27 октября 2003 года владыка Виктор совершил чин закладки храма преподобного Серафима Саровского. В основание его алтаря поместили частицу мощей священномученика архиепископа Фаддея (Успенского) , в годы своего служения возносившего молитвы ко Господу и на малороссийской, и на тверской Волыни. Закладной крест простоял всего два дня, он был сломан неизвестными и выброшен в овраг у канала, проходящего здесь от ТЭЦ-3. Достали из воды и принесли его местные мальчишки. С ненавистью ко Христу неоднократно спиливались намогильный крест у блаженной Варвары и тот, что был установлен на Крестовоздвижение. Но строительные работы все же начались. 1 августа 2004 года, в день обретения мощей преподобного Серафима, молебен служили уже на готовом фундаменте. За рядом ряд ложились " венцы " деревянного сруба. Стали приходить добровольные помощники, начала складываться община. По ночам дежурили те, кто мог. Так, 22 ноября пресекли первую попытку поджога нового храма, найдя заранее спрятанные канистры. 13 января 2005 года, накануне первой службы в день преставления Преподобного, храм все-таки был подожжен юнцами-сатанистами. Огонь сильно повредил храм изнутри. На весть о поджоге православного храма в Твери, мигом разнесшуюся по центральным телеканалам, с предложениями о помощи откликнулись многие. Люди приезжали из других городов, звонили, просили передать сюда деньги, старинные иконы. Поступившие пожертвования позволили не только начать восстановление, но и, используя современную кирпичную кладку, завершить общее возведение храма Серафима Саровского со стройной колокольней в формах XVII века. 14 июня 2005 года при устройстве нового фундамента трапезной части, на том самом месте, где находилось сильно пострадавшее от огня и разобранное после январского пожара крыльцо, ковш экскаватора с глубины 1,5-2 метров извлек на поверхность земли останки более семи десятков человек. Плотность захоронения оказалась очень велика, так как они покоились всего в 4-х кубометрах земли. Хорошо сохранились не только кости, но даже фрагменты обуви (кирза, галоши кустарного производства) и одежды. На срезе грунта было видно: слой останков лежит под притвором храма, находившимся в очаге возгорания. Стал очевиден промысел Божий. Ведь преставление святого старца Серафима открылось начавшимся пожаром в его келии. Так и поджог Серафимовского храма на Волынском кладбище позволил ровно через пять месяцев обнаружить останки безвинно убиенных.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Серафима_...

Миропомазание. Крещение водой завершается Миропомазанием — «исшедшим из купели священных вод дано Миропомазание» (Т. III, 1). По изображению св. Кирилла внешняя сторона таинства состояла в помазании миром чела, ушей, ноздрей и персей. Благодать Духа Святого стоит в тесной связи с видимым веществом — миром. Подобно тому, говорит он, «как хлеб, но Тело Христово, так и святое миро сие, по призывании, не простое уже и, как сказал бы иной — обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным» (Т. III, 3). Как и в таинстве Крещения здесь верующий символически участвует в событиях жизни Спасителя. После крещения во Иордане на Христа сошел Дух Святой, также исходящим из купели миропомазанием сообщаются дары Духа Святого. В то время как тело помазуется миром, душа освящается Святым и Животворящим Духом. По изображению св. Кирилла в таинстве Миропомазания сообщаются дары, восполняющие благодать Крещения. Евхаристия. В учении о Евхаристии св. Кирилл ясно выражает мысль о реальном присутствии Христа в веществе этого таинства. «Хотя чувство, — говорит он, — представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вера. Не по вкусу суди о вещи, но верой несомненно удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых» (Т. IV, 6). Хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, подобно тому, как на браке в Кане Галилейской вода чудесно был превращена в вино. Освящение даров совершается призыванием Святого Духа: «Умоляем человеколюбца Бога ниспослать Святого Духа на предлежащие Дары, да сотворит Он хлеб Телом Христовым, а вино — Кровью Христовой. Ибо, без сомнения, чего коснется Святой Дух, то освящается и прелагается» (Т. V, 7. Свидетельство об эпиклизисе). К святой Евхаристии св. Кирилл относит прошение молитвы Господней о хлебе насущном, — «насущный» значит «имеющий действие на сущность души», и этот хлеб не во чрево вмещается, «но сообщается всему твоему составу» (Т. V, 15). В евхаристической молитве воспоминаются вся тварь и ангельские силы и повторяется слышанное Исаией серафимовское богословие, «чтобы в сем песнопении иметь нам общение с премирными воинствами» (Т. V, 6). По совершении жертвы возносится моление о всех живых и преждеусопших. «Принося Богу моления за усопших, хотя они и грешники, (мы) не венец соплетаем, но приносим закланного за грехи наши Христа, за них и за себя умилостивляя человеколюбца Бога». Приступать к причащению подобает часто: «Не лишайте себя священных и духовных сих Тайн ради греховной скверны» (Т. V, 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

Вечером снова встречаемся с Юркой. Он довольный такой, просто светится. Что случилось? «Нет никакого рака, – отвечает. – Батюшка сказал, что перепутали врачи. Велел позвонить домой, пусть пересматривают диагноз. Жена как узнала, так у неё все симптомы через полчаса прошли». Верно батя говорил: «Слово не нож, а хуже ножа режет…» «Ты, – сказал Юрка, – в долгий ящик не откладывай, чеши к бате». На Серафимовском-то я бывал уже. Мы – курсанты академии – всё пытались там найти могилу Можайского, да так и не нашли. Так что дорогу знал. Отправился туда накануне очень серьёзного экзамена. От него много зависело. Я был в форме. «Клавка, Зинка, расступитесь», – велел отец Василий, завидев меня. «Ты чего пришёл?» – спрашивает. Я объяснил. Благословил он, и экзамен я сдал потом с ходу. А вот в храме у меня не сразу что-то начало получаться. Четыре раза на исповедь ходил, прежде чем батя меня на причастие допустил. Воспитывал. «Ешь давай!» Встретились мы с Михаилом Фёдоровичем возле станции питерского метро, откуда он повёл меня в кафе. Заказал вкусных блинов, сёмгу, ещё что-то и, отодвинув меня от кассы, заплатил за всё сам. И отдал приказ: – Ешь давай! Это было непросто, обед царский – не репортёрский, но выхода не было. У духовных чад отца Василия, я это уже давно заметил, кормить, одаривать – в порядке вещей. Едва ли этому батюшка учил, разве что личным примером. Скорее, чада подбирались такие – старорусские. Говорить в кафе было невозможно, и мы вышли на улицу. Зашли за станцию метро, где ветра было поменьше – правда, зуб на зуб от холода всё равно не попадал. – Вы нездоровы, стоите на ветру, смотреть больно, – сказал я. Чтобы успокоить меня, Михаил Фёдорович торжественно объявил: – Шарфик при тебе надеваю. Шарфик меня заинтересовал своей расцветкой. – Зенитовский, что ли? – Нет, Военно-воздушные силы. Так мы и проговорили почти два часа на ветру. Русский офицер – это всё-таки сила. Свои Поначалу Михаил Фёдорович с товарищами из числа офицеров ВВС ходил в храм недалеко от авиабазы. Но потом старого священника там убрали. С новым как-то не сошлись, да и к отцу Василию тянуло. Вот только застать его было непросто. Наконец прорвались к нему. Часа два проговорили. Батюшка не одобрил, что офицеры не смогли сойтись со своим новым настоятелем. Всё по полочкам разложил, по макушкам постучал, сказав со вздохом: «Вы даже не знаете, как это трудно – быть священником».

http://pravoslavie.ru/65878.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Отчаиваться не надо... " Три года со дня гибели " Курска " 13.08.2003 366 Время на чтение 4 минуты Три года назад во время учений в Баренцевом море погибла подводная лодка " Курск " со 118 моряками на борту. Несмотря на то что уголовное дело по факту гибели субмарины закрыто еще год назад, ответов на вопросы об истинных причинах катастрофы до сих пор остается меньше, чем вопросов. Вчера в разных городах России вспоминали погибших. Тем временем семьи сорока из них обратились в прокуратуру с просьбой о возобновлении уголовного дела. " Родственники не добиваются компенсаций, они хотят знать правду " Вчера у памятников и мемориальных досок, установленных в Москве, Санкт-Петербурге, Североморске, Курске и Севастополе, прошли траурные митинги. В Курске в память о моряках одноименного крейсера был открыт монумент: на стилизованный под треснувший корпус подлодки кусок бронзы нанесены фамилии 12 подводников, захороненных на городском воинском мемориале. В Петербурге на Серафимовском кладбище, где покоятся 32 члена экипажа атомохода, тоже был открыт памятник погибшим: черный гранитный куб, символизирующий морскую бездну, над ним - бронзовый буревестник, символ несчастья. На одной стороне постамента выбита фраза: " Памяти экипажа " Курска " , на другой - строка из предсмертной записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова: " Отчаиваться не надо! " Рядом - 32 одинаковых надгробья. Вчера открывать памятник явились основные кандидаты на пост губернатора Санкт-Петербурга - Валентина Матвиенко и Анна Маркова. Как только церемония закончилась, Матвиенко принялась раздавать интервью, а семьи погибших моряков - жаловаться журналистам на несправедливость. Семьи 40 погибших подводников продолжают требовать от прокуратуры возобновления расследования. Как считает представляющий их интересы адвокат Борис Кузнецов, есть " явные противоречия между тщательными исследованиями экспертов, участвовавших в расследовании, и выводами доклада " . По его словам, " родственники не добиваются материальных компенсаций, а просто хотят знать правду " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Ведь что- то было хорошее, и последующие пользуются тем, что до них жило и было. Мне очень нравится из восточной мудрости такая притча, как один шах решил узнать: вот, перед ним все кланяются, а что же говорит народ? Переоделся и пошел потихонечку среди народа, и слышит, везде его кроют: «Вот такой- сякой, все развалил». Он думает: «Что же я такой плохой? Вроде стараюсь, неужели все так плохо?» И тут один мулла возглашает: «О Аллах, долгих лет шаху! Тут кто- то спускается с минарета и говорит: «Скажи, что ты нашел в этом шахе? Все его клянут и ругают, а ты просишь долгих лет». «О, правоверный, - сказал мулла, я пережил десять шахов, и следующий не всегда был лучше предыдущего, поэтому пусть и этот поживет». -Мне очень нравится притча, такая назидательная! -Да. -Батюшка еще звонок. Мы слушаем вас. -Здравствуйте. Раба Божия Нина. Батюшка, вы говорите сейчас о современных обстоятельствах, и я бы хотела, чтобы связали современность с наказом Божьим. Вот Его слова в Евангелии: «Наше дело, исполняя волю Божию, добром преграждать уста невежеству безумных людей». -Это где в Евангелии написано, вы не можете сказать? -Да я немножечко отклонилась. -Не «немножечко», а сильно.  Вы простите, когда цитируют Евангелие нужно цитировать дословно. -По-моему, наша слушательница открыла не ту книгу. Нет такого в Евангелии, я не слышал даже приблизительно. Что нельзя отвечать злом на зло - это да, но дальше это что такое? «Заграждать уста невежеству»- в первый раз слышу. -Батюшка, мы вот о новомучениках, сегодня, и исповедников вспоминаем. Как сохранить живую связь с ними, с такими людьми, как иеромонах Серафим Орлов? -А дело все в том, что они как раз нам это передали, они прошли эти испытания, именно взирая на Господа: «Призови Господа выну пред очми моими Господь есмь». То-есть всегда помни, как батюшка мой: «А Бог-То?!». И вот серафимовское это в тоже самое время: «От Меня это было»? И то, что сказал Господь Апостолу Петру? Именно это, оно- то в жизни и бывает, мы даже пересматриваем те же произведения, классику, потом уже по- новому смотрим на них.

http://radonezh.ru/text/dve-knigi-khrist...

«В храм — на собаках». Уникальная жизнь верующих «на самом краю» России Наталия Федотова Источник: РИА Новости Фото из архива священника Владимира Зимонова      В поселок Эвенск забредают медведи, местные жители ездят на собаках, а на праздники одеваются в национальные одежды из оленьих шкур. В каких условиях совершаются православные богослужения в храме на Крайнем Северо-Востоке страны и чем компенсируется отсутствие благ цивилизации — в материале РИА Новости. Равнение на каюра " Первое время было необычно видеть вездеходы на гусеничной тяге — возникали ассоциации с фильмами про войну. Правда, более распространенный здесь транспорт — это различные УАЗы и мотоциклы " Урал " . А самое экстравагантное, безусловно, — собачья упряжка " , — рассказывает священник Владимир Зимонов, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского в поселке Эвенск Магаданской области. Собачья упряжка. Фото из архива священника Владимира Зимонова      От двух до четырех пар собак, специальные сани — нарты, каюр — на первый взгляд экзотика для туристов. Но для человека, живущего здесь, это не развлечение, а функциональное решение многих вопросов, связанных с доставкой необходимых грузов. " И от того, насколько хорошо налажено взаимодействие человека и животных, зависит качество выполнения поставленной задачи " , — поясняет отец Владимир. На одного жителя Северо-Эвенского района приходится почти 40 квадратных километров. Не то, что в Подмосковье, где учился отец Владимир. Он окончил Николо-Угрешскую семинарию, магистратуру и два года назад по программе распределения выпускников духовных учебных заведений приехал в один из удаленных приходов страны на берегу Шелехова залива Охотского моря. Тут по поселку гуляют медведи, и снег можно увидеть даже летом. Медвежонок в поселке Эвенск. Фото из архива священника Владимира Зимонова      Старик в звериных шкурах " Почти сразу после прибытия в Эвенск, осматривая храмовые помещения, я обратил внимание на странного старика в малахае (зимний головной убор местных народов. — Прим. ред.) и меховой обуви. Мы разговорились " , — вспоминает настоятель Серафимовского храма.

http://pravoslavie.ru/114171.html

— Сейчас подойдет машина, — деловым тоном сообщил мне Арий Михайлович. — На ней только что приехал в лагерь Константин. Она подбросит тебя до станции. Будь здоров. На следующий день по прибытии в лавру я отправился на исповедь к отцу Кириллу. По обыкновению он исповедовал в Серафимовском приделе Трапезного храма. Выслушав начало моего рассказа, старец прервал меня: — Э-э-э… разговор у нас с тобой будет длинный. После службы приходи ко мне в келью. И в самом деле, исповедь моя затянулась до полуночи. — Да… — сказал наконец старец, — один, значит, Бог… Саваоф, Зевс, Перун — все едино. Православные и язычники, все скопом… Это почище экуменизма Отдела внешних церковных сношений. А ведь будет так, брат мой. Соорудят в Москве храм единому Богу, только Богу ли… Вот они, новые козни диавола! Не получается открыто против Бога — именами прикроемся — и вроде бы и сатаны уже нет. Великая опасность тут кроется. Многие соблазнятся, особенно ученые люди… И «контактерство» очень опасно. Нового тут ничего нет. Отцы-пустынники все это на себе испытали. Но у них был опыт духовный, сила молитвы, трезвение ума. Не просто было бесам к ним подступиться, и то искушали. А здесь что? Младенческий ум, никакой духовной опоры и любопытство. Обращаться к могущественным силам, не зная их природы, не значит ли играть с огнем? От этого легко свихнуться или впасть в одержимость. Та несчастная, о которой ты говорил, — одержимая! Ишь чего захотела — ось земную сдвинуть! Мало ли бед мы уже натворили? Ядерную энергию на свободу выпустили. А тут сила помогущественнее! И страшно то, что по команде все делается. Сказали ей: «Сдвигай ось», и сдвинула бы, если бы силенки хватило. А кто сказал? И нужно ли сдвигать-то? Многое уже надвигали… А ты тоже хорош. Вырвался на свободу! Для свободы духовно созреть нужно. Вот теперь замаливай свои грехи! И не оправдывайся! Сам попустил соблазну войти в свое сердце. А что теперь с девицей той будет? Об этом ты подумал? Так вот, выход я вижу только один: каждый день ты за нее молиться должен, каждый день! Это крест твой, и всю жизнь отныне тебе его нести! Знай, от молитвы твоей теперь ее спасение зависит, о твоем спасении я уж не говорю.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Представлен старинный колокол, свидетель блокады января 2024 Памятная церемония в преддверии 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады прошла в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа " Старая Деревня " 18 января. Был представлен отреставрированный очепный колокол XVI внка - редкий исторический памятник, который был свидетелем тяжелых блокадных лет. " Мы начинаем сегодня музейный марафон, посвященный памятной дате. День прорыва блокады мы отмечаем ударом поминального колокола. Здесь рядом Серафимовское кладбище, где похоронено около ста тысяч жителей осажденного города. Этот колокол был создан для поминовения - об этом можно прочитать на сохранившейся надписи на оплечье. Музейные предметы - это вещи, вынутые из контекста, но у них есть символические функции, иногда более важные, чем когда их создавали " , - сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Очепные колокола - наиболее древние на Руси. Они звенят посредством раскачивания с помощью скрепленного приспособления - очепа - при свободном положении языка. Представленный колокол изготовлен в 1551 году и соотносится с работами псковских мастеров. На нем сохранилась надпись вязью " Лет 1551 со[строил] колокол сей ондрей хлопов помянути григория онусья матфея " . Вероятно, это был вклад представителя рода коломенских помещиков Хлоповых в один из монастырей на помин душ родственников. Колокол прошел реставрацию в 2011 году, когда его очистили от вредных окислов с консервацией естественной патины. Спустя десять лет завершилась реставрация деревянных частей колокола: были удалены поверхностные загрязнения, изготовлена надежная подставка. Впервые он был представлен на выставке " Сияние и слава. Искусство Русской Православной Церкви " в центре " Эрмитаж Амстердам " . Сейчас он будет выставляться вместе с коллекцией русских икон на маршруте открытого хранения РХЦ " Старая Деревня " . " Колокола имели большое значение в жизни средневекового общества, - рассказала главный хранитель музейной коллекции Эрмитажа Светлана Адаксина. - Они объявляли о свадьбах, похоронах, военных происшествиях, призывали на молитву, объявляли время. В Эрмитаже есть коллекция колоколов - от маленьких валдайских колокольчиков, до больших. Этот оказался интересным и уникальным в контексте сегодняшнего дня, поскольку сам о себе напомнил именно в январе. В документах обнаружилась надпись: " взят для объявления сигнала воздушной тревоги в Музей этнографии " . Это запись начала войны " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Должен сделать одно примечание к свидетельству Соболевского. Всего один раз, но мне удалось — это было в 1942 году — посетить лагерь военнопленных. Это был офицерский лагерь, расположенный около Бад-Киссингена. В нем содержалось около трех тысяч советских командиров, главным образом молодых лейтенантов, но были и штаб-офицеры — в особом здании (изолированно от всех в этом лагере находился сын Сталина — Яков). Можно представить себе мое удивление, когда среди этих советских офицеров, родившихся после Октября, сразу же организовался церковный хор, спевший без нот всю литургию. Приблизительно половина пленных захотели принять участие в церковной службе, общей исповеди и причастились Святых Таин. В этой поездке меня сопровождал отец Александр Киселев, позднее настоятель Святого Серафимовского храма в Нью-Йорке. Мы остались под огромным впечатлением от этой встречи с несчастными, раздавленными и войной, и лишениями, и унижениями русскими людьми. По возвращении в Берлин я был немедленно вызван на допрос в гестапо, которое оказалось взволновано самим фактом нашего посещения этого лагеря по приглашению комендатуры (здесь выявился один из характерных примеров разнобоя, даже борьбы, между разными ведомствами Германии в ту эпоху). Возможностей проникнуть в какой-либо лагерь более мне уже не представилось, и в гражданские лагеря «остовцев» тоже вход мне был закрыт. Но до начала 1943 года для меня и моих сотрудников была возможность проникать в лагеря словом Божьим, религиозными книжечками и листками. Через приходивших в наш храм обитателей лагерей и верующих переводчиков (которые иногда сами обращались за религиозной литературой), даже простой почтой, мы могли достигать словом Божьим русских людей и в лагерях, и даже на родине... Тысячи писем, иногда коллективных и подчас удивительно трогательных, мне засвидетельствовали о вере народа, о его жажде духовной. Этот драгоценный архив после обыска, произведенного у меня в начале 1943 года, частью был захвачен гестапо с моим миссионерским складом, а частью сгорел в моей квартире на Регенсбургер штрассе, 10-А. Несколько писем того времени как-то сохранились у меня. Это «человеческие документы». Вот письмо трех неизвестных девушек, написавших мне из лагеря Галле. Не знаю, как они узнали о том, что у меня сгорела квартира. Кто-то, очевидно из Берлина, им написал об этом, и вот они решили мне, неизвестному священнику, написать сочувственное письмо. Милосердная отзывчивость русской души!

http://pravoslavie.ru/2675.html

Так появились книги «Время не ждет» — материалы к жизнеописанию отца Василия, и «Мысли о России» — материалы к его духовному наследию. Но эти книги — лишь прикосновение к жизни и наследию отца Василия. Я уверена, что его наследие будет тщательно изучаться, ведь он не зря называл себя практиком жизни. Особенно важно в наше время все то, что он говорил о России, об уроках нашей трагической истории. До встречи с ним я историю не любила, считала ее набором событий. А батюшка нам дал понимание духовных основ как жизни человека и государства. Слава Богу, что интерес к его наследию растет. Студенты московских и петербургских духовных школ пишут работы по его наследию, изучают его опыт — я это знаю, потому что ко мне обращались по этому вопросу». Все прошедшие годы прихожане Серафимовского храма до или после службы стараются прийти на могилу к батюшке; священники, не только «серафимовские», но и из других приходов, часто служат там панихиды. Кажется, не бывает времени, по крайней мере днем, когда место последнего приюта батюшки Василия пустует. «Батюшка многих питал собой — своей душой, своей верой… — говорит Вячеслав Римша. — Когда такие личности уходят, брешь образуется, этот пробел заполнить очень трудно, требуются все духовные силы. Многих священников мне довелось повидать: видел умных, видел добрых, а такого, как батюшка, не видел никогда. Он был и не «умный», и не «добрый», тут совсем другое… Для нас жизнь без батюшки — как экзамен, приходится показывать, чему ты научился». Рейтинг: 10 Голосов: 278 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Марина 17 ноября 2017, 09:56 Я узнала об отце Василии Ермакове из нескольких фильмов и передач на канале " Спас " . Батюшки уже не было в живых. Но душа его жива, и свет ее согревает всех нас! Царствие ему Небесное! Огромное спасибо за публикацию. Спаси Господи! Олег 16 ноября 2017, 22:53 Спаси, Господи! тамара 16 ноября 2017, 22:21 Батюшке Василию Царствие Небесное и вечная память. Галина Носова 16 ноября 2017, 20:33

http://pravoslavie.ru/108224.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010