15 февраля 1868 года жители Благовещенска со слезами провожали любимого архипастыря, с которым расставались теперь навсегда. В последний раз предпринимал преосвященный Иннокентий далекое путешествие и проезжал через города и селения дорогой его сердцу страны, в которой он родился, воспитывался, учился и которой посвятил свои лучшие годы и силы. В последний раз посетил он обитель того Святителя, предстательство молитв которого постоянно помогало ему во всех путях его жизни, и имя которого он носил; в последний раз заехал в родное село Ангинское и поклонился праху близких своему сердцу... В каждом городе, лежащем на пути, его ожидала торжественная встреча, теплое прочувствованное слово. Таким образом, напутствуемый благословениями и добрыми пожеланиями, преосвященный Иннокентий благополучно совершил далекое и трудное путешествие, и 25 мая 1868 года прибыл в Москву. В прекрасный майский день, при колокольном звоне и большом стечении столичного духовенства и народа, Москва радостно встречала своего маститого митрополита, который пленил всех своею приветливостью; он казался как бы патриархом среди своей многочисленной семьи московских священнослужителей, начиная с высших и кончая низшими. 26 мая высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, совершал свое вступление в большой Успенский собор. Торжественное шествие началось из Казанского собора, при вступлении в который, владыка был приветствован речами. По выслушании этих речей, он облачился и, предшествуемый крестным ходом, направился по Красной площади, чрез Спасские ворота в Успенский собор, куда вступил западными вратами. Приложившись к Св. мощам и иконам, он взошел на амвон и, восприяв посох, произнес: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа! Так обыкновенно апостолы, по заповеди Господней, приветствовали церкви, а по примеру их – пастыри церквей приветствовали свои паствы, вступая с ними в духовное общение. По тому же закону и я, недостойнейший преемник их, дерзаю тем же словом приветствовать вас, братие, а отныне возлюбленные о Господе братие, и чада, вступая в общение с вами. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Крутицкий Ювеналий возглавил работу IV подмосковного форума «Православие и медицина» 13.11.2015 12 ноября 2015 года в Коломенской духовной семинарии состоялся VI подмосковный форум «Православие и медицина». Организаторами форума выступили министерство здравоохранения Московской области и епархиальный отдел по взаимодействию с медицинскими учреждениями. В работе конференции приняли участие сотрудники сферы здравоохранения из муниципальных образований Подмосковья, благочинные и члены медицинского епархиального отдела, участники приходских волонтерских объединений, представители сестричеств Московской областной епархии, студенты и преподаватели Коломенской семинарии, а также среднеспециальных медицинских учебных заведений Московской области. Программу форума составили пленарное заседание и две секции: «Сострадание и милосердие» и «Здоровая семья — здоровое общество». Со вступительным словом к участникам пленарного заседания обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) : «Сегодня мы вновь собрались, чтобы обсудить пути взаимодействия и сотрудничества медицинских работников и духовенства. На этот раз мы проводим этот форум в стенах Коломенской духовной семинарии, где получают образование будущие священнослужители, которые будут в дальнейшем осуществлять свою пастырскую деятельность в Подмосковье. Кстати, во время обучения они участвуют в епархиальных социально-благотворительных программах, помогают в медицинских учреждениях, приобретая тем самым опыт на этих направлениях церковного служения. И врач, и священник призваны помогать людям, облегчать человеческое страдание. Поэтому они хорошо понимают друг друга и отчетливо видят, где между ними возможно деятельное и взаимополезное соработничество. Говоря о сотворении человека, святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Тело и душа созданы вместе». Эта мысль святого указывает на то, что они пребывают в онтологическом единстве и в земном измерении не могут быть отделены друг от друга. Часто доводится наблюдать, как страдающий от физического недуга человек, несмотря на успешные действия врачей, медленно или совсем не поправляется, пребывая в состоянии уныния или депрессии. Вспомните слова Лермонтова о тяжести внутренних переживаний: «Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья». Тут уместно сказать о том, что слово исцеление указывает на достигаемую при выздоровлении целостность организма, включая и его душевную часть. Поэтому наряду с медицинским лечением необходимо еще и духовное усердие. Неслучайно сказано у апостола Иакова: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:16).

http://drevo-info.ru/news/19802.html

Избрание состоялось 5 ноября в храме Христа Спасителя . По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномученик Владимир, митрополит Киевский , вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий . Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру, который прочитал громко: " Тихон , митрополит Московский - аксиос " . Ликующее тысячеустое " аксиос " сотрясло огромный переполненный храм. По отпусте знаменитый своим могучим басом протодиакон Успенского собора Константин Ро­зов возгласил многолетие: " Господину нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России " . В этот день святитель Тихон совершал литургию в Троицком подво­рье . Весть об избрании его патриархом принесло ему посольство Собора во главе с митрополитами Киевским Владимиром, Петроградским священномучеником Вениамином и Тифлисским Платоном . После пения многолетия митрополит Тихон произнес слово: " ...Сейчас я изрек по чиноположению слова: " Благодарю и приемлю и нимало вопреки гла­голю " . ...Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголить вопреки на­стоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: " Плач, и стон, и горе " , и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль . Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею , и мне придется говорить ко Господу: " Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя все­го народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ре­бенка. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня " ( Чис. 11, 11 -14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепких мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло поми­мо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию " .

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

Избрание состоялось 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномуче ник Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель прочитал громко: «Тихон, митрополит Московский - аксиос». Ликующее тысячеустое «аксиос» сотрясло огромный переполненный храм. В глазах молящихся стояли слезы радости. По отпуете знаменитый на всю Россию своим могучим басом протодиакон Успенского собора Розов возгласил многолетие: «Господину нашему Высокопреосвященнейше му митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». В этот день святитель Тихон совершал литургию в Троицком подворье. Весть об избрании его Патриархом принесло ему посольство Собора во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном. После пения многолетия митрополит Тихон произнес слово: «...Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю и приемлю и нимало вопреки глаголю». ...Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголить вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе», и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» (Числ. 11, 11 - 14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни.

http://sedmitza.ru/lib/text/439989/

«Верно, злоба твоя велика, – так говорит один из них, – и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждой не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе, а человеку сильному ты давал землю; вдов отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками!» ( Иов.22:5–9 ). И такие упреки бросались тому, о котором Сам Господь говорил, что «нет такого на земле, как Иов: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (1:8). Как же Иову не сказать было друзьям: «Доколе будете мучить душу мою, терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня (19:2–3). Придумываете речи для обличения, нападаете на сироту и роете яму другу вашему (6:26–27). Будет ли конец ветреным словам вашим (16:3)? Помилуйте меня, вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня и плотью моею не можете насытиться» (19:21–22)? Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, просветитель алеутов, апостол Америки и Сибири От времен древних перенесемся, братья, к нашим дням; от знаменитейшего из сынов Востока (см. Иов.1:3 ) – к нашему отечеству и его Верховному вождю. Велика земля наша и одарена от Господа щедрыми дарами; именуется она Святою Русью и населена народом, вера которого известна во всем мире; Цари ее величаются «благочестивейшими» и не по имени только, а и по житию таковы. Но по неисповедимым судьбам Божиим, в последнее время разные места нашего обширного отечества постигают бедствия. К Царю нашему, как некогда к Иову, одно за другим приходят известия то о неурожаях, то о разрушениях от землетрясения, горных обвалов, то о наводнениях. А в самые последние дни ко всему этому присоединилась и война со всеми ее ужасами, потерями, жертвами, – война, которая насильно навязана миролюбивейшему Царю. И разве Государю нашему легко переносить все эти беды? Разве не страдает он за родную землю? Но сердцу его наносятся еще более чувствительные раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Иисус Христос, пожив на земле тридцать три года с половиной, совершил дело спасения людей, явственно показав Свою Божественную силу; Невинный, Он предал Себя на мучения, чтобы избавить грешный мир от вечных мук; не возбранил распинателям пригвоздить пречистые руки Свои ко кресту и лить пречистую кровь Свою. Бесстрастный Бог, Он пострадал за людей, Бессмертный – умер; после смерти в третий день, как Бог, Он воскрес; по воскресении много раз явственно являлся верующим в Него благочестивым людям. Когда наступил день вознесения Его на небо, собрав избранных Своих, Он сказал им: «Вот исполнилось то, что Я говорил: дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ); идите во весь мир и проповедуйте все, что слышали от Меня: кто послушает вас, уверует в Меня и крестится, тот спасен будет; а кто не уверует, осужден будет ( Мк.16:16 ); Я буду всегда с вами, до скончания века ( Мф.28:20 )». Сказав это, Он благословил их и вознесся на небо. Избранные Им двенадцать апостолов пошли ко всем народам, проповедовали богооткровенную веру. Господь поспешествовал им повсюду, являя чрез них чудодейственную силу Свою: исцеляя больных, изгоняя бесов, соделав верующих в Него неустрашимыми пред лицом мучителей своих, призывая грешников к покаянию, неверующих приводя к вере. Многие народы приняли крещение. Избранные Им святые апостолы написали все, что Господь говорил и чему учил и что сотворил, живя на земле. Верующие в Господа Иисуса Христа называются христианами. Души тех христиан, которые при жизни своей жили благочестиво, по смерти не бывают низводимы во ад, не предаются диаволу, но, чистые и светлые, возносимы бывают в места светлые и блаженные, и тела некоторых из них по смерти остаются нетленными. Многие больные, приходящие к святым мощам для поклонения, получают исцеления, бесноватые – от бесов освобождение. Таковые христиане, угодившие Богу, называются святыми. Святых угодников Божиих много; из них особенно прославившиеся в нашей стране: святитель Николай, целитель Пантелеймон, святитель Иннокентий Иркутский. Святые угодники Божии и при жизни своей силой Божией исцеляли больных, изгоняли бесов, иные воскрешали мертвых, и по смерти помогают тем, кто с верой призывает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Извлечем из апостольского чтения и другое для себя назидание о том, сколь много милостей и сколь велики милости, которые явил нам Бог в деле устроения нашего спасения. «Только помысли о безнадежности нашего положения, – говорит один святитель-богослов, – и противопоставь ему, в какое благобытие и какую славу возведены мы, ничего не чаявшие и ничего не достойные, и каким дивным притом домостроительством, и прими все это в чувство; то не найти тебе слов для выражения своих благодарных чувств: будешь только взывать: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Если б от зол только были мы избавлены, и каким-либо служебным духом; и то было бы величайшее благо. А то Сын Божий нисходит, принимает на Себя бедное естество наше и, проведя чрез искупительные страдания и смерть и воскресивши, посаждает одесную Бога и Отца; за тем последовала благодать Святаго Духа, которая всех верующих делает сынами и дщерями Богу с обетованием, что и они все будут там же, идеже есть Христос одесную Бога седя ( Ин.12:26 ; 2Кор.6:18 ; Кол.3:1 )» (см. ссылку 158). Слава Тебе, Боже, сотворившему нас. Слава Тебе, Господи, искупившему нас. Буди благословен Ты, Господи, во веки. Аминь. Как нам облечься в нового человека. Объяснение апостольского чтения из Послания к Колоссянам, глава 3, стихи 4–11. Беседа в Неделю 29-ю по Пятидесятнице 159 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. ( Кол.3:4–11 ). В настоящую неделю чтение апостольское взято из Послания к Колоссянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Милостыня есть дар Богу. Кто желает, чтобы дар его был принят Богом, тот должен жертвовать по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Некоторые удерживаются от раздаяния милостыни бедным, от участия в общественной благотворительности, отговариваясь тем, что опасаются сами обеднеть от раздаяния щедрой милостыни. Апостол, как бы предупреждая таковые отговорки, говорит: напрасны ваши опасения, ибо Бог силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2Кор.9:8 ). Люди не потому беднеют, что подают щедрую милостыню, а потому, что скупятся подать даже малое для нуждающихся и в то же время слишком щедры бывают для себя, для удовлетворения своих прихотей. Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век ( 2Кор.9:9 ). Апостол вводит свидетеля в истину сказанного – пророческое изречение о том, что раздающий милостыню щедрой рукой никогда не оскудеет ( Пс.111:9 ). Если и оскудеют средства для временной жизни роскошной, то никогда не оскудеет его правда, праведность. Господь, по непостижимым путям Своим, иногда не воздает здесь награду за раздаяние милостыни. Милостынедавцы могут иногда и сами нуждаться в людской помощи, но это не означает того, что Бог забыл милостынедавца, ибо у Него уготовано для милостивых помилование и воздаяние: милостивые помилованы будут ( Мф.5:7 ), правда их будет пребывать вечно: в вечности они будут с праведниками. Итак, не будем скупы – напротив, будем расточать имущество щедрой рукой. «Разве не видишь, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – сколько другие раздают комедиантам и распутным женщинам? Ты подай Христу хотя половину того, сколько другие раздают комедиантам и распутным женщинам. Ты подай Христу хотя вполовину того, что они дают плясунам, подай хотя столько алчущему, сколько они из тщеславия дают представляющим на зрелищах. Они множеством золота украшают тело распутных, а ты и в простую одежду не хочешь облечь плоть Христову, даже видя, что она обнажена. На пустое расточаешь охотно, а когда нужно облачить чью бедность, ты считаешь себя беднее всех». Такое наставление святого отца не менее прилично и для нашего времени, как и для современного ему общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

3 . Когда настало время спасения людей, Сын Божий, сокрыв Свой Божественный свет; сошел на землю и, соделав Матерью Своею непорочную Пречистую Деву Марию, родился от Нее, как младенец, восприяв на Себя образ человека. Сын Божий, сделавшись человеком, наречен был Иисусом Христом. Он стал ходить повсюду и учить людей. Сделавшись человеком, Он не перестал быть Богом. Являя Свою Божественную силу, Он совершал дела, каких никто не может делать, преподавал учение, какого не может открыть ум человека. Слышавшие слова Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ). Он предрекал будущее, исцелял неизлечимо больных, давал силу ходить лежавшим на смертном одре, слепорожденным давал зрение, немым – способность говорить, хромым – ходить; возлагал руки на больных, и они исцелялись; повелевал ветрам, и они повиновались Ему; повелевал волнам морским, и они утихали по слову Его; властно повелевал бесам, и они со страхом и трепетом оставляли людей, одержимых ими; по слову Его воскресали мертвые. Иисус Христос преподал ясное учение о Боге, о состоянии душ человеческих после смерти, о нескончаемых мучениях грешников и о блаженстве праведников в немерцающем свете Божием; преподал учение о том, что человек должен любить Бога паче всего, а ближнего любить как самого себя ( Мф.22:37–39 и др.). Чтобы люди могли знать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий, Отец Небесный три раза свидетельствовал о Нем гласом с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте ( Мф.17:5 и др.). О пришествии Своем на землю Иисус Христос говорил: Бог, Отец Небесный, так возлюбил мир, что не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его для спасения людей, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ); что Он пришел не судить мир, но спасти мир ( Ин.3:17 ), и спасти не горделивых праведников, но сокрушенных сердцем грешников, а нераскаянных привести к покаянию ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:32 ); что Он посвящает Себя за людей и пострадает за них, чтобы избавить их от мучения ( Ин.17:19 ), прольет кровь Свою, чтобы искупить их от грехов ( Кол.1:14 ), умрет, чтобы спасти их от вечной смерти; крестом сокрушит власть диавола и введет в свет Божий сидящих в мрачных местах ада; Кровь Свою даст в питание, а Плоть – в пищу верующим, чтобы освятить их; что Он умрет и воскреснет, дарует бессмертие причащающимся Тела и Крови Его и воскресит всех людей в последний век ( Ин.6:54 ); верующие в Него будут там, где и Он ( Ин.12:26, 14:3 ); что Он на земле созиждет Церковь Свою, соделав ее неодолимой для полчищ бесовских ( Мф.16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

А когда Валаам проклинал, на того приходило проклятие, он делался несчастным человеком. Таковую силу благословения Господь даровал и родителям в отношении к их детям. Так, Ной благословил сыновей Сима и Иафета, и они со своим потомством были счастливы, господствовали над другими народами, а проклятый им сын Хама Ханаан с потомством своим был рабом братьев своих и потомства их. Хананеяне, потомки Хама, были преданы истреблению. Египтяне, тоже Хамова рода, подвергались казням Божиим и потом всегда пребывали в рабстве у других народов. Посему не напрасно сказано в Божием Писании, что благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания ( Сир.3:9 ). Недаром сложилось наше народное изречение, что с родительским благословением на огне не горят и в воде не тонут. Если таковую силу имело благословение некоторых людей, если родительское благословение делает детей счастливыми, а проклятие – несчастными, то что сказать о благословении епископа или священника, получивших от Господа чрез апостолов преемственно такую власть, какой на земле не имеет никакой начальник? Хотя священник не имеет того права, какое предоставляется земным властям, он не имеет власти над телом: не лишает виновного земных прав, не лишает имущества, не связывает узами, не заключает в темницу, – но зато он имеет власть над душой, может лишить человека его права на Небесное наследие, ибо апостолам, а чрез них епископам и священникам сказано было Господом: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Это значит: если кого свяжет священник на земле, тот связан будет на небе, – а связанного в рай не пустят, ему место в темницах ада. А когда священник развяжет грешника именем Христовым и скажет ему: прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, то грешник будет развязан на небе, то есть получит свободный проход в райские обители. Словами мира приветствовал Господь Своих учеников по воскресении Своем. «Мир вам», – изрекла Божия Матерь после успения Своего, явившись апостолам, собравшимся «от конец земли» на погребение Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010