О Русской Зарубежной Церкви епископ Иаков говорил: «Мы считаем, что люди эти совершенно искренни и что их церковь канонична. Пока у них есть апостольское преемство, мы только можем выжидать дальнейшие события, свидетельствуя им свою дружбу». 962 По словам епископа Василия (Родзянко) , «Константинопольская Патриархия и ряд других Церквей» не прерывали евхаристического общения с РПЦЗ и Североамериканской митрополией «в надежде на будущее примирение». 963 В 1957 г. в день святого Георгия Победоносца настоятель храма РПЦЗ в Каире архимандрит Афанасий (Могилев) был приглашен к участию в богослужении в Георгиевский храм Александрийского Патриархата. По окончании богослужения архимандрит Афанасий имел беседу с Патриархом Христофором, который благословил намерение общины РПЦЗ построить новый храм, а также заявил, что не возражает против поминовения за богослужениями митрополита Анастасия. 964 В апреле 1959 г. митрополит Карфагенский и Триполитанский Парфений (Кунидис) (впоследствии Александрийский Патриарх) при посещении Бизерты не только сослужил с протоиереем Иоанном Малиженовским (РПЦЗ), но и попросил его в случае необходимости заменять священников Александрийского Патриархата. 965 Отношение этого архипастыря к РПЦЗ было уважительным, и впоследствии совместные богослужения также проводились. 966 На пасху 1961 г. приход РПЦЗ в Йоханнесбурге посетил представитель Александрийского Патриарха митрополит Йоханнесбургский и Южной Африки Никодим (Захарулис). По окончании пасхальной вечерни митрополит обратился к прихожанам с теплым словом, похвалив их за встречу и благолепие храма. Затем митрополит принял участие в пасхальной трапезе. 967 Антиохийская Церковь также относилась к РПЦЗ с пониманием. Так, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) сослужил с духовенством РПЦЗ, 968 а община РПЦЗ в столице Ливана с благословения митрополита Бейрутского Илии (Салиби) нашла приют в храме Антиохийского Патриархата. 969 Сохранялись и связи с Сербской Церковью. Клирик Сербской Церкви протоиерей Владимир Родзянко, планируя навсегда покинуть Югославию, встретился с Патриархом Викентием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Илия (Салим Насиф Карам, 08.05.1903–11.04.1969), епископ Антиохийской Церкви, с 1935 года – митрополит Гор Ливанских. С возрождением Русской Церкви связывал судьбу Вселенского Православия, неоднократно называя в своих проповедях русский народ «любимым народом Господа», а Россию – «домом Пресвятой Богородицы». С его именем связано предание о чудесном заступничестве Богородицы за Россию в годы войны с фашизмом. Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 1797–1879), митрополит Московский и Коломенский, просветитель. В 1823 году отправился в путешествие, которое продолжалось 14 месяцев, почтовым трактом по реке Лене, потом 1000 верст верхом, а затем по морю. Поселился на алеутском острове Уналашке, где жили 400 алеутов. Всего же в округе насчитывалось около 2 тысяч охотников и рыбаков. В своем апостольском служении проявил неутомимую энергию: построил на острове церковь , объезжал окрестные острова, проповедовал Слово Божие. Изучил местный язык и обычаи, стремился понять жизнь и психологию алеутов. Его трудами составлены алеутский букварь и грамматика, открыта школа для детей. Переведенное им Евангелие от Матфея напечатано не было, и миссионер распространял его, переписывая от руки. Составил для новообращенных книгу на алеутском языке «Указание пути в Царствие Небесное». По его инициативе были сделаны переводы Евангелия от Матфея на языки северных народов. С 1841 года епископ Американский и Камчатский. Современники называли его «просветителем Сибири». Написал множество работ по культуре и языкам народов Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки. В 1974 году Православная Американская Церковь подняла вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Провозгласить его почитание было предложено Русской Православной Церкви. 7 октября 1977 года Священный Синод принял следующее определение: «Приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, признать в лике святых, благодатию Божиею прославляемых, и совершать его память дважды в год – 31 марта, в день блаженной кончины, и 23 сентября (старого стиля) – в день его прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

15 июля 1947 г. Патриарх писал Г.Г.Карпову: «В результате обмена мнениями по вопросу о Совещании глав Православных Церквей по церковным вопросам выяснилось, что в связи с заявлениями: 1) патриарха Александрийского; 2) патриарха Иерусалимского; 3) архиепископа Кипрского о том, что они по тем или иным причинам не могут прибыть к участию в Совещании в Москве осенью этого года, необходимо Совещание перенести на более позднее время, примерно на весну 1948 г., а в настоящее время озаботиться созданием организационного комитета в составе по одному – два человека от каждой церкви для детальной разработки вопросов Совещания, о чем и сообщить каждому главе автокефальной церкви» 16 . Баженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III в беседе с посланником СССР в Сирии и Ливане Солодом (2 июля 1947 г.) рассказал, что он получил письмо от Патриарха Александрийского Христофора, в котором последний свой отказ от участия в Московском совещании мотивировал «опасением наличия большевистского влияния на московское совещание, тревожностью международной обстановки, наличием существенных разногласий в мире и неправомочностью Патриарха Алексия на созыв подобного совещания». 17 В августе 1947 г. Патриарх Алексий послал главам Автокефальных Церквей извещение, что предположенное на осень совещание по церковным вопросам откладывается «ориентировочно на лето будущего года» 18 . 14 ноября 1947 г. в Москву в сопровождении архимандрита Василия Самахи прибыл митрополит Гор Ливанских Илия Карам, который 19 ноября на совещании у Патриарха обстоятельно информировал о положении Православных Церквей на Ближнем Востоке. Он сообщил, что Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский Патриархи восприняли инициативу созыва Патриархом Алексием в 1948 г. в Москве совещания глав Православных Автокефальных Церквей как нарушение прерогатив Вселенского Патриарха и опасаются присвоения Патриархом Алексием прав Вселенского Патриарха 19 . 13 февраля 1948 г. Совет по делам РПЦ в докладной записке в Совет министров СССР сообщал свое мнение о проведении совещания. Совет полагал, что при современной международной обстановке необходимо сохранить «сложившееся единство православных церквей стран новой демократии путем более тесного сплочения их вокруг Русской православной церкви». Также Совет считал, что необходимо выработать и принять «единое мнение по общецерковным вопросам», а удобнее всего это сделать на совещании» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В результате Совет по делам РПЦ и Московская Патриархия остановились на более реальной идее – созыве в Москве совещания Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей. Среди задач, стоявших перед будущим Совещанием, было решение вопроса о соединении с монофизитскими церквами – Армяно-Григорианской и сирояковитской, осуждение римокатолического прозелитизма и экуменического движения. 730 Однако решение всех этих вопросов встречало на своем пути достаточно серьезные препятствия, главное из которых представляла позиция Константинопольского Патриархата. Поэтому совещание считало необходимым ограничение прав Константинополя, тем более что Вселенский Престол действительно стал чрезмерно широко толковать свои полномочия. Наконец, в планах будущего совещания было всеправославное осуждение Русской Зарубежной Церкви. В течение всего 1946 г. на заседаниях комиссии по созыву совещания обсуждался вопрос об осуждении «раскола». То, что осуждение митрополитов Анастасия и Феофила может быть отклонено некоторыми Поместными Церквами, прекрасно понимал митрополит Николай (Ярушевич) . Поэтому осуждение зарубежных юрисдикций нуждалось в серьезной канонической подготовке. Доклады на эту тему готовил С. В. Троицкий , некогда апологет, а теперь противник Русской Зарубежной Церкви. 731 Но попытки созвать в Москве Всеправославное совещание также не увенчались успехом. Основной причиной, по которой восточные Церкви отказывались от участия в совещании, стало то, что его созыв планировался в обход Вселенского Престола. Как свидетельствовал митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), посетивший Москву в ноябре того же года, Константинопольская, Александрийская и Иерусалимская Церкви восприняли инициативу Москвы как нарушение прерогатив Вселенского Патриарха и стремление присвоить его права. 732 Такими же аргументами объяснил свое нежелание присутствовать на совещании и архиепископ Кипрский Леонтий. «Московская Патриархия, – писала 1 июля 1947 г. александрийская газета «Фис», – созывая это Всеправославное совещание, игнорирует Вселенскую Патриархию, стоящую во главе всех Православных Церквей. Таким образом, все Церкви окольными путями будут приведены в подчинение советскому Алексию. Но западня эта слишком неуклюже устроена, так что Греческое Православие не попадет в нее». 733

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В августе 1947 г. Патриарх Алексий послал главам Автокефальных Церквей извещение, что предположенное на осень совещание по церковным вопросам откладывается «ориентировочно на лето будущего года» [xviii] . 14 ноября 1947 г. в Москву в сопровождении архиманд­рита Василия Самахи прибыл митрополит Гор Ливанских Илия Карам, который 19 ноября на совещании у Патриарха обстоятельно информировал о положении Православных Церквей на Ближнем Востоке. Он сообщил, что Константинопольский, Александрий­ский и Иерусалимский Патриархи восприняли инициативу созыва Патриархом Алексием в 1948 г. в Москве совещания глав Православных Автокефальных Церквей как нарушение прерога­тив Вселенского Патриарха и опаса­ются присвоения Патриархом Алексием прав Вселенского Патриарха [xix] . 13 февраля 1948 г. Совет по делам РПЦ в докладной записке в Совет министров СССР сообщал свое мнение о проведении совещания. Совет полагал, что при современ­ной международной обстановке необходимо сохранить «сложившееся единство право­славных церквей стран новой демократии путем более тесного сплочения их вокруг Рус­ской православной церкви». Также Совет считал, что необходимо выработать и принять «единое мнение по общецерковным вопросам», а удобнее всего это сделать на совещании» [xx] . Поставив вопрос о созыве Совещания в январе 1947 г. и тогда же получив соответствующий доклад митрополита Григория об учреждении ордена, Патриарх Алексий I обратился в Совет по делам РПЦ больше чем через год. 9 апреля 1948 г. он писал Г.Г.Карпову: «При посещении представителями автокефальных церквей нашей Церкви всегда возникает вопрос о ценных подношениях с нашей стороны этим пред­ставителям и главам автокефальных церквей. Им до сего времени нами под­носились ценнейшие иконы, украшенные драгоценными камнями, золотые панагии, кресты и т.д. Взамен с их стороны подносились как мне лично, так и нашим представи­телям их церковные ордена. Затруднительность приобретения все новых и новых ценных подношений, с одной стороны, нежелательность выпуска из пределов Родины особо цен­ных как по материалу, так и по археологическому значению икон и других предметов, с другой, и, наконец, принимая во внимание, что для указанных членов делегаций от зарубежных церквей, как приходится слышать, дороже и приятнее всяких ценных предметов какой-либо знак, носимый как орден, побудило Священный Синод в предвидении приезда иностранных гостей на предстоящее совещание в июне с.г. поднять вопрос об установлении церков­ного знака для пожалования его как представителям нашего духовенства и мирским людям за церковные заслуги, так и заграничным гостям.

http://bogoslov.ru/article/4642910

59 Епископ Вениамин (Милов , 1889–1955) – три раза в течение жизни (в 1929, 1938 и 1949 гг.) был арестован, подвергался пыткам, провел многие годы в лагерях и на поселении. С июля 1946 г. жил в братстве Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. – преподаватель, с 1947 г. – доцент, в 1948–1949 гг. – профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. 4 февраля 1955 г. хиротонисан в епископа Саратовского и Балашовского. 12 мая 1955 г. подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». 60 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий , 1877–1961) – архиерей и одновременно профессор медицины. Был тайно пострижен в монашество в 1923 г. и тогда же хиротонисан в епископа. С апреля 1946 г. – архиепископ Симферопольский и Крымский. Удостоен Сталинской премии первой степени (1946) за результаты научных трудов по гнойной хирургии. Провел в ссылках в общей сложности 11 лет. В апреле 2000 г. реабилитирован и в том же году прославлен в сонме святых – новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 61 Илия (Карам, 1903–1969) – с 193S г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь ). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов – противоречивы. 62 Протоиерей Михаил Лебедев(1890–1979) – в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 64 Митрополит Антоний (Блум, 1914–2003) – выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество приял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. – архиепископ Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Московской духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ноябре 1947 года в Москву приезжал архипастырь Антиохийского Патриархата митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Это был давний и преданный друг Русской Церкви, молившийся за многострадальную Россию в пору гонений на Церковь и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В слове, произнесенном в Патриаршем Богоявленском соборе при стечении многочисленной паствы, он сказал: «Я много знал о великом русском народе и его Церкви и теперь лично убедился, что Русская Православная Церковь является величайшей Церковью Православия. Господь Бог благословляет русский народ так же, как когда-то благословил Авраама. Русский народ является как бы народом Святой земли, и землю Русскую можно сравнить со святой Палестинскою землею» ( «Журнал Московской Патриархии» . 1948. 1. С. 5). Надежды и утопии Рост влияния Русской Церкви на тот момент соответствовал внешнеполитическим интересам политического руководства советского государства. В послевоенные годы СССР оказался в ситуации холодной войны, которую вели против него вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции, попытавшиеся пересмотреть договоренности, заключенные в Ялте и Потсдаме относительно раздела сфер влияния между державами-победителями. Поэтому инициативы Мос­ковской Патриархии, направленные на консолидацию вселенского Православия, доминирующее положение в котором занимала Русская Церковь, несмотря на свое скромное пятое место в диптихе, встречали поддержку со стороны государственных инстанций. В два предвоенных десятилетия, когда Православная Церковь в советской стране подвергалась гонениям, Московская Патриархия была лишена возможности оказывать адекватное ее масштабам влияние на жизнь вселенского Православия, соизмеримое с тем, которым она обладала в дореволюционную эпоху, притом что ее паства и в эпоху гонений составляла более двух третей всего православного мира. Прекращение откровенно репрессивной политики по отношению к Церкви со стороны государственных инстанций, относительно терпимый modus vivendi, в котором она оказалась после 1943 года, открывали для нее совсем иные перспективы на церковно-дипломатическом поприще, чем это было до войны.

http://patriarchia.ru/db/text/5232716.ht...

«В ознаменование памяти мученической гибели Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и всей ЕГО Семьи объявляю день 4/17 июля - днем всеобщей скорби русских людей. Надеюсь, что повсеместно Русская Православная Церковь в этот день будет возносить молитвы к Престолу Всевышнего за души погибших за Россию и ее народ Царственных мучеников» . Митрополит Антоний со своим келейником архимандритом Феодосием, 1936 год Письмо Митрополита Антония Государю Кириллу Владимировичу, 27 августа 1931 года. К пятилетию издания Манифеста Кирилла Владимировича о принятии им Императорского титула митрополит Антоний выпустил «Воззвание к православным русским людям», в котором с высоты кафедры Первоиерарха призвал всех объединиться вокруг Главы династии. Подчеркивая, что его нынешняя позиция есть плод долгих размышлений, владыка писал: «Долго молчал я и не возвышал своего пастырского голоса к народу православному, но теперь, познав, что уже приближаюсь к исходу своему, обязуюсь повторить слова Пастыреначальника: " Мне подобает делати дела пославшаго мя, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати " (Иоан. 9, 4). Итак, отцы и братие, умоляю вас, отрекитесь окончательно от треклятой революции против Бога и Царя и предайтесь во имя Отца и Сына и Святого Духа законному Царю нашему Кириллу Владимировичу и законному Наследнику Его Владимиру Кирилловичу» . Не стоит и говорить, что и об этом воззвании в статье г-на Кострюкова нет ни слова. Можно, конечно, очень не любить Государя Кирилла Владимировича и быть не самого высокого мнения о митрополите Антонии (Храповицком), но вообще не упоминать такого важнейшего документа в статье, носящей название «Русская Зарубежная Церковь и Династия Романовых»?! Как говорится, без комментариев... Празднование 50-летнего юбилея пастырского служения Митрополита Антония. Патриарх Сербский Варнава, Митрополит Антоний и представитель Патриарха Антиохийского митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), сентябрь 1935 года Тем временем пример Первоиерарха стал оказывать влияние и на других архиереев, которые также стали направлять вернодданнические послания в адрес Императорской Семьи. В том же 1929-м году подобные письма прислали епископы Екатеринославский и Новомосковский Гермоген (Максимов) и Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур).

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/26/...

Прихожане подворья Русской Православной Церкви в Бейруте совершили паломничество по православным монастырям Северного Ливана 27 апреля 2014 г. 12:59 26 апреля 2014 года, в субботу Светлой седмицы, прихожане подворья Русской Православной Церкви в Бейруте во главе с настоятелем игуменом Арсением (Соколовым) продолжили знакомство с монашеской традицией Антиохийской Православной Церкви и совершили паломничество по женским православным монастырям Северного Ливана. В Благовещенском монастыре в Нурии русских паломников тепло встретил духовник монастыря архимандрит Георгий. В настоящее время в этом горном монастыре подвизаются две монахини. После посещения монастырского храма паломники отправились в часовню, расположенную на обрывистом склоне горы над Средиземным морем, в которой в годы Второй мировой войны молился подвижник благочестия митрополит Гор Ливанских Илия (Карам). Здесь они пропели пасхальный час. Затем бейрутские паломники направились в Успенский женский монастырь в Кафтуне, в котором подвизаются 14 монахинь. После молитвы в монастырской церкви сестры обители провели для гостей экскурсию по монастырю. Обоим монастырям гости преподнесли в дар русские иконы. Сайт подворья в Бейруте /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Делегация Императорского Православного Палестинского Общества посетит Ливан 16 октября 2013 г. 20:10 С 18 по 23 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегация Императорского Православного Палестинского Общества посетит Ливанскую Республику. По приглашению председателя Ливанского культурного православного императорского общества Джорджа Баракята члены российской делегации во главе с председателем Московского отделения ИППО Сергеем Байдаковым проведут встречи с православной ливанской общественностью и официальными лицами, представляющими различные этноконфессиональные группы этой страны. В рамках ИППО — старейшей неправительственной организации в России — недавно создан российский общественный Центр защиты христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В него вошла рабочая группа ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая с марта этого года при активной поддержке Московского отделения ИППО осуществляет сбор и доставку гуманитарной помощи для страдающего народа Сирии. В составе делегации, направляющейся в Ливан, — члены Совета ИППО, члены общественного Центра защиты христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, представители Русской Православной Церкви, Министерства иностранных дел Российской Федерации. Цель визита — расширение сотрудничества и гуманитарных связей с православными, христианскими и другими религиозными общинами Ливана, молодежными православными организациями, оценка гуманитарной ситуации в Ливане в связи с большим притоком беженцев из Сирии. Запланированы встречи российской делегации с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X , с маронитским Патриархом Антиохийским и всего Востока Бешарой Бутросом кардиналом ар-Раи, митрополитом Библосским и Гор Ливанских Георгием (Ходром), митрополитом Бейрутским Илией (Ауди) и другими высокими духовными лицами. Члены делегации будут приняты председателем Парламента Ливана Набихом Берри, председателем Общества ливанско-российской дружбы, почетным консулом Российской Федерации в Северном Ливане Жаком Саррафом и другими. Ряд важных мероприятий пройдет в городе Амьюн, история которого неразрывно связана с историей Императорского Православного Палестинского Общества. Делегацию примет мэр этого города Хасан Карам и председатель Ливанского культурного православного императорского общества Джордж Баракят, которым будет передано приветствие председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина . Запланирована также встреча членов делегации с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Ливанской Республике А.С. Засыпкиным, который является действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Императорское Православное Палестинское Общество /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3306823.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010