Псалом 65 Вся земля должна прославлять всесильного Господа Промыслителя, творящего страшные дела – чудеса, который подвергает испытанию свой народ, но и спасает его; причем и сам псалмопевец дает обет – особенно благодарит Бога за свое спасение. В конец, песнь псалма, Воскресения. В надписании этого псалма в подлинном, еврейском, тексте и в древнейших рукописях греческого перевода слова воскресения нет: оно вошло сюда позже, как указание, что псалом этот употребляется в христианской церкви, при богослужении на праздник Воскресения, чему соответствуете и содержание оного (ср. ст. 3–4, 8–9). 1–4. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя! Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. Созерцая дела Господа Бога, как всемогущего Царя и Судии всей земли, псалмопевец призывает всех славить Его. – Воскликните Господу, вся земля, – все обитатели земли, как это делалось обыкновенно всем народом в определенные минуты при торжественном богослужении в храме. – Пойте же имени Его, – пойте псалмы, в которых прославляется имя Божие, т. е. свойства и совершенства Господа, открывающиеся в Его делах и выражающие славу Его победоносного могущества и царственного владычества (ст. 3–6, 7, 12). – Дадите славу хвале Его, точнее – воздайте славу в хвале Его, т. е. хвалите Господа так, чтобы хвала ваша была достойным выражением славы Его, как всемогущего Царя всей земли. – Скажите Богу, или – прославляя Бога за Его дела, скажите: как страшны дела Твои – дела Твои возбуждают величайший благоговейный страх пред Твоим могуществом и владычеством. – Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои, точнее – обманутся в Тебе враги Твои, т. е. они узнают, что ошиблись в мнении о Твоем могуществе, когда увидят, как оно велико, непреодолимо и страшно проявляется в делах Твоих, а потом уже и не будут Твоими врагами, ибо покорятся Тебе. – Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, – в виду Твоего могущества, столь страшного для всех врагов Твоих, все обитатели земли должны будут поклониться и поклонятся Тебе и будут воспевать славу имени Твоего, как Царя, Вышнего – над всеми преобладающего, всем страшного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Тайная вечеря ( Мф. 26:26–30 ) Когда Господь освободил Свой народ от египетского рабства, то Он заповедал им, чтобы они, вкушая пасхальный агнец, праздновали этот день вечные времена и чтобы при этом прославляли могущество и милость Своего Бога. Причем Он велел им сказать: «Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», скажите (им): «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 25–27 ). Мы, христиане, тоже имеем Пасхального Агнца ( 1Кор. 5, 7 ), и этот Агнец есть Христос, ради нас закланный. Но мы имеем еще и нечто другое, что гораздо лучше и величественнее освобождения ветхозаветного народа, так как Единородный Сын Живого Бога избавил нас не от земного рабства, но освободил нас от всех наших грехов, смерти и власти диавола. Об этом великом даре, который мы получили через Него, мы должны вспоминать в своих тихих комнатах, с верою обращая наши молитвенные взоры на первосвященническую Жертву. Об этом мы должны свидетельствовать в своих домах, читая и рассказывая истории святых страстей нашим детям и прислуге. Это спасение мы должны праздновать в наших храмах, воспевая здесь наши чудные церковные песнопения и слушая проповеди о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это же спасение мы должны также возвещать и в Святом Таинстве Евхаристии, к чему усиленно приглашает нас ап. Павел, когда говорит: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11, 26 ). Перенесемся же мысленно в убранную горницу, находящуюся в городе Иерусалиме. Там мы застаем небольшой, близких друг другу кружок людей, собравшихся сюда, по обычаю своих отцов, вкусить пасхального агнца. Среди них сидит удивительный Муж. Он одет в простую без всяких украшений одежду и не отличается внешним, земным лоском и величием. Но, несмотря на это, в Его глазах и на лице отражается небесное величие и божеское могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

1. Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея – задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: «Каким знамением докажешь Ты нам» ( Ин. 2:18 )? а здесь молчат, хотя Христос и укорил их, – молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме, и называли Христа противником Божиим, тогда, как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Они видели, как Он и чудеса творил, и как слова Его согласны с делами Его. Но они не убеждались и этим, а негодовали, несмотря и на то, что слышали пророка, говорящего об этом, и отроков, не по летам своим прославлявших Иисуса. Потому Он, обличая их, приводит слова пророка Исаии: «Дом Мой домом молитвы наречется». И не этим только показывает Христос Свою власть, но и тем, что исцеляет различные болезни. «И приступили, – говорится,– к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» ( Мф. 21:14 ). И здесь Он являет Свою силу и могущество. Но иудеи не трогались и этим, но, видя и последние чудеса Его и слыша отроков, прославляющих Его, сильно негодовали и говорили Ему: «слышишь ли, что они говорят» ( Мф. 21:16 )? Христу лучше бы надлежало сказать им: «слышите ли, что они говорят»? Ведь отроки воспевали Его, как Бога. Что же Христос? Так как иудеи противоречили столь очевидным знамениям, то Христос, чтобы сильнее обличить их и вместе исправить, говорит: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Мф. 21:16 )? И хорошо Он сказал – «из уст», так как слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала несовершенным еще языком их. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины убедительно и с верою, – и вместе немало утешало и апостолов. Именно, чтобы апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам, отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба! Итак, поскольку много было причин, от которых раздражались иудеи, например, толпы народа, изгнание из храма торгующих, чудеса, пение отроков, то Христос опять оставляет их, чтобы утишить их гнев, и не хочет предлагать им Своего учения, чтобы они, снедаемые завистью, не пришли еще в большее негодование от Его слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 14. Погибель царя Вавилонского. Истребление Филистимлян 1. Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. (Скоро идет и не умедлит: и помилует Господь Иакова и изберет паки Израиля, и почиют на земли своей, и пришлец приложится к ним и приложится к дому Иаковлю). Время суда Божия над Вавилоном близко, скоро наступят дни его бедствий. Приближение этого времени вполне зависит от меры наказания народа Израильского, которое строго определено правосудием Божиим. Как скоро мера наказания народа исполнится, то начнутся казни над жестоким Вавилоном. Они обнаружат, что Господу покорно всякое могущество земное, оно ничтожно пред Всемогущим и уничтожается Им, как соблазнительное и пагубное для избранных Царя небесного. Когда Господь уничтожит могущество Вавилона и через то освободит свой народ, возвратит его в свою землю; то в этом откроет не только свою царственную славу, но и отеческую любовь. То и другое привлечет, к Нему умы и сердца многих язычников-иноземцев, которые, не смотря на рознь по происхождению, сроднятся с евреями духом и составят одно, постоянно целое общество – церковь Божию. 2. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими. (И поймут их языцы и введут на место их, и наследят и умножатся на земли Божии в рабы и рабыни: и будут пленени пленившии я, и обладани будут обладавшии ими). Как свидетели падения Вавилона, которое предопределил и предвозвестил Бог , все народы признают в том действие верховного Бога, которого одного чтут евреи. Вместе с тем, все признают их народом, достойным покровительства Божия. При таком сознании необходимо переменять к лучшему и сами отношения язычников к народу избранному: отсюда – сближение с евреями, добровольное подчинение и служение им язычников. Так совершится плен пленивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Проповедь на Великий Пяток Апрель 21st 2011 Проповедь на Великий Пяток Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее апостольское чтение из первой главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, известное, как слово о Кресте. И оно должно быть хорошо знакомо постоянным прихожанам наших храмов, поскольку читается в дни и праздники, связанные с воспоминанием креста Господня и крестных страданий Спасителя. Этот отрывок начинается словами апостола: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия». Юродство значит глупость или безумие. Вообще во всем этом слове апостола Павла о кресте идет противопоставление мудрости и глупости. Это противопоставление было характерно для древнего мира. Люди часто думают, что они мудрые. Но чем больше человек говорит о своей мудрости, тем он глупее. Поэтому еще в Ветхом Завете было сказано: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Имеются в виду не подлинные мудрецы, а те, кто считает себя таковыми. Подлинные мудрецы о своей мудрости не говорят. Например, один из умнейших людей своего времени философ Сократ любил повторять: Я знаю, что я ничего не знаю. Да, действительно, чем больше человек знает, тем шире перед ним раскрывается область неведомого и непознаваемого. Ну а человек глупый думает, что он знает все. Возвращаясь к тексту, надо задаться вопросом, а почему же слово о кресте, ну конечно, не о кресте, как об орудии казни, а слово о Боге, распятом на кресте, для многих является юродством, то есть безумием, глупостью? Древний мир, мир апостольского времени, был миром религиозным в отличие от нашего времени. Иудеи верили в единого истинного Бога, а все остальные народы, будучи язычниками, верили в многочисленных богов, которых сами для себя создавали. Но как иудеи, так и язычники в своих представлениях о Боге исходили из того, что Он – Всемогущий. И если язычники, эллины, как называет их апостол Павел, в своих мифах о богах допускали, что среди них бывают воины, победители и побежденные, бывают более могущественные боги, бывают менее могущественные, но представить себе, что Бог мог быть мучим и убит людьми – ну, для них это был полный абсурд. Действительно, безумие, глупость, юродство.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

С. Успенский Девятый член Символа веры Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Ветхозаветный прообраз Церкви Христовой Однажды царь вавилонский Навуходоносор видел сон. К утру он забыл его. И тогда царь созвал всех мудрецов страны и потребовал, чтобы они вспомнили и отгадали забытый сон. Но никто не мог исполнить желание царя. Разгневанный Навуходоносор приказал умертвить всех мудрецов, как людей бесполезных. В числе осужденных был и иудей Даниил, исповедовавший веру в Единого Истинного Бога. Узнав о приказании царя, Даниил обратился с молитвой к Богу, и Господь открыл ему сновидение Навуходоносора. – Ты видел, – сказал Даниил царю, – огромное и страшное тело, у которого голова золотая, руки и плечи серебряные, стан медный, а ноги частью железные, частью глиняные. Потом невидимой силой отторгшийся от горы камень ударил в глиняные ноги великана, сокрушил его в прах, а сам вырос в великую гору и покрыл всю землю. Твое видение означает четыре великие царства, которые последуют одно за другим. Золотая голова великана изображает собой твое славное могущественное царствование. После тебя будет царство меньшее и слабейшее, это и означают серебряные руки и плечи, а после этого будет царство медное и, наконец, четвертое – железное, могущественное, но непрочное, потому что оно наполовину глиняное. Потом восставит Бог Небесное Царство. Выслушав это, Навуходоносор сказал Даниилу: – Поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей, Царь царей... После этого он поставил Даниила главным начальником Вавилонской области. Какие же это царства, о которых предсказал Навуходоносору святой пророк Даниил? События последующих веков показали, что за Вавилонским царством последовало царство Грекомакедонское, уничтоженное четвертым царством – Римским. Что же это за камень, без помощи рук человеческих отделившийся от горы, и что это за Царство Вечное? По изъяснению святых отцов и учителей Церкви, камень – это Господь Иисус Христос, а Царство Его – Святая Церковь христианская. Священник И. Виноградов

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf 44. Неделя двадцать седьмая по Пятидесятнице Eф. VI, 10–17 10. Братия, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. 14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15. и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Во время битвы в минуты роковые великую силу для войска имело ободрительное слово любимого полководца, примерного в бою и преданного армии и царю. Также точно всегда благовременно ободрительное и предостерегающее слово великого борца и подвижника за дело Христово апостола Павла ко всем христианам всех времен. Христиан окружают и среди христиан почти постоянно действуют силы, враждебные спасению души, прославлению Христа и распространению Его Церкви. Врагов спасения много; они зорко следят за нашей жизнью, рады нашей оплошности и падениям. И не будь благодати и помощи Божией, мы бы давно были погибшими созданиями в плену у врага. Но Господь поддерживает нас. Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело ( Nc. XXXXV, 2 ). На Него-то и указывает св. апостол, ободряя верных, мужественных христиан. Гл. VI, 10. Братия, говорит он, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. А не надейтесь на собственные силы, на свою развитость, твердость воли, наблюдательность. Без Бога споткнетесь. Кто из нас не испытывал этого? Одолевает нас, примерно, какая-либо страсть. Мы сознаем, что глупо ей подчиняться, позорно для нашего положения быть рабом ее; и мы готовы подавить ее; даем честное, благородное слово себе впредь не слушаться греховных, преобладающих влечений своего сердца. И что же? Веруя в силу своей воли, мы на первых порах как будто изменились, но немного спустя представился обольстительный повод помянуть старинку, проявить недавнюю страстишку – и мы, как несмышленые малые дети, забываем и свой зарок, свое благородное слово, и опять падаем в глубины скверн. Где тогда наша сила воли? Где наше горделивое уважение своего достоинства? Оно попрано, забыто в приятельской веселой, разгульной компании. А врагу нашему только то и надо, и любо. Он следит за каждым нашим словом, за каждым делом; присутствует при наших замыслах и не оставляет нас на нашей молитве в самом священном месте – в храме. И немудрено ему уследить за нами, зато трудно нам избежать его козней. Враг-то наш есть сатана, мироправитель над темными делами века сего в жизни сей людской. У него много слуг, преданных ему, много подчиненных ему начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Бог Отец (греч. Θες Πατρ) – одно из Лиц ( Ипостасей ) Единотроичного Бога, Пресвятой Троицы , Причина бытия Сына и Святого Духа . Бог Отец единосущен Сыну и Святому Духу и равночестен Им. Почитая молитвенно Бога Отца, христиане почитают Его не как обособленную Божественную Ипостась , но как одну из Ипостасей Единого Бога: как Того, Кто неразделен с Сыном и Святым Духом. Чем отличается Бог Отец от Бога Сына и Бога Святого Духа? От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит, но Сам предвечно рождает ипостась Сына и предвечно (то есть бесконечно, вне времени, присущего нашему тварному миру) изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трёх, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», – пишет свт. Григорий Богослов . Почему мы называем Бога – Отцом? Бог Отец является Отцом по отношению к Своему Единородному Сыну: Он рождает Его в вечности. Вместе с тем можно утверждать, что по отношению к усыновлённым Богом верующим Отцом именуется Триединый Бог. Почему в молитве Господней мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш»? Иисус Христос является Сыном Божьим в особом, исключительном смысле этого слова: Он рождается Богом Отцом. Мы же созданы Богом и являемся Его детьми по благодатному усыновлению. Благодаря самоотверженной Жертве Иисуса Христа и мы имеем честь обращаться к Богу словами «Отче наш», в соответствии с евангельским свидетельством: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Бог Сын и Бог Святой Дух действуют обособлено от Бога Отца? Или же действие Отца и Сына и Святого Духа едино? Действие Отца и Сына и Святого Духа едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Три Божественные Ипостаси – не три обособленных Бога, обособленных Действователя, но один. Отвечал ли Бог Отец Иисусу Христу?

http://azbyka.ru/bog-otec

Акты Латеранского Собора 649 г. 1. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, Отца, Сына и Святого Духа, Троицу в единстве и единство в Троице, то есть Единого Бога в трех единосущных Ипостасях и равной славы, и для Троих – одно и то же Самое Божество, природу, субстанцию, могущество, владычество, царство, власть, волю, действие, полновлястие, несотворенное, безначальное, беспредельное, незыблемое, сотворяющее создания и всеобъемлющее в Своем Провидении, да будет осужден. 2. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Один из Святой, Единосущной и поклоняемой Троицы, Бог Слово сошел с небес, воплотился от Духа Святого и Пресвятой Приснодевы Марии, стал человеком, был распят и во плоти, ради нас и ради нашего спасения, добровольно замучен и погребен, воскрес в третий день, восшел на небеса и сидит одесную Отца, вновь вернется во славе Отца, во плоти, которую принял, и со Своей духовной душой, чтобы судить живых и мертвых, да будет осужден. 3. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, что Пресвятая Мария, Непорочная и Приснодева, является Богородительницей, или Богородицей, поскольку Бога Слово, рожденного Богом Отцом прежде всех веков, Она в конце времен зачала особенным образом и истинно от Святого Духа, без человеческого семени, и родила непорочно, так, что Ее девство и после рождения осталось нетронутым, да будет осужден. 4. Если кто-либо не исповедует, в истинном и собственном смысле, согласно Святым Отцам, двух рождений одного и Единого Иисуса Христа, Господа и Бога ншего: одного – прежде всех веков, от Бога Отца, бестелесного и вечного, другого – от Святой Марии, Приснодевы, Матери Божией, телесного, в конце веков, и одного и Единого Господа и Бога нашего Иисуса Христа, единосущного Богу Отцу по Своему Божеству, единосущного человеческой природе и Своей Матери по Своему Человечеству, способного страдать во плоти, не могущего страдать по Своему Божеству, ограниченного в Своем теле, неограниченного в духе, одновременно сотворенного и несотворенного, земного и небесного, видимого и понимаемого, постижимого и непостижимого, чтобы человек, подпавший под власть греха, был полностью восставлен совершенным человеком, Который был также Богом, — да будет осужден.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4159...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Дарашевич: Отступление людей от Бога дает силам зла эйфорию победы Известный пастырь об усилении в наше время апостасийных тенденций 20.04.2011 1236 Ничего необычного в том, что какие-то ученые сделали какие-то «открытия» относительно времени Тайной Вечери , я не вижу. Так происходит в последние 2000 лет. Нас самом же деле, последняя новость, которая была, - это как раз известие о Воскресении Христовом, что Христос Воскрес. После этого никаких значимых новостей уже нет. Однако в наш апостасийный век многие люди, отступая от Бога, уже даже не верят в воскресение после смерти . В принципе, до Второго Пришествия Христова их и не будет. Будет только ожесточение и сопротивление сил зла , это естественно. Они уже имеют опыт поражения, когда Господа распяли, а Он воскрес. Они знают, что погибнут, что поражение будет полным и окончательным. Что дает этому злу силы? Дает то, что мы, люди, ему поддаемся, человечество покупается на грязные, дешевые, подлые, эгоистические, какие угодно дьявольские приманки. Это работает, дьявол разбрасывает их, и люди хватаются за разврат, потребление, насилие, которое оказывается уже возможным, которое покрывается могущественными силами, довлеющими в этом мире. Эйфорию победы им дает отступление людей от Бога. Зная, что он все равно погибнет, дьявол возбуждается этой мнимой победой над людьми, видя, столько душ к нему идет, что число его адептов увеличивается. И действительно, это отступление идет от Бога. Мы видим, что делается в школах по всем странам. Дьявол возьмет реванш, воссядет на царение, но это не новость для нас, это будет власть над всем миром. Мы не должны бояться, что есть какой-то процент отступлений и поруганий наших святынь среди людей. Это все было, есть и дальше будет еще в сотни раз больше. Человечество еще переживет фазу всеобщего отступления, когда только малая горсть останется верными Христу. Но мы точно знаем: как одни не смогли распять Господа - пришла Пасха Христова, также будет и впредь - когда человечество растлят и соблазнят, кого-то даже распнут, но полностью победить человека дьявол все равно не сможет. Второе пришествие Христа все равно будет.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/20/ie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010