Что подразумевается под небесами? Небеса - это невидимый духовный мир, к которому принадлежат неисчислимое число Ангелов. Кто такие Ангелы? Ангелы - духи бесплотные и невидимые. Похожи ли Ангелы на людей? Да. Как и люди, Ангелы суть личности, одаренные разумом, чувствами, могуществом и личным именем. Как и люди, они находят благость в Боге. Чем Ангелы отличаются от людей? Ангелы бесплотны и бессмертны. Кто такие Ангелы хранители? Это те из Ангелов, которым вменено в обязанность охранять и защищать каждого из людей в отдельности. Сам Христос подтвердил это следующими словами: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Все ли Ангелы одинаковы? Все Ангелы одинаковы по природе своей, но различаются славой, могуществом и делами своими. Существует девять ангельских чинов: Престолы, Херувимы, Серафимы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Как по-другому в Библии названы Ангелы? Очень часто их называют Небесным воинством, Воинством Господним. Почему их называют воинством? Потому что они - божественная сила, противостоящая злым духам, которые против Бога и нападают на людей. Кто такие злые духи? Злые духи - это ангелы, отпавшие от Бога и ставшие врагами и Бога, и людей. Как по-другому называют злых духов? Злых духов иначе называют диаволами. Что означает слово диавол? Оно значит: клеветник или обольститель. Диаволы непрестанно клевещут на Бога и людей. На какие злые дела диаволы непрестанно наводят людей? Они внушают людям все грешные желания и наводят их на дурные дела, которые противны Заповедям Божьим, в основном, это - ненависть, ложь и насилие. Об этом Иисус Христос говорит неверующим иудеям, гонителям Своим: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44). Как узнать, что некоторые люди соблазнены диаволом?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1149...

Если же иногда нам представляется, что зло не имеет предела, тогда должны вспомнить, что Провидение и из злых действий извлекает благо. Божия премудрость и могущество тем особенно и отличается, что не только творит добро, но из самого зла извлекает добрые и полезные следствия, из зла извлекает благо, которое человек не всегда может приметить. Сокровенны судьбы Божии, коими Он злые действия обращает в успех добрых; и как нечестие, свидетельствует один из Отцов Церкви, благие действия Божии употребляет во зло; так чудное могущество благости Божией злые действия употребляет во благо. Заключим сие размышление уверенностью, что хотя Бог и попускает злые действия, но никак не является причиной греха. VI. Изъяснение второго члена Символа веры Беспредельное, неизъяснимое милосердие не ограничилось излиянием на человека всех благостей, возможных ко вмещению. Бессмертный дух, превосходство над всеми творениями, царствование над вселенной – печать Божества – суть только начальные дары Божией благости. Высшая степень милосердия – то, что человек соделался причастником Божественнаго естества. Таковое возвышение есть исключительное ходатайство Сына Божия – Бога же. Унижение человека, до которого низвела его собственная воля, может вести к возвышению по мере веры во Иисуса Христа, также смерть греховная пременяться на жизнь вечную, по словам Писания: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Мы, собравшиеся во храме, все и каждый порознь восклицая, как бы клянемся: «Верую во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго». Единый Господь Спаситель мира Иисус Христос Сын Божий! Сие должно разуметь не так, как говорит апостол Павел о человеке, усыновленном Богу: все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии ( Рим.8:14 ). Сын Божий дал власть нам быть чадами Божиими – чадами, усыновленными по заслугам Его. – Мы рождены от Бога не так, как Христос: но рождены Его кровью, Его крещением, или точнее, мы только возрождены. – Бог послал Сына Своего в мир, дабы нам получить усыновление ( Гал.4:4–5 ); Иисус Христос от Отца рожден. Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Евр.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

И как человекам положено однажды умереть…, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение » (Евр. 9:26–28). Апостол показывает и силу жизни по Богу и могущество греха, — силу жизни по Богу тем, что Христос уже не умрет, а могущество греха тем, что он побудил умереть Безгрешного; следовательно, как же он не погубит тех, которые действительно виновны? Потом, так как (апостол) беседовал о жизни Христовой, то, чтобы кто–либо не сказал: «какое эти слова имеют отношение к нам»? — он присовокупил далее: « Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога » (ст. 11). Хорошо сказал — « почитайте » ( помышляйте), потому что пока невозможно представить видимым образом то, о чем он говорит. О чем же мы должны помышлять, спросишь? « Себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем », т. е., живущий для Бога, достигнет всякой добродетели, имея своим споборником самого Иисуса; это и значит — « во Христе ». Если он воскресил нас мертвых, то тем более может поддержать нас, когда мы живем. « Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему » (ст. 12). Не сказал (апостол): да не живет, или: да не действует плоть, но: « да не царствует грех », потому что Христос пришел не упразднить природу, но исправить волю. Затем, показывая, что мы удерживаемся во власти порока не силою или по необходимости, но добровольно, (апостол) не сказал: да не господствует, что указывало бы на принуждение, но: « да не царствует ». Неуместно было бы руководимым в царствие небесное иметь царем грех и призываемым царствовать со Христом желать сделаться пленниками греха, как нелепо было бы и то, если бы кто–нибудь, снявши с головы диадему, захотел быть рабом безумной женщины, убогой и одетой в рубище. Потом, так как тяжело победить грех, то смотри, как (апостол) и легкость показал, и в труде утешил, сказав: « в смертном вашем теле ». Этим он дает понять, что подвиги временны и скоро прекращаются, а вместе напоминает нам о прежних злых делах и о корне смерти, так как сначала тело сделалось смертным чрез грех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей… могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». [ 22 ] Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание… Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту, является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом. Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле — Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» (1 Пар. 29:11-12). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» (Ис. 48:13); Бог «держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3). Имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости, причем Он изливает это добро на все Свои создания, освящая их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Не бойся, Мария! Не тщетно это приветствие, и не печаль оно предвещает Тебе! Господь с Тобою. Податель всякой радости, Спаситель всего мира, – с Тобою Тот, Который, не отлучаясь Отеческих недр, вместился в Твоей утробе. Я назвал Тебя благодатною, чтобы выразить радость сокрываемого в Тебе таинства. Я назвал Тебя благодатною, потому что всю эту радость Ты вмещаешь во чреве Твоем, потому что Ты – одежда благолепная по красоте Божественных даров. Господь с Тобою! – воззвал я, чтобы выразить могущество вселившегося в Тебя. Он – Господь и Бог, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, – Твой Сын, о Дева, и Спаситель всех ( Ис. 9:6 ). Господь с Тобою: с Тобою благодать и истина. Господь закона, но Отец благодати и источник истины. Не бойся, Мария! Господь с Тобою. Властитель всякого начальства, Сын Отца светов, Который в вечности родился от Него, но во времени воплотился от Тебя, Который на небе весь – в недрах Отца, а на земле весь – с Тобою во чреве; Он – с Тобою и в Тебе, Невместимый по естеству, вселившись в Твою утробу, вместился в Тебе. Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, – благодать, которой не получила Сарра, которой не испытала Ревекка, которой не познала Рахиль; Ты обрела благодать, которой не удостоилась ни славная Анна, ни соперница ее Фенанна: ибо хотя они из бесчадных сделались матерями, – но вместе с бесчадием потеряли девство; а Ты, став Матерью, сохранила и девство Свое невредимым. Итак, не бойся: Ты обрела благодать у Бога, – благодать, какой никто, кроме Тебя, не обретал от вечности. В чем же состоит это преимущество благодати у Бога? Ты обрела благодать у Бога; и се, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус ( Лук. 1:30, 31 ). О, чудо! Сперва Ангел разрешает Ее сомнение, а после объясняет самое дело. И смотри, что производит его краткая речь: прогоняет страх, предвозвещает благодать, объясняет зачатие, предсказывает рождение и назначает имя Рождаемому. Но здесь еще не – конец словам его. Чтобы показать великое могущество Младенца, он тотчас присовокупил: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится над домом Иаковлевым во веки, и царствию Его не будет конца ( Лук. 1:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Потому, прошу тебя, скажи мне о богатстве славы Божией и о Его чрезвычайном могуществе " . Учение о непостижимой мудрости всемогущего Бога, о Его славе, могуществе и величии Снова вдохновенно повел свою речь Варлаам: " Молю Бога, чтобы Он Сам научил тому, о чем ты желаешь узнать; чтобы Он вложил в твою душу это познание, потому что совершенно невозможно человеку выразить славу и могущество Божие, хотя бы для этого соединились все языки людские. Евангелист и великий Богослов говорит: Бога не видал никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18); так что никто из смертных не может постигнуть славы и величия Невидимого и Непостижимого, кроме тех, кому Он Сам пожелает открыть, как открыл это Апостолам и пророкам. Мы же узнаем или из их повествований, или из самой природы вещей, насколько, конечно, нам вообще доступно постигать это. Св. Писание говорит: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы (Пс.18:2; Рим.1:20). Подобно тому, как кто-нибудь, увидев великолепный дом или какое другое сооружение, представляющее прекрасную гармонию, стал бы удивляться строителю и творцу их, так и я, созданный и получивший жизнь из ничего, хотя и не могу видеть своего Творца, но из замечательного целесообразного и мудрого устройства своего существа заключаю о Его мудрости. Конечно, я не могу понять ее совершенно, но только в пределах человеческой способности. Я сознаю, что не сам по себе произошел, но что Верховное Существо по Своей воле сотворило меня, как вообще человека, выше всех прочих тварей, хотя по размеру и силе физической меньше некоторых из них. Затем, когда я оставляю эту жизнь и по Его воле переменяю ее на другую, вечную, бесконечную, то ни в чем не могу пойти наперекор силе Его божественного предопределения; не в состоянии ничего ни прибавить к своему существу, ни отнять: одряхлевшего я не могу возобновить, растлевшего - восстановить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Что это значит и в чем могущество Божие? Могущество это в соблюдении воли человека и свободы его выбора. И пока само наше естество не взыщет Бога от всего сердца, Господь не ведет нас насильственно в Царство Божие понуканиями и угрозами – пока сама душа наша не взыщет Бога так зримо, так ощутимо, как говорит псалмопевец Давид: «В день скорби моея Бога взысках рукама моима» (Пс. 76: 3). Но в душе мы еще любим грех, лелеем свои «слабости», как, самооправдываясь, называем мы свои грехи, и не можем, не хотим с ними расстаться. Всей своей жизнью мы как бы говорим: «Неправ путь Господа!» (Иез. 18: 29), так же, как и во времена пророка Божиего Иезекииля говорили его соотечественники. Но, как и во времена этого святого пророка, день памяти которого сегодня совершает Церковь, так и сегодня Господь обращается к нам через Своего избранника: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, [народ Божий]. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18: 30–32). Но не может и не хочет Господь спасти нас только Своей силой, из ничего – без наших усилий, без нашего труда, без нашего покаяния и смирения, без нашего доброго желания, одним мановением Своей всесильной десницы. И это ответ на вопрос, когда мы спрашиваем: «Почему не хочет, не может Господь спасти нас помимо нашей воли?» – потому что мы сами, в глубине души своей, понимаем лукавство нашего вопроса, его неискренность и праздность, или – по неведению поддаемся таким размышлениям – поддаемся духу злого обольщения, хотящему ввести нас в печаль. Желание спасения, как малая закваска, как искреннее желание блага, должно изменить нас, сделать зрелыми и достойными, поднять нашу душу до стремления к этому спасению, приумножить силы души, желающей единства с Господом. Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?.. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но… чистоты и истины» (1 Кор. 5: 6–8).

http://pravoslavie.ru/72711.html

Эту тайну открывает нам многозаботливый Апостол, вымаливая у Бога для христиан чистоту  сердечную , сердце очищенное, освященное и просвещенное благодатью Духа Святого:  и просветил очи сердца вашего  — Pefwtismnoj toj Cfqal­moj tj kardaj топ — (=очистил, прояснил очи сердца вашего),  дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его . Очи сердца ? — Это вера, ибо вера становится  зрением  души, зрением,  видящим  (=познающим) “Невидимого” и “невидимое”: видящим невидимого Бога в видимом человеке Иисусе, видящим Его бесчисленные “невидимые” благодатные силы, посредством которых Церковью устрояется спасение людей, мира, твари — и мое, и твое, и всех грешников, и всех праведников. Вот почему мы и в этом земном мире, и во всех мирах вообще, — “мы ходим верою, а не видением”=di pstewj peripa­moamen, o di edouj (2 Кор 5:7), верою, которая есть  зрение  нашей облагодатствованной, освященной и просвещенной души. В нас, христианах, вера — первое бессмертное и всевидящее  око  нашей облагодатствованной души, а любовь — второе, а молитва — третье, а надежда — четвертое, а пост — пятое, а смирение — шестое, а кротость — седьмое, а терпение — восьмое, а святое причащение — девятое, а святое покаяние — десятое, и так в ряду: все святые Таинства и все святые добродетели — бесчисленное количество наших очей, и очей всевидящих, боговидящих, небовидящих, истинновидящих. И эти святые  очи  наши  видят  —  в чем состоит надежда призвания  Христова, надежда наша: усыновление Богу через Господа Христа и наследие Царства Небесного, жизнь вечная в вечном блаженстве Трисолнечного Бога и Господа. И еще эти святые  очи  наши  видят  —  какое богатство славного наследия  Христова, наследия нашего во Христе: Божественная вечная жизнь и слава вечная в Истине Вечной, Правде Вечной, Любви Вечной, Радости Вечной, Блаженстве Вечном. И еще наши святые очи видят —  как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его :  сила Его  Божественной верой нашей побеждает все грехи в нас, все смерти, всех демонов, все геенны, и дарует нам спасение, освящение, облагодатствование, обожение, охристовление, отроичевание, рай, рай, всерай…

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

Юноша же говорит ему: " В таком случае, я останусь с вами, поведу ваш образ жизни " . И он снял с себя блестящия одежды и оделся в одежды старика, которыя он у него выпросил. Испытывая юношу в продолжение долгаго времени и всесторонне оценив его душевныя качества, узнав, что он не из сумасбродства просит у него дочь, но что это было его серьезным желанием; что он из-за благочестия решился, отказавшись от богатства и славы, жить в бедности, старик берет однажды юношу за руку, ведет в свою кладовую и показывает ему такое богатство, столько денег, сколько юноша во всю свою жизнь не видел. И говорит ему: " Все это, сын мой, я даю тебе за то, что ты полюбил мою дочь. Ты будешь наследником всего моего состояния " . Наследовав эти богатства, юноша сделался первым богачом во всей той стране " . Когда Варлаам умолк, Иоасаф говорит ему: " Ты совершенно верно изобразил в своем разсказе мои душевныя чувства, так как я полагаю, что ты на мой счет это говорил. Но чем ты пожелаешь увериться в твердости моих намерений? " " Я уже убедился и познал силу твоего разума, твердость мыслей и прямоту твоей души,— сказал Варлаам.— Но я желаю, чтобы ты окончательно Ипросветился душою. Поэтому преклоняю колена моя пред Богом нашим, прославляемым в Троице, Творцом всего видимаго и невидимаго, вечным, безначальным и безконечным, всемогущим, всеблагим и всемилостивым, молю Его, чтобы Он просветил очи сердца твоего и дал тебе дух мудрости и откровения в познании Его; чтобы ты познал, что значит надежда на Него, какова слава наследовавших царствие Божие, и как дивно Его могущество, проявляемое в нас, верующих, молю Его о том, чтобы ты не был более чужд Ему; но, чтобы, подвизаясь со святыми, был близок к Нему, имея в своих действиях основание, положенное Апостолами и пророками, краеугольный камень котораго Сам Господь наш Иисус Христос " . Услышав это, Иоасаф, опечаленный, сказал: " И я желал бы знать все об этом. Потому, прошу тебя, скажи мне о богатстве славы Божией и о Его чрезвычайном могуществе " .   Учение о непостижимой мудрости всемогущаго Бога, о Его славе, могуществе и величии. Снова вдохновенно повел свою речь Варлаам: " Молю Бога, чтобы Он Сам научил тому, о чем ты желаешь узнать; чтобы Он вложил в твою душу это познание, потому что совершенно невозможно человеку выразить славу и могущество Божие, хотя бы для этого соединились все языки людские. Евангелист и великий Богослов говорит: Бога не видал никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1, 18); так что никто из смертных не может постигнуть славы и величия Невидимаго и Непостижимаго, кроме тех, кому Он Сам пожелает открыть, как открыл это Апостолам и пророкам. Мы же узнаем или из их повествований, или из самой природы вещей, насколько, конечно, нам вообще доступно постигать это. Св. Писание говорит: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы (Псал. 18, 2; Римл. 1, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

1:27-29); Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. 15:25).    е) в попечении о спасении верующих: и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Иоан. 10:28); и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:19); Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3:20 и 21).    Святые Отцы и учители Церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестной, что считали излишним ее доказывать. «Укажите мне, — писал блаженный Августин, — не говорю, Христианина или Иудея, но укажите мне язычника, поклоняющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог всемогущ. Отрицать Христа может; но отрицать Бога всемогущего не может.» На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать (2 Тим. 2:13; Евр. 6:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.    Углубляясь в идею существа совершеннейшего и беспредельного во всем, равно как существа самобытного, которое есть единственный источник жизни, след. и силы для всего существующего, а с другой стороны, видя пред собою поразительное величие и громадность мира, созданного и непрестанно сохраняемого Богом, разум и сам собой необходимо приходит к мысли о всемогуществе Божием. Потому-то ее принимали даже языческие мудрецы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010