Ложь, возведенная в идеал, все равно - ложь. Русский православный народ, уставший от бесконечных выдумок, легенд и мифов, вполне способен идти к идеалу через правду и увидеть эти идеалы в реальной жизни. В формате малодушия и лицемерия не рождается истинная любовь к Родине, истинное уважение к Русской Православной Церкви. Мы не вправе осуждать тех, кто служил фашистам, т.е. тех священников, которые пошли в лучшем случае с ними на компромисс, но и воспевать такое печальное явление в Русской Православной Церкви как история Псковской Миссии с точки зрения ее героического прошлого - значит грешить против истины. Лидия Ивановна Соколова , секретарь СПб Комиссии по канонизации новомучеников Александр Сегень. Поп 4-е издание, М. 2011, С. 11 Там же с. 16 Исторический Архив г. Риги, ф. 7469, оп. 1, д. 20 и Архив ФСБ по Псковск обл. т. 7, л. 3. Александр Сегень. Поп 4-е издание, М. 2011, с. 323 А-10676 т. 3, л. 618 об. ЖМП 1944, 2, с. 26-28 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 9. Г-н Писарь и уважаемая Лидия Ивановна Соколова! для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона -- как чуждый закона, -- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, -- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы -- нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. 1Кор.9:20-27 Как-так, по-моему... 8. 6.Александру А.Б. " Истина укрепляется в нищете духовной,но не в невежестве " .

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/24/...

Совокупность имеющихся данных позволяет утверждать, что с самого начала вхождение в Церковь представляло собой процесс, совершавшийся в два этапа. Обязательным в соответствии с заповедью Иисуса Христа было крещение ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:16 ). Однако полноценным членом Церкви крещеный становился после того, как на него сходил Святой Дух. Сошествие Святого Духа на крещаемого могло следовать сразу же за крещением, как это было в случае с евнухом царицы Эфиопской ( Деян. 8:39 ), или после некоторого временного промежутка, как это было в описанном случае. Более того, оно могло предшествовать крещению, как явствует из эпизода, который будет рассмотрен ниже ( Деян. 10:44–48 ). В дальнейшей истории христианства практика двухэтапного вступления в Церковь будет сохранена, и таинство Крещения будет дополняться таинством Миропомазания, в котором верующему подается «печать дара Духа Святаго» 278 . Такая практика в православной и католической традициях сохраняется по сей день (при этом в Православной Церкви Миропомазание следует сразу же за Крещением, тогда как в католической традиции совершение двух таинств, как правило, разведено по времени). К периоду пребывания Петра в Самарии относится рассмотренный выше эпизод с Симоном-волхвом ( Деян. 8:18–24 ). Миссия Петра и Иоанна в Самарии завершилась тем, что они, «засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» ( Деян. 8:25 ). Таким образом, в разных местах Самарии возникли различные церковные общины. Перечисляя области, в которых христианство распространилось на раннем этапе, Лука упоминает Галилею ( Деян. 9:31 ). Однако это единственное упоминание о Галилее во всей книге Деяний, и никаких подробностей распространения там христианской миссии Лука не приводит. Петр в Лидде и Иоппии Среди городов, которые посетил Петр, упоминаются Лидда и Иоппия. В Лидде, как мы помним, он исцелил расслабленного ( Деян. 9:32–35 ), а в Иоппии воскресил Тавифу ( Деян. 9:36–42 ). И в том, и в другом городе к моменту прихода Петра уже существовали христианские общины. Об этом свидетельствуют слова Луки: «Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде» ( Деян. 9:32 ). Под «святыми» понимаются местные христиане, и само посещение Петра описывается как обход уже существующих общин. В истории воскрешения Тавифы также упоминаются «ученики», «святые» и «вдовицы», что свидетельствует о наличии там немалочисленной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господь устами Самуила ясно говорит, что ожидает от этой власти верности Его заповедям и творения добрых дел: «Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали; вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа, и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, то и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего... А если не будете слушать гласа Господа, и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Цар. 12:13-15). Когда Саул преступил заповеди Господни, Бог отверг его (1 Цар. 16:1), велев Самуилу помазать на царство другого избранника Своего – Давида, сына простолюдина Иессея. Православное государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм – тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и Православного государства совпадают не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. В православной традиции сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и государством. Поскольку церковно-государственные взаимоотношения – явление двустороннее, то вышеуказанная идеальная форма исторически могла быть выработана лишь в государстве, признающем Православную Церковь величайшей народной святыней, – иными словами, в государстве православном. Источ ник: здесь . Потеря почти половины приходов Русской Православной Церковью Московской Патриархии в Малороссии, обозначившиеся тенденции давления на РПЦ МП в ближнем и дальнем Зарубежье, требуют истинного соборного единения православных верующих всего «русского мира» но, прежде всего, в своем Отечестве. Несвоевременное реагирование на межэтнические столкновения в Украине против русских привело к СВО. Несвоевременное реагирование на межэтнические столкновения в России против государствообразующего народа приведет к большой смуте.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/ob...

Использование чудес для укрепления просвещаемого народа в вере. Божественно-богословская. «только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» ( Деян.20:23–24 ). Роль Святого Духа в божественном предопределении к миссионерскому служению, готовность миссионера к страданиям и смерти за Христа Иисуса и во славу Его. Божественно-богословская, церковно-просветительская, духовно-воспитательная и мученическо-исповедническая. «Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Готовность миссионера к страданиям и смерти за Христа Иисуса и во славу Его. Мученическо-исповедническая. Способность миссионера жить по воле Божией и быть личным примером для верующих и просвещаемых. Личностная и духовно-воспитательная. Николай (Пачуашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский в своей диссертационной работе отмечает, что уже в ветхозаветное время осуществлялось приготовление человечества к его спасению Христом. Приготовление это осуществлялось «путем многократного и многообразного посланничества пророков, свидетелей истины». Митрополит Николай отмечает, что «каждый ветхозаветный праведник … возвещавший другим людям волю Божью, был посредником между Господом и человечеством, то есть миссионером, готовившим людей к встрече с главным Миссионером – со Христом». Проведя детальное глубокое исследование ветхозаветной книги Ионы, Владыко Николай, определил ряд основных универсальных принципов миссионерства, которые приведены в табл. 3, с дополнением их классификации по предложенным выше содержательным признакам. Таблица 3. Миссионерские принципы по митрополиту Николаю (Пачуашвили) (в последовательности приведения в тексте с. 66–79 и 81–82]) и их классификация по категориям

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Курс «Миссия возможна» рассчитан на различные аудитории, объединённые единым духом веры и желанием всем сердцем послужить деятельному исполнению Христовых заповедей. Основой всего курса является совместное изучение Священного Писания в традициях Православной Церкви и овладение навыками Миссионерско-социального служения в нашем обществе. Вместе с навыками и знаниями, необходимыми в работе миссионера, данное пособие поможет избежать ошибок и недоразумений, возникающих в процессе воплощения в реальных жизненных условиях Евангельских Идеалов. Очень важно поэтому и умение работать с группами и в группах, где при правильном духовном подходе исполняются слова Христа «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них». Молитвенно желаю всем участникам молодёжного движения «Миссия возможна» той радости от своих трудов, о которой нам сказал Господь: « да радость Моя в вас пребудет и радость будет совершенна» (Ин. 15:11). Протоиерей Николай Соколов О курсе «Миссия возможна» И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф. 28:18-20   Слова, которыми заканчивается Евангелие от Матфея, обращены к ученикам Спасителя – т.е. ко всем верующим. Каждый верующий призван быть миссионером, свидетельствовать о своей вере, о той радости, которая открылась с пришествием Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, – миру и ему лично: «Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании апостолов (Еф. 2:20), но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан (курсив наш – В.С.), во исполнение заповеди Господней» . Впрочем, необходимо оговориться. Кто-то только делает первые шаги в вере, и такому человеку, прежде чем заниматься миссией, будет полезнее сначала основательно узнать основы православной христианской веры, пройдя катехизацию. Он, конечно, может участвовать и в миссии, но при этом ему важно иметь грамотных наставников и быть готовым прислушиваться к их опыту и советам (ср. Аполлос, Деян. 18:24-28). Другой выберет для себя путь молчаливого свидетельства – своим образом жизни, личным примером, быть может, служением милосердия (ср. преподобномуч. Елисавета Феодоровна). Для тех же, кто чувствует призвание к словесному свидетельству, и был разработан курс «Миссия возможна», цель которого – формирование, оснащение и поддержка команд для миссионерского и социального служения молодежи различным целевым аудиториям .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «… на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). Теперь Новый Израиль – Божий и новые дети Авраама  – это православные христиане. Прежний Израиль отпал от благодати и соделался быти неверными и отступниками. Но и новый народ Божий, народ христианский, хромает, как сын без благодатного царя Саула, на две ноги сразу. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о Православной церкви в России, что она, как зеленое дерево, которое внутри изъедено червями и при первом натиске бури сразу и обрушится. Вывод очевиден: теперь погибающий Израиль – это мы, православные, и призыв «а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» для православных проповедников более чем актуален. Теперь не время помогать «чужим» погибающим, все усилие православной миссии должно быть обращено внутрь нашего собственного народа (народа православного). Можно, конечно, помочь найти путь спасения непьющему соседу – «свидетелю Иеговы», но не надо забывать о собственном члене семьи – хроническом алкоголике. Мало бить себя в грудь и кричать: «я православный»; Православие – это не клеймо на породистом телке, а высочайшая ответственность в глазах Бога. Православие – это образ жизни, к которому мы еще и не приблизились. Мы только примазались все к Православию, а это вера святых, святых, а не книжников и фарисеев, в которых мы все давно превратились. И никакими пышными службами и напыщенными словами мы не скроем духовной наготы нашей. Только национальное покаяние может очистить и исправить нас. Теперь надо оставить «дар твой пред жертвенником» , оставить чисто внешнее, лишенное внутреннего смысла, сугубо обрядовое и пойти и примириться с Богом и ближним. Без этого все наши обряды и таинства будут нам только в погибель. Сказано о важнейшем из Таинств, о Святой Евхаристии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В то же время было бы неправильно думать, что благодать как средство нравственного совершенствования человека оставляет его пассивным участником такого совершенствования, ограничивает свободу его выбора и не требует от него усилий. Нравственное обновление наших душ созидается в синергии Бога и человека. Причем человек может даже не являть миру плода своих нравственных действий – Сердцеведец Господь судит его по его внутреннему намерению, по его волеизъявлению, по степени его отказа от греховных дел, слов и поступков. Состояние человеческой души и есть плод его нравственного совершенствования. Это состояние может не совпадать со внешними проявлениями нравственности: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф 23:25–26 ). Только тогда, когда душа человека свободна от греховных побуждений, только тогда, когда в нас есть твердая воля ко спасению, когда мы, движимые этой волей, готовы сквозь любые тернии, борясь с грехом в себе и преодолевая его, стремиться к Царству Божию, – только тогда наше спасение соделывается в согласии действия Божией благодати и нашей веры, оживотворенной добрыми делами. Нравственное обновление человека во Христе невозможно без участия самого человека. Невозможно оно и без участия Божия. «Правда Божия, – пишет святой Иоанн Кронштадтский , – требует, чтобы человек, волею падший, сознательно сам и подвизался против греха, боролся с ним и, побеждая его, призывал усердно на помощь благодать Божию, без которой никогда не может быть победителем греха, чтобы заслужить вечную награду от Бога и иметь утешение в том убеждении, что в этой нравственной победе есть и его доля заслуги» (3, 205). Каким представляется отношение православного христианина, живущего в контексте нынешнего быстро меняющегося мира, к проблеме соотношения естественной, нехристианской и новозаветной этики? Что было бы целесообразно иметь в виду, отвечая в процессе православной миссии на возникающие по поводу этой проблемы вопросы?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о Православной Церкви в России, что она как зеленое дерево, которое внутри изъедено червями и при первом натиске бури сразу и обрушится. Вывод очевиден: теперь погибающий Израиль – это мы, православные, и призыв «а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» для православных проповедников более чем актуален. Теперь не время помогать «чужим» погибающим, все усилие православной миссии должно быть обращено внутрь нашего собственного народа – народа православного. Можно, конечно, помочь найти путь спасения непьющему соседу – «свидетелю Иеговы», но не надо забывать о собственном члене семьи – хроническом алкоголике. Мало бить себя в грудь и кричать: «Я православный»; Православие – это не клеймо на породистом телке, а высочайшая ответственность в глазах Бога. Православие – это образ жизни, к которому мы еще и не приблизились. Мы только примазались все к Православию, а это вера святых – святых, а не книжников и фарисеев, в которых мы все давно превратились. И никакими пышными службами и напыщенными словами мы не скроем духовной наготы нашей. Только национальное покаяние, к которому часто и призывает нас патриарх, может очистить и исправить нас. Теперь надо оставить «дар твой пред жертвенником» , оставить чисто внешнее, лишенное внутреннего смысла, сугубо обрядовое и пойти и примириться с Богом и ближним. Без этого все наши обряды и Таинства будут нам только в погибель. Сказано о важнейшем из Таинств, о Святой Евхаристии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 28–30). Сейчас время оставить лицемерное служение и идти примириться с братьями нашими. Примириться с братом не означает сделать его соучастником наших грехов или подпасть под его грехи 17 . Для христианина обида – непростительная роскошь А что значит «ненавидеть брата»? Это значит делать ему зло. Причем порою случается так, что мы начинаем сильно ненавидеть человека именно потому, что сами первыми и сделали ему зло. А ненависть нужна нам как ширма: мол, он сам заслужил такое отношение к себе. И наговариваем и клевещем на человека, чтобы оправдать свое зло против него. Украл политик чужие голоса и говорит сам себе: «Они тупые и сами ничего не понимают, а я лучше их самих знаю, что им нужно», – и оправдался в собственных глазах. Блаженный Иероним писал: «Он не сказал: “Если ты имеешь что-нибудь против брата своего”, но: “Если брат твой имеет что-нибудь против тебя ”, чтобы необходимость примирения для тебя показалась более настоятельной» 18 . Ну а если ты на кого обижаешься, то сразу и прости ему – и дело с концом. Для христианина обида – непростительная роскошь.

http://pravoslavie.ru/94858.html

протоиерей Василий Стойков Скачать epub pdf Богословие литургическое является сравнительно новой наукой. Сперва оно возникло на Западе в связи с литургическим движением, которое было вызвано глубоким интересом к литургической традиции Православной Церкви. 1 Труды православных авторов по литургическому богословию стали появляться в первой половине XX в. Зачинателями в этой области были русские богословы в эмиграции, 2 которые начали работать над систематизацией «богословских идей, заключающихся в нашем богослужении ». 3 Столь позднее появление литургического богословия, как науки, вовсе не означает, что истолкованием богослужения и раскрытием его смысла и значения никто до этого времени не занимался. Не говоря о плеяде литургистов, которые специально занимались изучением православного богослужения, о пастырях Церкви, которые в беседах изъясняли богослужебные тексты в назидательных целях, и даже о святоотеческих творениях, донесших до наших дней литургические традиции Древней Церкви, мы должны признать, что сама литургическая жизнь Церкви с апостольской эпохи хранит в себе основы того, исследованием чего занимаются литургисты. Церковь Христова как «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3,15 ), как «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1,23 ) с самого начала своего бытия содержит в себе все необходимое для осуществления своей благодатной миссии в мире сем. Но богатое сокровище, вверенное Церкви ее Божественным Основателем, не оставалось в ней бездейственным. Посредством благовестия свв.Апостолов ( Мф. 28, 19–20 ) и проповеди их преемников Церковь возвещала, во что и как она верует, «каков смысл и содержание вверенных ей истин Откровения». 4 Это в одинаковой степени относится и к миссионерской деятельности Церкви ( Мф. 28,19 ) и к устроению ее внутренней жизни ( Мф. 28,20 ). Иными словами, важнейшей задачей Церкви является призыв к воспринявшим возвещенные истины веры соделать последние правилом жизни своей. О том же говорит и св.ап.Павел, указывая, что Господь установил различные служения «для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4,12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По долгу Предстоятеля Церкви побуждаюсь ныне напутствовать тебя словом назидания. Ты сам сегодня торжественно исповедал перед Богом и нами веру святую, православную, обещал хранить ее до конца своей жизни, обещал соблюдать каноны церковные, правила апостолов и Святых Отцов, сохранять послушание Святой Церкви и ее священноначалию. Епископское служение высокое, почетное, ответственное, но исполненное многих скорбей и трудностей. Оно, по словам святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота». И чтобы удержаться на этой высоте, не достаточно только исповедывать учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и уметь преподать его народу. Господь сказал ученикам Своим, апостольское служение которых продолжает епископ: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Добрые дела! Вот тот свет, который должен исходить от епископа, дабы чада церковные, вверенные его попечению, шли за ним по пути духовного совершенствования в жизнь вечную. Вместе с апостолом Павлом хочу сказать тебе: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3, 8). Если и входила в твое сердце мысль о возможности послужить Церкви трудами епископа, то скажу тебе словами того же апостола, обращенными к ученику своему Тимофею: «кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3, 1). Но помни, возлагаемое на рамена твои одно из ответственейших церковных послушаний требует от тебя отныне не искать более воли своей (Ин. 5, 30), но положить на сердце исполнить волю Господню (Откр. 17, 17) благую и спасительную, данную в Слове Божием, канонах, установлениях, преданиях и обычаях Святой Церкви Православной. Кого бы ни привлекало славное епископское служение властью и почетом, с ним соединенными, кто бы ни признавал себя вполне способным для достойного и успешного исполнения этой высокой миссии в Церкви Христовой, никто не может до конца осознать всей глубины ответственности предстояния Богу в сане епископа, не вступив на этот тернистый, крестный путь. Со всей искренностью моего сердца, я должен сказать тебе - это подвиг и подвиг нелегкий. Нет сомнения, что все мое сорокапятилетнее архиерейское служение Святой Церкви совершалось не крепостью моих сил, а всецело содействием всемогущей благодати Христовой, которая умудряет, укрепляет и просвещает.

http://pravoslavie.ru/18566.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010