У каждого народа есть название для единого Бога. Поэтому «нет оснований полагать, как делают нередко, что мифологическому или религиозному сознанию предшествовало некое примитивно-эмпирическое или наивно-реалистическое мировоззрение» 56 . Наоборот, никакого примитивного эмпиризма, который должен был бы соответствовать безрелигиозному состоянию человека, не существует. По мнению Э.Дюркгейма, из религии постепенно выделились все другие виды социальной активности и формы общественного сознания. Поэтому, как пишет Кабо, то, что «человек создан по образу и подобию Бога – для аборигена это не метафора, а живая реальность, которую он ощущает всем своим существом» 57 . Абориген постигает священное не как сумму знаний, но самоотождествляет себя с ним. Современная наука показывает фактически то же самое, о чем говорило христианство и о чем говорится в Библии . Наука просто подтверждает справедливость прамонотеизма – концепции, утверждающей, что до языческого политеизма существовал период монотеизма. Впервые эту концепцию предложил Вильгельм Шмидт (1868–1954) – католический священник, миссионер, этнолог и лингвист, создатель Венской этнологической школы. Он посвятил обоснованию концепции первобытного монотеизма свой двенадцатитомный труд «Происхождение идеи Бога». Именно он и предложил сам термин Urmonotheismus (прамонотеизм). Подтверждает положения Шмидта и современный исследователь Мирча Элиаде: «Не вызывает никаких сомнений, – пишет он, – практически универсальное верование в Небесное Божественное Существо, Которое сотворило мир и которое обеспечивает плодородность земли, посылая на нее дождь. Это Существо наделено даром безграничного предведения и мудрости. Оно установило моральные законы» 58 . Вот то, что можно сказать о концепции происхождения религии. Мы видим, что атеистические теории не выдерживают, во-первых, собственно рациональных аргументов, философских; с другой стороны атеистические концепции не выдерживают и научной, серьезной, этнографической, исторической, археологической критики. Поэтому это еще раз показывает, что человек есть действительно существо религиозное, действительно человек есть образ и подобие Божие и в данном случае христианство находится в гармонии с наукой, а не противоречит ей, как надеялись считать, и как продолжают считать, некоторые атеисты до сих пор. 30 Фейербах Л. Сущность христианства//Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 11. 32 Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с.415. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/gl...

Тогда он стал хлопотать о переводе музея в Париж и в 1888 г. музей был переведен сюда и приобщен к числу национальных учреждений. Он получил имя своего основателя, и его цель была определена так: Музей должен содействовать распространению знаний о восточных цивилизациях и облегчать дело изучения их в религиозном, историческом и артистическом отношении посредством священных изображений и книг, предметов культа и произведений искусства, образующих его коллекции; но история религий – первоначальная цель его основания – остается его главной задачей. «Музей религий, так говорят о нем его устроители, прежде всего должен быть коллекцией идей, мы стремились по возможности везде представить их методически тщательную классификацию, наглядное демонстрирование. Представляя каждый народ обособлено, мы классифицировали его религии в хронологической последовательности их появления и подразделяя различные религиозные секты и школы с точностью, которую только допускали наши познания. В каждом из таковых подразделений мы группировали различные представления одного и того же божества так, чтобы можно было видеть т изменения, которые время или прогресс идей производили в его характеристических чертах, в его форме, положении, атрибутах, или в его мифологическом значении. Каждый раз, когда только это было возможно, мы ставили в наши витрины образы замечательнейшие по своей редкости, древности, художественному совершенству или по качеству материала». Намеченные задачи наиболее широко учредители могли осуществить по отношению к браманизму и буддизму. Первоначальный корень этих религий – ведизм, натуралистическая религия древних жителей Индостана арийского происхождения (боги: Агни, Сома, Варуна, Индра, Адити, Притиви, Диас, Митра, Савитар, Суриа, Рудра, Ваиу и др.). Из ведизма (4 священные книги вед: Риг–, Яджур–, Сама – и Атарва –веды) вышел браманизм в собственном смысле, в котором образ Брамы (собственно бога молитвы) оттеснил далеко на задний план всех прочих богов. Ни от ведизма, ни от браманизма в его древнейшей форме не сохранилось никаких религиозных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Я думаю, что это все речи Гимерия, почти семьдесят, которые ты терпеливо и кропотливо прочитал, и я при этом присутствовал. Во всех них, сохраняя один и тот же тип дикции и один и тот же род стиля, он использует нагромождения периодов и фигур речи в такой манере, что чувство пресыщения предотвращается его мастерством и способом, которым они приспособлены. Насколько я знаю и как я считаю, никто никогда не использовал фигуры речи столь превосходно и столь приятно. Его сочинения полны исторических и мифологических примеров либо с целью демонстрации, либо проводя параллели, либо ради получения удовольствия, либо для украшения обсуждаемой темы, при помощи которых он выстраивает и разнообразит свой язык, и при помощи которых строит вступление, заключение и обсуждение. Он также часто дает предварительный план вопроса и способа обсуждения. Но в то время как характер речей его таков, очевидно, что он придерживается нечестивого отношения к религии, и уподобляется собаке, которая тайком лает на нас. Он процветал во времена Констанция и нечестивого Юлиана, и был главою школы риторики в Афинах. 411 Родился в Прусе примерно в 315 г., умер в 386. Жил при дворе императора Юлиана, а после его смерти в Афинах. Он был учителем Григория Богослова и Василия. Из двадцати четырех сохранившихся декламации – некоторые школьные упражнения, прочие инавгурационные речи (см. Cod. 243). 413 Используется слово (περιβολ) выражающие сочетание в одном периоде различных стилей, настроений и фигур речи. Латинский эквивалент circumducta или circumjecta Oratio: ср. Квинтилиан, IX. 4, 124: cum sensus unus longiore ambitu circumducitur («когда единственная мысль вытягивается длительностью периода»). 419 πδειξις, речь, произнесенная в театре или общественном месте, чтобы продемонстрировать риторические способности сочинителя. 420 В школе. Чтение Συμπληγδι (с заглавной буквы S) и перевод «префект Симплегада» кажется абсурдным. 422 Текст не может быть правильным (το Λοντος). Το Λγοντος, «говорящий» (т. е. сам Гимерий) является еще одним чтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Ничто не ново под луной, и все же, несмотря на разрушающий филологический анализ, христианство стоит в истории как факт поразительной индивидуальности, как нечто ни на что не похожее, как нечто до того специфическое, что внимательный глаз откроет его присутствие и его влияние в самых сложных исторических и культурных образованиях. Эта оригинальность, этот резко индивидуальный характер религиозных движений дается не идеями – какие, в самом деле, идеи сделало таким своеобразным фактом магометанство с его богатой культурой, мавританским стилем и любовной поэзией Гафиза? – а тем-то другим. Мы не станем здесь решать этого вопроса полностью; в нашу задачу входит указать один из факторов, творящих религию – личность основателя. «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Закону, я прибегаю к Церкви», – троекратно повторяют посвящаемые. По примеру их в этом очерке мы тоже обратимся сначала к личности основателя буддизма, Будде, потом рассмотрим его учение – Закон, а затем – организацию и историю буддийской Церкви. II. Вопрос об исторической достоверности личности Будды. Его 6иография. Происхождение. Отречение от мира. Первая проповедь. Первые ученики. Деятельность Будды. Обычный образ его жизни. Община. Женщины. Отшествие Будды в Нирвану В истории изучения буддизма были попытки доказать мифичность образа Будды и этим сделать необъяснимым самый факт образования этой мировой религии. Попытки эти связываются с именами голландского исследователя Керна и французского индолога Сенара. Сенар с подавляющей ученостью и эрудицией пытался изложить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все подробности его жизни мифологическим описанием фактов метеорологических и космических. Построение это изобилует невероятными натяжками; рождение Будды от матери и смерть ее через несколько дней после рождения толкуется Сенаром, как миф, обозначающий рождение солнца из предутреннего тумана и затем уничтожение этого тумана солнечными лучами; реальный факт сидения Будды под деревом и его искушения – при помощи параллелей из финской, индусской, германской мифологии объясняется, как борьба солнечного героя с детьми ночи из-за обладания деревом облаком, что вызывает справедливое возмущение Ольденберга: ведь, кроме мифологических деревьев – облаков, существуют реальные деревья, растущие на земле, под которыми могут сидеть самые реальные люди. Но все попытки Сенара доказать мифичность личности Будды уничтожаются двумя соображениями: во-первых, возможность толковать данное событие, как миф, не значит еще, что этого события не было вовсе; иначе, мы имели бы право усомниться не только в действительном существовании Александра Македонского, Цезаря и Атиллы, но заподозрить существование Наполеона, исходя из тех соображений, что всю его биографию можно толковать, как историю солнца, побеждающего ночную темноту и потом закатывающагося на Западе (остров св. Елены), под давлением темных сил, надвигающихся с Востока (войска Александра I).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Что повсюду были сохраняемы смертные останки преимущественно начальников и правителей, это совершенно понятно по отношению к самым ранним предметам, с которыми соединялось представление о высоком. И действительно, высоко поднимаясь к небу, громадные египетские усыпальницы ясно показывают, как уже в ранние времена человек стремился дать выражение высокому, с указанием и на самую основу его, которая еще ничего не имела тогда общего с силами внешнего мира и природы. Никакая великая сила природы не воплощается в этих колоссальных пирамидах, никакое божество природы не воздвигало здесь себе алтаря; напротив того, эти высоко воздымающиеся пред нами памятники могучим перстом указывают только на человека, который уже в самом раннем периоде своего развития умел дать себе почетное и нравственно-высокое положение, которое по детски-наивному чувству тех времен следовало охранять в сооружаемых для того памятниках» (I, 343–346). В теснейшей связи с культом покойников автор ведет чествование, воздававшееся зверям. Уже самая заботливость в охранении трупа любимого человека от хищных животных наводила на мысль о сближении одного с другим, а сожительство дикарей-звероловов и охотников со зверьми и постоянная с ними борьба на жизнь и смерть действительно не могли не приучить к мысли о сближении смертной опасности с нападениями хищных животных: так что в отношении к культу зверей теория г. Каспари заслуживает внимания, как потому что она оправдывается бытом и верованием дикарей, так и потому что лигвисты и сторонники теории поэтических воззрений на природу, как Шварц или у нас Афанасьев, прибегают к самым неудобопонятным и неестественным натяжкам, когда хотят объяснить, например, превращения классических божеств в животных, или столь обыкновенные во всех мифологиях сопоставления и связь небесных светил тоже с животными, то есть, когда волк или какой другой зверь поедает солнце и месяц, или когда какое созвездие или зодиак получают имя медведицы, рыб, овна и т. д. Чествование животных и мифологические представления с ним связанные составляют один из самых низших слоев в истории народных верований, обычаев и преданий, и вопрос об этом важном предмете, доселе составляющий задачу сравнительной науки, едва ли не правдоподобнее решается путем школы этнографической, нежели как доселе решался он лингвистами по теории поэтических воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

И вся-то литература состояла в школе из усиленного изучения, что хотели выразить, на каких позициях стояли и чей социальный заказ выполняли все писатели эти и ещё потом советские русские и братских народов. И до самого конца Кларе и её подругам так и непонятно осталось, за что вообще этим людям такое внимание: они не были самыми умными (публицисты и критики, и тем более партийные деятели были все умнее их), они часто ошибались, путались в противоречиях, где и школьнику было ясно, попадали под чуждые влияния — и всё-таки именно о них надо было писать сочинения и дрожать за каждую ошибочную букву и ошибочную запятую. И ничего, кроме ненависти, эти вампиры молодых душ не могли к себе вызвать. Вот у Динэры с литературой получалось как-то всё иначе — остро, весело. Уверяла Динэра, что в институте такая и будет литература. Но Кларе не оказалось веселей и в университете. На лекциях пошли юсы малые и большие, монашеские сказания, школы мифологическая, сравнительно-историческая и всё это вроде бы пальцами по воде, а на кружках толковали о Луи Арагоне, о Говарде Фасте и опять же о Горьком в связи с его влиянием на узбекскую литературу. Сидя на лекциях и сперва ходя на эти кружки, Клара всё ждала, что ей скажут что-то очень главное о жизни, вот об этом тыловом Ташкенте, например. Брата Клариной соученицы по десятому классу зарезало трамвайной развозкой с хлебом, когда он с друзьями хотел стащить на ходу ящик… В коридоре университета Клара как-то выбросила в урну недоеденный ею бутерброд. И тотчас же, неумело маскируясь, подошёл студент её же курса и этого же самого арагоновского кружка, вынул бутерброд из мусора и положил себе в карман… Одна студентка водила Клару советоваться о покупке на знаменитый Тезиков базар — первую толкучку Средней Азии или даже всего Союза. За два квартала там толпился народ и особенно много было калек, уже этой войны — они хромали на костылях, размахивали обрубками рук, ползали, безногие, на дощечках, они продавали, гадали, просили, требовали — и Клара раздавала им что —то, и сердце её разрывалось. Самый страшный инвалид был самовар, как его там звали: без обеих рук и без обеих ног, жена-пропойца носила его в корзине за спиной, и туда ему бросали деньги. Набрав, они покупали водку, пили и громко поносили всё, что есть в государстве. К центру базара — гуще, не пробиться плечом через наглых бронированных спекулянтов и спекулянток. И никого не удивляли, всем были понятны и всеми приняты тысячные цены здесь, никак не соразмерные с зарплатами. Пусты были магазины города, но всё можно было достать здесь, всё, что можно проглотить, что можно надеть на верхнюю или нижнюю часть тела, всё, что можно изобрести — до американской жевательной резинки, до пистолетов, до учебников чёрной и белой магии.

http://azbyka.ru/fiction/v-kruge-pervom/...

В 1962 г. совместно с Соколовым К. издал учебник древнегреческого языка, в 1971 г.- учебник лат. языка, в 1975 г.- новый вариант учебника древнегреч. языка. В неразрывной связи с преподаванием он вел изыскания в области античной риторики и мастерства совр. лектора (на эту тему К. издал учебное пособие). В зрелые годы основная научная деятельность К. была связана с источниковедением раннехрист. лит-ры, древнегреч. диалекта койне и палеографии. Этим темам, а также вопросам текстологии книг НЗ была посвящена монография «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы» (1985). Монография написана на основе спецкурсов, прочитанных К. на кафедре древнего мира исторического фак-та и студентам отд-ния классической филологии филологического фак-та МГУ. Несмотря на обтекаемую формулировку названия, монография К. представляет собой стандартную для зап. учебных заведений программу курса введения в НЗ, включающую историю создания новозаветного канона, рукописной традиции, изданий и переводов НЗ, характеристику отдельных сочинений и краткий разбор ключевых тем новозаветной истории. Особое внимание К. уделил языку НЗ. Стремясь, по его словам, «выявить историческое зерно под мифологическими наслоениями», К. основывался на работах школы Р. Бультмана и традиции т. н. «второго поиска исторического Иисуса». Публикация такого исторически ориентированного введения в НЗ была связана не только с изменением в те годы курса атеистической советской пропаганды, к-рая под давлением новых археологических находок была вынуждена отказаться от следования «мифологической» школе новозаветной критики, но и с распространением сначала в МГУ, а затем и по всему СССР лженаучных работ А. Т. Фоменко, об опасности к-рых К. неоднократно говорил. При этом в ряде мест его монографии содержатся критические замечания и относительно самой бультмановской концепции «демифологизации», к-рые по причине небольшого объема текста исследования остались нераскрытыми. Значение научного труда К. для своего времени было весьма велико, поскольку его монография стала 1-м опубликованным в СССР введением в исследование НЗ.

http://pravenc.ru/text/1841672.html

— Но почему молодежь?  — Подросло поколение людей, родившихся в 90-е, которые видели Чумака, Кашпировского, телешоу «Битва экстрасенсов» и своих собственных мам, заряжавших крем перед телеэкраном. Все это воспринималось как нечто привычное, почти домашнее. Некоторые респонденты так прямо и говорят: «Моя мама практиковала, я чувствую эту родовую цепь, я тоже должен практиковать». Заметьте, не то, что моя прабабушка была деревенской знахаркой, нет, именно мама.  Плюс оккультные практики позволяют решить некоторые подростковые проблемы: поиск жизненных ориентиров и ценностей, да просто элементарных увлечений. Раньше были танцы, шахматы, авиамоделизм, а теперь вот астрология и карты таро. Это попытка социализироваться, заинтриговать ровесников и повысить свой авторитет. Ты бесплатно помогаешь своим знакомым решать их проблемы и за это получаешь определенный социальный капитал.  Ольга Христофорова — доктор филологических наук, директор учебно-научного Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС. Автор книг «Логика толкований. Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах», «Колдуны и жертвы: антропология колдовства в современной России», «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции», «Одержимость в русской деревне». Современное увлечение эзотерикой направлено на удовлетворение базовых личностных потребностей: быть принятым, уважаемым, любимым — и в то же время особенным, непохожим на всех. Людям, неуверенным в себе, не очень состоявшимся в жизни, это особенно важно. Отсюда, возможно, интерес молодых людей к эзотерике. Ну, и некоторые вполне успешно стали этим зарабатывать. — Так все-таки, интерес к астрологии и другой эзотерике — это чисто циклическая вещь или на нее влияют смутные времена, эпоха высокой неопределенности? — Здесь нет противоречия. Это циклическое явление, для которого создаются определенные социально-экономические и политические предпосылки. Важную роль сыграла общая постсекулярность с альтернативными вариантами религиозности и духовных практик. Есть школьная история, а есть Фоменко с его альтернативной историей. Есть альтернативная лингвистика. Существует масса конспирологических теорий, которые сначала подпитывались желтой прессой и телевидением — каким-нибудь РЕН-ТВ — а потом переместились на другие платформы, в Telegram и YouTube.

http://pravmir.ru/mne-sostavili-goroskop...

Рецепция Аристотеля в христианской ортодоксии не отрицала августинизма, который в в. составил ее консервативное крыло. В традициях августинианской школы продолжали работать преимущественно богословы францисканцы Парижского, а затем и Оксфордского университетов. Большинство членов францисканского ордена являлись мистиками-ортодоксами. Следуя теоцентрическому учению Августина Аврелия , они исходили из того, что духовное, экстатическое общение с Богом, высшей внеприродной сущностью, не отменяет обязательности исполнения церковных обрядов 55 . Как уже было отмечено, интерес к трудам Аристотеля возник в вв., когда в западноевропейском обществе начались глубинные преобразования. Обращение к аристотелевской философии, отказавшейся от мифологической традиции и стремящейся к рациональному объяснению мира, вновь, как и во времена патристики вв.), потребовало разрешения проблемы, касающейся вопроса о соотношении веры и разума, религии и философии. В изменяющихся условиях, когда росло влияние Аристотеля и возникала угроза реставрации античной философии как науки разума, необходима была теория метода, на основании которой можно было рационализировать христианское богословие, приспособить новые веяния к интересам христианской доктрины и решить задачу подчинения философии вере. Западноевропейская схоластика, особенно на стадии своего расцвета, связала философию Аристотеля с христианским учением таким образом, чтобы её смысл согласовывался с истинами веры. Господствующей ортодоксальной схоластической системой XIII в. стал философско-теологический аристотелизм (аристотелевская схоластика), созданный доминиканскими теологами Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Они вновь ввели в схоластику XIII в. реалистическое решение проблемы универсалий в ее компромиссной форме. Ортодоксальная мистика и дедуктивная логика, почерпнутая из трудов Аристотеля, дали им возможность выстроить стройную христианско-католическую картину мира. В «Сумме теологии» Фома Аквинский интерпретировал христианское учение о Боге как высшую идею, соответствующую понятию абсолютного бытия (бытие бытия) в аристотелевской философии. Благодаря этому методу, ему удалось, не стирая различий, привести в соответствие разум и веру, примирить философию с догматами церкви. Схоластическое философствование, в котором вера ставилась выше знания, а откровение выше разума, стремилось к компромиссу, к тому, чтобы сгладить напряжение между тем и другим способом истолкования мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

На самом деле полумесяц и другие элементы в основании накупольного креста православных храмов имеют несколько преимущественно созидательных (что характерно для полноты христианского благовестия Слова Божьего) значений: . · знамения – луны ( Апок.12:1 ); · Вифлеемской люльки, принявшей Богомладенца Христа; · Евхаристической чаши с Телом Христовым; · церковного корабля, ведомого Кормщиком – Христом; · якоря надежды, крестного дара Христа; · корня Иессеева ( Ис.11:1 ); · подвесной нагрудной цаты – знака великокняжеской власти («пекторали»), то есть, царского знака Иисуса Христа; · и, наконец, попираемого древнего змия. Языческие вероучения о кресте. Язычество, будучи внешне пестрым комплексом вероучений, непрерывно из суеверия и суемудрия пробуждаемым в народной среде харизматическими лидерами (отсюда его название – «язык», то есть, народ), постоянно и настойчиво возрождает свои мифологические представления о кресте. Подобные кресту разнообразные знаки встречаются в истории индусов, египтян, вавилонян, этрусков, индейцев и почти всех остальных народов. Особенно часты знаки типа свастики. Сегодняшние неоязычники также активно используют изображения, подобные кресту, вкладывая в них свой смысл. Попутно они обвиняют христиан в том, что те, якобы, заимствовали у них идею этого знака. В нынешней России наиболее заметны три оккультно-мистических направления использующих изображения, подобные кресту. Эзотерические школы , объединения, организации и группы. Они чаще всего применяют древнеегипетский крест жизни – « Анк ». Он представляет собой « Т » – образный крест (крест «Тау») с петлей или кругом наверху (иероглиф «Ру»). В целом этот знак обозначал понятие «жизнь» и связан с культом Солнца. Для своих культовых целей эзотерики используют и все остальные разновидности изображения православного креста. Неоязычники славянских, скандинавских и иных школ. Они предпочитают древнеславянские и рунические языческие изображения креста. Как правило, – это символ бога Солнца. Языческие кресты имели разное количество концов (зачастую превышающих десять), и иногда были весьма сложные по форме. Обыкновенно на концах крестов изображались головы нескольких богов или многие головы одного бога. Узоры несли особый эзотерический смысл (свойства богов, мироздания, отношения к человеку и т.п.). «Женские» кресты, в отличие от «мужских» на нижнем конце имели раздвоенное окончание – «ласточкин хвост».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010