Я не считаю себя вправе задерживать ответ на Ваши строки от 23 января ввиду важности предложенного Вами вопроса. В основе Акта от 27 декабря, как следовало ожидать, лежит объективное обстоятельство – кончина нашего Прото-Кира. Известие о ней поступило к Блаженнейшему 20 декабря. Неделя потребовалась для проверки. Кажется, можно считать установленным, что Прото-Кир скончался 11 сентября 1936 г. Форму, в какую вылилось вытекавшее отсюда распоряжение, не относите за счёт автора. Последний делал и продолжает делать все, что не угрожает ничьим интересам, для ее исправления. Он в частных беседах не скрывает ни от кого факта кончины его Предместника, он не препятствует возношению имени почившего за общими поминальными ектеньями, возгласами. Он подписал 24 января предъявляемое ныне к подписи и прочим иерархам определение, коим принимаются к сведению известное завещательное распоряжение митрополита Петра от 22.11(5.12). 1925 о преемниках на случай кончины и справки о настоящем положении первоочередных кандидатов: Кирилла [Смирнова], Агафангела [Преображенского], Арсения [Стадницкого]. Поскольку все это делается известным, устраняется смущение, чему можно только порадоваться. Нельзя радоваться той лёгкости, с какою принят акт 27 декабря 40% правящих. Семь человек в разное время подписали его на месте, ознакомленные с историею дела. Этих за что же осуждать? Но 20 человек, восторженно приветствовавших его с своих мест телеграммами и письмами, чем они руководствовались? Доверие к автору и заботы о мире церковном обязывали лишь к беззамедлительному исполнению распоряжения. В остальном требовалась осторожность. Не следовало забывать, что источником власти Патриаршего Местоблюстителя, по нашим правилам, являются не выборы, а только завещание (см. об этом замечательную статью митрополита Сергия Страгородского в 1 “ЖМП” также о различии Патриаршего Местоблюстителя от Местоблюстителя Патриаршего Престола). Между тем указ точно нарочно обращал мысль именно к выборам («согласно с мнением»), а срок введения его в действие (не тотчас, а с 19 января/2 февраля) как будто исключал предположение смерти. Никто бы, думаю, не пожелал, чтобы подобная же лёгкость проявилась, когда будет конституироваться ВЦУ после митрополита Сергия. Иначе ответят правящие и перед Богом, и перед историей за несоблюдение лежащего по преимуществу на них долга блюсти каноничность внешнего устройства Св. Церкви. Не противоречит изложенному мнение, что формально количество вышеупомянутых признаний (27 из 51 общего числа правящих на 1 января 1937) может констатировать, при современных условиях, правомерность Акта от 27 декабря, даже и независимо от объективного обстоятельства, на котором он основан. Собрание верующих также оправдает, я думаю, и избрание Патриарха простым большинством голосов наличных правящих, за невозможностью исполнения предусмотренного положением порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Архив Пн Местоблюститель Патриаршего престола рассказал о развитии церковно-государственных отношений в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. 14:01 С изменениями в политической жизни в начале 1990-х годов мощный импульс получило развитие церковно-государственных отношений, сообщил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , подчеркнув: «С нашей точки зрения, эти отношения должны строиться на основе взаимного невмешательства церковных и государственных институций в дела друг друга и одновременно — широкого партнерства Церкви и государства в различных областях». В докладе на Поместном Соборе, который открылся в Москве 27 января 2009 года , митрополит Кирилл отметил, что в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви постепенно создается новая правовая база, позволяющая выстраивать конструктивное сотрудничество Церкви и государства. «Сложились и совершенствуются весьма конструктивные отношения с государственной властью Российской Федерации, равно как и большинства других стран нашего канонического пространства. В Белоруссии заключено Соглашение о сотрудничестве между властью и Церковью. В Латвии принят закон " О Латвийской Православной Церкви " , которым, в частности, закрепляются невмешательство государства в церковные дела и особые гарантии священнослужителям. Высокий уровень церковно-государственных отношений достигнут в Литве, где Церкви переданы 95 процентов храмовых зданий, а в школах преподаются учебные предметы, посвященные знакомству с Православием», — рассказал Патриарший Местоблюститель. В то же время было отмечено, что остаются нерешенными многие вопросы в данной области. Так, в России  до сих пор не удается поставить на прочную правовую основу практику преподавания в светских школах «Основ православной культуры», а также систематической работы военного духовенства. Ждет окончательного урегулирования проблема возврата церковного имущества. Несмотря на многие усилия, в Эстонии продолжает оставаться открытым вопрос о церковной недвижимости. Многие трудности связаны с последствиями вмешательства светской власти во внутренние дела Церкви на Украине. Кроме того, не решенной остается проблема получения Украинской Православной Церковью в совокупности ее епархий, монастырей и приходов статуса юридического лица.

http://patriarchia.ru/db/text/541347.htm...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Местоблюститель Патриаршего престола Грузии епископ Шио Муджири предположительно был отравлен 15:21 06.07.2023 517 Фото: old.newposts.ge Местоблюститель Патриаршего престола Грузии, епископ Шио Муджири, предположительно, был отравлен, сообщила в четверг грузинская телекомпания «Рустави-2», ссылаясь на свои источники, передаёт Интерфакс. По данным телекомпании, о возможном отравлении стало известно после того, как анализы выявили в организме епископа множество подозрительных веществ. Телекомпания отмечает, что, по ее информации, в Патриархии Грузии не исключают, что местоблюстителя Патриарха кто-то отравлял постепенно в течение определенного времени. Официально эту информацию на данный момент в Патриархии не опровергли и не подтвердили.

http://ruskline.ru/politnews/2023/07/06/...

Архив Пн Местоблюститель Патриаршего престола назвал среди целей межрелигиозного диалога совместное противостояние вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды 27 января 2009 г. 14:12 «В ситуации, когда на постсоветском пространстве обострились межнациональные отношения, осложненные политическими и социальными противоречиями, особую важность приобрела миротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций. Это придало новое значение межрелигиозному диалогу и сотрудничеству», — подчеркнул Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , выступая на заседании Поместного Собора Русской Православной Церкви , который проходит в Москве. Религии обладают значительным миротворческим потенциалом, отметил митрополит Кирилл: «Так, в прекращение вооруженного армяно-азербайджанского конфликта внесли свой вклад встречи христианских и мусульманских религиозных лидеров, проведенные при посредничестве Святейшего Патриарха Алексия. Контакты нашей Церкви с исламским духовенством помогли процессам урегулирования ситуации в Чечне, способствовали снятию напряженности после трагедии в Беслане». В большинстве стран СНГ межрелигиозные отношения сейчас близки к оптимальным, констатировал Патриарший Местоблюститель. Это подтверждается согласованной реакцией ведущих религиозных лидеров на злободневные события, многочисленными совместными мероприятиями, созданием постоянно действующих межрелигиозных структур, в частности, Межрелигиозного совета России и Межрелигиозного совета СНГ. «Да, у нас и у представителей нехристианских религий — разные представления о Боге и о Его отношении к человеку, разные традиции, отличающийся образ жизни. Но основные нравственные представления традиционных религий во многом близки, что позволяет нам сообща противостоять вызовам морального нигилизма, агрессивного безбожия, межнациональной, политической и социальной вражды, — заявил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Не случайно участники межрелигиозного диалога совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возврат нравственности в экономику, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью».

http://patriarchia.ru/db/text/541393.htm...

ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на рассмотрение Архиерейского Собора представленные проекты:   ЖУРНАЛ 105 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О внесении дополнений в Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Справка Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании 12 октября 2007 года (журнал 106) постановил образовать из приходов Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви, расположенных на территории Республики Туркменистан, благочиние в ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, исключив их из состава Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании 27 декабря 2007 года (журнал 146) постановил выделить из состава Корсунской епархии приходы Московского Патриархата в Италии и подчинить их каноническому ведению Преосвященного с титулом «Богородский»; до назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранить за Преосвященным архиепископом Корсунским Иннокентием. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Пункт 11 Положения о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви принять в следующей редакции: «Патриаршие приходы в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин). Делегаты избираются общеприходскими собраниями по установленной самими собраниями процедуре из лиц, соответствующих критериям, предусмотренным для делегатов епархий».   ЖУРНАЛ 106 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о включении в состав Синодальной Богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова, клирика Одесской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить протоиерея Андрея Новикова в состав Синодальной Богословской комиссии.   ЖУРНАЛ 107 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола

http://patriarchia.ru/db/text/514547.htm...

На мой взгляд, ввиду чрезвычайных условий жизни Церкви, когда нормальные правила управления подвергаются всяким колебаниям, необходимо поставить церковную жизнь на тот путь, на котором она стояла в первое Ваше заместительство. Вот и благоволите вернуться к той, всеми уважаемой Вашей деятельности. Я, конечно, далёк от мысли, что Вы решитесь вообще отказаться от исполнения возложенного на Вас послушания – это послужило бы не для блага Церкви. Повторяю, что очень скорблю, что Вы не писали мне и не посвятили в свои намерения. Раз поступают письма от других, то, несомненно, дошло бы и Ваше. Пишу Вам откровенно, как самому близкому мне Архипастырю, которому многим обязан в прошлом и от святительской руки которого принял постриг и благодать священства. Не подумайте, Владыко, что в центре моего внимания находятся суждения моих соседей – Архипастырей. Не скрою, что как только они прибыли в Обдорск, почтили меня общим письмом; но последнее состояло исключительно из одних приветствий. Затем, около уже года, ничего о них не слышу. Моё здоровье сильно ослабело борьбой с суровыми климатическими условиями. Неоднократно ходатайствовал о переселении в другой пункт, более или менее обеспеченный сносным климатом и наличием медицинской помощи, которая здесь слишком слаба, – успеха нет. Все домашние тягости несу сам: около меня нет постоянного человека. На старости лет приходится подвижничать по-пустынному. Господь устроил, таким образом, дело внутреннего упорядочения. Прошу Вас помолиться Господу Богу, чтобы подкрепил мои силы и помог мне жить в безропотном послушании Его Святой Воле. Вашего Высокопреосвященства покорный слуга митрополит Пётр. 26 февраля 1930 г., Хэ, Обдорского района. Архив составителя Сергий [Страгородский], митрополит. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя. Статья 224 По действующим церковным правилам, титул Местоблюстителя Патриаршего Престола усвояется иерарху, который временно исполняет обязанности первого епископа данной Церкви sede vacante, то есть в период времени с освобождения патриаршей кафедры (за смертью или уходом Патриарха от должности) и до избрания нового Патриарха. Предусматривается должность Местоблюстителя и Положением о нашем Высшем Управлении, выработанном на Соборе 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2. Жизнеописание Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] ...Письмо Вашего Высокопреосвященства от 9 июня [н. ст.] с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренне благодарю за выраженное Вами мне доверие. Но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволяю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее местоблюстительство первоиерархам Кириллу [Смирнову], митрополиту Казанскому, или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 12 июня 1926 г. г. Москва. С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. В вышеозначенном моем письме (отношении) от 27 мая (9 июня) с. г. Было так же оговорено, что если Высокопреосвященный митрополит Агафангел по каким- либо обстоятельствам будет лишён возможности нести обязанности Патриаршего Местоблюстителя, то таковые снова переходят ко мне, а в моё отсутствие замещающим Патриаршего Местоблюстителя снова восстанавливается Высокопреосвященный Сергий, митрополит Нижегородский. Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. 1. Архив составителя 2. Люперсольский Н., протоирей, Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка. 1928 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж. 1933 4. Ионии [Снычев]. митрополит. Церковные расколы Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Следует [...] общецерковному порядку [...] иерарх, назначенный завещанием Святейшего Патриарха исполнять обязанности первого епископа нашей Русской Церкви. Но недаром его титул – “Патриарший Местоблюститель», а не “Местоблюститель Патриаршего Престола», как предусмотрено правилами. Эта с виду незначительная разница намекает на весьма существенное различие в объеме полномочий нашего Патриаршего Местоблюстителя от обычного Местоблюстителя. [...] Наш “Патриарший Местоблюститель» получил свои полномочия не от Синода и не совместно с Синодом, а непосредственно от Патриарха. Знаменательно, что ко дню смерти Патриарха из всего столь широко на Соборе задуманного аппарата остался один Патриарх. Он один сохранил свои, полученные от Собора полномочия, на управление Российской Церковью. Срок полномочий членов Синода и Высшего Церковного Совета уже давно истек, и они не могли более принимать участия в управлении. Существовавший при Патриархе Синод из трех архиепископов, а потом – митрополитов, полномочий от Собора не имел, был собран по личному приглашению Почившего и с его смертью терял полномочия. Таким образом, рядом с Патриархом не оказывалось Собором уполномоченного учреждения, которое бы, участвуя в Высшем управлении Церковью, могло автоматически принять от Патриарха всю полноту порученной ему Собором Патриаршей власти и соблюсти ее до избрания нового Патриарха, избрав Местоблюстителя. Оставался единственный путь к сохранению этой власти: личным Патриаршим распоряжением указать лицо, которое бы по смерти Патриарха восприняло всю полноту Патриаршей власти для передачи будущему Патриарху. Это Почивший сделал своим завещанием. Так как вопрос шел именно о том, чтобы сохранить для Русской Церкви не в теории, но и на практике, в действии – учрежденную Собором Патриаршую власть во всей ее полноте, то в завещании и говорится определенно о переходе к одному из указанных кандидатов всех прав и обязанностей Патриарха без каких-либо ограничений. Завещание не усваивает будущему носителю Патриаршей власти титула Местоблюститель, что давало бы повод приравнивать к обыкновенному Местоблюстителю и тем ограничивать его права. Уже сам Владыка Митрополит Петр при вступлении в должность избрал для себя такой титул, может быть, желая этим показать, что он совсем не намерен присваивать Патриаршей власти пожизненно, а смотрит на себя только как на временного носителя этой власти для передачи будущему Патриарху. По прямому же смыслу завещания он бы должен был именоваться: “Исправляющий должность Патриарха» со всеми правами, этой должности присвоенными, в том числе и с правом обращения ко Всероссийской пастве лично от себя с посланиями и с правом возношения его имени во всех церквах Патриархата. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

12) Так как согласно Декрету об отделении церкви от государства национализированные здания культа передаются в бесплатное пользование исключительно группам верующих или религиозным обществам, то всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и т. д.), а также съезды религиозных обществ и избираемые ими исполнительные органы не могут: 1) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 2) заключать какие бы то ни было имущественные договоры и сделки, 3) устанавливать принудительные сборы... Приложение 9 Ходатайство митрополита Сергия о регистрации (легализации) православной русской патриаршей церкви (1.6.1926) Нижеподписавшийся с 14 декабря 1925 года исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола... Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянные сношения во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административно-правовых функций, деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещенного законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределенное время, побуждает меня просить о регистрации Православной Русской Патриаршей Церкви, или так называемых староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.)... В частности, я прошу: 1 . Зарегистрировать меня, Сергия, Митрополита Нижегородского (гражданина Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (я подписываюсь за Патриаршего Местоблюстителя) и мою Канцелярию Московской Патриархии в составе заведующего и секретарей от двух до четырех, а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание мое и Канцелярии в Нижнем Новгороде временно, с тем чтобы по мере надобности впоследствии Канцелярия могла переместиться в Москву...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После того, как Москва оправилась от первого шока после потерь и измен в Малороссии, здесь все же решили заняться устроением дел в Киевской митрополии. Поскольку поставить нового митрополита при еще здравствующем Дионисии Балабане было невозможно, в Москве решили ограничиться назначением временного местоблюстителя, который должен был управлять левобережными приходами. Лазарь Баранович, вполне лояльный по отношению к Москве, все же был не вполне удобен в качестве местоблюстителя, так Чернигов, в котором он постоянно пребывал, был вдалеке от эпицентра главнейших политических событий Малороссии. Московские власти стремились поставить во главе церковной жизни Левобережья такого иерарха, который, пребывая в Киеве и храня верность царю Алексею Михайловичу, в то же время был бы связан с казачьей старшиной и проводил бы в ее среде промосковскую политику. На роль такого местоблюстителя, как решили в Москве, наиболее подходил Нежинский протопоп Максим Филимонов, известный как своей ученостью, так и лояльностью к Московскому государю. Максим регулярно информировал царя Алексея Михайловича обо всем происходящем в Малороссии, и имел в Москве репутацию одного из самых ревностных приверженцев Московского самодержца среди духовенства Киевской митрополии. Максим был в гораздо большей степени вовлечен в политическую жизнь Украины, чем ученый и благочестивый, но совершенно аполитичный и не связанный с казачьей старшиной епископ Лазарь Баранович. Правительство царя Алексея Михайловича надеялось извлечь из этого обстоятельства немалую выгоду. Поскольку обе епископские кафедры Левобережья Киевская и Черниговская были на то время заняты, Максима решено было поставить на Мстиславскую епархию, расположенную на территории Белоруссии. 4 мая 1661 г. Максим, предварительно постриженный в монашество с именем Мефодий, был хиротонисан во епископа Мстиславского и Оршанского. Его рукоположение состоялось в Москве. Мефодий с царского соизволения принял архиерейское поставление от местоблюстителя Московского Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Питирима. Эта мера выглядела беспрецедентно, так как Киевская митрополия пребывала в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Тем не менее, в Москве ее объяснили необходимостью устроения церковной жизни Левобережной Украины в условиях, когда митрополит Дионисий исключительно по политическим мотивам устранился от окормления этой части Малороссии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010