«Троичны Григория Синаита » – используются на воскресной полунощнице. Вместе с ними находится и молитва Святой Троице для воскресной полунощницы. Чтение ее указывается в Часослове, однако сам Часослов текста этой молитвы не дает и не говорит, где его можно найти. «Тропари воскресные по непорочных» – поются после полиелея на воскресной утрени при каждении всего храма. Ирмологий. Минея Ирмологий Ирмологий (ειρμολογιον) – церковно-богослужебная книга, которая включает изменяемые и неизменяемые молитвословия, которые при богослужении традиционно поются хором. Эта книга была составлена для удобства в чтении и пении молитвословий за богослужением в тот период, когда тропари канона перестали исполняться хором. Ирмологий имеет нотное приложение. Основным содержанием Ирмология являются ирмосы, от которых и происходит наименование этой книги. Ирмосы располагаются в Ирмологии по гласам. Кроме ирмосов, тут имеются песнопения хора для всех трех литургий – Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ирмологий содержит и песнопения утрени – троичные гласа, тропари по непорочных, полиелей, величания с избранными псалмами, степенные антифоны, песнопения перед и после чтения утреннего Евангелия, припевы праздничные на 9 песни канона, хвалитные псалмы, славословие. Есть в Ирмологии и богородичные к стихирам – воскресные и вседневные восьми гласов. Минея. Виды Минеи Минея – церковно-богослужебная книга, содержащая последования с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней годичного богослужебного круга. Наименование Минеи (Μηναιον) происходит от греческого слова μην, μηνος – месяц. Существует три вида Минеи: Месячная, Общая и Праздничная. Кроме того, в прошлом была и Дополнительная Минея. Месячная Минея содержит богослужения для каждого дня каждого месяца – от сентября по август. Поэтому она включает 12 частей, что соответствует 12 месяцам. Общая Минея содержит последования с общими молитвословиями для святых одного лика. Общая Минея имеет двоякое назначение. Во-первых, она при необходимости может заменять Месячную Минею (при ее отсутствии). Во-вторых, она позволяет совершать богослужение в честь тех святых, которым службы не составлялись. В этой Минеи имеются последования служб в честь Иисуса Христа (с предпразднством и попразднством), Богородице, Кресту, Ангелам, Иоанну Предтече, Святым Отцам, пророкам, апостолам и т.д. Для каждого лика святых в Общей Минее дается по две службы (для одного святого и нескольких святых). Общая Минея отсутствует в Греческой Церкви. В московском издании этой Минеи 1600 года говорилось, что составить ее умыслил Кирилл Философ.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Общая Минея Общая Минея содержит в себе последования (службы) для подвижных и неподвижных дней круга годичного с такими изменяемыми молитвословиями, которые святая Церковь назначила всем вообще святым известного лика, или чина: иначе сказать, в Общей Минее содержатся последования с общими молитвословиями для всех святых одного лика. Итак, Общая Минея отличается от Месячной тем, что: а) содержит молитвы не каждому святому особые, но общие многим святым; б) заключает в себе последований менее, нежели Месячная Минея. А так как православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых некоторого лика есть два последования общих: одно последование на тот день, когда воспоминается один святой, другое – когда воспоминаются два или многие святые того же лика. Так, есть службы: а) апостолу и апостолам, б) святителю и святителям, в) преподобному и преподобным, г) мученику и мученикам, д) священномученику и священномученикам, е) преподобномученику и преподобномученикам, ж) мученице и мученицам, з) преподобной жене и преподобным женам. Кроме последований святым, в Общей Минее находятся общие последования праздникам Господним, служба воскресная Октоиха – 6 гласа, служба Пасхи, службы праздникам Богородичным, службы – Кресту, ангелам, Предтече и Соборам. Исчисленные последования (службы) Господних, Богородичных и других праздников по содержанию суть общие; посему они могут быть петы во всякий праздник Господний, Богородице и т.д. В Церкви Общая Минея имеет двоякое употребление. Во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым или вовсе нет последований в Месячной Минее, или хотя и есть, но они не заключают в себе всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении службы, например – храмовому святому. Во-вторых, в бедных церквях и где служба бывает лишь в праздники, Общая Минея заменяет собою недостаток других богослужебных книг и главным образом заменяет Месячную Минею. Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

300. Минея Общая , в четвертку, 283 л., полууставом и скорописью XVII в., в кожаном переплете; 241 лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–10 приписка: «Сия книга Минея Общая церкви архангела Михаила что на ...». Кроме служб общих святым в рукописи находятся еще службы: 1) Иоанну Предтече (176–184); 2) животворящему Кресту (193–201), 3) Господским праздникам (201 об–209 об.); 4) Богородичным праздникам (210–219 об.); 5) пророку Илии (220–229); 6) Пресвятей Троице (229 об.–233 об.); 7) Рождеству Христову (234–240); 8) Николаю чудотворцу (241–247 об.); 9) Пресвятей Богородице Одигитрии (248–261 об.). 301. Минея Общая , в четвертку, 278 лл., полууставом начала XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–42 приписка скорописью: «Лета 7118 (1610) марта в 1-й день положил сию книгу глаголемую Мению Общую в дом Сретению Пречистой Богородицы Владимерьской и Николе чудотворцу на Святогорие в дом Марко Емелиянов сын деревни Подгорново». После служб общих святым: 1) предословие духовной любве и моление со умилением (245 об.–249 об.). Начало: «Отче мой духовный и господине имрек, сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву; 2) канон за умершаго (250–259); 3) канон святаго отца нашего Христофора певаем по вся дни всем святым от месяца сентября и до конца месяца августа (259– 278 об.). 302. Минея Общая , в восьмушку, 438 лл., полууставом второй половины XVII в., с заставками, в кожаном переплете. Отметим заглавия служб: 1) безмездником и чудотворцем Косме и Домияну, Киру, Иоанну, Борису и Глебу и прочим (253–265); 2) общая служба Христа ради юродивым Андрею Цареградскому, Исидору Ростовскому, Максиму и Василию Московским и прочим (265 об.–279). 303. Минея Общая , в лист, 341 л., скорописью половины XVII в., в бумажном с тисненою кожею переплете. На лл. 1–3 предисловие к читателю: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь. Бог Отец прежде век пресвятый пресущный непостижимый и недомыслемый, устроевый свет и во свете живый и сотворивый праотца и праматерь наших Адама и Евву по образу своему и по подобию малым чим от ангел.... Яз многогрешный поревновав усердным желанием ко Господу Богу моему и смиренным уничижением написал яже Господь Бог и Пречистая Ево Матерь пренепорочная Дева Богородица спомоществовали в честь и хвалу общия службы: каноны Пресветыя Богородицы: воскресныя: архангелом: Предтечи Господню Иоанну и всем святым яже в сей книжице изображено по коим боголюбивыя християне кому Господь Бог благословит Ему Всевышнему моление приносить смиренно прошу и мою худость в молитвах ваших пред Господем вспомянуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МАСЛЕНИЦА, СЕДМИЦА СЫРНАЯ неделя, предшествующая Великому посту; в это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в т.ч. масла) и яиц. МЕСЯЦЕСЛОВ - церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых, может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится в служебнике и типиконе. МИНЕЯ - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются минея месячная, минея праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых и праздников (расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев. Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников двунадесятых и некоторых других. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу святости святителю и т.п.), и используется, когда совершается богослужение в память к.л. святого, отдельная служба которому отсутствует в месячной минее. МИРНИЦА - сосуд для хранения святого мира. МИРО - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей - глава поместной церкви (в Русской православной церкви - Патриарх). МИРОПОМАЗАНИЕ - таинство православной церкви. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов " Печать дара Духа Святого. Аминь " . В практике православной церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй раз исключительно над монархами при возведении на царствование. МИРЯНЕ - часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове и, в крайнем случае, совершать крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Содержание томов регулярно пополняется за счет добавления новых служб. 2. Минеи на церковнославянском выходят в Издательстве Сретенского монастыря и представляют собой расширенный вариант дореволюционных Миней. Здесь нет разделения томов на части, используется церковнославянский шрифт, для каждой даты рубрика всегда начинается той службой, которая указана в Типиконе, за ней уже следуют службы русским святым и Богородичным иконам (тогда как в «Зеленой» Минее зачастую бывает наоборот: сначала располагается служба тому русскому святому, который более почитаем в приходской практике, нежели греческий, указанный в Типиконе). Службы новопрославленным святым печатаются в Приложении. Что за книга Минея Общая и когда она используется? Эта книга получила свое название потому, что в ней содержатся службы общие для каждого лика святых (например, служба общая апостолу, общая мученикам и др.). Этой книги нет в греческих православных Церквах, она является чисто русским изобретением, и ее составление относится к началу XVII века. В настоящее время кроме собственно Общей Минеи, данное название применяется к еще одной книге – «Минея общая новомучеником и исповедником российским».  В настоящее время Общая Минея используется в основном в одном из двух случаев: 1) В случае совершения служб святым, которым нет отдельного богослужения в месячной Минее (в частности, новопрославленным святым), все изменяемые песнопения можно полностью взять из Общей Минеи из службы святого или святых данного лика. Точно так же можно взять общую службу Богородице, если совершается праздник в честь одной из Ее многочисленных икон, если в Минее нет отдельной службы в честь данной иконы. 2) Если требуется совершить малому или шестеричному святому полиелей или всенощное бдение (на престольный праздник, а также в дни памяти особо почитаемых святых, например, 17 сентября), то необходимые песнопения, отсутствующие в месячной Минее, можно взять из Общей. В частности, в службе святой мученице Татиане (12 января) в Минее имеются только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене. Если же необходимо совершить полиелей в честь данной святой, то недостающие молитвословия и песнопения (паремии, стихиры на стиховне, тропарь, седальны по кафисмам и полиелеи, прокимен и Евангелие, стихиры на «Хвалите…») следует взять из службы одной мученице в Общей Минее. Что за книга Минея Праздничная?

http://azbyka.ru/mineya

А.И. Никольский Минеи Праздничные 305. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 496 лл., полууставом нескольких почёрков XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–5, 62, 214, 459, 473–476. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Книга Общая Минея от церкви пророка Илии что на Устюге». Службы русским святым: 1) сентября 25 – Сергию Радонежскому (65 об.–93) и 2) декабря 21 – Петру митрополиту (357–379). 306 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 265 лл., полууставом нескольких почерков XV в., без переплета. Много листов порвано, иногда с ущербом для текста. Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается службою 21-го яоября. 307 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 192 л., разными полууставными почерками XV в., в переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга от церкви Рожества Богородицы что на Устюге». Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчиваетея службою в неделю Всех Святых. Между прочими служба Борису и Глебу (110–114). 308 . Минея Праздничная , в четвертку, 389 лл., разными полууставными почерками XV–XVI вв., в кожаном тисненом переплете. Листы 313 и 314 более поздняго письма. На л. 389 об. запись скорописью: «Лета 7050 (1542) списана бысть сия книга при благоверном великом князе Василье Ивановиче и при епискупе Никоне Перьмском и Вологоцком». Приписки: 1) на полях внизу листов 1–9 позднейшею скорописью: «Сия книга Минея Праздничная церкви архангела Михаила что на Пухиде»; 2) на 389 л. скорописью XVI в.: «Лета 7050 (1542) яз поп Федор Гроб дал есми книгу сию архаггелу в дом попу Офонасью или иный по нем поп будег, а поминати им родители мои Козму да Марью да Васьяна инока да Офимью скимницу да Филимона да Евгинию да и меня грешного имрк. и на спасение а подписал сю книгу Васька Федоров сын Рожественской дияк а к си святой книге яз поп Федор руку приложил». 309. Минея Праздничная , в четвертку, 611 лл., полууставом конца XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что во Ларбе»; 2) полууставом: «Положил сию книгу Трефолой к Николе чудотворцу и к Рожеству Пречистые Феодор Ансиферов да и своею семею Ефросиниею по своих родителех и по своих душах в дом в вечной поминок». На 611 л. вкладная 7125 (1616) года. Между прочими служба преподобному Димитрию Прилуцкому (359 об.–389 об.). На лл. 135–138 скорописью ряд имен для поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

·        Лозинский, Р. Р., протоиерей (1967), Русская литургическая письменность (Пути исторического развития и анализ богословского содержания). Кострома. (Рукопись библиотеки МДА ). ·        Ломоносов, М. В. (1952), Российская грамматика. В: М. В. Ломоносов, Полное собрание сочинений, т. 7, Труды по филологии 1739–1758. Москва-Ленинград. 389–579. ·        Людоговский, Ф. Б. (2003), Современный церковнославянский минейный корпус: состав и структура. В: Лингвистическое источниковедение и история русского языка. 2002–2003. Москва. 500–531. ·        Максим Горький (1953), Речь на открытии II Всесоюзного Съезда Союза Воинствующих Безбожников. В: М. Горький. Собрание сочинений в 30 тт. Том 25. Москва. ·        Мансветов, И. (1883), Как у нас правились церковные книги. Материал для истории книжной справы в XVII столетии. (По бумагам архива типографской библиотеки в Москве). Москва. ·        Мансветов, И. (1884), Как у нас правились Типик и минеи. Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. Москва. ·        Мануил II: Die Russischen Orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemeševskij). Teil. II. Erlangen, 1981. ·        МД 2005: Минея дополнительная. Вып. 1. Москва, 2005. ·        МД 2006: Минея дополнительная. Москва, 2006. ·        МД 2008: Минея дополнительная. Вып. 1. Москва, 2008. ·        МД 2008а: Минея дополнительная. Москва, 2008. ·        Медведева, Л. П. (2012), Книгоиздание русской Православной Церкви: 1945–2009 (Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук). ·        Мечковская, Н. Б. (1998), Язык и религия. Москва. ·        М_зел _сент-авг.: Минея. Сентябрь-август. Москва, 1978–1989. ·        М_каб: Миния. Киев: Типография Киево-Печерской лавры, 1893 (Репринт: М.: Московский Сретенский монастырь; Правило веры, 1996–1997). ·        МО 2011: Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. Москва: «Издательство Московской Патриархии Русской Право-славной Церкви». ·        МП 2018: Минея. Январь. Москва: Христианская типография при Преображенском богаделенном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. 15 октября, 2012 В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Что такое — Минея? Минея (от греч. μηναα — мн. ч. от μηναον — «месячный, одномесячный, месячный, одномесячный, длящийся месяц») — в православии общее название для церковнослужебных (предназначенных для богослужения) книг. Минея содержит службы неподвижного годового богослужебного круга, число воспоминаний и светлых праздников очень велико. Некоторые дни включают в себя сразу несколько воспоминаний. Неподвижный годовой круг связан с солнечным календарем, в нем содержаться праздники и памяти святых, которые приходятся на фиксированные даты. Виды Миней Существует три вида миней: В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. В Минее общей службы располагаются по разрядам Святых или праздников. Богослужебные тексты здесь посвящены определенному типу Святых угодников: Также есть посвящения различным праздникам. Например —  служба праздникам Богородичным. Минея общая используется в случае, если Церковь вспоминает Святого, отдельной службы по которому нет. Минея праздничная — это краткая разновидность минеи месячной. В ней содержатся службы только по важнейшим праздникам и Святым. Минея праздничная включает: Четьи-Минеи — это небогослужебные сборники, в которых содержатся: Жития Святых, Поучительные тексты, предназначенные для домашнего или келейного чтения (отсюда и название — четьи). Минеи: история Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Ряд песнопений VII-VIII в.в., а также структуру и жанры Минеи позаимствовали у древнего византийского сборника Тропология. В отличие от этого сборника в Минею были включены службы на каждый день года.

http://pravmir.ru/mineya-chto-eto/

    Виды воскресного богослужения. Богослужение в воскресные дни имеет следующие виды или отличия в своих молитвословиях: 1) воскресное богослужение с одним или двумя рядовыми святыми (Устав, глава 2; Минея общая); 2) со святым, поемым на 6 (Устав, глава 5; Минея общая); 3) со святым, имеющим полиелей (Устав, глава 4; Минея общая); 4) со святым, имеющим бдение (Устав, глава 3; Минея общая); 5) воскресное богослужение со службой двунадесятому празднику (Устав, глава 48); 6) когда в указанные дни случится предпразднство или отдание праздника.     Виды праздничного богослужения. Христианские праздники, по важности воспоминаемых Святой Церковью событий, разделяются на великие, средние и малые и отличаются друг от друга характером богослужения (Устав, глава 47). Святая Пасха, или день Воскресения Христова, как праздник праздников, имеет особую службу, отличающую его от служб других праздников.    К великим праздникам относятся двунадесятые Господние и Богородичные и некоторые недвунадесятые, а также праздники в честь святых. К великим праздникам, таким образом, относятся следующие.    Праздник праздников: Светлое Христово Воскресение.    Двунадесятые: 1) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); 2) Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе); 3) Пятидесятница, или сошествие Святого Духа на апостолов (в 50-й день по Пасхе); 4) Крещение Господне (6 января); 5) Сретение Господне (2 февраля); 6) Преображение Господне (6 августа); 7) Воздвижение Честнаго Креста Господня (14 сентября); 8) Рождество Христово (25 декабря); 9) Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября); 10) Введение во храм Пресвятой Девы Марии (21 ноября); 11) Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта); 12) Успение Пресвятой Богородицы (15 августа).    Недвунадесятые праздники: Обрезание Господне (1 января); Покров Пресвятой Богородицы (1 октября); Рождество Иоанна Предтечи (24 июня); день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня); Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

583 Из богослужебных книг изданы: псалтирь 8 раз, часослов и требник по 5 раз, евангелие и служебник по 4 раза, псалтирь следов., минея общая и триодь постная по 3, апостол, октоих, святцы, шестоднев, канонник по два раза, учительное евангелие, пролог за полный год, житие св. Николая со службою ему, месячная минея, молитвослов, цветная триодь и церковный устав. 584 Так по Макарию и Субботину. По Каптереву же двуперстие и раньше было господствующим в Р. Церкви. См. Каптер. Никон в деле испр. кн., и «оправдание» – Прав. Обозр. 1888, авг. и сент. 585 Вопрос о том, кто были справщиками, различно решался: Макарий в Ист. раскола (115), Филарет черниг. (145) и др. ставят в числе их Неровова, Аввакума, диакона Феодора, попа Лазаря, Никиту, Логгина и др. Другие же (Каптерев, Патр. Никон в д. испр. кн., гл. IV, стр. 50 и след.) исключают их; Макарий в Ист. Церкви (XI, 126, прим. 82) не осмеливается называть их справщиками. 586 Афонские монахи будто бы назвали московские книги Иосифовой печати, где было высказано о двуперстии, еретическими и сожгли, хотели было сжечь и серба, который представил эти книги и крестился двуперстно, но ограничились тем, что бесчестили его и взяли с него присягу впредь так не креститься. 587 Макария Ист. Церкви XI, 118 – 162, XII, 116; Каптерева III гл. стр. 42 – 49; Ивановского 25 – 33 и др. 588 Некоторые были писаны за 400, 500, 600 и 700 лет; а одно Евангелие за 1050 лет. Больше всего нашлось древних книг в афонских монастырях. 589 При Никоне до 1658 г.: сборник молитв и постная триодь, часослов, ирмолог, следов. псалтирь, требник, евангелие и апостол. 591 Пролог, цветная триодь, анфологион, общая с праздничною и месячная минея, сокращенный требник, каноник, служебник, шестоднев, библия (по острожскому изданию). 598 См. Филарета, 167 – 169, 180 – 181. Смирнова, Патр. Иоаким, Чт. в Общ. Л. Дух. Пр. 1879 г., апр., стр. 417 – 436 и др. 600 При Иоакиме отпечатаны: архиерейский чиновник, шестоднев, требник, псалтирь, минея общая, октоих, часослов, устав или типикон, исправлен апостол, переведен с греческого чин освящения мира и др. При Адриане отпечатаны: псалтирь с восследованием, псалтирь с часословом и акафистом, псалтирь с пророч. песнями, евангелие, апостол, пролог, триоди постная и цветная, служебник, требник, октоих, канонник, минеи общая и праздничная, часослов, месяцеслов с молитвами и др.; некоторые по нескольку раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010