Поддерживаемое властями движение обновленчества имело целью вытеснение Православия спекулятивной организацией, сохраняющей лишь видимость церковности, и, по существу, лишенной благодати церковных таинств, не говоря уже о лояльности по отношению к новой власти. А удар в отношении митрополита Вениамина был частью рассчитанной политики уничтожения Русской Православной Церкви. Патриарх Тихон должен был лишиться одного из самых главных своих помощников. Необоснованность и провокационный характер действий властей в Петрограде осознавалась даже в рабочей среде. Изъятие богослужебных предметов сопровождалось волнениями. В церкви Путиловского завода, например, рабочие не позволили произвести изъятие. В других приходах при появлении советской комиссии ударяли в набат, созывая верующих оказать сопротивление. Симпатии людей были явно на стороне законной церковной власти. Однако в те годы принцип народного волеизъявления использовался большевистским ЦК весьма избирательно… Выдержанное поведение митрополита Вениамина во время судебного слушания, его удивительное терпение до самой последней минуты, когда в кратком слове он выразил отношение к происходящему, сами по себе служили опровержением клеветы. Обвинительный приговор он принял смиренно, как Крест, соединяющий его со Спасителем. Допрос митрополита Вениамина ( Из книги «Дело» митрополита Вениамина « . М.: Студия «ТРИТЭ»-«Российский Архив», 1991. 95 с. ) Первый и часть второго дня процесса были уделены обычным формальностям. Много времени заняло чтение обвинительного акта, напечатанного на 70 с лишним страницах. Между прочим, было заслушано письменное заявление протоиерея Введенского о том, что он по болезни лишен в течение нескольких дней возможности присутствовать на процессе. На поочередном допросе о виновности все подсудимые заявляют: – Нет, не виновен. Лишь благочинный девятого округа протоиерей М. Ф. Союзов признал себя виновным в частичном распространении воззвания митрополита, а бывший красноармеец Семенов — в сопротивлении при аресте.

http://pravmir.ru/semya-cerkvi-svyashhen...

Ночь с 19 на 20 января прошла в Лавре спокойно. Утром митрополита Вениамина посетили депутации от рабочих Стеклянного и Фарфорового заводов, выразившие готовность защищать до последней возможности имущество Лавры. Позже с подобным предложением явились рабочие Экспедиции заготовления государственных бумаг. Тяжело раненный 19 января протоиерей Петр Скипетров в тот же вечер скончался в лазарете, не приходя в сознание. Митрополит Вениамин в сопровождении лишь одного иеромонаха навестил своего верного пастыря, благословил его, распорядился призвать священника для приобщения умирающего. Днем 20 января он совершил панихиду у гроба о. Петра на его квартире вместе с епископом Артемием. По распоряжению Петроградского архипастыря заупокойные моления «об убиенном за веру православную рабе Божием протоиерее Петре» возносились во всех храмах столицы. Назначенные еще накануне событий 19 января на ближайшее воскресенье крестные ходы в Александро-Невскую Лавру до последнего момента оставались под угрозой запрета. Петроградцы только что пережили шок от расстрела 5 января мирной демонстрации в защиту Учредительного Собрания. В субботу 20 января митрополит Вениамин разослал по храмам такое распоряжение: «Крестные ходы не отменяются, прибыть в лавру к 1 ч. дня. Если на пути крестных ходов встретится вооруженное препятствие, то тут и остановиться, отслужить молебен, если по обстоятельствам можно будет тут отслужить его, и вернуться обратно по домам. Если о.о. настоятелями церквей заранее будет получена телефонограмма о запрещении крестных ходов, то огласить ее богомольцам и спросить их, идти или не идти с крестным ходом, и как они решат, так и поступить. Осведомив народ о цели крестного хода и подчеркнув, что мы совершаем его в целях только религиозных, следует крепко внушить народу идти с Богом, в мире, спокойствии и кротости, никак не реагируя на задирания толпы» 665 . Молящиеся в храмах столицы общими исповедями уже готовились к смерти за поругаемые святыни, когда В.Д. Бонч-Бруевич как председатель чрезвычайной комиссии по охране города Петрограда оповестил горожан, что «крестные ходы, конечно, никем не запрещаются. Ответственность за порядок в самых крестных ходах возлагается на митрополита петроградского и на все приходское духовенство, которое устраивает эти крестные ходы». При этом он даже отдал приказ «немедленно арестовывать всех тех, кто обнаружит намерение мешать крестным ходам» и сейчас же доставлять в Смольный, в комнату 75, для предания их революционному суду 666 . Но такая забота советской власти об интересах верующих была лишь фиговым листком. Ведь ни А.М. Коллонтай, ни П.Е. Дыбенко не лишились должностей за самоуправство, равно как и приказа о «реквизиции» Александро-Невской лавры никто не отменил. Более того, 23 января был опубликован «Декрет об отделении церкви от государства», принятый СНК именно в той редакции, против которой протестовал митрополит Вениамин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Приблизительно в это же время (в мае-июне 1921 г.) я получил пакет от Петроградского митрополита Вениамина со следующими важными бумагами: 1) основной, важнейший документ — указ Патриарха Тихона на мое имя об утверждении меня в должности архиерея, управляющего Русской Церковью в Западной Европе; 2) копия этого указа, адресованная на имя Финляндского архиепископа Серафима, и 3) собственноручное письмо митрополита Вениамина — мне. Привожу текст этих документов. 1) Преосвященному Евлогию, Архиепископу Волынскому и Житомирскому. По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали: письмо Преосвященного Финляндского, от 5 марта сего года, по ходатайству настоятеля церкви при Российском Посольстве в Париже протоиерея Иакова Смирнова о преподании указания по поводу постановления Высшего Русского Церковного Управления за границей о назначении Вашего Преосвященства управляющим, на правах епархиального архиерея, всеми заграничными русскими церквами в Западной Европе. ПОСТАНОВЛЕНО: Ввиду состоявшегося постановления Высшего Русского Церковного Управления за границей считать православные русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Вашего Преосвященства, и имя Ваше должно возноситься за богослужением в названных храмах, взамен имени Преосвященного Митрополита Петроградского, о чем и уведомить Преосвященного Митрополита Петроградского, Ваше Преосвященство и Архиепископа Финляндского. 26 марта — 8 апреля 1921 г. Член Священного Синода М.Евсевий. Делопроизводитель Самуилов. 2) Преосвященному Серафиму, Архиепископу Финляндскому и Выборгскому. По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали: письмо Вашего Преосвященства, от 5 марта сего года, по ходатайству настоятеля церкви при Российском посольстве в Париже протоиерея Иакова Смирнова о преподании указаний по поводу постановления Высшего Русского Церковного Управления за границей о назначении Преосвященного Волынского Евлогия управляющим, на правах епархиального архиерея, всеми заграничными русскими церквами в Западной Европе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Приблизительно в это же время (в мае–июне 1921 г.) я получил пакет от Петроградского митрополита Вениамина [  ] со следующими важными бумагами: 1) основной, важнейший документ — указ Патриарха Тихона на мое имя об утверждении меня в должности архиерея, управляющего Русской Церковью в Западной Европе; 2) копия этого указа, адресованная на имя Финляндского архиепископа Серафима, и 3) собственноручное письмо митрополита Вениамина — мне. Привожу текст этих документов. 1) Преосвященному Евлогию, Архиепископу Волынскому и Житомирскому. По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали: письмо Преосвященного Финляндского, от 5 марта сего года, по ходатайству настоятеля церкви при Российском Посольстве в Париже протоиерея Иакова Смирнова о преподании указания по поводу постановления Высшего Русского Церковного Управления за границей о назначении Вашего Преосвященства управляющим, на правах епархиального архиерея, всеми заграничными русскими церквами в Западной Европе. ПОСТАНОВЛЕНО: Ввиду состоявшегося постановления Высшего Русского Церковного Управления за границей считать православные русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Вашего Преосвященства, и имя Ваше должно возноситься за богослужением в названных храмах, взамен имени Преосвященного Митрополита Петроградского, о чем и уведомить Преосвященного Митрополита Петроградского, Ваше Преосвященство и Архиепископа Финляндского. 26 марта — 8 апреля 1921 г. 423. Член Священного Синода М.Евсевий. Делопроизводитель Самуилов. 2) Преосвященному Серафиму, Архиепископу Финляндскому и Выборгскому. По благословению Святейшего Патриарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в соединенном присутствии, слушали: письмо Вашего Преосвященства, от 5 марта сего года, по ходатайству настоятеля церкви при Российском посольстве в Париже протоиерея Иакова Смирнова о преподании указаний по поводу постановления Высшего Русского Церковного Управления за границей о назначении Преосвященного Волынского Евлогия управляющим, на правах епархиального архиерея, всеми заграничными русскими церквами в Западной Европе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Насильственное закрытие храмов при «государственных учреждениях» создавало проблему безработного духовенства. При митрополите Вениамине и Епископском совете было учреждено особое бюро, которое должно было собирать сведения о таких клириках и распределять их по большим приходам Петрограда на сверхштатные места 684 . Одним из своих постановлений мартовский съезд духовенства и мирян образовал особый епархиальный фонд для оказания экстренной помощи. «В распоряжение Митрополита Петроградского на пособие нуждающемуся духовенству» было ассигновано «еще 7000 рублей из Свечного завода к выдаваемым 3000 рублям». Материальная поддержка была оказана и Петроградской духовной академии, перевод которой по одному из большевистских декретов в комиссариат народного просвещения выразился прежде всего в том, что профессора перестали получать жалование. 15 марта благодарить участников съезда за предоставление ссуды Правлению академии и студентам-стипендиатам прибыл лично ее ректор епископ Ямбургский Анастасий 685 . Был положительно разрешен и вопрос об издании самостоятельного епархиального органа, причем съезд предусмотрел возможность «удешевленной, а может быть и бесплатной рассылки» его «беднейшим церквам Епархии» 686 . Издательское дело находилось в числе первоочередных забот митрополита Вениамина, и на выход в свет первых номеров «Петроградского церковно-епархиального вестника» владыка откликнулся таким воззванием: «Современные условия церковной жизни настойчиво требуют, чтобы все православные люди крепко объединялись друг с другом на почве своих церковных интересов. Для этого они прежде всего должны быть хорошо осведомлены о всех сторонах и явлениях церковной жизни в новых условиях ее существования, должны знать, как эта жизнь развивается и крепнет на местах, какими способами происходит ее организация и устроение. Могучим средством в деле такого сплочения православных людей является наш собственный церковный орган/.../, издание которого/.../было признано необходимым Съездом духовенства и мирян Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В день, когда митрополит Вениамин объявил протоиерея Введенского и двух других священников отпавшими от общения с Церковью, негодующий протоиерей направил рапорт главе ВЦУ епископу Антонину. Введенский изображал себя оклеветанным, а действия митрополита счел «подлежащими духовному суду». Первым на защиту «благодатных даров» бывшего царского полкового попа выступил Смольный. 30 мая «Петроградская правда» выходит с огромной шапкой на первой полосе: «Вениамин Петроградский раскладывает костер гражданской войны в стране, самозванно выступая против более близкой к народным низам части духовенства. Карающая рука пролетарского правосудия укажет ему его настоящее место!» Ниже, под рубрикой «Раскол в церкви» газета публикует митрополичье послание от 28 мая и «Открытое письмо митрополиту Вениамину» протоиерея А. Введенского . Показательно, что сам Введенский ссылается в нем на свою большую близость не к «народным низам», а к Святейшему Патриарху Тихону! Его аргументация такова: «...Вы, епископ, отлучаете священника за то, что он принял на себя поручение, данное ему самим патриархом. Трудно представить себе большую логическую нелепость». На другой день петроградская «Красная газета» поместила, также на первой полосе, документ под заголовком «Увольнение митрополита Вениамина», звучащий как приговор ревтрибунала: «Высшее церковное управление, всесторонне ознакомившись с посланием митрополита Вениамина, от 15 (28) мая с. г., усматривает в этом послании желание продолжать и впредь вовлечение церкви в политическую контрреволюционную борьбу. Принимая во внимание, что: 1) митрополит Вениамин и ранее делал призывы к мятежу против советской власти, что, между прочим, ярко выразилось в разосланном им по петроградским храмам в 1918 году обращении к казакам и солдатам, силою оружия свергнуть советскую власть; и в первом его послании по поводу изъятия ценностей на спасение голодающих, 2) что митрополит Вениамин вообще является крайне неустойчивым в своих церковных взглядах человеком, легко поддающимся влиянию окружающих его контрреволюционных элементов, и посему совершенно не способен занимать столь ответственный и высокий в церкви пост и 3) что помимо призыва к мятежу против советской власти в воззвании митрополита Вениамина, таким образом, заключается и желание разжечь общую церковную смуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строгий в посте и молитве монах, он был человеком сердечным и внимательным к чужой беде. Простой и искренний в своей проповеди, он излучал неподдельную любовь и тем располагал к себе паству. Когда после февральской революции в епархиях введено было выборное назначение епархиальных архиереев, святитель Вениамин был одним из немногих, кого избрали в спокойной обстановке единодушия и любви. Во многом это было следствием позиции святителя Вениамина, выступавшего за «свободу Церкви, которая должна быть чужда политики». В августе 1917 года он был возведен в сан митрополита и с еще большим рвением «полагал душу свою за овцы своя». В январе 1918 года был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и дан старт уничтожению Церкви и полному ее разорению. Митрополит Вениамин вместе с паствой активно сопротивлялся этому процессу. Однако положение становилось все тяжелее. Вслед за декретом начались аресты и расстрелы духовенства. Стали закрываться монастыри и церкви, уничтожались мощи, началось изъятие церковных ценностей. Это особенно тревожило митрополита, который настаивал не только на добровольном пожертвовании таковых (в 1922 году Петроград был объят голодом), но и на народном контроле над расходованием пожертвованного имущества. Петроградским властям действительно важнее было изъять церковные ценности без лишнего кровопролития и раздражения со стороны населения. Поэтому комиссия помощи голодающим активно контактировала с «Обществом объединенных Петроградских православных приходов», в работе которого принимал участие и митрополит Вениамин. Однако события и перемены в стране происходили с невероятной быстротой. Вчерашние договоренности с властями уже не имели силы. К тому же в марте 1922 года активизировалось движение за «обновление» Русской церкви. В Петроградского газете «Правда» была опубликована статья, подписанная организаторами обновленческого раскола. В ней патриарх Тихон и духовенство обвинялось в контрреволюционном заговоре против советской власти, в чинимых изъятию церковного имущества препятствиях. Уже спустя два месяца митрополит Вениамин был арестован. Его обвинили в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Вместе с ним к процессу были привлечены 86 человек, большинство из которых принадлежало Обществу Петроградских приходов. Процесс начался в июне 1922 года, а 5 июля суд вынес приговор.

http://foma.ru/imya-veniamin-simvol-lond...

Прочитав письмо митрополита Вениамина Петроградского, Ленин потребовал ускорить подготовку декрета Как бы там ни было, 11 декабря Совнарком образовал комиссию для подготовки декрета об отделении Церкви, в которую вошли нарком юстиции П. Стучка; нарком просвещения А. Луначарский; член коллегии Наркомата юстиции П. Красиков, оставивший след в истории главным образом как обвинитель на процессе против священномученика Вениамина Петроградского и вместе с ним пострадавших мучеников и исповедников; профессор права Петроградского университета М.А. Рейснер – отец знаменитой революционерки Ларисы Рейснер – и Михаил Галкин. 31 декабря в эсеровской газете «Дело народа» был опубликован продукт скоропалительной деятельности этой комиссии – проект декрета, который декларировал свободу совести и предусматривал введение государственной регистрации актов гражданского состояния, запрет преподавания религиозных дисциплин в светских учебных заведениях, национализацию всего имущества Православной Церкви и других конфессий – с предоставлением впредь религиозным общинам их конфискованных храмов в пользование для совершения в них богослужений – и, наконец, лишение всех религиозных обществ прав юридического лица. Газета «Дело народа» Реформа церковно-государственных отношений, включая и отделение Церкви от государства, судя по разным частным актам Временного правительства и публичным заявлениям временных министров, ожидалась и до прихода к власти большевиков: 20 июня 1917 года вышло постановление Временного правительства о передаче церковно-приходских школ и учительских семинарий в ведение Министерства народного просвещения; закон о свободе совести, опубликованный 14 июля, провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе; 5 августа Временное правительство упразднило обер-прокуратуру и учредило Министерство исповеданий. Эти акты явным образом направлены были в сторону создания внеконфессионального государства, но завершила ломку многовекового союза Православной Церкви и Российского государства, начатую Временным правительством, уже советская власть.

http://pravoslavie.ru/110393.html

Бывал митрополит Вениамин и на различных вечерах, устраивавшихся в институте студентами. Так 11 января 1921 года он присутствовал на рождественском вечере. Студенты собрали деньги, привезли из Сергиева елку, устроили на ней и в залах института электрическое освещение, убрали помещения, накрыли столы... Митрополит и епископ Кронштадтский Венедикт прибыли в 7 часов. После хорового «Дева днесь» было исполнено в большом зале первое отделение программы. Затем все переместились в соседние более теплые комнаты, где был предложен кофе. Вечер закончился в одиннадцатом часу кратким словом о. ректора владыке митрополиту и пением ему «Многая лета», на что владыка ответил выражением своего сердечного расположения к институту и пожеланием ему полного процветания 999 . 28 января 1921 года на заседании Совета митрополит Вениамин был единогласно избран первым почетным членом Петроградского Богословского института «за заботы о восстановлении высшего духовного образования в Петрограде чрез создание Богословского Института». В этом же заседании было отмечено, что все кафедры института уже замещены и что со следующего года корпорация наставников начнет действовать в полном составе. Было высказано пожелание «ознаменовать это важное для Института обстоятельство выражением признательности от целостной корпорации Святейшему Патриарху за его постоянное отечески-попечительное отношение к Институту. Студенты соорудили портрет Святейшего Патриарха, и он будет открыт в помещении Института 17/4 февраля после молебствия, которое совершится в Троицком подворье Владыкой Митрополитом в сослужении со своими викариями» 1000 . На этот день приходились именины о. ректора. По желанию студентов вместо лекций было устроено вечернее чаепитие наставников и учащихся, с приглашением на него митрополита Вениамина. Владыка принял приглашение и возглавил скромное институтское торжество 1001 . В нем участвовал также проректор Петроградского университета Н.И. Лазаревский, который будет расстрелян в августе того же года по «Таганцевскому делу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010