Так, ни один царь на земле не может повелевать ветру и морю, а Господь наш Иисус Христос повелевает им, и они повиновались Ему. Ни один человек не может одним словом своим претворить воду в вино, и, однако, Иисус Христос превратил воду в вино; ни один человек не может одним словом своим иссушить бесплодное дерево, и, однако, Иисус Христос иссушил его. Таким образом, верно то, что воссевший одесную Бога Отца Иисус Христос имеет могущество и власть над всеми силами на небе и на земле. То же выражает и апостол Павел в Послании к ефесянам, когда говорит о Христе, что Бог Отец воскресил Его из мертвых и посадил «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви». Словами «и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но в будущем» – апостол выражает именно, что нет ничего такого в мире видимом и невидимом, над чем Иисус Христос не господствовал бы. В заключение апостол называет Иисуса Христа главою Церкви, то есть общества верующих во Христа. Все верующие в Него и пребывающие в Церкви суть члены Его и поскольку в них пребывает и действует благодать Божия, то они и образуют собою царство благодати. Но некогда они, как истинные члены Церкви, будут прославлены Богом и образуют царство славы. Вот почему называя Иисуса Христа главою церкви, апостол научает нас, что Иисус Христос есть также Господь и Владыка царства благодатного и царства славы. Таким образом верно то, что Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, имея с Ним равное Божеское могущество и силу. Истина эта чрезвычайно утешительна для нас. Иисус Христос есть величайший Благодетель наш, ибо Он искупил нас от греха, проклятия и смерти, и даровал нам вечное блаженство. Не должны ли были люди принять Его с величайшею радостью? Но вместо любви грешные люди возненавидели Сына Божия и распяли Его. Подобную же ненависть мира сего должна испытывать и святая Церковь Иисуса Христа, по слову Его: «и будете ненавидимы всеми за имя Мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Для правильного решения этих вопросов, мы необходимо должны наперед выяснить сущность и характер действительного чуда. Чудо в собственном смысле этого слова есть чрезвычайное откровение силы и могущества Божия, откровение, совершаемое с какой-нибудь важной целью. Творение, равно как премудрое промышление Бога о мире, суть обыкновенные откровения силы и могущества Бога; а чудо, напротив, есть чрезвычайное откровение. Отсюда каждое событие, не имеющее этого качества, как бы оно ни было таинственно и необычайно, не может быть названо действительным чудом. Действительное чудо может происходить только от Бога и есть необычайное, непостижимое для нас дело Бога, служащее к прославлению Его Самого и ко благу чад Его. Все эти чудеса могут быть разделены на два класса – оригинальные или непосредственные, совершаемые Самим Богом без всякого орудия или посредничества, и на чудеса вторичные или посредственные, при которых Бог не Сам обнаруживает Свою силу, а посредством другого какого-нибудь лица. Чудеса Иисуса Христа принадлежат поэтому к первому классу, так как они совершаемы были силою, в Нем Самом живущей; а чудеса Моисея или Илии, напротив, принадлежат ко второму классу, так как они совершены были ими силою, данной им от Бога. Но все эти чудеса были чрезвычайными доказательствами силы Божией и свидетельствами Бога за истинность того, что говорили Его посланники. Божественный авторитет этих последних становится уже вне всякого сомнения, коль скоро они совершали такие чудеса; а сами дела их, как чрезвычайные проявления всемогущества Божия – действительными чудесами. Чудеса Иисуса Христа были не только свидетельством за Его Божественное посланничество, но доказательством Его Божественного существа, то есть Его Божества. В этом свете и значении понимал их и Никодим. Такое же значение придавал им и Сам Иисус Христос , когда Он сказал: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:24 ). Когда ученики Иоанна пришли к Иисусу Христу и спросили Его: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или ожидать нам другого?» – Он отвечал им указанием на те дела и чудеса Свои, которые Он совершил перед их глазами, так как «в это время Он многих исцелил от болезни и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» ( Лк.7:20–21 ). Вместе с тем Иисус Христос указал этим ученикам на слова пророка, который по чудесам Его изобразил Его как Мессию, и эти слова исполнились теперь на Нем ( Ис.35:4–6 ). Вера Никодима возбуждена была чудесами, сотворенными Иисусом Христом, и укреплена через ближайшее знакомство с Ним и Его характером. Неопределенность своей веры Никодим доказал защищением Иисуса и участием в Его погребении. И он поступил очень благоразумно, когда от чудес Иисуса заключил к Его Божественному посланничеству и сказал: «таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А спасаемым нам сила Божия есть. А для нас, верующих в Иисуса Христа и чрез веру надеющихся получить спасение, это слово о кресте есть сила Божия: для нас, спасаемых чрез веру в Иисуса Христа, крест, на котором распят Христос Спаситель, преисполнен спасительной силы, есть древо жизни, источник спасительной благодати; есть дивная лествица, возводящая к небу. Апостол далее объясняет это могущество простого учения о спасении чрез веру в Иисуса Христа так: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией; тогда благоугодно было Богу безумием проповеди (т. е. простою, без искусственною проповедью) спасти верующих: ибо Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божью силу и Божью премудрость. Ведь безумное Божие, (эта простая, без искусственная, презираемая мудрецами мира проповедь) мудрее человеков, и немощное Божие (эта по видимому бессильная проповедь) сильнее человеков (всякой человеческой мудрости). Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал безумное мира (простых, некнижных рыбарей), чтобы посрамить мудрых, и немощное мира (этих бессильных словом и значением в мире), чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (чтобы показать бессилие, в деле спасения, мудрых, сильных и знатных мира); для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом чтобы все люди сознавали свое бессилие в достижении спасения, и всю надежду возлагали на Бога ( 1Кор.1;21–29 ). Послушайте, братия, как святый Златоуст изображает могущество апостольской проповеди: «Когда будут говорить, что Апостолы были люди простые, тогда мы прибавим, что они были и неученые, и некнижные, и бедные, и незнатные, и немудрые, и неизвестные. Не к бесчестию, а к славе Апостолов служит то, что они, будучи такими, явились славнее всей вселенной; ибо эти простые, некнижные и неученые победили мудрых, сильных и державных, хвалившихся богатством, славою и всем внешним, победили так, как – будто эти не были люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Наконец о божественном происхождении Свящ. Писания говорит и то могущественное действие, которое оно производило и производит на умы и сердца людей. Вспомним, прежде всего о том, какое влияние имело учение Христово на Его современников. После Нагорной беседы народ дивился учению Иисуса Христа, потому что, замечает евангелист, Он учил, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф.7:29 ). После праздника Кущей первосвященники и книжники послали служителей схватить Иисуса Христа, но последние не исполнили их приказания и на вопрос первосвященника – почему они не привели Его? отвечали: «никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ). История распространения христианства представляет великое зрелище того, как под влиянием учения Христова перерождалось человечество, совершенно изменялось в своей жизни и нравах, несмотря на то, что первые проповедники его были люди бедные и неученые (кроме св. апостолов Павла и Луки), и самому учению приходилось вести борьбу с императорами, жрецами и философами язычниками. Часто бывали такие примеры что язычники и великие грешники, раз, со вниманием прослушав чтение Свящ. Писания, делались христианами и обращались на путь спасения. Примеров таких много можно найти в житиях святых. Так было, например, с преп. Антонием, блаженным Августином , преподобномученицею Евдокиею и др. Чем же объясняется такое могущественное действие Свящ. Писания на умы и сердца людей? Ничем, разумеется, как только его божественным происхождением. Итак, благочестивые слушатели, много можно привести доказательств в пользу того, что в свящ. книгах мы имеем учение божественное. Но, братие, не будем много останавливаться на них, а лучше последуем словам Иисуса Христа. Всем желающим убедиться в божественности Свящ. Писания Господь говорит: «кто хочет творить волю Его (Бога Отца); тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» ( Ин. 7:17 ). Как и во всяком деле, чтобы оценить и усвоить что-нибудь, нужно испытать это, так чрез исполнение Христова учения мы и можем только убедиться в Его божественном достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Если же иногда нам представляется, что зло не имеет предела, тогда должны вспомнить, что Провидение и из злых действий извлекает благо. Божия премудрость и могущество тем особенно и отличается, что не только творит добро, но из самого зла извлекает добрые и полезные следствия, из зла извлекает благо, которое человек не всегда может приметить. Сокровенны судьбы Божии, коими Он злые действия обращает в успех добрых; и как нечестие, свидетельствует один из Отцов Церкви, благие действия Божии употребляет во зло; так чудное могущество благости Божией злые действия употребляет во благо. Заключим сие размышление уверенностью, что хотя Бог и попускает злые действия, но никак не является причиной греха. VI. Изъяснение второго члена Символа веры Беспредельное, неизъяснимое милосердие не ограничилось излиянием на человека всех благостей, возможных ко вмещению. Бессмертный дух, превосходство над всеми творениями, царствование над вселенной – печать Божества – суть только начальные дары Божией благости. Высшая степень милосердия – то, что человек соделался причастником Божественнаго естества. Таковое возвышение есть исключительное ходатайство Сына Божия – Бога же. Унижение человека, до которого низвела его собственная воля, может вести к возвышению по мере веры во Иисуса Христа, также смерть греховная пременяться на жизнь вечную, по словам Писания: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Мы, собравшиеся во храме, все и каждый порознь восклицая, как бы клянемся: «Верую во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго». Единый Господь Спаситель мира Иисус Христос Сын Божий! Сие должно разуметь не так, как говорит апостол Павел о человеке, усыновленном Богу: все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ( Рим.8:14 ). Сын Божий дал власть нам быть чадами Божиими – чадами, усыновленными по заслугам Его. – Мы рождены от Бога не так, как Христос: но рождены Его кровью, Его крещением, или точнее, мы только возрождены. – Бог послал Сына Своего в мир, дабы нам получить усыновление ( Гал.4:4–5 ); Иисус Христос от Отца рожден. Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Евр.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

29 ст. Для чего я и тружусь, и подвизаюсь силой Его, действующей во мне могущественно. В этом и состоит мой труд среди вас, для того только я тружусь, чтобы вести вас к нравственному совершенству по лествице христианских добродетелей, и укрепляюсь в этой своей деятельности силой Господа, Которого я проповедую вам, и эта сила действуете во мне могущественно, т. е. сопровождает мою деятельность знамениями и чудесами. Глава 2-я 1 ст. Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти. Так вот видите какой подвиг я имею ради вас, да и не только ради вас, но и ради тех которые находятся в Лаодикии, Иераполе, ради тех, которые даже не видели лица моего, т. е. даже и лично меня не знают. 2 ст. Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа Указывает апостол на свой подвиг с той целью, чтобы утешить, т. е. одобрить, сердца Колоссян и всех тех, о которых он сейчас сказал (1 ст.), утвердить сердца, объединенные любовью. Укрепить в чем? во всяком богатстве извещения разума, (слав. текст), иначе для всякого богатства совершенного разумения (русск. текст), т, е. апостол желает утвердить сердца Колоссян и других, объединенных христианской любовью, чтобы они, точно и совершенно ясно уразумели все относящееся к познанию тайны Бога и Отца и Христа, т. е. тайны искупления людей чрез крестные страдания и смерть Христа и призвания в Церковь Христову и язычников. 3 ст. В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. В Нем, во Христе, как сосредоточии сей тайны, сокрыты и заключаются все сокровища христианского ведения и христианской премудрости. Кто познал Христа Спасителя мира, тот обладает ведением, тот исполнен премудрости и ему уже более ничего не нужно в деле достижения спасения. С 4-го стиха апостол переходит к предупреждению Колоссян от лжеучителей. 4 ст. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами. Пожелавши Колоссянам усовершаться в познании тайны Бога Отца и Господа Иисуса Христа, апостол раскрывает здесь и в дальнейших стихах, почему он это делает и для чего. Все это я вам говорю, т. е. и о своем подвиге для вас и о желании познать вам тайну Бога Отца и Господа Иисуса Христа, для того чтобы кто-нибудь не прельстил вас, не ввел в обман ловко и тонко построенными речами и искусными из них выводами и тем не отвлек от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

И отвечал идол им: «Этот страх причинен неведомым Богом, который и есть истинный Бог, и никто, кроме Него, не достоин Божеских почестей. Ибо Он истинно Сын Божий. От Его пришествия затрепетала вся страна сия; она смутилась и устрашилась, и мы испытываем великий страх перед могуществом Его». И в мгновение ока этот идол упал и разбился, так же как и другие идолы, бывшие в стране, и падение их заставило сбежаться всех обитателей Египта. Глава XI Но сын жреца, когда настал приступ болезни, которой он был подвержен, вошел в гостиницу и поносил Иосифа и Марию. И все убежали, и так как Мария мыла пелены Господа Иисуса и вешала их на перекладину, маленький одержимый взял одну из пелен и положил себе на голову. И тотчас же бесы покинули его, выходя из его рта, и их видели улетающими в образе воронов и змей. И было дитя в тот час искуплено могуществом Иисуса Христа, и стало оно петь хвалы Господу, освободившему его, и благодарить Его. И когда увидел отец его, что ему возвратилось здоровье, он изумился и сказал: «Сын мой, что случилось с тобой и как ты исцелился?» И, отвечав, сказал сын ему: «Когда бесы терзали меня, вот я вошел в гостиницу, и я увидел там чрезвычайно красивую женщину с ребенком, и Она вешала на перекладину пеленки, которые мыла. Я взял одну и положил ее себе на голову, и бесы тотчас же убежали и покинули меня». Слыша это, отец исполнился радости и воскликнул он: «Сын мой, может быть, Младенец этот Сын Бога Живого, сотворившего небо и землю, и как только Он прошел около нас, идол разбился и подобия всех богов наших упали, и сила высшая их разрушила их». Глава XII 187 Так исполнилось написанное пророком: «Из Египта воззвал Я Сына Моего 188 ». Когда Иосиф и Мария узнали, что идол упал и разбился, они были охвачены страхом и трепетом и говорили между собою: «Когда мы были в земле израильской, Ирод хотел погубить Иисуса, и того ради повелел он умертвить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях его. И, конечно, египтяне сожгут нас живыми, если узнают, что идол этот сокрушен».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Скачать epub pdf Тайная вечеря ( Мф. 26:26–30 ) Когда Господь освободил Свой народ от египетского рабства, то Он заповедал им, чтобы они, вкушая пасхальный агнец, праздновали этот день вечные времена и чтобы при этом прославляли могущество и милость Своего Бога. Причем Он велел им сказать: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите (им): «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 25–27 ). Мы, христиане, тоже имеем Пасхального Агнца ( 1Кор. 5, 7 ), и этот Агнец есть Христос, ради нас закланный. Но мы имеем еще и нечто другое, что гораздо лучше и величественнее освобождения ветхозаветного народа, так как Единородный Сын Живого Бога избавил нас не от земного рабства, но освободил нас от всех наших грехов, смерти и власти диавола. Об этом великом даре, который мы получили через Него, мы должны вспоминать в своих тихих комнатах, с верою обращая наши молитвенные взоры на первосвященническую Жертву. Об этом мы должны свидетельствовать в своих домах, читая и рассказывая истории святых страстей нашим детям и прислуге. Это спасение мы должны праздновать в наших храмах, воспевая здесь наши чудные церковные песнопения и слушая проповеди о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это же спасение мы должны также возвещать и в Святом Таинстве Евхаристии, к чему усиленно приглашает нас ап. Павел, когда говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ). Перенесемся же мысленно в убранную горницу, находящуюся в городе Иерусалиме. Там мы застаем небольшой, близких друг другу кружок людей, собравшихся сюда, по обычаю своих отцов, вкусить пасхального агнца. Среди них сидит удивительный Муж. Он одет в простую без всяких украшений одежду и не отличается внешним, земным лоском и величием. Но, несмотря на это, в Его глазах и на лице отражается небесное величие и божеское могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Почему мы называем Бога Отцом? – Потому что Он – Отец Иисуса Христа, Своего единородного Сына, и точно так же всех тех, кто, переродившись через Иисуса Христа, становятся чадами Его.   Почему мы называем Бога Творцом? – Потому что Он сотворил все видимое и невидимое Своей силой и премудростью, и ничто не возникло и не существует без Него. Бог есть Творец и Вседержитель.   Что подразумевается под небом ? – Ангелы – невидимые бесплотные духи, число которых неисчислимо.   Похожи ли Ангелы на людей? – Да. Как и люди, Ангелы суть личности, одаренные разумом, чувствами, могуществом и личным именем. Как и люди, они находят благость в Боге.   Чем Ангелы отличаются от людей? – Ангелы бесплотны и бессмертны.   Кто такие Ангелы-хранители? – Это те из Ангелов, которым вменено в обязанность охранять и защищать каждого из людей в отдельности. Сам Христос подтвердил это следующими словами: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).   Все ли Ангелы одинаковы? – Все Ангелы одинаковы по природе своей, но различаются славой, могуществом и делами своими. Существует девять ангельских чинов: Престолы, Херувимы, Серафимы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.   Как по-другому в Библии названы Ангелы? – Очень часто их называют Небесным воинством, Воинством Господним.   Почему их называют воинством ? – Потому что они – божественная военная сила, противостоящая злым духам, которые против Бога и нападают на людей.   Кто такие злые духи ? – Злые духи – это бывшие ангелы, отпавшие от Бога и ставшие врагами и Бога, и людей.   Как по-другому называют злых духов? – Злых духов иначе называют диаволами или бесами.   Что означает слово диавол ? – Оно значит: клеветник или обольститель. Диаволы непрестанно клевещут на Бога и людей.   На какие злые дела бесы непрестанно наводят людей? – Они внушают людям все грешные желания и наводят их на дурные дела, которые противны Заповедям Божьим, в основном, это – ненависть, ложь и насилие. Об этом Иисус Христос говорил иудеям, гонителям Своим: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8, 44).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В предсказаниях древних пророков, Мессия, имеющий прийти в мир, часто представлялся в образе Царя (2 царств, VII, 12–19; 2-й Псл. 6, 8 ст.; Исаии II, 2–4; IX, 6–7; XI, 1–10; Иезек. XXXIV, 23–24; Дah. II, 44 ). И Ангел, предвозвестивший Пресвятой Деве рождение от Нее Спасителя, сказал о Нем, что Он воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Ею не будет конца ( Лук. 1, 3, 5 ). Большая часть иудеев на самом деле и думали увидеть в ожидаемом Мессии земного царя, который прийдет возстановить Давидово царство, и покорить ему других народов. Но Иисус Христос всею своею жизнию опровергал это их чаяние, и показывал, что его царского достоинства нельзя понимать в земном смысле. «Царство Мое не от мира сего» сказал Иисус Христос на вопрос Пилата: «Царь ли Ты?» ( Uoah. XVIII, 33, 36 ст.) Некоторые из латинских богословов пытались перетолковать и эти ясные слова, обличающие мирские притязания пап, объясняя их таким образом, что Иисус Христос этими словами не отрицал в себе достоинства царя земного, но выражал только ту мысль, что свои царские права он подучил не от мира сего, не от людей – по праву преемства или завещания, а непосредственно от Самого Бога – Отца Своего 42 .Но дерзкая произвольность такого объяснения ясно обличается следующими же словами Иисуса Христа Пилату: «если бы Царство Мое было от мира сею; то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеем; но Царство Мое не отсюда.» (Тот же 36-й ст.) Этими словами Иисус Христос отвергал не только мирское происхождение, но и мирской характер – мирскую силу своего царства. Я вся жизнь Иисуса Хряста показывает, что Он не считал Себя и не намеревался быт царем на земле. Он родился не на троне, а в яслях; Он во время жизни Своей не имел, где главу приклонить; Он умер позорною смертию; не потому конечно, что не успел или не мог занять престол Давида отца своего; Он мог бы покорить себе все царства мира; Он мог бы призвать себе на помощь и защиту легионы ангелов (Матф. XXVI, 53.) Но Он на то родился, и на то пришел в мир, чтобы властвовать над сердцами людей, не могуществом внешней силы, а только могуществом истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010