Над ее деревянными постройками только что появилась одна белокаменная точка: — новопостроенная небольшая Успенская церковь, предшественница теперешнего Успенского собора. Князь и митрополит планомерно принялись за построение новых каменных храмов. В 1329 г., следовательно на другой же год по прибытии митр. Феогноста, он выстроил две каменных церкви: в честь Иоанна Лествичника (теперь над нею — получившая от нее имя — Ивановская колокольня), и в честь ап. Петра, как придел к Успенской церкви. Вел. князь на следующий год (1330) заложил в своем дворовом монастыре еще каменную церковь св. Спаса, а в 1333 г. построил еще такую же церковь архангела Михаила (впоследствии Архангельский Собор). Хотя с этими пятью небольшими церквами Москве еще далеко было до великолепного Владимира, тем не менее она не лишена была теперь хотя некоторого относительного благолепия. Но особенно много прибавило к ее самолюбивому самосознанию немедленное прославление чудесами погребенного в ней святителя Петра. Обрадованный этим, князь Иван Данилович приказал вести точные протоколы о чудесных исцелениях, совершавшихся при гробе святителя, и во славу Москвы прочитывать о них велегласно с амвона в кафедральном владимирском храме. Это было еще до приезда митр. Феогноста. Последний по своем прибытии, не в пример своим до-монгольским предшественникам грекам, неблагосклонно смотревшим на канонизацию русских угодников (Бориса, Глеба, Феодосия), охотно согласился на прославление первого московского чудотворца. По этому поводу он даже сносился с КПлем, откуда и получил утвердительную для канонизации грамоту от патриарха Иоанна Калеки (1339 г.). Достойно замечания, что св. Петр был первым причисленным к лику святых из митрополитов русских. Это вдвойне должно было радовать Москву, для которой, таким образом, гроб митр. Петра стал залогом ее всероссийской славы и величия.    Между тем как Москва все более и более заявляла о своем усилении, Новгород начал напрягать свои силы и внимание на защиту своей независимости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

8 В Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича, I, 191, и отсюда с русским переводом в Памятниках Павлова, приложж. col. 11. 9 В Степенной книге читаем: «Аще и мнози беша пресвящении митрополиты, иже преже (святителя Петра) престол Руския митрополия украшаху, от перваго в Киеве граде святейшаго митрополита Михаила и до Максима митрополита, иже соверша житие во граде Владимире, ихже числом 23,– вси же сии пресвящении митрополиты многи труды и подвиги показаша и многи добродетели к Богу стяжаша и вси поспешением Святаго Духа церковь Христову непорочно сохраниша и слово истинны божественныя благочестно исправиша, и аще тако святии быша,овии же от них и чудес дарования от Бога прияша, а еще же и получиша небесныя почести кождо противу труду своему: на земли же ни един от них не сподобися получити в день памяти их празднества и торжественнаго блаженства, дóндеже благоволи Бог прейти и утвердитися Киевской и Владимирской державе в боголюбивом граде Москве, идеже тогда державствова великий князь Иван, рекомый Калита, по отце своем блаженном Данииле Александровиче; и тогда благоволением Божиим прииде во град Москву сии Божий человек, великий во святителех, Петр, с нимже вкупе и Божия благодать совниде, якоже сам пророче и благослови сий Божий святитель, его же в сам Бог прослави паче всех преже его бывших Руских митрополит» ,– 1, 409. 10 Ивам Данилович и другие, бывший с ним, князья «начата увещевати и молити пресвященнаго митрополита Феогнаста, дабы отлученьем и запрещением связал» Александра Михайловича,– Никон, лет. III, 153. 11 Литовский митрополит ( Αιτβδων, Αιτβν), упоминаемый в записях Константинопольского патриаршего собора в правление св. Петра, под 1317 г. см. в статье о св. Петре), упоминается потом в тех же записях под 1327 и под 1329 гг.; под последним годом он называется по имени Феофилом,– Миклошича Acta Patriarchat. Constantinop. 1, 143 и 147. 12 Митр. Феогност отправился из Новгорода в Волынскую землю не позднее Апреля месяца 1330 г.: это видно из рассказа I-й Новгородской летописи об отречении от кафедры Новгородского архиепископа Моисея и об избрании преемника ему (Новгородцы, пробыв после отречения Моисеева без архиепископа 8 месяцев, избрали преемника ему в Январе 1331 г., а Моисей отрекся после отбытия Феогноста из Новгорода); оставался Феогност в юго-западной Руси по крайней мере до Сентября 1331 г., ибо 25-го Августа сего года он посвятил во Владимире Волынском Новгородского архиепископа Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

XIV в. и в 30-40-х гг. этого же столетия. В мае 1328 г. митр. Феогност поставил Владимиро-Волынским епископом Афанасия , к-рый в 1-й пол. 30-х гг. участвовал в Соборах епископов, созывавшихся митр. Феогностом при посещении им западнорус. епархий. Положение правосл. Церкви на Волыни не изменилось после смерти последнего галицко-волынского кн. Болеслава-Юрия (1339), когда Волынь оказалась под властью Любарта-Димитрия, сына Гедимина . К землям, полученным кафедрой от Романа Мстиславича, кн. Любарт присоединил с. Сушилно и озеро. В кон. 40-х гг. XIV в. с притязаниями на Волынь и на главный город земли Владимир выступил польск. кор. Казимир III Великий , стремившийся не только овладеть данной территорией, но и основать там центр распространения католичества. В 1358 г. папа Римский поставил во Владимир-Волынский епископа. После того как к 1366 г. войска Казимира овладели городом, в нем было начато строительство каменного костела, посвященного Богоматери, к-рый должен был стать кафедральным храмом католич. епископства. С началом польск. наступления на Волынь следует связывать отъезд в Сев.-Вост. Русь еп. Афанасия, к-рый в 50-х гг. XIV в. помогал Киевскому митр. св. Алексию в управлении митрополией. В 1370 г., после смерти Казимира, Владимир-Волынский вернулся под власть Любарта. Планы создания католич. кафедры в городе были отставлены, но связь епархии с общерус. правосл. митрополией не восстановилась из-за конфликта между вел. кн. литов. Ольгердом , сюзереном Любарта, и митр. Алексием. Когда в 1375 г. митр. Киприан принял на себя управление западнорус. епархиями митрополии, он обнаружил, что В.-В. е. уже долгое время находится «без владыки» и «запустошала». Он поставил нового епископа (ранее 1388), и обычный порядок церковной жизни был восстановлен. Положение снова осложнилось, когда вел. кн. литов. Владислав-Ягайло , глава гос-ва, в состав к-рого входила В.-В. е., принял вместе со своими подданными-литовцами католичество (1386-1387). Особенно неблагоприятными для Православия оказались перемены в Брестской части В.-В.

http://pravenc.ru/text/159136.html

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

И все это было вполне законно, хотя и необычно для иерейского сана. Но враждебные Михаилу свидетели уверяют, что он дерзнул выйти из законных рамок и сделать «незнаемо страшно некако и необычно», именно: облекся в белый клобук и митрополичью мантию, возложил на себя митрополичий крест с парамандом, взял митрополичий жезл, становился в церкви на митрополичьем месте и даже сидел на горнем троне в алтаре. Странно было бы думать, чтобы Митяй допустил все это по одному легкомыслию и дерзости. Нам неизвестен существовавший тогда обычай относительно обрядовых принадлежностей нареченных епископов и митрополитов, но есть данные для заключения, что некоторыми прерогативами сана нареченные кандидаты облекались еще до посвящения. Из Епифаниева жития преподобного Сергия узнаем, что когда митрополит Алексий уговаривал преподобного быть его преемником, то во время беседы пытался возложить на него «яко некое обручение святительству золотой крест с парамандою». Если преп. Сергий в виде предъобручения получал сразу же одну из принадлежностей святительского облачения, то не трудно допустить, что при окончательном вручении митрополичьей власти нареченный кандидат мог получить и все остальные. Весьма вероятно, что святитель Алексий поступил так по примеру, данному ему митр. Феогностом. По мотивам, аналогичным времени митр. Феогноста, теперь также нужно было закрепить преемство митрополичьей власти за кандидатом, угодным московскому великому князю, т. е. за самим Алексием, отметив его заранее некоторыми привилегиями митрополичьего сана. Так именно, по-видимому, и было с Митяем, т. е., что он получил право на святительское одеяние от самого митр. Алексия. Об этом отчасти проговаривается митр. Киприан в своем послании к преп. Сергию. Осуждая Михаила за восхищение святительских одежд, он дипломатически замечает: «а что клеплют митрополита брата нашего, что он благословил на все такие дела, то это ложь»; между тем несколько выше укоряет того же митр. Алексия и говорит: «не умети (т. е. он не имел права) было ему наследника оставляти по своей смерти; коли слышалося прежде поставления, возлагати на кого святительския одежи, их же нельзя иному никому же носити, но токмо святителем единым».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Михаил (Ермаков Михаил), митр. Киевский, Экзарх Украины Родился 31 июня 1862 года в С.-Петербурге. Первоначальное образование получил в Киевском реальном училище и в Киевской духовной семинарии. В 1887 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 июня 1887 г. пострижен в монашество, а 29 июня рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. 1888 г. – инспектор Орловской духовной семинарии. В 1890 г. – и.д. инспектора СПБ духовной академии. В 1891 г. возведен в сан архимандрита и утвержден в должности инспектора. С 1893 года ректор Могилевской семинарии, а потом Волынской духовной семинарии. 31 янв.1899 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. Хиротонию совершали: митр. Киевский и Галицкий Иоанникий, митр.СПБ и Ладожский Антоний, митр.Московский и Коломенский Владимир, архп.Новгородский и Старорусский Феогност, архп.Тверской и Кашинский Димитрий, епископ Гурий, еп.Орловский и Севский Никанор, еп.Таврический и Симферополь­ский Николай, и еп.Саратовский и Царицынский Иоанн. С 20 окт.1899 г. – епископ Ковенский, вик.Литовской епархии. С 6 сент.1903 г. – еп.Омский и Семипалатинский. С 9 дек.1905 г. назначен еп.Гродненским и Брестским, с освобождением от непосредственного управления Покровским общежительным монастырем Омской епархии. 14 мая 1911 года награжден панагией, усыпанной драгоценными камнями. 6 мая 1912 года возведен в сан архиепископа. Участник предсоборного совещания,обсуждавшего проект положения о порядке избрания патриарха. В 1915 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве. С июля 1921 года по 1922 год управляющий Киевской епархией. В 1924 году митрополитом Петром возведен в сан митрополита Киевского и назначен Экзархом Украины. В завещании митрополита Петра выдвинут вторым кандидатом в Заместители. До 1927 года епархией не управлял. В 1927 году правящий митрополит Киевский и Экзарх Украины. Архиепископ Григорий Свердловский предлагал ему возглавить ВВЦС, но он отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отделение II. Краткая летопись Собора § 7. Период до-Татарский годы от Р.Х. годы Собора Посвящён в Соборе митр. Иларион из Русских и русскими епископами Апреля 14 погребён здесь же В. Кн. Всеволод Ярославович Скончался и погребён Владимир Мстиславич Июля 23, посвящён Русскими епископами митр. Климент Погребён здесь же Вячеслав Владимирович По взятии Киева Мстиславом Андреевичем и другими князьями, во время трёхдневного разграбления сего города, ограблен был и Собор Разорение Киева Изяславом Мстиславовичем § 8. Период Татарский год от Р.Х. год Собора Разорение Киева Батыем. С сего времени Собор остаётся надолго в запустении. Самый город почти был оставлен, так что путешественники (1247 г.) видели в нём не более 200 бедных домов 27 . Около 10 лет митрополита совсем не было, и едва ли могло быть Богослужение в разорённом Соборе 1250–1280 214–244 Митроп. Кирилл III, хотя жил большей частью во Владимире на Клязме, куда перенесли и престол свой В. Князья, посещал и Киев (особенно в 1274 и 1280), и даже погребён, по завещанию его, в Киевском Соборе 28 . Из сего видно, что разорённый Собор при сем митрополите несколько исправлен и опять совершалось в нём Богослужение 1283–1305 247–269 Митрополит Максим, по причине набегов Татарских, не мог жить в Киеве, и в 1299 г., утвердился во Владимире. Он был и в Орде, и получил Ханский ярлык в пользу церкви и духовенства Св. митр. Пётр, после посвящения жил несколько времени в Киеве, но также перешёл во Владимир, а в 1325 году поселился в Москве 29 § 9. Период Литовский год от Р.Х. год Собора Кн. Литовский Гедимин, овладев Княжеством Киевским, поставлял в нём наместниками своими Князей православного исповедания, при которых не могло быть стеснения Богослужению и в Соборе Киевском 30 . Киевские, впрочем, митрополиты, живя в Москве и имея в Киеве своих наместников, редко посещали его, м. Феогност посещал Киев в 1330, 1331 и 1347 годах 1354–1378 318–340 Это время особенно благоприятно могло быть для Киевской паствы и Собора, потому что в эти 22 года, управляя церковью всероссийской, управлял и Киевской паствой Св. митр. Алексий, бывший прежде митрополичьим наместником Киевским. 1359 г. он обозревал Киевскую епархию. За два года до его смерти, т. е. до 1578 г., посвящён особый митр. Киевский – Киприан

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Петра началась у нас обличительная проповедь против существовавшего у нас, в след за Грециею, обычая взимания епископами платы за постановления в церковные степени. В правление митр. Феогноста проповедь продолжалась. Известен в настоящее время сборник, составленный при Иване Даниловиче († 1340), который надписывается: «Книга, нарицаемая Власфимия, рекше хула на еретики, – —238— главы различныя от евангелия и от канон святых отец, в нихже обличения Богом ненавистных злочестивых духопродажных ересей». В сборнике, состоящем из 67 глав, сведены в одно место канонические постановления церкви и неканонические писания отцов против симонии или поставления на мзде. Цель сборника, как это ясно из его содержания, состоит в том, чтобы дать в нем противникам взимания платы за поставления паноплию или всеоружие для борьбы против обычая и против его защитников. К сожалению, мы не можем сообщить о сборнике ближайших сведений, потому что он известен нам только по весьма краткому описанию. 293 В правление митр. Феогноста, в 1348 г., как сообщают наши летописи, Русские наши богословы были вызываемы на международный диспут с богословами латинскими. Соседняя с нами Швеция, бывшая чрезвычайно преданною католичеству, в следствие возбуждений, деланных из Рима, решалась на такие попытки, как покорение нас-Русских латинству силою оружия. Мы говорили выше, что поход Шведов на Новгород 1240 г., в котором они потерпели страшное поражение от Александра Ярославича Невского, был ни чем иным, как крестовым их походом на нас, предпринятым с сейчас указанною целию. Через столетие с четвертью после этого поражения Шведы надумали предпринять новый крестовый поход против России. Но на сей раз, как рассказывают наши летописи, прежде чем обращаться к оружию, они вызывали наших богословов на диспут с их богословами. В Новгородской летописи под 1348 г. читаем: «Магнушь, король Свейской земли, прислал к Новогородцем, рек: пошлете на съезд свой философ, (а) аз послю свой философ, дажь поговорят (чтобы поговорили) про веру; а аз то хощу слышеть, коя будет вера лучши; а иже (если) ваша будеть вера лучши, ино аз иду в вашу веру, или паки аще наша вера лучши, и вы поидете в нашу веру, и будем вси за един чело-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(7.10.1300-28.10.1339), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых во 2- ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех святых в земле Российской просиявших)), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), второй сын св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского . После казни 15 сент. 1326 г. в Орде старшего брата Димитрия Михайловича А. М. получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское, но уже в следующем году утратил его в результате восстания против татар в Твери, к-рое А. М. сначала безуспешно пытался удержать, а затем - возглавить. Зимой 1327/28 г. в результате карательного похода войск хана при участии рус. князей (в т. ч. Иоанна Даниловича Калиты ) укрылся во Пскове, где его приняли в качестве князя. В ответ на требование Узбека «искать» А. М. псковичи отказывались выдать его, пока в 1329 г. не были вместе с князем отлучены от Церкви свт. Феогностом , митр. Киевским. После этого А. М. бежал в Литву, не теряя, однако, связей со Псковом, где он снова и вокняжился в 1331 г.,- на этот раз «из литовскыя рукы», т. е. в качестве вассала вел. кн. литовского Гедимина . Этот 2-й период псковского княжения А. М., продолжавшийся до 1337 г., характеризуется сложной и не до конца ясной политической интригой, основанной на стремлении Пскова к автономии от Новгорода (планы выделения самостоятельной Псковской епархии, отвергнутые в 1331 митр. Феогностом), новгородско-московских противоречиях (после неудачных переговоров с Иоанном Даниловичем Новгородский свт. Василий (Калика) в нач. 1333 после 7-летнего перерыва посетил Псков, где крестил сына А. М.- Михаила) и на желании Орды урегулировать свои отношения с Литвой. В результате в 1337 г. А. М. отправился к хану Узбеку, к-рый вернул ему Тверской стол; распространенное в науке мнение, что этот шаг сопровождался пожалованием А. М. титула вел. кн. тверского, маловероятно. Видимо, возвращение А. М. в Тверь понималось как возобновление соперничества с Иоанном Даниловичем за великое княжение Владимирское, что вызвало конфликт князя с теми тверскими боярами, к-рые были сторонниками лояльной по отношению к Москве политики Константина Михайловича (младшего брата А. М., занимавшего Тверской стол в 1328-1338). В результате московско-тверской борьбы при дворе Узбека или неоправдавшихся надежд хана на посредничество А. М. в отношениях с Литвой (в 1338/39 вспыхнула ордынско-литовская война) А. М. в 1339 г. был вызван в Орду, где был казнен вместе со своим сыном Феодором . Приговор хана был объявлен А. М. за 3 дня до казни. Перед кончиной он исповедался и приобщился Св. Таин. Казнь А. М. и его сына поразила современников своей жестокостью. В «Повести об убиении Александра Тверского», сохранившейся в составе нек-рых летописей, сказано: «И разоимани быша составом» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 51).

http://pravenc.ru/text/64382.html

Митрополичья область в XIV в. включала территорию бывш. Владимиро-Суздальской епархии (упразднена в 1299 в связи с переходом под управление Киевского митр. св. Максима) и Киевскую землю (см. в ст. Киевская епархия ). Несмотря на усиление в XIV в. Москвы как гос. и церковного центра Руси, территория Митрополичьей обл. в этом столетии сокращалась. От нее отделилась Суздальская кафедра (в первые годы XIV в. или во 2-м десятилетии XIV в.). В кон. 1352 - нач. 1353 г. была образована Коломенская епархия . Коломенский епископ, имея свой диоцез, выступал ближайшим помощником митрополита. Освящение Успенского собора в Москве Ростовским еп. Прохором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30-1. Л. 320 об.) Освящение Успенского собора в Москве Ростовским еп. Прохором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 30.7.30-1. Л. 320 об.) В церковном управлении и в богослужебной жизни Москвы и прилегающих территорий участвовали архиереи, не имевшие своих диоцезов. Это могли быть либо архиереи на покое, либо архиереи, помогавшие митрополиту. 6 дек. 1352 г. свт. Феогност , получивший Киевскую кафедру после свт. Петра, «постави наместника своего в епископы Алексия владыку в Володимир, а по своем животе благословил его в свое место на митрополию» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 62). Свт. Алексий после смерти Феогноста был утвержден Русским митрополитом. В 80-90-х гг. XIV в. упоминается Звенигородский еп. Даниил , к-рый ранее был Смоленским епископом, но был вынужден переселиться в Москву (см. также Звенигородское викариатство ). Имеются сведения XIV в. о том, что Москву посещали архиереи из иных правосл. Церквей и совершали там богослужения. Так, первым среди архиереев, отпевавших вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского 20 мая 1389 г., отмечен Трапезундский митр. Феогност Гречин (Там же. Стб. 156). Не позднее XV в. в Москву была перенесена постоянная резиденция Сарских и Подонских (Крутицких) епископов, к-рые, подобно Коломенским, выступали помощниками и заместителями пребывавших в Москве митрополитов Киевских, что было закреплено Стоглавым Собором 1551 г. ( Емченко. 2000. С. 360 (гл. 68)).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010