сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Для чего нужны скорби? Только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему. (Иудифь, 8:27). Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его. ( Прем. 2:19 ). Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает. ( Рим. 5:3–5 ). Без муки нет и науки. Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу. Золото не золото, не побывав под молотом. Русские пословицы. Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается чрез страдание и печаль. Преподобный Фалассий (VII век). Как счастье возносит, так беда смиряет и в познание себя приводит человека. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Прискорбный случай разумному подает воспоминание о Боге; того же, кто забывает о Боге соразмерно с тем огорчает. Смотри на исход всякой невольной скорби, и найдешь в ней отъятие грехов. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Неудобства в здешней жизни некоторым образом необходимы: откуда можно узнать, насколько преуспел ты в надежде на Бога, если всё сбывается по твоему желанию? Откуда будет известно, что ты любишь нищету, если изобилуешь богатством? Откуда узнаешь, что имеешь мужество переносить бесчестие, зависть человеческую, если проводишь свою жизнь в радости без всяких ограничений? Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715). Ничто столько не располагает души к любомудрию, как скорбь. Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Необходимо ли наказывать ребенка? Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. ( Притч. 29:17 ). Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его. ( Сир. 30:12–13 ). Много учен, а недосечен. Не побивши, не выучишь. Русские пословицы. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом, чтобы пресечь беспечность юности. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Возможно ли получить хорошего человека из того ученика, которого не наказывали?.. Диавол всех слуг своих по головке гладит: только иди, мол, моим широким путем, зато после вдоволь накормлю всякою теснотою, особенно в аду. А Господь как ведет к Царствию Небесному? Путем тесным и шероховатым. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его ( Притч. 19, 18 ). Наказывай – значит, учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Притч. 29:17 )… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешения им, чтобы сберечь сие в поощрение и в награду их послушанию или успехам в полезном учении… Наконец, Евангелие, которое вообще вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Св. Апостол Павел пишет: отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господни ( Еф. 6:4 ). И в другом послании: отцы не раздражайте чад ваших, да не унывают ( Кол. 3:21 )… Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском более свободолюбивой кротости, естественно, рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое? Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению св. Апостола Петра: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного ( Гал. 4:1–2 ). Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Таким же образом, самое лучшее в русской православной церкви за границей всегда сопротивлялось " левому " и " правому " , оставаясь церковью, выше человеческой политики и национализма. Как таковое, самое лучшее в РПЦЗ всегда было мессианским. Обязанностью РПЦЗ является нести во все концы мира послание церкви, новомучеников и исповедников русских земель, которые, в свою очередь, подтверждают послание древних мучеников и исповедников европейских земель - святых первого тысячелетия. Так второе тысячелетие подтверждает первое, чтобы противостоять третьему. Сегодняшний Восток подтверждает вчерашний Запад, чтобы противостоять атеистическому завтра. На втором всезарубежном соборе русской православной церкви за границей в 1938 году, когда впервые был поднят вопрос о канонизации царственных мучеников, святитель Иоанн Шанхайский сказал: " Русским за границей было даровано сиять светом православия по всему миру, чтобы другие народы, видя их благие дела, могли прославить нашего Отца, сущего на Небесах, и таким образом русские получат спасение " . Возможно, святитель Иоанн имел в виду слова апостола Луки: " Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово " (Деян. 8, 4). Позднее он также предсказывал: " Православие возродится на Западе. Православие будет в Великобритании и Ирландии, во Франции и Германии, в Голландии и Испании и в Америке тоже. Святое православие будет у каждого народа и на всех языках. Это обязанность, возложенная на нашу русскую иммиграцию для нашего покаяния " . В своем окружном послании в 1953 году митрополит Анастасий продолжил слова святителя Иоанна, объявив: " Господь допустил православным быть рассеянными по всему миру, чтобы провозгласить Истинную православную веру всем народам и подготовить мир ко второму пришествию Христову " . Будущее русской церкви за границей - в продолжении выполнения великой задачи, которое было так жестоко прервано в 1917 году. Сейчас, в начале процесса воскресения, русская церковь в России тоже начала выполнение этой задачи, спустя десятилетия, когда она могла лишь выживать. Теперь мы вместе, наши силы удвоились в возросшей русской православной церкви за границей, продолжение великой задачи и миссии, воплощение децентрализованной святой Руси во всем мире, распространение по всему миру подлинного, чистого русского православия, вера святого Серафима Саровского, вера святого Иоанна Кронштадского, вера новомучеников, вера святой Матроны - Матронушки, вера святого Иоанна Шанхайского, а не увядшая вера поверхностных академиков и находящихся под влиянием протестантизма, идущих на компромиссы псевдоправославных модернистов - это вера всей нашей церкви, действующая как камни лестницы, на которую может подняться все человечество. " Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах " (Лк. 24, 46-47).

http://pravoslavie.ru/53825.html

Хозяин изумленно слушал молитву молодого духовника ко Господу о его грехах, и она так ошеломила его, что он раскаялся и начал совсем иную жизнь. Таких примеров в жизни духовника было множество, и когда его спрашивали, как преобразовывается человек, он отвечал: «Когда ко мне приходит обремененный грехами человек, который не видит свои проступки и не сожалеет о них, я стараюсь вникнуть в его духовный мир, исходя из той мысли, что мы плоть от плоти и кровь от крови друг друга. Я начинаю покаянную молитву за него и за себя, и этот человек начинает постепенно преобразовываться по Божией милости». Я надеюсь, что, несмотря на многочисленные проблемы, Грузия вынесет испытание времени и заступничеством Пресвятой Богородицы в нашей стране всегда будет торжествовать дух, славящий Господа. Паства Церкви Господней! Помните, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного... дабы нам получить усыновление... Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Так радуйтесь, мои любимые духовные дети: грузины, абхазы, осетины, греки, русские, езиды, удины, армяне, азербайджанцы – все дети святой Православной Церкви Грузии; радуйтесь, любящие Господа, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). В знак вашей верности Ему встречайте Его с зажженными свечами, надеждой и любовью приветствуйте! С любовью молящийся за вас Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II Пасхальные послания святейшего и блаженнейшего Илии II, католикоса-патриарха всея Грузии Богоизбранным преосвященным митрополитам, архиепископам, епископам, пастырям, честному иночеству и всем благословенным чадам Автокефальной Святой грузинской Православной Апостольской Церкви, живущим в Грузии, и соотечественникам, живущим вне пределов нашей родины 1978 Дорогие и возлюбленные во Христе Иисусе богомудрые архипастыри, пастыри, диаконы, оставившие мирскую суету честные иноки и инокини, по крови и по духу братья и сестры – чада Грузинской Апостольской Церкви, живущие в уделе Пресвятой Богородицы – благословенной Иверии и за пределами нашего отечества, приветствую вас и поздравляю с великим и радостным праздником, с торжеством из торжеств, с Пасхой вечной и спасительной и возглашаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя в Царстве Небесном много обителей, все они находятся внутри него. За пределами Царства – геенна огненная. Промежуточного состояния между Царством Божиим и геенной Исаак не признает: …Предмет созерцания 1039 для всех один, и место одно, и кроме этих двух состояний нет иной промежуточной степени. Я имею в виду одну степень высшую, а другую низшую, между же ними разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо – а оно поистине справедливо! – то что может быть бессмысленнее и неразумнее таких слов: «Достаточно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царствие, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое – войти в Царство, равно как лишиться Царства – значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Когда придет Сын человеческий в славе Своей… Он поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую… 1040 Не понял ли ты из этого, что состояние, противоположное высшей степени, и есть та мучительная геенна? 1041 Что представляют собой рай и ад в понимании Исаака? Райское блаженство, говорит он, заключается в приобщении человека к любви Божией, которая есть «древо жизни» и «хлеб небесный», то есть сам Бог: Рай есть любовь Божия, в которой – наслаждение всеми блаженствами. Там блаженный Павел напитался сверхъестественной пищей, и, когда вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его 1042 . От древа сего был отстранен Адам диавольским советом. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам… Пока не обретем любовь, делание наше – на земле терний… А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным… Небесный же хлеб есть Христос, сшедший с небес и дающий жизнь миру… 1043 Итак, живущий по любви пожинает жизнь от Бога, и в этом еще мире… обоняет воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные в воскресении 1044 . Гееннское мучение, напротив, заключается в невозможности приобщиться к любви Божией. Последнее не означает того, что грешники в геенне лишены любви Божией. Совсем напротив, любовь даруется всем одинаково – и праведникам и грешникам. Но для первых она становится источником радости и блаженства в раю, для вторых – источником мучения в геенне:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Чрез несколько времени умнакские алеуты, приехав к нему в гости, увидели знакомые им вещи на одном мальчике и узнали чрез свою родницу, что эти вещи привез муж ее с моря. Расспросив все обстоятельства и, узнав об участи своих земляков, они, не сказав никому ни слова о том, что узнали эти вещи, уехали домой. Чрез несколько времени они опять приехали в гости к своему зятю и привезли ему в гостинцы парку самую нарядную. Выбрав удобное время, призывают к себе в барабору зятя их с женою и сыном, и дарят ему эту парку. Тот, не подозревая ничего, начал надевать ее на себя; но так как воротник у ней с намерением был сделан уже и несколько зашнурован, то он не мог скоро надеть ее. И в это самое время умнакцы, захвати его в парке, убили, но, впрочем, по долгом сопротивлении, потому что он был очень силен, и вместе с ним убили и сына его, который также по силам своим защищал отца своего. Сделав это, они тотчас уехали домой, взяв с собою свою родницу. Убитый же имел у себя родного брата-бойца, который в это время был в отлучке. По приезде своем тот, узнав об этом, положил намерение отомстить за смерть своего любимого брата, которого он так любил, что, сделав деревянную статую, похожую на него, одел ее паркою и держал у себя в каморе в память его. Спустя довольно долго времени он объявляет: что хочет ехать в поход на кадьякцев, – и к нему как храброму, много собралось охотников. Он объявляет об этом же и умнакским алеутам, из коих также весьма многие приняли его предложение. Местом сборища назначен был остров Тигалда, подле самого нынешнего селения. Но истинное намерение его было то, чтобы заманить умнакцев и убить их также изменнически. Это намерение его знали и его сообщники. И когда умнакцы приехали на Тигалду и расположились лагерем по берегу, тогда, по данному – условному знаку от предводителя, на них напали со всех сторон и убили всех до одного. И хотя умнакские алеуты узнали об участи своих земляков, но отмстить уже не успели, потому что пришли русские. Внешние войны алеутов были с аглегмютами и прочими жителями северной стороны Аляксы, особенно же с кадьякцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Это ли не Торжество Православия?! Ободритесь малодушные, соберитесь с силами растерянные, соединитесь воедино рассеянные, утрите слезы плачущие, замолчите не знающие правды, вразумитесь бесчинные... Не бойтесь, русские люди, - Суд Божий вершится над нашим возлюбленным Отечеством! Услышите, родные мои, исполненный неизреченной Любви глас Того, с именем Которого наши славные предшественники жили и умирали, боролись и побеждали: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Россия - не Содом, где даже и десяти праведников не нашлось. Миллионы православных шли и идут за Христом на Голгофу! И сегодня, в последние времена, несмотря на весь смрад и ужас, казалось бы, повсеместно господствующего зла, лицемерия, лжи, стяжательства, измены, трусости, духовного распада и нравственного растления, без всякого сомнения, есть еще на Руси отважные воины Христовы, способные насмерть встать на защиту православных русских святынь, осуществить Божий замысел о России, восстановить попранное и, запечатлев своей кровью верность Спасителю, с честью завершить трагическую и героическую Русскую историю. Нас, Русских, можно обмануть, предать, ограбить, оклеветать, покалечить, даже убить. Но победить Русских невозможно. И не из-за нашей этнической «исключительности», а потому, что мы с Тем, Кто сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). «Вы опытны, изворотливы и хитры, - властно обличает и предупреждает «творцов катаклизмов» митрополит Иоанн. - Вы знаете, что всякий народ - это дитя. Русский же народ, сверх того - дитя доверчивое, доброе и простосердечное. Вы дурачите его сказками о «народовластии», мутите его разум с помощью «средств массовой дезинформации», вымогаете - ложью и лестью - на всяких «выборах» и «референдумах» его согласие на собственную смерть, предлагая оказать вам доверие и одобрить вашу подлую, безнравственную политику уничтожения России. Вы - в который уже раз - надеетесь обмануть всех и вся, но... «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10, 21). Так поучал учеников Своих Иисус Христос, свидетельствуя о том, что великое сокровище истинной духовной и необоримой веры дано будет тем, кто младенчествует злобой и завистью, коварством и лицемерием. Да будет так! И свершится тогда над народом русским древнее пророчество, гласящее: «Не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» (Ис. 41, 10-11). Пусть же свершится на нас воля Божия - всеблагая и всесовершенная...»

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Из сказанного понятным становится, почему русские архиереи не проявили, по собственной инициативе, никакого противодействия униатским затеям своего митрополита. Они видели в Исидоре человека, облеченного властью над ними самим вселенским константинопольским патриархом, видели в нем не только человека умного и сведущего во всех делать церковных, но и человека широко образованного, каким и был в действительности Исидор, уже ранее знакомый и находившийся в переписке с тогдашними итальянскими гуманистами, к которым он примыкал по своему умственному направлению и симпатиям, и не придававший, поэтому, особого значения вероисповедным разностям между католиками и православными. Бороться с таким человеком, за которым стояли цареградский патриарх и сам император, русские архиереи не могли и думать, а потому они пассивно-беспрепословно оказывали ему привычное повиновение, не решаясь восстать против него даже и тогда, когда он открыто стал вводить у нас унию. И только когда против него вооружился великий князь, бывшие в это время в Москве архиереи, по выражению летописи, «возбудишася», они «воспомянувши и разумеша законы греческия прежния», стали теперь обличать Исидора и называть его еретиком. Великий князь, замечает летопись, «возрадовался о согласии епископов» действовать с ним заодно против Исидора. Очевидно, великий князь сильно опасался, как бы русские епископы, при своей инертности, пассивности и трусливости, не остались в этом деле верны старому, привычному для них авторитету митрополита и не стали на его сторону против князя. К счастью этого не случилось; русские архиереи проснулись, или были разбужены, еще вовремя. Наступает, затем, в нашей истории такой период, когда русские митрополиты избираются уже только из русских, – греки совсем перестают принимать какое-либо непосредственное участие в наших церковных делах. Русские архиереи, теперь представленные самим себе, могли свободно проявлять свое национальное церковное творчество и самодеятельность. Этого однако не случилось, так как у русских архиереев не было нужных для творчества сил и средств: русские епископы были по-прежнему некнижны и во всем пассивны, а потому по-прежнему продолжали жить только заимствованным чужим, и по-прежнему желали опираться в церковных делах на чей-либо сторонний авторитет, подчиняться какому-либо стороннему водительству. Этот авторитет, высший руководитель епископов в решении церковных дел, скоро и явился в лице великих князей, а потом царей московских, которые, как знатоки церковных дел, считали одной из своих главных обязанностей наблюдать за течением всей церковной жизни, направлять ее по своему усмотрению, давать церковным делам то или другое решение, при чем архиереям приходилось только одобрять и исполнять царские повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Из сказанного понятным становится, почему русские архиереи не проявили, по собственной инициативе, никакого противодействия униатским затеям своего митрополита. Они видели в Исидоре человека, облеченного властью над ними самим вселенским Константинопольским патриархом, видели в нем не только человека умного и сведущего во всех делах церковных, но и человека широко образованного, каким и был в действительности Исидор, уже ранее знакомый и находившийся в переписке с тогдашними итальянскими гуманистами, к которым он примыкал по своему умственному направлению и симпатиям, и не придававший, поэтому, особого значения вероисповедным разностям между католиками и православными. Бороться с таким человеком, за которым стояли цареградский патриарх и сам император, русские архиереи не могли и думать, а потому они пассивно беспрекословно оказывали ему привычное повиновение, не решаясь восстать против него даже и тогда, когда он открыто стал вводить у нас унию. И только когда против него вооружился великий князь, бывшие в это время в Москве архиереи, по выражению летописи, „возбудишася“, они, „воспомянувши и разумеша законы греческие прежние», стали теперь обличать Исидора и называть его еретиком. Великий князь, замечает летопись, „возрадовася о согласии епископов» действовать с ним заодно против Исидора. Очевидно, великий князь сильно опасался, как бы русские епископы, при своей инертности, пассивности и трусливости, не остались в этом деле верны старому, привычному для них авторитету митрополита и не стали на его сторону против князя. К счастью этого не случилось; русские архиереи проснулись, или были разбужены, еще вовремя. Наступает, затем, в нашей истории такой период, когда русские митрополиты избираются уже только из русских, – греки совсем перестают принимать какое-либо непосредственное участие в наших церковных делах. Русские архиереи, теперь представленные самим себе, могли свободно проявлять свое национальное церковное творчество и самодеятельность. Этого однако не случилось, так как у русских архиереев не было нужных для творчества сил и средств: русские епископы были по-прежнему не книжны и во всем пассивны, а потому по-прежнему продолжали жить только заимствованным чужим, и по-прежнему желали опираться в церковных делах на чей-либо сторонний авторитет, подчиняться какому-либо стороннему вредительству. Этот авторитет, высший руководитель епископов в решении церковных дел, скоро и явился в лице великих князей, а потом царей московских, которые, как знатоки церковных дел, считали одной из своих главных обязанностей наблюдать за течением всей церковной жизни, направлять ее по своему усмотрению, давать церковным делам то или другое решение, при чем архиереям приходилось иногда, даже вопреки своей совести и убеждению, только одобрять и исполнять царские решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Распоряжение это оказалось глубоко прозорливым, ибо неприятельская эскадра, во много раз более сильная, летом 1855 года снова подошла к Петропавловску. Увидев Петропавловск безлюдным и получив сведения о том, куда ушли русские, эскадра направилась в погоню. Пройдя через пролив Лаперуза в Ниппонское море, англо-французский флот – шесть больших боевых фрегатов – встретился с русским флотом, состоявшим из тех же «Авроры» и «Двины», двух небольших пароходов: «Иртыш» и «Байкал», корвета и маленького катера. Русский флот стоял в заливе Де-Кастри южнее того места, где пролив Невельского максимально узок. Русские уже готовились к неравному смертельному бою, Завойко готовился к затоплению своих кораблей, когда 27 мая 1855 года внезапно густой туман покрыл море. Под его покровом русские проделали замечательно хитрый маневр, рассчитанный на невежественность англо-французов. Хотя русский город Николаевск-на-Амуре существовал уже в течение двух лет и русские давно знали о существовании пролива Невельского, отделяющего Сахалин от материка (пролив этот был указан даже на карте Крашенинникова в 1743 году), но на западноевропейских картах Сахалин продолжали изображать как полуостров, а о существовании пролива не знал никто в англо-французском флоте. В густом, непроницаемом тумане русские прошли по проливу и скрылись в гавани Николаевска. Союзники же были несказанно изумлены, когда после исчезновения тумана не увидели перед собой русских. Распустив пары, неприятельский флот бросился к проливу Лаперуза, думая, что русские скрылись в этом направлении. Вскоре они оставили свои тщетные поиски. Ниже привожу статью к поэме Семенова, помещенную в журнале «Литературные приложения к журналу «Нива» за 1896 год (август)» – «Петропавловск-Камчатский». «Говоря о войне 1854 года, все и всегда подразумевают осаду Севастополя. Перед величием этой кровавой эпопеи совершенно теряются другие, более мелкие эпизоды тогдашней войны. Между тем Петропавловский бой, а затем снятие Петропавловского порта и перенесение его на Амур представляют собою одну из славных страниц в истории русского флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010