Вскоре после того пришел к Дубтаху некий муж знатного рода просить его дочь в жены. Это понравилось Дубтаху и его сыновьям. Бригита же отказалась. Один из братьев сказал ей: “Воистину, бесполезен ясный глаз в твоей голове, если он не на подушке подле мужа”. — “Знает Сын Девы, — говорит Бригита, — не жив он для нас, если несет нам вред!”. Тогда кладет палец под глаз и выдавливает его из головы, так что лежит он у нее на щеке. Когда Дубтах и ее братья увидели это, поклялись не велеть ей идти с мужем, кроме того мужа, который понравится ей самой. Тогда Бригита положила ладонь на глаз, и он сразу стал здоров. Пошла Бригита и некие девушки с ней принять постриг от епископа Мэла в Телха Миде. Он был рад им. Бригита из смирения оставалась так, чтобы принять постриг последней. Над ее головой поднялся огненный столп до свода церкви. Тогда епископ Мэл сказал: “Иди, святая Бригита, принять постриг прежде других дев”. Случилось там через милость Святого Духа вот что: над Бригитой был прочитано посвящение в чин епископа. МакКайле сказал, что в чин епископа не должна быть посвящена женщина. Епископ Мэл ответил: “Это не в моей власти. От Бога дана Бригите честь превыше всех женщин”. Так что с тех пор преемнику Бригиты ирландцы воздают почести епископа 19 . Восьмого числа Бригита родилась, а именно в среду. Восемнадцатого она приняла постриг. В восемьдесят восемь лет она ушла на небо. С восьмерыми Бригита посвящена в исполнение восьми Евангельских блаженств, из которых выбрала Бригита милосердие. Однажды, когда подошло время празднования Пасхи, пожелала Бригита ради благотворительности сварить пива для многочисленных церквей в округе. Но в то время в Миде не хватало зерна и у Бригиты была лишь одна мера солода 20 . У людей же Бригиты не было сосудов, лишь два чана 21 . Они положили солод в один из двух чанов. Другой наполнили пивом. Потом роздано пиво Бригитой по семнадцати церквям Фер Тулах, так что благословением Бригиты одной меры солода хватило от Великого Четверга до Фомина воскресения.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatoy-brigity...

Рождественский сочельник и Рождество Христово Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? 6 октября, 2016 Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января. Рождественский сочельник — праздник перед Рождеством 6 января — Навечерие Рождества Христова , или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко. Как поститься в Сочельник? – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? Сочельник Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-sochel...

В Нем человеческая природа усовершена, она обновлена, воссоздана, заново сотворена. Человеческая судьба достигает своей цели, и отныне жизнь человека, по слову Апостола « сокрыта со Христом в Боге». В этом смысле Христос есть « последний Адам» , истинный человек. В Нем находится мера и граница человеческой жизни. Он воскрес как « первенец усопших», вознесся на небеса и воссел одесную Бога. Слава Его — слава всего человеческого существования. Христос вошел в превечную славу; Он вошел в нее как Человек и призвал все человечество пребывать с Ним и в Нем. « Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом… и с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе» . В этом и заключается тайна Церкви как Тела Христова. Церковь есть полнота, το πλρωμα, т. е. исполнение, завершение . В этом смысле св. Иоанн Златоуст объясняет слова Апостола: «Церковь есть исполнение Христа в том же смысле, как голова восполняется телом. Таким образом мы понимаем, почему Апостол считает, что Христос, как Глава, нуждается во всех Своихчпенах. Ибо если бы мы, многие, не были один рукой, другой ногой и еще другими членами, то тело Его не было бы завершенным. Так Тело Его состоит из всех членов. Это значит, что глава только тогда будет завершенной, когда тело будет совершенно; когда все мы крепчайше связаны и укреплены». Объяснение Златоуста повторяет епископ Феофан: «Церковь есть исполнение Христа в том же смысле, как дерево есть исполнение зерна. Все то, что сжато содержится в зерне, получает свое полное развитие в дереве… Сам Он всецел и всесовершен, но человечество Он еще не привел к Себе в конечном совершенстве. Человечество лишь постепенно входит в общение с Ним и так придает новую полноту Его делу, которое таким образом достигает всей полноты своего совершения». Церковь сама по себе есть полнота; она — продолжение и осуществление богочеловеческого единения. Церковь есть преображенное и возрожденное человечество. Значение этого возрождения и преображения заключается в том, что в Церкви человечество становится единством, «единым телом». Жизнь Церкви есть единство и единение. И конечно же, единство это не внешнее, но внутреннее, сокровенное, органическое. Это единство живого тела, единство организма . Церковь есть единство не только в том смысле, что она едина и единственна; она единство прежде всего потому, что самое существо ее состоит в воссоединении разделенного и разрозненного человечества. Это–то единство и есть соборность, или кафоличностъ, Церкви. В Церкви человечество переходит в другой план, начинает иной образ бытия. Становится возможной новая жизнь, истинная, всецелая и совершенная жизнь, жизнь соборная, « единение духа в союзе мира». Начинается новое существование, новый жизненный принцип, « якоже Ты, отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут… Да будут едино якоже мы едино есмы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Усама ужесточил контроль за наиболее независимой группой населения – духовенством и монашеством. Монахам и священникам на левую руку надели железные браслеты с названием местности и монастыря или церкви, а кроме того, ставили какую-то метку для удостоверения уплаты джизьи за истекший год. Тех, кого находили без этих меток, беспощадно секли или ломали голени, и люди оставались хромыми на всю жизнь. Простые миряне также не могли покинуть свое место жительства без свидетельства об уплате налогов. Потребность в деньгах заставляла людей продавать свою продукцию почти даром: чтобы получить 1 динар, надо было продать 40 (10 ц.) артаб пшеницы или 100 ксестов (215 л.) растительного масла. Дело доходило до того, что люди продавали самое ценное, что оставалось в доме, – деревянные балки. Денежную часть налогов казна принимала только золотом, и оно сильно вздорожало относительно серебра, которое было разменной монетой, за динар стали давать 35 дирхемов вместо обычных 1415. И помимо всех этих тягот и преследовании продолжалось строительство судов для войны с Византией и мобилизации для комплектования команд на эти суда. Отступим теперь примерно на полгода и посмотрим, какие изменения произошли в самой столице и в других провинциях Халифата. 196 Йа‘к, т. 11, с. 334. Подозрение аш-Ша‘би в искажении правды ради самовоз­величения, вызывается, кроме прочего, его утверждением, будто Абдалмалик спе­циально просил ал-Хаджжаджа прислать его из Ирака для посылки Абдал " азизу. 200 Кинди. В., с. 54; Динав., с. 332; Таб., II, с. 11671168; Халифа [с. 295] относит смерть Абдал " азиза к 84/703 г. 203 И. Са‘д, т. 5, с. 9394: по инициативе наместника – 50 ударов бичом; Фас., т. 1, с. 473477: в одном случае (Ирд по приказу халифа) – 100 ударов, в другом – 30, а если снова откажется – еще 30; Таб. II, с. 11691170. 205 Кинди. В., с. 59. Ирдабб – мера объема, в ту пору вмещавшая около 25 кг зерна, а мудд – около 0,8 кг. 207 Таб., II, с. 11321135. Согласно ал-Йа‘куби, Ибн ал-Аш‘ас пришел к рутбилу с 4000 воинов, которые рассеялись по Давару; ал-Хаджжадж послал для прямых переговоров с рутбилом Умайра б.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Страдание святого мученика Феодора Пий — был императором с 138 г. по 161 г. узкая береговая страна на юге Малой Азии, ставшая в 78 г. до Р. Хр. римскою провинциею. главный бог древне-греческой религии, считавшийся властителем неба и земли. или Нубия — область в Африке, лежавшая к югу от Египта. святых мучеников последовала в полов. II b. Память святых мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата римский Диоклитиан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 284 г. по 305 г. житие его под 23 апреля. Александра, супруга императора Диоклитиана, была тайною христианкою. Будучи поражена твердостью и мужеством святого великомученика Георгия, она открыто исповедала себя христианкой и была императором осуждена на казнь, однако скончалась ранее совершения ее. См. житие ее под 23 апреля. святых мучеников последовала в 303 г. Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского малоазийская область. мера длины, равнявшаяся приблизительно 88 нашим саженям. Великий, император римский, царствовал с 527 г. по 565 г. телохранители императора, обыкновенно сопровождавшие его во время путешествий. Отступник царствовал с 361 г. по 363 г. св. мученика Емилиана последовала в 362 г. Память его совершается св. Церковью 18 июля. золотом пояс носили обыкновенно воины, служившие около царя (телохранители), а также — главные начальники войска. Родители св. Феодора еще от юных лет приготовили ему такой пояс (как повествует житие), так как предназначали его к воинской службе при царском дворе. золотая цепь, носившаяся в качестве украшения на шее. именем обозначалась у древних римлян сухая, плотно утоптанная (а иногда и вымощенная) площадка, предназначавшаяся обыкновенно для сушения и молотьбы зерна (лат. area, от arare — быть сухим). Здесь же устраивались иногда и общественные игры. ( < < back) (греч. Артемида) — греко-римская богиня света и жизни. Почиталась как раздаятельница свежей, цветущей жизни природы. Диана считалась также богинею родов и покровительницею животных. ( < < back)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мера — единица веса в хлебной торговле, равная 24 пудам. Мокшан — речное судно, вмещающее до 5000 четвертей зерна. Восьмушка — восьмая доля штофа, стакан (четверть литра). Оцеп — журавль, жердь над колодцем, использующаяся как рычаг для подъема воды. Полушка — медная монета в четверть копейки. Грош — медная монета в полкопейки. Селом называли крестьянское селение с церковью. Перечислены запреты, соблюдаемые старообрядцами. Морозовы — русские текстильные фабриканты. Родоначальник династии — Савва Васильевич (1770–1860) — организовал в селе Зуево Московской губернии шелкоткацкую фабрику; во второй половине XIX b. им были основаны еще четыре хлопчатобумажные фабрики. Морозов Д. А. (1843–1893). Волостной старшина — главный начальник из крестьян в пределах волости; согласно высочайше утвержденному в 1866 г. положению о волостном управлении это управление составляли: сход, волостной старшина и волостной крестьянский суд. Златоуст — наиболее распространенный в Древней Руси сборник текстов нравоучительного содержания, названный так, поскольку основу его составляли проповеди византийского церковного деятеля Иоанна Златоуста (между 344 и 354–407). Ефрем Сирин (IV b.) — один из учителей церкви. Катехизис — учебное руководство, популярно излагающее учение христианской церкви. Иосиф — пятый патриарх Московский и всея Руси (с 1642 по 1652). В истории православной церкви известен изданием «поучений» к русской иерархии и духовенству и печатанием церковно-богослужебных и церковно-учительных книг (38 названий). В нескольких из них отражены раскольнические мнения о двуперстии крестного знамения, о «сугубой» аллилуии и т. д. Рака — в христианской церкви гробница, в которой хранят мощи святых. Река Емца — левый приток Северной Двины в нижнем ее течении. Село Емецкое (сейчас город Емецк) принадлежит к числу древнейших поселений на севере, расположено к югу от Холмогор по дороге на Москву на левом берегу реки Емцы, левого притока Северной Двины. Евлампий Введенский — епископ Архангелогородский и Холмогорский с 1801 по 1809 г.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

А когда принимали пищу, то надобно еще сказать: что это была за пища? Это были смоквы и финики, разные огородные овощи, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко – с маслом. Одному подвижнику, в день Пасхи, ученик приготовил пищу с маслом: он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: “Господь мой вкусил оцет с желчию, и я ли буду есть с маслом?” – велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они вареныя зерна пшеницы, ячменя, чечевицы, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях или близ оных, питались, конечно, и хлебом, преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев и даже лет; но многие и хлеба не вкушали. Преподобный Марк Фраческий, 95 лет не видевший лица человеческого, открывался посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землею и пить морскую воду. Пустынники, обыкновенно, питались дикими растениями, корнями разных трав, мохом, дубовой корой. Они смотрели на пищу, как на лекарство: фунт хлеба в сутки – вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали. Преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день, преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, – это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших киевопечерских затворников питались, обыкновенно, одною просфорою. Слабые люди нашего времени скажут: так изнурять себя – грешно, такая скудость в пище вредит здоровью, сокращает жизнь. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, они легко переносили и нестерпимый летний зной, и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Аротрон – плуг с железным сошником – крискеллоном. Арравон – задаток за товар. В частности, давался до получения приданого перед заключением брака. См.: простимон. Арта – город в греческом Эпире. Артаба (артава) – мера зерна в Египте (количественные показатели см.: меры веса и объема). Артаксата – город на границе Ирана Сасанидов и ранней Византии, разрешенный центр торговли для персов и ромеев. См.: Каллиник, Нисибис. Артопой – дословно с греч. «хлебодел», одновременно мельник и пекарь. См.: манкип, Артополий, Артопратий. Артополий – константинопольский квартал с хлебными эргастириями, которые тянулись примерно на 500 м по обе стороны Меси, между форумами Константина и Феодосия, на уровне нынешнего Базара в Стамбуле. Кроме хлеба здесь в торговых рядах продавали и другие продовольственные товары, фрукты, овощи, жареную рыбу, горячую похлебку и пр. См.: Тетрапил. Артопратий – см.: Артополий. Артос – греч. «квасной хлеб», то есть хлеб, тесто которого замешано на дрожжах. Обычно хлебец весил от 450 до 600 г. Так как он покупался на определенную монету – фоллис и по определенной цене, то подорожание хлеба выражалось в снижении веса каравая. Кроме основного продукта питания, А. означает в Православной Церкви общий всем ее членам освященный хлеб – Агиос Артос, или «просфору всецелую». Он занимает самое видное место в храме на протяжении Светлой недели перед Пасхой, то есть Воскресением Христа. Это означает, что пострадавший за всех людей Спаситель сделался Истинным Хлебом Жизни. На А. положено изображать крест с терновым венцом, но без распятого Христа, как знамение Его победы над смертью. Освящается А. особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой недели на Божественной литургии. Освященный А. кладется на столе на солее против Святых (Царских) врат алтаря, перед иконой Спасителя, где он лежит в течение всей Пасхальной недели. Все семь дней, по окончании Божественной литургии, с А. совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой недели в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как они думали и думают о Церкви и духовенстве, можно заключить из известного стихотворения пиэтистического происхождения: . Grosz ist per Betrug in allen, Drum wird Baben schrecklich fallen Denn das Sendemast ist voll Das die Hur bezahlen soll Велик обман во всём, за это ужасным образом погибнет Вавилон. Так как исполнилась мера прегрешений. Гернгуттерские братства В тесной связи с пиэтистическим движением стоит Братская Община гернгуттеров. Её основатель Николай Людвиг граф фон-Цинцендорф, происходивший из старо-австрийской дворянской фамилии, родился 26 мая 1700 г. в Дрездене. Шпенер находился в дружественных отношениях с его родителями и был восприемником при крещении Николая Людвига. Отец дитяти умер шесть недель спустя после его рождения, а его мать в 1704 г. во второй раз вышла замуж за прусского фельдмаршала фон-Натцмера (Natzmer). Бабка Людвига, отличавшаяся пиэтистическим образом мыслей, происходившая из фамилии Герсдорф (в Гросс Геннесдорфе в верхней Лузации), – тогдашняя литературная знаменитость, взялась за воспитание живого и наделённого богатыми дарованиями мальчика. С раннего детства он научился искать внутреннего личного общения со Спасителем. С 10-летнего возраста он является воспитанником педогогиума в Галле под руководством Франке, где в его душе укоренилась основная пиэтистическая идея о маленькой Церкви (Kirchlein) в Церкви. Эту идею он пытался осуществить уже на 15 году своей жизни, именно, путём насаждения горчичного зерна ( Мф.13:31 ) между сотоварищами по школе. В Галле также возникла в нём мысль об обращении язычников. По окончании здесь курса, он был послан своим дядей и опекуном, которому пиэтистический образ мыслей племянника казался опасным, в Виттенбергский университет для занятия правоведением. Пребывание здесь (1716–1719 г.) имело то значение для Цинцендорфа, что уничтожило, в нём узкосердечность галлеского пиэтизма, хотя зародыш последнего продолжал оставаться в нём. В 1719 г. молодой граф, по обычаю аристократов, предпринял путешествие, причём посетил Голландию и Францию; во время этого путешествия он вступил в тесные отношения с значительнейшими личностями всех исповеданий и сект.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Оков (кадь) – мера обьема зерна, применялась в России в XVI–XVII вв. Название «оков» происходит от металлического обруча, которым кадка была стянута сверху. Тесница – тонкая доска, вытесанная топором. Волконские князья: Яков Петрович († 1677 г.), стольник с 1636 г., дворянин московский в 1646–1668 гг.; Михаил Петрович († 1684 г.), стольник в 1650–1671 гг.; Семен Петрович, стольник в 1660/61–1671 гг. Петр Андреевич Глазун Волконский, в иночестве Паисий († 1642/43 г.), князь, выборный по Костроме в 1612/13–1616, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 12 января и 24 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20, 49). Федор Матвеев Луковников, жилец суконной сотни. Петр Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Как следует из записи в кормовой книге, Второй Озеров носил имя Авраамий и кормовое поминовение по нему совершалось 17 сентября (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 3). Федот (Федор) Иванович Горбов, член гостиной сотни, в 1635/36 г. товарищ таможенного головы в Архангельске и Холмогорах. Кормовое поминовение младенца Федора Михайловича Салтыкова совершалось 5 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 29). Федор Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1618/19–1645 гг. Владимир Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1631–1645 гг. Иван Захарьевич Кутузов († 1633 г.), выборный дворянин по Костроме в 1598/99–1611/12 гг., московский дворянин в 1618–1631 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм большей») совершалось 7 сентября и 13 января, по его жене Варваре 4 декабря и 29 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 1, 14, 21, 31). Моисей Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Стефан Иванович Панов († 1631 г.). Петр Васильевич Волынский († 1631/32 г.), князь, московский дворянин. Известны дворяне Василий и Юрий Петровичи Деглины, служившие по Костроме в 1630-х гг. Ферапонт, игумен Богоявленского монастыря в 1633—1637 гг. Кормовое поминовение по нему и его родителям совершалось 11 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010