идет о римской литре – единице веса, в которой 327,45 грамма. Следовательно, святой Никодим принес почти 33 кг. Видимо, не все принесенное благовоние пошло на помазание тела, часть его была положена в гроб, чтобы источался аромат. Снятое с Креста тело Иисуса было положено на то место, где сейчас находится камень Помазания. Ровная поверхность камня и правильная прямоугольная форма говорит о том, что он подвергся обработке. Плита эта имеет мраморное окаймление по всему периметру. Камень сильно благоухает. Греческие паломники привозят с собой жидкое благовоние и возливают на него. В этом благочестивом обычае проявляется любовь к Умершему за нас Спасителю, Чье пречистое тело было помазано на этом камне. В Великую пятницу здесь совершается православный чин Погребения Плащаницы. Камень Помазания – первая святыня, к которой прикладывается паломник, войдя в полутемный притвор храма Воскресения. Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме Когда совершилось миропомазание, обвитое льняной плащаницей тело было отнесено к выдолбленной в скале пещере, находившейся примерно в 40 метрах от Распятия. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19: 41). Обычно тела умерших такой позорной казнью, какой было распятие, воины снимали с крестов, относили в ближайшую пещеру и оставляли там. Положенные без каких-либо погребальных обрядов трупы вскоре поедали шакалы или другие дикие животные. Но по отношению к Иисусу исполнилось пророчество святого Исаии: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53: 9). Праведный Иосиф из Аримафеи был богат. Знатность этого ученика Спасителя дала ему возможность войти к римскому прокуратору и получить разрешение снять с Креста тело своего Учителя. Времени оставалось мало. Иисус умер в девятый час (около 3 часов дня по-нашему). С появлением на небе звезды начиналась суббота. Совершать погребение в день покоя закон запрещал. Омыв тело и помазав его благовониями, Иосиф с Никодимом внесли в гробницу и положили на высеченную в стене скамью. Отдав последнее целование, они вышли и закрыли вход большим камнем. Здесь, в этой пещере, Спаситель воскрес.

http://pravoslavie.ru/30087.html

6. Петра, гора Аарона Священная история: По местной легенде, источник в долине Вади-Муса (Моисеева долина) близ Петры образовался во время Исхода, когда Моисей ударил жезлом в скалу, и из нее потекла вода (ср.: Чис. 20, 10. 11). Здесь же на соседней горе Ор скончался Аарон: «И снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы» (Чис. 20, 28). Сегодня: На вершине горы Ор, ныне по-арабски именуемой Джебель-Харун (гора Аарона), — византийский храм и мусульманский мавзолей с гробницей Аарона. В Петре — высеченный в скале древний монастырь и обнаруженные в результате раскопок несколько византийских церквей раннехристианского периода, одна из них — с редким мозаичным полом. 7. Мадаба, гора Нево Священная история: Мадаба с окрестностями неоднократно упоминается в Ветхом Завете как Медева — в повествованиях о Моисее и Исходе, войне Давида против моавитян, пророчестве Исайи о Моаве и восстании моавитского царя Меши против Израиля. Гора Нево в десяти минутах езды от Мадабы — места последней остановки во время Исхода из Египта. Именно здесь скончался Моисей: «И взошел Моисей с равнин на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и всю [землю] Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор. 34, 1–4). По преданию, именно на горе Нево пророк Иеремия скрыл Ковчег Завета, Скинию и жертвенник. Сегодня: Мадабу называют городом мозаик. Они дошли до нас с ранневизантийских времен. Некоторые образцы можно увидеть в первоначальных местах расположения — в церквах, другие — для лучшей сохранности перенесены в Мадабский археологический парк. Два шедевра мозаичного искусства — карта Иерусалима и Святой земли VI века на полу Георгиевского православного храма и самая древняя иорданская мозаика, снятая с пола дворца-крепости Ирода Антипы в Махерусе. Под мозаичным полом византийского храма Пророка Моисея (V–VI века) на горе Нево найдены шесть выдолбленных в скале гробниц разных эпох.

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

XIII в. Мозаика в Соборе Св. Марка, Венеция Господь, Господь ( Yahw Yahw), Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячу родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх.34:6–7 ). В этом повествовании провозглашение Богом имени Яхве (Иеговы), то есть Своего собственного имени, является наивысшим моментом откровения. Все прочие наименования, которые следуют за именем Яхве – «Бог человеколюбивый», «милостивый» и другие – являются лишь толкованиями этого имени, как бы добавляют обертоны к его основному звучанию. Страхом перед именем Яхве проникнут ветхозаветный религиозный культ. Храм Иерусалимский, построенный Соломоном, является храмом имени Божию. Об этом свидетельствует повествование 3-й Книги Царств, посвященное строительству храма царем Соломоном. Царь начинает свою речь словами: «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм имени Моему, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» ( 3Цар.8:17–19 ) 21 . Затем он произносит молитву, текст которой мы привели выше: в этой молитве имя Божие упоминается многократно в качестве синонима Самого Бога ( 3Цар.8:23–53 ). Вся жизнь храма сосредоточена вокруг почитания имени Божия: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяет весь богослужебный строй храма. Даже после того как первый храм был разрушен и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, был построен второй храм, он по-прежнему воспринимался как место, в котором обитает имя Божие ( 1Езд.6:12 ). К этому времени евреи из благоговения перестали произносить имя Яхве, заменяя его другими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

а именно, к Пятикнижию Моисея ( Исх. 25:10–11 ). где сказано: «Иската Господь: И сделай Ковчег из дерева ситтим... обложи его чистым золотом; извнутри и снаружи покрой его; и сделай ему золотой венец...» Дополнительным аргументом для нашей идеи является «филенчатая структура» полотнищ створок врат. Она внешне подобна филенчатым дверцам Ковчега Завета. Образы евангелистов, изображенные в этих клеймах створ, связаны не только с темой евангельской проповеди , но и напоминают о скрижалях Завета, данных Моисею на горе Синай и хранившихся в Ковчеге Завета («В Ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил Завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской», 3 Кн. Цар. 8:9). Подтверждением этому является мозаика из мавзолея Galla Placidia в Равенне (V в ). Скрижали Нового Завета – свитки Евангелий от Марка. Луки. Матфея. Иоанна, заменившие скрижали Ветхого Завета, изображены лежащими на полках шкафа-ящика для свитков Торы, символически представляющего Ковчег. Подобное сопоставление материала поздневизантийского времени (XIVb.) и образцов ранневизантийского искусства (V в.) не будет вызывать недоумение, если мы вспомним, например, о бытовании в книжной иллюстрации Новгорода XV в. заставок миниатюр, восходящих в своих истоках к искусств) поздней античности. Имеется в виду мотив изображения апостола, учителя рядом со своими кодексами, на который обратила внимание Э. С. Смирнова 1055 . В «Апостоле» 1480 г. (ГИМ. Чсртк. 167. Л. 151 об.) изображен сидящий апостол Павел рядом со «стендом», на котором как на экспозиции выставлены все его 14 посланий (ил. 10). Истоки этого мотива. по мнению Э. С. Смирновой , находятся в искусстве поздней античности. Новгородская иллюстрация оказывается близкой знаменитой миниатюре из рукописи «кодекс Anuatinus» (Флоренция. Библиотека Лауренциана. cocl. 1. начало VIII в.) 1056 , на которой изображен пророк Ездра (ил. 9). Рядом с ним шкаф с треугольным фронтоном, с раскрытыми филенчатыми дверцами, где на полках лежат книги. Иконографическая тема творца священных текстов вместе со своими книгами сохранялась на протяжении всего средневековья. Поэтому изображения евангелистов на царских вратах служат напоминанием о ящиках-шкафах, в которых хранились свитки Торы, как первоначально скрижали Ветхого Завета в Ковчеге Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010