Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня ( 55, 286 ). Кто милует ближнего, тот Попечителем о себе имеет Бога ( 55, 295 ). Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, приняв в себя ощущение одного наслаждения, не порабощенного чувством? – Послужи милостыне. Преподобный Исаак Сирин ( 56, 14 ). Тело и душу нужно умывать слезами, они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключения ( 108, 160 ). Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, делает человека богоподобным ( 108, 522 ). На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви ( 111, 42 ). Покаяние для ожесточенного сердца невозможно; надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только оно способно к покаянияю... ( 111, 43 ). Свойственно милости рождать веру и вере – милость ( 111, 236 ). Таинство Искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству ( 111, 245 ). Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит нашей волей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 246 ). Господь Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян. 20, 35 ). Когда томимому голодом дают пищу или дрожащему от холода теплую одежду, не чувствует ли он себя в то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти это блаженство? В боголюбивом и человеколюбивом Сердце. В чем состоит это блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести об исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе – хоть не в совершенстве – образ Всеблагого Бога, по которому сотворен, радуется обо всем добром даже когда только слышит о нем, поэтому естественно блаженствовать ему, когда сам делает добро. Сверх этого внутреннего блаженства слово Божие обещает человеку благотворительному еще и благополучие по особенному провидению Божию: «В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его» ( Пс. 40, 2–3 ). Мы не можем ясно видеть, какими средствами достигает этого Провидение, потому что не можем проследить все пути Его, но что верно и чудесно достигает, – это видим на примерах, особенно ясных в Священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Желающий спастись, непременно должен держаться тесного пути, завещанного Спасителем ( 108, 211 ). Преподобный Ефрем Сирин сказал о положении тех, которые займутся исканием живого слова Божиего во времена последние. Они будут... проходить землю от востока к западу и от севера к югу, ища такого слова – и не найдут его ( 108, 285 ). Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к Откровенному учению Божию. Они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь... Такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд. Такому направлению свойственно отступление от христианства... В ослаблении христианства будет участвовать монашество: член тела не может не принять участия в немощи, поразившей все тело... Когда христианство до крайности умалится на земле, тогда окончится жизнь мира ( 108, 457–458 ). Отступление Нового Израиля от Спасителя к концу времен будет обширным, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын гибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией... ( 111, 222 ). Обильное земное преуспеяние и огромные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество ( 111, 222 ). Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя; эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, которые будут карой Нового Израиля за его преступление ( 111, 223 ). Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения его, «внезапно постигнет... пагуба» ( 1Фес. 5, 3 ), тогда наступит кончина мира, которой он в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать ( 111, 270 ). Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления людей ( 111, 309 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Чтение отеческих писаний – родитель и царь всех добродетелей ( 108, 113 ). Страсти – злые навыки. Добродетели – навыки благие ( 108, 380 ). Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести ( 111, 490 ). Упражнения в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодной ( 111, 502 ). Тогда только приемлет Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога ( 111, 526 ). Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием ( 112, 269–270 ). Евангельское учение есть единственный источник всех истинных христианских богоугодных добродетелей ( 112, 270 ). Пост есть начальное орудие всех добродетелей ( 112, 270 ). Все благие помыслы и добродетели имеют сходство между собой; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сходство между собой ( 112, 351 ). Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели ( 112, 415 ). Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели ( 112, 417 ). Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели ( 112, 433 ). Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели ( 112, 442 ). Уединением вашим да будет ваша душа, умерщвленная для мира, святой обителью вашей – да будет ваша душа, да будет она обителью всех евангельских добродетелей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 465 ). Нам принадлежат благие намерения и труд, а добродетель и плоды ее – от Господа Душа наша – пустыня, не плодящая добрых дел, от Тебя, Господи, да примет она силу плодоношения. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 326 ). Начало всякой добродетели – Бог, как источник дневного света солнце ( 54, 11 ). Человек старается делать добро по своей воле, исполняет же его Бог, в соответствии со Своей правдой. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия: читай Его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью ( 108, 108 ) . Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного врача – Евангелие ( 108,109 ) . Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу... тогда и деятельность твоя удобно сделается Евангельской ( 108, 109 ) . Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать собственными усилиями: это – дар Христов ( 108, 111 ) . Евангелие есть изображение свойств нового человека, который Господь с небес. Этот новый человек – Бог по естеству ( 108, 111 ) . Дух Святой, вселившись в истинного и верного служителя Своего, делает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия ( 108, 111 ) . Писания Отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа, источник и конец всех их – Святое Евангелие ( 108, 113 ) . Сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие ( 108,113 ) . Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом ( 108, 119 ) . Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки – твое собственное плотское состояние... и падшие духи ( 108,125 ) . Постоянным уклонением от зла и исполнением Евангельских добродетелей – в чем заключается все Евангельское нравоучение, достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу ( 108, 130 ) . Верный Слову Божию.., действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов.., малопомалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы... ( 108, 232 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

22 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 15 марта 1920 г. (Там же, л. 91–94 об.). 23 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 29, 30, 31 марта 1920 г. (Там же, л. 111–112 об.). 24 Красное знамя. 1920. 71, 31 марта. 25 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 29, 30, 31 марта 1920 г. (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 111–112 об.). 26 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 15 марта 1920 г. (Там же, л. 91–94 об.). 27 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 29, 30, 31 марта 1920 г. (Там же, л. 111–112 об.). 28 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 15 марта 1920 г. (Там же, л. 91–94 об.). 29 «Неожиданно и к великому негодованию народа приехал Иоанн (Поммер.— М. К.). Что сей сон означает?.. Подробностей пока не знаем… Иоанн, оказывается, прибыл для допроса и, вероятно, разделит участь своих “подчиненных”: ему не до управления» (Из письма Путяты высокопоставленному сотруднику ВЧК в Москву, без даты, апрель 1920 г. (Там же, л. 113–113 об.)). 30 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 14 мая 1920 г. (Там же, л. 86–86 об.). Часть текста уходит в сшивку и поэтому не читается. В левом верхнем углу от руки: «Б. Лубянка, д. 13. Коменданту ВЧК. Прошу позвонить тов[арищу] Лацису, к нему приехали из Пензы по делу архиеп[ископа] Владимира делегатки Спешнева и Попова пускай он их примет и выслушает. Кстати, они передадут ему письма, мне писанные. Уполном[оченный] по управ[лению] ж. д… (далее неразборчиво — М. К.) сообщ. РТЧК Центра Свиклин 28/V 20 г.». 31 Письмо Путяты А. Р. Свиклину, 21 мая 1920 г. (Там же, л. 103–104 об.). Часть текста уходит в сшивку и поэтому не читается. 32 Вскоре «должен, по словам Пугула, решиться и этот самый “рогатый” вопрос на предстоящем в июне съезде заведующих отделами юстиции» (Там же, л. 103–104 об.). «Резолюция III-ro Всероссийского Съезда деятелей советской юстиции, 25-го июня 1920 г., по докладу товарища Красикова “об отделении церкви от государства”… 2. По отношению к епархиальным советам и центрам церковного управления необходима выдержанная политика, направленная к лишению их всех остатков власти над гражданами, а также и фактической возможности выкачивать через хозяйственный свой аппарат огромные средства и суммы, предназначенные на организацию централизованной старой церковной машины, являющейся остатком царской правительственной организации» (Революция и церковь. 1920. 6–8. С. 117).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Размышление о том, как донести до современников «грамотное представление о Православии». Маргарита Антонова , заведующая библиотекой Софийского собора. Библиотекарь - это не «книговыдаватель »// Фома. - – апрель 2007. – С.110-111. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Информационные врезки: « С чем у Вас ассоциируется Великий Новгород? »: Диаграмма с результатами социологического опроса//Фома. - – апрель 2007. – С.111. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). « Библиотека Новгородского Собора …». Краткая справка//Фома. - – апрель 2007. – С.111. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Алексей Борискин , врач-оториноларинголог областной детской клинической больницы Великого Новгорода, священник храма Бориса и Глеба. «На что жалуетесь?» или «Всех прощаете?» //Фома. - – апрель 2007. – С.112-113. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Информационная врезка: « Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)…». Биографическая справка//Фома. - – апрель 2007. – С.113. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Ищущие и ненайденные . Что влечет людей в поиск? /Игорь Неофитов , командир солецкого отряда «Память», представляет подборку фотографий и рассказывает о поиске незахороненных солдат Великой Отечественной войны в новгородских лесах//Фома. - – апрель 2007. – С.114-117. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). Повлияло ли Ваше образование на Вашу веру? //Фома. - – апрель 2007. – С.118-119. – (рубрика « Великий Новгород: грамотная вера »). На заданную тему размышляют: Александр Чаусов , журналист. Сомнения – не повод для паники . – С.118; Татьяна Царевская , главный хранитель Софийского собора, ведущий научный сотрудник Новгородского музея, кандидат исторических наук. Разум и чувства дополняют друг друга . – С.118; Евгений Белотелов , врач анестезиолог-реаниматолог. Оправдание знанием . – С.119; Андрей Маров , программист. Неизвестная религия . – С.119. Вместо послесловия: Стена. (Из Свято-Юрьева монастыря. Беседа с иеромонахом Григорием , благочинным Юрьева монастыря)/Автор - Андрей Соколов. Фотографии Дениса Маханько//Фома. - – апрель 2007. – С.120. – (рубрика Великий Новгород: грамотная вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-48-a...

Вера двояка. Есть вера от слышания ( Рим. 10, 17 ). Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святого Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической церкви или через дурные дела сообщается с диаволом, тот неверный. Есть еще вера «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ), то есть твердая и несомненная надежда на данные нам от Бога обетования и на получение просимого нами. Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 13 ). Вера – познание Бога Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 390 ). Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 629 ). Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу... Взоры, для которых доступно небо, вера. Верой мы усматриваем духовное небо: учение Христово. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 431 ). Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру. Преподобный Исаак Сирин ( 113, 15 ). Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его... Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? От веры зависит и общение в страданиях. Если бы мы не уверовали, то и не страдали бы; если бы не веровали, что, пострадав со Христом, мы будем и царствовать с Ним, то не терпели бы страданий. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 15 ). Живая вера открывает взорам души Бога: Слово Божие соединяет душу с Богом. Узревший таким образом Бога, ощутивший таким образом Бога усматривает свое ничтожество, исполняется неизреченным благоговением к Богу, ко всем делам Его, ко всем велениям Его, ко всему учению Его, стяжает смиренномудрие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 324 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

181 Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов»//Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.113. 182 Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов»//Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.111. 184 Ушакова Юлия. Сайентология – новая песня на старый мотив//Журнал «Новая Европа». Милан – Москва, 1997, 11, С. 107. 197 Ушакова Юлия. Сайентология – новая песня на старый мотив//Журнал «Новая Европа». Милан – Москва, 1997, 11, С.109–110. 199 Атак Джон. Хаббард и оккультизм//Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.97–98. 201 Аффидевит Андре Табайойона. 14 апреля 1994. Окружной суд США, Центральный округ Калифорнии//Секты против Церкви. М. 2000, С.469. 205 Скородумов А. А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге//Анти-саентология.., С. 131 210 Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов»//Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.113. 211 Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов»//Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.113. 214 Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов»//Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.103. 222 Комитет по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга, отдел здравоохранения администрации Приморского района, Организационный консультативный отдел по психиатрии//СПб., Пудожская ул., д. 6; исх. 111 от 7.04.1997. 228 Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. Спб. 1997, С. 184. Цит. По: Анти-саентология.., С. 154–155. 230 Тревогин Петр. «Сатурн с Нептуном соединяются в Козероге»//Санкт-Петербургские ведомости, 30 ноября 1991, С. 7. 231 Заец Ольга. «Ни капли духовности нет в Церкви сайентологии»//НГ-Религии, 15 (86), 8. 08. 2001, С. 1. 232 Михаил, епископ Астраханский и Енотаевский. Основы православного учения о личном спасении по Св. Писанию и святоотеческим высказываниям//Богословские труды, 10, М., 1973, с.174. 233 Иустин, епископ. Православно-христианское вероучение или догматическое богословие. т.2. Херсон, 1887, с. 392.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Священник Игорь Катаев , web-peдakmop официального сайта Санкт-Петербургской митрополии. – С.98-99; Священник Даниил Ранне , настоятель храма святой Равноапостольной Марии Магдалины города Павловска. – С.99; Священник Евгений Горячев , настоятель Благовещенского собора города Шлиссельбурга, преподаватель Православного Народного университета – С.99-100; Андрей Митрофанов , аспирант исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. – С.100-101; Константин Морозов , студент Санкт-Петербургского высшего педагогического училища-колледжа – С.101. Галерея: Краски для размышлений . Живописный мир Оксаны Павловой . (Подборка репродукций с работ художницы)/Автор вступительной статьи Дарья Рощеня //Фома. - – февраль 2006. – С.102-107. – (рубрика « Галерея »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.108-110. Чтение: Протоиерей Николай Агафонов . Молитва алтарника : Рассказ /Рисунки Юлии Кузенковой//Фома. - – февраль 2006. – С. – 108-110. – (рубрика « Чтение »). Имеются биографическая справка « Протоиерей Николай Агафонов …» (С.108) и фотопортрет автора. Реклама: - С.111. Что читать: В рубрике представлены и подробно прокомментированы следующие книги: Николай Гаврюшин . Русское Богословие . Очерки и портреты/Автор аннотации Юрий Максимов //Фома. - – февраль 2006. – С.112. – (рубрика « Что читать »). Протоиерей Николай Агафонов . Неприкаянное юродство простых историй /Автор аннотации Юрий Максимов //- Фома. - – февраль 2006. – С.112. –(рубрика « Что читать »). Юрий Максимов , Кирилл Смоляр . Православное религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм /Автор аннотации Василий Львов //Фома. - – февраль 2006. – С.112-113. – (рубрика « Что читать »). Сергей Аверинцев . Другой Рим /Автор аннотации Алексей Соколов //Фома. - – Февраль 2006. - С.113. – (рубрика « Что читать »). Хаим Херцог , Мордехай Гишон . Библейские сражения/Автор ? (под этим заглавием здесь ошибочно помещена аннотация на книгу «Костромская икона XIII-XIX веков». – См.: Фома. - – С.111)//Фома. - – февраль 2006. – С.113. – (рубрика « Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-34-f...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010