На хвалитех стихиры на 4, глас 4. Подобен: Званный свыше: Егда Божественное звание/найде на тя, пребогате,/тогда все плотское мудрование/духу повинул еси,/пощения страданьми утвердився,/и яко злато, в горниле искушено, сияя, явился еси./Приятелище был еси Духа Пресвятаго,/собрав монашествующих множества/и учении твоими, яко некоею небовосходную лествицею,/на высоту добродетелей возводя./Поминай нас, Сергие, чтущих память твою,/спасти и просветити души наша. [Дважды.] Возсия днесь пресветлая/и всепразднственная память твоя, преславне Сергие,/созывающи многочисленное постников сословие/и преподобных ликостояния,/в нейже Ангели славят/в Троице покланяемаго Бога нашего,/человецы же, притекающии/к священней раце мощей твоих,/исцеления дары приемлют;/и тя венчавшаго/Христа прославляем, Спаса душ наших. Богоносе и преблаженне/отче Сергие,/ты пророчески/постелю слезами измывал еси,/не дал еси сна твоим очесем,/ни веждом дремания,/сердечное желание еже ко Христу являя,/Егоже измлада возлюбив,/всякия добродетели вид исправил еси./Темже тя ублажаем,/Христа величающе,/тя прославльшаго. Слава, глас 2: Преподобне отче,/измлада воздержанию прилежав, постився,/орган был еси Святаго Духа./Тем и чудес дарования прием,/человеки научил еси преобидети маловременная./Ныне же неизреченным светом светле сияеши,/просвети наша мысли ходатайством твоим,/мудре Сергие. И ныне, Богородичен: Все упование мое на Тя возлагаю,/Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. Славословие великое. И отпуст. На литургии Блаженна перваго канона святаго, песнь 3-я на 4, и втораго, песнь 6-я на 4. Тропарь святаго, глас 4: Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси;/но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих,/Сергие, преподобне отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь попустил пожар, чтобы мы собрались на литургию В ночь на пятницу на окраине Москвы умышленно подожгли храм — на Покров там служил епископ 15 октября, 2018 В ночь на пятницу на окраине Москвы умышленно подожгли храм — на Покров там служил епископ Осеннюю ночь едва освещал тонкий серп молодой луны. Мужчина неспешно облил бензином деревянный храм и пристройку воскресной школы. Уже через пять минут, когда столб огня был выше куполов, сторож звонил в полицию, пожарным и пытался сам потушить пламя. А вечером перед Покровом прихожане спешно заделывали крышу деревянного храма, проломленную во время тушения, убирали стекла, разносили обугленные бревна, мусор. Все богослужебные книги и практически все облачение сгорели. Остались будничные желтые стихари, да Минея на октябрь. Прихожане были уверены: праздничная литургия на Покров будет совершаться здесь, в изуродованном пожарищем храме. “Всю субботу разгребали пепелище” Ухтомка –  частный сектор, затерявшийся между Люберцами, МКАДом и Москвой. Район больше напоминает профессорские дачи с редкими и неуместными вкраплениями девятиэтажек, чем мегаполис. Уютные домики, утопающие в листве плодовых деревьев, деревянный штакетник, который никто не спешит менять на двухметровый профнастил. Все соседи знают друг друга, живут забор к забору, семья к семье. Трудно описать отчаяние настоятеля Федора Яновского, а он приехал с другими прихожанами спустя двадцать минут после сообщения о пожаре. Говорит о произошедшем, едва сдерживая слезы:  “Когда мы только начинали строительство в 2013-м году, у местного населения, действительно, это вызывало протест. Были возмущенные люди. Был даже случай поджога. Тогда охрана успела затушить пакет со строительным мусором, брошенный прямо перед порогом храма.Со временем всякое возмущение утихло. Мы ходили и общались с недовольными, а люди видели какой прекрасный храм строится и все как-то примирились. Произошедшее в субботу – шок. Мы не понимаем кто, почему, зачем это сделал, просто ли это хулиганство или злой умысел. Слава Богу, чудеса совершаются. Сам деревянный храм пострадал не так сильно, алтарь сохранился, обуглилась лишь внешняя часть, да потолок закопчен. Полностью сгорела ризница и воскресная школа”.

http://pravmir.ru/gospod-popustil-pozhar...

Аще несть отдания, тропарь святаго дважды и Богородице, Дево: единожды. На утрени На Бог Господь: тропарь праздника, глас 1: Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы православным христианом на сопротивныя даруя/и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. (Дважды.) Слава, святаго, глас 8: Православия ревнителю и раскола искоренителю,/Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/списаньми твоими буих уцеломудрил еси,/цевнице духовная, Димитрие блаженне,/моли Христа Бога спастися душам нашим. (Единожды.) И ныне, праздника. Аще несть отдания, тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, Богородичен, глас 8: Иже нас ради рождейся от Девы/и распятие претерпев, Благий,/испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог,/не презри, яже создал еси рукою Твоею./Яви человеколюбие Твое, Милостиве./Приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны./И спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. По 1-м стихословии седален, глас 3: Марфа и Мария, сестры Лазаревы,/ова, седящи при ногу Иисусову, слышаше слово Его,/ова же печашеся о Христовом угощении,/ты же, обоим сим подражая,/и в различных послушаниих Христово иго сладце носил еси,/и, слыша и творя сам слово Божие,/тому же прочиих учил еси./Тем якоже на земли от царей и владык различныя почести,/тако и на Небеси неотъемлемыя тех части у Христа сподобился еси,/Егоже моли, да подаст душам нашим богомудрие Мариино,/телесем же трудолюбие Марфино. Слава, и ныне, праздника, глас 1. Подобен: Камени запечатану: Креста Твоего Древу покланяемся, Человеколюбче,/яко на нем пригвоздился еси, Животе всех./ Рай отверзл еси, Спасе, верою пришедшему Ти разбойнику,/и сладости сподобися, исповедаяся Тебе:/помяни мя, Господи./Приими, якоже онаго, и нас, зовущих:/согрешихом вси, благоутробием Твоим не презри нас. Аще же несть отдания, Богородичен, глас тойже: Егда сядет на Престоле славы Своея Судия нелицемерный,/тогда, о Богоневестная Владычице Марие,/всесильным предстательством Твоим заступи мя,/ни внимания бо, ни трудолюбия стяжах сестр Лазаревых,/но все житие мое иждих, прилежа самолюбию и молвам житейским./Темже прежде времене прибегаю под кров Твой и вопию:/заступи мя, о Всеблагая моя Покровительнице, в День он Судный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, глас и подобен тойже: Дева роди Творца всяческих,/и волсви грядут Сему плотию поклонитися;/человецы со Ангелы славословят;/вертеп яке и ясли дароносят,/воспевающе рождшагося Отроча Младо, Превечнаго Бога. И ныне, глас 1. Подобен: Лик Ангельский: Лик пророческий празднует Божественне чудо, в Тебе бывшее, о Дево!/Бога бо, воплощшася на земли, породила еси./Темже Ангели с пастырьми поют,/волсви же верою со Иосифом вопиют Давиду чудеса, Богоотцу. Песнь 4 Ирмос: Жезл из корене Иессеева: Имущи помышление/послушно божественным повелением,/и чист весь быв,/Единей в женах Чистей и Непорочней/обручен был еси, Иосифе блаженне,/хранящи Деву чистую/к приятию Сотворшаго. Единому Гавриилу на небеси/и тебе единому, приснопамятне,/с единей Неискусобрачней/единое по премногу страшное таинство,/Иосифе блаженне вверися,/единаго тлетворнаго – князя тьмы гонящее. Одушевлен храм световиден быв Сотворшаго/тщанием вещей божественных,/от святаго храма Храм святый/сподобился еси прияти, Иосифе блаженне,/– единую в женах Приснодеву. Богородичен: Разрешая яве/все ума твоего смущение,/предста невидимый, глаголюще ти:/«Не убойся, Иосифе, Мариам пречистую/ныне прияти, во чреве бо носит/божественною Своею силою Носящаго вся!» Ин. Ирмос: Твоего на земли явления, Христе Боже,/проповедая пророк пришествие,/с веселием вопияше:/слава силе Твоей, Господи. С волхвы Рождшемуся поклонимся/и со Ангелы и Иосифом ликуим, боголепно взывающе:/слава в Вышних Христу Богу. Царствуяй всеми царьми Христос,/по плоти от семене Давидова рождейся,/избраннаго Иакова прият, брата, якоже изволи. От Девы Господь явивыйся во плоти, спрослави память вашу, снятии,/апостолов лучший, Иакове, и Давиде всеблаженне. Богородичен: Херувимских чинов преимущи/и Бога, на руку носима, с плотию понесши,/радуйся, Богородице Безневестная. Катавасия: Жезл из корене Иессеева/и цвет от него, Христе,/от Девы прозябл еси,/из горы, Хвальный, приосененныя чащи,/пришел еси, воплощся от Неискусомужныя,/Невещественный и Боже:/слава силе Твоей, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава тебе, показавшему... Слава в вышних...» Но в Часослове неточность, а в московском издании ошибка: по точному смыслу Типикона должно быть так, как мы указали. Если случится предпразднство или попразднство и у святого имеются стихиры на хвалитех, то Типикон и Минея на И ныне указывают песнопение праздника (см., напр., 16 и 20 сент.). 12. Стихир на стиховне Стихиры на стиховне поются настоящего гласа из Октоиха. Слава – святого (песнопение на Славу в Минее есть; см., напр., 5 и 24 сент.). И ныне, богородичен по гласу Славы (Октоих, л. 384), который заимствуется из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток крестобогородичен из Минеи наряду. Иногда, кроме песнопения на Славу, в Минее есть стиховенное песнопение с особым припевом, напр., 1 ноября: Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе; в таком случае после стихир на стиховне из Октоиха поется это песнопение из Минеи. Слава – святого из Минеи. И ныне, богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток крестобогородичен из Минеи наряду. Если случится предпразднство или попразднство, то стихиры на стиховне, припевы к ним и песнопение после Слава, и ныне – праздничные из Минеи (см., напр., 7, 9, 16 и 20 сент.). Если во дни предпразднства или попразднства святой имеет стихиру со своим припевом, то поются стихиры праздника с праздничными припевами, стихира святого с особым припевом. Слава – святого. И ныне – праздника (Октоих, л. 384 на об.). 13. Тропарей и богородичных, после Благо есть... и трисвятого Устав тропарей и богородичных таков: тропарь святог,. Слава, и ныне богородичен от меньших («В конец утрени») по гласу тропаря святого, а в среду и пяток крестобогородичен (Типик., гл. 52). Если случится предпразднство или попразднство, то тропарь святого. Слава, и ныне – праздника (Типик., гл. 52, л. 387 и Окт. л. 387). Часы и литургия Об изменяемых частях часов и литургии чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 40, 41, 42, 44 и 45). Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Всенощная вечерня накануне понедельника, вторника, среды, четверга и пятка при святом со славословием 250

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Бывает (правда, крайне редко) на «Господи, воззвах» поется больше, чем 10 стихир. Скажем, на Благовещение поется 11 стихир (11-я стихира имеет особый запев: «Творяй Ангелы своя духи...» – стихира Архангелу Гавриилу). А на вечерне в среду 5-й седмицы Великого Поста поется 30 стихир на «Господи, воззвах». Почему? 6 рядовых стихир и 24 стихиры по алфавиту (по числу букв греческого алфавита). Стихиры эти приписывают Андрею Критскому , но, по всей видимости, они ему не принадлежат. Давайте двигаться от простого к сложному. Вначале изучим будничную службу – службу без красного знака либо четверичную, либо шестеричную. Как тогда поются стихиры на «Господи, воззвах»? 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. Если два малых святых, то все 6 стихир – из Минеи (по 3 каждому святому). Если святой шестеричный, т.е. служба имеет знак три точки несовершения служения, то все 6 стихир – их Минеи (этому святому). Здесь, правда, может возникнуть затруднение. Предположим, святой шестеричный и нужно петь стихиры на 6, согласно этому указанию. Но если вы откроете Минею, то увидите там только 4 стихиры. Значит, первые две стихиры придется пропеть дважды. Это общее правило: если не хватает стихир или тропарей канона до указанного уставом количества, то первые стихиры и тропари повторяются до тех пор, пока не восполнится указанное уставом количество. Что касается праздничных служб, их мы разберем несколько позже. Далее: «Слава», святому Минеи (если есть). Иногда бывает так, что Минея указывает дополнительную стихиру – седьмую, которая поется после запева «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Такая стихира обычно называется славником. Так что после шести стихир поется славник святому, если таковой имеется. Славник, если он есть, по уставу поется на сходке – двумя ликами. Соответственно, в этом случае Богородичен – тоже. Как только появляется славник, сходимся на середине. Иные Богородичны или Крестобогородичны. Если славник отсутствует, то Богородичен или Крестобогородичен поется на «Слава, и ныне «. Какой Богородичен? Ответ на этот вопрос не вполне однозначен. Там целая наука о поиске Богородичнов, в экзаменационной программе об этом отдельный пункт, так что пока я об этом говорить не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прошу прощения за беспокойствие, а также прошу Вашего Архипастырского благословения себе и моему мне вверенному приходу св. Нерукотворенного образа Спасовской церкви от православного Архипастырства. Братский молитвенный привет прошу передать соделавшим мне облачения и большую благодарность, я в них часто служу в торжественные дни и молюсь за них. С уважением Ваш смиренный послушник протоиерей А. Барановский. Д. 20. Л. 16–16 об. Подлинник. Автограф. 5. 7 мая 1957 г. Его Преосвященству Преосвященнейшему Афанасию Епископу... протоиерея Алексия Барановского Воистину Христос воскресе! Припадая к стопам Вашего Преосвященства, смиреннейше благодарю за Вашу незабвенность о мне, грешном и недостойном; Вашу карточку, т. е.: «Изображение Господа нашего Иисуса Христа изведшего из ада первозданного человека и вся люди из ада» я получил, за что благодарю молитвенно и сердечно. Облачение, присланное Вами мне в награду, я служил 1-й день Пасхи 91 и незабвенно о Вас молился аз недостойный и стопы Вашей святительской; Вашими подарками я ценю более чем; и рясой и подрясником и обувью теплой – все это мне как драгоценность, но еще меня утруждает один вопрос, моя матушка Параскева, которая страдала 10 лет без меня, не дает мне покоя в том, чтобы я Вас просил, чтобы Вы, Ваше Преосвященство, прислали нам Вашу фотографию, и хотелось бы видеть благодетеля доброго Архипастыря и милостивого отца, прошу Вас, если Вам не трудно будет это, то пришлите нам таковую для нас драгоценность. Еще прошу, сообщите мне адрес Высокопреосвященнейшего Митрополита Нестора, если Вам это будет нетрудно. Ваше Преосвященство! Вы, наверно, часто бываете в Москве, можно ли в г. Москве купить богослужебных книг и наперсного креста, здесь у нас достать негде, мне нужна «Постная триодь» и «Праздничная минея», и я их достать не могу, и мне лично нужен наперсный крест, а все остальное пока есть. Ваше Преосвященство! Прошу Вас, простите за такие требования от Вас, может быть, Вам и невозможно выполнить моей просьбы, за то простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

НА УТРЕНИ: На Бог Господь: тропарь воскресен дважды. Слава, святаго, аще есть. Аще ли ни, Слава, и ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их и чтение во Евангелии толковом. Полиелей и тропари: Ангельский собор: ипакои, степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресно, и стихира воскресна, и прочее воскресно. Канон воскресен, со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и праздника на 4, и святаго на 4. Аще полиелей, канон воскресен со ирмосом на 4, и праздника на 4, и святаго на 6. Катавасия: Христос раждается: По 3-й песни кондак праздника и икос, и святаго, аще имать, и седален святаго, Слава, и ныне, праздника, и чтение. По 6-й песни кондак воскресен и икос, и чтем пролог. На 9-й песни поем: Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, святаго, аще имать. Аще ни, Слава, и ныне праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4 и праздника со славным 4, стиховныя утренния, со стихи праздника. Аще имать святый стихиры на хвалитех, и поем стихиры воскресны 4 и святаго со славным 4, с припевы его. Слава, стихира Евангельская. И ныне, Преблагословенна еси, Богородице Дево: Славословие великое. По Трисвятом тропарь воскресен точию. И ектении, и отпуст, и оглашение, и обычное исхождение в притвор. Таже час 1-й, на 1-м часе тропарь воскресен. Слава, тропарь праздника. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак праздника. На 3-м часе. Тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак воскресен. Такожде и в прочия часы глаголем воскресный тропарь всегда с праздничным, и со святаго тропарем пременяюще, аще есть. А кондак воскресен и праздника глаголем, пременяюще, аще полиелей и святаго. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны гласа на 6 и праздника рядовая песнь на 4. Аще ли имать святый песнь во уставе: и воскресна на 4, и праздника песнь рядовая на 4, и святаго песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресен, и праздника, и храма святаго, и святаго, аще имать. Таже кондак воскресен. Слава, святаго, И ныне, праздника. Аще ли не имать святый тропаря и кондака: Слава, кондак воскресен, и ныне, кондак праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен дне и святаго, аще имать, аще ли ни, то ряд недели един.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

275. Стихира на «Господи воззвах» Великой вечерни. 276. Догматик, глас 6. 277. Митрополит Вениамин (Федченков). Литургия. ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ. 1982. С. 77. 278. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. Сс. 181-182. 279. 2-й канон утрени, песнь 1, ирмос. Минея праздничная. С. 526. 280. Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. Сс. 229-230. 281. Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 328. 282. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 177. На русск. яз. см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 148. В обоих изданиях " 153 главы о молитве» надписаны именем преп. Нила Синайского; авторство Евагрия доказано И. Озэрром и в настоящее время не оспаривается. Ср.: J. Meyendorff. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York, 1974. Р. 21. 283. Гимн 44, 228 [SOURCES CHRETIENNES. 196, 86]. 284. Ф. Гарсиа Лорка. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1975. Т. 1. С. 106. 285. Bishop Kallistos Ware. The Power of the Name. Oxford, 1991. Р. 1. 286. Слово 3 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 365]. 287. Мы передаем эту историю так, как она была рассказана нам старцем архимандритом Софронием. См. подобное повествование в кн.: Древний патерик. М., 1899. Сс. 27-28. 288. Лествица 28, 8-9 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357]. 289. Слово 19 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 67]. 290. Слово 34 [Ibid. Sel. 152]. 291. Мысли св. Феофана Затворника о молитве собраны в кн.: О молитве Иисусовой. Sortavala, 1936. 292. Лествица 15, 73 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 210]. 293. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 107. 294. Митрополит Филарет (Дроздов). Записки на книгу Бытия. Ч. 1. Сс. 57-58. 295. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 45. 296. Лествица 28, 20 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 359]. 297. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 159. В греческой «Филокалии», так же, как и в русском «Добротолюбии», это слово надписано именем св. Исихия Иерусалимского, однако в настоящее время его принято считать произведением Исихия Синаита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Малый Часослов Сокращение рассмотренного Часослова составляет Малый Часослов, по отношению к которому тот называется «Великим». Опыт показывает, что Малый Часослов употребляется, кроме чтецов и певцов, и иереем при отправлении во храме божественных служб: повечерия, полунощницы, часов, для коих нет молитвословий в Служебнике, также при совершении богослужения вне церкви, на домах – утрени, вечерни, часов и тому подобного. Потому в Малом Часослове находится вкратце устав, что и как отправлять в дни, например, поста и другие. Изменяемые молитвословия для божественных служб содержатся в разных богослужебных книгах 234 . В одних книгах находятся молитвословия для подвижных дней богослужения круга седмичного, в других книгах – для подвижных дней круга годичного, в третьих – для неподвижных дней в году и в четвертых – для тех и других дней. К первого рода книгам принадлежит: Октоих; ко вторым – Триодь Постная и Цветная; к третьим – Минея Месячная, Праздничная, Общая; к четвертым – Ирмологион. Октоих Октоих (Ο=κτηχος Осмогласник), заключает в себе последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга седмичного. Каждое последование содержит в себе для седмичных дней (понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы, субботы) молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресений) кроме того содержит молитвословия малой вечерни и полунощницы. Семь таких последований, кои принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы на один голос, в Октоихе называются «гласом, напевом, мелодией». Гласов в нем восемь. Отсюда он получил свое название «Осмогласник» 235 «Октоих», «Охтай» (ο=χτ – восемь, η="" txt " > Молитвословия Октоиха обозначаются в богослужебных книгах, по своему содержанию, например: «стихиры бесплотным», «канон умилительный». Часто же молитвословия Октоиха обозначаются в Типиконе и словом «дне». Например: «тропарь дне», «стиховна дне». При подобных указаниях Типикона должно разуметь песнь Октоиха. Впрочем, так следует понимать только те указания, которые говорят не о времени пения Триодей; ибо тогда выражения: «на стиховне дне», «тропарь дне», как увидим ниже, указывают на песнопения не Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010