Феофан и с к-рыми общался тогда Г. С., обитали в малых поселениях, расположенных гл. обр. на крайней юж. оконечности полуострова, поблизости от Великой Лавры. Сохранились имена нек-рых из них, наиболее уважаемых: прп. Геронтий из Вулевтирий, Корнилий, Авксентий, Исаия, Макарий, Григорий, Геронтий, Феодул, прп. Герман Марулис, Иаков Трапезундский, Климент, Галактион, Марк Аплус ( Kourilas, Halkin. P. 81-82; см.: Rigo. Monaci esicasti e monaci bogomili. P. 262). К ним следует добавить прп. Максима Кавсокаливита, в Житии к-рого, написанном митр. Феофаном, подробно рассказывается о встрече прп. Максима и Г. С. в то время и об их беседе, посвященной сердечной молитве и ее воздействию. Т. о., выбор Г. С. именно этого места для поселения не был случаен: между 30-ми и 60-ми гг. XIV в. в окрестностях Великой Лавры произошел необычайный расцвет исихастской жизни, о к-ром известно также из Житий преподобных Нифонта, Ромила, Афанасия Метеорского, свт. Григория Паламы и др. документов. Возвращение в Парорию Последние годы Но и это пребывание Г. С. на Афоне было кратким. Постоянно повторялись тур. набеги, к-рые заставили его сперва перебраться под защиту стен Великой Лавры. Однако жизнь в большом общежительном мон-ре не удовлетворяла Г. С., постоянный контакт с др. монахами беспокоил его душу, стремившуюся к безмолвию (Житие. 16). Поэтому в 1335 г. он решил окончательно оставить Св. Гору и вернуться в Парорию, место, казавшееся ему самым подходящим для жизни, к-рой он себя посвятил. Взяв с собой ученика, Г. С. достиг на корабле Адрианополя (совр. Эдирне, Турция), а оттуда пешком добрался до Парории (Там же). Вероятно, он сел на корабль в порту Великой Лавры, доплыл до устья р. Эврос и затем поднялся вверх по течению реки, к-рая была судоходна как раз до Адрианополя. Житие Максима Кавсокаливита, написанное митр. Феофаном, повествуя о пророчестве прп. Максима, предсказавшего оставление Г. С. Афона и возвращение в Парорию, описывает сцену его отправления с Афона и упоминает о том, что он предпринял пеший переход до Комитиссы ( Kourilas, Halkin.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Иосиф Волоцкий , жалуясь на «насилие удельное» – злоупотребления по отношению к монастырю со стороны князя Федора Борисовича, послал грамоты великому князю и митр. Симону, прося принять монастырь «в великое государство». Игумен Волоколамского монастыря не только не имел благословения на это Новгородского архиеп. св. Серапиона, но даже не уведомил его о своем шаге и попытался сделать это лишь через 2 года – в 1509 г. Архиепископ отлучил прп. Иосифа от Церкви и попытался объяснить в Москве свою позицию, но ему не удалось добиться встречи ни с митрополитом, ни с великим князем, и он был сведен с кафедры. Церк. Собор и митр. Симон по указанию Василия III Иоанновича сняли отлучение с прп. Иосифа, заочно осудили свт. Серапиона, который был насильственно доставлен на заседание нового Собора (июль 1509) и затем отправлен в заточение в московский Андроников монастырь. Василий III Иоаннович повелел митр. Симону перед смертью (1511) помириться с опальным архиепископом, опала со свт. Серапиона была снята, он поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где его встретили с почетом; «смирился» с ним и великий князь, но прп. Иосиф продолжал отстаивать свою правоту. В истории конфликта остается много неясного, поскольку его обстоятельства по-разному описаны сторонниками прп. Иосифа и свт. Серапиона. Бесспорно то, что главным итогом противостояния было «вдовство» Новгородской архиепископии в 1509–1526 гг., что стало ударом по традициям новгородской самостоятельности, под воздействием которых, по-видимому, действовал архиеп. Серапион. Возможно, что послание старца Филофея к Василию III Иоанновичу о Третьем Риме и обязанностях правителя, в котором автор призывает великого князя: «Да исполниши святыя соборныя церкви епископи, да не вдовъствует святая Божия Церкви при твоем царствии»,– написано между 1523–1526 гг. в связи с готовившимся назначением на Новгородскую кафедру свт. Макария, буд. Московского митрополита. Хотя великий князь вернул архиеп. Макарию «казну старых архиепископ», вывезенную в Москву после 1478 г., но ограничил его права как в самом Великом Новгороде («бояр ему своих дал», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель. По поручению патриарха Максима III К-польского (1476-1481/82) совершил инспекционную поездку по Сирии, Палестине и Египту. В 1483/84 г. местоблюститель патриарха Григория V Александрийского. Д. участвовал в избрании патриарха Нифонта II К-польского (кон. 1486 - нач. 1488). Одной из отличительных черт главного произведения Д.- «Рассказ и путешествие по Св. местам» (ιϒησις κα περοδος τν ϒων τπων) - является то, что оно основано на впечатлениях и наблюдениях автора и рассказах местных жителей. Д. не использует материала из предшествующей письменной традиции хождений по св. местам. Основное внимание Д. уделяет описанию святынь Иерусалима и Синая, в меньшей степени - Каира. Кроме того, присутствует описание дохрист. памятников, таких как егип. пирамиды и недостроенный, по мнению Д., при Александре Македонском канал между Средиземным и Красным морями. При описании местных достопримечательностей автор активно использует сравнение с К-полем, обращаясь к читателю-соотечественнику. Ширину Нила он сопоставляет с размерами бухты Золотой Рог, а храм Рождества Христова в Вифлееме - с ц. св. Апостолов в К-поле. Перу Д. принадлежат канон прп. Христодула (пам. греч. 16 марта), основателя и ктитора мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (XI в.), и неск. писем. Сохранились переписанное его рукой Евангелие (Kosinitza, N 223) и грамота, подписанная Д. в качестве патриаршего экзарха о-ва Лесбос. Соч.: Mingarelli G. L. Graeci codices manuscripti apud Nanios patricios Venetos asservati. Bononiae, 1784. P. 282-297; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. T. 3. Вып. 2(8); Ελληνικς φιλολοϒικς σλλοϒος. Κωνσταντινοπολις, 1881-1882. Τ. 17. Παρρτημα . Σ. 55-56. Лит.: PLP, N 5133; Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basileae, 1584. P. 138; Σθας Κ. Ν. Νεοελληνικ Θιλολοϒα. Αθναι, 1868. Σ. 103; Krumbacher. Geschichte. Sp. 421; Kotter B. Daniel metr. de Smyrne//LTK. Bd. 3. Sp. 155; Σολομωνδης Χρ. Σ. Η Εκκλησα τς Σμρνης. Αθναι, 1960. Σ. 165; ανιλ// ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 955; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Münch., 1976. S. 37; Laurent V. Daniel métr. de Smyrne//DHGE. T. 14. P. 72f. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/171238.html

1821 Как ни странно, в полемике против софиологии Булгакова митр. Сергия (Страгородского) и Вл. Лосского эта критика в адрес прп. Максима вообще не упоминается, хотя Лосский знал книгу Булгакова Агнец Божий. Она упоминается вскользь в книге: свт. Серафим (Соболев) , Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистерская диссертация, София, 1935, с. 485–486. Но учению прп. Максима свт. Серафим в полемике с Булгаковым практически не уделяет внимания, сосредотачиваясь (говоря о теме двух воль и энергий) на защите Дамаскина, св. Софрония Иерусалимского и отцов VI Вселенского Собора. У Булгакова соотношение обратное, и он говорит больше всего именно об учении прп. Максима, прекрасно осознавая всю его значимость для православной традиции. 1824 Paul L. Gavrilyuk, «The kenotic theology of Sergius Bulgakov», Scottish Journal of Theology, 2005, vol. 58 (3), р. 251–269. 1825 «Вторая ипостась, сохраняя божественную природу, оставляет божественную жизнь, которая в ней восстанавливается лишь вместе с человеческой жизнью. Чрез становящуюся Софию, в ософиении человека и его обожении, Христос возвращает Себе и вновь обретает оставленную славу и божественную жизнь» (Булгаков 2000, с. 252, ср. 273–276). 1827 «Св. Максим Исповедник (а вслед за ним и св. Иоанн Дамаскин ) отрицал „гномическую“ волю, т. е. свободную в смысле творческого выбора разных возможностей. Он, следовательно, мыслил ее как недвижную божественную необходимость, которая была дана в Богочеловеке в качестве безусловного руководства, – и для хотения, и для действования, Но этим отрицанием „гномической“ воли вообще отрицается божеская воля в Богочеловеке как одна из двух, которая дискурсивно самоопределяется в жизненном процессе становления и потому есть необходимо „гномическая“. Это отрицание может быть истолковано лишь как безошибочность божественного воления. Но воля, раскрывающаяся и осуществляющаяся во временном становлении с его свободой, необходимо является сообразной времени или дискурсивной, а потому и должна быть гномической» (Там же, с. 272, прим. 1). Шленов приводит лишь последнее предложение из этого Булгакова (Шленов 2004, с. 342, прим. 14), так что остается неясным, о какой именно воле идет речь, и можно ошибочно подумать, что о человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Там же, с. 108.  Аргумент Булгакова, что «волевое движение столь же невозможно без личного импульса, как и личный импульс невыполним без соответствующего природного устремления» (Там же), часто повторяется в современном богословии из уст «персоналистов». При этом не замечают или отказываются признавать, что прп. Максим четко различает то, что принадлежит ипостаси, от того, что принадлежит природе, при этом вклад ипостаси в волевой акт (мы говорим об ипостасях тварных) прп. Максим никогда и не отвергал, но при этом отличал его от вклада природы. Критики Булгакова, например Вл. Лосский, будут говорить о том, что он смешивает ипостась и природу (В. Лосский. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996, с. 40–41). Дух (или ум) в святоотеческой традиции ­– это не ипостась, а высшая сила человеческой природы. Но Булгаков не разделял эту традиционную концептуальную схему. Булгаков 2000 , с. 109. При этом Булгаков ошибочно приписывает прп. Максиму мнение, что волей обладают не только Бог и разумные твари, но и вообще все творения, включая неодушевленные и неразумные (Там же). Там же, с. 109−110. В современном богословии персоналистического направления этот аргумент часто повторяется без ссылки на Булгакова, который, кажется, сформулировал его одним из первых. Булгаков замечает у прп. Максима лишь первый род Богомужеского действия – чудотворение ( Там же, с. 111–112), но чуть дальше, говоря о Дамаскине (Там же, с. 113–114), пишет уже и о втором роде − страдании. Но и такое объяснение выражения Ареопагита Булгакова не устраивает. Как ни странно, в полемике против софиологии Булгакова митр. Сергия (Страгородского) и Вл. Лосского эта критика в адрес прп. Максима вообще не упоминается, хотя Лосский знал книгу Булгакова Агнец Божий. Она упоминается вскользь в книге: свт. Серафим (Соболев). Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистерская диссертация. София, 1935, с. 485–486. Но учению прп. Максима свт. Серафим в полемике с Булгаковым практически не уделяет внимания, сосредотачиваясь (говоря о теме двух воль и энергий) на защите Дамаскина, св. Софрония Иерусалимского и отцов VI Вселенского Собора. У Булгакова соотношение обратное, и он говорит больше всего именно об учении прп. Максима, прекрасно осознавая всю его значимость для православной традиции.

http://bogoslov.ru/article/3668042

В опровержение мнения о ненужности покаяния и заупокойных молитв составитель сборника приводит 53 статьи из сочинений отцов Церкви. В компиляцию «О церковных и монастырских стяжаниях движимых и недвижимых» вошло 19 статей в защиту владельческих прав Церкви. В одном из сочинений митр. Даниил писал, что " церковная же, и монастырская, и священническая, и иноческая и дела их, и стяжаниа их вся Богови суть освященна " . По решению Собора 1525 года Волоколамский монастырь стал местом заточения прп. Максима Грека . Надзор за ним был поручен соборному старцу Тихону (Ленкову) . В мае 1531 года на новом Соборном суде прп. Максиму наряду с обвинениями в упорстве в прежних заблуждениях митр. Даниилом были предъявлены новые: " Да ты же, Максим… церкви и монастыри укоряеши и хулиши, что они стяжания, и люди, и доходы, и села имеют " . Тогда же Вассиану (Патрикееву) были предъявлены обвинения в самовольном составлении Кормчей и в искажении канонов. Главными свидетелями обвинения против Вассиана выступили Крутицкий еп. Досифей (Забела) и племянник прп. Иосифа Досифей (Топорков) . Вассиан обвинялся также в непризнании святости " новых чудотворцев " св. митр. Ионы , преподобных Макария Калязинского и Пафнутия Боровского . Решением Собора 1531 года Вассиан был осужден и сослан в Волоколамский монастырь, надзор за ним был поручен старцам Тихону (Ленкову) и Феогносту (Ленкову) . Согласно позднейшему известию кн. А. М. Курбского , в смерти Вассиана в Волоколамском монастыре были виновны иосифляне . После того как митр. Даниил в 1539 году был сведен с кафедры, ее занял не принадлежавший к иосифлянам митр. Иоасаф (Скрипицын) , который приблизил к себе осужденного на Соборе 1531 года Исаака Собаку и назначил его архимандритом Чудова монастыря. Ставший в 1542 году митрополитом свт. Макарий Московский провел расследование о причинах прощения Исаака и назначения его на этот пост. На Соборе в феврале 1549 года, вновь осудившем Исаака Собаку, свидетелем обвинения являлся архим. Новоспасского монастыря Нифонт (Кормилицын) , ранее занимавший пост игумена Волоколамского монастыря . Полемика вокруг церковного землевладения достигла апогея ко времени Собора 1551 года . В преддверии Собора постриженик Волоколамского монастыря Новгородский архиеп. Феодосий написал послание, в котором напоминал о неприкосновенности церковных имений, " вданных Богови в наследие благ вечных " . Накануне Собора митр. Макарий составил «Ответ», в котором, используя сочинения прп. Иосифа Волоцкого, доказывал невозможность отчуждения у монастырей вотчин . Значительная часть этого текста была включена в 60-ю гл. " Стоглава " , где был оформлен правовой статус церковных имений. По-видимому, эти сочинения стали ответом на существовавшее недовольство светских властей ростом церковного (прежде всего монастырского) землевладения.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

1989 г. как кафедральный собор. Тогда же был освящен Александро-Невский собор во 2-м кафедральном центре епархии - Мстиславле. Количество храмов быстро увеличивалось, всего к концу жизни М. в Могилёвской епархии насчитывалось 84 прихода. Были открыты 23 воскресные школы. В 1989 г. М. организовал при кафедральном соборе в Могилёве сестричество во имя прп. Максима Исповедника для помощи больным. В 1991 г. был возрожден могилёвский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь , в к-ром проводились масштабные реставрационные работы. В том же году возобновилось издание «Могилёвских епархиальных ведомостей», редактором к-рых стал М. Продолжая изучение наследия местных подвижников веры и благочестия, М. собирал материалы к канонизации Могилёвского архиеп. Георгия (Конисского) , причисленного по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по постановлению Синода Белорусской Православной Церкви к лику местночтимых святых Белорусской Церкви. Торжественная канонизация свт. Георгия состоялась в Могилёве 5-6 авг. 1993 г. М. составил службу и акафист святому. В 1997 г. при кафедральном могилёвском соборе было учреждено просветительское братство во имя свт. Георгия. М. был награжден церковными орденами св. кн. Владимира 2-й степени (1988), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1992), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1997). Отпевание М. 1 марта 2002 г. возглавил Минский митр. Филарет (Вахромеев) , патриарший экзарх всея Белоруссии. Похоронен в ограде восстановленного его трудами могилёвского Никольского мон-ря рядом с собором во имя свт. Николая. Лит.: Наречение и хиротония архим. Максима (Крохи) во еп. Аргентинского и Южноамериканского//ЖМП. 1972. 5. С. 17-21; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 261; Архиеп. Могилевский и Мстиславский Максим: [Некр.]//ЖМП. 2002. 5. С. 90-91; Евгения (Волощук), игум. Добрый пастырь: Памяти архиеп. Максима Могилевского и Мстиславского (к 5-летию кончины)//Рус. вестн.: Газ. М., 2007. 15, 20 июля. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2561608.html

«Люблю Тебя, Господи...» Люблю Тебя, Господи, люблю больше всего на свете, ибо Ты истинная радость, душа моя. Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя. Аминь. Библиографический указатель 1. Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В 3-х т. Т. 3. — Спб., 1911. С. 118. Текст Максима Исповедника найти не удалось. 2. Выходные данные книги найти не удалось. 3. Марк Подвижник, св. Наставления о духовной жизни. — В кн.: Добротолюбие. В 5-ти т. Т. 1. Изд. 4-е. — М., 1905. С. 506. 4. Каффарель А. Уроки умной молитвы. — Выходные данные книги найти не удалось. 5. Ельчанинов А., свящ. Записи. — Изд. 4-е. — Paris, YMCA-PRESS, 1978. С. 74. 6 Никодим Святогорец. Невидимая брань блаженной памяти старца Никодима Святогорца. — Изд. 5-е. — М., 1912. С. 198. 7 Тихон Задонский, свт. Плоть и дух. — В кн.: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, епископа Воронежского. Книга 4-я. — Спб., 1907. С. 89. 8 Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам. С. 392. — Выходные данные книги найти не удалось. 9. Никодим Святогорец. Невидимая брань... С. 200. 10. Феофан Затворник, свт. Письма... С. 289. 11. Брянчанинов И., еп. О молитве. — В кн.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. В 4-х т. Т. 1. — Спб., 1905. С. 149—150. 12]. Толстой А.К. Полное собр. соч. В 4-х т. Т. 4. — Спб., 1908. С. 40—41. 13. Никодим Святогорец. Невидимая брань... С. 200. 14. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — В кн.: Письма епископа Феофана. Изд. 6-е. — М., 1914. С. 15. 15. Антоний (Блюм), митр. Сурожский. — Цитируется без укания на источник. 16. Авва Исаия, преп. Слова к своим ему ученикам. — В кн.: Добротолюбие. Т. 1. С. 290. 17. Филарет (Дроздов?), митр. — Цитируется без укания на источник. 18. См., напр.: Каллист и Игнатий, ин. Наставление для безмолвствующих. — В кн.: Добротолюбие. Т. 5. Изд. 2-е. — М., 1900. С. 335—336. 19. Мень А. В., прот. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. — М., 1991. С. 168—169.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Киевского Исаии (Копинского), соч. «Об истинном христианстве» (в 4 кн.) свт. Тихона, еп. Воронежского и Задонского, «Училище благочестия», «Собрание поучений на все дни в году», «Указание пути в Царствие Небесное» свт. Иннокентия (Вениаминова), «Разсуждение о должностях пресвитеров приходских», «Наставление о собственных каждого христианина должностях», «Богословие» митр. Платона (Левшина), «Обед душевный» (в 2 т.), «Камень Веры» митр. Стефана (Яворского), «Добротолюбие», «Пращица - против вопросов раскольнических» еп. Нижегородского Питирима, «Устав общежития монастырского, составленный преподобным Корнилием», «Разсуждения» (в 12 кн.) и Устав скитского монастырского жития (в 12 кн.) прп. Нила Сорского, «Разсуждения о средствах сохранения и распространения древних писателей», «Духовный купец на духовном торжище и о купле на нем Царства Небесного» иером. Иоакима (Ельцова), Жития архиеп. Задонского и Воронежского свт. Антония (Смирницкого), прп. Паисия Величковского и др. Труды св. отцов насчитывали 49 книг, в т. ч. толкования Евангелия, «Беседы о покаянии Златоустаго», «Беседы на 14 посланий апостола Павла, Златоустаго», «Беседы» свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста, «Разсуждения о любви» прп. Максима Исповедника, «О должностях» свт. Амвросия Медиоланского , «Творения... с присовокуплением келейных записок» и «Летопись...» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) и др. Значительную часть собрания (23 книги) составляли исторические труды: «Летописец Российской истории», «Летописец Новгородский», «Краткая история Церкви» прот. В. И. Нордова, «История Российской иерархии», «Священно-библейская история в лицах». Среди книг назидательного, воспитательного характера были «Слово архиеп. Платона», «Беседы Филарета - архиеп. Ярославского», «Беседы епископа Михаила», «Наставление правильно состязаться с раскольниками», «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной церкви», «Благоговейное размышление о жизни и смерти Иисуса Христа», «Полезное напоминание иноку в начале его подвигов», «О воспитании детей у древних христиан», «Ответы Никифора - архиепископа Астраханского», «Христианское чтение», «Домашние беседы», «Руководство для сельских пастырей» ( Наумова О.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 78). В 1597 г. в Новгороде состоялись открытие мощей и прославление прп. Антония Римлянина ; в связи с этим было отредактировано Житие преподобного и составлено сказание о чудесах. В 1600 г. состоялось прославление прп. Корнилия Комельского. В патриаршей грамоте в Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь об этом событии говорилось: «И яз, Иев, патриарх Московский и всеа Русии, стихеры, и канун, и Житие преподобного чюдотворца Корнилия Комельского слушали соборне с митрополиты, и со архиепискупы, и епископы, и с архимариты, и игумены» (ААЭ. Т. 2. С. 379, 222). По повелению И. архиеп. Иона (Думин) в 1591 г. составил пространную редакцию Жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского (в 1584-1588 архим. Иона являлся настоятелем владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , где почивали св. мощи князя). Воевода Олферьев и инок переяславского Данилова мон-ря Сергий написали по благословению И. службу московскому кн. св. Даниилу Александровичу . Монах Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы монастыря Филофей (Пирогов) составил в кон. XVI в. канон прп. Нилу Столобенскому и егожитие. Саккос свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. Кон. XVI в. (ГММК) Саккос свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. Кон. XVI в. (ГММК) К-польский патриарх Иеремия привез в Москву разрешительную грамоту для скончавшегося в 1556 г. в Троице-Сергиевом мон-ре прп. Максима Грека . И. извещали о чудесах, совершавшихся в Троицкой обители у гробницы прп. Максима. На следующий год после возведения в сан патриарха И. послал в Троице-Сергиев мон-рь Крутицкого митр. Геласия для открытия мощей прп. Максима Грека, но Господь не благоволил этому совершиться. Во время осады Нарвы явившийся Феодору Иоанновичу прп. Максим Грек уберег царя от внезапной смерти, после чего правитель повелел написать образ подвижника. И. и Феодор Иоаннович совершили паломническую поездку в Троицкую обитель, где поклонились гробу святого. И.

http://pravenc.ru/text/578144.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010