Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дорофей (Маммелис), митр. Прусы (Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион. 12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры.

http://pravenc.ru/text/180261.html

Вестн. 1883 г. стр. 3). Затем важнейшие случаи сношений церковных властей православной церкви с турецким правительством представляются при назначении патриархов, особенно вселенского, и издании новых постановлений по церковным делам. Назначение вселенского патриарха производится по свободному выбору церковно-правительственных учреждений – Синода и Национального Собрания, с соизволения турецкого правительства. Турецкое правительство при этом имеет в виду одно, чтобы избранный церковный сановник был лицо благонадёжное в политическом отношении. Чтобы было яснее видно значение в этом деле правительственного соизволения сравнительно с деятельностью церковно-правительственных органов, мы представим самый порядок избрания. В случае вакантности кафедры вселенского патриарха, произойдёт ли это от кончины патриарха или добровольного отречения его от кафедры, назначается до выбора нового патриарха местоблюститель патриаршего престола. Избрание местоблюстителя производится в общем заседании Синода и Смешанного Совета. О результате избрания сообщается турецкому правительству новоизбранным местоблюстителем – на его утверждение. Правительство сообщает о своём согласии особым указом (бугъюрулди) 20 . Затем о назначении местоблюстителя сообщается по телеграфу всем епископам, подвластным константинопольской патриаршей кафедре. Затем все епископы патриархата приглашаются доставить местоблюстителю записки с обозначением кандидата, которого каждый из них считает достойным избрания в патриархи. По получении от епископов мнений о кандидатах к замещению патриаршего престола назначается заседание Избирательного Собрания. По действующему уставу, Избирательное Собрание состоит из семидесяти пяти членов под председательством местоблюстителя патриаршего престола. В состав Избирательного Собрания входят все члены Синода и Смешанного Совета, архиереи, случайно находящиеся в столице, высшие чиновники патриархии, представители от епархий, представители разных сословий и цехов. В Избирательном Собрании прочитывается список кандидатов, указанных епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

«В связи с последними событиями в русской церкви, – говорилось в заметке, – наш сотрудник имел беседу с митрополитом Петром Крутицким, которому сообщил: – Среди населения циркулируют слухи о том, что заявление Тихона неподлинно и что вы никакой препроводительной бумаги к тексту завещания не посылали в редакции газет. – Слухи эти, – ответил митрополит Петр, – никакого основания не имеют. Если об этом и говорят, то лишь две-три кликуши с Сухаревки. Что касается верующих, то они в подлинности завещания патриарха Тихона не сомневаются». Подтверждение (действительное или измышленное) митрополитом Петром «подлинности завещания патриарха Тихона» давало основание задать ему следующий вопрос: «Когда намерены вы осуществить чистку контрреволюционного состава духовенства и черносотенных приходов, а также созвать комиссию для суда над зарубежными архиереями?» Именно этот вопрос, а не вопрос о подлинности «Завещания», бьш главным в тот момент. От практического ответа на него зависел дальнейший ход развития истории Русской Церкви, равно как и место, которое в этой истории должен был занять митрополит Петр. Согласно «Известиям», митрополит Петр ответил так: «Для меня, как местоблюстителя патриаршего престола, воля патриарха Тихона священна, но я один не правомочен провести в жизнь эти пункты завещания. Сейчас я занят конструированием организации церковного управления, после чего немедленно будет приступлено к выполнению этих заданий» 517 . Видно, таким образом, что, не имея возможности открыто отвергнуть политическую программу «Завещания», митрополит Петр использовал тактику оттягивания ее проведения в жизнь под благовидным предлогом недостатка своих полномочий. Примечательно при этом, что, даже, согласно известинскому интервью, в ответ на вопрос: «Разделяет ли весь епископат точку зрения завещания Патриарха?»Местоблюститель сказал: «На этот вопрос затрудняюсь ответить положительно. Бесед по этому поводу я не имел» 518 . Совершенно очевидно было, что весь епископат быть солидарным с «точкой зрения завещания Патриарха» не мог, и митрополит Петр это прекрасно понимал и учитывал при выборе дальнейшего пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Открывая детский праздник, Местоблюститель Патриаршего престола поздравил всех с Рождеством Христовым и пожелал счастья, здоровья и благополучия. Он также подчеркнул, что главной ценностью в жизни христианина является любовь, которая начинается с человеческого общения, с дружбы. «Для нас близким становится тот человек, который делает нам добро. Такого человека мы называем другом и такого человека мы готовы любить, — сказал митрополит Кирилл. — И маму, и папу, и дедушку, и бабушку мы любим за то, что они отдают нам свое сердце. Человек счастлив тогда, когда у него есть друзья. А друг ждет от нас того же, что и мы ждем от него. И мы должны помогать, и мы должны уметь дарить, и мы должны от себя оторвать и дать другу. Когда человек способен отдавать другому то, чем сам обладает, он имеет друзей и его сердце посещает любовь. Учитесь давать друг другу. Учитесь может быть от себя чего-то забрать, а другому передать: свое время, конфету, внимание, помощь, и вот тогда отношения между людьми, если они будут основываться на этой способности друг другу отдавать, и будут великим счастьем. У вас будет много замечательных друзей, и когда вы вырастете, у вас будет замечательная семья. Если мы будем друг другу помогать, какая же будет у нас прекрасная страна, какой будет крепкий народ, какое сильное государство. Нужно только научиться помогать друг другу», — сказал Патриарший Местоблюститель, обращаясь к гостям праздника. «И в ответ на это добро мы будем получать много добра от других, получать добро от Господа нашего, Который по нашей любви к другим Свою любовь на нас изливает», — заключил владыка Кирилл. В праздничном представлении приняли участие детские творческие коллективы — детская хоровая студия «Преображение», ансамбль «Колокольные звоны» детской музыкальной школы имени А.М. Иванова-Крамского, детский балет при академическом ансамбле МВД России, детский музыкальный театр «Домисолька» и другие. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/523453.htm...

Для этой цели собран был синод, на котором большинством голосов избран был в место-блюстителя Епифаний, архиеп. Иорданский. Но это избрание не понравилось т.н. наместнику патриаршего престола, митрополиту Петры-Аравийской, престарелому Никифору, члену синода. Пользуясь своим положением наместника, он на другой же день созвал опять синод, в котором присутствовали лишь члены, благорасположенные к Никифору. Теперь местоблюстителем выбран был сам Никифор, чего ему и хотелось. На этом, однако же, он не успокоился. Ему захотелось пробраться в патриархи, о чём он очень откровенно заявил и на заседании синода, сказав, что его заветное желание такое – умереть патриархом или местоблюстителем. Но шансы его на выбор в патриархи оказались очень ничтожными. Поэтому он стал прибегать к разным незаконным мерам для приведения своего заветного желания в исполнение. Например, одного члена собрания, как ненадёжного в данном случае, он —251— отстранил и ввёл совершенно незаконно трёх архимандритов, расположенных к нему, в число членов синода. Эти действия престарелого Никифора были опротестованы оппозиционной ему партией синода, которая осмелилась назвать синод Никифора псевдосинодом и даже разбойничьим собором. Свой протест оппозиция довела до сведения Порты, которая сейчас указанные действия местоблюстителя признала противозаконными и отменила их. Наконец, после долгого промедления наступил день выборов. Но, увы, избран был не Никифор, а Антиохийский патриарх Герасим. Разумеется, Никифор, и его клевреты не хотели примириться с таким исходом дела. Они послали донос на Герасима турецкому правительству в Константинополь. А в этом доносе, между прочим, обвиняли его в дружбе к России (Назидательный факт для тех, кто воображает, что Греки хоть сколько-нибудь любят единоверную и щедродательную Россию! К тому же нужно прибавить, что обвинение это было клеветой). Но хлопоты Никифоровой партии пропали даром. Султан утвердил Герасима патриархом Иерусалимским. 164 – В настоящее время (с 1897 г.) патриархом Иерусалима состоит Дамиант, бывший архиепископ Филадельфийский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Трудно было повиноваться и указанию местоблюстителя молиться ежедневно за Советы, поминая на Литургии богомерзкую эту власть: «Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство ея…». Во многом не принимал положений Декларации и мой отец, но в целом он не считал необходимым прерывать каноническое общения с Сергием, дабы не вводить искушения новых расколов. Протоиерей же Валентин Свенцицкий реагировал в крайне протестной форме, нарочито хлесткими фразами желая больнее, кажется, обидеть первого епископа: «Митрополиту Сергию… Сознавая всю ответственность перед Господом за свою душу и за спасение душ вверенной мне паствы, …я порываю каноническое и духовное общение с Вами и организовавшимся при Вас совещанием епископов, …а также со всем находящимися с Вами в каноническом общении и не считаю Вас более заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола… Вы все делаете одно общее, антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь создателем самой опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более чем нарушение отдельных канонов! Я не создаю нового раскола и не нарушаю единства Церкви, а ухожу и увожу свою паству из тонкой обновленческой ловушки… г. Москва, 12.01.1928 г. Протоиерей Валентин Свенцицкий». Духовные и мирские дороги отца Владимира и отца Валентина разошлись, чтобы вскоре вновь пересечься, но уже при иных обстоятельствах. Был ли открытый протест отца Валентина причиной примененных к нему репрессий, или причин хватало и без того, а протест лишь добавил в чашу терпения, но в том же 1928 году его арестовывают и ссылают в Сибирь. Здесь, уже смертельно больной, отец Валентин принимает выстраданное решение вернуться в общение с митрополитом Сергием. За месяц до собственной кончины он пишет проникнутое величайшим смирением покаянное письмо: «Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и отец, я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно. Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со Святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду своей кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью».

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Как следует из доклада Е. Тучкова февраля 1925 г., он связывал надежды на изменение положение «тихоновщины» с возможной смертью Патриарха. «Положение тихоновщины может резко измениться к худшему, так как лишенная авторитетного руководящего лица, эта группа окажется состоящей из враждующих за власть больших и маленьких групп. Поэтому крупные деятели тихоновцы уже сейчас охвачены сильным беспокойством, стремятся добиться легального авторитетного руководящего органа, и вследствие этого более умеренную линию по отношению к гласным (так в тексте – Д.С.).» Задачей Е. Тучкова было внести раскол в среду епископата. 3 сентября 1924 г. АРК приняла решение: «Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона, и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию» . Целью опубликования «завещания» как раз и был раскол среди епископата. Е. Тучков знал, что архиереи-»даниловцы» откажутся признавать этот документ. Он полагал, что, направивший «завещание» в газеты митрополит Петр, лишится поддержки этой авторитетной группы иерархов и должен будет проводить в жизнь, то, что изложено в документе. Именно этим можно объяснить то, что в первые несколько месяцев местоблюстительства ГПУ занимало выжидательную позицию и никаких антицерковных действий не предпринимало. Однако митрополит Петр, зная о том, что Патриарх «Завещание» не подписал, отказался проводить в жизнь его положения. Например, не была создана комиссия для расследования действий заграничных иерархов. Более того, митрополит Петр в своих действиях руководствовался мнением архиереев-»даниловцев». Архиепископ Федор был к тому времени арестован и братию возглавлял архиепископ Парфений (Брянских). 28 июля Местоблюститель обратился с посланием, направленным против обновленчества. В деле сохранился подлинник этого, подписанный митрополитом Петром . Внешний вид этого документа не имеет ничего общего с теми редакциями «завещания» Патриарха Тихона, которые имеются в следственном деле Н-1780.

http://pravoslavie.ru/57501.html

В 1942 году я имел с ним большую переписку по основным вопросам современной жизни, и его письма часто удивляли меня глубиной и верностью понимания сущности христианства, знанием Священного Писания и истории Церкви. Некоторые из них можно даже назвать небольшими богословскими трактатами. Не во всем он соглашался со мною, и часто я должен был признать его большую правоту. Но, как ни велики были нравственные и умственные достоинства почившего, как ни много трудов понес он на высшем церковном посту, самым высоким его подвигом история, как я думаю, признает его великое самоотвержение и тяжелую жертву, которая оказалась необходимой, чтобы провести корабль церковный по страшным волнам церковной разрухи, расколов и разъединений, своеволия дерзких и непокорных. Господь, знающий сердца человеческие, конечно, не так, как враги-самоправедники, оценит это подвиг великого Святителя. Этот подвиг был возможен только для человека с большим историческим и политическим кругозором, свободного от узкого консерватизма, горячо любящего родину и свой народ. Святейший Сергий ясно чувствовал и понимал, что между фашизмом и христианством непроходимая бездна, знал, что фашизм исторически обречен в неравной борьбе с новым и прогрессивным, и потому без малейшего колебания благословил необходимую и справедливую, вторую отечественную войну. И не только благословил, но неустанно призывал верующих к активному содействию нашей Красной Армии чем кто может и, конечно, неустанными молитвами о победе над врагами человечества. Призыв Святителя нашел горячий отклик в церковной среде, и скоро создалась большая колонна имени Димитрия Донского, потекли пожертвования деньгами и вещами на подарки раненым, на устройство осиротевших детей защитников родины и жертв фашистских злодейств. В один из славных юбилеев Святейшего, тогда еще Местоблюстителя Патриаршего престола, я так приветствовал его: «Целую чело, осиянное светом разума и любви, лобзаю рамена, столь долго несущие самый тяжелый из омофоров архиерейских». Поистине невыносимо тяжел был омофор Местоблюстителя, призванного к возглавлению Церкви Российской в один из самых тяжелых периодов ее истории. И всеправедный Господь Бог вознаградил его маститой и светлой старостью и блаженной кончиной.

http://predanie.ru/book/221289-svyatitel...

По определению Собора 1917–1918 годов, в случае кончины Патриарха в права и обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола вступает старейший по сану и хиротонии иерарх, каковым в настоящее время является Наше смирение. И Святейший Патриарх Тихон в послании своем от 15 июля 1923 года [н. ст.] соизволил указать “в точном соответствии с постановлением Собора, установившего порядок патриаршего управления в Русской Церкви, и с определением состоявшего при Нас Священного Синода от 7 ноября 1920 года [ст. ст.], признали Мы за благо передать на время Нашего удаления от дел всю полноту духовной власти назначенному Нами Заместителю Нашему митрополиту Ярославскому Агафангелу... против чего, как Нам было сообщено, не возражала и гражданская власть... " » 308 . Очевидно, по старческой забывчивости (другого объяснения мы не находим) митрополит, приведя это, впрочем совершенно справедливое формальное основание для своего вступления на пост Главы Церкви, в свое время действительно изданное Собором – не приводит другого позднейшего и более важного, которое имел в виду почивший Святейший Патриарх Тихон при составлении завещательного распоряжения от 25 декабря 1924 (7 января 1925) года, а именно, что ему (Патриарху) в исключение из правил, ввиду чрезвычайных обстоятельств церковной жизни, предоставлено было Собором персональное, личное право назначения себе Заместителей по собственному выбору, без оглашения их имен. Святейший Патриарх Тихон и руководствовался именно этим, предоставленным ему правом, при составлении завещательного распоряжения, а затем уж и более ранним соборным определением о порядке замещения Патриарха на случай его кончины. Но в таком случае ссылка митрополита Агафангела на старейшество свое по хиротонии и сану не давала уже ему бесспорного формального права на Место- блюстительство. Это и было раскрыто и объяснено ему в последовавшей затем переписке с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Нижегородским Сергием. Но, конечно, в момент издания «Пермского послания» митрополита Агафангела все это было еще не вскрыто и потому – неясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Патриарший Казенный приказ мог регламентировать размен церквами между десятинами, по челобитьям с мест инициировать выделение новых десятин. В наиболее крупных десятинах существовало дополнительное деление на заказы, церковную власть в к-рых осуществляли заказчики. Так, в Загородской десятине к 1690 г. насчитывалось 5 заказов, к 1706 г.- 7 заказов. При патриархе Иоакиме число десятин возросло - все вновь присоединяемые земли П. о. оформлялись в новые десятины, старые десятины делились. В П. о. неоднократно проводились переписи церквей и церковных земель, с к-рых в патриаршую казну поступала дань. В 1619-1623 гг. была проведена наиболее крупная перепись П. о. (сохранившиеся дозорные книги по городам Серпухову и Ржеве Володимеровой 1620 г. опубл.: Описание. 1872). В 1628-1629 гг. было описано 29 десятин П. о. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 4). Нередко проводились дозоры, «сыски и переписка» церквей в границах одной десятины или уезда, как по инициативе приказа, так и с мест. В 1652 г. было начато описание П. о. с церквами, дворами, угодьями, пашней и прихожанами (АИ. Т. 4. 195. С. 366-367). Управление мон-рями П. о. осуществляли патриаршие приказы. Настоятелей мон-рей назначал патриарх. При смене настоятелей составлялись переписные книги имущества обители, один экземпляр к-рых отправлялся в патриарший Казенный приказ и хранился в его архиве, описи имущества делались и при смене настоятелей соборов и приходских церквей. Большая часть монастырей П. о. была освобождена от платежей в патриаршую казну, общее управление ими осуществлял патриарший Разрядный приказ, домовыми патриаршими монастырями ведал патриарший Дворцовый приказ, нек-рые монастыри в качестве дополнительной статьи дохода были переданы в ведение патриаршего Казенного приказа. После 2-го открытия Монастырского приказа в 1701 г. монастырские вотчины и хозяйство (за исключением бывш. домовых патриарших монастырей, к-рые остались в ведении патриаршего Дворцового приказа) перешли к нему. Назначение настоятелей и духовное окормление монастырей остались в ведении местоблюстителя Патриаршего престола.

http://pravenc.ru/text/2579756.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010