То же самое мы видим и в следующем тексте:  …Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь  (Быт. 11, 7 – 8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве (дословный перевод которого может быть: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею»). Как мы видим, еврейский глагол  бара  – «сотворил» в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии –  Элоним  – во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе  «бара»   –  (сотворил). Арамейское слово  бар  означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим (Логосом – Словом). Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано:  и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом  (Еф. 3, 9). В то же время и о Святом Духе сказано:  Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою  (Быт. 1, 2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ ( Элоним ) суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих:  Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его  (Ис. 48, 16). Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом  и на земле, как на небе  (Мф. 6, 10) мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына:  И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение  (Мф. 3, 16 – 17). Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание. А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы : И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему  (Быт. 1, 26). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит: «Нашему», Он показывает, что один и тот же Бог не просто Один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась (Личность).

http://pravoslavie.ru/105974.html

«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (ст. 1–2). Это – высший духовный мир, духовные небеса. «Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звёзды света. Хвалите Его небеса небес и воды, которые превыше небес» (ст.3–4). Это – физическое небо. Здесь слова псалмопевца имеют прямое отношение к творению «второго дня», когда «воды» были разделены твердью, и явилось небо (физическое). «Хвалите Господа от земли великие рыбы и все бездны... огонь и град... горы и холмы... звери и птицы... цари земные и все народы»... (ст.7–12). Это – земля, со всем, что на ней есть в водах и на суше. Не ясно ли из всего этого, что по представлению еврея, кроме физического неба, – тверди с её содержимым: солнцем, луной и звёздами, существовало ещё некоторое высшее, более первоначальное, духовное небо, жилище невместимого Иеговы и Его служителей – ангелов? Отвергать последнее значит отнимать у религиозных воззрений еврея их духовный, возвышенный характер, материализовать их, предполагать, что еврей представлял Иегову натуралистически, так же как, например, грек представлял своего Зевса. – На существование представления о небе, как об особом мире духов, указывают ещё упоминаемые в Библии «воинства небесные». Всего яснее это видно в следующем месте. «И сказал (Михей): выслушай слово Господне: я видел Господа сидящего на престоле Своём, и все воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его» 104 . Что это за воинство, объясняется непосредственно в следующих стихах. «И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе» (ст.20). Это говорили те, которые составляли «воинство». «И выступил один дух, стал перед лицем Господа и сказал: я склоню его» (ст.21). Ясно, что «воинство небесное» состояло из духов, окружавших престол Господа на выспреннем духовном небе. Итак, несомненно, что по воззрению евреев существовало некоторое особенное небо, мир духов 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Это не новая уловка: во время Северной войны лютеранские капелланы Шведской армии уверяли своих солдат, что война с Россией носит священный характер: ведь главным врагом Израиля была Ассирия — Ассур. А если прочитать это имя наоборот, то получается — Русса, то есть Россия… Какое библейское пророчество сбывается сейчас? «Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи?» (Ис. 21, 11). Что близится в нашу эпоху: рассвет («Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис. 21, 12) или ночная тьма («уже позднее, чем кажется»)? В Библии есть пророчества угрожающие и обнадеживающие. И каждая эпоха ищет себя в библейском зеркале, каждая эпоха всматривается в Библию с неизменным вопросом: что здесь сказано про меня? И поведение человека и общины весьма сильно будет зависеть от того, считают ли они, что приближается ночное время «последней битвы», или же убеждены, что вокруг эпохи «невиданного прогресса» уже заблистали зарницы «цивилизации любви и мира». Есть библейские тексты, которые как будто обещают благоденствие на земле как итог исторического мирового процесса. А есть такие тексты, которые предупреждают, что Царство Божие не от мира сего, что Дух этого Царства есть именно тот Дух, что не от мира исходит, и мир Его принять не может, и что любовь в наш мир может войти лишь распятой… Но как есть в Библии страницы, в которых каждому хочется узнать себя, так есть в ней и такие страницы, которые христиане очень редко и очень неохотно соглашаются приложить к себе лично и к своей общине. Это — горькие слова Спасителя о фарисеях: «И то, что сказал Господь наш, сетуя на фарисеев, я прилагаю в отношении к нам, нынешним лицемерам Не связываем ли и мы бремена тяжкие и неудобоносимые, и не возлагаем ли их на плечи людей, а сами и перстом не хотим дотронуться до них (Лк. 11, 46)? Не делаем ли мы все дела свои, чтобы показаться перед людьми (Мф. 6, 5)? Не любим ли мы восседать на первом месте на трапезах и сонмищах а тех, которые не слишком рьяно отдают нам такую честь, не делаем ли мы смертными врагами? Не взяли ли мы ключ ведения и не закрываем ли им Царство Небесное перед людьми, вместо того чтобы и самим войти, и дать войти им? Не обходим ли мы море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случается, делаем его сыном геенны, вдвое худшим нас (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Этот «человек-колесо» в античных источниках мог появиться, с одной стороны, по причине полного отождествления человека с его физической природой, а с другой — из-за устойчивого стремления к целостности. Библейское же повествование о человеке как едином начале, означает, по-видимому, что все человеческие особенности одинаковым образом относятся как к мужчине, так и к женщине, которые пока еще не предстали друг пред другом в своем половом различии. По толкованию христианского автора V века блаженного Августина, употребление единственного числа в книге Бытия, кроме того, указывает на единство будущего союза. Таким образом, мужчина и женщина «качественно равны между собой», они оба сотворены по образу и подобию Бога . Этот древний библейский отрывок является первым в истории манифестом, уравнивающим права мужчин и женщин еще задолго до возникновения феминизма. Он говорит, что и Адам, и Ева в своей богочеловеческой сути одинаковы. Они оба — совершенные существа, и совершенство это заключается в их богоподобии . Право на чуткость Во второй главе книги Бытия читаем, как человек приглашается наречь имена всему живому в мире. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт 2:18-20). Что мы видим? Бог оборачивает весь мир к человеку и ждет: что человек сделает с этим миром, как назовет его? Вдумаемся, как странно: мир, который согласно Библии сотворен Творцом Его единым: Да будет , нуждается еще и в слове человека, который, в свою очередь, становится не только соискателем смысла, но и свободным ценителем красоты всего созданного. Но Бог Библии далек от диктата — Он дает человеку право на то, что в религиозном опыте называется «синергия» — на свободное взаимодействие, сотрудничество, соработничество. То есть в конечном смысле — право на творчество и личную чуткость.

http://pravoslavie.ru/70432.html

Из Библии мы знаем, что Бог не сотворил смерти ( Прем.1:13 ), напротив, Он создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), для вечной жизни в состоянии внутренней гармонии. Человек должен был утверждаться в добре, являя Богу послушание любви, как благоговейный сын Отцу. Но человек не выдержал испытания любовью и свободой и по его вине грех вошел в мир, и грехом смерть ( Рим.5:12 ). Преслушание благой воли Творца и называется «грехопадением». Преступая заповедь Божию, первый Адам полагал самого себя центром жизни. Из-за преобладания эгоизма утрачено было единение не только человека с Богом, но и человека с человеком, исчезла любовь, появилась вражда и, как худшее проявление ее, — убийство. Итак, до подвига Христова человечество было порабощено грехом. И только Господь наш Иисус Христос Крестом Своим соединил человека с Богом. Он сделался за нас клятвою ( Гал.3:13 ), принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр.9:28 ) и снять с нас вину. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от греха, жили для правды ( 1 Пет.2:24 ). Этой жертвой покрыты все наши грехи не только прошедшие, но и настоящие, и будущие. Страданиями Спасителя человечество обрело душевный мир, примирение с Богом, невыразимую великую радость сыновней близости к Небесному Отцу. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него ( Ин.3:16-17 ). А Воскресением открыты врата Царствия Небесного и мир спасен. Христос воскрес! Значит, у всех нас появилась надежда на наше воскресение и жизнь вечную. Как радостно осознавать себя не своими, а Божиими! Как тепло ощущать в душе своей благодать истинной веры! Ежедневно с благоговением сердечным произносим мы слова Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Это значит, что мы веруем и исповедуем, что жизнь человека физической смертью не заканчивается. Подведен итог только временной, суетной, тленной земной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Призыв Божий к людям – творить мир, стремиться к миру среди народов, любить мир – в Библии повторяется около двухсот раз. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе... Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте, – учит апостол Павел ( Флп.4:7–8 ). Христиане этими принципами и живут. И как награду за добродетельную жизнь они получают от Господа великие дары Святого Духа. Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, крепость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). Святой Василий Великий писал: «Кто ищет мира, тот ищет Христа, потому что Он есть мир наш». Служение церквей в мире и для мира является особо ответственной задачей в условиях тех быстрых изменений, какие происходят ныне на нашей планете, в обстановке неослабевающего международного напряжения и угрозы возникновения термоядерной войны. Некоторые склонны думать, что опасность ядерного конфликта, опасность уничтожения жизни на земле возникла вследствие быстрого развития науки и техники, якобы эту опасность принесла научно-техническая революция. Это в корне неправильное суждение. Наука и техника открыли для человека новые перспективы и возможности для его развития. Вся беда в том, что человек встретил эти научные достижения духовно и морально неподготовленным. Целью нашей должно быть воспитание нового, доброго, миролюбивого человека. Сегодня надо самым настоятельным образом хранить мир между людьми, между народами и государствами как дар Божий, как самое необходимое условие нашего бытия. Мир – это жизнь, это жизнь нашей планеты. Христианство – это религия любви. Всякий любящий рожден от Бога ( 1Ин. 4:7 ); «Любовь, по моему определению, есть единодушие; а любовь к Богу – вместе и путь к обожению», – писал святой Григорий Богослов . Действительно, путь любви – это единственный путь, которым должен идти христианин и который приведет его к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рождественское песнопение «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» – это не просто молитва , это программа жизни каждого человека. Недостаточно только веровать в Бога, Его надо славить. Его безбоязненно надо исповедовать перед людьми. Кто Ты, Господи? И услышать ответ: Я есмь Сущий ( Исх. 3:14 ). Это должен помнить каждый из нас. Он есть Сущий, Бог всех и Создатель, Он превыше всего, Он – Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний ( Откр. 22:13 ). Рождественское песнопение еще раз напоминает нам о том, что мир на земле и благоволение между людьми возможны только в том случае, если мы будем славить нашего Создателя. Как вожделенно для современного человека слово «мир»! В Библии мы читаем, что Господь творит мир на высотах Своих! ( Иов 25:2 ). Да, только Бог – творец мира и миродержец. Он устроитель гармонии как вокруг нас, так и в нас самих. Как много мы говорим о мире – и как не хватает его нам! Нарушен мир с Богом – и потому нет мира внутри нас, нет мира в семье, нет мира в окружающем нас мире. А произошло все потому, что человек потерял веру, оскудел храм любви. Грех является причиной отсутствия мира и человечности. Прямое следствие греха – потеря нравственного порядка в человеческом бытии. Когда мы говорим о мире, то подразумеваем прежде всего наш внутренний мир, духовное умиротворение, устранение того нравственного разлада, когда плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся ( Гал.5:17 ). Апостол Павел говорит: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал.5:25 ). А плоды духа известны: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). «В человеках благоволение»... Как оно трудно достижимо! Пока существует человечество, перед каждым из нас будет стоять вопрос: А кто мой ближний? ( Лк.10:29 ). Кто мой друг и кто мой враг, и какими должны быть наши взаимоотношения? Мой ближний – это тот, кто нуждается в моей помощи, материальной или духовной. Мой ближний и тот, кто оказывает мне помощь. Вокруг нас так много людей – и так мало друзей! Счастлив человек, который имеет истинного друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2   Для понимания благодатной действенности спасающей веры необходимо прежде сказать вкратце о человеческих устроениях духа: (а) в состоянии греховной погибели и (б) при спасении во Христе. Тогда станет очевидным и то, (в) как вера спасает грешника по благодати Христа Спасителя.    а) Существо погибели человека обнимается словами: «согрешнение самолюбием с утратой способности самоотверженно любить Бога и ближних». Развитие самолюбия сопровождается утратой центра духовной жизни, внутренним смятением, омрачением, духовным бессилием и нерасположением ко всему духовному и Божественному.    б) Спасением от такого ужасного состояния души следует признать восстановление в спасающемся духовно-телесного единства жизни в Боге и настроения мирной, светлой, благодатно-мощной и ревнующей по Боге любви.    Оба этих момента в общем течении личного человеческого спасения отмечаются во многих местах Библии, где, например, читаем слова:     «Он (Иисус) спасает людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). «И ты, младенец (разумеется святой Иоанн Предтеча), предъидешь пред лицем Господа — чтобы дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов» (ср. Лк.1:76—77). «Спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян.2:40). «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим. Ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Посему... ныне, будучи оправданы Кровию Его (Христа), спасемся Им от гнева» (Рим.5:1—2, 5, 9). «И у Осии говорит Бог: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. А Исаия провозглашает об Израиле:... только остаток спасется» (ср. Рим.9:25, 27). «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9).    Соответственно приведенным библейским изречениям первый момент спасения — уничтожение греха, понимаемого в смысле самолюбия, а второй — воцарение на месте самолюбия духа самоотверженной любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3 . Итак все мы, единодушно, в чистых помыслах и святых чувствованиях, да празднуем день Рождества Господня, – день, в который, как в начале мы сказали, Истина произошла от земли. Но совершилось также и то, о чем затем сказано в том же псалме: Тот, Кто воссиял от земли, то есть родился по плоти – как бы с Неба Пришедший и Превысший всего, – потом вновь восшел ко Отцу; тогда-то, без сомнения, и правда приникла с небес (ср. Пс. 84:12 ). Ибо об этой правде Он Сам воспоминает, когда обещает Святого Духа. Он говорит, что обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня ( Ин. 16:8–10 ). Вот правда, которая приникла с небес. От края неба исход Его, и сретение Его до края неба ( Пс. 18:7 по старолатинскому переводу Библии). Но дабы кто-либо не стал презирать Истину за то, что Она произошла от земли, когда, как Жених, изшла от чертога Своего, то есть от утробы Девической, в которой Слово Бога, неким неизреченным союзом, соединилось с природой человеческой, – дабы, говорю, кто начал презирать Его, и дабы о Христе, хотя и чудесно рожденном, чудном учением и делами, никто бы не подумал (по причине [воспринятого Им] подобия плоти греха) [лишь] как о человеке, – для того, после слов: как жених, выходящий из чертога своего, как исполин, с радостью стремится пройти свой путь ( Пс. 18:6 по старолатинскому переводу Библии), тотчас добавлено: от края неба исход Его. Значит, если истина произошла от земли, это – [Его добровольное] снисхождение, а не необходимое положение, – благость, а не бедность. Истина, дабы произойти от земли, сошла с небес; Жених, дабы выйти из чертога Своего, исходит как бы от края неба. Посему и рожден Он в этот день, наименьший и наикратчайший из дней земных, от которого, однако же, начинается приращение дней. Так, Преклонившийся к нам и Возвысивший нас избрал день наименьший, но такой, от которого начинается возрастание света. Этим самым Своим пришествием, без слов, но как бы трубным гласом, пробуждает нас Господь, чтобы в Нем, обнищавшем нас ради, мы нашли наше богатство; чтобы в Нем, принявшем нас ради образ раба, приняли освобождение; чтобы в Нем, нас ради произошедшем от земли, унаследовали небо. Аминь. Святитель Прокл, патриах Константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

4 . Вызывает недоумение и тот факт, что автор, апологизирующий методику минимализации семантической единицы, высказывается в таком примерно духе: «Вполне очевидно, что буквы, из которых состоят слова, сами по себе не несут никакого значения»… Несет ли значение буква хей в имени Авраама и Сарры? Даже вне контекста, сама по себе? Нам почему-то представляется, что эта буква несет огромную смысловую нагрузку 11 (как, впрочем, и другие: или буква бейт в начале всего библейского корпуса ( Быт. 1, 1 ) является иллюстрацией к тексту, ибо библейский иврит не знает слова берешит, но существует слово решит, которое означает начатки, первинки и т.п. Буква-«икона» бейт своей формой – при условии прочтения текста справа налево – показывает, что до сотворения мира ничего не существовало: «ни вверху, ни внизу, ни где-либо еще, так как Бог сотворил мир из ничего. Подобные буквы-иконы разбросаны по тексту Писания [черта – иота и знак тав]. Тем более, что в некоторых словах библейского иврита корневой основой может являться даже одна буква, с чем не спорит и сам автор) – не лексическую, естественно. Ну, о гематрии еврейских букв мы даже упоминать не будем… 5 . Надо признать, предисловие к 4-й главе повергло нас в некое смущение: г-н Фурули утверждает, что для получения познания о Боге необходимы открытый ум и Библия , как источник откровения Бога о Самом Себе. Он пишет: «Наше понимание Бога не может быть основано только на логике и здравом смысле 12 ; мы не можем догадаться самостоятельно, кем является Бог . Мы полностью зависим от его откровения». Причем под Откровением понимается современный свод Библейских книг: «…чтобы понять, каков Бог , нужно изначально иметь открытый ум, исследовать его собственное откровение о себе в Библии и принять результаты, даже если они покажутся нам взаимоисключающими». Но само Священное Писание говорит нам, что, помимо Библии – Откровения Бога, зафиксированного в графической форме, – есть и другой, естественный, так сказать, начальный путь Богопознания: «…открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны » ( Рим. 1, 18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010