VIII. Библеистика Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета, ч. 1, Четвероевангелие. Типография прп. Иова Почаевского . Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1974. Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета, Апостол. Изд. «Сатис», СПб, 1995. Аверинцев С.С. Древнееврейская литература, История всемирной литературы, гл. ред. Г.П. Бердников, т.1, гл.4. Алексий (Макринов), иеромонах. «Вклад С.-Петербургской – Ленинградской Духовной Академии в развитие библеистики (переводы Св. писания на русский язык и библейская текстология). Богословские труды, Юбилейный сборник. Изд. Московской Патриархии, М., 1986. Баталов Игорь, иерей. Библейские термины в повествовании о творении мира книги бытия. Рукопись. Северо-Енисейск – Красноярск, 1999. Ботт Б., Богар П.-М. Сетпуагинта. «Мир Библии», выпуск 8, 2001., ББИ. Буйе Луи. О Библии и Евангелии. Изд. «Жизнь с Богом», 1988. Бьянки Энцо, приор. Введение в Пятикнижие. Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 6, М., 1999. Бьянки Энцо, приор. Молитвенное чтение Св. Писания. Рукопись, Монастырь в Бозе, Италия. Вайс Майкл. Языки Палестины. Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 9, М., 2002. Ветка Палестины, стихи русских поэтов об Иерусалиме и Палестине. Изд. «Фирма Алеся», М., 1993. Ветхий Завет в русской поэзии XVII-XX вв. М., «Ключ», СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1996. Ветхий Завет (Плач Иеремии, Экклесиаст, песнь песней). Перевод и комментарии И.И. Дьяконова, Л.Е. Когана при участии Л.В. Маневича. РГГУ, М., 1998. Верещагин Е.М. Библеистика для всех. М., Изд. «Наука», 2000. Вигурд Ф.Ж., свящ. Руководство к чтению и изучению Библии, т. 1–2, под ред. В.В. Воронцова, М., 1897–99. Гольбиати Э. И Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет)». Изд. «Христианская Россия», Милан-Москва, 1992. Глубоковский Н.Н. профессор. Хронология Ветхого и Нового Завета. Православное Братство «Споручница грешных», М., 1996 . Гордон Д. Фи. Экзегесис и духовность: мысли о замыкании экзегетического круга. Альманах ББИ «Мир Библии», выпуск 4, М.,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 24  голоса:  4.4 из  5) Оглавление Библия — удивительная книга, ставшая важной частью фундамента, на котором построена европейская цивилизация. И все же, Священное Писание — это сборник ближневосточных мифов или подлинное свидетельство бытия Божия? Сотни ученых по всему миру бились над загадками главной книги христиан. Самые яркие и интересные плоды этой научной работы собраны в книге «Тайны Библии». Это издание расскажет о 70 невероятных открытиях, которые подтверждают достоверность изложенного на страницах Ветхого и Нового Заветов. Исследования археологов, биологов, генетиков и лингвистов, а также сто уникальных иллюстраций оживят для читателя мир библейской истории. Предисловие Библия — это книга о вечном, книга, в которой есть ответы на вопросы о смысле жизни и ее законах, об отношениях между людьми и об отношениях человека с Богом. Как говорит нам Церковь, это богочеловеческая или боговдохновенная книга. Но при этом все описанные в ней события имеют четкую привязку ко времени и месту. И самое удивительное, что, благодаря научным открытиям, мы из XXI века, имеем возможность прикоснуться к тем вещам, к тем событиям, к тем людям, которые описаны в Библии. Собственно идея рассказать о научных свидетельствах, которые не только приближают к нам священную историю, но и проясняют смысл библейских текстов, и положила начало программе «Тайны Библии» на радио «ВЕРА». Мы решили облечь научные знания о Библии в такую форму, чтобы это было информативно, содержательно, при этом не слишком заумно и обязательно интересно. Наши соотечественники долгое время были лишены возможности общения с Библией в силу исторических событий, потому что в советское время она была под запретом. И это отсутствие Библии в нашей жизни сформировало мнение о ней как о чем-то ветхом, архаичном, не имеющим отношения к сегодняшнему дню. А свидетельства современных ученых актуализируют библейскую проблематику, они доказывают, что описанное в Священном Писании — не выдумки и легенды, как в Древней Греции, но события, которые происходили в действительности.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-biblii-na...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Нужно ли христианину исследовать историческое и литературное измерение книг Священного Писания, и если да, то зачем? Предлагаем вашему вниманию расширенный вариант выступления Михаила Селезнева на конференции «Современная библейская наука и предание Церкви» 26.11.2013. Современная библейская наука — это изучение Библии посредством того аппарата, который был выработан дисциплинами историко-филологического цикла. В просторечии такое историко-филологическое изучение Библии называют библейской критикой. Сторонники использования историко-филологического (историко-критического) метода в церковной науке обычно говорят, что, хотя этот метод и чужд традиции, но  результаты , достигнутые с его помощью, могут быть полезны для богословия. Скажем, археология дает нам возможность наглядно представить себе, как выглядели города, дома и люди в те времена и в тех краях, где разворачивается действие библейских повествований. Сопоставление проповеди Иисуса с кумранскими документами и раввинистическими текстами позволяет увидеть, что именно в этой проповеди было в какой-то мере уже знакомо слушателям, — а что было абсолютно новым. Ассирийские документы уточняют хронологию израильских и иудейских царей. Все это так. Но дело не только в этом. Не только результаты историко-филологического исследования Библии, но сама методология такого исследования крайне важна для современного христианского сознания. Она способна влить в христианское богословие новую жизнь и избавить его от бессмысленных тупиков. Я хотел бы остановиться подробнее на трех моментах. 1. Историческое измерение библейской традиции Библейская критика раскрывает перед нами то, чего систематическое богословие склонно не замечать: что библейский текст, пронизывающий самые разные эпохи, самые разные культуры — в каждой эпохе, в каждой культуре преломляется и понимается по-своему. История Библии есть история ее интерпретации. Понимание этого избавляет нас от многих кажущихся противоречий. Мы подходим, например, к полке с комментариями и снимаем томик новейшего западного комментария к Псалтири. В этом комментарии делается попытка реконструировать древнейший текст псалма, его бытование в царстве Израильском или Иудейском, реконструировать, под какую музыку он пелся в Иерусалимском храме, провести аналогии с литературами древнего Ближнего Востока. Современные западные работы по библеистике нацелены, прежде всего, на то, чтобы восстановить древнейший текст Библии, древнейшее значение этого текста, его первоисточники, историю его формирования, литературный и исторический контекст библейских книг — тот архаический мир Древнего Востока, в котором эти книги писались.

http://azbyka.ru/o-polze-biblejskoj-krit...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Церковь и современность. Вопросы и ответы. 309 вопросов, заданных игумену Петру (Мещеринову), разбитые на следующие блоки: Общие вопросы о христианстве Об исламе, католичестве и протестантизме О вере, о христианском пути Православие, патриотизм и монархия Христианство и творчество. Светская культура О прерывании беременности (аборты) О посте  О священниках О крещении О миропомазании Об исповеди О причастии, о Литургии (Евхаристии) О священстве О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной О таинстве Елеосвящения (Соборования) Церковь и современность. Вопросы и ответы. Петр (Мещеринов) Оглавление Общие вопросы о христианстве  Об исламе, католичестве и протестантизме  О вере, о христианском пути  Православие, патриотизм и монархия  Христианство и творчество. Светская культура  О прерывании беременности (аборты)  О посте  О священниках  О крещении  О миропомазании  Об исповеди  О причастии, о Литургии (Евхаристии)  О священстве  О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной  О таинстве Елеосвящения (Соборования)   Общие вопросы о христианстве 1.Ради чего существует человек? Зачем Богу нужно было создавать людей, если, согласно Библии, у Него уже были ангелы? Зачем Богу вообще потребовалось создавать этот мир? 2. Почему следует верить в Троицу, если в Библии делается только намек на то, что Бог Триедин – в Евангелии от Иоанна, а в остальных книгах Библии говорится, что Бог един, является Духовной личностью, а Иисус Христос – Его Сын. Святой Дух же упоминается только как Действующая Сила Бога, Его Бог посылает для исполнения своей Святой воли. Термин " Троица " в Библии не встречается, тем более там нет ни слова о том, что следует прославлять Троицу! Откуда в христианстве появилось учение о Троице и каким образом оно обосновано на богодухновенных писаниях библейских пророков? 3. Чем объяснить падение ангела Люцифера? Как случилось, что в окружении Бога оказалось возможным зарождение семени греха (гордости)?  Почему злу было позволено проникнуть в мир?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мир — 1) все созданные Богом творения в их совокупности; 2) среда обитания человека , где господствует грех ( 1Ин.2:15 ); 3) состояние общества (группы лиц, коллектива, общности, общины), характеризуемое отсутствием вражды (конфликтов, войны); 4) внутреннее состояние человека, характеризующееся ощущением близости Бога, покоя, отсутствием проявления греховных позывов. Библейское понимание слова «мир» двояко. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом, в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: « Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей » ( 1Ин.2:15 ). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду не людей и не природу, а мир греха (как пояснял прп. Исаак Сирин « Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти »). Каково библейское понимание слова «мир» Библейское понимание слова «мир» подразумевает различные значения. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом , в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду ту мирскую среду, в которой присутствует множество греховных соблазнов, совершается множество грехов . Как понимать слова Спасителя : «Не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 )? Иногда их трактуют как своего рода благословение на войну Спаситель говорит не о разжигании военного конфликта, а о другом. Согласно святоотеческому учению, центральным пунктом приведенного наставления (см. Мф.10:34-36 ), адресованного ученикам, которых Иисус посылает на миссионерское служение, является вера в Христа, готовность преодолевать препятствия ради проповеди Его учения, реализации Его призыва ко спасению . Слова о том, что Иисус принес на землю не мир, но меч, на первый взгляд резко контрастируют с тем, что Он прежде говорил ученикам о мире, с пожеланием которого они должны были входить в дома в процессе распространения евангельской проповеди ( Мф.10:12 ). Сказав о том, что Он пришел принести меч, Спаситель добавил: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» ( Мф.10:35-36 ).

http://azbyka.ru/mir

Беседа 1. Самая таинственная Книга. Знаки пришествия антихриста. Еврейский вопрос. Братья и сестры! В этом году мы с вами займемся изучением самой трудной книги Библии – книгой «Откровение Иоанна Богослова» , или, как ее называют по-гречески, «Апокалипсис» . Апокалипсис –это самая таинственная книга в Библии , в ней содержатся сведения именно о последних временах и о том, как они будут наступать, в какой последовательности они будут приближаться, как род человеческий постепенно войдет в череду апокалипсических событий. Греческое слово «Апокалипсис», т.е. «Откровение», означает в буквальном смысле слова «снимать покрывало с чего-либо», а на языке религиозном это слово будет означать «Открытие будущего», или «Открытие сокрытого». Апостол Павел этим именем словом обозначает откровение полученное непосредственно от Бога ( 1Кор.14:26 ). В кодексах книг Библии Апокалипсис носит имя святаго Иоанна Богослова и с начала повествования указывает на него ( Откр.1:9 ) 1 . Книга Откровение была написана в период гонения, вероятно, в конце правления римского императора Нерон (54–58 гг. по Р.Х.) или во времена царствования Домициана. Большинство ученых склоняются к дате ее написания около 95 г. по Р.Х. Определенные годы жизни Иоанна Богослова были связаны с городом Ефесом. Так, святой Иереней Лионский в своих трудах говорит, что, будучи еще юношей, он видел престарелого Поликарпа из Смирны, который беседовал со многими, видевшими Христа. Среди них был и Иоанн, который оставался в Ефесе до дней царствования Трояна (98–117 гг. по Р. Х.). Скорее всего Апокалипсис был написан в 96 г. от Р.Х. В этой книге говорится об очень многом. Когда Иоанн Богослов получил откровение от Бога, он видел, как мы можем предположить, современный нам мир. Например, сказано, что, когда он смотрел на современный город – для нас современный, а для него город будущего, – то этот город выглядел как стеклянное море, которое смешано с огнем и Бог как Судья восседает над ним. Если сверху посмотреть на любой современный город – это именно стеклянное море, смешанное с огнем. Он видел даже военную технику – он видел вертолеты. Сказано, что он видел саранчу, которая имела лицо как бы человеческое, то есть там были видны люди, и эта саранча не причиняла вреда никому из животных, но умерщвляла только людей. Он видел все это сам, но излагал это в категориях своего времени – он не мог сказать слово «вертолет», он мог сказать: «саранча» и «человеческое лицо», потому что он видел в застекленных кабинах вертолетов лица. Он оставался человеком своего времени, говоря о вещах, событиях, современниками событий которых мы с вами являемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление ЭКЗЕГЕЗА БИБЛЕЙСКАЯ (от греч. толкование, объяснение), толкование текста Свящ. Писания. Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности свящ. авторов (их личности, языка, воззрений). Это требует от Э. учета того историч. фона и «жизненного контекста», с крыми связаны библ. книги, а также филологич. исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли свящ. авторов. Отсюда важность для Э. исагогики, включающей проблемы канона, датировки и атрибуции свящ. книг, различных форм критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и др.) и дополнительных дисциплин (археологии, географии, палеографии, изучения Древнего Востока и античности). Свящ. Писание есть письменно зафиксированное Предание Церкви (сначала ветхозав., а затем новозав.), следовательно, Библию необходимо рассматривать в целостном контексте ее канона и христ. церк. учения. Христианская Экзегеза на протяжении веков вырабатывала принципы толкования Библии. Эти принципы включают аллегорический, прообразовательный, анагогический, историко-литературный, тропологический и др. подходы к Библии, которые по существу играют взаимодополняющую роль. Так, недостаточно установить лишь букв. смысл текста и объяснить его с т. зр. древнего культурного контекста. Важно найти в нем Слово Божье, обращенное к человеку всех времен и народов. Только во взаимодействии всей совокупности приемов Э. раскрывается духовное богатство Писания в его многогранной полноте Экзегеза, герменевтика: методы толкования Ветхого Завета Необходимость толкования Библии Подобно богослужению и иконе, Библия – это целый мир идей и образов, целый организм, впитавший в себя множество традиций. Она имеет свою символику, язык, структуру, которые (как богослужение и икона) требуют углубленного, духовного, проницательного подхода. Не все в ней «лежит на поверхности», иное нуждается в пояснении, иное – в сравнительном анализе. Библию недостаточно просто читать: как Слово Божие она требует благоговейного молитвенного вживания, как слово человеческое – тщательного изучения. Свт. Иоанн Златоуст писал, что «неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» (Беседа на 1Кор.29:1). Экзегеза и герменевтика

http://azbyka.ru/ekzegeza

Канон Андрея Критского как дайджест Библии Мы видим все ошибки, которые совершаем по пути к Богу 2 марта, 2017 Мы видим все ошибки, которые совершаем по пути к Богу “Это мы разные, а бесы одни и те же. И тот же творческий коллектив бесов гастролирует и в древнем Израиле, и в Риме, и в Москве двадцать первого века. Преподобный Андрей расположил грехи от древних к новым. От простых к сложным. И показывает, как они действуют, убивая душу и тело.” Тысячи лет составляется сборник задач и решений Канон Андрея Критского относится к Пасхе, как ключ к замку. Не пойти на Канон – обокрасть себя. Канон Андрея Критского – это попытка увидеть Бога рядом с собой за счет расширения сознания. Что такое мир нашего восприятия? Мир людей — это время около 80 лет и пространство вокруг нас. Восемьдесят лет — это очень мало для того, чтобы как следует узнать Бога. Глубина нашего взгляда также очень мала для того чтобы увидеть Того, Кто больше Вселенной. За наши восемьдесят лет большую часть наших знаний о Боге мы приобретаем из опыта Церкви. Опыт святых отцов расширяет наше сознание во времени и пространстве. В самом деле, сколько раз в жизни каждому из нас приходилось сталкиваться с Богом? И если бы не было тысячелетнего опыта Церкви, то смогли бы мы, на основании этих немногочисленных проявлений божественной силы составить о Боге верное представление? Конечно, нет. Опыт жизни человека в Боге огромен. Однако, редкий христианин прочел всю Библию. Эта книга построена как учебник веры, счастья и единственно правильной жизни с Богом. Все, как в школьной задаче: — Имеем ситуацию. — Предлагается несколько вариантов решения. — Персонаж делает выбор. — Мы наблюдаем последствия. Итак, в течение тысяч лет составляется сборник задач и решений. В результате анализа становятся очевидными некие правила устройства Вселенной. Кристаллизуются заповеди – нечто вроде правил дорожного движения. И, самое главное, складывается полная уверенность в том, что мир не случаен. Мир управляется живым всемогущим любящим существом – Богом. И этот Бог живет вне времени и пространства.

http://pravmir.ru/kanon-andreya-kritskog...

В книге “Бытие” [I гл., 1 ст.] мы читаем: “В начале сотворил Бог небо и землю”, затем описывается происхождение всего сущего по дням творения, и на шестой день, как венец всего тварного создается человек, “…и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил их…”. После этого процесс творения как такового был завершен, и уже более ничего не создавалось. Ибо сказано далее: “И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и. созидал” [ Быт.2:2–3 ]. Итак, в Библии мы имеем указание на сотворение. Необходимо отметить, что фантазером в первом употреблении этого слова назван диавол, который возомнил о себе то, чем он не являлся. То есть фантазия – ложный и зачастую вредный вымысел того, чего не существует. Об этом свидетельствует и св. Никодим Святогорец в своей книге “Невидимая брань” (М., 1904.– С. 114).– в начале “неба”, под которым святыми Отцами (такими, как св. Василий Великий , Феодорит, Иоанн Дамаскин и др.) понимается создание невидимого ангельского мира, бесплотных духов, а затем уже земли, мира материального – света и тверди (то есть неба в нашем понимании). Ни о каких же иных цивилизациях речи нет. Есть только мир – тело, так и духовный мир – дух, душа), и невидимый духовный ангельский мир, состоящий из ангелов света, душ умерших и падших духов – демонов. Как мы видим, в Библии нет и намека на существование иных внеземных цивилизаций. Но, может быть, указание на их существование содержится в других письменных источниках древности? По мере возможности попытаемся исследовать их. История происхождения НЛО НЛО знали еще в глубокой древности. Так, на санскрите (древнем индийском языке, имевшем хождение около 11-го тысячелетия до н.э.) слово “бхаш” (bhash), означающее “бес”, одновременно имело значение “светящийся” (см., например, Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, ст. “Бес”.– Т. 9.– С. 50), то есть, видимо, бесы являлись часто в виде светящихся объектов (по современному – НЛО).

http://sueverie.net/fenomen-nlo-soglasno...

Иллюстрация из Хронографа XVI в. " Сотворение птиц " ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ АПОЛОГЕТИКИ Сложность раскрытия духовного смысла и значения первых глав Библии связана с онтологической важностью, величием и уникальностью описываемой в них истории сотворения Богом мира " из ничего " . Рассуждения об этих фундаментальных проблемах относятся к числу возвышеннейших и должны опираться на учение Святых Отцов Восточной Церкви (Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина и других), давших образцы истолкования Священных текстов. Такими глубокими вопросами могут заниматься лишь высоко духовные люди по благословению священноначалия. Не дерзая обсуждать частные моменты истории Творения, отметим лишь то, в чем согласны практически все толкователи, а именно: Бог создал мир прекрасным и совершенным ( " все хорошо весьма " ), но нарушение первыми людьми Божественной заповеди ввело в мир грех, зло и смерть. Мир катастрофически сокрушился и глубоко деградировал (что ныне выражается законом возрастания энтропии), а дальнейшее растление человеческой природы навлекло справедливое Божие наказание в виде Всемирного потопа, который произошел около 5000 лет тому назад и привел к гибели всего живого, что не было взято Ноем в ковчег, а также к резкой перемене гидрологических и климатических условий на Земле. Поэтому надо постоянно иметь ввиду, что мы сейчас обретаемся в совсем другом - двукратно искаженном - мире, чем тот, который был в начале сотворен Господом. Однако многие события и факты, приводимые в Библии, подразумевают и такие их последствия, которые могут быть проверены наблюдениями, измерениями, расчетами, экспериментами, и тем самым стать предметом естественно-научной апологетики. К ним прежде всего могут нужно отнести геологические свидетельства Всемирного потопа, создавшего слоистую структуру земной коры с включеними окаменелостей древних растений и животных и громадных залежей горючих ископаемых. Библия содержит утверждения о том, что на небесах имеется неисчислимое множество различных звезд (хотя невооруженным глазом их можно насчитать не более 2000), что Земля шарообразна и подвешена ни на чем, о том, что недавно единая суша разделилась на континенты, о существовании гигантских драконов-ящеров, о мощных морских течениях, огнедышащих горах, ледниках, реках и облаках, носимых ветрами, о круговороте воды и других веществ в природе, о разнообразных и удивительных живых существах, об особой роли крови в жизни животных, о заразных заболеваниях, о трудолюбии пчел и муравьев, о полете птиц и их заботе о своих птенцах и о многом другом, что входит в рассмотрение различных наук.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010