Шарль Диль (французский историк) Иллюстрации 1 Медная монета Юстиниана, выбитая в Равенне в 560 г. Золотой солид Юстиниана Консульский диптих Юстиниана Печать (свинцовая булла) Юстиниана Серебряный медальон Юстиниана Император Юстиниан (мозаика в Равенне) Император Юстиниан (мозаика) Медная монета Юстиниана Золотой солид Юстиниана Золотая медаль Юстиниана Статуя Юстиниана на Августеоне, по рисунку Нимфириуса Серебряный диск с изображением императора, найденный в Керчи Медная монета. Юстиниан на троне Обрывок византийской ткани Императрица Феодора (мозаика) Византийская ткань из Египта Костюмы женщин в VI веке (мозаика) Византийская ткань из Египта Девы мудрые и девы неразумные. Миниатюра Золотая пластинка с изображением императрицы Бюст женщины VI века (Амалазунты?) Печать (свинцовая булла) Иоанна апоэпарха Костюмы женщин VI века Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Ободок из слоновой кости на кафедре Максимиана Обрывок туники Византийская ткань из Египта Пилат и Евреи (Миниатюра из Codex Rossanensis) Христос перед Пилатом (Мин. из Cod. Rossan.) Отделка из мрамора и перламутра стен церкви в Паренцо Развалины дома Юстиниана в Константинополе Прошивка рукавов Христос на троне среди ангелов (мозаика) Св. дева Мария на троне среди ангелов (мозаика) Хитон мужчины Печать Трибониана Мозаика абсида церкви св. Виталия в Равенне Восточная ткань VI века Серебряная чаша, найденная в Березове, в Сибири Прошивка рукавов Кайма византийской ткани Женский хитон: отделка и прошивка Печать или свинцовая булла консула Павла Мозаика арки в церкви Космы и Дамиана Золотой солид Юстиниана Диптих Магнуса, консула 518 г. Вход И. Христа в Иерусалим (миниатюра) Дворец Теодориха в Равенне Благословляющий Христос (мозаика) Печать Траземунда, короля вандалов Серебряная монета Аталариха Теодат, изображение на медной монете Сереб. монета Витигеса с изобр. головы Юстиниана Гробница Теодориха в Равенне Обломки золотой брони Теодориха Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости Пиксида из слоновой кости

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Символы Евангелистов у прп. Андрея Рублева Иконография «Спас в силах» 03.09.2023 1995 Время на чтение 31 минут Источник: rublevmuseum Далеко не все христиане, даже в среде образованных, могут объяснить происхождение и значение символов четырех Евангелистов: Ангела, Орла, Тельца и Льва. Хотя на эту и близкую ей тему иконографии «Спас в силах» написано большое количество специальных исследований, статей и даже книг. Илл. 1. Христос с апостолами Петром и Павлом. Агнец на горе, из которой истекают четыре райские реки.Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Сер. IV в., Рим Первоначально символами евангелистов служили четыре райские реки, в древнехристианском искусстве они представлены множеством памятников. Самый ранний из сохранившихся, возможно, фреска в катакомбах Марцеллина и Петра IV в. (илл. 1) и примерно того же времени мозаика в мавзолее Санта-Констанца 2 пол. IV в. (илл. 2). Илл. 2. Христос Эммануил с апостолами Петром и Павлом. Из-под Его ног истекают четыре райские реки. По сторонам от них четыре агнца символизируют четырех Евангелистов. Мозаика в мавзолее Санта-Констанца. 2-я пол. IV в., Рим Также второй половиной IV в. датируются мозаики баптистерия Сан-Джовани-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя, здесь евангелисты представлены уже в виде символов Ангела и Льва (два других изображения утрачены). Надо заметить, что эти мозаики находятся в тромпах – парусах сферической формы, там, где они позднее обрели каноническое место в крестовокупольных храмах (илл. 3, 4). Илл. 3, 4. Свод с тромпами, в которых помещены символические изображения Евангелистов – Ангела и Льва. Мозаики в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте в кафедральном соборе Неаполя. 2-я пол. IV в. Далее мы находим символы евангелистов в базилике Санта-Пуденциана, построенной в самом начале V в., а в последней четверти V в. они появляются в конхе церкви Осиос Давид в Фессалониках (илл. 5). Илл. 5. Видение пророка Иезекииля. Христос Эммануил на радуге в окружении четырех символических животных. Мозаика в апсиде храма Осиос Давид. 475–500 гг., Фессалоники

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

VI. Иконные типы Богоматери в VII–VIII столетиях на греческом Востоке Непосредственно после древних мозаик Равенны и Рима мы решаемся поставить, в числе древнейших мозаик греческого Востока и наряду с росписью церкви св. Димитрия в Солуни, Кипрскую мозаику, открытую и изданную Я. И. Смирновым близ Ларнаки, в деревне Кити, в храме Панагии «Ангелозданной» ( Παναγα γγελτιστος ), в 1895 году 157 . Не довольствуясь эскизными фотографическими снимками замечательного памятника, Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи заказал в 1907 году художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики, приобретенную впоследствии Русским Археологическим Институтом в Константинополе, ныне издавшим эту копию в красках 158 . Тем не менее, в виду открывшегося научного разногласия в определении времени этого памятника и явной недостаточности расследований, приходится некоторые вопросы пересмотреть снова и в заключение вновь пожелать дополнительного освещения некоторых данных на месте. Так, затруднение в определении времени памятника представляет само здание церкви – благодаря пристройкам и позднейшей переделке главного корпуса и двух абсид (южная была снесена). Я. И. Смирнов, осмотрев храм на месте, пришел к заключению, что хотя храм Панагии византийского типа X–XI в., он, однако, не древнее владычества франков или лузиньянов (1192–1302), но «при виде восточной части церкви снаружи, поражают непомерно малые размеры абсиды, которые совсем не соответствуют величине церкви». «Это, по мнению Я. И. Смирнова, объясняется тем, что ныне существующая церковь пристроена к значительно древнейшей, чем она сама, абсиде». «Причиной этому была конечно, лишь древняя мозаика, сохранившаяся в конхе ее». Григорович Барский свидетельствует, что он видел «вне града Ларна», «в веси Ките храм лепотен, иже бяше прежде престол архиерейский, тамо и чудотворный образ Богородицы, каменцами от мусий насажден и от Арапа некогда ударен, кровь источити повествуется» 159 . Греки доныне дорожат абсидами старых церквей, имеющими «синфронон» или архиерейское сопрестолие, и, расширяя церкви, сохраняют древнюю абсиду, хотя она мала для служения. Тем более естественно думать, что в этом особенном положении повлияла мозаика, со времени падения Византии ставшая на Востоке недоступной редкостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Владимирский скит. Карта и ближайшие объекты Новый скит Валаамского монастыря. Он был сооружен уже в наши дни как резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Открытие приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме. Все здания скита выполнены в едином храмовом комплексе по проекту архитекторов Анисимова А.А. и Ефимовой Т.И.; инженер-конструктор Райберг В.С.; художники (орнаменты резьбы, росписи, мозаика) Брусов А.В., Верди А.В. Состав комплекса: Владимирская церковь, крестильня, келейный корпус, иконописная мастерская. В цокольном этаже расположен музей истории Валаамского монастыря. Закладной камень в основание скита был освящен Святейшим Патриархом Алексием 11 июля 2002 года, в день памяти основателей Валаамской обители преподобных Сергия и Германа Валаамских. 10 июля 2006 года был совершён чин освящения закладного камня храмового комплекса и началось строительство, а 10 июля 2007 года для возведённого храма были освящены и установлены купольные кресты. В том же году были завершены общие строительные работы, проложены внешние и внутренние инженерные сети, построена станция по очистке сточных вод, дизельная электростанция и котельная. Комплекс, стилизованный под псково-новгородское зодчество, был выстроен по проекту заслуженного архитектора России, руководителя авторского коллектива А.А. Анисимова (архитекторы Т.И. Ефимова и Н.Ю. Бледнова; инженер-конструктор В.С. Райберг; художники А.В. Брусов и А.В. Верди (орнаменты резьбы, росписи и мозаика)). В 2008 году по проекту архитектора Андрея Анисимова (Мастерские Андрея Анисимова) был сооружен уникальный белокаменный резной иконостас с мозаичными вставками и белокаменное убранство алтаря. На фасадах появились Образ Нерукотворного Спаса, резные белокаменные фронтоны и керамический (майолика) декор. Все здесь новенькое, что называется «с иголочки», но при этом назвать церковь «новоделом» язык не поворачивается: храмовый комплекс Свято-Владимирского скита продолжает традиции классической культовой архитектуры Руси.

http://sobory.ru/article/?object=23335

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен. Заключительная строка кондака и икоса В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru      Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении». Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru      Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном.

http://pravoslavie.ru/1703.html

Закрыть " Священники и богословы иначе, чем светские люди, рассказывают о религиозных учениях " 02.05.2008 404 Сербская Православная Церковь, а также другие Церкви и религиозные объединения Сербии после более чем десятилетнего молчания заняли особое место в обществе. Это выразилось и в том, что в последнее время сербское телевидение показывает больше программ на религиозную тематику. Такие программы как " Религиозный календарь " и " Религиозная мозаика Сербии " уже довольно давно с успехом идут на одном из ведущих сербских каналов. Их главный редактор и продюсер епископ Бачский Ириней считает, что эти программы отличаются от остальных проектов, посвященных вопросам религии, которые показывают остальные телевизионные каналы. - Большинство программ, за редким исключением, которые сегодня идут на нашем телевидении, сербские или зарубежные, говорят о вопросах веры и религиозной жизни с культурологической точки зрения. Сейчас на телевидении идет хороший сериал " Духовные люди " . В последние десятилетия прошлого века выходили программы " Время фресок " , " Свидетели веков " , " Монастырь Хиландар " . Они представляли сербское культурное наследие, указывая на его культурное и историческое значение и лишь поверхностно касаясь его первоначального религиозного значения и делания. Помимо культурно-исторических программ, сегодня, к сожалению, есть и такие, в которых жизнь Церкви рисуется в негативном свете, неправильно толкуется Библия. - Кто является авторами программ " Религиозный календарь " и " Религиозная мозаика Сербии " ? - Эти передачи - продукт, созданный Сербской Православной Церковью в сотрудничестве с другими религиозными объединениями. В этом заключается их существенное отличие от программ, которые являются результатом работы частных компаний. Вместе с Бачской епархией Сербской Православной Церкви над программой трудятся Римо-католическая Белградская архиепископия, исламская община Сербии, еврейская община и три протестантские церкви. Каждая из них занимает свое, отведенное ей место и эфирное время.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ III Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (до 1160, Рим - 18.03.1227, там же; мирское имя Ченчо Савелли), папа Римский (с 24 июля 1216). Происходил из знатной рим. семьи. После рукоположения в сан пресвитера служил каноником базилики Санта-Мария Маджоре, затем каноником Латеранской базилики. Ок. 1188 г. папой Римским Климентом III назначен папским камерарием. Выступил инициатором составления «Liber censuum Romanae Ecclesiae» (с 1192) - регулярно пополнявшегося вплоть до XV в. сборника документов по вассальным доходам Папского престола. В 1193 г. папой Римским Целестином III возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Лукии и в том же году назначен архипресвитером базилики Санта-Мария Маджоре (до 1212). С 1194 по 1198 г. занимал должность канцлера Римской курии, совмещая ее с обязанностями папского камерария. Способствовал реставрации рим. базилики св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), о чем свидетельствует мозаика рубежа XII и XIII вв. в конхе главной апсиды, где у ног Спасителя изображена фигура коленопреклоненного кард. Ченчо Савелли. В 1197-1201 гг. по поручению папы Римского Иннокентия III являлся наставником буд. кор. Фридриха II Штауфена . В 1200 г. папой Иннокентием III возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. апостолов Иоанна и Павла. После смерти папы Иннокентия III на состоявшихся 18 июля 1216 г. в Перудже выборах кард. Ч. Савелли был избран папой с принятием имени Гонорий III и 24 июля кард.-еп. Остии Уголино (впосл. папа Григорий IX ) рукоположен в сан епископа. Коронация и интронизация Г. состоялись 31 авг. в соборе св. Петра в Риме и 4 сент. в Латеранской базилике. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви. Мозаика ц. Сант-Аньезе фуори ле Мура, Рим. Ок. 1625 г. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви.

http://pravenc.ru/text/166149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение к-рых по преданию или исторически было связано с о-вом Кипр. Почитание К. и. получило распространение с XVII в. в России, гл. обр. на центральных и южнорус. землях. В основу почитания К. и. легло визант. сказание об иконе Божией Матери на Кипре, простреленной арабом (BHG, N 1069). Оно содержится в рукописи Vat. gr. 1147 (XVI в.), где говорится, что в одной из посвященных Пресв. Богородице церквей, в юж. части Кипра, находилась мозаика с изображением Богоматери с Младенцем на лоне, от к-рой происходили чудеса, из-за чего к ней приходило для поклонения множество верующих. Однажды проезжавший мимо араб пустил стрелу в чудотворный образ, и из раны потекла кровь, следы которой «видны до сегодняшнего дня»; нечестивца-араба вскоре постигла божественная кара ( Смирнов. 1897. С. 6-7). Видимо, это произошло в период совместного владения Кипром византийцами и арабами (649-965). Более кратко этот рассказ изложен в некоторых версиях «Послания трех восточных патриархов». Так, в списке IX в. из б-ки мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. 48) сообщается, что в одном из городков в юж. части Кипра из простреленного арабом мозаичного изображения Богоматери с Младенцем на коленях рекой хлынула кровь и ее следы видны до сих пор ( Смирнов. 1897. С. 3). О том, что мозаика почиталась до этого события как чудотворная, и о наказании араба не говорится. Я. И. Смирнов предположил, что упоминание городка относится к предыдущему рассказу о др. чудотворной иконе, а К. и. находилась вне города. Эта история также включена в «Сокровище» свт. Дамаскина Студита. В ней появляются новые детали: указывается, что мозаичное изображение было помещено на воротах, что Богоматерь с Младенцем восседала на престоле и Ей предстояли 2 ангела, что стрела попала в правое колено, а араб скончался, не доехав до своего дома (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «НЕРУШИМАЯ СТЕНА» Эпитет, прилагаемый к мозаичному изображению Божией Матери «Оранта» в соборе Св. Софии в Киеве, которое стало его храмовым образом - «иконой Дома Премудрости Господней» ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 43). Величественная фигура Богоматери в конхе центральной апсиды осеняет все внутреннее пространство собора: Пресв. Богородица представлена с воздетыми руками (жест орации, отсюда - Оранта) в молении перед лицом Христа Вседержителя, изображенного в куполе собора. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Божия Матерь «Оранта» — «Нерушимая Стена». Мозаика в конхе апсиды собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Богоматерь стоит на золотом подножии, Она облачена в синюю тунику, в пурпуровый мафорий с золотыми складками, за красный поясок, к-рым перехвачена туника, заправлен белый с орнаментом плат, на ногах красные сапожки. Благодаря вогнутой поверхности апсиды образ «Оранты» на золотом фоне окружен мерцающим блистанием. В пропорциях Ее монументальной фигуры (высота 5,45 м) переданы духовная крепость и сила молитвенного стояния. Изображение «Оранты» на стене собора Св. Софии Киевской стало символом заградительной силы против разрушения, что и выражено в греч. надписи в полукружии арки над фигурой Богоматери, являющейся цитатой из Пс 45. 6: «Ο Θες ν μσ ατς, κα ο σαλευθσεται, βοηθσει ατ Θες τ πρς πρω πρω» («Бог посреди него (города.- Авт.); он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра»). В тексте Псалтири под городом, находящимся под Божественной защитой, подразумевался Иерусалим с храмом на Сионе; христ. богословы, указывая на прообразовательный смысл строк царя Давида, видели в этом городе Церковь Христову. В послеиконоборческую эпоху с Богохранимым градом отождествляли К-поль, а также храм Св. Софии: в «Сказании о Св. Софии» (iX в.) говорится, что данный стих псалма был начертан на кирпичах, из которых возводились подпружные арки главного храма К-поля.

http://pravenc.ru/text/2565092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Рассказ о событии из детства Иисуса Христа, встречающийся только у евангелиста Матфея (Мф 2. 13-15). Волхвы, пришедшие с Востока поклониться родившемуся Царю (Мф 2. 1-11), получили во сне откровение от ангела и ушли в свою страну, не открыв Ироду местонахождения Младенца (Мф 2. 12). Это привело в ярость правителя Палестины, к-рый отдает приказание убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях (Мф 2. 16). Ангел Господень во сне сообщает Иосифу о грозящей Спасителю опасности и повелевает, взяв Марию и Младенца, бежать в Египет, издревле считавшийся местом убежища (3 Цар 11. 40; 4 Цар 25. 26). Евангелист не сообщает дополнительных подробностей этого путешествия, кроме того, что Св. семейство находилось в Египте до смерти Ирода (Мф 2. 15), а по воцарении Архелая вернулось в Св. землю, поселившись в удаленной, однако более безопасной Галилее (Мф 2. 19-23). Евангелист Лука , подробно описавший историю рождения Христа, не упоминает об этом эпизоде, что, возможно, объясняется его общим богословским замыслом. Описание бессильного гнева Ирода и «Б. в Е.» не вписываются в контекст постоянного славословия Бога первых глав Евангелия от Луки. Для евангелиста Матфея, к-рый пишет для христиан, обращенных из иудеев, было важно показать, что Иисус из Назарета и есть Тот Обетованный Мессия, Которого предсказывали ветхозаветные пророки. Этим объясняются многочисленные ссылки на пророчества, исполнившиеся во Христе. Одним из них, по мысли евангелиста Матфея, является приводимый им по евр. тексту отрывок из Книги пророка Осии (11. 1): «Из Египта воззвал Я Сына [LXX: «сыновей» - τ τκνα] Моего». Прор. Осия, сетуя на жестокосердие своих соотечественников, напоминает им события освобождения из егип.

http://pravenc.ru/text/77772.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010