Дитя, которое Спаситель поставил около Себя «Воскресное чтение», 1831 Идя в Капернаум, апостолы дорогою решали вопрос: кто из них больше будет в Царствии Небесном? Они очень хорошо знали, что наибольшим в Царствии Небесном будет тот, кто будет ближайшим Иисусу Христу; поэтому они рассуждали далее о том, кто из них стоит ближе к Нему. Тогда Спаситель призвал одно дитя, поставил его подле Себя и сказал: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот принимает Меня. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Кто был это дитя, которое Спаситель поставил среди апостолов и как оно называлось? В Евангелии ничего не написано об этом. Но древние повествуют, что это дитя был Игнатий, который впоследствии был епископом Антиохийским и носил прозвание Богоносца. И действительно: с малых лет и до седых волос имел Игнатий детскую привязанность и пламенную любовь к своему Творцу и Спасителю; он умер за свою веру во Христа, повторяя непрестанно: «Я ношу Христа в своем сердце». Язычники, видя его твердость и непоколебимость его веры, бросили Игнатия диким зверям, которые раздробили его в одну минуту своими зубами, подобно тому, как зерна дробятся под жерновом. А идя на страдания, он пророчески говорил: «Я хочу, чтобы меня измололи зубы зверей, я хочу быть пшеницей Божией». Как должно понимать слова: аще не обратитеся, и будете яко дети? ( Мф. 18:3 ) Св. Исидор Пелусиот Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, как, подобно Никодиму, думаешь ты, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает видеть в самом образе выражения; не сказал: если не будете детьми, но говорит: яко дети, присовокуплением яко означая подражание детям (ср. Василия Великого , ч. 5). Мысли свт. Феофана ( Мф. 18:3 ) «Мысли на каждый день года по церковным чтениям» Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное. Детское строение сердца – образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, – пример подражания. У детей что видим? Веру полную, не рассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно означает одно их свойство – смирение: иже смирится, яко отроча, той есть болий в Царствии Небеснем. Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть. Оно тогда и является в совершенстве, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость; оно венец их и покров. Это тайна жизни духовной о Христе Иисусе, Господе нашем. Чем кто выше, тем смиреннее, ибо он яснее и осязательнее видит, что не он трудится в преуспеянии, а благодать, которая в нем; и это есть мера возраста исполнения Христова. Ибо главное во Христе Иисусе то, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти. Мысли свт. Феофана

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Материнские заметки: час перед сном XXI век – век прогресса, всевозможных ноу-хау, компьютерных технологий и т.п. Бесконечная торопливость, суета, гонка за материальными благами, калейдоскоп «целей жизни»: «выучить детей», «договориться», «съездить отдохнуть», «сделать карьеру», «обеспечить достойную старость»… И так порой эти «цели» обступают человека, так давят со всех сторон, что хочется отгородиться от них, убежать, спрятаться на каком-нибудь уединенном островке. И там, на этом островке, привести в порядок свою издерганную, почти бесчувственную душу. Для многих таким островком становится семья. Семья может быть разной. Маленькой, состоящей из двух любящих друг друга людей, и большой. Тихой и шумной. Счастливой и не очень… А еще в семье есть дети. Автор этих заметок – мама четверых детишек. С рождением последнего малыша мне вдруг как-то особенно стало ясно, что я… ничего не понимаю, точнее – так мало понимаю в своих детях! Да, с появлением каждого следующего ребенка мать становится опытнее, но это, так сказать, бытовой практикум: как кормить, чем лечить, во что одеть, на чем сэкономить, чтобы всем хватило и т.п. А вот понимание всей меры ответственности за воспитание, возложенной на родителей, приходит далеко не сразу. И мера этой ответственности безмерно широка и глубока. Бог, подарив нам огромное счастье быть родителями, вверяет нашим попечениям чистую, неиспорченную детскую душу. Что мы привьем этой душе, какие зерна посеем в ней, зависит только от нас. И как будет развиваться и формироваться личность: в сторону созидания либо разрушения, – тоже. «Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она также охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование», – записала однажды в свой дневник святая царица-мученица Александра Феодоровна. Наше же общение с детьми часто сводится к «ритуальным» вопросам типа: «Уроки сделал?» или указаниям: «Пойди поиграй с сестренкой». И вроде бы это объяснимо и понятно. Уроки, собственно, прямая обязанность наших отпрысков: если мы, родители, обязаны трудиться, то они – учиться. И насчет игры тоже все верно: старшие дети всегда играют с младшими; и мы играли, когда были детьми. Все так. Родительские требования вообще всегда легко объясняются и в принципе не обсуждаются. Многие родители в общении со своими детьми довольно твердо придерживаются «руководящей» позиции. И это традиционно для русских семей: иерархия в семьях существовала всегда и служила только к пользе взаимоотношений. Но это отдельная большая тема.

http://pravoslavie.ru/795.html

Что значит поститься до первой звезды?Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? 6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник , — последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова. В Сочельник день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко. – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? В этом году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста . Сочельник Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана. Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-provesti-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что такое ликвидность и кто такие ликвидаторы О значении военного языкознания для понимания процессов глобализации 26.07.2011 969 Время на чтение 3 минуты Английский язык - аналитический. Это значит, что на каждый оттенок смысла там есть отдельное почти однозначное слово. А русский язык – синтетический – гибкий. Слова в нем собирают много всяких значений. Так вот. Слово «ликвидность» - в английском оригинале значит «текучесть», ибо liquid - значит «жидкий-текучий». А вот используемое в русском языке слово «ликвидировать» в смысле «уничтожить» в английском оригинале несет слово abolish. Для справки: широко применяемое ныне слово «толерантность» в аналитическом оригинале значит «тупое безразличие». То есть, для понимания смыслов «глобализации по-английски» нужно не заимствовать их слова, а точно переводить смыслы их слов. Так, если бы всем слушателям на русском языке говорили, что в банковской системе не хватает «текучести» по операциям (т. е. образуются «пробки»), то молодой ум искал бы ответ не столько на вопрос про причины «загустения потока» (денег в обороте). Сколько про ширину русла (вмещающий этот поток бумаг с нулями объем натуральных стоимостей). С 1972 года доллар США выступает ЕДИНСТВЕННОЙ (не путать со значением слова - «единой») учетной единицей (не путать со значением слова - «мера») богатства (не путать со значением слова «стоимость) всех натуральных ресурсов планеты. То есть: всей нефти, всего угля, всего газа, всего леса, всего зерна, всех металлов и ВСЕГО ВАЛОВАГО ПРОДУКТА жизнедеятельности людей на планете. А ресурсы планеты - БЕСЦЕННЫ, ибо других НЕТ. Поэтому-то совершенно все равно: сколько нулей за цифрой «1» не написать на ценнике, единственная учетная единица богатств «мира сего» как была единицей, так и останется. Суть: доллар США обеспечен ВСЕМ ДОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. А в «мировом кризисе» шатается не мир и не доллар. Сужается и разваливается «русло»: ИНДУСТРИАЛЬНОЕ производство НАТУРАЛЬНЫХ стоимостей в США. То есть, говоря о «нехватке ликвидности» речь идет о кризисе общества индустриального производства. Суть: о кризисе капитализма, ибо рынок без расширенного воспроизводства жить не может. Для расширенного воспроизводства капитала нужно разгонять спрос на изделия (то есть - потребление). Вот спрос «золотого миллиарда» и разгонялся безлимитным кредитом («разбрасыванием долларов с вертолета»).

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/201...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» Поучение Иисуса Христа о суде находит свое дальнейшее подтверждение и развитие в словах: «и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Матф.7:2 ). Как нужно понимать эти слова? Суд, фигурирующий в 1-м стихе, сопоставляется (сравнивается) с понятием мера. Мера на древнееврейском языке называлась мида. В древнееврейском государстве к мерам относили длину пальца – перст, длину ладони – пядь, длину локтя – локоть, длину шага – шаг, горсть и так далее. Слово мера обозначает как раньше, так и сейчас: единицу измерения; границу, предел проявления чего-то (знать меру, чрезмерный и т.д.) (С.И. Ожегов, «Словарь русского языка», издание 22-е, стр. 349). На Ближнем Востоке зерно на базар привозилось в мешках и засыпалось в специальные ящики, называемые тимне или меры. Продавалось это зерно по полной мере, то есть когда ящик был насыпан доверху. Как правило, продавец, наполнив тимне, встряхивал его несколько раз, чтобы зерно равномерно улеглось в ящике и разглаживал рукой поверхность наполненной меры, чтобы уровнять количество зерна с краями меры (ящика, которым меряют зерно). По просьбе покупателя он мог подсыпать в меру зерна. До революции в Царской России зерно и плоды также продавались мерами. Таким образом и покупатель и продавец должны были пользоваться общеупотребительной для всех мерой (ящиком для измерения количества продаваемого товара). А применительно для судьи и судимого общечеловеческие понятия, истины и законы общества должны быть использованы, как мера, в решении спорных вопросов. И как для покупателя и продавца количество товара (например зерна) одинаково определено мерой. Так и для судьи будет одинакова та мера осуждения (вернувшаяся к нему в будущем через воздаяние) которой он осудил подсудимого. Как видим в рассматриваемой фразе слово «мера» преобразуется в выразительный и назидательный образ воздаяния Божьего за поступки людей. Мерами, или иной тарой для измерения товара (зерна, плодов, иных сыпучих продуктов) широко пользуются и теперь во всем мире. Таким образом слова Спасителя о мере в смысле воздаяния Божьего, воплотившись в наглядном примере, постоянно напоминают людям о том законе, согласно которому как они будут относиться к ближним, так будут относиться и к ним ближние. «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Матф.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Рождественский сочельник и Рождество Христово Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? 6 октября, 2016 Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января. Рождественский сочельник — праздник перед Рождеством 6 января — Навечерие Рождества Христова , или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко. Как поститься в Сочельник? – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? Сочельник Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-sochel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИИЛ Арх. Иеремиил. Фрагмент иконы Божией Матери «Честнейшая херувим». 1836 г. (частное собрание, Германия) Арх. Иеремиил. Фрагмент иконы Божией Матери «Честнейшая херувим». 1836 г. (частное собрание, Германия) [евр.   - высота Божия, возвышение Божие], архангел (7-й из 7, имена к-рых известны из Свящ. Писания или сохраняются в Свящ. Предании, иногда вместо него 7-м называется Варахиил; ср.: Тов 12. 15) (пам. 8 нояб.), упоминается в неканонической книге Библии - Ездры третьей книге . Он посылается от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, но и помогает узреть в умирающем мире св. зерна жизни вечной (ср.: Ин 12. 24). И. присутствовал при 1-й беседе арх. Уриила с ветхозаветным свящ. Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников. «Как же и когда это будет?» - вопрошал прав. Ездра. И. отвечал: «Когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Езд 4. 33, 36-37). Т. е. Бог заранее определил, когда этот временный мир прекратит свое существование, и этот срок не может быть изменен. Ездра обратился к И.: «...покажи мне: имеющее прийти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет?» (3 Езд 4. 45). С помощью подобий - прошедшего пламени и оставшегося дыма, прошедшего облака, сильного дождя и оставшихся после него капель - Небесный посланник открывал праведнику, что уже прошла большая часть того времени, к-рое отпущено Богом этому миру от его сотворения до его кончины («...как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила...» - 3 Езд 4. 50; ср.: «...век разделен на двенадцать частей, и девять частей его и половина десятой части уже прошли...» - 3 Езд 14. 11).

http://pravenc.ru/text/Иеремиил.html

Царствие Небесное всевает в наши души Бог маленькими зернышками. И как оно растет, мы не понимаем. Но мы должны понимать, какие условия для его роста надо создать. Элементарно — дать время для роста. После сева проходят месяцы, прежде чем урожай вызреет. Точно так же в духовной жизни нужно время. Поэтому в Православии трехчасовые службы, сорокадневные посты. Неужели нельзя покороче? Можно. Но тогда не вызреет в людях то, что вызревает медленно. Зерна Царствия Божия растит в нас Бог. Но хорошо в себе эти зерна примечать и заботиться о них. Как? Митрополит Сурожский Антоний говорит: если какие-то строки из Евангелия пробивают сердце верующего, и он всей душой согласен с Христом на этих нескольких строчках, то такие строки стоит замечать, здесь он — Божий. Не так много строчек может оказаться. Но они-то и есть те самые зерна, которые Господь посеял. И они попали в нас на плодородную почву. Они дальше могут умножаться, если мы будем проводить над ними время, будем уделять этому внимание. Да поможет нам Господь сохранить и приумножить зерна, которые Он всевает, чтобы Царствие Небесное открылось в нас. Преображение (Мф 17:1–9) Господь преобразился перед учениками. Святитель Григорий Палама говорит, что разную меру Света видели Апостолы: одна мера была на лике Христа, другая исходила от Его одежд, третья — в облаке. Разная мера Света — это разная мера благодати, которую воспринимали Апостолы в Преображении. Люди, которые стремятся к Богу, принимают благодать на благодать (Ин 1:16), переходят от меньшей меры благодати — к большей. Бывает, приобрел человек некоторый религиозный опыт и считает, что этого достаточно. Например, такой человек может однажды почувствовать присутствие Божие и на этом успокоиться, говоря, что Бог у него в душе (то есть в кармане), и в храм ему ходить на надо. Значит, такой человек еще не полюбил Бога. Разве скопидом скажет: у меня дома денег хватает, они мне больше не нужны, я никуда за ними не пойду. Сребролюбец стремится без конца преумножать капитал.

http://pravmir.ru/slova-na-evangelie-i-a...

А когда принимали пищу, то надобно еще сказать: что это была за пища? Это были смоквы и финики, разные огородные овощи, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко – с маслом. Одному подвижнику, в день Пасхи, ученик приготовил пищу с маслом: он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: “Господь мой вкусил оцет с желчию, и я ли буду есть с маслом?” – велел подать себе обычную пищу без масла. Вкушали они вареныя зерна пшеницы, ячменя, чечевицы, что у них называлось сочивом. Те, которые жили в монастырях или близ оных, питались, конечно, и хлебом, преимущественно сухарями, которыми запасались на несколько дней, месяцев и даже лет; но многие и хлеба не вкушали. Преподобный Марк Фраческий, 95 лет не видевший лица человеческого, открывался посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землею и пить морскую воду. Пустынники, обыкновенно, питались дикими растениями, корнями разных трав, мохом, дубовой корой. Они смотрели на пищу, как на лекарство: фунт хлеба в сутки – вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали. Преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день, преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукою, столько и составляло его дневное пропитание, – это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших киевопечерских затворников питались, обыкновенно, одною просфорою. Слабые люди нашего времени скажут: так изнурять себя – грешно, такая скудость в пище вредит здоровью, сокращает жизнь. Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, они легко переносили и нестерпимый летний зной, и зимнюю стужу, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В области изучения русской ономастики вкладная книга также дает некоторый материал. Из ряда записей можно узнать прямые или крестильные имена отдельных представителей аристократии. Например, боярин Михаил Михайлович Салтыков имел второе крестильное имя Исаакий, супруга боярина Б. М. Салтыкова Мария фигурирует в книге под своим крестильным именем Евфимия . Приведу пример одной из записей: «Иванова жена Теряева Мая дала в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа сорок четей ржи, да овса пятьдесят четвертей, пшеницы пятьдесят, ячменя десять четей за здравие мужа своего Ивана Никитича, а имя его Павел» . Вкладная книга дает и любопытный материал для русской метрологии. К примеру, везде при оценке вкладов зерном используется пересчет на костромскую четверть. Например, Аггей Кафтырев прислал в монастырь «двадцать четей ржи, а прислал девятнадцать четей, а в костромскую меру четырнадцать четей с четвериком, да овса двадцать четей, а в костромскую меру стало пятнадцать четей, ячменя десять четей, а в костромскую меру семь четвертей с осьминою» . Следовательно, костромская мера была на четверть больше, чем обычная. В данном случае можно принять, что четверть до начала XVII в. вмещала четыре пуда зерна, соответственно костромская — пять пудов . Нельзя не сказать об особенности вкладной книги в публикуемом списке. Труд его составителей оставляет отпечаток незавершенности: некоторые записи не имеют логических окончаний. Так, в частности, не указаны монашеские имена вкладчиков, принявших постриг в монастыре; иногда не указана сумма вклада, вес передаваемого монастырю предмета, приметы подаренных обители лошадей и т.д. Пропуск деталей во вкладных записях приходится отнести на счет недостатков ведения документации в хозяйстве монастырского келаря. Введение в научный оборот вкладной книги Богоявленского монастыря позволит обогатить наши знания по истории, культуре и быте провинциальной России XVII – первой трети XVIII в. Так, в данном памятнике подробно расписаны пожертвования церковными облачениями, из характеристики которых можно получить представление о разнообразии тканей в обиходе приволжского города XVII в.: аксамит, алтабас, атлас, бархат, дороги, камка, киндяк, крашенина, куфтерь, миткаль, объярь, парча, тафта, черевчатый бархат. Отдельного внимания заслуживает описание окладов к иконам, подаренным монастырю. Из него следует, что в изготовлении серебряных окладов заметно преобладала техника басмы, а для украшений широко использовались драгоценные и полудрагоценные камни, более всего – жемчуг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010