— Есть ли у Русской Церкви концепция миссии в виде официального документа? — Во-первых, существует «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» . В концепции излагается сущность и природа миссии, которая заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Апостольство является сущностной характеристикой христианской Церкви не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2, 20), но и потому, что через неё «проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня». В нем так же говорится, что «миссия, как апостольство», всегда составляла «главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20)». В документе осмысляется богословские и целеполагающие аспекты миссии, ее тринитарное, христологическое и экслессиологическое измерение. Так целью миссии является не только «научение просвещаемых народов вероучительным истинам», главным образом она нацелена на «передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины». Кроме того, целью миссии всегда остается «преображение всего космоса — человечества и природы», по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28). Поэтому христианская миссия состоит в том, чтобы «приближаться к миру, освящать и обновлять его», «вкладывать новое содержание в привычный образ жизни», «принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения». В этом главном документе Русской Православной Церкви, посещенным вопросу миссии, упоминаются и другие общецерковные и епархиальные концептуальные и программные документы, в частности «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», документы и материалы Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) по вопросам современного миссионерского служения, и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и наше время.

http://pravmir.ru/o-missii-v-sovremennoy...

«В православии, особенно российском, насильственного принуждения к принятию христианства почти никогда не было. … единственным явным исключением, … является инструкция императора Петра I тобольскому митрополиту с рекомендацией, не стесняясь насильственных мер, крестить народы Сибири» Свободно-волевая. Исследованию принципов внутренней (в понимании автора публикации) миссии посвящена работа протоиерея С. Стаценко «Богословское обоснование внутренней миссии» Выборка содержательных (описательных) характеристик принципов и их сути приведена в табл. 12. Некоторые моменты, касающиеся формулирования принципов миссии, изложены о. Сергием в его труде Анализ последнего остается за рамками настоящего исследования, поскольку не привносит в него принципиально новых знаний. Таблица 12. Принципы внутренней миссии по протоиерею С. Стаценко (в последовательности приведения в тексте и их классификация по категориям Содержание текста Содержание принципа Категория принципа «… человек может быть научен только через человека …». Личностная. «По примеру Христа проповедь … должна быть в первую очередь направлена на категорию ”мытарей и грешников”, то есть людей, поставивших себя, в силу своей профессии, привычек и наклонностей, в маргинальное положение по отношению к ”добропорядочному обществу”». «И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мк. 2:15–17 ). Церковно-просветительская и духовно-воспитательная. «… принцип постепенности вхождения в опыт Богообщения и в христианскую аскетику …». «…важно сначала открыть «Жениха»-Христа, показать Его человеку, причем сделать это в форме радостного, праздничного переживания» Церковно-просветительская.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Этим тяжелым положением общества пользуются корыстолюбивые проповедники, а порой и пропагандисты богоборческих и человеконенавистнических псевдорелигий. В этих условиях обществу как никогда необходим спокойный, чистый голос Православия. Этот голос призван нести свет Евангельского благовестия в каждый дом, в каждую душу, в каждое сердце. Это должен быть голос православной миссии, исполняющей завет Господа нашего Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Мы не должны забывать, что поле миссии каждого из нас сегодня — рядом, близко. Это наши братья и сестры, живущие во тьме неведения, скептического безверия или покорного следования всевозможным лжеучителям. Мы должны понять, что Церковь наша есть подлинно живое Тело Христово (1 Кор. 12:27), а то, что живо — не может не расти, не расширяться. «Ибо слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12). Миссионерская деятельность только тогда достигает успеха, когда она активна и многообразна по форме. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22), — говорит нам святой апостол Павел, величайший миссионер христианского мира. Формами миссии могут быть и проповедь, и катехизация, и издательская деятельность, и искреннее служение страждущим и обездоленным, и литургическая жизнь, если веяние Духа Святого и огромное богатство богословия, в ней содержимое, будет воспринято людьми в полном объеме, с открытыми сердцем и умом. При этом не нужно забывать, что нынешнее общество далеко не однородно: к каждому человеку, как бы ни отличался он от других, православный миссионер должен найти свой подход. Особенно это касается молодежи и детей. Мы призываем пастырей, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви поддержать своими трудами и молитвами дело возрождения православной миссии, равно как и работу вновь создаваемых миссионерских общецерковных структур. Значительная часть работы настоящего Собора была посвящена рассмотрению вопросов, связанных с состоянием религиозного и богословского образования. Подготовка образованных, ревностных и преданных своему делу священнослужителей, призванных стать «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4:12), остается главной задачей богословского образования. Просвещение мирян, возрождение которого идет в Церкви нашей уже не первый год, также нуждается сегодня в особом внимании и развитии.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

Для исполнения « всякой правды» (Мф. 3:15), нужной именно для людей, Христос посылал учеников в первую очередь для обращения Израильского народа: « Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5-6). Исполнение этой же правды требует от нас идти наипаче к погибающим овцам дома Нового Израиля – Новозаветной Церкви. Прозревая неверие большинства соотечественников, Спаситель говорил и о внешней миссии среди других народов: « Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). Но все же боль Христа и Его забота во время земной проповеди были направлены на единоплеменников по человеческой природе: « Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37) Именно такой подход должен служить нам примером в нашем проповедническом служении. Отсюда смысл миссии Православной Церкви заключается в том, что она не нацелена только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения, жизни общины, существующей в Боге. Тринитарное понимание миссии состоит в проекции на человеческие отношения отношений, которые существуют внутри Святой Троицы, то есть в любви.   Некоторые богословские особенности и принципы внутренней миссии Ситуация, когда человек не научен, но уже крещен, диктует необходимость особого подхода к ее осмыслению. Если мы считаем, что крещение, принятое в таких обстоятельствах, является подлинным « воскресением во Христе» (Рим.6:1-11), то значит должны допустить, что цепочка научение – крещение – пастырство в каком-то смысле сохраняет свое единство, а не существует только в одном звене. Если мы видим наглядное отсутствие проповеди со стороны людей, то остается предполагать, что первичное научение, миссионерский шаг по отношению к человеку делает Сам Бог – и можно говорить о том, что в сердце и в разум человека влагается некое побуждение, которое заставляет его приидти ко крещению. И уже факт наличия человека у крещальной купели является призывом для священнослужителей к дальнейшему научению и водительству человека в «житейском бушующем море».

http://bogoslov.ru/article/3390465

16. Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим. 6:20 ). Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (принята Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г., журнал 12) Преамбула Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви 62 и заключается в провозглашении Благой Вести всему миру: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви утверждены на основании Апостолов ( Еф. 2:20 ), но и особенно потому, что через нее проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растет как единосущная той Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы, когда крестилось душ около трех тысяч ( Деян. 2:41 ). Миссия как апостольство всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28:19–20 ). Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим. 8:21–23 ). Богословское понимание православной миссии основывается на ее тринитарном измерении: источник миссии – в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа ( Ин. 20:21–22 ). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

А.М. Смулов 5. Кирилло-мефодиевская миссионерская традиция: этапы, методы и их развитие в последующие века Перейдем к рассмотрению методов миссионерской работы Православной Церкви. В с. 27] сказано совершенно верно: «Что касается методов, которыми русские пастыри [читай: «миссионеры» – С.А.М.] должны руководиться для достижения своих целей в деле внутренней миссии, то они так же многочисленны и разнообразны, как многочисленны и разнообразны отступления и уклонения от истиннаго учения и нравственности». И там же отмечено: «Выработать же для внутренней миссии какой-либо определенный метод и им руководствоваться всегда и везде – нет никакой возможности, так как христиане, составляющие Церковь , если прежде всего индивидуумы и, в силу своей индивидуальности, по-разному воспринимают евангельское учение, по-разному реагируют на все окружающее их». Безусловно, что сказанное верно и для внешней миссии. Кроме того, отмеченное определяет бесконечную инвариантность (изменчивость) миссионерских методов во времени и обстоятельствах. Практически единственным трудом, систематизирующим, хоть в какой-то степени, методы миссии является, уже упомянутая выше, работа Ниже приведем ряд основополагающих, специфических и исторически зарекомендовавших себя методов, применяемых в Благовестии. Перечислим эти методы и дадим их краткую характеристику: 1 . Проповедь – один из важнейших методов работы миссионера. Господь Иисус Христос указывал апостолам из 12-ти: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф.10:7 ). При этом Он определил: «… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; …» ( Мф.28:19–20 ). Проповедь должна свидетельствовать о Господе Иисусе Христе, его земном служении, возвещать Евангелие, говорить о Спасении с. 128–129]. 2 . Чудеса – специфический метод, неотъемлемая часть миссионерских деяний, подтверждающий истинность проповеди и величие веры с. 129]. Святой апостол от 70-ти и евангелист Лука, спутник св первоверховного апостола Павла, в книге «Деяния святых апостолов» указывает на молитвенное обращение ко Господу: «… ныне, Господи, … дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» ( Деян.4:29–30 ), которое и было исполнено в Божественном чуде немедленно, исполнялось и исполняется во все последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода была утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной разработанная Синодальным Миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Текст Концепции основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 годы. Наконец, в 2009 году, по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, издательством БПДС (с м/н) был издан первый в истории Русской Православной Церкви учебник по миссиологии, в который вошли статьи 23 авторов – миссионеров, богословов и преподавателей, составленные специально для данной работы. 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.3.1. Библейское понимание миссии Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания , как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения. Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10.7 ; Ср.: Лк. 10.9 ); «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ; Ср.: Лк. 10.3 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10.27–28 ); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10.16 ; Ср.: Мф.10.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Поэтому человек, который не хранит в точности учение Православной Церкви, не может быть миссионером. Как он может научить других тому, чего сам не знает или знает превратно? Если человек сомневается в каком-либо положении православного учения, и тем более если не соглашается с ним, то ему прежде следует разобраться в себе, научиться доверять Богу и смирять свой ум перед истиной. Этого, к сожалению, не понимают те, кто под разговорами о миссии скрывают желание реформировать Церковь , изменить учение Спасителя и святых отцов. Они утверждают, что внешние люди будто бы не могут понять и воспринять Православие как оно есть, поэтому необходимо его как-то модернизировать, создать lighm-bepcuю, более привлекательную для современного человека, для молодежи. Например, убрать весь «негатив», не говорить ничего про ад, не говорить про грех и покаяние, а в основу миссии положить развлечение и веселье. Что будто бы только так можно привлечь и не отпугнуть современную молодежь. Есть те, кто всерьёз это предлагает как принцип современной миссионерской работы в нашей Церкви. Но Сам Господь полагал совсем другое основание для миссии, объясняя, что так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть… и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк.24:46–47 ). И апостолы отнюдь не развлечение делали основой своей проповеди, но говорили: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши ( Деян.3:19 ). Слова о грехе, о воздаянии за грех и о необходимости покаяния действительно могут оттолкнуть – но только тех, кто не хочет отказываться от греха, кто не хочет бороться, кто ищет лишь комфорта и хочет плыть по течению, и получать от жизни всё, при этом не напрягаясь. Только для них весть о покаянии неприятна, и кажется «негативом». А для тех, кто ищет чего-то подлинного, кто хочет стать лучше и готов работать над собой слова о том, что покаяние возможно – это радостная весть. Потому что она означает, что ты можешь стать свободным от греха, что прошлое не довлеет больше над тобой, что ты можешь измениться не просто к лучшему – а к подлинной святости. Весть о покаянии – это радостная весть о том, что ты не безразличен Богу, ты не одинок, и твоя жизнь имеет смысл. Что ты можешь войти в живые личные отношения с Творцом вселенной, узнать истину и на собственном опыте ощутить любовь Божию. Пусть таких людей будет меньше, чем приходящих за развлечением, но именно таких поклонников Отец ищет Себе ( Ин.4:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Целью Богопознания является именно приход к Богу, обретение обожения через Божественную благодать. Таким образом, оказывается, что не только методом познания, но и целью познания является Христос. Это следует, в частности, из следующих стихов: «И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Лк.10:22 ), «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). При том, что: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ), миссионер может никогда не узнать, как его слово отзовется в слушающем. Развивая мысль прп. Симеона Нового Богослова о том, что добро сделанное не добрым образом не является добром, митр. Амфилохий (Радович) , Черногорский и Приморский (Сербская Православная Церковь ) констатирует, что подход прп. Симеона определяет главный принцип жизни Православной Церкви и неизменность ее позиции в реализации присущей Церкви исторической миссии Митрополит Амфилохий указывает на константные свойства методов Православия в просвещении народов светом Христовым, а именно: 1 . христоцентричность, христообразность и христоносность всех, и любого, метода, используемого Церковью в миссионерской деятельности; 2 . соборность, как следование за Христом и угодниками Божиими; 3 . преемственность в многовековом опыте святых Божиих, пребывающих в лоне Церкви и использующих миссионерские методы для проповедования и свидетельства Истины. Именно Церковная «практика открывает (вводит в) теорию (богопознание, боговидение)»; 4 . наличие у миссии литургического характера, как «живого дыхания Церкви», имеющего в своем центре Таинство Евхаристии – как факт «присутствия живого Христа в жизни человека и мира», как начало и окончание любого миссионерского деяния. Владыко отмечает: «Эпиклезо-благодатный метод позволяет увидеть, отличить церковную методику от методов сего мира, рукотворных методов, которые неизбежно приводят к постепенному обмирщению Церкви и превращению ее в одну из многочисленных общественно-идеологических организаций, непроницаемых для вечной Истины и ее чудесного света»;

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Первый же стих книги Бытия звучит таким образом: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ), то есть Бог стоял у «начала» бытия и в Своей Премудрости был его «основой» и «первопричиной». В книге Притчей читаем: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» ( Прит. 8:22–23 ). В этих двух ветхозаветных стихах также дважды упоминается понятие «начала». С этого же слова начинается и первый стих Новозаветного Евангелия от Иоанна, слово «начало» еще трижды встречается во втором, третьем и десятом стихах первой главы: «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ) и «… мир чрез Него начал быть …» ( Ин.1:10 ). К понятию «принципа=начала» апостол Иоанн возвращается и в своем послании: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. … Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» ( 1Ин.2:13 ). Таким образом, допустимо сделать вывод о том, что «принципом» как «первопричиной», «основой» и «началом» всего был Бог , в лице Господа Иисуса Христа. Исходя из сказанного выше, сформулируем понятие «принципы миссии» как «совокупность общих руководящих положений, в различных сферах миссионерского церковного мировоззрения и практики, в их постоянстве при различных условиях и обстоятельствах жизни в миру, позволяющих, под Божественным началом в лице Господа Иисуса Христа, достичь просвещения, крещения и воцерковления человека на его пути к Богу». Как уже отмечалось выше, формы и методы являются вариативной (изменяющейся) частью миссии, определяемой конкретными историческими условиями. Рассмотрим понятие «форма». В энциклопедии «Философия: Энциклопедический словарь» термин «форма» определяется, в частности, как: «… образ, … план, модель …; … употребляется для обозначения внутренней организации содержания и коррелирует … с понятием структуры». «Форма» по Философскому энциклопедическому словарю может быть задана как: «… внешнее выражение какого-либо содержания …, а также и внутреннее строение, структура … определенный и определяющий порядок … протекания процесса».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010