Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУШЕДОЛ муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Расположен на Фрушка-Горе близ с. Крушедол-Село, в 13 км от г. Сремски-Карловци (Сербия). К. ок. 1509 г. построил митр. Белградский и Сремский свт. Максим (Бранкович) на средства валашского воеводы Иоанна IV и вел. кн. Московского Василия III. К. был резиденцией митр. Максима и центром Сремской епархии. Мать митр. Максима, деспотица Ангелина , рядом с К. основала женский мон-рь в честь Сретения Господня (сейчас приходский храм в Крушедол-Селе). В К. были перенесены мощи деспотов Стефана Слепого и Иоанна Бранковичей , в нем были похоронены митр. Максим († 1516) и деспотица Ангелина († 1520). В 1523 г., когда были обретены мощи свт. Максима, К. стал центром почитания династии Бранковичей (их мощи первоначально хранились в 2 стоящих возле алтаря ковчегах: в одном - Стефана и Максима, в другом - Иоанна и Ангелины). В 1546 г., согласно тур. описи, К. был самой богатой обителью на Фрушка-Горе, к 1566-1567 гг. его богатства возросли. Монахи из К. часто приезжали в Россию за милостыней - в монастырском помяннике записаны имена мн. рус. князей и царей (Москва - Сербия, Белград - Россия: Док-ты и мат-лы. М.; Белград, 2009. Т. 1. С. 229-231, 246-247, 266-267, 326-328, 331-333, 554-556, 590-591). 25 сент. 1654 г. К. посетил патриарх Иерусалимский Паисий. В 1670 г. в обители было «90 монахов и 12 старцев». Во время Великого переселения сербов (1690) братия К. ушла в Сентендре, но в 1697 г. вернулась обратно. 6 янв. 1708 г. в К. прошел I Народно-церковный Собор, учредивший автономную «Крушедольскую митрополию», объединившую правосл. сербов, проживавших на землях Габсбургской монархии. Монастырь Крушедол Монастырь Крушедол В 1713 г. центр митрополии был перенесен в Сремски-Карловци, и впосл. она стала называться Карловацкая митрополия . В 1702 г. в мон-ре жили 50 монахов и 100 послушников, обитель имела ок.

http://pravenc.ru/text/2462077.html

Упоминания М. и. до XVII в. неизвестны. Самым ранним свидетельством об иконе является текст на «листе» над гробом свт. Максима, к-рый входил в серию аналогичных «листов» для княжеских и архиерейских гробниц владимирского Успенского собора, очевидно, изготовленных по случаю перенесения мощей вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича 22 янв. 1645 г. (Путь к граду Китежу. 2003. С. 48). В этом тексте, известном по списку Степенной книги 1670 г. (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 617-618; Путь к граду Китежу. 2003. С. 78-80), рассказано о переезде свт. Максима во Владимир и изложена история создания иконы. Вскоре после прибытия из Киева свт. Максиму, уснувшему в келье, явилась Пресв. Богородица с Младенцем на руках и приветствовала его словами: «Рабе мой Максиме, добре пришел еси посетити град мой». Затем, подав святителю «омофор багряновидный», Она сказала: «Приими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы». Проснувшись и обнаружив в руках омофор, митрополит возвестил всем о чуде и положил омофор в Успенском соборе в золотой ковчег, к-рый вместе с вел. кн. Андреем Александровичем устроил для него. По заказу святителя была написана икона Божией Матери «по видению во сне, которым подобием виде», т. е. со сценой вручения свт. Максиму омофора. Образ, украшенный серебром и золотом, поставили в Успенском соборе. Далее в тексте сообщается о кончине митр. Максима, его погребении в Пантелеимоновском приделе Успенского собора и о том, что омофор вместе с др. сокровищами был спрятан ключарем Патрикием во время нападения на Владимир царевича Талыча. В результате этих событий или последующих разорений омофор был утерян (возможно, ссылкой на историю гибели ключаря автор текста, буквально воспринимавший композицию иконы, пытался объяснить отсутствие в соборе омофора, скорее всего никогда не существовавшего). На основе этого текста написана статья о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», принадлежавшего С. Ф. Моховикову (НБ МГУ. 10535-22-71. Л. 103 об.- 104, 1715 г.). К тому же источнику восходит надпись, в XIX в. находившаяся под иконой у гробницы свт. Максима, в юго-зап. части собора ( Доброхотов. 1849. С. 75-76). С некоторыми разночтениями она приводится во мн. дореволюционных изданиях в качестве сказания о чудотворной иконе.

http://pravenc.ru/text/2561688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК СОБАКА (Бирев; † после 1549, Нилова Сорская пуст.?), каллиграф, сотрудник прп. Максима Грека и Вассиана (Патрикеева) . Тождество 2 книгописцев с именем Исаак - Собаки и Бирева - установлено на основании почерковедческого анализа Н. В. Синицыной ( Синицына. 1973), оно предполагалось исследователями и раньше (см., напр.: Немировский. 1964. С. 132). Свидетельства о раннем периоде жизни И. С. отсутствуют, мн. факты его биографии реконструируются на основании атрибуции ему ряда рукописей. По всей видимости, И. С. был пострижен в монашество прп. Корнилием Комельским: книгописец назван «Корнилиевым пострижеником» в записи на рукописи 16 Слов свт. Григория Богослова с толкованиями (РГБ. Ф. 98. 200; см.: Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8; Сергеев. 2001. С. 14). В таком случае постриг И. С. следует датировать не ранее 1501 г., поскольку к этому времени относится ставленая грамота митр. всея Руси Симона прп. Корнилию ( Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 486). В лит-ре высказано предположение о знакомстве И. С. с прп. Нилом Сорским ( Синицына. 1977. С. 63. Примеч. 8), во всяком случае, И. С. принимал участие в переписке одного из ранних сборников сочинений прп. Нила - ГИМ. Син. 335, 10-е гг. XVI в. Косвенно в пользу этого предположения может свидетельствовать тот факт, что в конце жизни И. С. поселился в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Исходя из позднейших фактов биографии И. С., можно предположить, что в Кирилловом в честь Успения Пресв. Богородицы Белозерском мон-ре он познакомился со ссыльным иноком публицистом-нестяжателем (см. Нестяжатели ) Вассианом (Патрикеевым). Не исключено, что в кон. 90-х гг. XV - 10-х гг. XVI в. И. С. периодически посещал Москву, Троице-Сергиев и Кириллов Белозерский мон-ри: на это указывает его сотрудничество в переписке книг в данный отрезок времени с Гурием (Тушиным) и с М. Медоварцевым . Со 2-й пол. 10-х гг. XVI в. книгописец, вероятно, регулярно работал для Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека. В судном деле Максима Грека упоминаются сделанные И. С. списки перевода Жития Богоматери в редакции Симеона Метафраста с «хулными строками», послужившими одной из причин обвинения святогорца в ереси, и списки «Правил», отредактированных Вассианом, к-рые хранились в казне вел. кн. Василия III Иоанновича (Судные списки. 1971. С. 100-101); последняя рукопись отождествляется с сохранившейся Кормчей Вассиановской редакции (РГБ. Пискар. 39). Высказанное в литературе последних лет предположение, что во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. И. С. оставил Вассиана (Патрикеева) и перешел на сторону митр. Даниила ( Плигузов. 2002. С. 177-178), основывается на атрибуции книгописцу нескольких страниц в составе митрополичьей Сводной Кормчей ( Клосс. 1980. С. 61-62). Однако участие И. С. в работе над этим текстом может иметь и др. объяснение.

http://pravenc.ru/text/674758.html

18 июня 1700 г. указом Петра I митр. Киевскому и Галицкому Варлааму (Ясинскому) было предписано избрать митрополита для Тобольской кафедры с поручением его попечению вопроса об организации миссии в Китае ( Николай (Адоратский). 1887. 4. С. 462-463). В первую очередь речь шла о пастырском попечении о пекинских албазинцах, однако миссионерство также определялось как важное направление деятельности миссии и ее стратегическая задача. Петр I неск. раз повторял свой указ, но власти Цинской империи отклоняли предложения об отправке рус. миссионеров в Пекин. После смерти свящ. Максима просьбы российской стороны были подкреплены встречным ходатайством албазинцев, оставшихся без духовного окормления. В 1712 г., после долгих переговоров, имп. Канси согласился принять миссию в Пекине, передав через рус. комиссара П. Р. Худякова условие, чтобы с миссией в Китай непременно приехал квалифицированный врач, искусный в лечении наружных болезней. Содержание резолюции имп. Канси было передано Петру I, к-рый повелел митр. Тобольскому свт. Иоанну (Максимовичу) сформировать состав П. д. м. По распоряжению митрополита начальником миссии был утвержден архим. Иларион (Лежайский) , воспитанник Киево-Могилянской академии. В состав миссии также были включены свящ. Лаврентий (вероятно, Лаврентий Иванов, бывший в Пекине в 1696), диак. Филимон и 7 церковников, возможно из учеников тобольской славяно-рус. школы, открытой митр. свт. Филофеем (Лещинским) в 1704 г. (см. также: Назначение в Китай свт. Иннокентия//Иркутские ЕВ. 1863. Приб. 15. С. 200). О составе 1-й миссии есть и др. сведения, в частности упоминание о том, что среди миссионеров были архим. Иларион (Лежайский), иеромонахи Иларион и Лаврентий, иеродиаконы Филимон, Иоасаф (Афанасьев), Иларион Якут, Феодор Белка (Колесников), Никанор (Клюсов), Петр Калмык, 4 церковника и 3 служителя ( Бочаров Н. П. Две могилы в Покровском миссионерском мон-ре в Москве: Ист.-биогр. очерки священно-архимандритов о. Филарета и о. Вениамина. М., 1889. С. 142). Посланник папы Римского в Китае сообщал, что в Пекин из России приехали настоятель мон-ря и 12 священников (см.: Пан Т. А. Иларион (Лежайский)//ПЭ. Т. 22. С. 180). 1-я миссия (1715-1729)

http://pravenc.ru/text/2579896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК» 1) журнал (1892-1918), 2) сборник научных трудов (с 1993). 1. Инициатором издания «Б. в.» был ректор МДА архим. (впосл. митр.) Антоний (Храповицкий) . В кон. 1891 г. на новое издание было получено разрешение Святейшего Синода, цензура журнала возложена на ректора МДА. «Б. в.» заменил ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» , издававшийся при МДА с 1843 г. В 1892-1914 гг. выходило 11 номеров в год (номер за июль-август был сдвоенным), с 1914 г. число сдвоенных номеров возросло. Общее направление журнала определяла академическая корпорация, избиравшая редактора. Первым редактором «Б. в.» был проф. П. И. Горский-Платонов , затем журнал редактировали: проф. В. А. Соколов (июнь 1893 - окт. 1898), проф. А. А. Спасский (нояб. 1898 - февр. 1903), проф. И. В. Попов (март 1903 - нояб. 1906), проф. И. Д. Андреев (дек. 1906 - окт. 1907), проф. А. И. Покровский (нояб. 1907 - авг. 1909), доцент А. П. Орлов (сент.-окт. 1909), проф. Н. А. Заозерский (нояб. 1909 - сент. 1912), проф. свящ. П. А. Флоренский (сент. 1912 - май 1917), проф. М. М. Тареев (май 1917 - март 1919). «Б. в.» печатался в Сергиево-Посадском отд-нии Московской типографии А. И. Снегирёвой, позднее - в типографии Троице-Сергиевой лавры. Его тираж в 1892 г. составлял 2400 экз., в 1893-1911 гг.- 1500-1800 экз., с 1912 г.- 800-900 экз. Основными подписчиками были представители белого духовенства (городского и сельского), а также духовные школы. «Б. в.» имел следующие разделы: творения св. отцов; богословские, философские и исторические исследования; материалы о совр. церковной жизни и хроника МДА; критика и библиография; приложения (материалы магистерских и докторских диспутов, протоколы заседаний Совета академии, каталог академической б-ки). Из святоотеческого наследия в «Б. в.» в 1892-1911 гг. были опубликованы переводы толкований свт. Кирилла Александрийского на ветхозаветные пророческие книги (пер. П. С. Казанского , А. А. Жданова , М. Д. Муретова ), в 1892-1894 гг.- 10 гомилий свт. Астерия, митр. Амасийского (пер. и прим. Муретова), в 1895-1897 гг. перевод толкования прп. Ефрема Сирина на Четвероевангелие и Послания св. ап. Павла (пер. и прим. Муретова и Спасского). В переводе Андреева были напечатаны неск. сочинений К-польского Патриарха свт. Никифора I : «Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры» (1900-1903), «Краткая история со времени после правления Маврикия» (1903-1904), «Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова» (1904-1907). В 1916-1917 гг. в «Б. в.» печатались «Вопросо-ответы к Фалассию» прп. Максима Исповедника (пер. С. Л. Епифановича ).

http://pravenc.ru/text/149575.html

К. с молодости испытывал тяготение к большим живописным формам, масштабным композициям, подобным полотну «Явление Христа народу» А. А. Иванова, к-рого высоко чтил. Замысел композиции «Реквием», ставшей основной в творчестве К. и до конца не осуществленной, оформился у него в дни похорон свт. патриарха Московского и всея России Тихона в 1925 г., когда, казалось, вся православная Русь пришла в московский Донской монастырь отдать последний долг архипастырю. Большое значение для этой работы имела поддержка Нестерова. В «Реквиеме» К. стремился отразить настроение переломного и трагического для Церкви времени. Наброски свидетельствуют, что автор первоначально планировал изобразить своих персонажей в Иосафатовой долине под Иерусалимом. Согласно поздним эскизам, на общей картине должен был быть изображен конец последней церковной службы, на Пасху 1918 г., в Успенском соборе Московского Кремля. Смысловым центром композиции являются митр. Трифон (Туркестанов) в пасхальной ризе и архидиак. Михаил Холмогоров, за ними стоят патриарх Московский и всея России свт. Тихон, буд. патриархи Алексий (Симанский) и Сергий (Страгородский), в правой части - иером. Пимен (Извеков; впосл. также патриарх). Служащие и молящиеся с разными оттенками чувств воспринимают трагические события XX в., К. впосл. записал: «Их трагедия была моей бедой... сердце мое обливалось кровью» (Из Дневников художника/Архив дома-музея П. Д. Корина). Замысел картины с течением времени трансформировался, менялся ее колорит. В первых эскизах преобладали мрачные тона, краски и настроение Страстной седмицы, а после Отечественной войны, в которой Церковь вновь показала себя неотъемлемой частью общества и начала возрождаться, К. усилил пасхальное начало композиции, введя яркую цветовую гамму, что заметно на эскизе 1959 г. Неизменным в сюжете картины оставалось основное - изображение Св. Руси на пороге Второго пришествия Христа, Страшного Суда и Воскресения: неслучайно взгляд служащего митр. Трифона обращен к образу Спасителя в композиции «Страшный Суд» на западной стене Успенского собора. В центральных фигурах - диакона нарочито богатырской внешности с кадилом в поднятой руке и старца-архиерея в пурпурной пасхальной ризе - художник стремился передать мысль о превосходстве духа над творившимся в стране насилием, о «непоколебимости и силе Церкви Божией», к-рую, по предречению Христа, «врата адовы не одолеют» (слова самого художника). По совету Максима Горького, покровительствовавшего художнику, картина получила дополнительное название «Уходящая Русь» (позднее измененное советскими искусствоведами на «Русь уходящую», что умаляет трагический смысл названия).

http://pravenc.ru/text/2057286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ КРАСНОПИСЕЦ (Доброписец) († после 1568/69), писатель, каллиграф. Источниками сведений об И. К. являются его произведения: Послание к митр. Макарию о составлении алфавитов (ок. 1555?), «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот» (ок. 1555?) и «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде вкратце» (учебное руководство для царевича Иоанна Иоанновича , 1558-1559). В «Летописце...» автор сообщает о себе, что он «по образу... мних, по роду новоградец… от действа же калиграф» ( Лопарёв. 1888. С. 74). По-видимому, И. К. род. в Вел. Новгороде. В конце «Летописца...» автор зашифровал свое имя, к-рое Х. М. Лопарёв прочитал как Иосиф. Книжник также привел в не поддающейся разгадке криптограмме свое «проимение» (фамильное прозвище или имя до пострига): «…по проимению повсюду единоименно и дивно подобократко» (Там же). Этому не вполне понятному описанию могут соответствовать фамильное прозвище Иосифов (Осипов), имена Иосиф («повсюду единоименно») и Иов («подобократко»). Об имени отца И. К. пишет: «Отца же имех, иже от случая во ино время живит и мертвит» (Там же). Можно предположить, что имя отца включало корень «Фео-» (Феофан, Феогност, Феодор и др.), поскольку в произведениях XVI в. о Боге может говориться, что Он «мертвит и живит…» ( Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского//ЖМНП. 1893. Ч. 285. 5. С. 98), «убиет и жити сотворит» (ср.: Голохвастов Д. П., Леонид (Кавелин), архим. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания//ЧОИДР. 1874. Кн. 1. Отд. 1. С. 71). Возможно, И. К. был знатного происхождения, этим объясняется тот факт, что ему было поручено составление учебного руководства для наследника престола. По предположению Лопарёва, И. К. был учеником прп. Максима Грека . Гипотеза основана на наличии в произведениях И. К. грецизмов и на использовании книжником греч. источников, не имевших распространения на Руси. Так, И. К. пересказывает в «Летописце...» не известную по др. рус. текстам легенду о пасхальном каноне еп. Космы Маюмского , к-рую ему рассказал его «дивный учитель» ( Лопарёв. 1888. С. 72). Не исключено, что учителем книжника был свт. Макарий , архиеп. Новгородский (1526-1542). Можно предположить, что И. К. в качестве писца принимал участие в создании в Вел. Новгороде Софийского списка Великих Четьих-Миней. После того как свт. Макарий в 1542 г. был возведен на Московскую первосвятительскую кафедру, в столице стали появляться духовные писатели, подвизавшиеся до этого в Новгородской епархии: Маркелл (Безбородый) , протопоп Сильвестр , свящ. Василий (Варлаам) , Ермолай (Еразм). Возможно, И. К. также переехал в Москву.

http://pravenc.ru/text/673683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ КАМЕНЧАНИН (в миру Иоаким; † после апр. 1591, г. Ростов (совр. Ярославская обл.)), иеродиак., книжник. Биография Род. в г. Каменце (ныне Каменец-Подольский Хмельницкой обл., Украина), семья происходила «от области Киевския». Получил домашнее образование, в раннем возрасте («детина велми млад»), лишившись родителей, принял монашеский постриг от игум. Евфимия в молдав. Киприановом (Каприянском) мон-ре (см. Кэприана) (игум. Евфимий был видным церковным деятелем, в 1563-1564 возглавлял посольство молдавского господаря Александра III Лэпушняну к царю Иоанну IV Васильевичу ). В Молдавии И. К. был хиротонисан во диакона Макарием, еп. Романова Торга (ныне Роман, Румыния). Затем И. К. вернулся на родину, жил сначала в Киеве, потом в Вильно. Летом 1561 г. по инициативе литов. правосл. магнатов Евстафия Воловича и Григория Ходкевича, намеревавшихся организовать в Литве слав. книгопечатание, И. К. отправился в Москву за рукописями. Его интересовали находившиеся в «царской книгохранильнице» Геннадиевская Библия , «Беседы евангельские» свт. Иоанна Златоуста в переводе ученика прп. Максима Грека инока Силуана и Житие прп. Антония Киево-Печерского, отсутствовавшее в Киево-Печерском мон-ре. И. К. имел на поездку благословение от Киевского и Галицкого митр. Сильвестра (Белькевича) и дозволение польск. кор. Сигизмунда II Августа . В 1560 г. названные книги безуспешно пытался купить в Москве у дьяка И. М. Висковатого литов. посланник Михаил Гарабурда (И. К. писал об этом в соч. «Жалоба»), тогда же переговоры по данному вопросу вел др. литов. посланник в Москве - Андрей Станиславич, но они также не принесли результатов. И. К. намеревался либо купить книги, либо заказать их «на спись слово в слово». Предполагалось напечатать книги в Литве на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому, да и рускому московскому, да и повсюду всем православным христианом». Язык изданий И. К. определял как «наш русский», «русский словенский». Т. о., книгопечатание осознавалось как фактор единства православного славяноязычного мира. Поездка И. К. в Москву стала одним из ранних примеров культурных контактов населения западнорус. земель с Московским гос-вом.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Программу издания определил на первой странице 1 редактор архим. Мефодий: «Журнал не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя вечную сокровищницу православной веры и Православной Церкви». В журнале регулярно печатались толкования Свящ. Писания, главы и фрагменты из творений св. отцов (свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , свт. Ефрема Сирина , свт. Григория Нисского, прп. Иоанна Дамаскина , прп. Максима Исповедника и мн. др., в т. ч. авторов «Добротолюбия», др. аскетических сборников и патериков) и рус. духовных писателей (прп. Нила Сорского , митр. Ростовского свт. Димитрия (Туптало) , свт. Тихона Задонского , свт. Игнатия (Брянчанинова) , свт. Феофана (Говорова) , прав. Иоанна Кронштадтского , оптинских и афонских старцев и др.), поучения и статьи митр. св. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Димитрия (Самбикина) , еп. Иоанна (Соколова) и др., богослужебные тексты (молитвы, акафисты, в 1967-1970 каноны праздникам в рус. переводе Е. Ловягина), объяснения богослужений и обрядов (А. Н. Муравьёва , М. Н. Скабаллановича , прот. Сергия Четверикова , Б. И. Сове ), жития святых (в т. ч. греч. новомучеников), жизнеописания подвижников благочестия, апологетические статьи и заметки. Мн. публикации в журнале являются перепечатками или выборками из дореволюционных книг, журналов или более ранних зарубежных периодических изданий (напр., «Сергиевских листков»), исключение представляют, напр., биографические и житийные материалы: В. Гаджимукова о св. Женевьеве (1955. 11), архим. Авраамия (Терешкевича?) об архиеп. Японском равноап. Николае (Касаткине) (1956. 7/8) и архим. Андронике (Елпидинском) (1959. 11), архим. Киприана (Керна) «Памяти архим. Антонина (Капустина)» (1955. 7/8), М. Н. Дьяченко о прп. Ниле Сорском (1956. 11, 12), Н. И. Кульман об архиеп. Сергии (Королёве) (1960. 12), И. Е. «Отец Сергий Четвериков» (1972. 12). Среди публикаций журнала - «Письмо о молитве» митр. Антония (Храповицкого) (1962. 6/7), статьи прот. А. П. Князева «Христос Спаситель» (1958. 12) и еп. Мефодия (Кульмана) «Из сокровища духовного Царской Семьи» (1956. 6; 1968. 7/8), описания пребывания рус. паломнических групп из Франции в Св. земле.

http://pravenc.ru/text/158322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ (Афанасий; † весна 1672), старообрядческий писатель, юродивый, затем инок (расстрижен); земляк, ученик и духовный сын протопопа Аввакума . В 1664 г. жил в Москве в доме боярыни Ф. П. Морозовой , в 1665 г. принял монашество в одном из подмосковных мон-рей. Вернувшись в Москву весной 1667 г., возглавил столичную общину староверов, активно проповедовал, защищая старые обряды. Вел тайную переписку с сосланными в 1667 г. в Пустозерск протопопом Аввакумом, Федором Ивановым , иноком Епифанием и попом Лазарем . А. был хранителем нелегальной рукописной б-ки и архива московской старообрядческой общины. 8 февр. 1670 г. А. был арестован, у него были отобраны письма Аввакума и др. «возмутительные» бумаги. А. был заключен на Мстиславском дворе, допрашивали его в Чудовом монастыре митр. Крутицкий Павел , архим. Чудова мон-ря (буд. Патриарх) Иоаким и др. Ни увещания, ни строгое заключение не смогли заставить А. принять новые книги и обряды, за это он был расстрижен. В заключении А. поддерживал связь с Аввакумом и др. единомышленниками. Написал челобитную царю Алексею Михайловичу , в к-рой содержалось резкое обличение церковных нововведений и отказа от «веры прежних отцов». Непримиримый и резко обличительный тон этого послания, по-видимому, послужил поводом к осуждению А. на смертную казнь. Весной 1672 г. он был сожжен на Болотной пл. в Москве. В «Винограде российском» - мартирологе известного выговского писателя С. Денисова А. представлен мучеником за веру. А.- автор многочисленных сочинений в защиту старых обрядов. Его главное произведение - историко-полемический сб. «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения» (1667-1669), куда кроме его собственных вошли сочинения первых писателей-старообрядцев (Аввакума, диак. Федора Иванова, Ивана Неронова и др.), а также слова свт. Иоанна Златоуста , прп. Максима Грека , Сказание Симеона Суздальского о Флорентийском Соборе, многочисленные выписки из святоотеческих и уставных книг. Это сочинение А. явилось одним из первых образцов старообрядческой книги. Из др. его произведений известны «Послание к христолюбцу» (до 1670) и написанные уже в заключении (1670-1672) послания боярыне Морозовой, «дщери Христовой», «Послание к некоему боголюбцу» и публицистическое соч. «Вопрос и ответ старца Авраамия». Сочинения А. пользовались большой популярностью у единомышленников и сохранились до наст. времени в многочисленных списках XVII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/62912.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010