Ст. 1. И молилась Анна, и говорила:... вознесся рог мой в Боге моем... Рог здесь берется, как символ силы. Рог мой, т.е., силы мои. Ст.3. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших… Этими словами Анна делает намек на то унижение, которое приходилось ей терпеть со стороны своей соперницы и ее детей во время своего неплодства ( 1Цар. 1:6–7 ). Ст. 5. Сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает… Все эти выражения, рисуя, вообще, покровительство Божие к немощным и слабым, имеют особый смысл и ближайшее отношение к самой Анне, и намекают на то изменение в судьбе ее, которое произошло для нее с рождением сына Самуила; ибо после этого у нее было еще пятеро детей 275 . Ст. 6. Господь... низводит в преисподнюю и возводит... Как здесь, так и в других местах Писания, под преисподней разумеется могила, а в переносном смысле – величайшее несчастие. Ст. 8. ...У Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную… Эти слова выражают ту мысль, что Господь всемогущ; ибо основанием для земли служит Его воля, так что земля потому лишь и существует, что этого хочет Господь Бог... Ст. 9. Стопы святых Своих Господь блюдет , т. е. Он предохраняет их от падений, чтобы они не допустили каких-нибудь важных проступков, и, вообще, чтобы не впали в несчастье. Ст. 10. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего... Сими словами вдохновенная Анна пророчествует о царе, который имеет наследовать верховную власть и суд над всей землей, т. е. о Христе. Ближайшим же и первоначальным образом это пророчество может относиться и к Давиду, как к прообразу Христа. Во всяком случае, здесь в первый раз употребляется в Свящ. Писании слово «Христос Мессия». В стихе 35 это слово повторяется; но там оно означает просто царя, т. е. Давида, или Соломона. Ст. 14. Отрок священнический опускал руку в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник... В чем здесь состояла, собственно, противозаконность первосвященнических детей? Закон предоставлял священникам только грудь потрясания и плечо возношения из мирных жертв, и, след., далеко не все, что понравится, или что попадет на вилку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так, иер. Д. Сысоев справедливо указывает, что смерть Рахили описана именно как выход души из тела 139 : Когда выходила из нее душа, ибо она умирала… ( Быт. 35:18 ). Авраам, умирая далеко от своих предков, приложился к народу своему ( Быт. 25:8 ), потому что сошел к нему в шеол душой. Так же Писание описывает смерть других людей, умерших в разных местах, от Палестины и Едома до Египта и Синайского полуострова: Измаила ( Быт. 25:17 ), Исаака (35:29), Иакова (49:33), Аарона ( Чис. 20:24 ), Моисея ( Втор. 32:50 ), Давида ( Деян. 13:36 ), Иосии ( 4Цар. 22:20 ). Отсюда свт. Филарет Московский выводит «древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единству судьбы ( Ис. 14:9–10 , Иез. 32:18 )» 140 . Когда прор. Илия молился о возвращении к жизни умершего отрока, он сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! ( 3Цар. 17:21 ). Конечно, речь не шла просто о безличной жизненной силе, иначе пророк так и сказал бы; но он просил, чтобы вернулась душа. Так и случилось: И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил ( 3Цар. 17:22 ). Если бы речь шла лишь о жизненной силе, то незачем было бы добавлять и он ожил; о безличной силе нельзя сказать душа отрока сего. В книге Иова человек не отождествляется с телом, но обитает в храминах из брения ( Иов 4:19 ); плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает ( Иов. 14:22 ). Слова «в нем» показывают, что человек не есть только тело. Иов молит Бога, чтобы после пребывания в преисподней Он положил мне срок и потом вспомнил обо мне ( Иов. 14:13 ), хотя сам человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится (ст. 12). Подобным образом и праведный царь Езекия сравнивает при смерти свое тело с временным жилищем, от которого, как от основы, Бог его отрежет, так что ему придется идти во врата преисподней ( Ис. 38:10–12 ). Шеол, в который ушли праотцы, Иов и Езекия,– вовсе не всеобщая могила человечества. Его нельзя отождествить просто со смертью ( Пс. 88:49 ) или могилой ( Пс. 29:4 ), а Корей, Дафан и Авирон сошли в ад живыми ( Чис. 16:30 ), в чем не было бы ничего необычного, если бы шла речь лишь о смерти. Поэтому и царь Давид так говорит о чрезвычайном наказании для врагов: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад ( Пс. 54:16 ). Сознательное бытие пленников ада подробно описано прор. Исаией ( Ис. 14:7–17 ) и Иезекиилем ( Иез. 32:17–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Христос возвышается над своими соучастниками тройным превосходством и исключительным величием. Первое – Священство по чину Мелхиседека, о котором так говорит Апостол: «Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр. 5:10 ). Он же называет Христа Священником в другом месте, потому что Тот принес Себя в жертву Богу и Отцу, и говорит: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр. 9:14 ). И ниже: «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (9:28). Второе исключительное превосходство и величие – Его Царство, что открыл Архангел Гавриил, когда принес спасительную весть Пречистой Деве: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). Также и волхвы, которые принесли дары во время Его рождения, свидетельствовали о Его Царстве, говоря: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф. 2:2 ). Это же утверждает и надпись наказания Его, во время Его смерти: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ). О Его третьем превосходстве пророчествовал от Бога Моисей, говоря: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой» ( Втор. 18:15 ). Это Его величие обнаруживается из Его святого учения, в котором Он открыл и Свою Божественность, и все, что было нужно для спасения человека, как Он Сам говорит: «Я открыл им имя Твое» ( Ин. 17:26 ). И выше: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17:8). Христос показал Свое достоинство Пророка (третье превосходство) тогда, когда предсказывал будущее не благодаря какому-нибудь откровению, но по собственному знанию, как истинный Бог и Человек. Вопрос 35. Почему Сын Божий называется «Единородным»? Ответ. Священное Писание ясно учит, что Сын Божий – Единородный: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). И ниже: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (1:18). Он называется Единородным, потому что только Он один Сын Божий по природе. Остальные [люди], которые называются сынами Бога, носят это имя не по природе, а по благодати и усыновлению, как все верные и избранные Бога. Эта благодать усыновления ( χρις τς υοθεσας) даруется через Христа, как говорит Писание: «Всем же, кто принял Его, – дал им власть стать детьми Божиими» ( Ин. 1:12 ). Вопрос 36. Что означают эти два слова: «Свет от Света»?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Сейчас рядом с огромным цельнокаменным “саркофагом”, который, как считается, стоит точно над “могилой Давида”, действует синагога, где постоянно идут богослужения и читаются псалмы, а сама могила открыта для посещения туристов и паломников. Однако при этом большинство историков и археологов убеждены, что место, которое миллионы верующих иудеев, христиан и мусульман считают могилой Давида, на самом деле… таковой не является, и вовсе не обязательно, что Вениамин Тудельский и старинные еврейские легенды говорят об одном и том же склепе. При этом они обращают внимание на то, что “Первая книга Царей” называет в качестве места захоронения Давида именно Город Давида, то есть Иерусалим в тех границах, в которых он находился в его время, а не в тех, до каких расширился спустя столетия. Гора Сион в пределы этого древнего Иерусалима не входила. Так что, вероятнее всего, “могила Давида” на горе Сион — это такая же поздняя фальсификация, как и “могила Авессалома” в Кедронской долине. Подлинное место погребения Давида остается неизвестным, и, возможно, еще будет открыто в ходе дальнейших раскопок в Городе Давида. А пока стоит рассказать о тех драматических событиях, которые развернулись в Иерусалиме сразу после смерти Давида. Еще не прошел тридцатидневный траур по Давиду, как к царице-матери Вирсавии пришел Адония и смиренно попросил принять его. — Ты знаешь, царица, сказал он, — что меня, а не Соломона прочили на царство, но отец мой решил по-своему, и я признаю, что его решение было от Господа. А теперь есть у меня к тебе одна просьба, не откажи мне. — Говори, — сказала ему Вирсавия. — Прошу тебя, скажи царю Соломону — ибо он тебе не откажет, — чтобы дал мне Ависаг Суннамитянку в жены. И Вирсавия направилась к Соломону, чтобы исполнить просьбу Адонии. Увидев мать, рассказывает “Первая книга Царей”, юный царь сбежал со своего трона, поклонился ей и велел принести для Вирсавии еще один престол и поставить его по правую руку от него. Многие придворные расценили этот поступок Соломона как знак, что он и сам понимает, что пока слишком мал, чтобы править государством, и признает свою мать в качестве регентши. Однако очень скоро им предстояло убедиться, что они ошибаются: Соломон считал себя полновластным монархом и никому не собирался даже временно уступать бразды правления. Приглашая же мать сесть с ним рядом, Соломон лишь выполнял заповедь Торы о почитании родителей, и не более того.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Тогда ангел смерти вышел в сад, находившийся за дворцом, и, подняв чудовищной силы ветер, стал валить в нем деревья. Услышав этот шум, Давид собрался с силами и вышел посмотреть, что происходит в саду. Однако и при этом он продолжал размышлять над стихом Торы и оставался неприкосновенным для меча ангела. Но… сходя по ступенькам дворца, Давид вдруг подвернул ногу, и пронзившая тело сильная боль заставила его на мгновение отвлечься от мыслей о Торе. Этого мгновения было достаточно — ангел смерти подхватил душу Давида, и бездыханное тело царя скатилось на землю. Здесь, у входа во дворец, его и нашли слуги, вернувшиеся со священнослужения. “И почил Давид с отцами своими, и был погребен в городе Давида. Времени же царствования Давида над Исраэлем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и в Иерушалаиме царствовал тридцать три года” ( 1Цар. 2:10-11 ). По общепринятой точке зрения, могила Давида располагается на горе Сион, под горницей, в которой, согласно христианской традиции, проходила Тайная вечеря. Знаменитый еврейский путешественник Вениамин Тудельский (Биньямин из Туделы), посетивший Иерусалим в 1123 году, рассказывает, что долгое время место погребения Давида было забыто. Однако однажды в церкви, стоящей на горе Сион, обвалилась часть стены, и патриарх велел поискать в земле камни от прежних строений, чтобы отремонтировать стену. Начав копать, монахи наткнулись на огромный камень, а когда они его подняли, то увидели под ним ступеньки, ведушие вниз к склепу, выстроенному из великолепного мрамора, украшенного золотом и серебром. Заглянув внутрь, святые отцы увидели стол, на котором лежала золотая корона, а по его бокам стояли два надгробия. Однако, когда они захотели войти в склеп, неожиданно из него вырвался смерч и отбросил монахов назад с такой страшной силой, что они повалились на пол. Объятые страхом, монахи поспешили к патриарху. Тот мгновенно понял, что монахи видели склеп, в котором покоятся Давид, Соломон и другие еврейские цари из рода Давидова, и велел поскорее закрыть гробницу и водрузить камень на место. С тех пор этот располагающийся под горницей Тайной вечери мемориал считается священным и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. Время от времени и в прошлом, и в наши дни между представителями трех мировых религий вспыхивает спор о том, кто же является полноправным хозяином “могилы царя Давида”.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Ради Господа, пролившего за нас кровь Свою, должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву, которая может помочь им. Но самая лучшая из жертв – это пойти впереди их с добрым примером и совсем отказаться от употребления спиртных напитков. Для людей неверия, конечно, сделать это будет нелегко, по кому дорого и свято имя Иисуса, тот всегда найдет возможным принести эту незначительную жертву. Итак, твердой веры и верной, самоотверженной любви – вот чего ищет и ждет от каждого из нас Господь. Где нет этих добродетелей, там и самые великие дела и предприятия не имеют для Него цены и достоинства. А где эти добродетели налицо, там и самое скромное на вид дело высоко Им ценится и самой малой силе Он дружественно говорит: Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее. Как часто поступает Он по этому слову! Припомните Моисея, которого Он посылает к фараону. Что такое был этот бедный и незнатный пастух пред великим царем Египта? – Ничто. Одно только сокровище он носил под своей скудной одеждой – это твердость веры, приобретенную в долгой и тяжелой школе терпения, – и вот этой-то вере и была открыта дверь, чрез которую он вывел впоследствии на желанную свободу томившийся в рабстве еврейский народ. Не иначе было, когда Гедеон с тремястами человек осмелился вступить в борьбу с мадианитянами. Этой небольшой, но верою воодушевленной кучке также отворена была дверь, чтобы вывести израильский народ из-под гнета и уничижения. Или припомните небольшого ребенка Давида, над которым смеялся филистимский исполин Голиаф. Но так как он выступил во имя Господне, то Господь и этой малой силе отворил дверь и указал путь к славной победе. Но поразительнее всего было, когда в Новом Завете вышли во весь мир вестники Распятого с такой поистине ничтожной силой, что они буквально были овцами среди волков, и однако ж своей верой и любовью победили сердца и привели ко Христу целые народы, к которым чудесная рука отворила им дверь. Сколько и других примеров можно было бы привести, из коих можно видеть чудо открытия дверей там, где существует вера и любовь! Да, если и у нас не будет недостатка в этих добродетелях, то и нам отворит Господь не только двери, но и ворота, чрез которые можно будет вывести из плена и темницы несчастных узников алкоголя. И нам, может быть, даст Господь узреть нечто подобное тому, что было на одном из христианских кладбищ. Там была могила, крепко закрытая каменной плитой. На плите этой написано было: «Эта могила никогда не должна быть открываема». Такова была воля того, кто похоронен был в этой могиле. Однако ж она была открыта – но только не человеческой рукой. Плита дала трещину, в эту трещину запало семенное зерно, которое пустило корень, выросло, сделалось деревом и в конце концов разорвало каменную плиту. Так и Господь может чудесным образом отворить дверь и небольшой силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

12 Суд был одной из основных функций правителей, которые поэтому часто назывались «судящими землю», или «судьями земли». 13 В евр. этот стих труден для перевода. Другие варианты его значений: «Почтите сына, чтобы он не разгневался»; «Вооружитесь чистотою, чтобы Он (Господь) не разгневался»; «Целуйте стопы его, чтобы он не разгневался» (такое выражение покорности встречается в ассирийских текстах). 15 Идиома «сокрушать зубы» означает «наносить непоправимый урон» (вместо выбитых зубов новые не вырастают). 16 Ночная молитва Давида. Как и предыдущий псалом, вероятно, воспет им во время бегства от Авессалома. 17 Сыны мужей (в евр. «сыны мужа») – идиома, означающая знатных людей. Здесь говорится о придворных Давида, которые приняли участие в мятеже Авессалома. 18 «Любить пустое и искать лжи» – участвовать в языческих культах. «Пустотой и ложью» в Библии часто называются боги язычников. 19 Вариант перевода: «Но знайте, что с верным Господь не таков, как с другими». LXX: «... что верному Господь явил чудеса». 25 Так в евр. Вариант LXX не подходит к контексту: «Бог – Судья праведный, сильный и великодушный, Он не каждый день гневится». 26 В Ветхом Завете к стрелам, которыми пользуются люди, никогда не применяется эпитет «горящие». Под стрелами Господа обычно подразумеваются молнии. 29 Представления израильтян о высоком предназначении человека разительно отличались от воззрений жителей древней Месопотамии. Согласно вавилонскому эпосу о творении, создание людей вообще не входило в планы богов, которые создали мир исключительно для себя. Им пришлось создать людей лишь потому, что они устали трудиться ради поддержания собственного существования. С этой точки зрения ценность людей заключалась в том, что боги в них нуждались. Здесь же, напротив, человек владычествует над всеми земными созданиями. 30 Псалом с алфавитным акростихом, но из того, что акростих прерывистый, видно, что некоторые стихи до нас не дошли, в том числе последний. 31 Считалось, что преисподняя, место пребывания мертвых, устроена как земной город – с домами и даже с городской стеной (для удержания там ее обитателей). «Вратами смерти» считалась могила, а в Египте – ворота, ведущие в некрополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

14:13–15 Почему человек с кувшином воды  — знак, по которому нужное лицо может быть опознано? Недоумение в связи с этим местом высказывается у ряда комментаторов. Однако восточные нравы Иерусалима предполагали, что нормально за водой посылают женщину. Если мужчина сам идет к колодцу, значит, он скорее всего безбрачен и живет в обособлении от круга большой патриархальной семьи (в которой найдутся женские руки, скажем, и для нужд вдовца), так что его безбрачие выглядит как статус, близкий к монашескому; отсюда гипотеза о принадлежности того лица, которого надо опознать, а значит, и какого-то круга иерусалимских сторонников Христа, к ессеям. Интересно, что место, идентифицируемое преданием как «просторный верхний покой» Тайной Вечери, хотя и являет со времен Крестовых походов совершенно перестроенный (готизированный) облик, расположено в довольно специфическом месте к югу Сионского холма, которое связывается некоторыми археологами с древним ессейским поселением. В нижнем этаже располагается какое-то традиционно чтимое святое место иудаизма, по распространенной, но археологически неправдоподобной версии — могила царя Давида (которая на самом деле должна была бы находиться гораздо восточнее — ведь и то, что называется Сионским холмом, переняло имя другого, восточного холма) [ 4 ]. Несколько парадоксальная даже для Иерусалима совмещенность в пределах одного и того же здания, на двух его этажах, иудаистских и христианских воспоминаний — чуть выше по лестнице готические своды церкви крестоносцев, чуть ниже синагога с предполагаемой могилой Давида, около которой в наше время принято читать псалмы, — заставляет искать хотя бы гипотетического истолкования; и основанная еще на некоторых фактах догадка, согласно которой здесь во времена Христа и первого поколения (иудео-) христиан была синагога особенно дружественной им ессейской или близкой к ессеям общины, которую они посещали до дефинитивного разрыва двух религий, во всяком случае, заслуживает рассмотрения. Ср. В. Pixner, An Essene Quarter on Mount Zion? Studia Hierosolymitana, 1976, pp. 245–284; R. Riesner, Essener und Urgemeinde in Jerusalem, 2. Aufl., Gie?en, 1998, S. 55–83.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

Помощи неоткуда было ждать. Византия, терявшая свои провинции, была похожа на дуб, расщепленный молнией, с опаленной кроной и сломанными ветвями. Персия лежала у ног победителя, как сраженный гладиатор на арене Колизея. Армения от ударов Халифата распалась на части, как чаша, упавшая на камень. Кавказская Албания, потерявшая свой язык и письменность, была похожа на пленницу, онемевшую от горя. Христиане Албании уходили из равнин в горы, как в древности римские христиане скрывались в катакомбах. В горных областях еще стояли храмы и совершалось богослужение, но в равнинах уже развевались зеленые знамена ислама и вместо звона колоколов раздавались крики муэдзинов, призывавших мусульман к намазу. Хазария терпела поражение за поражением. Ее каган метался как ранений волк от границы к границе – от Волги до Черного моря – собирая остатки войск. Особенно опустошительным для Грузии было нашествие халифа Мурвана-Кру 131 , прозванного Глухим, потому что он не внимал ни мольбам побежденных о пощаде, ни советам своих полководцев. В это время население Грузии старалось укрыться в горных областях, как в нерукотворной крепости. Горцы, по закону гостеприимства, оказывали помощь соплеменникам, давали им кров в своих хижинах, делились с ними скудными запасами провизии, а нередко последним куском хлеба. Но Грузия была похожа на стальной клинок, который сгибался, не ломаясь, а затем выпрямлялся вновь. Халиф Мурван, преследуя армянского царя Сумбата, вторгся в Имеретию, но здесь встретил упорное сопротивление Аргветских князей Давида и Константина 132 , которые разбили передовые отряды халифа и обратили их в бегство. В ярости он разрушил столицу Имерети Кутаиси и предал пыткам и смерти Давида и Константина, которые отказались принять ислам , а затем с огромной армией вышел к побережью Черного моря. Войско Мурвана состояло не только из арабов; в нем находились отряды персов, сирийцев, негров из Эфиопии и Судана, и других народов, обращенных в мусульманство. Он осадил Колхидскую крепость Анакопию 133 , где укрывались грузинские цари Мирр и Арчил 134 . Гарнизон состоял всего из 3-х тысяч воинов; на каждого защитника Анакопии приходилось несколько десятков закаленных в боях всадников и лучников. Казалось, что гибель неизбежна, и сама крепость превратилась в западню для осажденных. Побережье и окрестные горы покрылись шатрами магометан, как будто за ночь вокруг Анакопии внезапно вырос лес. Крепость была похожа на голубиное гнездо, свитое на вершине кипариса: ствол дерева обвил огромный змей и, извиваясь, ползет вверх с шипением и свистом, чтобы пожрать беззащитных птенцов. В крепости находилась другая духовная крепость – могила апостола Симона Кананита, просветителя Колхиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Псалом 48 Означенный псалом не содержит в себе таких указаний, которые бы давали возможность приблизительно точного определения времени его происхождения. По единогласному надписанию Библий еврейской, греческой и латинской писателем были сыновья Кореевы. В греческой Библии в надписании есть указание имени Давида, что показывает связь содержания этого псалма с эпохой царя Давида. Действительно, если предположить происхождение псалма из эпохи гонений от Авессалома, то в содержании его не найдется ничего, противоречащего данному времени. Есть даже одно указание частного характера, по-видимому, подтверждающее данное предположение. Нечестивые, для увековечения памяти о себе, любили давать свои имена своим землям. Из 2Цар 18:18 , видно, что и Авессалом при жизни тоже поставил себе памятник для передачи и сохранения своего имени в истории. Все, люди, слушайте изречение мудрости (2–5). Не должно бояться преследований нечестивых, так как эти люди умрут и нет никого, кто бы мог избежать смерти (6–11). Нечестивый, думающий жить в потомстве, называет своим именем земли. Через это он, однако, не избежит смерти, за которой будет заключен в преисподнюю; могила – жилище его, а праведный будет принят Богом (12–16). Не бойся, когда видишь увеличение силы и славы нечестивого: по смерти он пойдет к своим отцам, которые не видят света, он погибнет за свое неразумие подобно животному (17–21). Пс.48:2 .  Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, – Пс.48:3 .  и простые и знатные, богатый, равно как бедный. Писатель приглашает всех живущих на земле выслушать изречение, которое он намерен сообщить. Обращение ко всему живущему указывает на важность этого сообщения. Такой прием воззваний довольно обычен в Библии (см. ( Втор. 32:1 ; Ис. 1:2 ) и др.). Пс.48:5 .  Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою: Писатель внимательно прислушивается к голосу, говорящему внутри его. Это указывает как на то, что сообщаемое им не есть плод человеческого измышления, но Божественное откровение, так и на то, что к этой «Загадке», непонятной на первых порах речи, требуется особенное внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010