Булгаков Виктор Антонович: « Я политзэк. Когда мне было 17 лет, я и мои друзья интересовались политикой. По моему впечатлению, ребята взрослели очень рано и очень серьезно относились к тому, что происходит вокруг, возникали молодежные организации, которых сейчас зарегистрировано больше ста. Одна из таких организаций возникла и у нас, она была хорошо сделана, поэтому в итоге сидел только я. Это было в 1953 году ». Татьяна и ее дочь Августа. Приехали первый раз. Инна Чичагова: « Это мой прадед, житель города Архангельска, был арестован в 31-м году. По его разработкам Северных морских путей до сих пор ходят наши корабли… Извините, мне тяжело говорить. По доносу он был арестован в марте, расстрелян в июле. Мы до сих пор не знаем, по какой статье он обвинялся. Единственное, что удалось узнать, это то, что это было групповое дело. Место захоронения нам неизвестно. В нашей семье есть еще один пострадавший от сталинских репрессий – митрополит Серафим Чичагов, он расстрелян в Бутово. Надеюсь завтра быть там ». Наталья Ликвинцева: « Сложно сказать, почему сюда приходят. Наверное, это одно из мест, где можно почувствовать себя человеком. С одной стороны, когда стоишь здесь, становится ужасно грустно. А с другой, как будто оживаешь. Может быть, ожить-то можно только вот так, всем вместе ». Вероника второй раз на чтении имен. Ее дочка Манечка впервые. Мама говорит, что девочка сама вызвалась «поклониться Соловецкому камню». Катя: « Я пришла сюда в первый раз, потому что это очень важно – помнить. То, что мы собираемся здесь, нас объединяет. Мне кажется, что в этом есть что-то ритуальное, это будто какой-то обряд, когда стоишь, читаешь имена и начинаешь плакать ». Люди прибывают, очередь к 12 часам становится вдвое больше. В это время прибывают послы и представители посольств разных стран: Европейского Союза, США, Хорватии, Финляндии, Эстонии, Словении, Германии, Люксембурга, Венгрии, Дании и других. Почтив минутой молчания погибших, они возлагают цветы к памятнику. И замершая на несколько минут церемония возвращения имен продолжается.

http://pravmir.ru/rana-v-grudi-bolit-do-...

Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благопотребное время, предоставляя делать дальнейшие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее. За время своего святительства (с 1920 г.) он не имел и двух лет свободы. До Соловков он уже был один год в ссылке в г. Архангельске. С патриархом в Москве он поработал не больше полгода. С 7/20 декабря 1923 г. он уже имел приговор в Соловки и прибыл в Кемский лагерь за неделю до Рождества. Здесь, увидев весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, даже он, жизнерадостный и бодрый, сказал: «отсюда живыми мы не выйдем». И он в Соловецких лагерях все же пробыл шесть лет, но все же живым не вышел из своего заключения. О последних днях арх. Илариона другой священник, бывший вместе с ним в Соловецком лагере, сообщает: до самого 1929 г. он находился в Соловках. Но вот большевики решили сослать архиепископа Илариона на вечное поселение в Алма-Ату в Средней Азии. Владыку повезли этапным порядком – т.е. от одной пересылочной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Петербург он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из Петроградской тюремной больницы, в которой он был помещен, он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу»... В этот день, т.е. 15 декабря 1929 года, Владыка Иларион и скончался... Когда ему в больнице заявили, что его надо обрить, Владыка сказал: «делайте со мною теперь, что хотите». В бреду говорил: «вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет»... Ночью из тюрьмы в простом, наскоро сколоченном из досок гробу тело почившего архиепископа Илариона было выдано для погребения ближайшим родственникам. Когда открыли гроб, никто его не узнал. Так изменила ссылка Владыку, отличавшегося высоким ростом и крепким здоровьем. В гробу лежал жалкий старик, обритый, седой... Одна из родственниц упала в обморок... Митрополит Серафим (Чичагов) принес свое белое облачение, белую митру. По облачении тело Владыки положили в другой, лучший гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Ну, давайте будем класть, – а сам вполголоса спросил у Феодора, – А как же вас брать? – А вы вот так сделайте руки, – он показал, – в замок, и закиньте мне за голову. А второй за ноги пусть держит. Ноги у него не гнулись, были как палки, но чувствительности не потеряли. Один из них подхватил его за ноги, но, сразу почувствовав огромную силу подвижника, от испуга вскрикнул и бросил Феодора. Подбежала сестра, подхватила ноги больного и закричала на них: – Изверги! Что вы делаете над больным человеком? Что у вас спешка такая? – Не волнуйся, – с любовью, утешительно произнес Федор, – вредно волноваться. Когда Федора, наконец, положили на носилки, он помолился и сказал: – Дорогие мои мамочка и сестра, не ждите меня и не хлопочите; все равно правды не скажут. Молитесь. Не плачьте обо мне и не ищите! Перед расставанием Федор попросил у сестры Евгении ее красный берет: – Ты дай мне свою шапочку. Я хоть красный цвет не больно люблю, но пускай это будет на память, на сколько бы этой памяти ни хватило. Он надел шапочку, и его увезли в тюрьму. В камере Феодора положили лицом к стене, чтобы он никого не видел, и запретили ему разговаривать. Известно, что в тюрьме Феодора ни о чем не спрашивали, на допросы не носили, следователь в камеру не приходил. И никого из ста тридцати шести арестованных в одно время с ним также не спрашивали о Феодоре. Все обвинение основывалось на справке, данной председателем Тобольского уездного совета. 11 сентября «тройка» УНКВД приговорила его к расстрелу. Феодор был расстрелян в Тобольской тюрьме, на территории которой погребен. Храм св. Феодора Тобольского Житие святого Феодора оставляет немало вопросов. Какую опасность мог представлять для советского строя лежачий инвалид, пусть даже «фанатик-религиозник»? Были ли у безбожной власти хоть какие-то человеческие, земные аргументы в пользу уничтожения подобных «врагов народа»? Переписка Феодора не сохранилась, — мы не знаем, сказал ли он какие-то особенные слова, которые спровоцировали арест. Смерть Феодора, несмотря на всю пронзительность ее описания, для эпохи ежовщины не уникальна. 30 ноября 1937 года будет точно так же арестован и вынесен из дома на носилках святой новомученик митрополит Серафим (Чичагов). Смертельно больного владыку доставили в тюрьму на карете скорой помощи. 7 декабря тройка УНКВД по Московской области приговорила его к расстрелу по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации».

http://pravmir.ru/feodor-tobolskij-inval...

Молитва — это высшее выражение человеческого духа на земле, нередко стремится воплотить себя в стройных музыкальных звуках, которые не только служат для неё прекрасной одеждой, но и являются крыльями, возносящими её к небесам, где никогда не смолкает ликующее пение — этот постоянный язык Ангелов. Если бы такая же гармония царила на земле, как в горнем мире, то здесь также немолчно раздавались бы хвалебные гимны Творцу миров и сама человеческая речь напоминала бы музыку, какую мы теперь отчасти слышим в устах простого народа, у детей и чистых юношей, а равно у всех счастливых и умиротворённых душою людей». Верность слов митрополита Анастасия о силе и глубине музыки засвидетельствована великим множеством творений величайших композиторов; в них не только глубина мысли, но и та реальность иного бытия, которая недоступна человеческому слуху, но открыта, как бы продиктована свыше. Язык музыки уникален, он может приходить на помощь слову. Есть Слово, Которое всё объемлет, Которое непостижимо человеческим разумом. А есть слово человеческое, ограниченное в своих возможностях. Воплотившийся Бог, желая донести до людей сокровенные тайны Царства Божия, никогда не сказал, что же есть Царство Божие. Царство Божие подобно зерну горчичному (Мф 13:31); оно подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём (Мф 13:24); оно подобно купцу, ищущему доброго бисера (Мф 13:45) и т. д. Апостол Павел вознесён был до третьего неба, слышал глаголы, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12). Русский поэт сказал: “мысль изречённая есть ложь”. В этом есть определенный смысл. Если речь идёт о мысли Божественной, то возникает некий парадокс. С одной стороны, язык несёт в себе определённую информацию, необходимую для души человека, а с другой, в силу ограниченности средств, искажает смысл, ущербно передаёт самую суть. Потрясающе высказал эту мысль в стихах Осип Мандельштам: Да обретут мои уста Первоначальную немóту Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись,

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Многие страницы “Дневника” несут в себе психологическую нагрузку (“Крик души”, “Сердечная тревога”, “Лицемерие”); есть и пейзажно-картинные образы — “Вечерняя заря”, “Утренняя заря”. Богословские размышления: “Мысли о Боге”, “Скорбь о людях”. Примечательна пьеса под названием “Элегия” с подтекстом: мой путь ещё не кончен. Можно предположить, что это тяжёлый путь подвижника, уже старца, у которого силы уже на исходе. В первом разделе этой пьесы мы слышим восходящие звуки как ступени, как поступь, — преодоление и снова отступление. И через паузы — новые усилия и опять отступления. Второй эпизод этой пьесы — как хорал; Владыка почти цитирует прелюдию Шопена до минор. Это хор Ангелов с Небес напоминает о светлом конце пути подвижника. Третий эпизод — повторение первого, но в более подвижном темпе, без пауз, на усилении звучности. Нужно собрать все силы, нет заповеди отступать назад. Затем снова хорал и успокоение на первой теме. Замечательна в музыкальном плане пьеса “Сочувствие”. Крайние эпизоды передают живое дыхание. Длинная, печальная мелодия то и дело прерывается краткими паузами, создавая настроение утешения, сочувствия. Небольшая середина, которая имеет заголовок “Возмущение”, по-шумановски порывисто передает это чувство. Слушая пьесу “Рассказ”, мы видим перед собой собеседника, который оживлённо, в светлых тонах делится своими впечатлениями. Эта пьеса выделяется из всех остальных лёгкостью, подвижностью характера и даже напоминает вальс. Много и других интересных, глубоких по своим чувствам музыкальных страниц написано владыкой Серафимом. Но для тех, кто хочет познакомиться с музыкальным творчеством этого великого архиерея, думается, правильно было бы сказать, что лучше один раз услышать его произведения, чем десять раз о них прочитать. Возвращаясь к тому, что слово и музыка с одинаковой силой могут дополнять друг друга, хочется привести отрывок из письма священномученика Серафима, написанного в ссылке. Эти слова исполнены утешения и тишины и во многом являются “толкованием” его музыки: «Все мы люди, и нельзя, чтобы житейское море не пенилось своими срамотами, грязь не всплывала бы наружу и этим не очищалась бы глубина целой стихии.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Прошли десятки лет, муж мой был назначен вице-губернатором в Ковно, на самую границу Польши, и тут, не знаю почему, мне стала часто приходить в голову эта картина, а прежде я о ней никогда не думала. Спустя год моего мужа перевели в Вильно директором канцелярии Северо-Западного края, где мы теперь находимся. По приезде в Вильно я сделалась тяжко больна и прохворала почти 4 года разными болезнями; наконец разболелся у меня нос, так что в левой ноздре сделалась сильная опухоль и краснота. Восемь месяцев лечили меня разные врачи, но ничего не помогли. Одни говорили, что полип, другие грозили еще более серьезной болезнью; наконец, решили делать операцию весной, если нарост не уступит лечению. Операция же для меня была очень опасна вследствие моего малокровия. Однажды, поплакав досыта, ложусь спать и вижу во сне эту картину; так живо она осталась в памяти, сейчас бы могла нарисовать этого бледного, как воск, старца с седыми волосами, стоявшего на коленях со сложенными на груди руками в белом балахончике и с четками, с опущенными глазами, как бы в умной молитве, совсем не похожего на мертвеца. Смотря на него, так и хочется сказать: «Тише, не мешайте, он молится!» Так эта картина охватила мне мою душу, что долго не хотелось вставать; я все закрывала глаза и наслаждалась ею, сердечно сожалея, что ее теперь нельзя достать; неизвестно кому она досталась после смерти тетки. В этот же день (было воскресенье) я послала к здешней игуменье Флавиане просить книг для чтения, и можете вы представить мое удивление и радость: она присылает мне житие иеромонаха Серафима с шестью картинами, между которыми была его пустынька с колодцем. Прочтя все исцеления и явления, как при жизни, так и по смерти, я приложила эту картинку к лицу своему и заплакала, говоря: «Счастливая эта крестьянка, она видела тебя, угодник Божий, и через Твои молитвы и благословение получила исцеление из этого источника, а я не могу никогда сделать этого, будучи так далеко от святого места сего!» Больная моя ноздря прижалась к самому желобку книги, и, к моему удивлению, из нее показалась кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Новости 11 декабря, 2013 Утверждены новые правила получения ипотеки для молодых учителей Утверждены изменения в правилах предоставления льготной ипотеки для молодых учителей, которые устанавливают первоначальный взнос в 20% от стоимости приобретаемого жилья. 11 декабря, 2013 Презентация книги о. Александра Шмемана «Литургия смерти и современная культура» пройдёт в центре «Покровские ворота» Книга “Литургия смерти и современная культура” никогда прежде не издавалась ни на русском, ни на английском языке. 11 декабря, 2013 Роспотребнадзор выступил за запрет " энергетиков " Законопроект предлагает ввести запрет на продажу " энергетиков " несовершеннолетним, ограничить места реализации таких напитков, а также запретить их продажу в таре объемом больше 330 миллилитров. 11 декабря, 2013 11 декабря, 2013 Госдума приняла закон о прививках для детей Закон предусматривает массовую вакцинацию против пневмококковой инфекции всех детей первого года жизни. 11 декабря, 2013 11 декабря, 2013 Митрополит Серафим (Чичагов): из полковников – в священномученики " В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает… Потом: " Ну, ладно. Давайте помиримся " 11 декабря, 2013 Митрополит Владимир: Нельзя допустить, чтобы политическое противостояние нарушило целостность Украины Призываем весь народ Украины, независимо от политических убеждений, быть мудрым и ответственным, воздерживаться от насильственных и противоправных действий и не поддаваться на провокации. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/421...

Тесная дружба связывала дедушку со многими великими людьми: архимандритом, профессором Библейской истории Феофаном (Быстровым) , митрополитом Серафимом (Чичаговым) , епископом Петроградским Николаем (Ярушевичем) в последствии митрополитом Крутитским и Коломенским, который по благословению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина совершил монашеский подстриг дедушки, а впоследствии был духовным чадом иеросхимонаха Серафима. Мама вспоминала как к дедушке привели больную женщину кричащую страшным голосом и бьющуюся в судорогах. Это был, как называют в народе, человек одержимый бесом. Мама в страхе спряталась за диван, и оттуда видела и слышала все что происходило. Дедушка очень спокойно и ласково сказал: “Будем сейчас молиться и просить Господа о помощи”. После продолжительной молитвенной просьбы со слезами, больная затихла и ушла совсем здоровая. Этот случай Маму поразил и уже тогда в малолетнем возрасте обратил к Богу и Его Божественной милости. Мама вспоминала, что будучи уже взрослой имела долгие годы бесконечную любовь к Богу и говорила, что это состояние — великая душевная радость, которая впоследствии уже у нее не была такой яркой. Маргарита Но всю жизнь свою имела в душе Божественную искру любви к каждому человеку. Она вспоминала, что в свои молодые годы, когда шла по улице, то хотела всех обнять, все чужие проходящие люди были ей как знакомые и любимые. Такая острота душевного восприятия мира со временем стала более спокойной. Но до конца своих дней Мама делала людям добро когда могла и даже когда не могла. Мы никогда не слышали от нее о ком-либо слово осуждения и неприязни. И даже в период ее смертельной болезни, когда слышала наши слова осуждения кого-либо, говорила очень твердо: “Не надо так!” Всю свою жизнь она старалась нас настроить на ей присущее не злобное, никогда и никого не осуждающее отношение к людям. Нужно признаться, что мы, ее дети, не смогли унаследовать этот великий дар, хотя и хотели бы иметь такое счастье. Мамина сильная любовь к дедушке не была просто ее душевным состоянием, она выражалась во всем ее отношении к нему. Когда они приехали в Вырицу в 1930 году, Маме было 13 лет и она оказалась в эти суровые годы, несмотря на свой еще достаточно детский возраст главой семьи в практической жизни. Маму уже называли по имени и отчеству — Маргарита Николаевна.

http://azbyka.ru/fiction/na-poroge-vechn...

9) О числе избиравших Гликерию показали принадлежащие к ее стороне: две – кажется, больше, чем на Елисаветиной стороне, 8 – меньшая часть, 1 – гораздо менее, 1 – в половину, 1 – по равной части, 1 – до 150, 9 – до 100 и более, 1–50 или 100, 2 – 70. Таким образом, партия Гликерии сама признает более или менее слабое меньшинство голосов в пользу Гликерии, кроме двух догадочно приписывающих Гликерии большинство голосов, что, очевидно, опровергается собственной их партией. Находящиеся на стороне Елисаветы о числе голосов в пользу Гликерии показали: 6 – меньше, нежели на стороне Ушаковой, 4 – 40 или 50, 1 – слишком 40, 1 – быть может 8о, 21 – 40. Очевидно преобладает число 40. 10) Следователи, кроме спросов, составили еще избирательные списки. В список избирающих Елисавету записалось 293. B список избирающих Гликерию – 104, избирающих Параскеву – 2. Осталось нейтральных и не вписавшихся по болезни или отлучке 63. Избирающих Елисавету и здесь втрое больше. Но если принять в рассуждение, что от стороны Елисаветы многие отвлечены уже после избрания Гликерии начальническим усилием ее и партии ее, «на что есть в деле доказательства», то остается неопровержимым, что при первоначальном избрании на стороне Гликерии было только около 40 сестер, и следственно на стороне Елисаветы вдесятеро более, и на сей стороне старейшие и достойнейшие сестры. 11) Доказательством усиленного отвлечения сестер от стороны Елисаветы к стороне начальствующей уже Гликерии служит показание благочинной Ерофеевой, что Гликерия послала ее и Глафиру, начинательницу, действовать в пользу Гликерии, по кельям, и они собрали подписку 230 сестер. Но при следствии объявили из них: 40 – что подписались страха ради; 23 – что их записали без их согласия, и сей подлог обличается тем, что некоторые из них, сами умея писать, записаны как неумеющие. В сей список записаны 12 бывших во время подписи в отсутствии, 1 – выбывшая из обители еще в Великий пост, 1 – малоумная, 1 – повредившаяся в рассудке. Ясно, что сей список не заслуживает доверия и должен быть отвержен как незаконный. Он доказывает только то, что управление Гликерии неправдиво и притеснительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Епархиальное дело началось рапортом эконома архиерейского дома, иеромонаха Феодосия. 5 пунктов доноса все падали на начальницу Елисавету. В доносе не наименовано ни одно лицо, от которого доноситель получил сведения: и таким образом скрыты изветчики, от которых надлежало бы требовать доказательства доноса, и сбережены для того, чтобы изветчики могли превратиться в свидетелей. Донос от 29 марта до 19 мая оставался без действия. Из того, что в сей самый день преосвященный Нектарий предлагал Елисавете быть начальницей в другой обители, следовало бы заключать, что он почитал донос не заслуживающим уважения. Но в сей самый день преосвященный поручил ключарю произвести по оному дознание. Если же сие распоряжение принять за признак, что преосвященный находил донос уважительным, то непонятно, как он в тот же день допустил Елисавету в число кандидаток для избрания в начальницы по жребию, а не отложил избрания, доколе объяснилось бы, справедлив или ложен донос. В рапорте ключаря, от 31 мая, повторены те же статьи доноса, сказано, что одни сестры подтверждают донос, а другие не подтверждают; но опять ни одна из них не названа по имени, и замечено, что в пристрастных свидетельствах неспокойных в то время сестер трудно было найти правду. Таким образом, дознание было так же явно неосновательно, как и предшествовавший донос, однако преосвященный предписал благочинному Розову произвесть по ним строжайшее и подробное исследование. Доноситель простирал позор от Дивеевской начальницы Елисаветы до Саровского настоятеля Серафима. В исследовании священника Розова Елисавета отвечала, что строитель посещал Дивеевскую обитель раза два или три в год, по ее приглашению, по нуждам обители, также и иеромонах Иаков не более двух раз; что Саровскую обитель она посещала не более трех раз в год для поклонения гробу старца Серафима и по делам обители, с сестрами и кучером, но однажды, по занятию рабочих людей и лошадей, ездила с одной сестрой в одну лошадь. Свидетели по ссылке Елисаветы под присягой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010