14 нояб.- 11 дек. 1947 г. И. по приглашению Патриарха Алексия I посетил СССР в сопровождении архим. Василия (Самахи), хорошо знавшего рус. язык. Во время визита И. служил в храмах Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы. В ходе визита было принято решение о возрождении Антиохийского подворья в Москве (действовало в 1848-1929; вновь открыто при храмах арх. Гавриила и вмч. Феодора Стратилата, Телеграфный (ныне Архангельский) пер., д. 15а). Впосл. И. посещал СССР в составе делегаций Антиохийской Церкви для участия в праздновании 500-летия автокефалии РПЦ (июль 1948), по случаю 100-летнего юбилея Антиохийского подворья в Москве (авг.-сент. 1954), в связи с участием в хиротонии архим. Никодима (Ротова) во епископа Подольского в Троицком соборе ТСЛ (июнь-авг. 1960; ЖМП. 1960. 8. С. 15-17). В 1959 г. он был награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени. В кон. 1960 г. Патриарх Алексий I во время поездки по Ближ. Востоку встречался с И. в Ливане. В 1963 г. И. посетил Псков и Псково-Печерский мон-рь, в 1968 г. участвовал в праздновании 50-летия восстановления Патриаршества в РПЦ. И. вел переписку с Патриархом Алексием I и с рядом священнослужителей РПЦ. При содействии И. мн. ливанские студенты были отправлены на учебу в СССР. И. был похоронен в храме г. Бхамдун. Во время начавшейся в 1975 г. в Ливане гражданской войны храм был взорван. Останки И. перенесли в домовую церковь; в нач. XXI в., после восстановления храма, освященного в честь Преображения Господня, они были возвращены на место первоначального захоронения. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 66; Д. 285. Л. 92; Д. 414. Л. 1-2, 6-13, 18-19, 57-58; Д. 722. Л. 30-32, 141-144; Д. 844. Л. 24-25; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 30. Л. 43-48; АВП РФ. Ф. 07. Оп. 21. П. 7. Д. 86. Л. 24-27. Ист.: Илия (Карам), митр. Письмо его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию//ЖМП. 1954. 12. С. 7; Беседа сотрудника «Журнала Московской Патриархии» с митр. Гор Ливанских Илией//Там же. 1960. 8. С. 18-20; Власть и Церковь в Вост. Европе (1944-1953): Док-ты рос. архивов. М., 2009. Т. 1: 1944-1948. С. 612-614, 728.

http://pravenc.ru/text/389363.html

9 июля 1960 г. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Н. был наречен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Чин наречения совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиереи Антиохийского Патриархата митр. Гор Ливанских Илия (Карам) и Сергиопольский еп. Василий (Самаха), епископы Дмитровский Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Можайский Стефан (Никитин). 10 июля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении тех же иерархов совершил архиерейскую хиротонию Н. 19 сент. 1960 г. Н. сменил митр. Николая также на должности председателя Издательского отдела Московской Патриархии (занимал этот пост до 14 марта 1963) и председателя редколлегии «Журнала Московской Патриархии» (до 2 янв. 1962). 6 окт. того же года Н. также был утвержден председателем редколлегии сб. «Богословские труды» (до 7 окт. 1967). 22 окт. 1960 г., после кончины еп. Исаии (Ковалёва), Н. был назначен временным управляющим Ярославской епархией, а 23 нояб.- епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 г. Н. по должности председателя ОВЦС стал постоянным членом Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 авг. того же года, после увольнения незадолго до кончины Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова) с должности председателя Синодальной комиссии по межхристианским связям (Н. являлся ее членом с момента создания в авг. 1960), решением Синода был назначен председателем реорганизованной Комиссии по вопросам христианского единства и возведен в сан митрополита. 4 авг. 1963 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 окт. того же года - Ленинградским и Ладожским. Кроме того, Н., как председатель ОВЦС, имел в своем архипастырском окормлении благочиния РПЦ в Венгрии и Финляндии. Увольнение митр. Николая (Ярушевича) с должности председателя ОВЦС и назначение на его место Н. многими было воспринято как проявление гонений на Церковь. Это изначально определило негативное отношение к Н.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г. Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г. С 1926 г. К. м. возглавляла мон. Елевферия (Прудько; 1966), в 1932 г. возведенная в сан игумении архиеп. Киевским Сергием (Гришиным) . К 1929 г. на территории К. м. в 3-этажном корпусе проживало 56 сестер, в основном преклонного возраста. С 1928 г. из монастырских храмов власти изымали церковную утварь, несколько икон поступило в Киево-Печерский музей-заповедник. 21 апр. 1935 г. К. м. был окончательно закрыт, все здания переданы под общежитие воинской части и склады, в 1936 г. разрушена колокольня. Иконостасы обоих храмов демонтированы, часть святынь сохранили сестры, переселившиеся к родственникам. В нояб. 1941 г., в период немецко-фашистской оккупации Киева, обитель была возрождена. Настоятельницей вновь стала игум. Елевферия, обязанности благочинной и регента исполняла мон. Аполлинария (Диденко), ризницей заведовала мон. Антонина (Лагуева). Община восстановленного мон-ря насчитывала 34 монахини и послушницы. После освобождения Киева К. м. оказывал посильную помощь Советской Армии: насельницы чинили и штопали одежду для пациентов Киевского эвакуационного госпиталя, шили халаты, фартуки, нарукавники для лазаретов (Akmyaльhi проблеми bimчuзhяhoii icmopii XX ст.: Зб. наук. праць, присвячений пам " яmi акад. НАН Ykpaihu Ю. Ю. Кондуфора. К., 2004. Т. 2. С. 194). К. м. перечислял собранные средства в фонд Красной Армии: весной 1944 г. сестры передали в Госбанк 752 р., в нояб.- 10 тыс. р., в дек.- 1588 р. В 1945 г. К. м. посетили патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) , делегация Болгарской Православной Церкви во главе с митр. Софийским Стефаном (Шоковым) , в 1948 г.- митр. Гор Ливанских Илия (Карам) , в июне 1953 г.- представители Антиохийской Православной Церкви, в июне 1956 г.- еп. Пекинский Василий (Шуан) , в июле - митр. Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин) и мн. др. Во 2-й пол. 40-х гг. в распоряжении сестер оставались неск. небольших корпусов и церковь, в к-рой после ремонта был установлен новый иконостас. Иконы, сохраненные монахинями в 20-30-х гг. XX в., были возвращены в обитель, в т. ч. чтимые Боголюбский образ Божией Матери (дар Киевского митр. Исидора), иконы вмч. Димитрия Солунского, прп. Серафима Саровского. В 1953 г. была проведена реставрация во Введенском храме, в т. ч. обновлены настенные росписи, в 1954-1956 гг. отремонтированы монастырские корпуса.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Илия (Карам), митр. Гор Ливанских. Фотография. 5 сент. 1954 г. (Карам) (8.05 (или 20.07). 1903, Бхамдун, Ливан - 11.04.1969, Эль-Хадат, близ Бейрута), митр. Гор Ливанских (офиц.: Библа и Ботриса (Джубайля и Эль-Батруна); Антиохийская Православная Церковь). Мирское имя Салим Насыф Карам; его отец Насыф был торговцем, владел каменоломней. В 1913 г. И. окончил начальную школу, где изучал араб. и франц. языки. Время принятия И. монашеского пострига неизвестно. В 1918 г. Антиохийский Патриарх Григорий IV (Хаддад) поставил И. в иподиаконы. В 1921-1923 гг. И. обучался в ДС при мон-ре Баламанд . 5 авг. 1923 г. в Дамаске рукоположен во диакона Патриархом Григорием IV; в дек. 1923 г. по просьбе Бейрутского митр. Герасима (Масарры) назначен его помощником. 6 авг. 1926 г. возведен в сан архидиакона Бейрутской епархии. 2 апр. 1930 г. рукоположен во иерея с возведением в сан архимандрита. 13 янв. 1935 г. хиротонисан во митрополита Библа и Ботриса. И. активно участвовал в развитии международных контактов Антиохийской Церкви, был близко знаком с иерархами правосл. Церквей и др. христ. конфессий, в т. ч. с папским нунцием в Германии Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ), с главами гос-в (кор. Греции Георгием II, кор. Югославии Марией, Президентом Аргентины Х. Д. Пероном). И. представлял к церковным наградам от имени Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской Православных Церквей. Долгие годы И. поддерживал связи с рус. эмиграцией в Ливане, Палестине, Югославии и др. странах. В 1935 г. присутствовал в Белграде на торжествах по случаю 50-летия священнослужения митр. Антония (Храповицкого) . В Ливане при участии И. были построены и отреставрированы мн. храмы. C именем И. связано предание о явлении ему Пресв. Богородицы в Ливане после начала Великой Отечественной войны и о Ее пророчестве о победе России и возрождении РПЦ. Предание получило распространение в России в 90-х гг. XX в., после издания статьи прот. Василия Швеца «О чудесах Казанской иконы Богоматери» (Россия перед Вторым пришествием: Пророчества рус. святых/Сост.: С. В. Фомин. М., 19942. С. 295-303). Достоверных подтверждений предания в документах, современных этому событию, не обнаружено. Нет сведений о прямых контактах И. с советским правительством и РПЦ до 1947 г.

http://pravenc.ru/text/389363.html

М.В. Шкаровский Иллюстрации Уходящие на фронт ополченцы у Казанского собора. Осень 1941 г. Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) Митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) Чудотворная Казанская икона Божией Матери все время битвы за город Св. Апостола Петра находилась во Владимирском соборе Похороны умерших от голода горожан. Большеохтинское кладбище. Февраль 1942 г. Очередь верующих. Спасо-Преображенский собор на Пасху. 1942 г. Очередь верующих. Спасо-Преображенский собор на Пасху. 1942 г. Очередь верующих. Спасо-Преображенский собор на Пасху. 1942 г. Иосифлянский архимандрит (тайный епископ) Клавдий (Савинский), арестованный и расстрелянный в блокадном Ленинграде. Из следственного дела 1942 г. Возложение цветов на могилу фельдмаршала М. И. Кутузова воинами Ленинградского фронта. 1943 г. Священнослужители Ленинграда.Осень 1944 г. Сидят слева направо: прот. М. Славнитский, прот. Т. Тарасов, архиеп. Григорий (Чуков), митр. Алексий (Симанский), прот. В. Румянцев, прот. Л. Ломакин, прот. Ф. Поляков.Стоят: прот. И. Горемыкин, свящ. П. Артемьев, протодиак.С. Дмитриев, свящ. С. Рождественский, прот. В. Верюжский , Л. Парийский, свящ. С. Румянцев, диак. И. Пискунов, протодиак. П. Маслов, прот. В. Дубровицкий, свящ. Л. Егоровский, прот. М. Смирнов, архим. Владимир (Кобец), прот. П. Фруктовский Священники блокадного города, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» 18 октября 1942 г. Сидят слева направо: прот. М. Славнитский, прот. П. Тарасов, митр. Алексий, прот. В. Румянцев, прот. Н. Ломакин. Стоят: Л. Парийский, протодиак. С. Дмитриев, диак. И. Пискунов, свящ. С. Румянцев, прот. В. Дубровицкий, свящ. Л. Егоровский, прот. Ф. Поляков Протоиерей Владимир Румянцев. 1944 г. Протоиерей Иоанн Горемыкин. 1944 г. Протоиерей Владимир Дубровицкий. 1944 г. Протоиерей Филофей Поляков. 1944 г. Протоиерей Михаил Славнитский. 1944 г. Архиепископ Григорий (Чуков). Июнь 1943 г. Из архива Л.К. Александровой Митрополит Виленский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский) Протоиерей Алексий Вышгородский в тылу врага читает прихожанам послание митрополита Ленинградского Алексия, обращенное к жителям оккупированных территорий, с призывом бороться с врагом. Калининская область. 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Илия» найдены статьи: ИЛИЯ (Быков Николай Петрович; род. 3 апр. 1954), еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) ИЛИЯ (Чеботарёв Иван Алексеевич; 1829 (1830?) - 1900.), прп. Верхотурский (пам. 30 нояб., 15 мая, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Курских святых), схим. ИЛИЯ Васильевич Бажанов (1877 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых) ИЛИЯ Ильич Бенеманский (1883 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Яковлевич Березовский (1890 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 21 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛИЯ Александрович Зачатейский (1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Измайлович (Исмаилович) Измайлов (1882 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Игнатьевич Рылько (1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Иванович Чередеев (1878 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Николаевич Четверухин (1886 - 1932), прот., сщмч. (пам. 5 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Вятлин Илья Иванович; 1867 - 1938), иером., прмч. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ (Попов Яков Васильевич; 1887 - 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ мч. (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий, Нил, священномученики, епископы Египетские, и 156 мучеников ИЛИЯ († 1592 (?)), Христа ради юродивый, Даниловский, Ярославский, блж. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛИЯ Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (1837 - 1907), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий ИЛИЯ (Карам) (1903 - 1969), митр. Гор Ливанских (офиц.: Библа и Ботриса (Джубайля и Эль-Батруна); Антиохийская Православная Церковь) ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник

http://pravenc.ru/text/Илия.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (Ходр) [араб.    ; франц. Georges Khodr] (род. 6.07.1923, Триполи, Ливан), митр. Библосский, Ботрисский и Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат). Окончил юридический фак-т иезуитского ун-та св. Иосифа в Бейруте. В 1942 г. стал одним из основателей Православного молодежного движения, целями к-рого были провозглашены возрождение монашества, христ. проповедь в рабочей среде, оживление приходской жизни, социальное служение и т. п. Продолжил образование в Православном Свято-Сергиевском богословском ин-те в Париже, где получил диплом богослова (1952). 19 дек. 1954 г. рукоположен во священника, с 1955 г. служил в приходе портового района Триполи. 15 февр. 1970 г. возведен в епископский сан и избран на кафедру митрополии Гор Ливанских. Преподавал араб. культуру в Ливанском ун-те, профессор пасторского богословия в Богословском ин-те св. Иоанна Дамаскина при Баламандском ун-те. В качестве офиц. представителя Антиохийской Православной Церкви Г. принимал активное участие во всеправославных встречах, в экуменическом движении и в межрелиг. диалоге с мусульманами. Автор множества книг и статей, опубликованных на мн. языках. Г. удостоен докторской степени honoris causa Свято-Владимирским Православным богословским ин-том в Нью-Йорке (1968) и парижским фак-том протестант. теологии (1988). Соч.: Corbon J. , Bouttier M. , Khodre G. La parole de Dieu. P., 1966; Аль-масихийун аль-араб. Бейрут, 1986; Лау хакайту масра ат-туфула. Бейрут, 2001 (франц. пер.: Et si je disais les chemins de l " enfance. P., 1997); Собр. ст. в газ. «ан-Нахар». Бейрут, 2001. 4 т. (на араб. яз.); L " appel de l " Esprit: Eglise et société/Textes choisis et mis en forme par M. Egger. P., 2001; Аль-Кудс. Бейрут, 2003; Э. П. Г. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ САЙФИ [ас-Сайфи] (1643 - 1723), митр. Тиро-Сидонский, лидер движения за унию с Римом в Антиохийской Православной Церкви ИЛИЯ (Карам) (1903 - 1969), митр. Гор Ливанских (офиц.: Библа и Ботриса (Джубайля и Эль-Батруна); Антиохийская Православная Церковь)

http://pravenc.ru/text/164283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ИЕРУСАЛИМ в честь Успения Пресв. Богородицы женский действующий мон-рь, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИКОСИФИНИССА [Косиница], мон-рь жен., действующий, принадлежит Драмской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 1882 - 1972), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде; историк Церкви ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 1913 - 2009), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) ИЛАРИОНА МОГЛЕНСКОГО МОНАСТЫРЬ жен., действующий, принадлежит Эдесской, Пелльской и Алмопийской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Никопольской и Превезской митрополии Элладской Православной Церкви ИЛИЯ (Карам) (1903 - 1969), митр. Гор Ливанских (офиц.: Библа и Ботриса (Джубайля и Эль-Батруна); Антиохийская Православная Церковь) ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник

http://pravenc.ru/rubrics/121368_27.html

Несмотря на ослабление русско-араб. связей после Октябрьской революции 1917 г. в России, контакты между РПЦ и АПЦ продолжались, как сохранялось и дружественное отношение правосл. арабов к русским. Многие епископы АПЦ, осуждая атеистическое советское правительство, склонялись к прозап. ориентации. Однако немало иерархов сохраняли симпатии к России (в то время треть епископата АПЦ составляли выпускники рус. духовных учебных заведений) и с недоверием относились к Западу, к-рый в прошлом был для православных источником больших нестроений. Особенно важной для Русской Церкви была поддержка со стороны АПЦ в период борьбы с обновленческим расколом в РПЦ (см. Обновленчество ). Патриарх Александр III, в свое время учившийся в КДА и свободно говоривший по-русски, в год начала Великой Отечественной войны обратился к христианам всего мира с просьбой о поддержке России и ее народа. Во время второй мировой войны была провозглашена независимость Сирии и Ливана, установивших дипломатические отношения с СССР. АПЦ также активно поддерживала контакты с РПЦ и Советским Союзом. 17 июля 1948 г. в Москве вновь открылось закрытое в 1929 г. Антиохийское подворье, разместившееся в храмах св. арх. Гавриила и вмч. Феодора Стратилата в Телеграфном (ныне Архангельском) пер. (первый настоятель - архим. Василий (Самаха) , с 1955 еп. Сергиопольский). В 50-х гг. ХХ в. Патриарх Александр III деятельно поддерживал позицию РПЦ в ее усилиях по преодолению «холодной войны». Впосл. он 4 раза посещал Москву, где участвовал в интронизации Патриарха Алексия I (1945) и праздновании 40-летия восстановления Патриаршества (1958), поклонялся рус. святыням, встречался с иерархами РПЦ и советским руководством. В свою очередь Святейший Патриарх Алексий I в июне 1945 г. во время путешествия на Восток в сопровождении Антиохийского Патриарха посетил Бейрут и Дамаск. Неск. раз приезжал в СССР по приглашению Патриарха Алексия I и Илия Карам , митр. Гор Ливанских. Во время 1-й поездки (нояб.-дек. 1947) он посетил Москву, Ленинград (где возложил изготовленную в Ливане священную корону на Казанскую икону Божией Матери), Киев и Одессу. С возрождением Русской Церкви митр. Илия связывал судьбу вселенского Православия, неоднократно называя в своих проповедях рус. народ «любимым народом Господа», а Россию - «домом Пресвятой Богородицы». С именем митр. Илии связано предание о чудесном заступничестве Богородицы за Россию в годы войны с фашизмом. Посещали СССР и мн. др. иерархи АПЦ, в т. ч. митр. Бейрутский Илия Салиби .

http://pravenc.ru/text/115764.html

Г. Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души. М., 1999. С. 34). Сохранилась К. и., перед которой молились в партизанском отряде Псковской обл. ( Золотцев С. А. Партизанская святыня//ВВД. 2005. Спецвып. С. 234-236). Богослужения перед К. и. совершались в Ленинграде, Сталинграде (икона стояла на правом берегу Волги, перед ней служились молебны и панихиды) ( Якунин В. Сталинградское знамение//Благовестъ: Газ. СПб., 1994. 10. (с указанием на источник: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 105). Множество людей молились во время войны перед чтимыми Казанскими иконами - в Москве в кафедральном Елоховском соборе, в Ленинграде в Князь-Владимирском соборе. Возможно, с К. и. совершались крестные ходы (Казанская икона - покровительница сев. столицы//ЖМП. 2011. 9. С. 57). После исторической встречи в 1943 г. И. В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) началось возрождение церковной жизни: открытие церквей, мон-рей, духовных учебных заведений. Подобно прп. Серафиму Саровскому, возносил к Богу днем и ночью коленопреклоненные молитвы о России иеросхим. св. Серафим Вырицкий, настоятель Казанского храма в Вырице под Ленинградом ( Филимонов В. П. Старец иеросхим. Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб., 1999. С. 106-114). По свидетельству участницы войны мон. Софии (Ошариной), во время молебна перед штурмом Кёнигсберга выносили К. и. ( София (Ошарина), мон. Страшно ли там было, на войне?: Интервью/Бесед.: Д. Катаргин//Раифский вестн. 2002. 4(11). С. 10; Спаси и сохрани: Свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну/Авт.-сост.: А. И. Фарберов. М., 2005. С. 290). В 1947 г., во время визита в СССР, митр. Гор Ливанских Илия (Карам) возложил в Ленинграде позолоченную корону на Петербургскую К. и. (Заявление митр. Ливанского Ильи корреспонденту ТАСС. 1 дек. 1947 г.//ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 66. Л. 152-153). Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подарил митр. Илии Казанскую икону. Первым из воссозданных храмов в Москве стал Казанский собор на Красной пл.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010