14:13–15 Почему человек с кувшином воды – знак, по которому нужное лицо может быть опознано? Недоумение в связи с этим местом высказывается у ряда комментаторов. Однако восточные нравы Иерусалима предполагали, что нормально за водой посылают женщину. Если мужчина сам идет к колодцу, значит, он скорее всего безбрачен и живет в обособлении от круга большой патриархальной семьи (в которой найдутся женские руки, скажем, и для нужд вдовца), так что его безбрачие выглядит как статус, близкий к монашескому; отсюда гипотеза о принадлежности того лица, которого надо опознать, а значит, и какого-то круга иерусалимских сторонников Христа, к ессеям. Интересно, что место, идентифицируемое преданием как «просторный верхний покой» Тайной Вечери, хотя и являет со времен Крестовых походов совершенно перестроенный (готизированный) облик, расположено в довольно специфическом месте к югу Сионского холма, которое связывается некоторыми археологами с древним ессейским поселением. В нижнем этаже располагается какое-то традиционно чтимое святое место иудаизма, по распространенной, но археологически неправдоподобной версии – могила царя Давида (которая на самом деле должна была бы находиться гораздо восточнее – ведь и то, что называется Сионским холмом, переняло имя другого, восточного холма) 4 . Несколько парадоксальная даже для Иерусалима совмещенность в пределах одного и того же здания, на двух его этажах, иудаистских и христианских воспоминаний – чуть выше по лестнице готические своды церкви крестоносцев, чуть ниже синагога с предполагаемой могилой Давида, около которой в наше время принято читать псалмы, – заставляет искать хотя бы гипотетического истолкования; и основанная еще на некоторых фактах догадка, согласно которой здесь во времена Христа и первого поколения (иудео-) христиан была синагога особенно дружественной им ессейской или близкой к ессеям общины, которую они посещали до дефинитивного разрыва двух религий, во всяком случае, заслуживает рассмотрения. Ср. В. Pixner, An Essene Quarter on Mount Zion? Studia Hierosolymitana, 1976, pp. 245–284; R. Riesner, Essener und Urgemeinde in Jerusalem, 2. Aufl., GieЯen, 1998, S. 55–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Израильские археологи обнаружили могилу царя Ирода 08.05.2007 Группа ученых из Еврейского университета в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem) в понедельник вечером, 7 мая, объявила, что им удалось обнаружить место захоронения царя Ирода , сообщает Haaretz. Подробности открытия будут обнародованы на специальной конференции, запланированной на утро 8 мая, до этого момента вся информация о находке держится в секрете. Однако Haaretz удалось узнать некоторые подробности открытия, сделанного профессором Еврейского университета Эхудом Нетцером (Ehud Netzer), считающимся крупнейшим в мире специалистом по периоду правления царя Ирода I Великого. На основании хроник принято считать, что Ирод I был захоронен на Иродионе — искусственно насыпанном в годы его правления холме в 12 километрах от Иерусалима. На территории Иродиона, начиная с 1956 года, проводились раскопки, однако ничего похожего на захоронение царя ранее обнаружить не удалось. По данным Haaretz, профессор Нетцер провел археологические раскопки в той части Иродиона, которую его предшественники не рассматривали в качестве места захоронения Ирода I. Он предположил, что могила может находиться в месте, расположенном между так называемым Верхним Иродионом и двумя дворцами, выстроенными на искусственно насыпанном холме. Именно в этой части холма в итоге и было найдено захоронение царя, сообщает издание. Ирод I Великий , родившийся около 73 до Р.Х., был царем Иудеи с 40 года до нашей эры. Во время его правления территория Иудеи была расширена почти до пределов древнего царства Давида. Ирод I, демонстрируя во внешней политике лояльность Римской империи, сумел добиться ослабления вмешательства Рима во внутренние дела Иудеи. Имя царя Ирода, упоминающееся в Евангелии, стало нарицательным для жесткого и властолюбивого правителя. Lenta.ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 08.05.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2911.html

Богатство, которое хотя бы и не было в руках жаждущих его, самым вождением к нему весьма вредит им, а придя к ним, показывает внутреннюю свою ничтожность, — потому что, несмотря на то, что оно уже имеется налицо, все же продолжает жаждаться людьми, которые, несмотря на полученный опыт (того, что оно не приносит удовлетворения)  , не образумились. Потому что эта несчастная страсть происходит не от бедности, а скорее бедность (чувство недостатка) происходит от этой, не находящей удовлетворения, страсти к богатству  . Сама же она происходит от безумия, по которому и «разоряющий житницы свои и большия созидающий» (Лк. 12:18), справедливейшим образом именуется «безумным» общим всех Владыкою Христом. Потому что, как же не безумен тот, кто ради вещей не могущих принести пользу — «яко не от избытка кому живот его есть» (Лк. 12:15), — ради таких вещей предает полезнейшие вещи? и не мудр ли бывает тот торговец, который по силам использует и самое необходимое свое имущество и прибавляет к общей сумме поистине приносящей обильные барыши в деле весьма выгодной для него торговли? не это же ли относится и к земледеланию, которое и прежде чем настало время жатвы, в сотню раз умножает вложенное в землю, словно предъявляя будущую выгоду и урожай, имеющий быть в свое время, урожай невыразимый и невообразимый и поразительнейший, поскольку при посеянии малого количества семян, воздает таким обилием  ? - Так даже и при наличии богатства, людей не оставляет стремление к обогащению; но они боятся обеднеть, не вполне доверяя Обещающему ищущим царства Божия приложить и все земное; и только это имея в виду, даже если бы и изобиловали во всем, отнюдь не отступают от больной и губительной алчности; но все время собирая, нагружают на себя ненужный груз; лучше же сказать — еще живя, кладут себя в необычный гроб. Потому что обычный мертвец просто зарывается в землю; дух же сребролюбца заживо погребает себя в золоченый прах. И для здравомыслящих такая могила представляется более зловонной, и то настолько более, насколько она погружает в себе ум (дух человека): потому что язва (духовный недуг) оных несчастных выходит наружу и смрад ее доходит даже до неба и до Ангелов Божиих и до Бога, и таким образом эти люди, носящие на себе печать отверженности от них Бога, становятся отвратительными; сказать — устами Давида: «От лица безумия их возсмердеша» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О, радость! радость! плач сердечный Услышан Господом моим! Ты осветил меня, мой Вечный! Лицом таинственным Своим! Прочь, беззаконники с дарами, С отравой беглой жизни сей! Я не хочу быть больше с вами! Творец! в святой любви Твоей Омытый, стану я как новый; И, всей душой блажа Тебя, Порока ржавые оковы Далеко брошу от себя! Горе и благодать 29 И восста яко спя Господь. Псалом 77 I Господь как будто почивал, А на земле грехи кипели, Оковы и мечи звенели, И сильный слабого терзал. Не стало дел, ни прав священных, Молчал обиженный закон; И востекал от притесненных Глухой, протяжный, тяжкий стон. Как дым, прошло сиянье славы, Сокрылась кроткая любовь; И человеков род лукавый Был вид повапленных гробов! Простились люди с тишиною, Везде мятеж и грустный мрак, И глад с кровавою войною На трупах пировал свой брак; Стихии грозно свирепели, И мир чего-то ожидал... Господь как-будто почивал, А на земле грехи кипели! II Какая всходит там заря? Кто раскалил небесны своды? Почто бледнеете, народы? Куда бежите вы, моря? Златое солнце покраснело И не дает своих лучей, И для земли осиротелой Не стало утра, ни ночей; И грады падают, как класы, Когда их дождь и бури бьют; И раздались незримых гласы: «Господь, Господь идет на суд!» III Но Он пришел, Неизреченный! И только грешных поразил! Он светом молний по вселенной Все тайны злобы обнажил. Не устояли грех и сила От блеска Божиих очес: Их съела вечная могила! И новый век настал чудес! Неправда, тяжкая обида Была и людям и Творцу; Бог избрал кроткого Давида, И дал Он юному борцу Свой Дух, Свое благословенье, И повелел престать беде. И скрылось смутное волненье; Хвалилась милость на суде; Не смел коварствовать лукавый, И не страдал от сильных правый. Закон, как крепкая стена, Облек израильские грады; Цвели спокойно вертограды; Лобзались мир и тишина. Господь как будто почивал, Но на земле дела светлели: Звучал тимпан, и девы пели, И всякий Бога величал! Плач пленных иудеев 30 На реках вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянута нам Сиона.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

- Нам повезло лишь потому, что мы начали копать на новом месте, - делится секретом успеха израильский профессор. - Могила иудейского царя оказалась в той части Иродиона, которую не рассматривал в качестве места захоронения ни один из моих предшественников. Мы нашли ее между двумя дворцами, выстроенными на искусственно насыпанном холме. Кроме того, все думали, что Ирод был погребен в пещере. А мы были уверены, что его тело поместили в мавзолей. В результате долгих исследований археологам удалось установить, что золотая кровать с телом иудейского царя была помещена в гигантский саркофаг. Ценой неимоверных усилий он был перенесен в двухъярусное строение. Нижний этаж мавзолея был прямоугольным, верхний - круглым. Находкой ученых, добравшихся до гробницы, стали, однако, лишь осколки саркофага Ирода Великого. - Судя по всему, саркофаг был разбит во время Великого восстания евреев против римлян в 66 - 72 годах нашей эры, - рассуждает Эхуд Нецер. - Иудеи считали деспотичного Ирода марионеткой Римской империи и сделали все, чтобы стереть память о нем с лица земли. Царскую могилу восставшие разграбили, а останки Ирода попросту раскидали среди руин. До наших дней они, естественно, не сохранились. Ирод - первый и единственный Отсутствие золотой кровати и царской короны древней Иудеи, впрочем, нисколько не расстроило исследователей. По словам Эхуда Нецера, Ирод Великий стал первым библейским персонажем, могилу которого удалось найти археологам. - Для науки наша находка бесценна, - продолжает свой рассказ профессор. - Результаты раскопок позволят проверить достоверность рассказов историков древности и поведают массу нового о строительных технологиях тех далеких времен. Пока Ирод единственный герой библейских сказаний, до которого добрались археологи. Шансов найти места захоронения других иудейских царей - Соломона, или, к примеру, Давида - практически нет. По словам Эхуда Нецера, археологические исследования на месте Иродиона продлятся еще несколько лет. Впоследствии там мог бы открыться прекрасный музей под открытым небом, экспозиция которого была бы интересна туристам со всего мира.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Вот с какой-то католической башни одинокий звонкий колокол бьет семь. Когда замирает его последний звук, издалека раздается грустный сильный альт, призывающий к смиренному прославлению Аллы за мирно угасший день. Ветер с запада, холодный. Солнце скрылось. На город и на всю Иудею пала легкая пепельная тень. Моавитские горы – как южное море в тумане. Блекнет серо-сиреневая пустыня Иордана. Пепел, павший на город, становится розово-сизым. Ветер колеблет перья одинокой пальмы, возвышающейся над ним... Я оборачиваюсь: мутно-лиловые облака плывут по бледно-алому закату. Выше заката неба точно нет: что-то бездонное, зеленоватое, прозрачное. Потом я снова гляжу на восток, и меня уже слепит печальная тьма быстро набегающей ночи. Внизу стучат, поспешно закрывая лавки. Жизнь замирает, прячется в свои норы. Сумрачны стали купола Мечети и Гроба. Темным ветхозаветным богом вест в оврагах и провалах вокруг нищих останков великого города. Или нет, – даже и ветхозаветного бога здесь нет: только веянье Смерти над пустырями и царскими гробницами, подземными тайниками, рвами и оврагами, полными пещер да костей всех племен и народов. Место могилы Иисуса задавлено чернокупольными храмами. Мечеть Омара похожа на черный шатер какого-то тысячелетия тому назад исчезнувшего с лица земли завоевателя. И мрачно высятся возле нес несколько смоляных исполинских кипарисов... «Се оставляется вам дом сей пуст...» III На Сионе за гробницей Давида видел я провалившуюся могилу, густо заросшую маком. Вся Иудея – как эта могила. Я был в Вифлееме и Хевроне. Путь до Вифлеема самый живой из всех Иудейских путей. Я ехал утром, и в жарком блеске утреннего солнца и золотисто-синего воздуха тонули горы и долины на востоке, горячо и ярко белело шоссе передо мною, весело зеленели посевы по красноватым перевалам вокруг, в садах миссий ворковали дикие голуби. И вспоминались сады и виноградники Соломона: – Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышится в стране нашей... Встань, возлюбленная моя! Выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустились ли виноградные лозы...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но что более всего наполняло ее душу благоговейным страхом — это сознание, что на этом месте являлся Сам Господь и лицом к лицу говорил с людьми. В пробудившейся памяти восстали перед ней Ковчег Завета, каменные скрижали, жезл Аарона, медный змей, и сердце ее усиленно забилось от неведомых ей до той поры ощущений. Преклонив колена она вознесла благодарственную молитву Тому, Кто целым рядом чудес отличил ее народ от прочих народов и возвеличил город отцов ее над всеми остальными городами земли. В сияющих глазах Адины заискрилось гордое сознание своего еврейского происхождения, и торжествующий взор ее самодовольно блуждал по дивной местности, отмеченной на всем пространстве земли для видимого общения с небом. Сопровождавшие караван аравитяне, по примеру евреев, преклонили также колена перед святым градом, воздавая тем честь Аврааму, праотцу их по Измаилу, могила которого, по их понятиям, находится в окрестностях Сионской горы. Вдруг показался по дороге из города отряд скачущей конницы, с золотым орлом на голове. — Римляне! — закричали в один голос проводники и, быстро поднявшись на ноги, засуетились, чтобы освободить дорогу приближающемуся войску. Действительно, победоносные всадники летели, как вихрь, и, опрокинув в ров одного бедного еврея, погоняющего своего жалкого осла, скоро достигли вершины холма. Внезапная бледность мгновенно заменила свежий румянец на лице Адины; самодовольная гордость сразу умолкла в оскорбленном сердце и славу прошлого затмило унижение настоящего. Неожиданная встреча с римским легионом напомнила ей, что страна пророков и царей, прославленная от начала мира Самим Господом, была теперь не что иное, как завоеванная, порабощенная провинция! Тяжелая скорбь овладела сердцем ее, и, закрыв лицо покрывалом, она вся предалась охватившей ее тоске. Между тем в обшитых золотом латах, с громким шумом звенящего оружия и оглушительным стуком пятисот конских копыт, с быстротою молнии пронеслась воинственная конница и скоро исчезла из глаз. С нею вместе исчезло и радостное настроение, возбужденное в душе молодой девушки созерцанием святого града, и вспомнились ей слова Иеремии: “Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! Это ли город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?” — Плч. 2:1-15 . Горькие слезы облегчили сокрушенное сердце; как истинная дщерь Иерусалима она плакала над погибшей славой своего народа.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

«Противятся» сатан – Давид «преследовал мир» шалом ( Пс.34 /33:15) и получил врагов особой категории: ему «противятся» (сатан) не по какой другой причине, а за то, что он упорно следовал добру – «преследовал доброе». А кто «противник» всякого добра (тов) – в мире Божественном и человеческом? Сатан-диавол, известный в Писании под многими именами 234 . Враги кающегося имеют «сатаническую» природу. Пс.39:3             И Он вознес меня из ям ревущей и из грязи топкой 235                         и поставил на камне ноги мои,                         утвердил шаги мои. " Вознес» ала – так «возносят (жертву) возношения» ола. «Господи, Ты вознес из Шеола душу мою» ( Пс.30 /29:4). «Яма» – цистерна, колодец, могила ( Пс.28 /27:1), образ Шеола. «Яма ревущая» – «яма рева» (моря и волн). Те, кто на земле создает «шум нечестивых многих», падая в яму Шеола, уже ревут, как волны моря. В этом смысле, духовно, яма Шеола отнюдь не тихая, она полна теми, кто ревет. «Грязь топкая» – именно грязь, месиво (не болото). Два образа ада – пропасть ревущая и топкая грязь – для чувства не сочетаются:        духовно ад таков – зыбучая масса падающих ревущих духов и душ 236 . «Поставил на камне» – вот что такое опора в жизни: чувствовать, что у тебя под ногой «камень»: «Господь – камень мой» ( Пс.18 /17:3); и ты можешь делать «шаги» (ашур) – залог «блаженств» (ашере): Пс.39:5             Блажен человек 237 , который поставил Господа надеждой своей,                         и не обращается к носителям гордыни и к отпавшим 238 в ложь. «Поставил Господа надеждой» – оборот с глаголом сум: делать кого чем. Неверный перевод: «возложил на Господа надежду свою» (ТМс и другие); тем и блажен человек, что Самого Господа для себя кем-то делает – «надеждой, уверенностью, надежностью». «Носители гордыни» рахавим (hap.leg). Рахав – морское чудовище, одно из имен сатаны 239 . У пророка Исаии говорится, что «мышца Яхве в дни древние растерзала рахава, пронзила [зверя] таннин» (зверя, что в море; Ис.51:9 ). Иов говорит, что Бог «разумением сокрушил рахава (LXX: «кита»)… рука Его пронзила змея (нахаш) бегущего» ( Иов.26:12,13 ). Появляется рахав и в Псалмах: «Ты сокрушил, как пронзенного, рахава» ( Пс.89 /88:11). «Блажен человек, кто… не обращается к рахавим " ам» – может означать, что он не обращается к носителям сатанинского духа – людям, демонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Не презри моего моленья И средь житейского волненья Луч милосердия пролей. Душа моя сильно смутилась… Готовится, мнится мне казнь, Мучительно сердце забилось, И смерти напала боязнь. И мнится мне гроб и могила… И трепет, и ужас, и страх! И тьма меня грозно покрыла, Свет Божий тускнеет в очах. Конец мой пришел!.. возопил я… И с воплем во мраке кричу: Кто даст мне, как голубю, крылья, На крыльях я в даль полечу. В безмолвную глушь и пустыню От мира сует удалюсь - Под сенью святой благостыни - В святой тишине водворюсь: Тоски, малодушья и бури Избавлюсь мучительства я - Живущий в небесной лазури Спасет и покроет меня. Затихнет гонения ветер: На всякое время и час И утром, и в полдень, и в вечер - Воздам я хвалы моей глас. И глас мой Создатель услышит, И бедный мой дух умирит; Как мать в колыбели колышет, В покое своем усыпит. Земные надежды отвергни - Найти в них опору не мни: На Господа Бога возвергни Печали и скорби твои. Пред Господом все утихает - Всегда нам крепчайший Он щит: Он дивно тебя препитает, Во век от молвы сохранит. Ты душу пред Ним исповедай, Неправды свои возвестя, И в полдень, и в полночь поведай: «Се аз уповаю на Тя!» Псалом 55-й - Н.М. Шатров Возстань Бог сил и для защиты Воспламени Твой страшный гром! Ты видишь Сам, как мы убиты Губителем земли– грехом! Ты знаешь, как мы в силах скудны; И знаешь, как тиран могущ; И знаешь, как мы безрассудны, И знаешь, как наш дух падущ. Ты знаешь, что на бранном поле Мы без тебя не устоим; И пасть должны мы поневоле С земным могуществом своим. Что шаг вперед, то вызов к бою; Что нападение, то плен, И твой Израиль сей борьбою, Как прах быть может истреблен. Приди на помощь, Бог отмщенья, Приди к народу Своему: Не дай в цепях порабощенья В могильный прах сойти ему. Открой нам супостатов тайных, И явных покажи врагов, Чтоб не были в борьбах случайных Мы вечной жертвой адских львов. Уже как пленников несчастных, Сковал нас ветхий человек; И множеством страстей ужасных, К спасенью нам пути пресек. Сей наш тиран воюет с нами

http://azbyka.ru/fiction/psalmy-carya-da...

Он говорил это вроде как от себя, на самом деле, и Павел, и Петр говорят: «Давид умер, и могила его известна между нами», — но, будучи пророком, он говорил это о Христе, что Он умрет, но душа Его в аду не останется, и что Он воскреснет и так далее. И таких примеров у Давида много. Он вышел гораздо дальше, чем одна жизнь человеческая может в себе вместить. Поэтому данные слова, безусловно, могут относиться к неким отдаленным временам, потому что евреи — не миссионерский народ. У них нет кровной заинтересованности в том, чтобы все верили, как они. Наоборот, они хотят, чтобы их никто не трогал, и чтобы только они верили по-своему, а остальные чтобы делали, что они хотят. Они в этом отношении очень замкнутые, а Давид здесь говорит совершенно не еврейские вещи. Если бы еврей, например, узнал, что к нему пришли какие-то ассирийцы, или вавилоняне, или римляне, или египтяне и сказали: «А научи-ка нас верить по-вашему», — об этом пророчествовал Исайя, но этого никто толком не понимал, они бы со страхом сказали: «Слушайте, отойдите от нас. Зачем вам это надо? Это наша вера, наши молитвы, наши обряды. Делайте свое, живите по-своему». А Давид говорит какие-то не еврейские вещи. Он вообще здесь говорит очень парадоксальную штуку. Он только что сблудил и убил мужа той женщины, с которой блудил, и он начинает молиться и говорит: «Помилуй, помилуй, помилуй, помилуй, — а потом вдруг говорит, — научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». То есть нужно подозревать, что, совершив такое тяжкое двойное преступление, он сам стал беззаконником, и отчасти нечестивым стал тоже, потому что грех бесчестит человека. И он начинает каяться, и вдруг в конце этого покаяния он говорит: «Я нечестивых буду обращать к Тебе». Представляете? Как бы можно сказать: «Что ты говоришь вообще? Ты что несешь? Ты только что совершил по совокупности два тяжелейших преступления. Кого ты хочешь обращать куда-то еще? Сам обратись как бы обратно». Оказывается, обращать людей к Богу может только кающийся человек. То есть, только по мере покаяния, по мере какой-то внутренней боли о своем несовершенстве, можно говорить какие-то искренние вещи. Не какие-то вещи академические, когда все слушают и засыпают, и никто не собирается каяться, а такие живые искренние вещи, которые пробуждают грешника от сна. Оказывается, это может говорить только кающийся человек.

http://pravoslavie.ru/122449.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010