Минь. Т. VII. С. 304. Творения. Т. VII. С. 255 453. Неотступной молитвой каждый может приклонить Бога на милость Бог хочет, чтобы мы Его просили, и, если ты просишь, являет тебе великую милость. Это – единственный Должник, Который, когда мы просим Его, оказывает нам милость и дает то, чего мы не давали Ему в заем. Если Он усмотрит, что проситель неотступен, то дает и то, чего не получил от нас. Но, если просят Его с нерадением, то и Он медлит, – не потому, что не расположен дать, но потому, что Ему угодно, чтобы мы Его умоляли. Итак, не говори, что Бог – мой враг, потому и не выслушает меня. Он, если неотступно будешь умолять Его, тотчас ответит тебе, если не по близости твоей к Нему, по крайней мере, ради неотступной просьбы твоей. Ни вражда, ни безвременность, ни иное что не будет служить препятствием. Не говори: я недостоин, и потому не прошу. Не говори: я многогрешен, и потому не могу просить разгневанного; Бог не на достоинство смотрит, а на расположение. Пусть ты не друг Богу, пусть просишь недолжного [тебе], пусть ты расточил отеческое достояние и долгое время находился в отсутствии, пусть ты приходишь к Нему лишенным чести и как худший из всех, пусть являешься к разгневанному и негодующему, только возымей намерение молиться и возвратиться к Нему, – все получишь, и гнев, и осуждение тотчас истребишь. Хотя и раздражен Бог, но Он – Отец; хотя и разгневан, но чадолюбив, и одного только ищет – не того, чтобы наказать тебя за обиду, но того, чтобы видеть тебя обратившимся и умоляющим Его. Минь. Т. VII. С. 306. Творения. Т. VII. С. 256–257. 454. Любовь Божия к нам О, если бы и мы так воспламенялись, как согрето благоутробие Божие любовью к нам! Огнь этой любви ожидает только случая, и если малую искру приложишь к нему, то возжжешь великий благодеющий тебе пламень. Господь болезнует не о том, что обижен, но о том, что ты дерзок и неистовствуешь, подобно пьяному. Если мы, будучи злы, болезнуем о детях, несмотря на причиненные нам от них обиды, то Бог ли, Которого нельзя обидеть, будет гневаться на тебя за то, что досаждаешь Ему?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Много ран, возлюбленные, мы получаем каждый день от домашних и от чужих, на торжище и дома, от общественных и частных дел, от соседей и друзей. Ко всем этим ранам мы прилагаем врачевство во время молитвы. Бог имеет силу, если мы с бодрою мыслью, пламенной душою и чистою совестью приступаем к Нему и просим прощения, даровать нам отпущение всех грехов, которого да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Св. Духом, слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА о Давиде царе и Павле апостоле, о покаянии, о разных изречениях Псалтири, относящихся ко Христу, и о том, чтобы мы не отчаивались в своем спасении   Почему пророк говорит: « помилуй меня, Боже?.. » Что же сам пророк воздал Богу? — Давид пророчествовал о всех событиях сошествия на землю Сына Божия и однако просил об очищении своего сердца. — Быстрое раскаяние согрешившего Давида и апостола Павла и полное их прощение. — Увещание — каяться в своих грехах и не предаваться отчаянию.   Недавно вы слышали слова песнописца Давида: « помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое » (Пс. 50:3). И еще тот же Давид взывает: « сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей » (ст. 12). Почему же пророк говорит: « помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей »? Потому, что где милость, там, несомненно, спасение; где милость, там не производится суда; где милость, там не требуется отчета. Я желаю, говорит он, только быть помилованным; избавь меня от моей немощи, И почему взывает Давид: « сердце чистое создай во мне, Боже »? Тот, кто совершил множество славных дел, воздвиг столько трофеев, умертвил Голиафа, задушил льва, имел такое дерзновение от Святого Духа, говорит: « помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое ». Меня, говорит, бывшего земледельцем, Ты сделал царем; сделав царем, поставил пророком; помог мне одержать победу на войне, низложить Голиафа не крепостью телесной, но силою веры; облек меня порфирою, отверг другого и возвел меня, даровал мне богатство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 35 Н. Гребнев ПСАЛОМ 35 Нечестье тех, в ком нету страха Божья, Вливает в сердце мне по капле яд. Они себя обманывают ложью, В глазах своих они себе же льстят. Но дело их лукаво, ложно слово, Они на ложе в час ночной не спят И беззаконья замышляют снова. Но милость Божия до облаков, А Божьи судьбы — бездны, нет им края, Но всех — и человека, и скотов — Господь наш зрит, от бед оберегая. Лишь от Господня тука мы сильны, Мы сладостью даров Господних сыты, И под крылами Божией защиты Спокойны мы — Адамовы сыны. Так милость, Господи, Свою продли Ко ждущим милости от Божьей длани, Ибо источник жизни всей земли В Тебе; и свет наш лишь в Твоем сиянье. И пусть отныне и во все века Не ступит на меня стопа гордыни. Да не изгонит грешника рука Меня из дома Божья, где я ныне, Где, пав, не встали делавшие зло, Где имена их прахом замело. Н. Басовский. 36-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский 36-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) А почему злодей злодействует и лжёт? Нет страха Божьего перед его глазами. Он усыпляет всех обманными словами, что ненавидит зло, но зло — его оплот. Проснувшись поутру, готовит он в душе очередной обман, ещё не вставши с ложа. Уста его полны лишь хитростью и ложью, и скверные пути им найдены уже. О Боже, правый суд вершишь Ты с высоты, и правда высока, как небо голубое, и милость выше гор дарована Тобою, хранимы лишь Тобой и люди, и скоты. Любой из нас Тобой накормлен и согрет, источник наших благ — извечно дом Господень. В тени Господних крыл убежище находим, и светит нам в пути всегда Господень свет. Прошу, пускай Твоя продлится благодать к тому, кто сердцем прям и ходит без порока. Пускай злодея путь окончится до срока, а грешники падут и вновь не смогут встать. ПСАЛОМ 36 Канонический русский перевод Псалом Давида. 1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. 3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. 4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

На стиховне стихиры, глас 5: Подобен: Радуйся: Радуется небо и земля, небо умное грядущее зряще, в Божественный дом воспитатися честно, Деву едину и непорочную, к Нейже дивяся Захариа вопияше, двере Господня, храма отверзаю Тебе двери, радующися в нем ликовствуй: познах бо и веровах, яко уже избавление приидет проявленно Израилево, и родится из Тебе Бог Слово, даруяй мирови велию милость. Стих: Приведутся Царю девы в след Ея: искренния Ея приведутся Тебе. Анна Божественная благодать яве, от благодати данную Чистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий, призвавши ити пред Нею отроковицам свещи носящим, и глаголющи: пойди Чадо, Давшему Тя буди возложение, и благовонный фимиам. Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Внутрь в храм Божий, Боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне свещи носяще предходят. Играет родителей сопряжение изрядное, Иоаким же и Анна ликовствующе, яко родиша Творца Рождшую, Яже ликовствующи в Божественных скиниих, и питаема рукою ангеловою Всенепорочная, Христа явися Мати, подающаго миру велию милость. Слава, и ныне, глас 6. [Сергиа Агиополита:] Днесь собори верных сошедшеся, духовне да торжествуим, и Богоотроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим: предызбранну от всех родов, во обителище всех Царя Христа и Бога: девы свещи носяще предыдите, Приснодевы чтуще честное происхождение: матери печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей, и радости мира ходатаице. Вси убо радостно, еже радуйся, со ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших. На благословении хлебов, тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение: трижды. [писан на Малей вечерни.] Книга Исхода (XL, 1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35) И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания]. И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Нечестье тех, в ком нету страха Божья, Вливает в сердце мне по капле яд. Они себя обманывают ложью, В глазах своих они себе же льстят. Но дело их лукаво, ложно слово, Они на ложе в час ночной не спят И беззаконья замышляют снова. Но милость Божия до облаков, А Божьи судьбы — бездны, нет им края, Но всех — и человека, и скотов — Господь наш зрит, от бед оберегая. Лишь от Господня тука мы сильны, Мы сладостью даров Господних сыты, И под крылами Божией защиты Спокойны мы — Адамовы сыны. Так милость, Господи, Свою продли Ко ждущим милости от Божьей длани, Ибо источник жизни всей земли В Тебе; и свет наш лишь в Твоем сиянье. И пусть отныне и во все века Не ступит на меня стопа гордыни. Да не изгонит грешника рука Меня из дома Божья, где я ныне, Где, пав, не встали делавшие зло, Где имена их прахом замело. Н. Басовский - 36-й псалом (Давида) А почему злодей злодействует и лжёт? Нет страха Божьего перед его глазами. Он усыпляет всех обманными словами, что ненавидит зло, но зло — его оплот. Проснувшись поутру, готовит он в душе очередной обман, ещё не вставши с ложа. Уста его полны лишь хитростью и ложью, и скверные пути им найдены уже. О Боже, правый суд вершишь Ты с высоты, и правда высока, как небо голубое, и милость выше гор дарована Тобою, хранимы лишь Тобой и люди, и скоты. Любой из нас Тобой накормлен и согрет, источник наших благ — извечно дом Господень. В тени Господних крыл убежище находим, и светит нам в пути всегда Господень свет. Прошу, пускай Твоя продлится благодать к тому, кто сердцем прям и ходит без порока. Пускай злодея путь окончится до срока, а грешники падут и вновь не смогут встать. Псалом 36. Канонический русский перевод Псалом Давида. 1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. 3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. 4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. 5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, 6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Но человек и в заботах о своем теле без помощи Божией ничего не поделает. Бог любит всех людей и дает Свою милость всем - и добрым, и злым, и верующим, и безбожникам. Но кто из людей хочет получить милость от Бога и молится Ему об этом, тому Бог дает больше милостей, чем тому, кто и знать Бога не хочет. На земле не тот живет счастливо, у кого много богатства, а кто доволен своим достатком. Богатый да завистливый всю жизнь мучается: все ему мало, все ему хочется больше, и нет ему никакой утехи и в большом богатстве. Часто у человека есть богатство, да нет здоровья, или смерть скоро придет,- какое тут счастье? Кто на Бога не надеется или забывает Бога, тот только по виду живет хорошо, а душой непременно мучается, потому что он не хочет просить милости Божией, а насильно ее Бог человеку не посылает. Для своих телесных нужд нам нужно работать руками и умом, но не следует чрез меру тужить в душе ни о хлебе, ни об одежде, ни об обуви, потому что мы своими думами никакому делу помочь не можем. Так, например, если человек посеял хлеб в поле, то он сколько бы ни тужил, сколько бы ни заботился в душе о посеве, росту хлеба своими заботами он не поможет. Да не только росту хлеба или другого растения не может человек помочь своими заботами, а даже росту своего тела никто не может прибавить ни одного вершка. Иисус Христос так учил людей: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или, что пить? или, во что одеться?…[ 1 ] не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы»[ 2 ]. Наше дело - работать, а сработать сегодня завтрашнюю работу никто не может, поэтому и сокрушаться о завтрашнем дне нечего. Душой нам нужно заботиться о Царстве Божием и правде Божией, а Бог даст нам Свою милость, и наша работа пойдет на пользу. Без Божией милости и работа наша пропадет даром, поэтому мы просим Господа: Хлеб наш насущный даждь нам днесь… В этом прошении есть некоторые слова славянские, не совсем понятные, поэтому мы их переведем по-русски.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Обратимся теперь к Новому завету. Святой апостол Павел, во втором послании к Тимофею, вот какого воздаяния желает Онисифору, который оказал ему человеколюбие свое: «Да дает же, – говорит, – милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокой, и вериг моих не постыдеся: да дает ему Господь обрести милость от Господа в день оный» ( 2Тим.1:16 ), т. е. по смерти, как толкуют учители Церкви, или в день страха и трепета, как говорит Иоанн Златоуст . Если апостол молится о том, чтобы Онисифор получил милость Божию по смерти – на суде Божием, то, без сомнения, и чада апостольской Церкви должны молиться о том же за всех своих ближних. Но начало и конец всем доказательствам есть слово Самого Спасителя: «Иже аще речет слово на Сына человеческого, отпустится ему, а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий» ( Мф.12:32 ), т.е. если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Из этих слов Спасителя, по разумению учителей и толкователей их, ясно видно, что некоторые грехи отпущаются – прощаются и в будущем веке. В Евангелие от Луки Спаситель говорит: «Сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, примут вы в вечные кровы» ( Лк.16:9 ), т.е. приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Святой Феофилакт, вместе с прочими толкователями сего места, говорит: «Итак, сотворим себе друзей в лице неимущих – милостынею, чтобы они, по разлучении душ наших от тела, приняли нас в вечные кровы небесные». Но как облагодетельствованные нами неимущие примут нас в вечные кровы? Не иначе, как чрез молитву за нас. В том же евангелии читаем, что разбойник, висящий со Христом на кресте, молился Ему: «Помяни мя, Господи, егда придеши во царствии Твоем!» ( Лк.23:42 ) Здесь ясно догмат наш утверждается; ибо, когда разбойник уже видел себя близким к смерти, тогда совесть его представила ему все грехи его, – и он, твердо веря, что Христос есть Господь и Избавитель, молит Его, чтобы Он помянул его в царствии Своем. Не явно ли отсюда, что грехи и по смерти отпущаются? Если бы грехи по смерти никак не отпускались, то разбойник не сказал бы «помяни мя, егда придеши во царствии Твоем», а сказал бы только «помяни мя прежде, нежели умрем оба на кресте» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ. Брат мой и возлюбленный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, открываю тебе тайны Божии. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого во Царствие Свое вечное. И когда, по обыкновению, начал я молить Бога о тебе, Он сказал мне: «Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется чрез телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды». И я сказал: «Владыко, (испытай его) с милостью, как сына, а не как прелюбодейчище». Не надобно бы было и объявлять сего, но я сказал для того только, чтобы ты мог уразуметь радость оную, уготованную тебе. Итак, не печалься, Бог оказывает тебе милость. Если же сомневаешься, то преклони выю твою, зная, что потерпели святые мученики, и употреби розовое масло со святою водою, и Бог наш, по воле Своей, окажет тебе милость, как Ему угодно. Не желал бы я, чтобы ты страдал как-либо душою или телом. Бог да помилует тебя; помолись о мне. 511. Того же к тому же Старцу прошение о молитве и помощи в том же страдании. Ответ. Брат унылый и ропотливый! Зачем ты скорбишь, зачем вопиешь, для чего посылаешь далеко, имея Иисуса, стоящего близ тебя и желающего, чтобы ты призывал Его в помощь? Воззови к Нему: Наставниче! — и Он ответит тебе. Прикоснись краю одежды Его, и Он исцелит тебя не только от одного сего страдания, но и от всех страстей твоих. Если бы ум твой находился там, где бы ему надлежало быть, то и угрызения ядовитых змей и скорпионов не могли бы низвести тебя оттуда к ощущению телесной болезни: забых, говорит (Писание), снести хлеб мой от гласа воздыхания моего (Пс. 101, 5). Не скорби, — милость Божия близка к тебе. Приветствую тебя — нетерпеливого, как здравствующего о Господе. 512. Тот же (брат), сильно отягощенный (болезнью) и очень страдая, просил того же Великого Старца об исцелении. Ответ. Бог мой да пошлет тебе скорое исцеление души и тела. Верую святому Его имени, что ты уже (и теперь) хорошо себя чувствуешь. Итак, сколько можешь, сохраняй благодарение к Нему за то, что Он возлюбил тебя и помиловал святым Своим вразумлением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Первое применение соответствует значению бесконечно. Например, Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно ( Ин. 8:35 ). Здесь в обоих случаях стоит: ε ς τν ανα – вовеки. И смысл этой цитаты однозначен, здесь говорится о бесконечности. Второе применение этого выражения в Писании говорит о пожизненном или, в других местах, очень продолжительном сроке. Например: и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно ( Исх. 21:6 ); всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно ( Исх. 32:13 ). Исходя из этого, можно сделать вывод, что, несмотря на достаточно однозначный смысл слова вовеки в русском языке, в греческом тексте Писания соответствующее выражение ε ς τν ανα может означать как бесконечность, так иногда и пожизненный или очень продолжительный срок, а значит, само по себе это выражение не может служить доказательством бесконечности мучений грешников. 2 .4. Выражение ες τος ανας τν α νων Последнее широко применяемое в греческом тексте Священного Писания выражение, переведенное на русский язык как обозначающее вечность, это: ες τος ανας τν α νων. Переводится оно как на веки веков 41 , или во веки веков. В толковом словаре Кузнецова даются такие значения этого выражения: на веки вечные, на веки веков (высок.) – навсегда; во веки веков (устар.) – 1) навсегда, навечно; 2) (в отриц. предл.) никогда 42 . Мы видим, что выражение во веки веков в русском языке имеет однозначное толкование: навсегда, навечно, то есть бесконечно, так же как и выражения: на веки вечные, на веки веков. Теперь рассмотрим употребление этого выражения в тексте Священного Писания. 1 . Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь ( 2Пар. 36,23 ). Здесь выражение во веки веков однозначно и несомненно означает бесконечность. 2 . А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков ( Пс. 51, 10 ). В греческом тексте здесь стоит ες τν ανα κα ες τν ανα το ανος – вовеки и во веки веков. Само по себе это выражение и в греческом, и в русском языке допускает только одно толкование – бесконечно, навсегда. Но если и рассудить логически, безусловно, псалмопевец имел упование на милость Божию не только в течение всей своей земной жизни, но и простирающееся в бесконечность. Весьма странно было бы для любого верующего человека, тем более угодника Божия, желать надеяться на милость Божию только в этом веке (в этой временной жизни). Это подтверждают и толкования святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Поистине где гнев, там и милость. Строго со гневом Господь Иисус обличил род неверный за неверие, но в великую милость к нему явил, ибо за обличением последовало исцеление бесноватого. Подобную милость, вслед за выражением гнева, Господь Иисус проявил в отношении к христианам церкви Лаодикийской. Сильно укорив их в слабости веры, Он преподал им совет для исцеления этого недуга и сказал: «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся». С сими словами Христос обратился не прямо к Лаодикийским христианам, но к их предстоятелю. В чем же именно состоял тот недуг, за который они заслужили обличение? В недостатке ревности к достижению тех духовных совершенств, каких требует вера во Христа. «Знаю твои дела, говорит Христос к пасомым в лице пастыря; ты ни холоден, ни горяч», то есть ты называешься христианином, ибо веруешь во Христа, искупителя грешников, но в тебе незаметно преуспеения в этой вере. Вере твоей не соответствуют дела. Жизнь твоя такова, что тебя нельзя назвать истинным христианином. Истинный христианин в силу заповеди: «будьте совершенны, как совершен Отец небесный», неутомимо подвизается в исполнении заповедей Христовых, и как бы ни велика была его ревность в сем деле, как бы далеко ни ушел он по пути духовного совершенства, он никогда не остается доволен собою, никогда не скажет о себе, что он все сделал для спасения своей души, что заслужил своими делами полное право на венцы в царстве небесном. Подобно апостолу Павлу, совершившему необычайные подвиги самоотвержения в любви к Богу и ближнему, он говорит: «я не почитаю себя достигшим цели, а только забываю заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3: 13, 14 ). Подобной ревности к духовному преуспеянию чужд был Лаодикийский христианин. Нельзя сказать, чтобы он был холоден к вере, равнодушен к ней и не дорожил званием христианским; нет, он надеялся спастись верою во Христа и дорожил ею. Но нельзя сказать и того, чтобы он был горяч, чтобы он горячо был предан своей вере, до готовности всю жизнь свою служить Христу с неизменною верностью и самоотвержением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010