Это – тот неизмеримо высоконравственный образ жизни Христовой, о котором Он изрек: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ). Это – тот образ, который был дан апостолам и о котором верховный Петр сказал: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Это – тот образ, который апостол Павел желал отобразить в своих учениках из язычников, обращенных к вере во Христа и которым он написал следующие слова: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Гал.4:19 ). Чтобы сделать понятным сейчас сказанное нами, укажем некоторые черты этого высочайшего духовного образа Христова, те черты Его жизни, которые мы должны при помощи благодати Божией стараться постепенно отобразить в себе, чтобы ближе уразуметь Его, войти в единение с Ним и в этом обрести источник отрады среди скорбей и страданий здесь, на земле, и блаженства там, на небесах. Первая черта образа Христова есть смирение. Будучи образом Божиим, равным Богу, Сын Божий умалил Себя, приняв образ раба, и, подобно рабу, Он не возгнушался омыть ноги ученикам Своим. Научая их смирению, Он сказал: Я дал вам пример (образ), чтобы и выделали то же, что Я сделал вам... Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу ( Ин.13:15:14 ). Другая черта Его образа – послушание. Сын Божий, Единородный Отцу, Он говорил о Себе: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца ( Ин.6:38 ). Поэтому, когда настало время страданий Его, Он не восхотел уклониться от них, ни умолять Отца о ниспослании дванадесяти легионов Ангелов ( Мф.26:53 ) и ничего не предпринимал для избавления Себя, но во всем предавал Себя в волю Отца: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня... да будет воля Твоя! – говорил Он пред чашей страданий Своих ( Мф.26:42 ). Третья черта нравственного образа Христова – любовь. Эта любовь Сына Божия подвигла восприять на Себя дело спасения; любовь Его к нам низвела Его на землю; любовь милосердствовала о несчастных, больных, слепых, алчущих, плачущих; она побуждала Его нас ради алкать, жаждать, утруждаться; любовь Его говорила: «Жаль Мне этих людей, нуждавшихся в пище», и чудесным образом напитала их в пустыне ( Мф.15:32 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Для чего Господь благоволил теперь явить Божественную славу Свою Своим ученикам, тогда как прежде Он скрывал ее под плотью человеческой, чаще именуя Себя Сыном Человеческим, нежели Сыном Божиим? Это нужно было прежде всего для апостолов, чтобы они, увидев теперь Божественную славу Господа Иисуса, не поколебались в вере тогда, когда увидят страдания Его и поносную смерть на кресте. Незадолго перед этим Господь вопрошал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф.16:13–16 ). После этого Господь стал открывать ученикам, что Ему нужно идти в Иерусалим и там много пострадать, быть поруганным, оплеванным, распятым на кресте и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ). Это извещение, как неожиданное для учеников, весьма смутило и опечалило их. Для чего Господу страдать, – могли думать они, – когда Он есть ожидаемый народом Христос! А Христос, по мнению книжников и старейшин народных, должен пребывать вечно, Он должен освободить народ иудейский от власти римлян, воцариться и покорить Себе все народы. Как все это исполнится, если Христос будет отвергнут, осмеян, мучен и убит? – Такое неведение дел Божиих и тайны искупления рода человеческого страданиями и смертью Сына Божия, тайны, неведомой и для Ангелов, могло смутить учеников и поколебать их веру во Христа, когда они увидят Его распятым на кресте и умершим. А если бы они поколебались, то дело спасения людей потерпело бы великий ущерб. Тогда апостолы не решились бы проповедовать о Христе того, что Он говорил им. А не стань они проповедовать об этом, не было бы верующих во Христа, – значит, напрасно было бы и пришествие Христа на землю, напрасны Его страдания: не было бы Евангелия, не явилась бы вера христианская. Вот сколь ужасные последствия могли бы явиться, если бы ученики Христовы не были твердо уверены в том, что Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

д. Другие, справедливо признавая, что спасение приобретается через веру в Господа Иисуса Христа, а не через дела обрядового закона, не хранили этого закона. С ними были согласны и те христиане, которые обратились к вере из язычества. Эти последние, как и некоторые из христиан от иудеев, не соблюдая закона Моисеева о различии пищи чистой и нечистой, употребляли иногда в пищу и мясо идоложертвенное, справедливо обосновывая свое суждение на том, что идол не бог и потому приносимое ему в жертву мясо не имеет особенного значения: оно то же, думали они, что и обычно употребляемая пища. Апостол, признавая рассуждения таковых справедливыми, называет их сильными, по сравнению с рассуждающими иначе. Некоторые, несмотря на то что признавали приносимую в жертву идолам пищу скверной, вкушали ее и чувствовали поэтому упреки своей совести как нарушители закона. А поступая против своей совести, они согрешали, ибо все, что делается не согласно с требованием совести, грех . Так как это происходило от недостатка их веры в ту истину, что закон обрядовый с пришествием Христовым потерял свою обязательную силу, что с пришествием Христовым человек оправдывается верой во Христа, что язычники, не соблюдающие иудейских обрядов, получают оправдание одной верой и исполнением нравственного закона, заключающегося в заповеди о любви, – то Апостол называет соблазняющихся вкушением идоложертвенной пищи немощными в вере. В отношении к таковым он дает совет христианам, лучше других рассуждающим о предметах веры, быть снисходительными к немощным и, зная, что вкушение идоложертвенной пищи и неисполнение обрядов иудейских не оскверняет верующих во Христа, советует им ради немощных братий отказаться от вкушения запрещенной пищи, чтобы не подавать соблазна немощным братьям, за которых умер Христос; поэтому он и говорит: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. При этом Апостол указывает на пример Господа Иисуса Христа, Который не Себе угождал, но, как написано, поношения поносящих Ти нападоша (рус.: падают) на Мя ( Пс.68:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Нужно было показать апостолам, какая слава ожидает их и всех последовавших за Христом в будущей жизни, если они здесь постраждут с Ним, – и вот показывается им слава не только Божества Христова, но и прославление плоти человеческой, Им восприятой: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Предстояло ученикам Христовым тяжкое испытание их веры при виде страдания и позорной смерти их Божественного Учителя. Нужно было подкрепить их и утешить прежде, чем наступит для них время испытания. И вот они удостаиваются видеть одно из величайших чудес, в котором явилось Царствие Божие, пришедшее в силе. Братья христиане! Не для одних апостолов нужно было еще здесь, на земле, открытое явление славы Христовой, показанное на горе Фаворской, но и для всех верующих во Христа. Не одни апостолы нуждались в том, чтобы о Христе Иисусе засвидетельствовал голосом с неба Сам Отец Небесный, что Он есть Сын Его Возлюбленный, Которого нам должно слушать во всем, но и все мы. Не сначала только, когда стала распространяться вера христианская на земле, нужно было свидетельство о Христе с неба, но и в последующие времена. Не тогда только нужно было иметь ясные свидетельства о Христе, когда за веру в Него предстояло христианам идти на страдания и смерть, но и в наши времена, когда вера в Бога, в бытие души человеческой, в загробную жизнь стала колебаться. В наше время появилось много лжеучителей, извращающих Евангелие Христово, отвергающих власть Церкви и всякую богоучрежденную власть, неверующих, отрицающих все божественное и святое, не признающих Господа Иисуса Христа и совершенного Им дела спасения. Итак, ты, христианин, когда встретишь одного из таковых, то отврати слух твой от слов его, скажи богохульствующему: «Я знаю, в Кого я верую; знаю Господа моего и верую, что Он – Спаситель мой». Мы знаем о Нем, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( 2Пет.1:16–17 ). Хотя Он пришел во плоти, но явил ясные доказательства Своей Божественной силы и величия. Хотя и пострадал Он плотию, но Крестом Своим поколебал всю тварь; хотя и умер, но и воскрес, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Враги Евангелия стараются препятствовать вашей апостольской проповеди, но они не имеют в этом успеха. Сила Моя препобеждает их злобу и коварство; Евангелие более и более распространяется и утверждается, при всем вашем бессилии против врагов проповеди – царей, правителей, мудрых и сильных века сего; сквозь вашу немощь проявляется сила Моя; итак, довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Вследствие всего этого Апостол заключает: потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор.12:9 ). Итак, я не огорчаюсь этим пакостником плоти, не боюсь этого аггела сатаны, ибо он не только не вредит моему делу, но содействует успехам его. По той мере, как этот пакостник плоти пакостит мне, этот рожон колет меня, бьет по щекам – вселяется в меня сила Христова, является мне благодатная помощь, и я бываю особенно силен тогда, когда умножаются у меня скорби, лишения и гонения. Когда я кораблекрушением со спутниками был выброшен на остров, тогда в этой стране мне оказаны были особенное внимание и почести ( Деян.28:10 ). Когда, после позора и биения на городской площади, я был заключен в темнице, тогда сделалось землетрясение; двери темницы отворились, оковы на узниках ослабели, и плодом этого было крещение темничного стража с семейством ( Деян.16:25–33 ). Когда, связанный, я приведен был в судилище и стоял пред судьей, то слово мое явилось столь сильным и убедительным, что вызвало признание этого язычника в том, что он едва не сделался христианином ( Деян.26:28 ). Это обстоятельство из жизни великого Апостола поучительно для пастырей и проповедников нашего времени. Пастыреначальник Господь говорил Своим ученикам и апостолам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше ( Ин.15:20 ). Так и было с апостолами: по той мере, как они прославляли Господа, прославлял и их Господь, совершая через них великие знамения и чудеса. По той мере, как они разносили повсюду благоухание благовествования Христова, Христос привлекал к ним сердца людей, обильно изливал на них благоухание мира благодатных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В наше время находятся люди, желающие внести смуту не только в государственную жизнь, но и в церковную. Средствами для этого они избирают ложь и клевету. Они клевещут на пастырей, чтобы возбудить неудовольствие и непослушание к ним со стороны пасомых. Лгут они и пред пасомыми, когда говорят им о правах, им не предоставленных; лгут и тогда, когда умалчивают об обязанностях, лежащих на пасомых в отношении их к пастырям. Так поступающие хотя и именуются членами Православной Церкви, но на самом деле они не чада Церкви, а враги ее. Они мыслят и действуют не для созидания Церкви, а для разорения, не для собирания овец Христовых, а для расхищения или для рассеяния их. Нечто подобное происходило и в Коринфской, основанной апостолом Павлом, Церкви, как говорится о том в сегодня читанном апостольском Послании. В отсутствие Апостола в общине коринфских христиан явились лжеучители и завистники дела апостольского. Они начали свое разрушительное дело клеветой, которой унижали апостольское достоинство святого Павла. Так, они говорили коринфским христианам, что он не апостол – потому-де, что не видел Господа Иисуса Христа, не был избран Им и не получил всех прав, как прочие апостолы; что он жил среди коринфян не на содержании их, как апостол, а добывал содержание своими руками; что он не имел сестры-жены для облегчения забот и содержания себя, подобно прочим апостолам. Так как таковое унижение апостольского достоинства могло вредить делу благовествования, то святой Павел в послании своем к коринфянам защищается против клеветы этих лжеучителей. Доказывая свое апостольское достоинство и свои полномочия наравне с прочими апостолами, он говорит: Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол ( 1Кор.9:1–2 ). То есть: если для других я не благовествовал Евангелия и они могли сомневаться в моем апостольском достоинстве, то вы не можете сомневаться в том, что я – точно Апостол. Ибо печать моего апостольства – вы в Господе ( 1Кор.9:2 ). Это значит: вы сами носите на себе печать мою, как бы в знак того, что вы – мои, вы – дело моего апостольства. Вы были язычники, но через мою проповедь обратились ко Христу. У вас я сделал все, свойственное апостолам. Чрез меня вы получили дары Святого Духа: дар языков, дар пророчества, дар исцелений; среди вас я совершал знамения и чудеса, учил словом, подвергался опасностям и проводил безукоризненную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Еще более пагубное действие оказывает на молодое поколение общество, где молодым людям приходится вращаться. Если школа сеет в сердцах учащихся добрые семена зернами, то общество, товарищество, артель сеют злые семена полными горстями. После этого можно ли удивляться тому, что школа не может дать молодому поколению того доброго воспитания, какое было бы желательно. Так как одна школа лишена возможности противопоставить достаточно сильный оплот против напора волн нечестия, начинающего проникать и в нижние слои нашего православного общества, то на дело воспитания должно быть обращено особенное внимание. Нельзя возлагать этого дела на одну школу – в нем должно принять самое близкое участие все христианское общество. А прежде всего на помощь школе должна прийти семья, родители. Школа может воспитывать только тех детей, которые вверены ее попечению. А сколько детей остается не поступившими и не могущими поступить в школу! Кто позаботится о воспитании их? Семья должна дать им воспитание. Нет сомнения в том, что все родители более или менее желают добра своим детям и желали бы видеть детей своих благовоспитанными. Но не все они знают, как этого достигнуть. Они, очевидно, сами нуждаются в советах, как должно воспитывать детей. Об этом христианском воспитании детей мы, с помощью Божией, намерены побеседовать с вами, возлюбленные братья, в благоприятное время. А теперь кратко повторим сказанное, чтобы вы могли удержать это в памяти и извлечь для себя от слышанного пользу. Ныне много знания, но мало воспитания. Воспитание, даваемое школой, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители и семейные не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни и благочестия, какие им преподают в школе. Поэтому на родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей науками, но и о добром их воспитании. А для этого они должны учиться умению воспитывать детей. Умножение беззакония от оскудения любви. Беседа в Неделю 13-ю по Пятидесятнице Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. ( 1Кор.16:13–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте ( Рим.12:14 ). Случается иногда, что, несмотря на истинно благочестивую жизнь свою, христиане подвергаются оскорблениям, поношениям; облагодетельствованные ими вместо благодарности воздают им оскорблениями, поношениями, клеветой, но это не останавливает благочестивых в доброделании: они не воздают злом за зло, они благословляют гонителей своих, молятся за оскорбляющих их, благословляют, а не клянут их. Итак, вот какие уроки благочестия преподаны в апостольском чтении настоящего дня. Христианин, получив в Таинствах спасительную благодать и различные дарования, должен украшаться делами благочестия. Его благочестие должно выражаться в тщательном исполнении своих обязанностей, какие на него возложены, в его любви нелицемерной, в его деятельности неослабной, в его терпении скорбей и гонений, в его участии в страданиях других, в уходе за больными, в приятии странников и, наконец, в молитве за обижающих и благословении проклинающих. Сильные должны помогать слабым. Беседа в Неделю 7-ю по Пятидесятнице Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. ( Рим.15:1–7 ). Эти слова взяты из Послания апостола Павла к Римлянам, читаемого на литургии в настоящий воскресный день Седьмой недели по Пятидесятнице. Писано было это послание по следующему поводу. Между римскими христианами произошло некоторое разномыслие. Одни из обратившихся к верю во Христа из иудеев продолжали, по старой привычке, соблюдать обрядовый иудейский закон, данный через Моисея, – закон о пище, о праздниках, об омовениях и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

А чем можно было убедить их в этом, как не явлением им Божественной славы, скрываемой под внешним смиренным видом Христа, пришедшего во плоти, Христа как человека, ядущего, пиющего, укрепляющегося сном, унижаемого и злословимого как якобы нарушителя закона и субботы? Как мог бы сказать Петр, не видев славы Христовой, то, что он с твердой уверенностью говорил впоследствии о себе и прочих апостолах: «Мы были очевидцами Христова величия, ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( 2Пет.1:17 )». Если будем внимательно всматриваться в обстоятельства Преображения Христова, то не можем не удивиться тому, как в нем все было устроено к тому, чтобы утвердить учеников в вере, а через них и всех верующих по их проповеди, – утвердить в той вере, что Господь Иисус Христос пришел во славу Бога Отца, говорил и творил так, как заповедал Ему Отец. Для утверждения истины какого-либо события требуется два или три свидетеля 191 . И вот Господь показывает Свою Божественную славу трем апостолам, чтобы свидетельство прочих не подлежало сомнению. Нужно было уверить учеников, что Иисус Христос не Илия, не Иеремия и не один из древних пророков, как думал народ, но Единородный Сын Божий; и вот для этого вызываются два древних великих пророка – Моисей и Илия. Нужно было показать, что Господь Иисус есть Владыка живых и мертвых, – и вызываются свидетели: Илия, никогда не умиравший, но взятый живым на небо на колеснице огненной ( 4Цар.2:11 ), и Моисей, как один из умерших пророков. Господь Иисус свидетельствовал, что Он пришел от Отца для того, чтобы исполнить на земле волю Его ( Ин.6:38 ), поэтому нужно было, чтобы Отец Сам благоволил засвидетельствовать об этом, – и вот слышится голос Отца, свидетельствующий о Сыне. Этот голос исходил из облака, дабы показать этим, что здесь говорит Тот же, Кто древле являлся Моисею в облаке ( Исх.24:16 ). Господь Иисус говорил, что Ему нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть. И вот являются с того мира свидетели: Моисей и Илия, которые, представ во славе, говорят со Христом о Его страданиях и смерти в Иерусалиме, дабы ученики знали и убедились в том, что страдания и смерть их Божественного Учителя предусмотрены заранее, что они совершатся не по человеческому хотению, а по Божественному предопределению. Нужно было удостоверить учеников, что под уничиженным видом плоти Христовой сокрыта Его Божественная слава, – и вот эта слава является ученикам в сиянии лица Христова, подобном солнцу, и просветлении одежды Его, как свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Апостол пред этим говорил об Аврааме, что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Аврааму Бог обещал на старости даровать сына, а от этого сына произойдет великий Потомок – Иисус Христос, через Которого благословятся все племена земные. Авраам поверил этому обетованию Божию, и его вера вменилась ему в праведность ( Рим.4:3 ). Далее говорит Апостол: не только Аврааму вменилась вера его в праведность, но и нам вменится в праведность наша вера. Какая вера? Вера тому, что Бог послал в мир Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который предан был на страдания и смерть за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( Рим.4:25 ). Кто верует, что Господь Иисус Христос для спасения нашего сошел с небес, сделался человеком, пострадал, умер и воскрес, и кто, веруя так, крестится, тот спасен: вера его вменится ему в праведность, хотя бы он и был грешником. Если язычник – монгол, алтаец, китаец или татарин – уверует так и крестится, то и он станет праведником пред Богом: вера его вменится в праведность. И все мы, христиане, были в детстве крещены и были также праведны пред Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Но потом, пришедши в возраст, стали грешить пред Богом и чрез грех лишились этой праведности, дарованной нам в крещении, и стали опять виновными пред Богом; совесть наша перестала быть спокойной, она стала напоминать нам о нашей вине и грозить судом Божиим и мучениями, уготованными грешникам. Но Бог по милосердию Своему не оставил нас навсегда. Он даровал нам средство снова примириться с Ним и обрести покой совести. Это средство – Таинство Покаяния. Если грешник сокрушается в душе о содеянных им грехах, если исповедует грехи свои пред священником и получит от своего духовного отца разрешение именем Господа нашего Иисуса Христа, то снова возвращается ему праведность, он чувствует умиротворение совести, сознает, что он прощен Господом Иисусом Христом, Которому Отец отдал весь суд над грешниками ( Ин.5:22 ). Итак, и христианина, согрешающего после крещения, вера оправдывает через Таинство Покаяния, как и язычник оправдывается через Крещение. Вот это и означает то, что говорит далее Апостол в объясняемом чтении: оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010